Под языковой личностью понимается человек, способный производить речевые поступки. «Языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает о языке, сколько тем, что она может с языком делать».
Вложение | Размер |
---|---|
yazykovaya_lichnost.doc | 106.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23» г.Калуги
Научная конференция учащихся
«Шаг в науку»
Семиклассник как языковая личность
Работу выполнила Юсеф Ясмин,
ученица 7 «А класса,
руководитель Сыскова Т.И.,
учитель русского языка
Калуга,2015
Введение
Без умения общаться невозможен успех ни в одной области человеческой деятельности.
Эффективность речевого общения зависит от качеств человека, вступающего в контакт с другими людьми, интеллекта, особенностей его эмоциональной сферы, манеры поведения, но более всего – от уровня речевого развития.
Речевое развитие у учащихся характеризуется навыками осмысленного чтения текста, его интерпретации (т.е. комментария, объяснения), умения адекватно воспринимать содержащуюся в нем информацию, особенно если автор использует метафору, иносказание, иронию, доказательство от противного и др., создания собственного речевого высказывания на предложенную тему, ясно и точно, последовательно и логично выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Под языковой личностью понимается человек, способный производить речевые поступки. «Языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает о языке, сколько тем, что она может с языком делать».
Цель работы: выяснить, в какой степени развиты у учащихся 7 класса качества языковой личности.
Задачи:
1) владение системой языка, его нормами учащимися 7 класса;
2)осведомлённость учащихся в лингвистической теории,
3)владение культурой речевого поведения,
4) построение и восприятие текста,
5)создание речевого высказывания, аргументация своего мнения.
Методы исследования :анкетирование учащихся, практическая работа, написание сочинений.
План работы.
1.Изучение теоретических основ данной темы.
2.Составление вопросов и анкетирование учащихся 7 класса.
3.Проведение практической работы «Анализ текста».
4.Составление связного высказывания на предложенную тему.
5.Обработка полученных результатов.
Основная часть.
Учащимся были предложены следующие вопросы и задания:
1.Какое высказывание о русском языке вы знаете.
2.Перечислите фамилии русских лингвистов.
3.Знаете ли вы значение терминов (да, нет)
морфология-
морфемика-
грамматика-
синтаксис- ,
грамматическое значение слова-
омонимы-
паронимы-
синонимы-
неологизмы-
наклонение-
орфоэпия-
4.Перечислите этикетные слова со значением извинения, просьбы.
5.Поставьте правильное ударение в словах: красивее, звонит, занявший, договор, вручит, клади или ложи, ехай или поезжай, газопровод, два ряда, завидно, правы, свекла, торты, в туфлях, мой(мое) день рождения, щавель, две пары носок и носков, 200 грамм или граммов, 2015 годом.,баловать,сливовый, грушевый.
6.Задание на умение выбирать речевые средства в зависимости от обстановки.
Выберите из списка слова, которые нельзя употреблять в официальной обстановке: короче говоря, подытоживая сказанное, ихние взгляды, герой как бы поступил опрометчиво, она заорала от страха, не могу не согласиться с мнением писателя, ученик врет и не краснеет, он где-то поступает неправильно.
7.Знаете ли вы значение данных слов: привередливый, снисходительный, интеллектуальный, изысканный, компетентный, лаконичный, пунктуальный, эгоистичный, честолюбивый, аргумент, тезис, афоризм.
8.Составьте план по предложенному тексту.
Сжато перескажите его , используя одно предложение, найдите ключевые слова, отражающие тему текста, идею текста.
9.Составьте текст на тему «Может ли телевидение заменить чтение книг».
Какой вы выдвинете тезис? Какие приведете доказательства, пословицы, афоризмы?
В анкетировании принимали участие учащиеся 7Б класса
(25 человек).
1.Современный семиклассник, изучая свой родной язык, должен знать фамилии ученых –лингвистов, внесших огромный вклад в развитие языковой системы. Каких ученых вспомнили учащиеся? Результат дается в процентном соотношении.
М.В.Ломоносов (100%), -автор «Российской грамматики».
В.И.Даль –автор «Живого великорусского словаря»-4%
Ф.И.Буслаев –филолог, преподаватель университета, автор методики преподавания языка в школе -12%.
