Данная работа посвящена теме "Стресс" в целом и , школьному стрессу, в частности. Автор работы в 1 теоретической главе обращается к теоретическим библиографическим источникам разных авторов и раскрывает понятие и виды стресса. Во 2 практической главе автор приводит результаты тестирования уровня школьной тревожности и стресса у выпускников начальной школы (4 класс) и учащихся 8 класса, а так же анализирует полученные результаты. Во второй практической главе сформулированы рекомендации учителям, родителям и учащимся с цельь минимизации возможного школьного стресса. Приведены тексты теста и анализ результатов.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_stress_krupenina_vika.docx | 43.05 КБ |
Средняя общеобразовательная школа №6
Школьный стресс. Способы предотвращения и борьбы с ним.
Подготовил (а): Крупенина Виктория
учащаяся 8 б класса
Руководитель: Намм Л.А.,
Педагог - психолог
Торжок, 2015
Оглавление
Введение: актуальность.--------------------------------------------------------3
1. Стресс в нашей жизни и жизни учеников.--------------------------------3
1.1. Определения стресса в литературных источниках.------------------4
1.2. Виды стресса.-----------------------------------------------------------------5
1.3. Причины стресса.------------------------------------------------------------6
1.4. Причины школьного стресса.---------------------------------------------6
2. Практическая часть:----------------------------------------------------------8
2.1. Результаты исследования.--------------------------------------------------8
2.2. Рекомендации.-----------------------------------------------------------------9
3. Заключение. -------------------------------------------------------------------11
Литературные источники-------------------------------------------------------12
Приложение------------------------------------------------------------------------13
Введение:
В нашей неспокойной жизни мы все больше слышим и употребляем понятие «стресс». Моя работа посвящена теме «Школьный стресс. Способы предотвращения и борьбы с ним».
Предмет исследования: литература по теме «стресс», причины стресса, его проявления.
Объект исследования: выпускники начальной школы (4 класс) и учащиеся подросткового возраста (8 класс), наличие у данной категории учащихся школьного стресса.
Задачи моей работы:
- изучить теоретическую литературу по теме «стресс», «школьный стресс», - обратиться к словарям, дать определение данным явлениям,
- выяснить причины и проявления стресса в целом и школьного стресса, в частности,
- выяснить наличие школьного стресса у выпускников начальной школы (4 класс) и учащихся среднего звена (8 класс). Провести анкетирование с целью выявления уровня школьного стресса.
-попытаться сформулировать рекомендации для детей, родителей и учителей для уменьшения школьной тревожности и школьного стресса.
1. Основная часть
1.1. Определения стресса
Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.
Большая энциклопедия по психиатрии под редакцией Жмурова В.А трактует понятие следующим образом:
Стресс (англ. stress – напряжение, давление) - термин H. Selye (1936), обозначает реакцию организма на чрезвычайно сильные стимулы. Различают физиологический стресс (реакция на физические стимулы, то есть травмы, инфекции и др.) и психологический стресс (реакция на травмирующие психологические стимулы).
Психологический стресс, в свою очередь, некоторые авторы разграничивают на эмоциональный стресс (связанный как с негативными, так и позитивными аффектами) и информационный стресс (перегруженность информацией). Собственно стресс сам Г. Селье считает нормальной и необходимой адаптивной реакцией. В патологии обычно имеется в виду дисстресс, то есть отклонения от нормальной реакции напряжения, проявляющаяся эндокринной дисфункцией, соматическими нарушениями, психологическим расстройством и дезорганизацией поведения.
Словарь психиатрических терминов В.М. Блейхера, И.В. Крука определяет стресс как
Стресс (англ. stress - давление, напряжение) [Selye Н., 1936] - состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды стресса - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления.
Оксфордский толковый словарь по психологии
Стресс - вообще любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта.
Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.
1.2.Виды стресса.
Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».
Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.
Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.
Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.
1.3. Причины стресса
Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное и сделано нами для удобства, так как они все взаимосвязаны. Ниже приведем небольшой перечень причин стресса.
Внешние причины стресса
• Резкие изменения в жизни человека.
• Работа.
• Затруднения в отношениях с людьми.
• Материальные проблемы.
• Высокая занятость.
• Личная жизнь (семья и дети).
Внутренние причины стресса
• Невозможность принять неопределенность.
• Пессимизм.
• Негативный диалог с самим собой.
• Нереалистичные ожидания.
• Отсутствие усердия и настойчивости.
• Перфекционизм.
1.4. Причины школьного стресса
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у первоклассника стрессовое состояние.
