В работе проводится анализ произведений поэтов разных поколений (Д. Самойлова, В. Высоцкого, О. Митяева), пишущих о Великой Отечественной войне, на основе которого определяются черты, объединяющие героев поколений разных лет. В результате проведенного исследования формируется представление о характере человека на войне, защитнике родной земли, что позволяет сформировать у обучающихся уважительное отношение к теме солдатского подвига.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_voyny_v_tvorchestve_poetov_raznyh_pokoleniy.docx | 70.74 КБ |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Алданский политехнический техникум»
Тема Великой Отечественной войны в произведениях
поэтов разных поколений.
Учебное исследование
студента группы
ЭГС-141
Банецкого Матвея Андреевича
Научный руководитель
педагог-психолог,
преподаватель русского языка
и литературы
Дмитриенко
Людмила Серафимовна
г. Алдан
2015г
Тема Великой Отечественной войны в произведениях поэтов разных поколений.
Автор: Банецкий Матвей Андреевич
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Алданский политехнический техникум»
Аннотация
Цель нашего исследования - исследование особенностей раскрытия темы Великой Отечественной войны в поэзии представителей различных поколений.
Задачи:
Объект исследования: поэтические произведения Д. Самойлова, В. Высоцкого, О. Митяева.
Предмет исследования: тема солдатского подвига, героического поведения на примере поэтических произведений поэтов разных поколений.
Методы исследования:
В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём анализ поэтических произведений, в которых раскрываются характеры людей на войне, то сумеем сформировать у обучающихся уважительное отношение к теме солдатского подвига, человека на войне.
Логика работы построена таким образом, что 1 часть посвящена изучению стихотворений поэтов разных поколений, посвященных теме Великой Отечественной войны», а во 2-й части изложены результаты исследования методом анкетирования обучающихся групп по отношению к истории периода Великой Отечественной войны.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный поэтический материал является практическим руководством для работы с подростками по привитию им духовно-нравственных ценностей.
Практическая значимость исследования состоит в возможности привития значимых ценностей обучающимся через изучение, анализ поэтических произведений.
Вступление
«Когда говорят пушки, музы молчат» - гласит пословица. Но поэзия Великой Отечественной войны опровергла её, ибо громче пушек на войне звучала поэзия. « И это были такие стихи, от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами,» - писал поэт старшего поколения А. Сурков. Все 1418 дней и ночей войны вместе с народом сражалась поэзия. В самый разгар войны А. Толстой писал: « Война открыла … новый период советской литературы. Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта. Должен огрублять, упрощать литературу, укладывать её в узкую щель окопа. Но воюющий народ, находя в себе всё больше и больше нравственных сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, требует от литературы больших слов. И советская литература становится истинно народным искусством, голосом героической души народа». Старшее поколение поэтов Константин Симонов, Александр Твардовский, Михаил Исаковский и другие в эти грозные годы были военными корреспондентами, а поэты фронтового поколения, едва закончив школу, ушли на фронт. Это Сергей Орлов, Семён Гудзенко, Евгений Винокуров, Николай Майоров, Эдуард Асадов, Юлия Друнина, Иван Варавва… Некоторые из них погибли, защищая Отечество от фашистов.
Преданность своему долгу, гражданская самоотверженность помогли писателям и поэтам создать множество произведений, необходимых народу. “Ни одна армия в мире, - говорил Маршал Советского Союза В.И. Чуйков, - не имела такой силы, как наше искусство, наша литература…”. Советская поэзия в годы войны тоже переживает особый подъем. Именно в стихах, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народам. Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечных коробках и на обертках концентратов, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, падали дождями листовок из самолетного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводками Информбюро.
В нашей работе нам интересно было обратиться к творчеству поэтов разных поколений- поэта-фронтовика Д. Самойлова, В. Высоцкого и О. Митяева. Д. Самойлов прошёл войну, испытал все её тяготы и беды. В. Высоцкий узнал о войне из рассказов своего отца, был с отцом в послевоенной Германии, имел собственные детские впечатления. Олег Митяев родился в конце 50-х годов XX века. О войне он знает из рассказов фронтовиков, кинофильмов и книг.
Анализ лирических произведений поэтов разных поколений поможет нам понять характер русского солдата, воина-освободителя, прошедшего через страшные испытания, не сломавшегося, сумевшего отстоять независимость не только своей страны, но и всей Европы.
Нами предварительно было проведено анкетирование групп 1 курса ЭГС-141 и АМ-141. Была предложена анкета «Круг чтения». В анкетировании приняли участие 29 человек.
