Наряду с курением, ленью и привычкой всегда опаздывать одной из самых частых является привычка употреблять в речи слова-паразиты.
Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2014.rar | 1.04 МБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пгт Стрижи Оричевского района Кировской области.
Работу выполнила ученица 6Б класса
Ананьина Валерия.
Руководитель:
учитель русского языка
Русских Галина Ивановна.
2014 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Слова-паразиты в речи
1.1.Определение термина..........................................................................5
1.2.Как слова-паразиты характеризуют человека …………………….6
1.3. Классификация слов-паразитов.........................................................9
Глава 2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся
2.1. Анкетирование на тему «Слова-паразиты в моей речи»………….10
2.2. Причины употребления……………………………………………11
Глава 3. Способы избавления от слов-паразитов………………………..12
Заключение....................................................................................................14
Библиографический список.........................................................................15
Приложение 1...............................................................................................16
Приложение 2………………………………………………………………17
Введение
Обоснование темы
«Какую привычку вы считаете самой плохой?» Наряду с курением, ленью и привычкой всегда опаздывать одной из самых частых является привычка употреблять в речи слова-паразиты.
Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
Гипотеза
Большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.
Цель проекта
Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Задачи
1) определить, что такое слова-паразиты;
2) выяснить причины употребления слов-паразитов и их функцию;
3) провести исследование употребления слов-паразитов подростками нашей школы;
4) составить частотный словарь слов-паразитов в речи подростков;
5) выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.
Объект исследования:
Речь учащихся 5 и 6 классов Стрижевской школы.
Предмет исследования
Слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.
Методы исследования
Глава 1. Слова-паразиты в речи
Определение термина
Слова паразиты живут внутри нас, оказывают пагубное влияние на нашу жизнь, на наш успех, на нашу волю… Словно какая лихорадка эти слова передаются от одного «больного» к другому, они убивают и оскверняют приютивших их людей.
Этим словам посвящено стихотворение Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну и, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак –
Это в общем значит так.
И его любимый зять
Звали зятя так сказать
А жену звали…ну…
А соседа звали… это…
А его родители –
Видишь ли и видите ли.
А ещё какой-то эээ
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Так что же такое слова- паразиты и почему мы их так называем?
Слова- паразиты - лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном тексте слов. Это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы.
Как слова-паразиты характеризуют человека
Частота употреблений слов-паразитов заставила взяться за их изучение психоаналитиков, которые выдвинули интересную теорию о том, что слово-паразит, характерное для речи определённого человека, может рассказать о его натуре.
Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, которые считают, что в жизни все должно быть легко и просто. Этим словом злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела помочь, но не смогла».
«Сами понимаете» говорит, что перед нами «маленький» человек – неуверенный, робкий и постоянно перед всеми извиняющегося.
Слово «короче» характерно для человека, который не любит разговоры и не расположен к общению, и поэтому хочет сократить свою речь.
Слова «типа» и «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Часто их можно слышать в подростковой среде.
Популярное у молодежи словечко «как бы», говорит об условности всего существующего, этим словом злоупотребляют неуверенные в себе интроверты, которые во всём сомневаются.
«На самом деле» используют экстраверты – реалисты, которые считают правильной только свою точку зрения и готовы постоянно всем это доказывать.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
«Типа»- соответствует неопределённому артиклю английского языка (кстати, пользуясь им, можно понять, для чего нужны артикли и как их использовать), помогает относиться ко всему произнесённому несерьёзно, понарошку. Произнося это слово, говорящий автоматически относит себя к поколению MTV — ведь именно оно использует «типа» виртуозно.
«Бла-бла-бла» - разбавляет речь, создаёт иллюзию богатого словарного запаса и молодости души.
«Пипец» - очищает речь от откровенного сквернословия.
«Жесть» - делает говорящего ближе к молодежи. Также можно смело добавлять «шок, инфа 100%» и «ученые доказали». «Жесть, такого вы ещё не видели.
«Блин» - используется в эмоциональном, негативно окрашенном, разговоре. Употребляется людьми простыми, непосредственными.
« В принципе»- сомнительные сравнения, безапелляционные выводы, произносится противным голосом.
« Всё такое»- избавляет от необходимости вдаваться в детали.
« Вообще (-то)» - обращение внимания на себя и на свое исключительное
мнение.
«Грубо говоря»- смелое обобщение, предваряет шокирующие факты, чаще всего
сексуального, политического или религиозного характера.
«Так» - используют люди нервные, пытающиеся в уме сосчитать все, что нужно упомянуть или сделать.
« Дык» - вариант слова «так». Употребляется интеллигентами, которые стремятся быть ближе к народу, к почве.
« Етить-колотить» - выражает яростное негодование.
«Ёперный театр»- выражение недовольства средней степени, характерно для особ, желающих показать свое отношение к культуре.
«Ё-моё» - короткое ругательство, используют люди, живущие на больших
пространствах, преимущественно в степной местности.
«Извините за выражение» - сглаживание, используется нежными людьми,
живущими в жестоких условиях реальной жизни.
«Ладно» - придает речи цинично-пренебрежительный оттенок
«Ну» - выражение неловкости при необходимости говорить очевидные вещи большому количеству людей. Свойственно подросткам и тугодумам.
«Прикинь» - выражение удивления, используется, чтобы вызвать эмпатию(осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека) .
«Реально» - описывает доподлинное и волнующее явление, применяется, когда хочется добавить веса своим словам и убедить собеседника.
«Хм» - слово-паразит из книг. Доподлинно неизвестно, произносил ли его кто-то на самом деле вслух или все это выдумка писателей.
«Че» - обогащает речь контрапунктом.
« Ща» - придает повествованию динамичности.
« Ядрён батон» - выражение, характеризующее серьезную неприятность. Произносится с ярко выраженной артикуляцией.
Классификация слов-паразитов
Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:
частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы,
модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная – так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;
вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;
местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.
Получается, что обычные вводные слова, частицы, местоимения, междометия, служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания, при их неоправданном употреблении превращаются в паразитический словесный материал: «Ну… многие слова вошли, так сказать, из-за границы. Вот. Если в средствах массовой информации раньше с этим было строго, то теперь, мне кажется, этому вообще не придают значения. Речь построена как-то коряво».
Речь загрязняют и грубые, просторечные слова, ненормативная лексика, варваризмы, жаргонизмы. Многие люди речевые паузы заполняют звуками «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м» – так называемые «паузы хезитации» или звуки-паразиты.
Глава 2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся.
Анкетирование на тему «Слова-паразиты в моей речи»
Я провела опрос среди учащихся 5-6 классов с целью выяснить, употребляют ли они слова-паразиты. И если да, то какие именно.
15% опрошенных не употребляют данные слова совсем либо употребляют их очень редко. Среди них девочек больше половины.
Для проведения исследования была составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися разных полов»
В анкетировании и устном опросе принимали участие 35 учащихся 5-6 классов Стрижевской школы.
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
5 опрошенных (15%) учащихся не употребляют слова-паразиты, причём девочек из них 3, остальные 20 учащихся (85%) используют их в своей речи.
Самыми употребительными среди учащихся стали слова: «блин» , «чё», «это», «как это», «как его» , « это самое» , « ну» , «ну да», «короче», « походу» ( Приложение № 1) . Многие из опрашиваемых хотели бы избавиться от пагубной привычки употреблять совсем не нужные, не красящие нашу речь слова.
Опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами. Они писали, что нужно применять физические методы искоренения слов- паразитов («ругать», «наказывать») Другие считают, что «нужно меньше говорить» Только 3 ученика отметили, что нужно повышать культуру речи. Следовательно, большинство учащихся нашей школы не знают способов борьбы с ними.
Причины употребления
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов- паразитов можно разделить на следующие группы:
Глава 3. Способы избавления от слов-паразитов
В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.
Заключение
Как показало данное исследование, присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает правильное восприятие речи и является вредным и опасным лингвистическим явлением для языка, поэтому бороться с ним крайне необходимо.
Моя исследовательская работа может иметь несомненную практическую значимость, например, при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», а также поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к русскому языку.
Мой проект смог собрать большинство известных слов-паразитов русского языка. С помощью данного проекта я хочу привлечь внимание широкого круга учащихся и учителей к проблемам сохранения чистоты русского языка, воспитывать активную позицию в решении языковых проблем, повышать популярность языковой культуры. Становится грустно от того, что «великий и могучий» русский язык, как утверждают классики, в нашей речи уже не кажется таким богатым и красивым.
Мною была проделана следующая работа:
1. Составлен список слов « Ловушка слов-паразитов»
2. Выпущен буклет – памятка Рекомендации школьникам. « Как избавиться от слов – паразитов».( Приложение 2)
4. В перспективе: инсценирование сказки, выпуск стенгазеты, проведение классных часов по теме.
Полученные результаты в ходе работы над проектом подтвердили гипотезу, что большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты.
Я считаю, что слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то ещё имеет такую привычку, советую срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи. В этом вам поможет мой проект.
Библиографический список
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.
2.. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. N 15.
3. Манкевич О. Статья. Речевая паразитология, или что такое слова-паразиты?
4. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/.
5. http://feelgood.com.ua/psychology/articles/poleznyie-slova-parazityi-zachem-oni-nuzhnyi
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EB%EE%E2%E0-%EF%E0%F0%E0%E7%E8%F2%FB
7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=444769
Приложение 1.
Слова-«паразиты», употребляемые учащимися нашей школы | % от количества опрошенных |
«Блин» «Чё» «Капец» «Короче» «Это» «Ну» «Как это» «Ну да» «Это самое» «Как его» «Ёшкин кот» «Походу» | 51% 9% 3% 14% 3% 17% 3% 3 % 6 % 3% 3% 3% |
Ребята и утята
Сорняки
Ель
Цветок или сорняк?
Н. Гумилёв. Жираф