В работе описывается боевой путь ветерана Великой Отечественной войны, участника Висло-Одерской операции Степанова Степана Осиповича
Вложение | Размер |
---|---|
Дороги войны, пройденные Степановым Степаном Осиповичем | 69 КБ |
prilozheniya.doc | 2.89 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАНГУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Дороги войны»
Автор:
Хуриганова Валентина,
ученица 10 класса
Тангутской средней школы
Руководитель:
Семёнова Ольга Валерьевна,
учитель истории.
Тангуты,
2015 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава I. Детство и юность ………………..………………….……………. .5
Глава II. Дороги войны. ……………………………………………………..7
Глава III. Учитель……………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………10
Источники…………………………….……………………………………….11
Приложение 1…………………………………………………………………12
Приложение 2…………………………………………………………………14
Приложение 3………………………………………………………………….15
Введение
Война… Сколько жизней унесла и сколько судеб покалечила, оставив неизгладимый след в истории нашего народа. О героизме советских солдат можно прочитать в книгах или посмотреть фильмы, но нам, родившимся в 90-е годы никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет.
В моей семье тоже есть герой. Дядя моего отца Степанов Степан Осипович (1924-2002) – ветеран Великой Отечественной войны. Мне самой не довелось встретиться с ним, но по рассказам моего отца, я всегда представляла себе человека-героя, недосягаемого для моего детского понимания. Почему-то тогда, наверно в силу возраста я не так это все воспринимала. Но сейчас я понимаю, что любой солдат – это живой человек, а значит с ним его чувства – ненависть к врагу, боль от потери боевых товарищей, тоска по дому, мечты о счастливой жизни. К тому же у любого человека со временем скапливается личный архив: документы, фотографии, письма и т.д. По ним можно проследить жизненный путь любого человека.
В процессе моей исследовательской работы были использованы следующие источники:
Цель моего исследования: исследование жизненного и боевого пути дяди моего отца Степанова Степана Осиповича.
Задачи:
Объектом моего исследования является жизнь и деятельность ветерана ВОВ Степанова Степана Осиповича.
Предмет исследования: вклад моего родственника Степанова С.О. в Великую Победу.
Методы работы: Исследование, интервью, наблюдение.
Этапы исследования:
Результатом работы стало создание презентации о жизненном и боевом пути ветерана Великой Отечественной войны Степанова Степана Осиповича.
Практическая значимость работы состоит в то, что ее можно использовать во внеклассной работе, на классных часах, посвященных ВОВ, уроках истории и как экcпозицию школьного музея.
Глава I. Детство и юность
По моей просьбе рассказать о дедушке, Роза Платоновна достает какой-то старенький деревянный чемодан. В любое другое время он и его содержимое никогда не привлекли бы мое внимание. Так, какие-то пожелтевшие бумажки и фотографии. Но сейчас этот чемодан представлял для меня огромную ценность. В этом немецком трофейном чемоданчике Роза Платоновна бережно хранит документы, вырезки из газет, фотографии и награды своего мужа, ветерана Великой Отечественной войны, Степанова Степана Осиповича. Перебирая документы и фотографии, Роза Платоновна не спеша начинает свой рассказ.
Степан Осипович родился в улусе Урда–Тангут Нукутского аймака Иркутской области 27 сентября 1924 года в большой бурятской семье. В семье всегда царила атмосфера доброты. Детей учили честности, трудолюбию, справедливости. Хоть и жили бедно, но жили дружно.
Степан с малых лет познал все тяготы крестьянского быта: помогал косить и грести сено, ухаживал за скотом, готовил дрова. С друзьями любил порыбачить. Ведь его улус стоял на живописном берегу реки Унги, что несет свои воды в величественную Ангару.
Весть о начале войны грозным эхом прокатилась по улусу. И хотя Нукутский аймак находился далеко от фронта, война ворвалась в каждый дом, принося с собой лишения и беды. Один за другим ушли на фронт одноулусники, старшие товарищи Степана.
С уходом мужчин на фронт на плечи стариков, женщин и детей легла непомерная ноша – ежедневный, тяжелый труд во имя Победы. Жители Тангут, да и всей страны, оставшиеся в тылу, совершили беспримерный подвиг. Жизнь в деревне имеет свои особенности. Главная из них та, что работа не прекращается ни в одно из времен года Детям приходилось помогать взрослым на животноводческих фермах, на заготовке кормов и дров. Зимой ребята ходили на ферму, убирали навоз, весной сеяли хлеб, капусту, морковь, а летом поливали, пололи, ухаживали. Хлеб убирали жатками и серпами. Девушки и мальчишки садились на трактора, работали прицепщиками.