На вопрос «Какие книги о Великой Отечественной войне вы прочитали?» 20% обучающихся ответили: «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского и «Зори здесь тихие» Б. Васильева. 1 студент прочитал «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. 4 студента прочитали книгу «Битва под Крымом», 1 человек - «Освобождение Сталинграда», авторов не помнят. 80% опрошенных ответили, что никаких книг о войне не читали. Каких авторов, пишущих о войне вы знаете? – был следующий вопрос. Ответы: «Владимир Высоцкий», А.Т. Твардовский, Б. Васильев, К. Симонов. 80% опрошенных ответили, что не знают авторов, пишущих на тему Вов.
Цель нашего исследования - изучение особенностей раскрытия темы Великой Отечественной войны в поэзии представителей различных поколений.
Задачи:
Объект исследования: поэтические произведения Д. Самойлова, В. Высоцкого, О. Митяева.
Предмет исследования: тема солдатского подвига, героического поведения на примере поэтических произведений поэтов разных поколений.
Методы исследования:
В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза: если мы проведём анализ поэтических произведений, в которых раскрываются характеры людей на войне, то сумеем сформировать у обучающихся уважительное отношение к теме солдатского подвига, человека на войне.
Логика работы построена таким образом, что 1 часть посвящена изучению стихотворений поэтов разных поколений, посвященных теме Великой Отечественной войны», а во 2-й части изложены результаты исследования методом анкетирования обучающихся групп по отношению к истории периода Великой Отечественной войны.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что изученный поэтический материал является практическим руководством для работы с подростками по привитию им духовно-нравственных ценностей.
Практическая значимость исследования состоит в возможности привития значимых ценностей обучающимся через изучение, анализ поэтических произведений.
Основная часть
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
“Песенка”. Б. Окуджава
1.1. Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Эти ставшие уже хрестоматийными строки принадлежат Давиду Самойлову. «Где бы ни звучала эта строфа, - писал Евгений Евтушенко, – на вечере поэзии из уст самого поэта, или на концерте художественной самодеятельности, или в Театре на Таганке, или в глубине нашей памяти, – за ней сразу встает Время. А ведь это только четыре строчки!» Эти строки стали поэтической «визитной карточкой» целого поколения поэтов – поколения сороковых годов.
Давид Самойлович Самойлов (его настоящая фамилия Кауфман) родился 1 июня 1920 года в Москве. Интеллигентная семья, прекрасная школа, МИФЛИ – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. В студенческие годы (с 1938 по 1941 гг.) Самойлов подружился с поэтами, которых вскоре стали называть представителями поэзии «военного поколения». «Мне повезло в товарищах и учителях. Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий. Учителями нашими – Тихонов, Сельвинский, Асеев, Луговский, Антокольский. Видел Пастернака. Встречался с Ахматовой и Заболоцким. Не раз беседовал с Мартыновым и А. Тарковским. Дружил с Марией Петровых. Поэтическая школа была строгая» – вспоминал поэт. Самойлов занимался в неофициальном творческом семинаре поэта И. Сельвинского, который добился публикации стихов своих учеников в журнале «Октябрь» (1941, №3). В общей подборке Самойлов опубликовал стихотворение «Охота на мамонта», в котором дал поэтическую картину движения человечества по пути прогресса.
Образование пришлось прервать в 1941 году. В начале Отечественной войны он рыл окопы под Вязьмой, затем был пулеметчиком, а затем – комвзвода разведки. В воспоминаниях Самойлов впоследствии написал: «Главное, что открыла мне война – это ощущение народа». В 1943 Самойлов был ранен; ему спас жизнь друг, алтайский крестьянин С.А. Косов, о котором поэт в 1946 году написал стихотворение «Семен Андреич». В составе войск дошел до Берлина. За время войны почти не писал: не до этого было.
Его первыми публикациями были переводы – с албанского, польского, чешского, венгерского. Он даже принят был в Союз писателей как переводчик. «В него как в поэта мало кто верил, за исключением красавицы-жены, Бориса Слуцкого и нескольких родственников и близких друзей» – писал Е. Евтушенко.
Первое послевоенное произведение «Стихи о новом городе» было опубликовано в 1948 году в журнале «Знамя». Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии. Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в 1955 году.
В 1958 году издал свою первую поэтическую книгу – поэму «Ближние страны».
Определяя свое поэтическое самоощущение, Самойлов написал: «У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: “поколение 40-го года”». К этому поколению Самойлов относил друзей-поэтов, «Что в сорок первом шли в солдаты / И в гуманисты в сорок пятом».