А.А.Шахматов -40%(член комиссии по проведению реформы 1917-1918г.г.)
В.В.Виноградов –автор труда «Грамматическое учение о слове»-6%
А.А.Реформатский -6%-автор учебника «Введение в языкознание».
Никто не вспомнил Л.В.Щербу- автора знаменитой фразы
«Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка»,
автора «Школьного орфографического словаря» Д.Н.Ушакова и С.И. Ожегова –автора «Толкового словаря».
2.Высказывания о языке. Учащиеся вспомнили следующие высказывания :«Человек открывает язык, как открывают новые материки», «Каждое слово, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека», «Великий и могучий русский язык» И.С.Тургенев.Поскольку ученики практически не вспомнили выражений о русском языке, я хочу напомнить аудитории некоторые из них.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.
А.Н. Толстой
…Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа. Л.Н.Толстой.
3.Современный ученик как лингвистическая личность должен быть осведомлен в теории языка, изучать язык как систему. Задание по знанию лигвистической теории выявило следующее: учащиеся знают значение терминов( в %):
Термин | Количество учащихся в % |
морфология- морфемика- грамматика- синтаксис- грамматическое значение слова- омонимы- паронимы- синонимы- неологизмы- наклонение- орфоэпия- | 75 75 88 88 69 69 38 81 13 50 69 |
Как видно из приведенной таблицы, учащиеся хуже всего знают, что такое неологизмы (новые слова), паронимы ( абонент-абонемент, рыбий-рыбный и т.п.- однокоренные слова, отличающиеся лексической сочетаемостью со словами), наклонение глагола как грамматическую форму (изъявительное, условное, повелительное наклонения).
4.Владение культурой речевого поведения –одна из черт языковой личности. Учащимся было предложено задание по речевому этикету: перечислить слова и выражения со значением просьбы и извинения, которые они употребляют в речи. Анкетирование показало следующее:
Слова со значением просьбы | Слова со значением извинения |
Будьте добры, будьте любезны Пожалуйста Скажите, пожалуйста Окажите услугу Буду вам благодарен, если вы… Сделайте одолжение Не могли бы вы мне помочь, если вас не затруднит | Извините, простите , прошу прощения Приношу свои извинения Примите мои извинения |
Хочу напомнить, что эффективность речевого общения зависит от качеств характера человека, вступающего в контакт с другими людьми, в том числе и от манеры поведения, речевого этикета. Без умения общаться невозможен успех ни в одной области человеческой деятельности.
5.Русский литературный язык-это нормированный язык.Каждый человек должен стремиться овладеть литературным языком, знать все нормы и соблюдать их.Семиклассникам был предложен список слов, в которых нужно расставить ударение.Меньше всего было допущено ошибок в произношении слов: красивее, мой день рождения, две пары носков, клади, а не ложи, завидно, свекла, торты,
Больше всего было сделано ошибок в словах: занявший, договор, вручит, газопровод, 200 граммов, баловать, сливовый, 2015-ым годом(две тысячи пятнадцатым годом).
6.Лингвистическая личность – это читающий человек.Чтение не только развивает зрительную память, но и расширяет лексикон(словарный запас) ученика.
В последнее время у всех на слуху следующие слова:
Привередливый, снисходительный, интеллектуальный, изысканный, компетентный,лаконичный, пунктуальный, эгоистичный, честолюбивый, аргумент, тезис, афоризм.
Учащиеся затруднились дать толкование лексического значения слов: компетентный (сведущий в чем-либо, знающий), честолюбивый (тщеславный), пунктуальный( точный по времени), примерно 50% анкетируемых назвали значение слов: привередливый, лаконичный, изысканный, афоризм.
6.Наша речь в официальной обстановке отличается соблюдением норм, отбором речевых средств, т.е. слов, выражений, единством стиля. Практически все семиклассники отметили из списка предложенных выражений слова-сорняки или разговорную лексику, которую нельзя употреблять в официальной обстановке. Слова-сорняки: короче говоря, как бы, где-то, так сказать.