Еще неокрепшие руки и плечи Степана и его сверстников познали непосильный труд. Работал прицепщиком, таскал тяжелые мешки с зерном, пас скот. Осенью работал на заготовке дров. Из подручных средств были только топор и самодельная пила. Но никто не плакал, не роптал на трудности. Наоборот, все работали с усердием, стараясь перевыполнить план, чтобы помочь стране изгнать фашистов. Полуголодные, плохо одетые и обутые, они работали на пределе своих сил и возможностей.
Детей военной поры ждала не только ежедневная работа. Нужно было продолжать учиться. В таких трудных, иногда невыносимых условиях продолжала работать школа. Невыспавшиеся, полуголодные дети сидели за партами несмотря на холод, писали на газетах, т.к. ни о каких тетрадях не было и речи. Электричества не было, керосина тоже, поэтому писали при свете лучины.
Стало традицией собирать подарки для бойцов Красной Армии. Вечерами женщины и девушки шили и вязали рукавицы, носки, шапки, в посылки клали сухари, сахар. И ждали вестей с фронта. Вся деревня радовалась, если в какой-то дом приходил треугольничек с фронта. Жители улуса сбегались, и письмо читалось вслух. Но порой почтальон приносил другие «форменные» синие письма. И это было общим горем.
Мальчишек душила жажда мести за погибших жителей деревни, за поругание Родины фашистами. Они рвались на фронт. Но и здесь, в тылу, они совершили беспримерный подвиг, заменив мужчин в хозяйстве Долгожданная повестка в ряды Красной Армии пришла дедушке в феврале 1943 года, когда он учился в 10 классе.
Глава II. Дороги войны
Сначала его направили на Иркутский авторемонтный завод, где готовили технику для фронта. Затем начались военные дороги. Правда, сначала на восток, в Монголию, где он готовил коней для отправки на фронт. После нескольких месяцев службы его и подготовленных им лошадей отправили через всю страну, к фронту, где так нуждались в них кавалеристы. В пути за лошадьми надо было ухаживать. Во время коротких остановок на станциях бежали с ведрами к колонке. Пока напоишь лошадей, эшелон трогался, где уж тут самому успеть напиться. Всех лошадей доставили в сохранности.
После краткосрочных курсов радистов Степан попадает на 1-ый Белорусский фронт под командование маршала Рокоссовского. Служить радистом – дело нелегкое и опасное. От радиста зависит, будет ли ясна для командования картина сражения, дойдут ли вовремя боевые приказы. Степана отличала высокая степень дисциплинированности, четкость в работе, умение безошибочно определять координаты. При этом действовать осторожно – ведь засекут немцы радиосигнал, и - прощай, жизнь.
Участвовал в кровопролитных боях при освобождении Минска, Белоруссии, Польши, Померании. Степан в составе Красной Армии шел по Восточной Европе, освобождая народы от фашистов. Нашим войскам все еще противостояли крупные вражеские силы. Серьезные бои разгорелись в середине марта на штеттинском направлении: наши части натолкнулись на глубоко эшелонированную оборону противника. Враг оборонялся артиллерийским и пулеметным огнем.
На сайте Министерства Обороны «Подвиг Народа» имеется запись из Приказа о награждении Степана медалью «За отвагу»: «в боях на штеттинском направлении в момент отражения контратак противника обеспечил бесперебойной связью батальона с НП полка» (Приложение 2).
Тяжелыми и мучительными путями двигалась Красная Армия к логовищу фашизма. Утомительные переходы, во время которых отдыхали урывками, спали на сырой земле под открытым небом. Один из путей лежал через Одер. В середине апреля войска Красной Армии приступили к форсированию реки. Вода буквально бурлила от снарядов и мин. Степан выполняет свою задачу: обеспечение связи с командным пунктом, корректировка огня и все это под ураганным огнем противника.
На сайте «Подвиг народа» есть запись из наградного листа о награждении Степанова С.О. орденом Отечественной войны I степени: «…будучи радистом вместе с командиром батальона переправился на западный берег реки Одер и несмотря на сильный артиллерийско-минометный и ружейно-пулеметный огонь противника на маленьком плацдарме вместе с начальником радиостанции развернул радиостанцию и держал беспрерывную связь с КП полка…» (Приложение 2).
Войска всех армий фронта успешно развивали наступление. Отступая, немецкие войска взрывали за собой мосты, минировали и разрушали дороги, пытались дать бой в каждом удобном для обороны населенном пункте. Но, наши войска, сметая все преграды на своем пути, неудержимо продвигались вперед, к Берлину.
