В работе описана роль шамана в жизни народов ханты-манси.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_silanteva_nikolaya.doc | 152.56 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
ГОРОД РАДУЖНЫЙ
Научно-исследовательская (проектная) работа
на 5 школьную научно-практическую конференцию «Хочу все знать»
Автор: | Силантьев Николай 3 а класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 » |
Руководитель: | Гапутина Татьяна Николаевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» |
г.Радужный
2013год
Оглавление.
Введение……………………………………………………..………………………………3
Основная часть:
Глава 1. «В каждом крае свои шаманы»…………………..……..………….……..………5
Глава 2. «Шаман шевельнется - звон волшебный на округ раздается»………….……...5
Глава 3. «У каждого шамана свои хитрости и тайны»……………………..……….……7
Глава 4. «Волшебные звуки шамана поражают, как меткие стрелы охотника».…...…. 8
Заключительная часть………..………………………………………………................10
Библиографический список………………..…………………….……………...............11
Источники…………………………………...…………………………………………….11
Список информаторов…………………………………...………………………………11
Словарь терминов……………………………………………..………………….……...12
Край ты мой – моя Югория,
Край лесов и озер голубых.
Ты мой мир, моя история
И мой дом на просторах твоих.
Югорский край, моя седая Русь,
Я именем твоим горжусь!
Я счастлив, что живу твоей судьбой,
Что я грущу и радуюсь с тобой.
Калинущкин В.
Введение.
Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека, как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.
Россия – многонациональная держава, в ней насчитывается около 130 народов. Каждый народ различается своим языком, культурой, традициями и укладом жизни.
Югра – мой край родной, древний и суровый, удивительно красивый и щедрый. Территория ХМАО – это территория исконного проживания коренных народов ханты, манси и ненцы, которые издавна обживали и почитали этот суровый край.
Мы мало знакомы с историей и культурой аборигенов земли сибирской.
В этом году моя семья посетила музей национального села Варьеган. Мы присутствовали на празднике «Проводы Русской зимы», где катались на оленьих упряжках, которыми управляли ханты и имели возможность познакомиться с укладом жизни и культурой местных жителей. Но более всего меня заинтересовал образ шамана и его роль в судьбе ханты и манси. Произведя опрос среди гостей праздника, я не получил однозначного ответа на вопрос: кто такой шаман? Одни утверждали, что это целитель, другие – колдун. Мнения были разные, но главное то, что шаманы являются неотъемлемой частью национальной культуры малочисленных народов Крайнего Севера.
Тема моего исследования: «Шаманы – были, есть, будут….
Гипотеза: мы предполагаем, что образ шамана в культуре малочисленных народов Севера актуален в современное время.
Объект исследования: культура и религия коренных народностей ХМАО– Югры.
Предмет исследования: шаманизм как неотъемлемая часть культурного наследия югорской земли.
Актуальность темы: сокращение численности населения коренных народов Севера – это одна из демографических проблем, характерных для Российской Федерации. С исчезновением этноса исчезает и культурное наследие нашей многонациональной Родины.
Цель: исследовать значение шаманства в жизнедеятельности коренных народов Югры.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с шаманством, как одной из древних форм религии человечества.
2. Изучить историю возникновения хантыйского шаманства.
3. Изучить шаманские атрибуты.
4. Расширить кругозор знаний в области эпоса народов Югории: сказками и пословицами.
5. Познакомиться с музейными коллекциями «Библиотечно-музейного центра»
города Радужный и парка-музея национального села Варьеган.
6. Привлечь общественность к изучению культурного наследия коренных народов.
Сегодня сохраняя и изучая все многонациональные традиции, мы приумножим кладовую знаний для будущих поколений. Ведь народ, который зачеркнул прошлое, не построит счастливое будущее.
Основная часть.
Глава 1. «В каждом крае свои шаманы». ((Из хантыйского эпоса) Приложение I).
Шаманизм считается системой религиозных верований, распространённой среди народов Сибири (чукчи, коряки), а также урало-алтайских народов (ханты, манси, самоеды, тунгусы).
Считается, что сибирские шаманы наделены сверхъестественными способностями. Они могут не только предсказывать будущее, но и вселяться в животных (чаще всего орла) и людей, оживлять умерших и исцелять больных. Сила шамана, по представлениям народов Сибири, заключается в особенном мистическом наследстве, которое передается предками и не имеет осязаемой формы или предстает в форме духа-покровителя.
