Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_funktsionalnoy_asimmetrii_polushariy_2.doc | 678 КБ |
Муниципальное казённое образовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области
Влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на успеваемость «отличников» и направленность способностей
учеников и учителей
МКОУСОШ с. Филиппово
Выполнила
Кривощекова Елизавета
Ученица 11 класса
МКОУ СОШ с. Филиппово
Кирово-Чепецкого района
Руководитель — Н.Г. Щеклеина,
Учитель биологии и химии
с.Филиппово
2014 г.
Оглавление
Введение …....................................................................................................................3 -
Глава 1. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга человека, ее влияние на способности
Глава 2. Материалы и методики исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Результаты анкетирования и их обсуждение
3.2. Результаты проведения личностных методик и их обсуждение
Выводы.
Заключение.
Библиографический список.
Приложение.
Введение
Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации.
Профессор Трауготт.
Одна из особенностей мозга человека—так называемая функциональная специализация полушарий мозга ( межполушарная асимметрия). Буквально в последние годы стало известно, что левое полушарие — база логического абстрактного мышления, правое — база конкретного образного. И от того, какое из полушарий наиболее развито у человека (в силу ли врожденных свойств, в силу ли воспитания), зависит его индивидуальность, особенности его восприятия. Именно поэтому школьников часто делят на гуманитариев — учеников более способных к гуманитарным наукам, чем к точным, и технарей — учеников со способностями к точным (естественным) наукам. Соответственно, у гуманитариев доминирует правое полушарие, а у технарей доминирующим будет левое полушарие. А как же быть с отличниками - учениками, имеющими оценку 5 как по гуманитарным наукам, так и по естественно-математическим дисциплинам?
Доминирование какого – либо из полушарий головного мозга влияет на склонность к учебным дисциплинам, а соответсвенно, могут определить выбор профессии. Соответствие выбранной профессии склонностям, определяемым межполушарной ассиметрии, я решила проверить на учителях нашей школы.
2. Проблема: Возможно, учителя, в зависимости от доминирования одного из больших полушарий головного мозга, ведут предметы, за предрасположенность к которым и отвечает доминирующее полушарие?
Но также сейчас появилось большое количество учебных учреждений, специализирующихся на развитии у детей творческих способностей. Я живу в селе, и ближайшим таким учреждением является школа искусств ст. Просница. Среди детей нашей школы есть такие, которые посещают школу искусств.
3.Проблема: Возможно, у учеников школы искусств доминирующим будет правое полушарие, отвечающее за творческие способности, либо выражена амбидекстрия?
Гипотеза:
Цель:
Задачи:
Объект исследования: асимметрия больших полушарий головного мозга
Предмет исследования: влияние асимметрии больших полушарий головного мозга на направленность способностей учителей и учеников и на успеваемость школьников
Методы исследования:
Эмпирические: эксперимент, анкетирование .
Теоретические: анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Глава 1. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга человека, ее влияние на способности
1.1. Понятие о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга
Мозг человека асимметричен — его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству отдельных элементов, так и по общей архитектуре. У человека правое и левое полушария мозга имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализация полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.
В чем смысл функциональной асимметрии, какие «выгоды» она сулит мозгу? Ведь природа безжалостно устраняет все, что не приносит пользу организму, но педантично отбирает и сохраняет все полезное. Есть ситуации, когда необходимо максимально использовать какой-то один вид мышления. Очевидно, чтобы иметь возможность раздельно активизировать аппараты образного и абстрактного мышления, их необходимо отделить друг от друга, расположить в разных отделах мозга, так, чтобы обострение одних способностей не сопровождалось обострением других.
Объединить способности двух полушарий призвано комплементарное взаимодействие; соблюдать баланс между способностями каждого полушария, в нужный момент поднять одну чашу весов и опустить другую призвано реципрокное взаимодействие полушарий. В целом, сложный двуединый характер межполушарных взаимоотношений позволяет «оптимизировать" психическую деятельность и поведение.
1.2. Влияние функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга на способности человека
Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга влияет на способности человека. За каждым из полушарий головного мозга закреплены свои определённые функции, за счёт которых человек осуществляет разные виды деятельности.
1.Левое полушарие отвечает:
* за логику и анализ (именно оно анализирует все факты, числа и математические символы также распознаются левым полушарием.)
* за буквальное понимание слов (левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.)
* за последовательную обработку информации (информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.)
* за математические способности (числа и символы также распознаются левым полушарием, логический и аналитический подходы, которые необходимы для решения математических проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.)
* за языковые способности (человек с доминантным левым полушарием отлично контролирует свою речь, имеет способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.)
Человек, у которого доминирует левое полушарие головного мозга, относится к левополушарному типу мышления.
Левополушарный тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, работа в одиночку, временные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность умственной деятельности. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера, сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел, классическая посадка за партами. Интроверты, малообщительны.
2. Правое полушарие отвечает:
*за интуитивные способности (у человека с доминантным правым полушарием хорошо развита интуиция.)
* за обработку невербальной информации (правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.)
*за пространственную ориентацию (правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом, именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.)
*за музыкальность (музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.)
* за понимание и анализ слов и выражений в переносном значении и метафоричной речи (с помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения; благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем, к примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.)
* за воображение (правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать, с помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории, кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.)
* за художественные способности (правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.)
* за эмоции (хотя эмоции и не являются продуктом функционирования только правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.)
* за мистику и религиозность
* за мечты
* за параллельную обработку информации (правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации, оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
* за распознание лиц (благодаря ему мы можем распознавать лица, воспринимать совокупность черт как единое целое.)
Человек, у которого доминирует правое полушарие головного мозга, относится к правополушарному типу мышления.
Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в |пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты, нуждающиеся в общении, желающие быть на виду. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: гештальт, творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска и темный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся в классе необходимо посадить полукругом.
3. Равнополушарный тип. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности. Людей равнополушарного типа мышления называют амбидекстрами. У амбидекстров равномерно развиты оба полушария мозга, такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения.
1.3. Методы определения доминирующего полушария головного мозга
Для определения доминирующего полушария головного мозга можно использовать специальные методики, вот наиболее доступные из них: ведущая рука, ведущий глаз, поза Наполеона, аплодирование и определение с помощью картинок с неоднозначным рисунком и анкетирование ( Приложение №1).
Глава 2. Материалы и методики исследования
Мы выбрали группу испытуемых из 128 человек, учащихся и учителей МКОУ СОШ с. Филиппово.
Методики определения доминирующего полушария головного мозга: ведущая рука, ведущий глаз, поза Наполеона, аплодирование и анкетирование (только для «отличников»).(Приложение №1)
Место проведения: каб.№16 (кабинет биологии и химии) МКОУ СОШ с. Филиппово
Дата проведения: 1 – 31 марта 2015 года
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.
3.1. Результаты анкетирования «отличников» и их обсуждение
Мы провели анкетирование и получили следующие результаты (Приложение №2, Приложение №3)
Вывод: Из числа учеников МКОУ СОШ с. Филиппово, учащихся на «отлично», 8 человек (большинство) являются амбидекстрами, у 5 человек доминирует право полушарие.
3.2. Результаты проведения личностных методик и их обсуждение
После проведения личностных методик мы получили следующие результаты. (Приложение №4, Приложение №5, Приложение №6, Приложение №7)
Вывод:
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
Выводы
головного мозга. А это значит, что, наиболее вероятно, дети, которые относятся к равнополушарному типу мышления, работая в полную силу, будут «отличниками».
Заключение
В ходе работы мы изучили источники информации по теме, исследовали асимметрию больших полушарий головного мозга у учеников («отличников», учеников школы искусств) и учителей МКОУ СОШ с. Филиппово с помощью доступных методик, сделали выводы по результатам исследования. Перспективы изучения данной проблемы заключаются в исследовании функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга у животных, зависимость психики (память, внимание, мышление) от выраженности асимметрии полушарий.
Библиографический список
Брагина Н., Доброхотова П. Функциональные асимметрии человека
Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия
Семенович А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей.— М., 1998
Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг
http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/cv/656-asymmetry
http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/mem197.php
http://knowledge.allbest.ru/medicine/2c0a65625a3ad78b4c43a88521316c27_0.html
http://lib.podelise.ru/docs/840/index-3192-7.html
Приложение
Приложение№1.
Методики определения доминирующего полушария головного мозга.
Приготовьте лист бумаги и карандаш. После каждого задания фиксируйте на листке, какой тип реакции проявился — ПРАВЫЙ или ЛЕВЫЙ. Левосторонность обозначается буквой «Л», правосторонность - буквой «П».
Если при переплетении пальцев рук (замок) сверху оказывается левый палец (Л), то это связано эмоциональным общим складом личности, если правый (П) - аналитическим складом.
Фото 1. Проведение методики «Ведущая рука».
II. Ведущий глаз.
Правый ведущий глаз соответствует твердому, настойчивому, более агрессивному характеру; левый - более мягкому и уступчивому.
.
Фото 2. Проведение методики «Ведущий глаз».
III. Поза Наполеона.
Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, то это указывает на способность к кокетству, правая - на простодушие. Как известно, левая половина тела управляется правым полушарием мозга, и в целом, левые тесты указывают на более эмоциональные черты характера. Не случайно с сердцем, которое находится слева, ми связываем наиболее сильные эмоции. Более выразительна обычно и левая сторона одежды.
Фото 3. Проведение методики «Поза Наполеона».
IV. Аплодирование.
При совершении ударов правой рукой можно говорить о более решительном характере, левой - о нерешительности, стремлении к полному обоснованию своих поступков, перенос с целей на средства их достижения. Иногда аплодирование осуществляется обеими руками, но и тогда можно определить, какое аплодирование более удобно - правое или левое.
Фото 4. Проведение методики «Аплодирование».
Смена обычного выполнения позы Наполеона и аплодирования на противоположное происходит, как правило, редко и не случайно. Переход от левого теста к правому соответствует более серьезному настроению, от правого к левому - более эмоциональному.
После прохождения этих четырех тестов должна получится комбинация их четырех букв (буквы располагаются в порядке нумерации тестов), далее рассмотрены 16 возможных комбинаций, каждая из которых соответствует своему психологическому портрету.
Интерпретация
1. ПППП - Ориентация на общепринятые мнения (на стереотипы). Консервативный тип характера, что обеспечивает наиболее стабильное (правильное) поведение.
2. ПППЛ - Неуверенный, консервативный, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположенных остальных, соответствующая черта характера проявляется наиболее ярко: в данном случае - нерешительность.
3. ППЛП - Такому человеку присущи способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общения с ним необходимы юмор и решительность, т.к. этот сильный характер не воспринимает слабые типы (16.5% муж., 17.9% жен.).
4. ПЛПП - Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость (основная черта), чаще встречается у женщин. Общепринятый тип начало уважаемый. Медленное восприятие, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт, в лоб. У них преобладает, растет терпеливость "вязкость", эмоциональность в развитии отношений, некоторая холодность.
5. ППЛЛ - Редкий и самостоятельный тип характера. Близок к 3-ему типу, но мягче, нерешительнее и менее энергичен. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера. Высокая контактность, но медленное привыкание.
6. ПЛПЛ - Самый слабый тип характера. Очень резок. Беззащитность и слабость связаны как со способностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин (0.8%).
7. ПЛЛП - Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов. Некоторое не постоянство, способность кокетничать на "правом", аналитическом фоне при особой мягкости. Подобным характерам свойственна эмоциональная медлительность, точность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения (3.5% муж., 8.5% жен.).
8. ПЛЛЛ - Непостоянный и независимый характер, основная черта - аналитичность в сочетании с остальными "левыми" тестам (2.6% муж.,1.6% жен.). Встречается редко.
9. ЛППП - Одним из наиболее часто встречающихся типов характера с очень хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая проявляется преимущественно в основным в стратегических вопросах (брак, образование). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности (15.7% муж., 12.2% жен.).
10. ЛППЛ - Еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность. Требует особо тщательного отношения к себе - тип "маленькой королевы".
11. ЛПЛП - Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных целях. Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
12. ЛПЛЛ - Сильный, но ненавязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта – внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
13. ЛЛПП - Дружелюбие и простота. Некоторая разбросанность интересов.
14. ЛЛПЛ - Основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (0.3% жен.). У мужчин практически не встречается.
15. ЛЛЛП - Эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, бистро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в обращении с ними важны дополнительные "тормозные механизмы".
16. ЛЛЛЛ - Обладатели полного набора "левых" тестов - это люди, для которых характерны способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость. Способность ослепительно улыбаться, которая обязана с "левыми" тестами и, прежде всего, с левой ведущей рукой.
V. Тест по определению доминирующего полушария головного мозга с помощью картинки с неоднозначным рисунком.
рис.1.
Если вы увидели в первую очередь пейзаж - то вы обладаете доминирующим левосторонним мышлением.
Если вы увидели вначале лошадей - то вы обладаете доминирующим правосторонним Уважаемые ребята! Мы просим вас принять участие в проекте «Определение функциональной асимметрии головного мозга», ответив на данные вопросы.
Приложение №2.
Анкета по определению доминирующего полушария головного мозга.
Уважаемые ребята! Мы просим вас принять участие в проекте «Определение функциональной асимметрии головного мозга», ответив на данные вопросы.
1. Легко ли тебе учиться на 5?
а.) да;
б.) нет;
в.) не всегда.
2. Какие предметы тебе больше нравятся?
а.) гуманитарного цикла (литература, искусство, история);
б.) естественно-математического цикла (математика, физика, химия);
в.) и гуманитарного цикла, и естественно-математического цикла.
3. Какие предметы даются тебе легко? (обведите нужные варианты)
а.) Математика в.) Литература (Чтение) д.) Биология (Окружающий мир)
б.) Русский язык г.) Искусство (Музыка, Рисование) е.) Химия
ж.) История з.) Физика и.) Иностранный язык
й.) Обществознание к.) Технология
4. Какой рукой ты пишешь?
а.) правой
б.) левой
5. Есть ли у тебя хобби? Какое?
-------------------------------------------------------
Приложение №3.
Отличники | Вопрос 1. | Вопрос 2. | Вопрос 3. | Вопрос 4. | Вопрос 5. | Вывод |
Альмухаметова Настя | в | а | в, г, к, д | а | нет | Правополушарная |
Горошникова Анастасия | а | б | а, б, в, д | а | Играть в шашки | амбидекстр |
Ефимова Анастасия | а | а | в, г | а | Рисование | правополушарная |
Френюк Сара | в | а | в, й | а | Нет | правополушарная |
Зорина Анастасия | а | а | в, г, ж, й | а | Рисование | правополушарная |
Чаузова Елена | а | а | в, г, ж, й | а | Спорт, искусство | правополушарная |
Чиркова Ульяна | в | а | г, ж, й, к | а | Рисование | амбидекстр |
Варанкина Евгения | б | в | в, г, з, к, ж, и | а | Вышивание, плетение | амбидекстр |
Шершнёва Юлия | а | б | а, в, г, к | а | Нет | амбидекстр |
Кривощёкова Елизавета | а | в | а, б, в, г, ж, д, и, й, к | а | Пение, танцы, рисование, игра на фортепиано | амбидекстр |
Логинов Павел | а | б | а, б, г, з | а | Нет | амбидекстр |
Лучникова Дарья | а | в | а, б, в, г, д, к | а | Рисование | амбидекстр |
Шабалин Дмитрий | в | в | а, и | а | Строительство | амбидекстр |
Диаграмма 1. Результаты определения функциональной асимметрии полушарий головного мозга у «отличников».
Приложение №4.
Испытуемые отличники | Данные тестирования | Результаты | |||
Ведущая рука | Ведущий глаз | Поза Наполеона | Аплодиро - вание | ||
Лучникова Дарья | Л | П | П | П | Левополушарный |
Шабалин Дмитрий | Л | П | П | П | Амбидекстр |
Альмухаметова Настя | П | Л | Л | П | Амбидекстр |
Горошникова Анастасия | Л | Л | Л | П | Левополушарный |
Ефимова Анастасия | Л | П | Л | П | Амбидекстр |
Френюк Сара | П | Л | Л | П | Амбидекстр |
Зорина Анастасия | Л | Л | Л | П | Левополушарный |
Чаузова Елена | П | П | Л | Л | Амбидекстр |
Чиркова Ульяна | Л | П | Л | П | Амбидекстр |
Варанкина Евгения | Л | Л | П | П | Правополушарный |
Шершнёва Юлия | Л | П | Л | П | Амбидекстр |
Кривощёкова Елизавета | Л | Л | П | П | Амбидекстр |
Логинов Павел | Л | П | П | Л | Амбидекстр |
Диаграмма 2. Результаты определения функциональной асимметрии полушарий головного мозга у «отличников»
Приложение №5
Класс | Левополушарный тип | Правополушарный тип | Равнополушарный тип |
1 класс | 3 | 3 | 1 |
2 класс | 1 | 5 | 3 |
3 класс | 7 | 2 | 7 |
4 класс | 1 | 4 | 3 |
5 класс | 5 | 6 | 2 |
6 класс | 6 | 1 | 7 |
7 класс | 2 | 3 | 3 |
8 класс | 7 | 5 | 3 |
9 класс | 5 | 3 | нет |
10 класс | нет | нет | 3 |
11 класс | 2 | 1 | 3 |
Диаграмма 3.
Результаты определения функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учеников МКОУ СОШ с. Филиппово
Приложение №6
Учителя (предмет) | Результаты тестирования |
Информатика | Левополушарный тип (+) |
Биология | Левополушарный тип (+) |
Русский язык и литература | Левополушарный тип (-) |
Технология (девочки) | Левополушарный тип (+) |
Обществознание и история | Амбидекстр(+) |
Физика | Левополушарный тип (+) |
Технология (мальчики) | Левополушарный тип (+) |
Физкультура | Левополушарный тип (+) |
Музыка | Амбидекстр (+) |
История, МХК | Левополушарный тип (-) |
Директор | Амбидекстр (+) |
Зам. Директора по УВР | Амбидекстр (+) |
С/х труд | Правополушарный тип (+) |
1 класс | Левополушарный тип (+) |
2 класс | Левополушарный тип(+) |
3 класс | Правополушарный тип (+) |
4 класс | Правополушарный тип(+) |
2б класс | Левополушарный тип(+) |
Математика | Левополушарный тип(+) |
География | Амбидекстр (+) |
Иностранный | Амбидекстр(+) |
Диаграмма 4.
Результаты определения функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учителей МКОУ СОШ с. Филиппово
Приложение №7
Ученики, посещающие школу искусств | Результаты тестирования | |
Рита Варанкина | Амбидекстр | |
Настя Альмухаметова | Амбидекстр | |
Марина Валеева | Амбидекстр | |
Филимонова Аня | Левополушарный тип | |
Настя Ефимова | Амбидекстр | |
Евгения Варанкина | Правополушарный тип | |
Настя Зорина | Правополушарный тип | |
Кривощёкова Елизавета | Амбидекстр | |
Ирина Горева | Правополушарный тип |
Диаграмма 5.
Результаты определения функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учеников МКОУ СОШ с. Филиппово, посещающих школу искусств
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
О путнике
Браво, Феликс!
Кто самый сильный?
Снеговик