Исследовалась информация о применении бытовой химии используемой в данной местности методом опроса населения, ее составу, влияние на биологические объекты.
Химический состав бытовой химии, используемой нами, представлен широким спектром веществ, к которым относятся анионные ПАВ (А-ПАВ), фосфаты и полифосфаты, фенол, хлор, аммиак, ацетон и другие. Именно наличием этих веществ и обусловливает эффект их воздействия на организм.
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное автономное образовательное учреждения
Омутинского района Тюменской области
Окуневская средняя общеобразовательная школа
Сравнительная характеристика средств бытовой химии и их влияние на биологические объекты
Выполнил:
Агафонова Анастасия, ученица 10 класса
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
Омутинского района
Окуневская средняя
общеобразовательная школа
с. Окуневское Омутинский район
Тюменской области
Руководитель:
Десятова Елена Сергеевна
учитель биологии и химии
2014
Сравнительная характеристика средств бытовой химии и их влияние на биологические объекты
Агафонова Анастасия Олеговна
Российская Федерация, Тюменская область,
Омутинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинского района
Окуневская средняя общеобразовательная школа
10 класс
Краткая аннотация
Исследовалась информация о применении бытовой химии используемой в данной местности методом опроса населения, ее составу, влияние на биологические объекты.
Химический состав бытовой химии, используемой нами, представлен широким спектром веществ, к которым относятся анионные ПАВ (А-ПАВ), фосфаты и полифосфаты, фенол, хлор, аммиак, ацетон и другие. Именно наличием этих веществ и обусловливает эффект их воздействия на организм.
3
Сравнительная характеристика средств бытовой химии и их влияние на биологические объекты
Агафонова Анастасия Олеговна
Российская Федерация, Тюменская область,
Омутинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинского района
Окуневская средняя общеобразовательная школа
10 класс
Аннотация
Мы каждый день используем различные средства бытовой химии для поддержания чистоты. Дома и в офисе, в больнице - практически в каждом помещении. Купить химические моющие средства можно уже в каждом продуктовом магазине. И есть что выбрать! Десятки брендов. Стиральные порошки, средства для мытья посуды, стекол, пола, унитаза - специальные средства делаются уже практически для каждого типа поверхности.
Доверившись убедительной рекламе, мы выбираем свою цветную баночку химии и спокойно используем её дома ежедневно.
Бытовая химия действительно неплохо справляется с загрязнениями, и её применение очень удобно. Как правило, мы не задумываемся, какие вещества содержат эти препараты, и к каким последствиям может привести их попадание в организм человека.
Попробуйте почитать состав! Практически все средства бытовой химии содержат следующие вещества: анионные ПАВ (А-ПАВ), фосфаты и полифосфаты, фенол, хлор, аммиак, ацетон и другие. Вы когда-нибудь задумывались, как действуют эти вещества? Поэтому выбранная тема является актуальной, так как связана с вопросами нашего здоровья и охраны окружающей среды. Привычные в нашем доме средства бытовой химии могут, как принести пользу в быту, так и нанести вред здоровью.
Цель - проведение сравнительного анализа средств бытовой химии и выявление их влияния на здоровье человека и окружающую среду.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
4
Объект исследования - средства бытовой химии
Предмет исследования – влияние средств бытовой химии на здоровье человека и окружающую среду
Гипотеза: Если заменить бытовую химию природными средствами, то, как следствие улучшится качество здоровья и положительное влияние на окружающую среду.
Методы исследования:
1. Теоретический
2. Социальный
3. Статистический
4. Эмпирические (сравнение, эксперименты, наблюдение)
Новизна исследования заключается в том, что были исследованы средства бытовой химии, используемые в данной местности, их состав, влияние на организм человека.
Практическая значимость определяется тем, что из всего многообразия исследованных средств были выявлены наиболее безопасные для использования в быту.
Методика: Работа проводилась в период с сентября 2014г по ноябрь 201 г на территории с. Окуневское и в лабораторных условиях МАОУ «Окуневская СОШ». Она велась в двух направлениях параллельно.
Первое направление – социологическое исследование.
1. Среди жителей села Окуневсое был проведён соц. опрос с целью выявления наиболее популярных средств бытовой химии.