Шаманство – одна из самых древних форм религиозной практики человечества. Центральной фигурой в ней является шаман – посредник между миром людей и миром духов. Шаманская космология (представление об устройстве мира) это воззрение не только одного шамана, но и всех людей. По воззрениям многих народов. Вселенная состоит из трёх сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира
Слово «ШАМАН» (правильно произносится как «ша-маан») пришло из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». В другом источнике указывается, что это слово произошло от тунгусского «саман» и здесь можно отметить его прямое сходство со словом из хинди, где саман означает «равный» и упоминается, как правило, в сравнении («Бап Саман – равный Богу»).
Таким образом, мы пришли к выводу, что шаманство – это одна из форм проявления религии. Она характерна для народов Сибири.
Глава 2. «Шаман шевельнется - звон волшебный на округ раздается».
История хантыйского шаманства не поддается расшифровке, не смотря на старания ученых. Ясно лишь одно: когда Сибирь была присоединена к Русскому государству, шаманство у разных народов этого обширного края было развито в разной степени. Его наиболее развитые формы, включая богатый костюм, сложную символику деталей и рисунков, длительный обряд камлания и разные способы приобретения шаманского дара, многие исследователи наблюдали у народов Алтая, Нижнего Амура, тунгусов, но только не у хантов.
Оказывается, у ханты и манси, шаманство не так сильно развито, как у ненцев. Шаманский бубен не имеет четко выработанную символику основных его частей (на бубне нет рисунка). Также нет ярко выраженных особенностей в шаманском костюме. Но в лексиконе ханты и манси есть термин для обозначения человека, который бьёт в бубен, созывает духов-помощников и лечит людей. Такого человека называют «Ёл», что буквально означает «Ворожит человека».
Люди просили или даже приказывали шаману поворожить, когда в том возникала необходимость. Отказаться он не имел права, ибо собственные духи-помощники шамана, в таком случае, выходили из повиновения и губили шамана.
Ханты убеждены, что шаману нельзя отказаться от своего призвания. Стоит хотя бы раз отвернуться от духов, прогнать их, как придет их еще больше. Они будут являться во сне, заглядывать в окна, красть пищу. Шаман будет недосыпать, недоедать и, наконец, умрет.
Это и есть одна из особенностей хантыйского шаманства.
У других народов шаман повелевает людьми, т.е. стоит над обществом, а здесь он сам находится под контролем общества.
Хантыйский шаман занимался охотой, рыбной ловлей и вообще обеспечивал полностью себя сам. Никаких привилегий: на медвежий праздник или на похороны – наряду с другими, а после камлания получал лишь небольшой подарок в виде кисета, рубахи, трубки. Когда алтайские шаманы за обряд камлания получали чуть ли не полстада баранов. Основной обязанностью шамана было лечение.
Шаманы с бубнами в обществе хантов были менее заметными фигурами, чем у других народов, и это еще одна особенность хантыйской культуры.
У хантов различали провидцев, колдунов и ворожеев.
К шаману обращались в случае болезни, «неурожая» песцов в тундре, плохого улова рыбы. Смысл шаманских камланий – переговоры с духами и божествами, нередко предполагавшие путешествие в иные миры. Движениями, пением, речью шаман пояснял присутствующим, где он странствует, что с ним происходит. Камлание могло проводиться днем и ночью, в доме и под открытым небом.
Перед тем как обратиться к духам, шаман облачался в специальный костюм, садился на ё оленью шкуру и держал бубен над огнем. От этого бубен приобретал упругость. Держа его в правой руке, а колотушку в левой, шаман начинал тихо и ритмично бить в бубен, сопровождая каждый удар протяжным монотонным взыванием к духам. Постепенно ритм нарастал, пение становилось громче, а затем резко обрывалось. Это означало, что шаман достиг состояния транса, и духи явились ему. Если душа шамана сама отправлялась в мир духов, он под аккомпанемент бубна описывал свое путешествие. Иногда его тело, покинутое душой, лежало без движения, в иных случаях духи вселялись в шамана. Тогда он делал резкие движения, необычайно высоко прыгал, плясал, говори на незнакомом языке и затем падал в изнеможении. В конце камлания шаман объявлял людям решение духов.
Встретится с шаманом непросто, большую часть времени они живут в лесу и лишь изредка приходят в деревню. При этом свои умения не афишируют: «кому надо, те и так знают, а из любопытства обращаться к духам — большой грех». Русскому человеку, а тем более женщине, задушевно побеседовать с шаманом и того сложнее, ведь для ханты «баба и не человек вовсе».
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
- хантыйский шаман полностью находится под контролем общества, а не стоит над ним и не повелевает людьми, как у других народов;
- это отображено и в хантыйском эпосе (сказка «Ермак» Приложение 1);
- шаманы живут обособленно от людей и не желают общаться с пришлым населением.
