Работа рассказывает о традициях и обычаях хакасского и тувинского народа в сравнительной форме.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_obychai_hakasskogo_i_tuvinskogo_naroda.docx | 26.47 КБ |
Тема работы:«Традиции и обычаи хакасского и тувинского народа».
Введение
Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.
Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республики Хакасия и Тыва – не исключение. Веками хакасы и тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами правил хорошего тона. У хакасов и тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.
Нас заинтересовало, как же соблюдаются обрядовые традиции хакасами и тувинцами на сегодняшний день? Необходимы ли в современных условиях знания обрядов и традиций своей национальности? Есть ли сходство в традиционной культуре.
Из данной проблемы и определилась тема нашей работы: «Традиции и обычаи хакасского и тувинского народа».
Цель данной работы: сравнить обряды и традиции хакасского и тувинского народа.
Задачи:
1. Узнать, какие хакасские, тувинские обычаи и традиции были у наших предков.
2. Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и передачи их из поколения в поколение.
Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции появились задолго до появления письменности.
Хакасы — древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен. В своем современном составе он сформировался уже после вхождения Хакасии в состав Российского государства в начале XVIII века.
В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом, корни которого уходят в дотюркскую эпоху.
Тувинцы-тоджинцы — коренной народ в горно-таежной части северо-восточной и юго-восточной Республики Тыва. До недавнего времени включались в состав тувинского этноса. К числу коренных малочисленных народов Севера отнесены по постановлению Правительства РСФСР в 1991 г. Самоназвание — тыва. В прошлом известны как сойоты, сойоны, урянхайцы.
1.Драгоценное наследие:
1.1. Поклонение природе. Воспитание бережного отношения:
Пищевые травы в жизни хакасов (Чабрец- богородская трава). Сбор даров природы и бережное отношение к лесным жителям (Истинный хакас никогда не соберет всю ягоду, орехи, грибы. Охотник оставит детенышей для потомства Рыбак отпустит мальков.)
1.2.
Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.
Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их стороной.
С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам земли. Запрещалось рубить плодоносные растения. При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.
2. Уважение к старшим, забота о младших:
2.1.
«Старшим место уступай, младшим помощь подавай» «Ветки молодыми гнут, а детей воспитывают пока растут» «Какая лошадь будет видно уже жеребенком, какой человек будет видно уже ребенком»
С уважением к старшим прививается трудолюбие и нравственные качества характера ребенка (во время посуду убрать, прекращение работы после заката солнца, закрывать воду, заправлять кровать, не злословить, внешний вид, отношение к скоту). Уважение к родовым традициям (имена) «Старших почитай – годы твои будут долги. Младших почитай – дни твои будут светлы». Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям. Вот почему нам дороги заповеди воспитания, пришедшие к нам от дальних предков. Уважительное отношение к своему роду, родовому древу, из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. Имя ребенку давали из самых достойных из рода, напоминали что он носит легендарное имя и это вносило воспитательное значение. Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших: «Чему научатся в гнезде, то и делают в полете». Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда…».
2.2.
Тувинцы воспитали детей на добрых традициях предков. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.
3. Духовное наследие
3.1.
Раньше молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных — изыхи. Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Шаман (по хак. — хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества - они проводили обряды, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен «тÿÿр» с колотушкой «орба» и шаманский костюм. Шаманы исполняли целый ряд функций — культовую, врачебную, предсказательную, помогали своими советами. Также они выполняли функцию сохранения и передачи народных знаний следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. При камлании кололи белого барана, ставили в юрте белую березу и готовили молочную водку — араку. На столе на блюде клали свежесваренную баранину, пар от которой поднимался вверх и служил пищей для духов. Шаман приказывал своим духам точно исполнять его решения. Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди (по-хакаски кöрiгчi) могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Как национальная святыня хакасами почитается Борус — пятиглавая вершина на Западных Саянах, место зарождения шаманов.
В древние времена тувинский человек имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником) в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту, наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу
4.Праздники
4.1.
Наибольшую популярность у современных хакасов получили два праздника — Тун Пайрам и Чыл Пазы. Оба были возрождены в недавнее время: Тун Пайрам в 1980-х гг. , Чыл Пазы в 1990-х гг.
Тун Пайрам – национальный праздник Хакасии. Название «Тун Пайрам» переводится как праздник первого айрана (кисломолочный напиток). Каждый год в конце мая — начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун айран» . Он ознаменовывал окончание зимы и переход скота на первый зелёный корм. Из первого молока готовили национальный кисломолочный напиток айран и «хакасскую водку» – араку. Праздник проводился на вершине горы.