Военная тема, словно осколок, застряла в памяти поэта, и уйти от нее он не смог до конца своих дней. В период с 1960 по 1975 годы были написаны самые лучшие его вещи в теме Великой Отечественной войны: «Сороковые», «Старик Державин», «Перебирая наши даты», «Слава богу! Слава богу…» и др. После выхода поэтического сборника «Дни» (1970 год) имя Самойлова стало известно широкому кругу читателей. В сборнике «Равноденствие» (1972 год) поэт объединил лучшие стихи из своих прежних книг.
Три перевала разделили жизнь Давида Самойлова на три части. В 21 год он ушел на войну, в ее жестокий быт, о чем он через много лет вспомнит:
В эту пору мы держали
Оборону под деревней Подвой.
На земле холодной и болотной
С пулеметом я лежал своим.
Прошел Самойлов, пулеметчик, а затем комвзвода разведки, от Вязьмы до Берлина. За время войны почти не писал: не до этого было. После войны заканчивал Литературный институт; пошли первые, крайне редкие, публикации, чаще занимался переводами, что было, разумеется, хорошей школой для поэта, но всеобъемлющего удовлетворения не давало. Главные стихи, а они, делающие славу, есть у каждого поэта, еще не были написаны.
Первый стихотворный сборник Самойлова "Ближние страны" обозначен 1958 годом. И вышел поэт на литературную стезю позже своих сверстников и особого внимания критики не привлек. Но такова уж особенность поэтического дара Самойлова: жизненный опыт, отстоявшись в памяти, только с годами реализуется в поэзии. Об этом поэт говорил в многочисленных интервью ("Я не из тех, кто пишет по первому впечатлению. Прожитое... "дозревает" иногда годами, иногда десятилетиями"), об этом писал в стихах:
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Это "потом" совпало со "вторым перевалом" в жизни Давида Самойлова:
Сорок лет. Жизнь пошла за второй перевал.
.......................................
Взял один перевал, одолею второй...
На "втором перевале" в жизни и творчестве поэта (1960-75) были написаны самые лучшие его вещи в теме Великой Отечественной войны: "Сороковые", "Старик Державин", "Перебирая наши даты", "Слава богу! Слава богу..." и др. Именно эти стихи сделали Самойлова известным поэтом, с этим поэтическим активом прежде всего вошел он в поэзию наших лет.
Меняется тональность стиха, мажор уступает место минору, когда речь заходит о не вернувшихся с войны друзьях:
Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая.
Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет - одни деревья.
("Перебирая наши даты...")
Сделаем некоторые пояснения: Павел - это Коган, Миша - Кульчицкий, Илья - Лапшин (в ИФЛИ не учился, но писал стихи), фамилия Бориса - Смоленский, Николая - Майоров. Майоров посещал поэтический семинар И.Л.Сельвинского, куда был зачислен перешедший в Литинститут Давид Самойлов - Дезик, как ласково называли его друзья и родители.
Военная тема, словно осколок, застряла в памяти поэта, и уйти от нее он не смог до конца своих дней. Из попытки в сборнике "Волна и камень" попрощаться с военной темой:
До свидания, память,
До свиданья, война,
До свидания, камень,
И да будет волна!
- ничего не вышло.
Стихотворение Давида Самойлова «Сороковые» было напечатано в 1961 году, но оно напомнит нам тех ребят, кто в 1941 году юным уходил на фронт.
Давид Самойлов был двадцатилетним, когда началась война. Но первую книгу он выпустил только спустя тринадцать лет после войны. В 1963 году он выпустил следующую книгу, которая называлась «Второй перевал». Она открывалась стихотворением, которое стало художественным паролем всего творчества Самойлова, — «Сороковые».
.При анализе произведения очень важно обратить внимание на интонации стихотворения, то торжественные, то житейски простые.
В первых двух четверостишиях мы видим Русскую землю как бы с высоты, в которой «просторно. Холодно. Высоко». С востока на запад, к линии фронта, идут бесконечные эшелоны с оружием, боеприпасами, пополнением в войска. Колеса вагонов стучат на стыках рельс. Рельсы гудят от только что прошедшего поезда. А с запада на восток по дорогам движутся беженцы из районов, уже занятых фашистами, люди, у которых сгорели их дома. Многие семьи уже получили похоронки, то есть извещения о том, что мужья или сыновья погибли на фронте.
Затем крупным планом мы видим солдата на полустанке. Может быть, он только что выписался из госпиталя и ждет отправки на фронт. Мы видим бытовые, будничные подробности: «замурзанную ушанку» с вырезанной из банки звездочкой — не по уставу, «табак в кисете», «мундштук наборный».
Таким образом, в начале стихотворения поэт показывает нам землю как бы сверху. Затем на огромном пространстве, которое пришло в движение, мы видим маленькую точку-полустанок, на котором находится герой стихотворения. На фоне великой, пришедшей в движение страны он «худой, веселый и задорный». Он шутит с девчонкой и делится с ней своим солдатским пайком: «И пайку надвое ломаю...»