Глава3. «У каждого шамана свои хитрости и тайны».
В процессе написания научной работы, мы изучили различные источники информации. Моим открытием стала газетная статья опубликованная в газете «Аргументы и факты в Западной Сибири» (Приложение 2), которая является архивным достоянием эколого – этнографического музея г. Радужный. Газетная заметка посвящена Василию Кнезянову, потомственному шаману, проживающему в Сургутском районе.
Сильным шаманом был Воллки, дед Василия, который жил на Казыме. В 12 лет, Василий, обнаружил, что может снять боль у человека руками, а потом сбросить ее на дерево или воду. Долго не понимал своей силы, не верил, боялся даже. В школе отучился, в армии отслужил. Ему было 24 года, когда дед проверял способности у своих детей и обнаружил силу Василия. Воллки объяснил, что если сила есть, скрывать ее не надо и в помощи людям отказывать нельзя. Он считается «белым» шаманом, может людям только «на хорошее» помогать. Есть еще «черные» шаманы, те едят мухоморы и могут черных духов на злые дела использовать. Чаще всего Василий лечит людей наложением рук, травами, изредка гадает, а вот судьбу никому не предсказывает. Сам себе шаманить не может. Считает себя хранителем духов и традиций, проводит обряды, когда люди просят. Обрядам шамана никто не учит, и его никто не учил, все само собой приходит в голову. Для общения с духами ему обязательно нужен дым, от костра, или просто от сигареты. Он сказывал, что видел своими глазами события в прежних жизнях: как казаки Ермака пришли войну 1812 года, вернулся домой и уже тут его убили свои же.
Из слов шамана, ему 700 лет, живет восьмую последнюю жизнь… Считает, что жизнь нам дается как испытание души, для того, чтобы всегда идти вперед и приблизится к Богу.
« Мои предки жили дольше. А вот мы стали болеть и чаще умирать. Это потому, что родителей не слушаем, деремся, воюем, водку пьем, сами себе болезни делаем. Почему так происходит, каждый должен решить для себя сам. А когда тебе удалось прийти к Богу, нужно быть возле него, но ни в коем случае нельзя считать себя богом»- так поведал журналисту Василий.
Василий Кнезянов обладает умением смотреть вперед лет на 200. Он предсказывает нам, что на земле будет единая вера: христиане, мусульмане, язычники, - все станут в одно верить и доверять и друг другу. Россия не будет участвовать в войнах. Государства останутся, границы изменятся, но доверия между людьми будет больше. В Югре нефти уже не будет, леса совсем мало останется, вода сильно поднимется, рыбы больше станет. Будет намного теплее, многие перелетные птицы здесь и зимовать будут. Города на прежнем месте останутся, только совсем другими: красивыми, яркими, очень высокими. Хантов совсем мало останется, но так же будут жить в лесу, в юртах. Ханты, как и прежде, в основном будут рыбачить и рыбой питаться. Медведи, опять вернутся на прежние места, и станут жить рядом с людьми без страха.
Из беседы журналиста с местным населением выяснилось, что русские жители этой деревни не знают Василия, как шамана. Ханты скрывают информацию по данному вопросу, отвечают скупо: «помогает, когда надо». Лесные ханты вообще живут довольно изолированно и посторонних в свои дела не посвящают. Но при этом ханты подтвердили, что шарлатанов не терпят, если человек говорит о наличии силы, а сам никому помочь не может, то становится изгоем. Лесные ханты обращаются к Василию за помощью уже много лет. Так что верить или не верить в слова старого шамана, решайте сами.
Таким образом, шаман от обычного человека ничем не отличается.
Глава 4.«Волшебные звуки шамана поражают, как меткие стрелы охотника».
С бубном связано и представление о «шаманском» дереве. По поверьям многих народов, духи сообщали шаману, где растет и как выглядит дерево, из которого надо сделать обод или рукоятку бубна. У хантов для этой цели разыскивали кедр, ель или лиственницу с верхними ветвями, искривленными наподобие оленьих рогов; ветку для изготовления обечайки отрубали так, чтобы дерево не засохло.
Аганский бубен (Приложение 3). Основным инструментом аганского шамана (чирт) является бубен. Именно бубен упоминается почти всеми местными информаторами в связи с шаманскими ритуалами. Особая роль бубна подчеркивается, прежде всего, достаточно сложной обрядностью, связанной с его изготовлением.
