Исследовательская работа состоит из доклада и презентации.
Цель исследования – изучение гендерных различий в телевизионных предпочтениях среди детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста, 47 учеников 8-9 лет.
Методы исследования:
1. Письменный опрос (анкетирование).
2. Количественный анализ и качественный анализ.
3. Контент-анализ.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.rar | 238.77 КБ |
ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Петрова А.А.
МОБУ СОШ № 24, 2 «В», г. Таганрог
Соколова Вера Юрьевна
Цель исследования – изучение гендерных различий в телевизионных предпочтениях среди детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Объект исследования – дети младшего школьного возраста, 47 учеников 8-9 лет 2 «В» и 2 «Б» классов МОБУ СОШ № 24 г. Таганрога, из них 25 девочек и 22 мальчика.
Предмет исследования – гендерные различия телевизионных предпочтений младших школьников.
Методы исследования:
Актуальность исследования – в настоящее время резко увеличилось количество детских телеканалов, передач, помеченных знаком «0+», «6+», «12+», т.е. разрешенных для просмотра данной возрастной группой, мультфильмов и мультсериалов. Телевидение стало доступнее, появились круглосуточные детские телеканалы, и больше не нужно ждать заветного времени, когда начнутся мультики. Родители зачастую не знают программы передач и полагаются на то, что детский канал должен транслировать безопасные передачи. Бабушки и дедушки не очень хорошо разбираются в современных мультфильмах, следовательно, не могут выступать цензорами и регулировать качество передач, просматриваемых внуками. Нам стало интересно узнать реальную картину взаимодействия детей и средств массмедиа с позиции непосредственных участников данного процесса, детей. После первичной обработки полученных данных стали очевидны значительные различия в предпочтениях и характеристиках мальчиков и девочек. Это и определило тот угол зрения, который в нашем исследовании стал определяющим. Младший школьный возраст выбран не случайно. Во-первых, дети 8-9 лет достаточно хорошо понимают вопросы и дают осмысленные развернутые ответы. Это крайне важно для нашего исследования, построенного на анкетировании. Во-вторых, сама автор относится к данной возрастной группе, что повышает интерес к данной работе.
Итак, для начала нами была разработана анкета для исследования телевизионных предпочтений младших школьников с учетом их возрастных особенностей. Представим ее:
После качественного и количественного анализа мы получили следующие данные.
Ежедневно смотрят телевизор 44% опрошенных девочек (11человек), 68% мальчиков (15 человек из опрошенных). Ежедневно по несколько раз в день проводят время перед телевизором 32% испытуемых девочек (8 человек) и 18% мальчиков (4 человека). То подавляющее число детей, независимо от пола, смотрят телевизор регулярно. Ограничивают себя в просмотре телевизора выходными или одним разом в семь дней 8% и 4% среди девочек (соответственно 2 и 1 человек) и 4,5% и 4,5% мальчиков (по 1 человеку). Не разрешают смотреть телевизор родители одной девочке, что составило 2,2% от опрошенных, или 4% от общего количества девочек.
Весьма озадачил список предпочитаемых телевизионных каналов. Выставим их в порядке убывания привлекательности для младших школьников:
Остальные каналы выбраны исключительно мальчиками и имеют приблизительно одинаковый невысокий рейтинг предпочтения: НТВ, 2+2, Спорт плюс, Русский экстрим, Перец, Пятый, Пятница, Россия 2, Первый, ТВ3, ЗОО TV, Тонус, Discovery. Интересно отметить, что все предпочитаемые исключительно мальчиками каналы далеко не детские по содержанию и направленности.
Что касается любви к мультфильмам, то здесь все предсказуемо: подавляющее большинство опрошенных (100% девочек и 86% мальчиков) любит смотреть мультики, и только 14% (3 мальчика) не признаются в этой симпатии.
Весьма обширен список предпочитаемых мультфильмов. Испытуемые предложили 46 названий. Отметим некоторые из заинтересовавших нас фактов.
Мультфильмов отечественного производства практически в два раза меньше, чем зарубежных мультиков (10 против 15 у девочек, 11 против 19 у мальчиков), что, вероятнее всего, связано с тем, что большинство детских телеканалов (за исключением, пожалуй, телеканала Карусель) имеют иностранного учредителя и представляют собой только русскоязычные версии. Этим объясняется выбор передач и программ.
Приятно отметить, что наряду с современными отечественными мультсериалами, дети выбирали и мультфильмы, знакомые по собственному детству и их родителям: «Ежик в тумане», «Ну, погоди!», «Буратино», «Приключения Незнайки», «Винни-Пух», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Аленький цветочек», «Малыш и Карлсон». Причем мальчики назвали в 2 раза больше советских мультфильмов, чем девочки. Детская любовь, равная у девочек и у мальчиков наблюдается к следующим современным отечественным мультсериалам: «Смешарики», «Барбоскины», «Фиксики», «Лунтик» и «Маша и медведь». Интересен, на наш взгляд, тот факт, что среди популярных в нашей выборке мультиков нет ни одного полнометражного мультипликационного фильма, только многосерийные сериалы. То же самое и в группе популярных зарубежных мультфильмов: «Спанч Боб, квадратные штаны» (по 7 человек и среди девочек, и среди мальчиков), «Барби» (7 девочек), «Пингвины Мадагаскара» (2 девочки и 3 мальчика), «Кунг-фу панда» (4 мальчика).
Примерно та же картина в группе любимых героев. Отметим только, что среди отечественных персонажей у девочек лидирует семья Барбоскиных: Роза (4 человека), Лиза (2), Гена (2), Малыш (1) и Дружок (1). Мальчики же вспомнили Винни-Пуха (3 человека), Пятачка (1), Чебурашку (1), Золотое копытце (1), Волка и Зайца из «Ну, погоди!» (по 1 человеку).
А среди зарубежных героев у обоих полов самым выбираемым оказался Губка Боб (Спанч Боб) – 4 девочки и 2 мальчика, компанию ему составил его друг Патрик из этого же мультика – 1 девочка и 2 мальчика.
В будущем было бы интересно сравнить сюжетные линии данных мультфильмов, особенности общения и речь этих главных героев, хотя об этом мы немного скажем ниже.
Качества, за которые наши испытуемые любят выбранных мультяшных героев, распределились следующим образом. И мальчики, и девочки ценят в своих любимых персонажах то, что они «смешные» (10 девочек и 7 мальчиков), «добрые» (5 девочек и 3 мальчика), «веселые» (5 девочек и 3 мальчика), «интересные» (5 девочек и 2 мальчика), «умные» (2 девочки и 3 мальчика). Также сошлись выборы в характеристиках «хороший», «верный друг» (по 1 человеку). При этом мальчики считают важными качествами «хитрый», «спасает мир», «всегда побеждает», а девочки, наоборот, «дает советы», «умеет постоять за себя», «защищает». Интересно, что мальчики положительными качествами считают полезность и практичность персонажа, а также его способность к действию: «есть оружие», «кидает драгоценности», «есть замечательные сестры», «есть говорящая собака», «крутой химик», «побеждает зло», «любит есть». Девочки больше интересуются внутренним миром героя и его (ее) внешностью: «красивая», «задумчивая», «классная», «глупый растяпа», «не такой, как все».
Нам кажется, интересно было бы в дальнейшем сравнить характеристику, которую человек дает своему любимому герою, и собственное его мнение о нем самом.
Последним, что мы анализировали, были фразы и слова персонажей, которые запомнились ребятам и употребляются ими в обычной жизни. Девочки оказались более внимательны к вербальной характеристике героев, в отличие от мальчиков, которые в массовом порядке пропустили данный пункт анкеты. Приведем самые узнаваемые фразы: «Ёу!», «Ёлки-иголки», «Ну, ваще!», «Ух-ты, пухты!», «Ну, погоди!», «Я перепрыгну через тунцов», «Давай пускать пузыри», «Сделай цирк», «Гвоздь мне в кеды», «Инфузория в туфельках». Как можно заметить, в основном цитируются слова-паразиты, которые дети действительно часто употребляют в своей речи, что смешит и других детей, и даже взрослых. Некоторые фразы тоже не несут смысловой нагрузки и употребляются в качестве узнаваемых выражений из знакомых мультиков. Только шуточное искажение «инфузория в туфельках» носит характер интеллектуального юмора, однако ни один из вспомнивших это выражение не смог объяснить, что в нем смешного.
Подводя итоги нашего исследования, хочется отметить, что тема оказалась столь обширной, что вряд ли ограничится данной работой. Нам было бы интересно сравнить программы телепередач разных детских телеканалов, сопоставить время, в какое транслируются отечественные и зарубежные мультфильмы, подсчитать их общее количество, провести контент-анализ речи популярных персонажей, проанализировать те качества героев, которые приводят их к успеху. Особое внимание мы бы хотели уделить детской рекламе. Исходя из нашего опыта, весьма часто возможности разных рекламируемых товаров не совпадают с реальной ситуацией их использования. В целом, хочется отметить, что наше исследование является перспективным и будет иметь продолжение.
Лягушка-путешественница
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Любимое яичко
Зимовье зверей
«Течет река Волга»