7.Ученикам почти на всех уроках приходится работать с текстами. Умееют ли семиклассники адекватно понимать текст, воспринимать информацию, содержащуюся в связном высказывании? Данная таблица показывает уровень развития следующих умений по работе с текстом:
Умения | Количество учащихся в % |
Озаглавить текст: 1)название , отражающее тему текста; 2)название, отражающее идею текста. | 80 65 |
Составить план | 90 |
Сжатый пересказ текста | 65 |
Самые низкие показатели по умениям определять идею текста и сжато пересказывать его.
8.Хочу напомнить еще раз слова: «Языковая личность характеризуется не столько тем, что она знает в языке, сколько тем, что она может с языком делать». Умеет ли современный ученик строит высказывание, соблюдая грамматические законы языка, аргументировать свою точку зрения?.Учащимся было предложено написать сочинение на тему ««Может ли телевидение заменить чтение книг».Многие ученики выдвинули тезис: «Телевидение не сможет заменить чтение книг». Перечислю аргументы, которые приводили учащиеся:
«Когда мы смотрим фильм, то видим все глазами режиссера.Читая, мы имеет свое представление о книге».
«Книги развивают наше воображение, мышление, а телевидение- нет»
«Книги помогают правильно писать слова»
«Не все чувства героя можно передать на экране»
«Телевидение скоро станет предметом массового порабощения людей и управления ими».
Три человека считают, что телевидение может заменить чтение.Их аргументы:
«Передачи дают много информации, и ее легче запомнить (помогает видеоряд)»
«Телевидение помогает людям отдохнуть, отвлечься от дел».
Один ученик считает, что полезны и книги, и многие передачи.
Заключение
Выводы.
1. Целью моей работы было выяснить, в какой степени развиты у учащихся 7 класса качества языковой личности. Уровень развитости средний.
2.Учащиеся 7 класса осведомлены в лингвистической теории, умеют отбирать речевые средства языка в зависимости от речевой ситуации, в основном владеют культурой речевого поведения, умеют строить связное высказывание и аргументировать свою точку зрения.
Приложение
Тема исследования «Семиклассник как языковая личность»
Вопросы для анкетирования. Ф.И.,класс
Анкета №1
1.Какое высказывание о русском языке вы знаете____________________________
_________________________________________________________________________________________
2.Какие пословицы вы часто употребляете в своей речи_______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Какие фразеологизмы вы употребляете в своей речи
4.Знаете ли вы значение терминов (да, нет) морфология- , морфемика- , грамматика-
Синтаксис- , грамматическое значение слова- , омонимы- ,паронимы- ,синонимы- ,неологизмы- , наклонение- , орфоэпия-
5.Перечислите этикетные слова со значением извинения:___________________________
--________________________________________________________________________________________
6.Перечислите этикетные слова со значением просьбы:_____________________________
_________________________________________________________________________ ____
7. Перед вами текст. Составьте план текста. Придумайте 2 названия тексту, отражающие1)тему,2)идею текста. Сжато перескажите текст, используя одно предложение.
Мы посадили в ящик с землёй молодую берёзку. В саду уже поселилась осень, на берёзах появились жёлтые пряди. Но берёза в комнате всё молодела, её листья оставались зелёными и живыми.
Октябрьской ночью пришли первые заморозки. В эту ночь я проснулся от звука пастушьего рожка. Я оделся и вышел в сад.
Ветра не было, но с деревьев падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листва с них сыпалась печальным дождём.
Я вернулся в комнату и посмотрел на берёзку в кадке. За ночь листья её пожелтели. Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она вся облетела. (По К. Паустовскому)
Анкета №2
1.Назовите фамилии известных лингвистов и их труды.
2.Назовите автора вашего учебника по русскому языку.
3.Расставьте ударение в словах: красивее, мой(мое) день рождения, две пары (носок) носков, клади или ложи, завидно, свекла, торты, занявший, договор, вручит, газопровод, 200 грамм(ов), баловать, сливовый, 2015-ым годом.
4.Укажите лексическое значение слов:привередливый, снисходительный, интеллектуальный, изысканный, компетентный ,лаконичный, пунктуальный, эгоистичный, честолюбивый, аргумент, тезис, афоризм.
5.Составьте связный текст на тему «Может ли телевидение заменить чтение книг». Какой вы выдвинете тезис, какие аргументы предложите?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Весенняя сказка
Голубая лягушка
Композитор Алексей Рыбников
Галка в чужих перьях