Цель: изучение роли фронтовых фотокорреспондентов и кинооператоров в годы Великой Отечественной войны.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить деятельность кинооператоров в годы Великой Отечественной войны;
- Ознакомиться с работами и биографиями известных фотокорреспондентов;
- Составить слайд презентацию и представить ее на научно-практической конференции. .
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 40.93 КБ |
Областное государственное бюджетное образовательное
учреждение начального профессионального образования
профессиональное училище № 66 г. Усть-Илимска
(ОГБОУ НПО ПУ № 66)
Доклад
по теме: «Вклад фронтовых кинооператоров и фотокорреспондентов в победу Великой Отечественной войны»
Выполнил:
Дьяконов Михаил
Группа №11
Руководитель:
Рахманова Е.А.
Усть-Илимск, 2015
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Они снимали «за Родину!». ………………………………………………...5
2. Фотокорреспонденты на войне…………………………………………….10
Заключение …………………………………………………………………….14
Список литературы ……………………………………………………………15
Введение
Летописцы всегда интересны людям, "помнящим родство". В День Победы хочется напомнить о летописцах Великой Отечественной войны - фронтовых кинооператорах, фотокорреспондентах.
Кинолетопись войны, не исчерпанная и по сей день сокровищница исторических материалов, это более трех с половиной миллионов метров отснятой пленки, 400 "Союзкиножурналов", 65 выпусков "Новостей дня", 24 событийных спецвыпуска, 67 короткометражных документальных фильмов и 34 полнометражных. Фонд был организован и снят Центральной студией документальных фильмов (ЦСДФ), единственной киностудией, награжденной боевым орденом Красного Знамени. С первого дня войны ЦСДФ начала создавать мобильные фронтовые киногруппы. 252 кинооператора 1418 суток снимали войну. Погиб каждый пятый, ранен или контужен каждый второй [1;15].
Актуальность темы исследования. В этом году отмечается 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Она никогда не станет прошлым, которое нас не волнует и не вызывает переживаний и гордости. Храбрые летописцы победы сохранили для нас каждое мгновение этих тяжелых, горьких и славных дней. Они описывали и снимали, раскрывали героизм и мужество фронтовиков. Их произведения несли огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Работы фотокорреспондентов помогают нам понять, почувствовать и узнать правду о войне, раскрыть истинный смысл происходящего в современном мире. Военные фотографы и кинооператоры – непредвзятые свидетели великой Истории Великой страны..
Цель: изучение роли фронтовых фотокорреспондентов и кинооператоров в годы Великой Отечественной войны.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить деятельность кинооператоров в годы Великой Отечественной войны;
- Ознакомиться с работами и биографиями известных фотокорреспондентов;
- Составить слайд презентацию и представить ее на научно-практической конференции. .
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования определена следующая структура работы: введение, два параграфа, заключение, библиография.
1. Они снимали «за Родину!»
«От зорь июньских, бомбами сожженных,
До дня того, когда рейхстаг был взят,
В громаде сил вооруженных
Была нас горстка - двести пятьдесят.
Но не вернулся с боя каждый пятый,
За киноправду жизнью заплатив,
Оставив в аппарате недоснятый
Свой смертный, свой последний негатив.
Идут года... Но, в кадрах оживая,
Встает опять такою, как была,
Та самая - вторая мировая,
Что полпланеты кровь залила»
П.В.Еремеев.
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны — летописцы, хроникёры войны. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами.
