Проектная работа, целью которой является выяснение, как люди, связанные с нашей школой, относятся к смертной казне и почему они сделали такой выбор.
Вложение | Размер |
---|---|
4_smertnaya_kazn_v_rossii.docx | 34.57 КБ |
4_smertnaya_kazn_v_rossii.pptx | 1.69 МБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г. Москвы
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В РОССИИ: ЗА И ПРОТИВ
Авторы проекта учащиеся 9 «Б» класса: Айсина Алина
Иншакова Екатерина
Мокринская Элина
Руководитель проекта: Храпцов С.А.
Оглавление:
- Цель проекта
- Введение (причины и методы исследования)
- Рассказ о краткой истории смертной казни в России и её текущее положение
- Проведение социального опроса и анализ полученных результатов
- Аргументы «за смертную казнь в России»
- Аргументы «против смертной казни в России»
- Подведение итогов
- Список литературы
Цель проекта:
Выяснить, как люди, связанные с нашей школой, относятся к смертной казне и почему они сделали такой выбор
Введение.
На пути цивилизации человечество постепенно избавляется от варварских жестоких привычек. Это касается и правосудия - когда-то на всей планете считалось нормальным калечить или мучительно казнить. Чего стоят изощренные казни инквизиции – дыба, четвертование, сожжение – лишь малая часть известных нам способов умерщвления человека.
Сейчас, нам довольно сложно представить себе действующую гильотину на парижской площади или подвешенных за ребра бандитов на улицах Москвы, а Иран и Афганистан, в которых за некоторые правонарушения публично избивают камнями, скорее исключение из общемировой практики.
Да и вопрос о смертной казни в последнее время стал актуальным в той или иной степени из-за последних произошедших событий (Стрельба в Отрадном, взрыв вокзала в Волгограде, убийство Богдана Прахова) Список таких случаев можно приводить бесконечно. Поэтому мы решили создать этот проект и наша цель: «Выяснить, как люди, связанные с нашей школой, относятся к смертной казне и почему они сделали такой выбор». Задачами проекта являются:
1. Рассказать о краткой истории смертной казни в России и её текущее положение.
2. Проведение социального опроса и анализ полученных результатов
3. Аргументы «за» и аргументы «против»
4 Подведение итогов.
5. Список литературы.
История смертной казни в России и её текущее положение.
Смертная казнь — лишение человека жизни в качестве наказания. Может быть узаконенной государством и осуществляться по вступившему в силу приговору суда или (исторически) по решению иных государственных или военных органов. В современном цивилизованном обществе смертная казнь во многих юрисдикциях является незаконной, а в других — законным уголовным наказанием лишь за чрезвычайно тяжкие преступления. Смертная казнь — это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, которую была призвана заменить смертную казнь, осуществляемая от лица государства. Несмотря на то, что в дальнейшем для большинства деяний этот принцип был заменён выплатой денежного штрафа в пользу потерпевшего, смертная казнь сохранялась в большинстве государств.
Впервые он закреплен в Двинской уставной грамоте 1398 года, Русская Правда его не знала. Историк русского права Н.П. Загоскин считал: «Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще». Еще Владимир Мономах говорил: «Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти». И действительно, лишь после крещения Руси, лишь после долгих рекомендаций греческих епископов наша страна заимствовала римскую систему наказаний (в том числе и смертную казнь). В дальнейшем же институт смертной казни продолжал расширяться. В Псковской судной грамоте 15 века значительно увеличено количество преступлений, караемых смертной казнью. Эту тенденцию продолжил и Судебник 1497 года: казнили за разбой, убийство, клевету, измену, святотатство, поджог, повторную кражу и другие государственные и религиозные преступления. По Судебнику 1550 года уже казнили и за первую кражу, и за повторное мошенничество, вообще казнь была возможна почти за любое «лихое дело».
Новый шаг был сделан в Уложении 1649 года – смертная казнь подробно регламентировалась. Она стала назначаться за очень многие преступления и являлась основным видом уголовного наказания. В этот период Россия уже знала все виды смертной казни Средневековья, перечисленные выше.
Даже прогрессивно мыслящий западник Петр I еще чаще обращается к смертной казни – по подсчетам многих ученых, более чем в 120 случаях. Впоследствии казнь то вовсе отменялась (указами), то снова восстанавливалась. В любом случае, с середины 18 века, с царствования Елизаветы Петровны, прослеживается тенденция к сокращению смертной казни как в законодательстве государства, так и на практике.
Известно, что наша страна славится своими крайностями. Поэтому если на Западе и было много составов преступлений, по которым назначалась смертная казнь, фактически такое наказание редко имело место, то в русском государстве она использовалась гораздо чаще. Например, при Иване Грозном было казнено свыше 4 тысяч человек!
В 20 веке советское правительство отменило смертную казнь на несколько месяцев, а потом восстановило, и применяло ее, как известно, нередко.