Второе направление – Определение физико-химических характеристик с целью выявления качества средств бытовой химии и их влияние на биологические объекты
2. Методика приготовления растворов стиральных порошков, средств для мытья посуды различной концентрации (из расчета на 100г раствора) для определения рН кислотности.
В мерный стакан наливаем 10 мл средства для мытья посуды и доливаем соответственно 90 мл воды. Получаем растворы нужной концентрации. Таким же образом получаем растворы стиральных порошков.
5
Оборудование: химический стакан или любая стеклянная емкость, универсальная индикаторная бумага. Ход определения. Сполоснуть стакан исследуемой водой и налить в него немного исследуемого раствора. Сухими чистыми руками взять одну полоску индикаторной бумаги и погрузить кончик в пробу на 30 сек. Вынуть полоску из пробы и сравнить с цветом шкалы. Записать цифру, помещенную под наиболее подходящей к образцу по цвету полоской. Это и есть полученное значение рН.
3. Методика органолептического определения интенсивности запаха отдушки.
По запаху порошков мы определяли его интенсивность.
4. Методика определения негативного влияния на всхожесть семян гороха
В 4 стакана наливаем по одному образцу раствора от каждой группы средств. После этого были заложены семена культурных растений для определения их всхожести и прорастания. Для определения всхожести были взяты семена гороха, которые замочили в эти растворы. Затем посадили эти семена и в течение месяца 2 раза в неделю поливали их растворами этих средств. Раствор готовим из расчета одна чайная ложка на стакан воды
6
Сравнительная характеристика средств бытовой химии и их влияние на биологические объекты
Агафонова Анастасия Олеговна
Российская Федерация, Тюменская область,
Омутинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинского района
Окуневская средняя общеобразовательная школа
10 класс
Научная статья
Всюду, где бы ни жили и где бы ни работали, в нашей жизни присутствует бытовая химия. Натуральные и синтетические чистящие и моющие средства, поставляемые нам современными производителями, позволяют не тратить массу времени и сил на наведение чистоты. Необходимо лишь представлять себе, какое именно средство лучше использовать для той или иной цели — и результат не заставит себя ждать.
Для того чтобы выяснить состав средств бытовой химии, мы сравнивали и анализировали состав средств на упаковках, в результате мы отметили, что в них входит множество различных компонентов: ПАВ, фосфаты, энзимы, отдушки, цеолиты, консерванты и многое другое... К сожалению, в литературных источниках мы не нашли описания состава различных средств, поэтому воспользовались Интернет-ресурсами. Мы не знаем, для чего нужны данные компоненты, какова их функция, и безопасны ли они. Мы решили узнать назначение каждого компонента.
7
Но наряду с фосфатосодержащими стиральными порошками существуют и бесфосфатные. Производитель утверждает, что порошок «Amway» экологически чистый, основные его ингредиенты получены из свеклы, кукурузы, лимона. Также он совсем не содержит фосфатов, очень экономичен, содержит вещества, растворяющие грязь в низкой температуре и вещества, предотвращающие коррозию металлов.
Изучив состав порошка «Amway» по данным упаковки мы выяснили, в данном стиральном порошке действительно нет фосфатов. (Приложение 1)
Кроме этого, мы изучили состав фосфатных стиральных порошков, который представлен в Приложении 2.
Познакомившись с материалами Интернет-ресурсов, мы сделали следующие выводы:
Изучив составы порошков, приходим к выводу, что недостаточно информации на упаковках. Производители не всегда указывают в процентном соотношении составляющие СМС. Нет сведений и о щелочности. По литературным источникам мы выяснили, что именно от этого показателя зависит агрессивность раствора порошка по отношению к рукам и тканям (белье будет быстрее изнашиваться).
8
1. Для того чтобы узнать, каким средствам бытовой химии отдают предпочтение наши домохозяйки, мы провели социологический опрос (Приложение 3).
В исследовании приняли участие 55 домохозяек, из анкеты мы узнали о выборе порошка, причинах данного выбора и их мнение по поводу того, наносит ли стиральные порошки вред окружающей среде и человеку. Опрошенным предлагались несколько порошков российского и импортного производства: шесть видов исследуемых нами порошков: «SA 8» компании Amway, «Ariel», «Tide», «Losk», «Пемос» и «Миф». Выяснилось, что многие хозяйки используют несколько стиральных порошков. (Приложение 3). Этот опрос показал, что среди стиральных порошков хозяйки предпочитают порошок «Tied», среди средств для мытья посуды на первом месте - «Fiery”, причины выбора данных средств различны:
1) хорошее моющее свойство, 2) небольшая цена, 3) экономичность.