Вопрос о появлении традиции изготовления бубна на Агане остается открытым. Один из аганских ненцев утверждал: "Шаманить хантов мы научили, до этого у них в основном медвежьи пляски были, а ненцы сюда бубен привезли. Раньше бубны из китовой шкуры делали, а тут из оленьей начали" (В. Т. Айваседа, р. Аган, п. Варьеган). Для поиска ответа на этот вопрос рассмотрим бубны, используемые шаманами ближайших соседей аганских хантов.
На Агане этот бубен выглядит следующим образом. Шкура оленя, вымоченная в воде, натянута на каркас - черемуховый обруч размером в семь пядей. Шкура обрезана и пришита к обечайке, для чего на шкуре сделаны небольшие разрезы. Перед пришиванием на внутренней стороне обечайки мастер делает три зарубки, обозначающие богов: Торум (Верховный бог), Торум пох (сын Торума), Чет кот тавы ики (Бог, объезжающий небо на коне и смотрящий за делами людей). Рукоять аганских бубнов сделана из естественной развилки дерева и имеет Y-образную форму. За счет неправильной формы черемухового каркаса хантыйскому бубну придана овальная форма, чтобы он напоминал человеческое лицо (верхняя часть несколько шире нижней). Бубен аганских ханты никак не окрашен и ничем не наполнен.
Бубны легендарных аганских шаманов, когда-то творивших здесь свои чудеса, были слышны на десятки километров. Тогдашние шаманы могли при помощи своих бубнов даже летать. Бубны постоянно упоминаются местными информаторами в рассказах о реальных камланиях местных шаманов, которые еще помнят старики. Обрядность, связанная с бубном, и вера в его особую роль смогли здесь пережить кровавые годы репрессий и бездуховность последующих за ней лет. До сих пор на Агане существуют умельцы, способные сделать бубен с соблюдением всех ритуалов. Бой бубнов не стихает здесь по сей день.
Таким образом, мы пришли к выводу, что главным атрибутом у всех шаманов аборигенов Сибири был бубен. Ритмы бубна позволяли вводить людей в гипнотический транс. Скорее всего, это являлось причиной тому, что люди верили действиям шамана.
Заключение.
Конечно, всего в работе не опишешь, так как тема очень обширная, но на примере данного материала я постарался показать, что народ ханты до сегодняшнего дня верен обычаям и традициям предков.
Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство.
Занимаясь данной исследовательской работой, я сделал для себя вывод:
« У народа есть исторические корни, а значит и будет будущее!»
Даже не смотря на то, что культура, образ жизни ханты и манси подверглись сильнейшим изменениям.
Надо отметить, что за последнее время произошли положительные изменения в политике страны и, конечно же, администрации Ханты – Мансийского автономного округа по решению вопросов коренного населения Югры. Одним из приоритетов внедрения национальной политики является восстановление численности коренных жителей, а также развитию культуры, фольклорных традиций.
Результаты научного исследования подтвердили нашу гипотезу. Действительно, в настоящее время наблюдается развитие национальных традиций, в той форме, в которой они существовали в прошлом. Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, на классных часах, посвященных краеведению.
Библиографический список:
Кулемзин В. М. Шаманство васюгано-ваховских хантов (конец ХIХ-начало ХХ века) \\ Из истории шаманства. Томск, 1976. С. 3-154.
Народы Северо-Западной Сибири. Под ред. Н.В.Лукиной – Томск: Издательство Томского университета, 1994 г.
Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-сибирское региональное книжное издательство, 1993 г.
История и культура хантов. Под ред. Н.В.Лукиной – Томск: Издательство Томского университета, 1995 г.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992 г
Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Издательство Томского университета, 1984 г.
Материалы по фольклору хантов.
Источники:
Полевые материалы ИИА УрО РАН на р. Аган под руководством Е. В. Переваловой. 2002.
Полевые материалы ИИА УрО РАН на р. Б. Юган под руководством Е. В. Переваловой. 2003.
Список информаторов:
1. Чуваткина Любовь Александровна экскурсовод парка-музея с. Варьеган.
2. Заведующая отделом экскурсионно-массовой работы «Библиотечно-музейного центра» г. Радужный.
Словарь терминов.
Камлание - транс или экстаз, общение шамана с духами, происходит в состоянии транса. Этот французский термин трактуется как помрачение сознания, отрешенность, самогипноз.
Шаман - человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и
сверхъестественными силами. Термин распространен во многих языках мира.
Культ - преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь.
Эпос – произведение народного творчества.
Этнос – исторически сложившаяся этническая общность – племя, нация, народность.
Снеговик
Где спят снеговики?
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Рождественские подарки от Метелицы
Цветущая сакура