Таким образом, легко заметить, что смертная казнь была неотъемлемой частью развития любого государства. Вопрос в том, нужна ли она сейчас. Дать однозначный ответ невозможно. Это вопрос, на который нельзя сказать «да» или «нет» для всего мира. Его необходимо рассматривать отдельно для каждого государства.
В настоящее время согласно Конституции, она установлена уголовным кодексом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Однако, так же конституция говорит, «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», а такие международные документы, запрещающие смертную казнь действуют в России — Протокол № 6 и условия-рекомендации ПАСЕ. Однако, также Конституция говорит, что смертная казнь может устанавливаться «впредь до её отмены», что де факто уже случилось — в 2009 году сообщалось, что смертная казнь запрещена навсегда хотя ещё до этого Уполномоченный по ПЧ говорил, что «смертная казнь в России уже была отменена, в том числе и юридически» и «у нас есть полная отмена смертной казни».
В 1996 году Россию пригласили в Совет Европы только при условии отмены смертной казни. Президент просто стал игнорировать рассмотрение дел приговорённых к смертной казни (не утверждать и не миловать), что согласно ст. 184 УИК РФ заблокировало возможность исполнения всех приговоров.
16 апреля 1997 года Россия подписала Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (в мирное время). Несмотря на то, что 6-ой протокол так и не был ратифицирован Россией, с этого момента смертную казнь в России запрещено применять согласно Венской конвенции, которая велит государству, подписавшему договор вести себя в соответствии с договором до его ратификации.
Проведение социального опроса и анализ полученных результатов.
Для того чтобы понять, как в нашей школе относятся к смертной казне, мы привели социальный опрос среди учеников 8, двух 9, 10 и 11 классов, а также у учительского коллектива. Опрос был анонимный.
От полученных результатов мы сделали диаграммы. И у нас возникло несколько вопросов, на которые нам следует обратить внимание и постараться на них дать ответ.
Группа №1 8-9 классы
Посмотрев на диаграмму 8-9 классов, можно заметить некоторые нюансы:
1)У этой категории больше всех процентов «за смертную казнь и за справедливое наказание»
2)У этой категории меньше процентов воздержавшихся
Это можно растолковать так:
1)Большие проценты «за смертную казнь и за справедливое наказание» не говорят о том, что дети в этой группе жестокие, а о том, что, возможно, это не их мнение, а накрученное Интернетом, телевизором, друзьями, родителями и т.д.
2)Не все поняли суть вопроса. Возможно, неправильно прочитали вопрос, не вникли в него.
Группа №2 10-11 классы
Посмотрев на диаграмму 10-11 классов, можно заметить некоторые нюансы:
1) У этой категории опрошенных больше процентов воздержавшихся
2) Опрошенные, которые «за» смертную казнь, не превышают половины
Это можно объяснить так:
1) Возраст опрошенных. 17-18 лет – уже не подростки, а довольно взрослые люди со своим личным мнением
2) Опять же возраст. Многие хорошенько подумали, прежде чем ответить, смотря на другую группу
Группа №3 Учителя
Посмотрев на диаграмму учителей, можно заметить некоторые нюансы:
1) У этой категории самой большой процент воздержавшихся по сравнению с другими группами опрошенных
2) На первой диаграмме видно, что на 1 вопрос ответили «нет» больше всех процентов опрошенных, по сравнению с другими группами
Это можно истолковать так:
1) Учителя – это люди, которые обладают большим жизненным опытом, и они очень мудро отнеслись к этому вопросу, поэтому сразу ответ не смогли дать
2) Опять же, учителя опираются на свою жизненную позицию, у них есть своё мнение. По сравнению с группой №1, на них не влияют Интернет, телевидение и т.д.
Общий вывод:
Наш проект заставил многих призадуматься. Мы увидели, что опрошенным не безразлична эта тема.
Аргументы «за смертную казнь в России»
1. Любое заключение, в том числе и пожизненное, полностью не устраняет угрозу безопасности общества. Так, при пожизненном заключении не исключает побег осуждённого. В России и в мире случаи удачных побегов из колоний для осуждённых на определённые сроки и на пожизненное заключение имели место. В большинстве случаев преступников удавалось поймать и вернуть в тюрьму, но при этом проходило много времени. За это время преступник может совершить новое преступление. Известны случаи, когда преступники продолжали совершать убийства даже в тюрьме. К примеру, известный колумбийский серийный убийца Педро Алансо Лопес, приговорённый за убийство 4-ых человек, к 8 годам заключения, убил 4-ёх сокамерников в тюрьме. Другой серийный убийца, американец Дональд Гаскинс смог даже совершить заказное убийство, находясь в тюрьме. Осуждённый за убийство 8 человек, в тюрьме он совершил по заказу человека, находящегося на свободе, убийство своего сокамерника Рудольфа Тинера, взорвав ему голову. За это он был приговорён к смертной казни.