Затем мы видим эти годы из других, послевоенных времен глазами человека, который пытается осмыслить пережитое:
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
В этой строфе выражена мысль о том, что юность целого поколения, время, когда люди мечтают о жизни, совпало с великой трагедией народа, и желание жить заставляло людей умирать ради жизни других. В последней строфе смерть вновь противопоставлена молодости и желанию жить:
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Главная мысль стихотворения — противоестественность совмещения войны и жизни, смерти и молодости.
Раскрытию смысла данного произведения помогает лексика, которую использует автор.
Суровое лицо войны рисуется поэтом при помощи таких картин, как извещенья похоронные, перестуки эшелонные, погорельцы.
В первых двух строфах картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями на букву "р”: "соРоковые”, "Роковые”, "фРонтовые”, "похоРонные”, "пеРестуки”, "Рельсы”, "пРостоРно”, "погоРельцы” (два раза). Эти слова и выражения вызывают у читателя чувства тревоги, непоправимой беды, горя.)
Сначала автор изображает страшные годы войны, беду, ужас, но он начинает вспоминать себя в это время, и настроение меняется, становится веселым и озорным. Он вспоминает себя, каким он был веселым, задорным. Автор стихотворения видится нам человеком мудрым, многое повидавшим на своем пути.
Вспоминая свою юность, автор испытывает чувство горечи, печали. Война разрушила все. Она разрушила юношеские мечты, желания, надежды. Автор говорит о несовместимости, противоположности юности и войны)
Художественные детали, создающие образ войны в строфе «Сороковые, роковые..», - извещенья похоронные, перестуки эшелонные, гудят накатанные рельсы
Вывод: В этом стихотворении Самойлов хочет сказать о том, как противостоят и как несовместимы юность - прекрасная пора жизни, и война – ужасная, кровопролитная.
Беспокойная память поэта вновь и вновь возвращается в военные годы: «Осень сорок первого», «Светлые печали», «За Непрядвой», «Часовой» – сильные и волнующие стихотворения о войне.
1.2. Среди лучших наших поэтов, чьё творчество звучит особенно актуально, вызывает живой отклик у читателей, никого не оставляя равнодушным, - Владимир Высоцкий.
Война только коснулась Владимира Высоцкого, опалив его детство, но, тем не менее, он и знал о ней многое, ведь вырос Володя в семье военного. Пройдут годы, и из сплава детских впечатлений и воспоминаний, рассказов отца и его фронтовых друзей, из всего, что сохранило сердце, отольются песни, как живая память о войне, о солдатах, ковавших победу. Отец Владимира, Семен Владимирович Высоцкий рассказывал: «Воевать я начал на Северо- Западном фронте, в составе 127-го отдельного батальона связи, который обеспечивал оборонительные бои на дальних подступах к Москве. А День Победы встретил в столице Чехословакии Праге… Сын очень любил слушать фронтовые рассказы. И мои, и моего родного брата Алексея, храброго фронтовика, дошедшего до Берлина, и моих боевых друзей, часто навещавших наш дом». Эти рассказы дали потом свои ростки
Владимиру Высоцкому удалось передать и трагизм сорок первого года, и ликование сорок пятого. Поэту веришь. Словно эти песни созданы сразу после войны, а не четверть века спустя. «Мы дети военных лет,- говорил он,- для нас это вообще никогда не забудется… Мы довоёвываем в своих песнях. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участия в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями. Это почётная задача – писать о людях, которые воевали.
«Песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, мужественных, усталых и добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.
В стихотворении «Сыновья уходят в бой» создан образ воина-патриота: человек падает, грудью хватая свинец, т.е. смертельно раненный, но думает напоследок не о себе, а о родине, о том, кто сменит его. Мне представляется солдат, много воевавший, с сединою на висках, простой солдат из тысяч. И слово у него характерное напоследок. Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него, в строй станет другой - вон тот, одетый во всё не по росту. Может показаться странным, почему умирающий герой выбирает именно его. Ведь если форма для солдата велика, если ему всё не по росту, - значит, это совсем ещё юный воин, возможно, даже мальчишка. Почему выбран он, а не какой-нибудь мускулистый, физически сильный? Наверное, потому, что главная черта героя - сила духовная.
Из воспоминаний отца поэта Семёна Владимировича Высоцкого, участника боёв за Украину, Польшу, Берлин, освобождавшего Прагу. Полковник, награждён 4-мя боевыми орденами и 12 медалями:
«Я, конечно, много говорил Володе о Пражской операции и о других боях, в которых мне довелось участвовать. Он вообще, когда у нас дома заходила речь о войне, напрочь забывал обо всём – об уроках, об играх с друзьями. Часами мог слушать взрослых.