Победа! Гремит артиллерийский салют. Солдаты ликовали. Это счастье - сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир.
После разгрома врага еще долгих два года служил дед в оккупационных войсках, еще свистели пули недобитых фашистов, и тем горше были смерти товарищей от них. Приказ о демобилизации вышел в 1947 году. Снова дорога. Теперь победная, домой. Грудь ветерана украшают орден Отечественной войны I степени (орден Отечественной войны II степени он получит в 1986 году), медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и др. Ратный труд отмечен также благодарностями от Верховного Главнокомандующего (Приложение 1).
Глава III. Учитель
Радостная встреча с родными и односельчанами. Встретил и свою бывшую одноклассницу Розу, не дождавшуюся с войны двух старших братьев. Смертью храбрых пали они на поле брани, защищая Отечество. Степан и Роза создали семью.
Как и для всех молодых фронтовиков вернувшихся с войны, перед Степаном встал выбор будущей работы. Он с детства мечтал стать учителем, поэтому сразу поехал поступать в Черемховское педучилище. После его окончания начал трудиться учителем в родной Тангутской школе.
Работал учителем начальных классов, в средних классах преподавал математику. Одно время работал воспитателем в интернате для приезжих учащихся. Всегда по-отечески любил и опекал своих питомцев. По их воспоминаниям, он научил их некоторым солдатским премудростям. Например, завязывать портянки. Любил подвижные игры. Зимой катался с детьми на санках с горки, весной и осенью играли в лапту. До выхода на пенсию проработал он в Тангутской школе. В работе был добросовестным, требовательным, справедливым.
Тяжелые испытания, выпавшие на долю Степана Осиповича, не сломили его. Он оставался человеком, сохранившим в себе веру в жизнь, в доброту и при этом до конца выполнивший свой солдатский долг, даже после окончания войны. Своим ученикам, детям и внукам, он рассказывал о духе товарищества, преданности Отечеству каждого солдата, защищавшего Родину. Он, прошедший горнило страшной войны, учил детей честности, смелости, любви к родной земле. Он был Учителем с большой буквы, оставившим яркий, неизгладимый след в памяти своих учеников.
Дороги войны не прошли бесследно. Хоть и прошел он голод и холод, огонь и воду и получил только царапину, через много-много лет это сказалось на здоровье. В 2002 году ветеран ушел из жизни. Память о нем: о дедушке, дяде, ветеране, учителе и просто хорошем человеке навсегда останется в сердцах многих людей.
Заключение
Война… Сколько судеб коснулась она своим жестоким, убийственным крылом! Война принесла нашей стране огромное горе, страдания, тяжелейшие испытания. Наш народ оказался в нечеловеческих условиях. Массовый героизм советского солдата, с необычайной силой раскрывшийся в годы Великой Отечественной войны, навсегда останется в людской памяти.
Взяв интервью у бабушки и односельчан, исследовав и проанализировав документы из его личного архива, с сайта Министерства Обороны «Подвиг народа», я достигла своей цели - исследовать жизненный и боевой путь дяди моего отца Степанова Степана Осиповича.
Таким образом, в результате проведенного исследования жизненного и боевого пути Степанова Степана Осиповича можно сделать следующий вывод: путь к Победе был тяжелым и долгим. Каждый день войны – это смерть тысяч советских солдат. Победа досталась нашему народу очень дорого - ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу. Я горжусь, что мой дедушка геройски внес огромный вклад в дело освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков.
С детства познавший тяготы крестьянского быта, неустанный труд в тылу в первые годы войны, невиданная стойкость и героизм на полях сражений, долгие годы педагогической деятельности – такова жизнь ветерана Великой Отечественной войны Степанова Степана Осиповича.
Я хочу, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сердце и помнил, какой ценой завоевана свобода и независимость нашей страны.
Источники
Информаторы:
Периодическая печать:
Свет Октября, от 23.02.1974 г. Всегда солдат.
Свет Октября, от 22.11.1994 г. Несчитанные версты.
Свет Октября, 07.08.2001 г. Весна сорок пятого.
У меня в портфеле
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Цветущая сакура
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Отчего синичка развеселилась
Комментарии
Валя! Спасибо за рассказ о
Валя! Спасибо за рассказ о Степане Осиповиче,за участие в Вахте памяти. Ты начала записывать историю семьи,стала семейным летописцем. Молодец! Хорошая исследовательская работа, только приложения,о которых ты написала,нужно добавить в работу. Спасибо,Ольга Валерьевна,за активную работу на Вахте памяти