1.5. Признаки школьного стресса
Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:
• В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;
• Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
• Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
• Тревожности и непоседливости.
• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
• Упрямства;
• Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);
• Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
• Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
• Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
• Повышенной тревожности;
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
2. Практическая часть
Вместе с психологом мы провели анкетирование среди учеников четвёртого и восьмого класса. Тестирование было направлено на выявление школьного стресса и тревожности у учеников. Всего приняло участие 42 человека, из которых 18 человек учащиеся 4-го класса, а остальные 24 - восьмиклассники.
Уровень тревожности. | 4 класс | 8 класс |
Низкий уровень тревожности: | 44,5% | 29% |
Средний уровень тревожности: | 55,5% | 63% |
Высокий уровень тревожности: | 0% | 8% |
Исходя из полученных результатов, мы пришли к выводу, что у учащихся старших классов, в связи с приближающимися экзаменами, уровень стресса повышен.
2.1. Рекомендации
Рекомендации для учащихся:
Рекомендации учителям
Очень часто школьный стресс становится хроническим. Дети в школе при интенсивном учебном процессе испытывают большие перегрузки, некоторые подвержены школьной тревожности, т. е. у них повышен уровень тревожности, что в свою очередь не может не отразиться на их здоровье.
Совместно с педагогом - психологом мы попытались дать некоторые несложные рекомендации учителям с целью снижения уровня школьной тревожности учащихся.
Рекомендации учителю:
Рекомендации родителям.
Для преодоления стресса можно употреблять такой комплекс мер:
1. Прежде всего, проявляйте любовь и заботу к ребенку, создайте благоприятный климат в семье. Школьник должен знать, что, несмотря на любые ошибки, его любят и помогут, когда ему тяжело.
2. Не сравнивайте его с другими, не оценивайте его действий, а помогайте решать конкретные проблемы и задачи. Важно, чтобы вы имели доверительные отношения и ребенок наверняка знал, что его поймут и ему помогут.
3. Используйте музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровление, оказывает музыка Моцарта, его современников, музыка в стиле барокко с ритмической пульсацией 60-64 удара за минуту.
4. Занимайтесь с ребенком, используя природные материалы - глину, песок, воду, краски. Арт-терапия (лечение искусством, творчеством) нравится детям, отвлекает их от неприятных эмоций, привлекает эмоциональные резервы организма.
5. Для снятия нервного напряжения научите ребенка использовать технику мышечного расслабления и брюшного дыхания.
6. Используйте активные игры на свежем воздухе. Подбирая игры для снятия психоэмоционального напряжения, следует учитывать особенности вашего ребенка.
7. Организуйте ребёнку оптимальный режим дня и приучите его следовать данному режиму.
8. Поддерживайте ребёнка в трудной ситуации.
3.Заключение:
Проблема стресса актуальна в жизни каждого человека. В школьные годы каждый ученик сталкивается со стрессовыми ситуациями каждый день. Очень важно научиться предвидеть эти ситуации и противостоять стрессу.
Проведённое нами анкетирование подтвердило наличие школьного стресса и школьной тревожности выпускников начальной школы и учащихся среднего звена. Анализ результатов анкетирования свидетельствует о росте количества учащихся со средним и высоким уровнем тревожности по мере приближения выпускных экзаменов. Надеемся, что рекомендации, сформулированные нами для учащихся, родителей и учителей, помогут снизить уровень тревожности и стресса.
Литературные источники:
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 640 с.
2. Жмуров В.А., «Большая энциклопедия по психиатрии». 2-е изд., 2012 г.
3. Оксфордский толковый словарь по психологии. Под ред. А. Ребера: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. — М.: Вече АСТ, 2003. — 592.
4. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста, Питер, Санкт-Петербург, 2000 г.
Приложение:
Задание 1. Методика "Определение уровня тревожности и стресса"
Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером "+", если нет — "-".
Третий вариант — проблемы есть, но вы стараетесь делать вид, что их нет, уподобляясь одной большой и глупой африканской птице.
Если вы ответили "да" более чем на половину вопросов, вероятно, хорошая учеба дается вам ценой большого нервного напряжения. Обратите внимание на режим дня, займитесь спортом, пересмотрите свои привычки. Определите, что для вас сейчас самое главное, и на время отложите второстепенные дела. Не сравнивайте себя с другими! Возможно, у вас более тонкая и чувствительная нервная система, чем у других людей. Учитывайте это при планировании своей работы. Временно ограничьте свои контакты несколькими близкими людьми, которые вас понимают.
Тигрёнок на подсолнухе
Волшебные звуки ноктюрна
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Алые паруса
"Портрет". Н.В. Гоголь