После окончания войны я остался служить в небольшом красивом немецком городке.
Туда же в январе 1947 года переехали из Москвы моя жена и Володя. Прожили мы там 2 года. Каким он был тогда?
Да, пожалуй, самым обычным. Играл в «казаки-разбойники», лазил по деревьям, часами пропадал на речке Финнов, хотя купаться там было небезопасно: ещё не выловили со дна все снаряды и мины… Бывало, вместе с дружками находили в лесу патроны, бросали их в костёр… Вообще парень рос боевой. Думаю, будь он годков на 5 постарше, во время войны наверняка бы сбежал на фронт…»
Представьте: 9 мая 1945 года. Весть о том, что фашистская Германия капитулировала, уже долетела до самых окраин нашей Родины, а в это время ещё шли тяжёлые бои за Прагу, в которых сражался и отец поэта.
Жена и сын, уже радуясь вместе со всеми, глядели в победное небо Москвы, расцвеченное салютом, а в этот миг их близкий человек ещё стоял на краю гибели.
Это мгновение, в котором слились уже и ещё, радость и боль, горькая память и светлые надежды, мне думается, навсегда запечатлелось в сердце поэта.
Он не только написал об этом в своих стихах и песнях, но и придал эмоциональную окраску этого мгновения всему своему творчеству: грусть и надежда у Высоцкого неразделимы, как например, в «Песне о конце войны».
Стихотворение «Песня о конце войны», «Братские могилы», «Высота», «Звёзды». Это чувство беспокойства, тревоги пронизывает всё творчество поэта. Не случайно сборник назван - «Нерв». Высоцкого интересуют, прежде всего, такие ситуации, в которых характер раскрывается до конца. В стихотворениях и песнях военного цикла - это мгновения между жизнью и смертью. В стихотворении - «Як-истребитель» - рассказывается о гибели боевого самолёта. Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам - погибшему в воздушном бою Николаю Горбунову и поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы дважды Герою Советского Союза Н.М.Скоморохову.
Стихотворение «Як-истребитель»
Давайте попробуем представить образный мир песни.
Это стихотворение построено на метафоре. По такому же принципу созданы многие стихотворения Высоцкого: у него есть целый цикл, посвящённый лошадям - умным друзьям человека. Лошади тоже говорят, думают и чувствуют, как люди. Говорят не только лошади, но и волки, на которых человек затеял жестокую охоту с вертолёта. У Высоцкого плачут скалы, в которых жило горное эхо, поют корабли, и судьбы этих кораблей похожи на людские.
Здесь и метафора и перевоплощение (в переносном смысле, конечно) поэта-певца в истребитель. В этой песне, наверное, как и во многих других, выражена личность самого поэта. «Як-истребитель» - одна из любимых его песен. Рассказывая о Высоцком, его товарищи часто цитируют её строки. Во многих из этих строк - черты его характера.
Но тот, который во мне сидит,
Опять заставляет: в штопор!
Приводя их, Алла Демидова (актриса театра на Таганке) пишет: «Он был неповторимым актёром. И при этом какая-то самосъедающая неудовлетворённость. И нечеловеческая работоспособность. Я не помню Высоцкого просто сидящим и ничего не делающим, не видела его праздногуляющим или лениво, от нечего делать болтающим с приятелями.
Всегда и во всём стремительность и полная самоотдача. Вечная напряжённость, страсть, порыв, крик. Предельные ситуации, когда надо выкладываться до конца, до изнанки.
Драматург А.Володарский рассказывал о том, как однажды военные лётчики уверяли его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от «однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на 1-м Украинском или выходил из окружения под Оршей… Есть у Высоцкого стихотворение о войне, которое Р. Рождественский по праву назвал лучшим.
Стихотворение «Он не вернулся из боя»
Исследователи называют это стихотворение одной из самых странных эпитафий. Наверное, потому, что друг погиб, а его товарищ, оставшийся в живых, перечисляет претензии к нему. С другой стороны, если бы он говорил о друге только хорошее, это был бы образ идеального человека. Но ведь так не бывает. Мы бы не поверили такой песне.
Значит, не лгать ни единой буквой. Этот девиз поэта отразился и на художественных особенностях песни. Если вспомнить то, что мы читали о войне, то можно сказать, что эти произведения и стихотворение сближает чувство человеческой связанности.
1.3. Военную тему в 80-е годы прошлого века продолжил наш современник, замечательный поэт, работающий в жанре авторской песни, - Олег Григорьевич Митяев. Обаятельный, чуткий человек, способный очень тонко воспринимать окружающий мир и передавать это в песнях, удивляя и радуя нас своим талантом. Олег Митяев умеет слушать музыку жизни. Он улавливает ритм поэзии в ритмах современного города и шорохе летних трав. Его песни близки очень многим людям, они нашли дорогу к нашим сердцам и поселились там.
Стихотворение «В осеннем парке».
Оно написано в ритме вальса, перед нами предстают образы молоденьких парней, вчерашних мальчишек, которые прямо с выпускного бала пошли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Образ вальсирующей листвы берез, безмолвие окружающих предметов: скамеек, пруда, холодных стволов автоматов в руках солдат, брёвен пулеметных гнезд – создаёт ощущение тяжелого безмолвия, предчувствия чего-то страшного… Лирическому герою хочется «закрыть глаза», чтобы не видеть того ужаса, который приближается, вспомнить «весёлый май». Но нельзя, нужно держать глаза открытыми, ведь «Ползет лавина саранчи / На город за твоей спиной!". Сравнение «лавина саранчи» показывает количество вражеских солдат, которых невозможно сосчитать, трудно истребить. Об этом говорит строчка: «И руки обжигает ствол - ну сколько можно лить свинец?!». Страшно, смертельно опасно в этой схватке с врагом, пугающей своей численностью, но «взвод ни пядь не отошёл», отбросил яростную атаку противника. Так и лежат ничком на земле в осеннем парке погибшие в смертельной схватке солдаты… «сержант лицом уткнулся в грязь, а он таким был молодым».
Лирическому герою повезло: он ранен, выжил в этом страшном бою. У него нет сил, «и хочется закрыть глаза», но рядом врачи, однополчане, сама природа, которая тоже требует: «Не закрывай глаза, живи!»… Он – один из немногих, оставшихся в живых. Поэт сочувствует ему и одновременно гордится своим героем. Ведь благодаря таким молоденьким солдатам, их подвигу поколение поэта Митяева получило право на жизнь.
В стихотворении «Кино» сюжет построен на метафоре:
«Отмелькала беда, будто кадры кино,
В черно-белых разрывах фугасных.
И в большом кинозале эпохи темно,
И что дальше покажут - не ясно».
Прозорливость поэта поражает, он переживает о будущем, боится, что в нём будет место войнам, «что дальше покажут в большом кинозале эпохи – не ясно».
Олег Митяев воссоздаёт картины довоенной жизни: «довоенный старый дом», людская река, по утрам текущая по аллеям к заводам и домнам», «довоенный трамвай», «довоенный портфель». Кадры кинофильма снова и снова показывают эти картинки.
Образ лирического героя отождествлён с образом автора:
Я в отцовских ботинках, в отцовских часах,
Замирая, смотрю без прищура,
Как в прозрачных, спокойных, тугих небесах
Самолетик рисует фигуры...
Вывод, который делает лирический герой в этом произведении – сколько бы ни прошло лет со дня этой страшной войны - «двадцать лет, тридцать лет, сорок лет»- память нас обращает обратно.
Завершают стихотворение строчки:
«Я не видел войны,
Я смотрел только фильм,
Но я сделаю все непременно,
Чтобы весь этот мир оставался таким
И не звался потом довоенным».
И мы понимаем, насколько прав поэт в своей убеждённости любой ценой сохранить хрупкий мир на Земле.
Таким образом, проанализировав лирические произведения поэтов разных поколений, мы приходим к пониманию того, что поэты ставят своего героя в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства, проверяя, испытывая его нравственную силу, его человеческую значимость в чрезвычайно сложном конфликте, показанном предельными ситуациями войны, когда при ежесекундном взгляде в лицо смерти все обострено, все сконцентрировано в человеческой душе.
Герои Д. Самойлова, В. Высоцкого, О.Митяева обладают сильной жаждой жизни, желанием действовать, выручить товарища, прийти в трудную минуту на помощь другу.
Но, несмотря на кажущиеся различия, есть нечто, объединяющее героев стихотворений поэтов разных поколений. Все они - представители народа, яркие носители его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа. Эти черты – общие и дня молоденького парнишки – незадачливого солдата в стихотворении «Сороковые» Д. Самойлова, и для героев стихотворений В. Высоцкого, и для необстрелянных солдатиков из стихотворения О. Митяева. Именно стойкость, мужество, сила воли, любовь к своей Родине помогли выстоять в страшной войне, освободить свою Родину и народы Европы.
Заключение
"Кто думает о прошлом, тот имеет в виду и будущее.
Кто думает о будущем, тот не имеет права забывать прошлое.
Прошедший сквозь огонь многих сражений,
я знаю тяжесть войны и не хочу,
чтобы эта участь снова выпала на долю народов"
Чуйков В.И.
Огромную роль в сохранении памяти о Великой Отечественной войне играет литература, одной из важнейших тем которой является тема подвига советского народа в тяжелые военные годы. Писатели, пережившие это страшное время, очень правдиво сумели показать истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; донести до современников чувства и мысли героев военных лет.
Литература снова и снова возвращает нас к событиям этой войны, к незнающему себе равных в истории подвигу народа. Героизм - преодоление самого себя. Обыкновенный человек становится героем, когда защищает свою Родину. Героизм проявляется по-разному. Он может быть скромный или громкий, отчаянный или последовательный, сгорающий в одно мгновение или продолжающийся определенное время. Но в любом случае он чист и бескорыстен, красив и талантлив.
Размышляя о военных годах, я пытаюсь понять истоки героизма и самоотверженности солдат, истоки победы нашей армии. Почему люди шли на гибель, веря, что человека победить невозможно, даже убив, что человек выше смерти? Наверное, люди, шедшие на войну, помнили, что у них есть дом, мать, родные - всё это было для них реальной маленькой родиной, что тесно связано с понятием "Родина".
Поэты ставят своего героя в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства, проверяя, испытывая его нравственную силу, его человеческую значимость в чрезвычайно сложном конфликте, показанном предельными ситуациями войны, когда при ежесекундном взгляде в лицо смерти все обострено, все сконцентрировано в человеческой душе.
Героизм русских людей, сражавшихся на фронтах войны, получил своеобразное и яркое воплощение, поэты создали образы глубоко типические, продолжая традиции русской литературы. Герои Д. Самойлова, В. Высоцкого, О. Митяева обладают сильной жаждой жизни, желанием действовать, выручить товарища, прийти в трудную минуту на помощь другу.
Но, несмотря на кажущиеся различия, есть нечто, объединяющее героев стихотворений поэтов разных поколений. Все они - представители народа, яркие носители его самобытной индивидуальности, тех черт, которые присущи характеру всего народа. Эти черты – общие и дня молоденького парнишки – незадачливого солдата в стихотворении «Сороковые» Д. Самойлова, и для героев стихотворений В. Высоцкого, и для необстрелянных солдатиков из стихотворения О. Митяева.
Главная из этих черт - любовь и привязанность к родной стране. Герои стихотворений все время вспоминают о родных местах, о Родине. В этих героях привлекает милосердие, величие души. Они попали на войну не из-за воинственного инстинкта, а "ради жизни на земле". Поверженный враг вызывает у них только чувство жалости. Другая немаловажная черта героев - скромность. Следующей чертой является героизм. Все вышеизложенное подводит нас к важному выводу о великой жизненной силе героев, силе народного характера. В своем творчестве поэты разных поколений продолжают традицию, начатую в русской литературе еще произведениями Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других, в которых простой русский человек - средоточие силы и жизненной стойкости народа. Поступки, мысли лирических героев стихотворений приводят читателя к осознанию величия русского человека, победившего самое страшное зло на земле – фашизм.
В прочитанных и проанализированных произведениях меня поражает дотошное знание и точное описание реалий войны, правды жизни. Но ведь самая изначальная правда о войне не в том, как свистят пули, как люди корчатся от страданий и умирают. Правда - в том, что они, люди на войне, думают, чувствуют, воюя, страдая, умирая, убивая врага.
Знать это – значит, знать всю правду о человеке, правду – о том, что положительный герой никогда не одинок. Герои всегда чувствуют свою сопричастность ко всему живому на земле. Живое – вечно. Всё, что возникло с целью убить, поработить - обязательно потерпит крах. Герои чувствуют это сердцем, каким-то особым чутьём, которым их наделяют авторы, умеющие показать, как рождается в человеке то самое сильное, самое непобедимое чувство, которое называется идея. Человек, одержимый идеей, знает себе цену – в этом его человеческая сущность. И как бы ни отличались друг от друга лучшие книги о войне, одно объединяло без исключения: твердое убеждение, что эту кровавую, ужасную войну выиграл народ, он вынес на своих плечах неимоверную ее тяжесть.
Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ни что иное, как книги, стихи смогут нам передать это великое и трагическое событие - Великую Отечественную войну, испытания которой явились проверкой гражданской зрелости, прочности связи литературной работы с жизнью, с народом, жизнеспособности ее художественного метода.
О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения художественной литературы.
Список использованной литературы
Приложение
"Сороковые" Д. Самойлов
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
В.С. Высоцкий. Братские могилы
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов...
Но разве от этого легче?!
1965
В.С. Высоцкий «Он не вернулся из боя».
