Творческий исследовательский проект "Хлеб-всему голова"
Вложение | Размер |
---|---|
Хлеб -всему голова | 885.43 КБ |
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 423
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Открытый городской фестиваль исследовательских проектов учащихся начальной школы
«Юные Ньютоны»
Тема работы: «Хлеб – всему голова!»
Выполнили: Васюкова Мария, Шабанов Николай,
учащиеся 1 «Б» класса ГБ ОУ СОШ № 423 г. Кронштадта
Руководитель: Харитонова Наталия Владимировна,
учитель начальных классов ГБ ОУ СОШ №423 г. Кронштадта
Санкт – Петербург
2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….......….........................3
I. Теоретическая часть работы
1.1. История хлеба и хлебопечения….……………........................................................................4
1.2. Путь «от зерна к хлебу»……………………………..……………………………..................5
1.3. Роль хлеба во времена Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда…………6
II. Практическая часть работы
2.1 Изучение художественной литературы и фольклора о хлебе……………...........................7
2.2 Проведение социологического опроса «Какова роль хлеба в жизни человека»»……..... 9
2.3 Посещение Санкт-Петербургского музея хлеба…………………………………….………9
Заключение………………………....…………………………………….…...............................10
Список литературы………………………………………………………...................................11
Приложение 1...... ………………………………………………………..……............................12
Приложение 2…………………………………………………………………………………….13
Приложение 3…………………………………………………………………………………….14
Приложение 4……………………………………………………………………………………..15
Приложение 5……..………………………………………………………………………………16
Приложение 6……………………………………………………………………………………..17
Приложение 7……………………………………………………………………………………..18
Приложение 8……………………………………………………………………………………..20
Введение
Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись так же, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней. Ни один день в нашей жизни не обходится без хлеба. Удивительно, но этот продукт никогда нам не надоедает. Сегодня мы не испытываем недостатка в хлебе. Но всегда ли так было?
Целью работы является: определение роли и значимости хлеба для человека, поиск ответа на вопрос: почему «хлеб – всему голова»?
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Практической частью данной работы является изучение художественной литературы и фольклора, в которых упоминается «хлеб», а также проведение социологического опроса среди учащихся 1 «Б» класса и их родителей «Какова роль хлеба в жизни человека», создание презентации на тему «Хлеб – всему голова».
Также в ходе работы мы посетили Санкт-Петербургский музей хлеба.
В ходе работы применялись такие методы исследования, как наблюдение, чтение научно-познавательной и художественной литературы, заучивание наизусть пословиц и поговорок, анкетирование.
I. Теоретическая часть работы
1.1. История хлеба и хлебопечения.
На Руси хлеб всегда занимал особое место. Хлеб был и остается главным кормильцем и главным элементом культуры русского народа.
Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно.
Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот. В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном. Также много в хлебе углеводов и жиров.
Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа (см. Приложение 1 «Количество полезных веществ в хлебе», стр. 12).
По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. Первые зерновые культуры – пшеница, ячмень, просо. Значительно позже появилась рожь. Изначально люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, чем и питались ежедневно.
Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен. Люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Люди принялись выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба.
Так же, как к хлебу, народ с давних времен уважительно относился к труду тех, кто его пек. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. В древних государствах пекари занимали самые высокие посты. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В средние века над входом в пекарни, хлебные лавки часто вывешивали большие кренделя, вырезанные из металла или дерева и покрытые позолотой - символ мастеров-хлебопеков того времени. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве.
Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. На современных хлебозаводах используется самое новое оборудование: хлебопекарные и кондитерские печи, машины, линии для производства формового хлеба, батонов и багетов.
Современные и старинные машины, используемые в производстве хлеба представлены в Приложении 2 на стр. 13.
1.2. Путь «от зерна к хлебу».
Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.
А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий.
«Путь от зерна к хлебу» мы представили в виде схемы (см. Приложение 3 на стр. 14).
1.3. Роль хлеба во времена Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда.