2. Оценку качества средств для мытья посуды мы определяли по эффективности средств для мытья посуды при различной температуре воды. Для исследования брали воду различной температуры и стакан с загрязнением.
Опыт показал:
- при температуре 5 С (холодная вода) ни один из моющих средств не смог удалить следы загрязнения;
- при температуре 25 С частично удалить загрязнение смог лишь раствор средства «АОС»
- при температуре 50 С все средства справились с загрязнением, но у всех образцов, появился избыток пены, требующий тщательного ополаскивания.
Для определения рН (кислотности) мы брали также образцы каждого средства и растворяли в воде. С помощью индикаторной бумаги определяли кислотность каждого раствора. Результаты фиксируем через 5 минут после опускания индикаторной бумаги в раствор. Данные представлены в приложении 4.
Исследование показало, что среди моющих средств для посуды значение рН раствора у «АОС», «Pril” и «Sorti” выше 7. Из порошков «Миф» для ручной стирки показал значение выше 10. Значение же рН кожи рук человека примерно равно 7.
9
Вывод: эти средства будут оказывать негативное действие на кожу рук человека.
Также исследовали АОS на наличие глицерина, т.к. он был заявлен на этикетке этого средства. Глицерин используется в качестве хорошего увлажнителя кожи. В раствор АО добавили сульфат меди и щелочь, появилось ярко синее окрашивание. Данный опыт подтверждает наличие в моющем средстве глицерина. АОS прекрасно прошел этот тест, что доказывает его положительное влияние на кожу рук.
Кроме этого бытовая химия не должна вызывать аллергических реакций у человека, которые вызывают резко пахнущие отдушки. Наличие сильного запаха свидетельствует о большом количестве отдушек. Если запах поменял свою специфичность, то это свидетельствует о плохом качестве отдушек. И поэтому мы решили провести органолептический тест порошков на запах.
3.По запаху порошков мы определяли его интенсивность. При этом использовали следующие обозначения:
+++ - резкий сильный запах;
++ - не очень сильный;
+ - слабый.
Результаты исследования представлены в приложении.
Вывод: - слабым запахом обладают стиральные порошки «SA 8» и «Пемос»,
«AOS» и «Fiery»;;
- не очень сильным запахом обладают «Losk» и «Tide», «Persil» и «Sortie»;
- сильный запах имеет порошок «Миф» и « Ariel»
4. Кроме этого, нам важно знать, оказывают ли эти средства негативное влияние на живые организмы (растения).
Для этого эксперимента в течение месяца 2 раза в неделю поливали семена гороха растворами этих средств. Раствор готовим из расчета одна чайная ложка на стакан воды.
10
Результат: В образцах, поливаемых растворами бытовой химии, всходы появились на 9 день, развивались они хуже, чем всходы, поливаемые обычной водой.
Вывод: Растворы этих средств негативно влияют на рост и развитие растений. Следовательно, попадая в организм человека, способны негативно влиять на микрофлору человека.
По проделанной работе можно сделать следующие выводы:
1. В состав стиральных порошков действительно входят вещества, необходимые для качественной стирки.
2. Результаты опроса показали, что:
3. Вопреки общеизвестным рекламным роликам ни одно моющее средство не могло удалить следы загрязнения в холодной воде. Наиболее эффективно действует моющие средства в горячей воде, образуя обильную пену, что требует тщательного ополаскивания.
4. Исходя из опыта с растением, можно с уверенностью сказать, что бытовая химия действительно губительно действует на живые организмы, в частности на растения.
5. Некоторые порошки и средства для посуды обладают высоким значением pH, более 7 , а это значит, что среда растворов щелочная. Поэтому они оказывают вредное влияние на кожу рук: вызывают сухость, дряблость, способствуют образованию микротрещин. Поэтому стирать белье даже порошками для ручной стирки необходимо в перчатках.
11
6. «SA 8» и «Пемос» имеют слабый запах, а значит, не должны вызывать аллергических реакций.
.