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо - опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, - не про то разговор,
Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна,
По ошибке окликнул его я:
- Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
- Друг, оставь покурить! - А в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
Все теперь одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
В. Высоцкий "Як" - Истребитель.
Я "Як" - истребитель, мотор мой звенит
Небо - моя обитель.
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель.
В этом бою мною "юнкерс" сбит,
Я сделал с ним что хотел,
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.
Я в прошлом бою навылет прошит,
Меня механик заштопал.
А тот, который во мне сидит,
Опять заставляет в штопор.
Из бомбардировщика бомба несет
Смерть аэродрому.
А, кажется, стабилизатор поет:
"Мир вашему дому!"
Вот сзади заходит ко мне "мессершмитт",
Уйду, я устал от ран.
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу, решил на таран.
Что делает он?! Вот сейчас будет взрыв!
Но мне не гореть на песке.
Запреты и скорости все перекрыв
Я выхожу из пике.
Я главный, а сзади, ну, чтоб я сгорел,
Где же он, мой ведомый?
Вот он задымился, кивнул и запел:
"Мир вашему дому!"
И тот, который в моем черепке,
Остался один и влип.
Меня в заблужденье он ввел и в пике
Прямо из мертвой петли.
Он рвет на себя и нагрузки вдвойне,
Эх, тоже мне, летчик-асс!
Но снова приходится слушаться мне
И это в последний раз.
Я больше не буду покорным, клянусь,
Уж лучше лежать на земле.
Но что ж он не слышит как бесится пульс?
Бензин, моя кровь на нуле!
Терпенью машины бывает предел,
И время его истекло.
И тот, который во мне сидел,
Вдруг ткнулся лицом в стекло.
Убит, наконец-то лечу налегке,
Последние силы жгу,
Но что это, что?! Я в глубоком пике
И выйти никак не могу!
Досадно, что сам я немного успел,
Но пусть повезет другому.
Выходит, и я напоследок спел:
" Мир вашему дому!
Мир вашему дому!!!"
Олег Митяев «Кино».
Отмелькала беда, будто кадры кино,
В черно-белых разрывах фугасных.
И в большом кинозале эпохи темно,
И что дальше покажут - не ясно.
Разбивается луч о квадраты стекла
Довоенного старого дома.
И людская река по утрам потекла
По аллеям к заводам и домнам.
Просыхает асфальт, уменьшается тень,
И девчонка торопится в школу.
Довоенный трамвай, довоенный портфель-
Все опять повторяется снова.
Я в отцовских ботинках, в отцовских часах,
Замирая, смотрю без прищура,
Как в прозрачных, спокойных, тугих небесах
Самолетик рисует фигуры...
Двадцать лет, тридцать лет, сорок лет
Рушит хроника стены театров.
Двадцать лет, тридцать лет, сорок лет
Нас кино возвращает обратно.
Я не видел войны,
Я смотрел только фильм,
Но я сделаю все непременно,
Чтобы весь этот мир оставался таким
И не звался потом довоенным.
Олег Митяев «В Осеннем парке городском»
В осеннем парке городском
Вальсирует листва берез,
А мы лежим перед броском,
Нас листопад почти занес.
Занес скамейки и столы,
Занес пруда бесшумный плес,
Занес холодные стволы
И бревна пулеметных гнезд.
А на затвор легла роса,
И грезится веселый май,
И хочется закрыть глаза,
Но ты глаза не закрывай.
"Не закрывай! - кричат грачи, -
Там сквозь березовый конвой
Ползет лавина саранчи
На город за твоей спиной!"
И ахнет роща, накренясь,
Сорвутся птицы в черный дым,
Сержант лицом уткнется в грязь,
А он таким был молодым!
И руки обжигает ствол -
Ну сколько можно лить свинец?!
Взвод ни на пядь не отошел,
И вот он, вот уже конец!
Развозят пушки на тросах,
Все говорят: "Вставай, вставай"...
И хочется закрыть глаза,
Но ты глаза не закрывай.
"Не закрывай! - кричат грачи,
Ты слышишь, потерпи, родной."
И над тобой стоят врачи,
И кто-то говорит: "Живой".
В осеннем парке городском
Вальсирует листва берез,
А мы лежим упав ничком,
Нас листопад почти занес.
Нас листопад почти занес
В осеннем парке городском.
Вальсирует листва берез,
А мы лежим упав ничком
В осеннем парке городском...
1982 г.
Анкета «Круг чтения»
ОУ__________ Группа________________ Возраст___________ пол_________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дымковский петушок
Неньютоновская жидкость
Кактусы из сада камней
Валентин Берестов. Аист и соловей
Сказка "Узнай-зеркала"