Операторы были информированными участниками войны, вхожими на командные пункты всех уровней, даже к командующим фронтами, и посвященными в секрет-час наступления. Кинокорреспондентам полагался транспорт, и к ним часто пристраивались другие журналисты. Рабочий материал доставлялся в Москву с самыми привилегированными оказиями. Некоторые командиры, возражали против их напористой нагловатости, но чаще их старались беречь, просили рисковать в меру и не лезть в самое пекло. Точка съемки, ракурс, момент включения камеры и другие важные моменты творческого решения кадра выбирались в скоростном режиме. На войне это называлось "арифметикой", а сейчас фронтового оператора можно сравнить с компьютером. Непростой "арифметики" требовала камера "Аймо", которая стала главной героиней всех операторских мемуаров. Кассета вмещала всего тридцать метров - одну минуту экранного зрелища. Очень сложной была частая перезарядка в боевых условиях, сложным был, например, расчет времени полета бомбы и ее взрыва на земле - заснять все на одной кассете не всегда удавалось. "Аймо" заводилась вручную, почти как патефон, и работала безотказно. Очевидно, следует напомнить, что три с половиной миллиона метров кинолетописи складывались в основном из тридцатиметровых кусков пленки. Количество вложенного труда можно только вообразить [2;15].
Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит. Фамилии фронтовых операторов, запечатлевших события Великой Отечественной войны, упоминаются не всегда. Поэтому в исследовательской работе следует рассмотреть биографии и деятельность военных кинооператоров.
Кинооператор Владимир Александрович Сущинский хорошо известен в нашей стране. В честь него названа улица, открыт музей в Саранской гимназии № 14. Имя Владимира Сущинского вошло в энциклопедические издания. Находясь на фронтах Великой Отечественной войны в качестве кинооператора Центральной студии документальных фильмов, он отснял большое количество кинохроники. Ему сразу после окончания войны в 1946 году была посмертно присуждена Сталинская премия. Известный кинооператор погиб 22 февраля 1945 года при штурме польского города Бреслау (ныне Вроцлав).
В канун Великой Отечественной войны Володя Сущинский становится профессиональным кинооператором – документалистом. С самого начала войны и до рокового дня 22 февраля 1945 года Владимир Сущинский ведёт её фронтовую летопись. Это было грозное, трагическое время. …Летом 1941 года он выехал в Сочи в составе съёмочной группы Центральной студии кинохроники. Но разрешения на съёмки долго не было, и группа переехала в Пятигорск, где Сущинский снял свой первый сюжет. Там его и застала война. Некоторое время группа продолжала съёмки, затем была отозвана Центральной студией кинохроники в Москву. Всеми силами Владимир стремился попасть на фронт. В феврале 1942 года Владимир прибыл в киногруппу Волховского фронта, которой руководил Алексей Лебедев. Здесь были сделаны его первые фронтовые киносъёмки. Первые 260 метров киноленты, на которой были сняты 3 сюжета: «Переправа через реку Волхов», «Клятва гвардейцев» и «Начальник Волховской переправы». Съёмки оказались удачными. Все они вошли в фильм «День войны» [3;15]. Сержант Сущинский был назначен командиром орудия на Карельском фронте. Его камера запечатлела героизм и мужество воинов 67–й и 2–й Ударных армий. Вскоре он был направлен в киногруппу 4–го Украинского фронта. Бесстрашно и с большим искусством под пулями врага Сущинский снимает бои за Крым, форсирование Сиваша. В эти дни он был тяжело ранен, но продолжает съемки боевых действий. За мужество и стойкость награждён орденом Красного Знамени. Владимир Сущинский получил кратковременный отпуск домой. Сущинский умудрялся снимать разрывы крупнокалиберных снарядов наших пушек на расстоянии 150 – 200 метров от себя. Он снимал войну в упор такой, какая она есть. Это нужно было Людям, Истории, Победе. Награжден – медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1 степени.
Николай Порфирьевич Киселёв (1912, Тула — 1974) — советский фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны. В 1937 году окончил операторское отделение ВГИКа. С 1938 г. работал на Куйбышевской студии кинохроники. Снимал военный парад в Куйбышеве 7 ноября 1941 г.[4;15].
Во время войны, с 1943 г., вёл съёмки боёв 5-й ударной армии, дошёл до Берлина, снимал штурм Берлина, взятие рейхстага и рейхсканцелярии, подписание акта капитуляции фашистской Германии, Потсдамскую конференцию. После войны с 1946 г. продолжал работать на студии кинохроники в Куйбышеве; был специальным корреспондентом строительства Жигулёвской ГЭС. Вышел на пенсию в 1972 г. Преподавал в клубе кинолюбителей, работал в киноцентре Куйбышевского политехнического института.