2. Считая, что смертная казнь никак не влияет на исламских террористов, т.к. террорист-смертник не боится смерти и готов лишить себя жизни за место на небесах. Поэтому смертная казнь в данном случае неэффективна. Но писатель и известный защитник смертной казни Михаил Веллер указал на другой фактор полезности смертной казни в борьбе с терроризмом]. Дело в том что в мире неоднократно происходили захваты заложников террористами, где требованием в обмен на освобождение захваченных было освобождение других террористов, сидящих в тюрьме. Подобные происшествия заканчивались либо штурмами спецназа (при которых уничтожались захватчики, но почти всегда гибло несколько заложников и силовиков), либо террористам шли на уступки и преступники выходили на свободу. По мнению Веллера, из-за того, что по отношению к пойманным террористам применялась не смертная казнь, а тюремное заключение, это давало повод к захватам заложников и кровавым финалам данных происшествий.
3. Любой вид тюремного заключения (в том числе и пожизненный) оплачивается государством, а именно налогами законопослушных граждан. Это означает, что и родственники жертв, платят налоги, а стало быть, оплачивают жизнь убийцам их родственников. В России, как и в большинстве государств, пожизненно заключённые не работают. По условиям международных соглашений в тюрьмах все хорошо оборудовано. Пожизненно заключённые пользуются удобными унитазами, едят три раза в день полноценные блюда, слушают радио, читают книги и газеты, иногда смотрят телевизор. Подсчитано, что в России на содержание одного заключённого в месяц уходит больше, чем на зарплату школьных учителей.
Аргументы «против смертной казни в России»
1. В последнем своём примере была затронула проблема влияния смертной казни на количество терактов, сказав, что террористы будут боятся, если против них будет применяться смертная казнь. Этот аргумент можно и использовать в качестве примера необходимости отказа от смертной казни. Если пойманных террористов будут казнить, то террористы на воле могут мстить за своих товарищей и это может привести к ещё больше жертвам .Так например во Второй Мировой войне когда партизаны убивали вражеских солдат , то немцы очень часто за это расстреливали ни в чём неповинных мирных жителей. Пример в истории " деятельность народовольцев " во второй половине 19 ого века. Или деятельность боевой организации эсеров в начале 20ого века. Насилие всегда порождает насилие. Очень похожая ситуация недавно произошла в Турции. Во время демонстрации в Стамбуле полицейские убили подростка , через некоторое время связи с этим случаем граждане стали убивать полицейских .
2. Было бы неверным принять гипотезу о том, что смертная казнь влияет на снижение числа убийств и в большей мере , чем угроза и применение сурового, на первый взгляд, наказание - пожизненного заключения. Казнь преступника порождает иллюзию того, что общество " очистилось " и что жизнь его членов стала более безопасной. Казнь не способствует борьбе с социальными причинами тяжких преступлений
3. Возможность судебной ошибки. Практике известно достаточно много случаев, когда установление за определённое преступление смертной казни не только не приводит к снижению его показателей, но и даёт обратный результат, либо приводит к совершению более тяжких преступлений. В 1949 году по обвинению в убийстве своей беременной жены и двух летней дочери был казнён Тимоти Эванс. Лишь спустя четыре года серийный убийца Джон Кристи , в прошлом свидетельствовал на суде против Эванса , признал себя виновным и был повешен.
Подведение итогов
Наш проект не призывает следовать нашему мнению. У каждого человека есть своё мнение, он должен его высказывать и отстаивать, если потребуется.
Очевидно единогласное решение “за” или ”против ” будет принято еще
нескоро (если будет принято вообще). Судьба смертной казни в России зависит от того, насколько серьезно каждый из нас осмыслит свою позицию по этому вопросу. От нашего неравнодушия зависит, какими заботами нам жить сегодня и что ожидать от завтрашнего дня.
Список литературы
1. Свободная энциклопедия «Википедия» (электронный ресурс) URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F0%F2%ED%E0%FF_%EA%E0%E7%ED%FC
2. Дипломы, курсовые и рефераты URL: http://www.ref.by/refs/104/1462/1.html
3. Конституция РФ.
3. Юридическая фирма Вадима Колосова URL: http://www.kolosov.info/yuridicheskie-stati/smertnaya-kazn
Слайд 1
"Смертная казнь в России: за и против" Проект подготовили ученицы 9 «Б» класса: Айсина Алина Иншакова Екатерина Мокринская ЭлинаСлайд 2
Цель проекта Выяснить , как люди, связанные с нашей школой, относятся к смертной казне и почему они сделали такой выбор
Слайд 3
Задачи проекта 1. Рассказать о краткой истории смертной казни в России и её текущее положение. 2. Проведение социального опроса и анализ полученных результатов 3. Аргументы «за» и аргументы «против» 4 Подведение итогов .
Слайд 4
1. Как вы думаете нужна ли в России смертная казнь?
Слайд 5
Варианты ответов: Нужна Не нужна Затрудняюсь ответить
Слайд 6
2. Будет ли смертная казнь справедливым наказанием?
Слайд 7
Варианты ответов: Да Нет Затрудняюсь ответить
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Мальчик и колокольчики ландышей
Как напиться обезьяне?
Два Мороза
Две лягушки