Приложение1
Состав порошка «Amway»
<30% | карбонат натрия |
15% - 30% | неионогенное ПАВ |
5% - <15% | кислородный отбеливатель, лимонная кислота, поликарбоксилат |
>0.2- <5% | Анионное ПАВ, восстановитель цвета, ферменты (амилаза, протеаза), отдушка |
Приложение 2
Состав фосфатных порошков
5%-15% | Анионные ПАВ |
<5% | Катионные ПАВ |
<5% | Фосфаты, поликарбоксилаты, оптические отбеливатели, энзимы, отдушки |
Приложение 3
Какой порошок вы используете? «Ariel» «Tide» «SA 8» « Losk» «Пемос» «Миф» |
По какой причине вы используете данный порошок: а) дешевый; б) экономичный в) хорошее моющее свойство; |
Как вы думаете, оказывают ли порошки вредное воздействие на: а) организм человека: - да - нет б) на окружающую среду: - да - нет - не задумывались |
Какое средство для мытья посуды вы используете? «Sorti» «Feiri» “АОS « Amwei» «Pril” |
По какой причине вы используете данное средство: а) дешевый; б) экономичный в) хорошее моющее свойство; |
Как вы думаете, оказывают ли порошки вредное воздействие на: а) организм человека: - да - нет б) на окружающую среду: - да - нет - не задумывались |
№ вопроса | Вопросы | Ответы | |
Кол-во | % | ||
1 | Какой порошок вы используете? «Ariel» «Tide» «SA 8» « Losk» «Пемос» «Миф» | 10 20 3 9 3 10 | 18% 38% 5% 16% 5% 18% |
2 | По какой причине вы используете данный порошок: а) дешевый; б) экономичный в) хорошее моющее свойство; | 7 10 38 | 13% 18% 69% |
3 | Как вы думаете, оказывают ли порошки вредное воздействие на: а) организм человека: - да - нет б) на окружающую среду: - да - нет - не задумывались | 47 8 32 8 15 | 85% 15% 58% 15% 27% |
№ вопроса | Вопросы | Ответы | |
Кол-во | % | ||
1 | Какое средство для мытья посуды вы используете? «Feiri» «Pril» «AOS» « Amwei» «Sorti» | 20 14 11 3 7 | 36% 25% 20% 5% 13% |
2 | По какой причине вы используете данный порошок: а) дешевый; б) экономичный в) хорошее моющее свойство; | 3 14 38 | 5% 25% 70% |
3 | Как вы думаете, оказывают ли порошки вредное воздействие на: а) организм человека: - да - нет б) на окружающую среду: - да - нет - не задумывались | 45 10 32 8 15 | 81% 19% 58% 15% 28% |
№ вопроса | Вопросы | Ответы | |
Кол-во | % | ||
1 | Какое средство для мытья посуды вы используете? «Feiri» «Pril» «AOS» « Amwei» «Sorti» | 28 8 10 4 | |
2 | По какой причине вы используете данное средство а) дешевый; б) экономичный в) хорошее моющее свойство; | 2 15 38 | |
3 | Как вы думаете, оказывает ли это средство вредное воздействие на: а) организм человека: - да - нет б) на окружающую среду: - да - нет - не задумывались | 50 5 35 5 10 | |
Приложение 4
Определение рН (кислотности) раствора моющего средства
Показатель | Fiery | AOS | Persil | Sorti | |
РН раствора | 7,0 | 7,0-8,0 | 8,0 | 5,0 | 9,0 |
Определение рН (кислотности) раствора стирального порошка
| 5,0 |
| 7,0 |
| 10,0 |
| 6,0 |
| 7,0 |
| 7,0 |
Приложение 5
Степень запаха стиральных порошков
|
|
| + |
| +++ |
| +++ |
| + |
| ++ |
| ++ |
Степень запаха средств для мытья посуды
Наименование | Степень запаха |
Feiri | +++ |
AOS | +++ |
Persil | ++ |
Amway | + |
Sortie | ++ |
Литература
Литературные источники:
1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 11. Профильный уровень. – М: «Дрофа», 2006.
2. Журнал «Химия в школе» 2009 №5
3. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1987.
Интернет - ресурсы:
2. http://ru.wikipedia.org./wiki
Как Снегурочке раскатать тесто?
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Большое - маленькое
Музыка космоса
Флейта и Ветер