Моисей Залманович (Михаил Семёнович) Беров (1909 — 2003) — советский кинооператор и режиссёр, художник, кинодокументалист. Заслуженный деятель искусств БССР (1967). Член ВКП(б) с 1944 года.
Родился 27 ноября (10 декабря) 1909 года в еврейской семье в Велиже (ныне Смоленская область). Окончил художественный техникум в Витебске и операторский факультет ВГИКа в Москве, в 1934 году. В годы Великой Отечественной войны — кинооператор 3-го Белорусского и Западного фронтов. Оператор киностудии Белгоскино-Беларусьфильм с 1933 по 1984 год. Заслуженный деятель искусств БССР (1967). Среди его работ, такие полнометражные киноленты, как «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Советская Белоруссия» (1949) и другие [5;15].
Соломон Михайлович Гольбрих (1916 —2001) — советский, украинский кинооператор, режиссёр кинохроники.
Соломон Гольбрих родился в Твери. Работал в Харькове ассистентом кинооператора на Украинской студии хроникально-документальных фильмов. В 1937-39 годах служил в РККА, участвовал в боевых действиях против японской армии в Монголии (1939 год) [6;15].
С 1941 года работал кинооператором на студии хроникально-документальных фильмов в Киеве (созданной на базе студии, располагавшейся ранее в Харькове). Во время Великой Отечественной войны находился в распоряжении Главного политуправления Советской Армии в качестве фронтового кинооператора на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, Степном и 2-м Украинском фронтах.
Автор кинохроники с известными деятелями СССР — Г. К. Жуковым, К. К. Рокоссовским, Р. Я. Малиновским, В. И. Чуйковым, Н. С. Хрущёвым, киноленты хроники Корсунь-Шевченковской операции и героической обороны Сталинграда (вошедшей в документальный фильм «Сталинград»).
После войны, с 1945 по 1988 год, работал кинооператором и кинорежиссёром в Киеве, на Украинской студии хроникально-документальных фильмов (Укркинохроники). Награжден двумя орденами Отечественной войны II степени, медалями.
Благодаря самоотверженному труду кинооператоров в 1943 году в свет вышел Советский документальный фильм о Сталинградской битве в Великой Отечественной войне. В этот фильм вошли киносъёмки, произведённые пятнадцатью фронтовыми кинооператорами за 6 месяцев, они дают полную картину событий битвы за Сталинград. В этом фильме впервые показаны залпы «Катюши». Будни защитников Сталинграда. Сдача немцев в плен. Пленный генерал-фельдмаршал фон Паулюс Фильм уникальный, так как по нему можно проследить весь ход этой битвы от начала до конца [7;15].
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны – это храбрые летописцы самых тяжелых дней нашей страны. Они должны были отличаться хладнокровностью, смелостью, так как им приходилось снимать в самых горячих местах. Не смотря на то, что фронтовые операторы не брали в руки оружие и не бросали гранат, они так же как и солдаты стояли на передовой. Их главным оружием были кинокамеры «Аймо» и «Лейка». В годы Великой Отечественной войны фронтовые кинооператоры запечатлели на пленке бессмертный подвиг советского народа. Они сохранили для будущих поколений неповторимый образ нашей победы.
2. Фотокорреспонденты на войне
«От Москвы до Бреста нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С «Лейкой» и с блокнотом, а то и с пулемётом
Сквозь огонь и стужу мы прошли…»
К. Симонов
Жанр военного фоторепортажа начал активно развиваться еще в 30-е годы прошлого столетия, когда в журналах и газетах стали появляться уникальные фотографии, сделанные военными фотокорреспондентами на полях сражений в Испании и Китае. Собственно, с военным репортажем можно связать и возникновение самого понятия «фотожурналистика». В эпоху Второй мировой войны фотокорреспонденты прорывались на передовую и делали свою работу прямо под огнем противника. Многие из этих фото документалистов погибли при выполнении своего журналистского долга.