Во время Великой Отечественной войны в действующей советской армии по нормам, установленным правительством в сентябре 1941 года, рацион солдата на 80 процентов состоял из хлеба, его полагалось 800 граммов.
Хлеб во времена Великой Отечественной войны был горьким на вкус, потому, что в его состав часто входили компоненты, которые в обычной жизни никто бы и не подумал в хлеб добавлять. Фронтовые пекари пекли хлеб прямо на полях сражений — в земляных печах, устроенных прямо в грунте. Порой — под обстрелом. В состав фронтового хлеба, кроме ржаной муки, входили свекольный жмых, солод, отруби, опилки. Хлеб, который привозили на фронт из тыла, состоял из 40 процентов муки ржаной (из цельного зерна без отходов). В последние годы войны муки в таком хлебе было лишь 10 процентов.
Не лучше питались и те, кто остался в тылу. Был разработан «рабочий хлеб», в который добавляли картофель, отруби, а также крапиву, лебеду.
Хлеб во время войны был самым главным продуктом питания. В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства.
Когда гитлеровские войска взяли в плотное кольцо город Ленинград, то перекрыли тем самым поступление в город провианта с «большой земли». И хотя хлеба в СССР было вполне достаточно для обеспечения фронта и худо-бедно снабжения тыла, невозможность доставить его в город на Неве привела к тому, что в некоторые блокадные месяцы от голода в день умирало до 7 тысяч человек.
Доставить в город хлеб пытались наладить по воздуху, а также по льду и воде Ладожского озера. Но его поступления в город были настолько малы, что не могли обеспечить защитников Северной столицы и местных жителей, многие из которых трудились на ленинградских предприятиях оборонного значения, должным количеством хлеба.
За 900 дней блокады норма на хлеб жителям города снижалась пять раз. Самый минимальный рацион пищи ленинградцы получали с 20 ноября по 24 декабря 1941 года: рабочие — по 250 г хлеба, все остальные — по 125 г. Этот кусочек помог выстоять жителям Ленинграда. (см. Приложение 4 фотография стр. 15). Но даже такого хлеба, наполовину состоящего из практически несъедобных примесей — обойной пыли, отрубей, целлюлозы, опилок, жмыха и прочего, не хватало. Формы для выпечки хлеба смазывались соляровым маслом, ибо другого в блокадном Ленинграде просто не было.
Хлеб ленинградцам выдавали по карточкам, которые заменили тогда деньги и ценились дороже золота. Тогда же появились такие понятия, как «блокадный хлеб» и «блокадная норма хлеба».
Ситуация с обеспечением города продовольствием оставалась сложной вплоть до прорыва блокады, который произошел 18 января 1943 года. Снабжение продуктами питания Ленинграда улучшилось, но термин «блокадный хлеб» навечно вошел в историю нашей страны.
II. Практическая часть работы
2.1 Изучение художественной литературы и фольклора о хлебе.
Хлеб на Руси ассоциировался вообще со всеми насущными житейскими потребностями. В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения:
«Заработать на хлеб» – означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования;
«Хлебное место» – доходная работа;
«Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь;
«Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход;
«Отнять хлеб» – лишить места или промысла, способов дохода;
«Его хлебом не корми…» - так говорят о чьем-нибудь сильном увлечении;
«Она хлеба не просит…» - так говорят о вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться.
В русских пословицах заключена многовековая народная мудрость и народный опыт. Пословицы о хлебе:
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.
Хлеба нет – и друзей и не бывало.
Хлеба ни куска – и в горле тоска.
Хлебу – мера, деньгам – счет.
Бог на стене, хлеб на столе.
Русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб.
О хлебе рассказывается в таких произведениях, как «Лисичкин хлеб» М. Пришвина, «Золотой колосок» Н. Верещагина.