Праздник встречи Нового года у многих народов считается одним из наиболее важных и любимых. Это символическое обозначение завершения старого и начала нового цикла Жизни. Чыл Пазы переводится как «голова года» . В традиционном мировоззрении хакасов мы можем найти этому следующее объяснение: «Голова года развернулась, голова змеи изогнулась» . Это связано с тем, что змея у народов Саяно-Алтая была символом времени, свернувшегося в кольцом.
Существовало несколько видов традиционных праздников. Это новогодний праздник — шагаа, общинные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые — свадебный цикл, рождение ребенка, стрижка волос, религиозно-ламаистские — освящение жертвенного места, оросительного канала и другое. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний — национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр
5. Одежда
Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен. Не в последнюю очередь это связано с материалами, из которых изготавливалась одежда — шелк, парча, плис (черный бархат) , ценные меха. Уникальность ей придают орнамент, покрой и декор, которые находятся между собой в гармоничном сочетании. По одежде можно было судить о социальной принадлежности, семейном положении человека, принадлежности к служителям культов, мастерстве изготовителя одежды.
Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, чесуча, а также плис — хлопчатобумажный бархат. Одежда подразделялась на весенне-летнюю м осенне-зимнюю. Она различалась и по назначению: повседневную, промысловую, культовую, праздничную, спортивную. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерной чертой верхней одежды — халата — был ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани — фиолетовый, синий, желтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником, к-рую иногда покрывали цветной тканью. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Летней одеждой служил длиннополый матерчатый халат. Как зимнюю праздничную одежду использовали малоношеную шубу из шкур подросших ягнят, покрытую цветной тканью, нередко шёлковой. Летом это был халат, сшитый из цветной ткани (предпочтительно синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали таким образом, чтобы швы образовывали ромбичные клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии. Промысловая одежда была того же кроя, но более лёгкой и короткой. В непогоду надевали дождевики либо из тонкого войлока, либо из сукна.
Заключение
Изучив традиции и обычаи мы сделали вывод, что часть их утеряна и требует изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков. Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение.
Чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа.
Приложение 1
Таблица традиций и обрядов:
хакасы | тувинцы | |
Поклонение природе. Воспитание бережного отношения | ||
Пищевые травы в жизни хакасов (Чабрец- богородская трава) | ||
Истинный хакас никогда не соберет всю ягоду, орехи, грибы. | При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. | |
Охотник оставит детенышей для потомства | Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. | |
Рыбак отпустит мальков.) | Запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб. Запрещалось перекрывать ручьи и реки. | |
Уважение к старшим, забота о младших: | ||
«Старшим место уступи, младшим помощь окажи» | Дай приют старому, Вытри слёзы малому. | |
«Жеребенок последу матери ступает» | Жеребёнка не седлай, А ребёнка не пугай. | |
Старших будешь слушать, долгими будут дни твои. | «Старших уважай, младших воспитывай» | |
«Кто не любит детей, тот никого не любит» | Старший в семье всех мудрее, Младший в семье всех милее. | |
«Чему научатся в гнезде, то и делают в полете» | Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках. | |
Духовное наследие( религия) | ||
Молились небу, горам, воде, священному дереву — березе | Хозяйка брызгала чай с молоком в сторону тайги, горы и восходящего солнца, реки и молилась | |
Шаманизм В XIX веке многие были крещены в православие (в некоторых случаях насильственно). | Три религии: православие, шаманизм и буддизм (тибетский буддизм). | |
Праздники | ||
Тун Пайрам (праздник первого айрана) | ||
Чыл Пазы (хакасский новый год). | Шагаа — это Новый год по лунному календарю. | |
День Земли(Чир Ине) – проводят ежегодно, чтобы испросить плодородие и богатый урожай | общинные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые — свадебный цикл, рождение ребенка, стрижка волос, религиозно-ламаистские — освящение жертвенного места | |
В день осеннего равноденствия Уртун тойы (праздник Урожая) | национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр |
.
Приложение 2
Изучив традиции и обычаи хакасского и тувинского народов мы увидели сходства и различия, которые показали в таблице.
сходства | |
тюркоязычный народ | тюркоязычный народ |
молились небу, горам, воде | молились небу, горам, воде |
жили в юртах | жили в юртах |
Уважение к старшим, забота о младших | Уважение к старшим, забота о младших |
различия | |
Шаманизм В XIX веке многие были крещены в православие. | Три религии: православие, шаманизм и буддизм (тибетский буддизм). |
одежда | одежда |
Литература:
http://www.nhkm.ru/traditionalculture.html
http://www.zadachi.org.ru/?n=5511
Две лягушки
Девчата
Марши для детей в классической музыке
Пчёлы и муха
Каргопольская игрушка