Во время войны фотооператорами применялись фотоаппараты самых различных моделей, ящичные зеркальные камеры начала ХХ века, малоформатные «Exakta» и «Praktiflex». В ходу были даже универсальные павильонные и дорожные камеры XIX века. Первыймассовый советский фотоаппарат «Фотокор-1» исправно нёс службу в окопах и блиндажах. Часто использовались малоформатные дальномерные фотоаппараты «Leica» и «Contax» [8;15].
К советским мастерам военного фоторепортажа, конечно же, нельзя не отнести Евгения Халдея, фотографии которого знакомы всем. Снимки Халдея словно кадры из кинохроники, повествующей о Великой Отечественной войне, начиная от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса. Евгений Халдей увлекся фотографией еще в двенадцатилетнем возрасте, когда собственноручно смастерил свою первую фотокамеру, объективом для которой послужила линза из бабушкиных очков. Учился он буквально на ходу.
В 1936 году Халдей приехал покорять Москву, устроившись в фотохронику ТАСС. Здесь началась его разъездная жизнь с командировками на места советского строительства. Но мирное время уже подходило к концу, и после нападения Германии Халдей вошел в группу военных корреспондентов, которые отправились на фронт. Со своей камерой «Leica» он прошел всю войну, огромное расстояние от Мурманская до Берлина.
В фотоархиве Евгения Халдея множество уникальных, редких кадров. Широко известна его фотография «Первый день войны», единственная, которая снята в Москве 22 июня 1941 года, когда авиация врага уже бомбила советские города. Но отличие Халдея от других военных фотокорреспондентов заключалось не только в умелом использовании обстоятельств в свою пользу для получения интересных кадров, но и в способности при необходимости делать небольшие инсценировки прямо на месте событий [8;15].
Еще один легендарный фотокорреспондент военных лет – это Макс Владимирович Альперт, являющийся одним из родоначальников отечественной репортажной фотографии. После окончания Гражданской войны он устроился фотокорреспондентом «Рабочей газеты», где и открыл для себя жанр фоторепортажа — серии снимков, которые объединены какой-либо одной темой, либо одним событием. До войны он снимал масштабные полотна с индустриальных строек для журнала «СССР на стройке» [3;15].
Его фотоработы, освещающие строительство сталелитейного завода в Магнитогорске или сооружение Большого Ферганского канала, отличались глубиной перспективы и масштабом, ярким сопоставлением крупных человеческих фигур на переднем плане и грандиозных рукотворных сооружений. После начала Великой Отечественной войны Альперт работал военным фотокорреспондентом ТАСС и «Совинформбюр», выезжая на линию фронта и снимая уникальные фотографии в боевой обстановке.
Самой знаменитой фотографией мастера стал снимок «Комбат», на котором изображен советский воин, поднимающий бойцов в атаку. Это был образ героического воина-командира, который навсегда остался в истории советской документальной фотографии. Другое известное фото Макса Альперта – «По дорогам войны». На ней запечатлена колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев. Как и в этой работе, так и во многих других, Альперт умел прекрасно находить нужный ракурс и «точку зрения» для того, чтобы фотография получилась эмоциональной и драматичной [10;15].
Дмитрий Бальтерманц, фотограф с поистине мировым именем, во время Великой Отечественной войны работал военкором газет «Известия» и «На разгром врага». Известен своими репортажами, посвященными строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом. Бесспорно, самая известная его работа — «Горе» [10;15].
Среди женщин следует выделить Боде Наталью Федоровну, Галину Санько.
Боде Наталья Федоровна в 1941 году поступила добровольцем на работу во фронтовую газету Юго-Западного фронта«Красная Армия» и прошла с ней до конца войны. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Постоянно печаталась в центральных газетах «Правда», «Красная Звезда», журнале «Огонёк» и зарубежной печати (через Совинформбюро). Войну закончила в звании старшего лейтенанта.