В ходе данной работы мы ознакомились с произведением Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб», главный герой которого - мальчик Филька накликал беду на свою деревню из-за небрежного отношения к хлебу. Когда раненый конь попросил у него еды, мальчик ударил коня по губам и бросил кусок хлеба в снег. После этого поднялась ужасная метель, завыл сильный ветер, реки и колодцы сковало льдом до самого дна. От этого замерзла вода у мельницы и людям грозила неминуемая смерть от голода.
Перепуганный такими последствиями своего поступка Филька собрал ребят колоть топорами и ломами лед вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания.
На счастье людей в деревне Бережки вдруг подул теплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнес коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребенком, положив ему на плечо свою голову.
Этот рассказ учит нас задумываться о последствиях своих поступков, бережно относиться к самому дорогому для человека продукту – к хлебу!
Еще в древние времена учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, то ребенок должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, во многих селах и деревнях России, Украины, Белоруссии, Молдавии.
Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Они сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки кусок хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создает, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
2.2 Проведение социологического опроса среди ребят нашего класса и их родителей: «Какова роль хлеба в жизни человека?»
В своем практическом исследовании мы решили выяснить, каково отношение к хлебу моих сверстников. Нами было опрошено 20 моих одноклассников и их 14 родителей.
Мы попросили родителей наших одноклассников ответить на такие важные для нас вопросы, как «Какова роль хлеба в жизни человека?» и «Почему хлеб – всему голова?». Получили самые разнообразные ответы на составленную нами анкету. (См. Приложение 5,6 стр. 16, 17).
Также родители отвечали, что «Хлеб – божественный вид пищи, символ достатка, материального благополучия. Даже маленький кусочек хлебе в войну поддерживал, а иногда и спасал жизнь». «Хлеб в старину выпекали в русской печи в форме колобка, и когда он выпекался становился круглым и поднимался. Поэтому и говоря, что Хлеб –всему голова!».
А еще мы составили анкету для наших одноклассников, где решили узнать об отношении ребят к хлебу. Ребята отвечали на вопрос «Что вы делаете с оставшимся хлебом?». И получили следующие результаты (см. Приложение 7 стр.18-19).
Мы считаем, что если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относится к нему.
2.3 Посещение Санкт-Петербургского музея хлеба.
В ходе работы мы посетили Санкт-Петербургский музей хлеба, который был создан в 1988 году. Экспозиция музея охватывает период с момента становления земледельческих культур и до нашего времени. Основное внимание сосредоточено на показе истории изготовления, торговли и правил потребления хлеба в Санкт-Петербурге.
В музее показан быт петербургской семьи среднего достатка конца 19 века – начала 20 века. Здесь можно увидеть и накрытые столы, и кухню, а также множество предметов быта, посуды и утвари того времени. Отдельная часть экспозиции музея посвящена кризисным периодам в истории нашей страны. На экспозиции музея хранится кусочек хлеба, выпеченный по блокадной рецептуре. В музее представлено оборудование поточной линии хлебозавода 1950-х годов.
С хлебозавода хлеб поступает на полки булочных. Реконструкция булочной советского времени предстает перед глазами посетителей музея. У старшего поколения она вызывает ностальгию, а младшие посетители могут увидеть булочную своих мам и бабушек.
Фотоотчет нашего посещения см. в Приложении №8 на стр. 20-21.
Заключение
На основе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, трудятся тысячи людей более 120 профессий, поэтому хлеб издревле был для славян священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями.
Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб.
В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей.
Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну.
Роль хлеба в жизни человека неоценима: это и богатый полезными веществами продукт, который ничем невозможно заменить, и часть истории всего человечества.
«Хлеб – всему голова», потому что он является основой питания, самым главным продуктом, источником жизни. Люди его очень любят, бережно к нему относятся. Хлеб – душа народа, душа нашей родной земли, судьба многих людей, их труд.
«Хлеб – всему голова»
Вечно живут слова.
Вянет листва, трава -
Хлеб –всему голова.
В бурях эпох, имен
Тихо живет, права,
Истина всех времен:
Хлеб – всему голова.
В дальнем краю село,
В сердце страны – Москва,
Всюду нам с ним светло:
Хлеб – всему голова.
Правда у нас в дому
Будет всегда жива:
Мир – это хлеб всему,
Хлеб – всему голова.
Список использованной литературы:
А. Владимиров «Земля на зернышке стоит». Москва «Детская литература», 1984г.
А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Москва «Детская литература», 1990г.
Б. Алмазов «Наш хлеб». Москва «Детская литература», 1985г.
В.А. Патт «Наш хлеб». Москва «Легкая и пищевая промышленность», 1984г.
К. Паустовский «Теплый хлеб». Ленинград «Художник РСФСР», 1987г.
М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
М.А. Федоров «Юному хлеборобу». Москва «Россельхозиздат», 1984г.
М. Пришвин «Лесной шатер». Москва «Издательство Бамбук», 1999г.
Н. Верещагин «Золотой колосок». Москва «Малыш», 1984г.
Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную». Москва «Малыш», 1973г.
Интернет-ресурсы:
http://www.peterburg.biz/muzey-hleba-v-peterburge.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EB%E5%E1
http://www.playroom.ru/content/view/1169/18/
http://www.eda-server.ru/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm
http://kedem.ru/history/20090114-bread/
http://hlebosol.info/folk/poslovica/tolkovanie/
Приложение 1
Количество полезных веществ в хлебе (в %).
Приложение 2
Старинные и современные машины для производства хлеба.
Современная линия для производства формового хлеба
Тестомесилка хлебозавода
1950-х годов
Приложение 3
«Путь от зерна к хлебу».
Приложение 4
«Блокадный хлеб».
Приложение 5
1.Какой хлеб вы покупаете чаще всего? (черный, белый, батон,…………………….)
2.Какие хлебобулочные и кондитерские изделия вы покупаете чаще всего? (сушки, пирожки, слойки, ватрушки, рогалики, сухари, печенье, зефир, пастила, вафли, халва, пирожные, торты ………………….…………………………………………………………….)
3.Как часто Вы сами дома печёте? (,……………………………………………………………………………………………………)
4.Что для вас важно в хлебобулочной продукции? (внешний вид, качество, свежесть,…………………………………………………………………………………………)
5.Как часто вы покупаете хлеб? (каждый день, через день, один-два раза в неделю,…………………………………………………………………………………………..)
6.Какими, по вашему мнению, ценностными характеристиками обладает хлеб? (……………………………………………………………………………………………………)
7.Какова, по вашему мнению, роль хлеба в жизни человека? (…………………………………………………………….……………………..,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)
8.Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Почему хлеб – всему голова?» (…………………………………………………………………………………………………..
Ф.И.О родителя _____________________________________________________________
Подчеркните выбранный Вами вариант ответа или предложите свой.
Социологический опрос родителей учеников 1 «Б» класса на тему :
«Какова роль хлеба в жизни человека?».
Приложение 6
Социологический опрос родителей учеников 1 «Б» класса на тему:
«Почему хлеб – всему голова?».
Приложение 7
А) Да
Б) Нет
В) Не очень
А) Черный
Б) Белый
А) Каждый день
Б) Через день
В) Один-два раза в неделю
А) Весь доедаем
Б) Делаем сухарики
В) Убираем до следующего раза
Г) Собираем крошки и кормим птиц
Д) Выкидываем
6. Какова, по твоему мнению, роль хлеба в жизни человека?
Ф.И. учащегося ______________________________________________________________
Выбери вариант ответа или предложи свой.
Социологический опрос учеников 1 «Б» класса на тему:
«Что вы делаете с оставшимся хлебом?».
Приложение № 8
«Фотоотчет о поездке в Санкт-Петербургский музей хлеба».
Виды почвы и зерна Русская печка
Производство хлеба в период неурожаев на Руси
Блокадный хлеб Репродукция советской булочной
Тестомесилка хлебозавода Мы в музее хлеба
1950-х годов
Одна беседа. Лев Кассиль
Сверчок
Горячо - холодно
За чашкой чая
Красочные картины Джастина Геффри