После войны в 1945 году в «Детиздате» вышла книга фотографий «Дорогами войны», получившая премию. Участвовала во многих всесоюзных и международных фотовыставках. С 1945 года жила в Москве. Работала московским корреспондентом украинской газеты «Радянска Культура». За смелость и отвагу была награждена орденами Красной Звезды (8.8.1943), Отечественной войны II степени (6.4.1985), медалями «За отвагу» (29.1.1943)
Известной советской женщиной – фотографом стала и Галина Санько. В годы Великой отечественной войны стала фотокорреспондентом журнала
« Фронтовая иллюстрация». Снимала бои под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге. Была дважды тяжело ранена. Санько прошла всю войну, вплоть до Берлина и Японии. В послевоенные годы работала в журнале «Огонёк».
Галина Санько до конца своих дней снимала детей – будущих капитанов. Тема детства была для неё особенной. Своих детей не было. Личная жизнь не получилась. В 1938 репрессировали мужа. С тех пор её жизнь была посвящена одному делу: фотографии. Когда она умерла, личный архив был утерян. Только несколько десятков кадров осталось в архиве журнала, в других хранилищах и музеях [11;15].
Таким образом, в прошествии времени становится понятно, что советская фотография времен войны – явление уникальное. Война охватила судьбы миллионов людей от Северного Ледовитого океана да Кавказа, от Берлина до Волги, а объективы фотоаппаратов день за днем составляли летопись этих тяжелых лет. В Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации в Красногорске хранятся негативы, которые фотокорреспонденты прямо с передовой доставляли в редакции своих газет. На этих документах сохранились царапины, метки, идентификационная информация фирм-изготовителей фотоматериалов – на них, в буквальном смысле слова, время оставило свой след.
Заключение
Военные кинооператоры и фотокорреспонденты вместе со всей страной выдержали все невзгоды Великой Отечественной войны. Их вклад в победу над врагом огромен. За работой военных кинооператоров и фотокорреспондентов стояли дни и ночи войны, обороны и наступления, передний край и партизанский тыл, оставленные и вновь взятые города, освобожденные столицы Европы, поля сражений и фронтовые дороги. Ели бы военные корреспонденты не были бы свидетелями и непосредственными участниками нашего отступления на восток страны, остановки на Волги, самой первой победы под Москвой, и переломного 43 года страна никогда бы не смогла понять какой ценой досталась победа. Их работа была сродни подвигу рядового солдата, если этого требовала боевая обстановка операторы и фотографы с оружием в руках становились плечом к плечу с солдатами . За годы войны 14 боевых журналистов были удостоены звания Героя Советского Союза . Эти люди с блокнотами и фотокамерами сполна заплатили своими жизнями за то что бы знамя нашей победы поднялось над повержены врагом.
Список литературы
1. http://ohranka.com/2013/05/журналисты-погибшие-на-фронтах-велик/
2. http://www.youtube.com/watch?v=DWZEhmR3hN0
3. http://yojo.ru/vov.htm
4. http://evartist.narod.ru/text8/09.htm
5. http://www.rosphoto.com/history/fotografii_vremen_vojny-1378
6. http://yojo.ru/vov.htm
7. http://zsj.ru/zhurnalistyi-vov.htm
8. http://1941-1945.at.ua/video/vip/1137/dokumentalnye_filmy_o_vov/frontovoj_kinooperato
9. http://tonismagi.livejournal.com/870055.html
10. http://tonismagi.livejournal.com/870055.html
11. https://ru.wikipedia.org/wiki/
12. https://reibert.info/threads/fotoapparaty-sovetskix-voennyx-zhurnalistov-vo-vremja-velikoj-otechestvennoj-vojny.399623/
13. http://waralbum.ru/photographers/
14. http://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=1290747
15. http://club.foto.ru/forum/5/506937
Воздух - музыкант
"Морская болезнь" у космонавтов
Горячо - холодно
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт