Исследовательская работа посвящена изучению проблемных ситуаций, возникающих в школе, при недостаточном понимании учащимися значимости уроков изобразительного искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_zanyatiy_po_risovaniyu.docx | 62.22 КБ |
АНТОНОВА АНАСТАСИЯ АНДРЕЕВНА
Влияние занятий по рисованию на развитие школьника
Руководитель: Сидорова
Людмила Николаевна,
учитель изобразительного искусства
Россия, Воронежская область, п.г.т. Анна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №6, 8кл.
Содержание.
Введение.
В настоящее время, когда компьютерные изображения вытесняют рисунок выполненный карандашом, учащиеся ставят под сомнение необходимость регулярно заниматься рисованием, хотя на уроках изобразительного искусства учитель очень часто говорит о том, что это необходимо для человека. Но, к сожалению, мы привыкли воспринимать такие слова как призыв к элементарной дисциплине, а не доказательство серьезности данного вида деятельности. Большинство моих сверстников расценивают уроки изобразительного искусства, как возможность сделать передышку в плотном графике школьного расписания, где один предмет сложнее другого.
Задания, которые предлагаются нам для выполнения на уроках изобразительного искусства, с каждым годом усложняются, по мере нашего взросления. И в какой-то момент, многие (особенно мальчики) начинают просто несерьезно относиться к качеству их выполнения. Ученики позволяют себе затрату времени и собственные усилия свести к минимуму, ссылаясь на то, что они на большее не способны. Ребята считают, что их уловки и нежелание тщательно выполнять задания, никак отрицательно не повлияют на результат обучения в школе. И переубедить их в обратном бывает очень трудно. На самом деле учащиеся упускают возможность развиваться в данном направлении, а этого не должно быть.
Гипотеза. Если каждый из нас целенаправленно занимается совершенствованием умений и навыков в области изобразительного искусства, то это плодотворно отражается на нашем умственном развитии.
Цель исследования. Выявить степень влияния изобразительного искусства на развитие школьников.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать мнение специалистов о роли рисования;
- установить причину отказа от занятий рисованием школьниками в наиболее старшем возрасте;
- проанализировать факт того, что увлеченно занимаются рисованием в среднем звене в большей степени только девочки;
- найти объяснение тому, почему одни дети рисуют лучше, а другие хуже;
- выявить последствия от недостаточного уровня развития ребенка в данной области деятельности.
Объект исследования. Научные статьи, материалы, связанные с исследованиями и наблюдениями, позволяющие определить роль занятий рисованием в жизни ребенка.
Предмет исследования. Степень проявления интереса к изобразительной деятельности у учащихся нашей школы и понимания значения данного вида деятельности для их развития.
Методы исследования: изучение, опрос, эксперимент, наблюдение, анализ, статистика.
Основными источниками информации в данном исследовании стали интернет- сайты. Поиск информации осуществлялся по следующим направлениям: «История зарождения живописи на Руси», «Роль изобразительного искусства в жизни ребенка», «Особенности работы правого полушария головного мозга», «Образное мышление человека». По каждому направлению было проанализировано несколько схожих статей на различных сайтах, выбран материал, являющийся основой для научного теоретического обоснования нашего исследования и помогающий сделать правильные собственные выводы.
Данная исследовательская работа – теоретическое обоснование роли изобразительного искусства в жизни современного школьника.
Актуальность. Школьный возраст – это самое благоприятное время для накопления знаний, развития умений и навыков. Но всегда ли это понимают мои сверстники? В полной ли мере они используют возможности своего возраста? Любое познание – это труд, девочки и мальчики не всегда готовы лишний раз прикладывать собственные усилия на преодоления трудностей, поэтому они с легкостью начинают вычеркивать из своей жизни все, что на их взгляд недостаточно важно. Несерьезное отношение к отдельным школьным предметам бывает иногда просто не обоснованным, а это может стать результатом того, что они навсегда потеряет возможность по – настоящему проявить себя в том или ином виде деятельности.
К таким предметам в школьной программе относится изобразительное искусство, роли которого учащиеся чаще всего недооценивают. А ведь изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Занятия изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение. Изучение и осознание значимости данного предмета, дает возможность переосмыслить и оценить его, понять какую роль играет изобразительное искусство в самосовершенствовании и развитии школьника.
Природа придумала и создала человека очень гармоничным существом, поэтому тот, кто проживает свою жизнь в гармонии с собой, непременно счастлив. При правильном развитии и стимулировании ребенка, создании соответствующего окружения любой из них может раскрыть свои таланты, пользоваться ими всю жизнь и вырасти гармоничным и счастливым человеком.
Отношение учащихся к занятию рисованием в школе.
Очень часто мне приходится наблюдать за реакцией учащихся нашей школы, когда в расписании что-то меняется. В одних случаях учащиеся радуются, что урок не состоится, в других - сожалеют. Я их понимаю, так как лично у меня не все предметы относятся к любимым, да и не все они равноценны по сложности. Урок изобразительного искусства учащиеся считают несложным, некоторые даже уверены в том, что он не важен для изучения (приложение 1). Поэтому, чтобы исправить ошибочное мнение о данном предмете, я решила изучить мнение специалистов.
Ученые утверждают, что рисование – большая и серьёзная работа для детей. Процесс создания рисунка способствует развитию зрительно – двигательной координации. Совершенствуется глазомер, развивается зрительная память, наблюдательность, мелкая моторика рук и пальцев. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Приступая к собственному исследованию, мной было принято решение изучить работу, которая уже проводилась в нашей школе. В ней автор (ученик 9 класса Старченко Владислав) попытался установить роль изобразительного искусства в жизни современного человека, его тема созвучна с моей. Но в ней недостаточно отражены моменты, которые в большей степени заинтересовали меня.
Старченко Владислав привел данные, позволяющие оценить отношение учащихся нашей школы к изобразительной деятельности. Мне захотелось проверить, как изменилось отношение детей к рисованию спустя три года. Больше всего было интересно увидеть, изменился ли наш класс в суждениях, ведь когда проводилось исследование, мы были еще пятиклассниками. Проанализировав и сравнив результаты своего исследования с ранее полученными данными, оказалось, что спустя три года в нашем классе произошли незначительные перемены. Свою неприязнь к процессу рисования высказывали 5% учащихся, а сегодня – 15%. Цифра увеличилась, но это небольшое увеличение в отрицательную сторону, так как свое мнение поменяли всего лишь два человека. Мне не понравилось в работе Старченко то, что ранее учащимся разрешалось становиться на позицию неопределенности, и давать не совсем точные ответы. Я решила исключить ответ «не уверен», потому что он мешает понять, к какому числу можно отнести учащихся, выражающих сомнения. В результате чего в нашем классе большинство из тех, кто не мог ранее определиться, любит ли он рисовать или нет, перешли в разряд тех, кто любит этот творческий процесс (приложение 1)? Я получила наиболее точную информацию, чем та, которая была получена в предыдущем исследовании.
Сравнивая общие результаты, которые получились у меня, с результатами прошлых лет можно сделать вывод, что большинство детей нашей школы любят рисовать независимо от возраста (приложение 2). Так почему же они перестают это делать, особенно мальчики?
В нашей школе есть постоянно действующая выставка детских рисунков, все рисунки выполнены девочками, мальчиков - авторов рисунков - нет ни одного. Детские творческие объединения посещают в среднем звене только девочки. В школу искусств ходят тоже девочки. Почему? Неужели среди мальчиков нет талантов?
На вопрос: «Умеете ли вы рисовать?» положительный ответ дали 50% мальчиков и 83% девочек (приложение 3). Получается, что девочки наиболее уверены в своих способностях, чем мальчики.
Ответ на следующий вопрос: «Хотите ли вы научиться рисовать лучше?» меня очень удивил. Большинство девочек и мальчиков дали утвердительный ответ (приложение 4). Но как мальчики собираются осуществить свое желание, если они практически перестают уделять особое внимание своему развитию в данном направлении? Быть может, они рисуют самостоятельно?
В процессе анкетирования учащихся (приложение12) было выяснено, что 48% мальчиков и 56 % девочек продолжают заниматься рисованием и во внеурочное время (дома) (приложение 5), только мальчики стараются это не афишировать, отсюда складывается впечатление, что процесс выполнения рисунка им неинтересен.
Сравнивая, результаты исследования 2011 и 2014 года можно сделать вывод: увлеченность рисованием в меньшей степени зависит от возраста, чем от контингента учащихся того или иного класса. Так в 2011 году больше всего отрицательных ответов по отношению к занятию рисованием было дано учащимися 8-б класса, а вот в 2014 году такие ответы выданы уже пятиклассниками и семиклассниками. Самыми увлеченными были учащиеся 7-а и 8-а класса, а теперь больше всего любят рисовать учащиеся 6 класса. Объединяет учащихся прошлых лет и тех, которые учатся сейчас, одно общее желание: научиться рисовать еще лучше.
Я дала задание мальчикам и девочкам нашей школы написать ответ на вопрос, почему дети перестают увлекаться рисованием. Практически все написали, что раньше очень любили рисовать, а затем, как утверждают некоторые, что им стало просто неинтересно, они увлеклись другим (например, спортом), а этим заниматься стало скучно. Большинство считают, что на это не хватает времени или просто лень. Были такие, которые решили для себя, что раньше у них все получалось, а теперь они разучились рисовать. Я решила сравнить доводы наших учащихся с мнением специалистов и выяснила, они в какой – то степени похожи.
Ученые утверждают, что школьники перестают интересоваться рисованием, потому что к подростковому возрасту оно в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается, и на первые позиции выдвигается слово. Рисование карандашами или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техниками и навыками приёмов рисования. Недостаток владения техникой в этом возрасте может привести к потере уверенности в своих силах, отсюда школьники начинают стесняться выставлять свои работы на всеобщее обозрение, больше замыкаются и предпочитают не афишировать свои достижения в области рисования.
Художник - имя существительное мужского рода.
Я задала вопрос учащимся нашей школы: «Почему мальчики мало внимания уделяют процессу рисования?» Оказалось, современные дети считают, что рисование – это занятие для девочек. Как так получилось, в какой момент веками сложившееся мужское занятие перешло в разряд женский? В своих ответах мальчики ссылаются на то, что у них не хватает усидчивости для такого занятия, им больше нравится двигаться или играть в компьютерные игры, а кому – то просто лень этим заниматься. Мальчики считают, что это только девочкам свойственно часами сидеть за рисунками, а для них важнее спорт.
Рисование – большая и серьёзная работа. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересует конкретика, детали. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков этот процесс происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира. Девочки в настоящее время на самом деле проявляют больше упорства, они воспринимают процесс рисования как труд, а мальчики видят в этом простое увлечение. Если сравнить результаты ответов мальчиков и девочек по определению значимости данного занятия (приложение 6), то мы видим, насколько девочки это воспринимают серьезнее, чем мальчики. Оценка необходимости знаний и умений по изобразительной деятельности для дальнейшей жизни (приложение 7) у мальчиков опять же ниже, чем у девочек.
Конечно, каждый вправе для себя выбирать занятия по интересам. Как свидетельствует жизнь, верными рисованию остаются художественно одарённые дети. Но нам стоит задуматься, будут ли в будущем среди новых знаменитых имен русских художников только мужские имена или их значительно могут потеснить женские?
Почему у детей разные способности к рисованию.
Когда я смотрю на выставочные работы учащихся нашей школы, то у меня постоянно возникает вопрос: как это у них так получается? Почему я не могу так хорошо изобразить пейзаж, натюрморт или нарисовать портрет? Мои рисунки уступают по качеству даже юным художникам младшего возраста. Значит, у меня просто нет таланта к рисованию? Так это или нет? Мне необходимо будет разобраться в этом в ходе моего исследования.
Очень часто нам приходиться слышать фразу: «Бог его наградил талантом». За этим кроется смысл, будто бы талант - достояние избранных. Поэтому и существует мнение, что это врожденное, генетически заложенное качество. Мы порой делаем о себе преждевременные необоснованные выводы, что не обладаем таковым, и списываем все свои неудачи на то, что нет способностей, загоняем себя в рамки и ограничиваем свой потенциал.
А на самом деле человек появляется на свет, уже обладая природными способностями, причем они очень разнообразны. Это можно заметить, если понаблюдать за маленькими детьми. Те с самого раннего возраста начинают не просто проявлять таланты, они примеряют на себя роли художников, музыкантов, спортсменов, строителей, математиков, экспериментаторов, исследователей. Исследования ученых доказали, что каждый нормальный человек обладает задатками каких-либо талантов от рождения, а степень их развития полностью обуславливается воспитанием человека. Талант человека может проявляться в разном возрасте. Например, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике талант обычно проявляется с раннего возраста, а в литературе, научной или организаторской сферах обнаруживается в более позднем возрасте. Учёные утверждают, что каждый рождающийся ребёнок обладает не одним, а даже многими талантами. И здесь всё зависит от гармонии той окружающей атмосферы, в которой он растёт. Нужно увидеть и создать условия для развития хотя бы одного из дарованных ему самой Природой талантов.
Талантливых людей сегодня относят как бы к "высшей касте". В отличие от "простых смертных" это люди известные, о них пишут, говорят. Но таких талантливых людей в общей массе не так много. А куда же девался дарованный Природой талант у остальных? Он похоронен.
Талант - это дар Природы, умноженный на приложенные усилия. Талант проявляется в труде, как сталь закаляется в огне. Раскрыть и развить талант никогда не поздно. Нужно только большое желание.
Научиться рисовать и писать акварельными и масляными красками может любой человек независимо от возраста. Тройка на уроках рисования в школе не означает отсутствие таланта, а, вероятнее, отсутствие "ключа от сейфа, в котором закрыт талант". Занимаясь целенаправленно, можно стать профессиональным художником. Быть художником-любителем так же доставит много радости, значительно расширит кругозор и повысит культурный уровень.
Для себя я сделала вывод: чтобы научиться рисовать, нужно время и определённые усилия с моей стороны, и тогда эти способности непременно раскроются. Только нужно помнить, что у кого-то это происходит быстрее, а у кого-то медленнее (потребуется больше занятий, чтобы произошёл заметный сдвиг). Поэтому, чтобы достичь результатов, нужно иметь характер, не позволяющий сойти на середине дистанции.
Ребята, которые не хотят самосовершенствоваться, начинают отставать по качеству изображения в своих рисунках. В классе это очень заметно: если посмотреть на работы учащихся, то складывается впечатление, что возраст детей различен. Сами школьники вместо того, чтобы понять, что где-то они не доработали, упустили время, позволив обогнать себя одноклассникам, чаще всего совсем опускают руки, начинают изображать безразличие, совсем отказываться от работы.
Я попыталась сделать маленький шаг к успеху и завела дневник в картинках, который дает мне возможность ежедневно тренироваться в рисовании, и предложила аналогичную работу еще двум желающим, для того чтобы впоследствии сравнить результаты моего эксперимента.
Из всех желающих я выбрала одного человека, который хорошо умеет рисовать, и ученика, которому необходимо совершенствовать технику исполнения рисунка. Такая разница в достижениях даст возможность проследить, появятся ли через некоторое время хотя бы незначительные улучшения в качестве выполнения рисунка, и в какой степени мы сможем приблизиться к желаемому результату.
Сравнивая первые страницы наших дневников, существенных изменений мы не обнаружили. Рисовать ежедневные события оказалось нелегко, все время хотелось как можно больше упростить сюжет, так как воспроизводить собственные воспоминания было трудно. Упорства хватило не у всех, лично я пропустила несколько страниц и оставила их не заполненными.
Делясь впечатлениями о проводимом эксперименте, мы выяснили, что путь к совершенству не так уж и легок, требуется терпение, усидчивость и целеустремленность. Явных результатов мы не достигли, так как времени для этого было слишком мало, но улучшения были в том плане, что некоторые сюжеты рисовались легче (это заметили все). Разница в качестве наших рисунков осталась практически на том же уровне. Своим экспериментом мы показали, что путь к таланту не легкий и не быстрый, а если хотеть все успехи приобрести сразу (в короткий срок), то обязательно в результате наступит только разочарование, и опустятся руки.
Талант – это способности человека, которые развиваются с приобретением опыта, причем это должен быть определённый опыт, который положительно и целенаправленно усовершенствует нас. Талантливые люди или те, которых мы таковыми считаем, проделывают большой нелегкий путь к своему успеху. Лишь постоянное развитие и труд могут привести к проявлению в человеке таланта, без этих составляющих нельзя о нем и говорить.
Влияние занятий по рисованию на развитие личности.
Воображение и фантазия являются важными составляющими в жизни ребенка. Я узнала, что самое активное и плодотворное время для развития воображения – период от 5 до 15 лет. По этой причине очень важно не упустить это время и постоянно заниматься рисованием. Ведь одновременно с затуханием желания фантазировать снижаются возможности творческого мышления, уменьшается интерес как к искусству, так и творчеству. Воображение нуждается в непрерывном развитии, но в школе основной упор делается на изучение логических и языковых задач. Поэтому мне стало понятно, почему стоит ориентироваться не только на точные науки и языки, но и больше приобщаться к творчеству. По мнению ученых, рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.
Если рассматривать это с точки зрения влияния отдельных школьных предметов на развитие головного мозга, то ученые пришли к выводу, что все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Два полушария нашего мозга делят между собой определенные функции. Левое полушарие отвечает за логическое и абстрактное мышление, правое - за моторику. За способности к изобразительному искусству и музыке отвечает правое полушарие. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории, то есть оно имеет решающее значение для творчества. Кстати говоря, вопрос: "А что, если..." также задает правое полушарие.
Мозг человека развивается с рождения, но у кого-то более выражено развитие левого полушария, а у кого-то – правое. Ученые утверждают, в раннем детстве у ребенка наиболее преобладает развитие правого, а уж затем (в школьные годы) он перестраивается на левополушарную работу.
Этот факт меня очень заинтересовал. Я решила проверить у учащихся нашей школы, какое полушарие у них доминирует. Для этого я использовала метод, описанный в статьях. Для того чтобы проверить, какое из полушарий развито больше, необходимо сжать ладони перед собой, затем сплести пальцы рук и заметить, большой палец какой руки оказался сверху. Правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге. Аналогично можно определить, какое из полушарий развито больше, если похлопать в ладоши, также отмечается, какая рука сверху. И при скрещивании рук на груди смотрим, какое предплечье сверху. Существуют новые компьютерные версии, позволяющие определить работу головного мозга.
Чтобы исследование получилось как можно точнее, я использовала сразу несколько способов проверки(приложение 14). В результате было установлено, что в первом классе у 4% из числа учащихся лучше развито правое полушарие, а у большинства левое и правое одинаково (приложение 6). Самое большое количество детей с развитым правым полушарием оказалось в третьем классе. В среднем звене я решила соотнести доминирующее правое полушарие с успехами, достигаемыми учащимися в школе. Было установлено (приложение 7), что у детей с развитым правым полушарием в основном хорошие успехи в обучении.
Когда проводилось исследование, мне часто ребята задавали вопрос: «Правое полушарие – это хорошо или плохо?» Я считаю, что если у ученика в дополнение к тому, что он успешно усваивает программный материал (за что отвечает левое полушарие) еще хорошо развиты и творческие способности, то этот ученик наиболее гармонично развивается, чем его сверстник. А вот окружение в детстве, интерес к тому или иному предмету определяют, в каких пропорциях будут развиваться полушария головного мозга.
Затем я решила проверить, какое полушарие доминирует у наших учителей и как это связано с предметами, которые они преподают. Результаты исследования я оформила в виде таблицы (приложение 7). Особенно меня интересовали учителя, занимающейся творческим процессом в школе (ИЗО, музыка, организатор творческих мероприятий). Оказалось, что у учителей ИЗО, музыки левое и правое полушарие развиты одинаково, у завуча по воспитательной работе доминирует правое полушарие. По диаграмме можно легко проследить, что у наших учителей в большей степени доминирует левое полушарие (приложение 8), но это превосходство не в значительной мере. Такое практически небольшой разрыв в показателях связан с тем, что работа учителя – это творческая работа. В нашей школе работают творческие учителя!
Отдельное внимание я уделила ребятам, которые преуспевают в рисовании в нашей школе, и сравнила их с теми ребятами, успехи которых намного скромнее. Оказалось, что правое полушарие наиболее развито у детей, которые овладели хорошими навыками в художественном творчестве (приложение 9). У тех, кому надо работать над своими рисунками дополнительно, отмечена работа правого и левого полушария в равной степени. Чтобы еще раз проверить, не мешает ли занятие рисованием учебе, я провела анализ успеваемости детей увлеченных рисованием. Оказалось, что 66% из них учатся хорошо, без единой тройки, и 34% имеют удовлетворительные и хорошие отметки.
Творцы, придумщики, «ходячие сундуки с идеями» – это все люди с развитым правым полушарием, и такими людьми не перестают восхищаться окружающие. Так что в дополнительном развитии правого полушария есть свои плюсы. А чтобы правое полушарие успешно развивалось, необходимо много рисовать, посещать художественные выставки, что-то вырезать из бумаги, творить поделки своими руками – ведь именно это помогает развивать правое полушарие головного мозга. А полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уроки рисования – это уроки развития творчества. Ученики не должны отстраняться от возможности развиваться, ведь человек с возрастом должен становиться умнее, красивее, добрее и развитее и никак наоборот. Поэтому начать развиваться в любых направлениях никогда не поздно, нужно только не терять уверенность в себе, и иметь огромное желание к самосовершенствованию.
Как рождаются образы.
Очень часто на уроках рисования, когда нам предлагают нарисовать какую- либо картину по собственному воображению, я чувствую себя очень неуверенно. Да и моих одноклассников меньше всего радуют подобные задания. Обычно в классе начинается паника, все растерянно смотрят по сторонам, начинают спрашивать: «А можно… это или то?». Хотя учитель подробно нам все объяснил, четко сформулировал задачу, мы долгое время пребываем в растерянности. Потом постепенно сосредотачиваемся и начинаем пытаться что-то изобразить. У одних это получается относительно уверенно, быстро, а другие - постоянно трут резинкой, никак не могут найти нужный образ. Интересно, а как рождаются образы? Почему у некоторых к концу урока получаются целые живописные картины, а у других лишь маленький рисуночек в уголке листа бумаги? С чем это связано?
Я решила попытаться установить, как рождаются образы в голове у человека. Для этого я попросила поучаствовать в моем эксперименте всех желающих учеников школы и учителей (приложение 15). Участникам эксперимента я предлагала одни и те же задания (работа проводилась индивидуально), в эксперименте приняли участия 20 человек:
Задание №1: Нарисовать колобок.
Прежде чем участники эксперимента приступали к рисованию, я просила их попытаться «увидеть» свои мысли и ответить на вопрос: «Вы четко видите образ колобка?» Оказывается, это простой образ четко возникал в сознании каждого, как только было дано задание. Одни видели яркий цветной образ, другие – серый. Когда я их спрашивала: «Этот образ вы где-то видели или он ваш собственный?», некоторые уверяли, что видят собственный образ, который раньше нигде не видели (таких было мало). Остальные просто вспомнили ранее увиденное. Причем, образы взрослых ничем не отличались от образов учеников.
Далее задавался вопросы: «Вы видите детали представляемого колобка? Четко видите глаза?» При ответе на это вопрос одни уверяли, что четко видят, другие - только общее очертание и никак не могут сосредоточиться на деталях.
Затем им предлагалось воспроизвести образ на листе бумаги. Кто-то уверенно приступал к работе и мгновенно воспроизводил образ, а кто-то прибегал к помощи резинки (никак не мог совместить увиденное с изображением).
Задание №2: Нарисовать звездолет.
Вопросы в ходе работы задавались аналогичные. Первый образ, который у многих возникал это падающая звезда (ее движение) или звездное небо, то есть шла ассоциация со словом «звезда». А затем многие представляли увиденное ранее изображение космического корабля. У кого-то это были сложные конструкции с множественными деталями, которые просто невозможно было воспроизвести, а у кого – то совершенно простые ракеты. Но быстро воспроизвести все в деталях практически никому не удалось.
Задание №3: Нарисовать Мряку.
Все удивленно переспрашивали: «А кто это?». В голове некоторое время было пусто. Потом возникал образ, у кого-то подобие человека (Мряка – моряк), у кого-то - что-то похожее на кляксу или приведение. У одних это был яркий цветной образ (рыжий), у других - черно-белый.
Этот эксперимент принес массу положительных эмоций, ребятам очень понравилось «погружаться» в собственные мысли, они даже продолжали проделывать подобное самостоятельно дома и со своими знакомыми.
Лично для меня стало сразу понятно, почему учитель на уроке рисования всегда требует соблюдение полной тишины, так легче погрузиться в свои мысли и воссоздать зарождающийся в голове образ. Образы рождаются в голове у каждого, образы детей мало чем отличаются от образов взрослых, здесь нет зависимости от того, в какой степени у человека развито то или иное полушарие. А вот дальнейшая работа зависит от того, насколько развито творческое мышление. Мы начинаем усовершенствовать образ, усложнять его, добавлять какие – то детали, анализировать, уточнять, исправлять ошибки. Чем лучше развита фантазия, творческое мышление, тем легче придумать рисунок в ответ на любое задание. Вот здесь как раз и приходит на выручку правое полушарие нашего мозга. Если оно хорошо развито, то мысли будет несложно перевести в графические образы, если недостаточно, то тогда у ребят возникают проблемы: они вроде бы и представляют себе что – то, а вот воспроизвести все это с помощью карандаша никак не могут.
Обращаясь к научным статьям по данному направлению, я узнала, что такое образное мышление. Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. В момент поиска и переработки информации, человек, как правило, не реагирует на внешние и визуальные раздражители, а концентрируется на внутренне хранимых и создаваемых образах. Так в голове появляются визуальные картины, которые создаются человеком, или те, которые возникают в результате переработанной и вновь созданной информация на основе предыдущего опыта. Сконструированные образы, как правило, плоские и не очень глубокие, а иногда и бесцветные, напоминающие тени или рисунок. Они отображают тот объект или часть объекта, на котором сконцентрировано наше внимание. Например, если человек представляет себя, то он конструирует свой образ целиком. Если он подумал в данный момент о части тела, то воссоздается образ только той части тела, о которой он подумал. Это своего рода конструктор, из которого наше сознание формирует наше мышление. При конструировании образов могут использоваться ассоциации с чем-либо (у многих участников эксперимента они возникали во время выполнения заданий). Картины прошлых событий более четкие и глубокие, они могут быть отображены в цвете и в движении, как в кино (четко видели колобка – картинка из книги или мультфильма, падающая звезда – представление картинки в движении, космический корабль - увиденное в компьютерной игре или на экране телевизора и.д.).
Образное мышление чаще всего преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. Каждый, кто является мастером в каком – либо творческом деле, уверяет, что хорошо знаком с тем периодом времени, когда приходит идея, рождается образ будущего творения. Этот образ улавливается внутренним зрением, наделяется энергией мастера, и затем начинается процесс творения. Толчком для создания образа может быть совсем невероятная случайность: мелькнувшая картинка, капли дождя, цветок или бабочка. Все это может привести к рождению необычного образа игрушки, поделки или картины.
Познание секретов мастерства, овладение творческими способностями, воображения – все это закладывается в каждом ребенке на уроках рисования. Если ученики на таких уроках не выбирают для себя пассивную роль, а активно стремятся к собственному развитию, то в будущем из таких учеников вырастают творческие личности. А творческий подход к делу ценится практически в любой профессии.
Роль рисования в нашей жизни.
Главный смысловой стержень программы по изобразительному искусству в школе - это возможность связать искусство с жизнью человека, с его бытом, с его ролью в жизни общества. Учащиеся должны научиться художественной культуре, развить в себе художественное мышление, способности к творческой деятельности.
Умение рисовать – это умение графически отображать свои идеи на листе бумаги. Учащиеся чаще всего связывают отработку навыков выполнения рисунка с тем, что это необходимо только для тех, кто собирается стать художником. Поэтому у школьников существует любимая фраза: «Я не собираюсь быть художником, и рисование мне не нужно!» Но такие слова чаще всего звучат в подростковом возрасте, когда ребята еще мало задумываются над выбором своей профессии, они только мечтают о том, кем бы им хотелось стать в будущем, и у них еще нет цели получать знания в определенной области, которая будет связана с их профессией.
Анализируя выбор специальностей среди наших выпускников, можно сделать вывод, что профессии художественного цикла мало популярны среди них. За последние пять лет всего лишь один человек продолжил образование в данном направлении. В нашем поселке количество рабочих мест, требующих художественного образования, ограничено небольшим показателем, это преимущественно образовательные учреждения (приложение 16). Отраслей производства, выпускающих дизайнерскую продукцию, народных художественных промыслов в нашей местности нет. Но эти условия не в полной степени влияют на профессиональное самоопределение выпускников, так как они не все планируют возвращение в родной поселок, большое количество их остается в городе.
Профессии, связанные с изобразительным искусством,- это профессии назначение которых - дарить людям красоту. Очень часто бывает, что выпускники школы просто лишают себя возможности делать выбор в этом направлении, так как упустили время подготовки, которое практически невозможно наверстать в короткий срок к моменту поступления. Экзамен по сдаче рисунка перечеркивает в этом случае доступ к таким профессиям, как дизайнер (множественные направления), архитектор, педагогика, оформительское искусство, художественное ремесло, народные промыслы и так далее. Когда желания выпускника несоизмеримы с их возможностями, то им остается только сожалеть о том, что в свое время они недостаточно занимались (как им казалось, детским занятием) рисунком.
Занятия рисованием формируют и оттачивают вкус к красоте. Люди, которые сумели научиться ценить и понимать искусство, потом стремятся внести красоту во все области человеческой жизни, в саму жизнь, в поведение и отношения людей, в окружающую их среду. В современном обществе мы видим, как меняются облики городов, все больше внимания уделяется эстетическому оформлению мелочей. Но добиться идеала повсеместно пока не возможно, так как еще можно увидеть свалки мусора, неухоженные жилые постройки и приусадебные участки. И зачастую такие картины появляются не от безысходности человеческих судеб, а от элементарного равнодушия, безразличия и непонимания, того, что можно жить иначе. У таких людей, которых не тяготит безобразный вид их окружения, как раз вовремя не сформировались эстетические задатки, которые бы они могли применить в своем быту.
Чтобы понять и осмыслить, какова роль рисования в повседневной жизни, мне пришлось обратиться к взрослым, которые могут полноценно проанализировать свой жизненный опыт. Им было предложено ответить на ряд вопросов, соотнести свои достижения в области рисования с потребностями обыденной жизни и работы (приложение 17). В результате было опрошено 15 человек разных профессий: повар, учитель, водитель, дворник, рабочий, библиотекарь, охранник, продавец, врач и так далее. В результате опроса было установлено, что в таких профессиях, как учитель, воспитатель, библиотекарь, столяр, повар очень часто ощущается потребность в навыках выполнения творческих работ, но не всегда они развиты на должном уровне. Люди, которые умеют рисовать, легко справляются с дизайнерскими вопросами в быту, продолжают свою творческую деятельность - занимаются рукоделием. Но эти люди наиболее требовательны к своему окружению, поэтому много времени тратят на поиск вещей, отвечающих их внутренним запросам. Практически все взрослые оценили свои эстетические возможности не на самом высоком уровне. Среди проблем, возникающих при недостаточном творческом опыте, были указаны: неумение создавать уют в собственной квартире, постоянно приходится в таких случаях обращаться за советами к посторонним; неумение придумать оригинальные вещи для быта, приходится использовать только вещи серийного производства; чувство неуверенности в выборе вещей; полное отсутствие навыков рукоделия; элементарное неумение соотнести свои желания с графическим изображением при заказе работы у мастера.
Все учебные навыки (в том числе и по рисованию), в конечном счете, будут востребованы в жизни, просто мы перестаем это каждодневно учитывать и акцентировать внимание на то, где, в какой момент нам пригодятся те или иные знания и умения. Наша жизнь – яркое отражение всего того, что впитал в себя человек в процессе усвоения знаний. И все то, что мы не дополучаем в своем образовании, обязательно сказывается на возможностях в выборе профессии и решении бытовых проблем.
Заключение.
Занимаясь изучением влияния занятий по рисованию на развитие ребенка, была собрана большая информация по данной теме, которая включает в себя исторические сведения, научные статьи, мнения различных специалистов, собственные наблюдения, эксперименты, опросы. Изучив и проанализировав все это, мной был сделан вывод, что гипотеза, которую я выдвигала, верна. То есть действительно, если ребенок целенаправленно занимается совершенствованием умений и навыков в области изобразительного искусства, то это плодотворно отражается на его умственном развитии.
В ходе исследования было установлено:
- занятия рисованием - одно из направлений в деятельности человека, которое участвует в развитии правого полушария головного мозга;
- полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для развития творческой личности;
- возрастные особенности накладывают отпечаток на отношение учащихся к процессу рисования, но не в большей степени, чем их личностные качества;
- факт того, что рисованием занимаются только девочки, был частично опровергнут, так как установлено, что многие мальчики предпочитают не афишировать свои увлечения в данном виде творчества;
- было установлено, что большинство мальчиков считают рисование занятием для девочек, что накладывает определенный отпечаток на их выбор внеурочной деятельности; этот факт подлежит дополнительному исследованию, для того чтобы точно выяснить, что является причиной делать соответствующие выводы;
- различия в качестве выполнения рисунка не зависят от природных данных, а зависят от степени целенаправленного развития учащегося в данном направлении;
- недостаточно серьезное отношение к изобразительному искусству мешает развитию творческого воображения, снижается интерес к искусству в целом, в неполной степени задействуется природный потенциал, в результате чего нарушается гармония в развитии.
Цель моего исследования достигнута. Результаты исследования станут важной информацией для учащихся нашей школы, которая позволит привлечь внимание школьников к существующей проблеме, поможет им проанализировать свое отношение к изобразительной деятельности и сделать правильные выводы.
Мое исследование привлекло внимание всех учащихся нашей школы, они постоянно расспрашивали меня о результатах опросов и экспериментов, с интересом слушали мои рассказы о проделанной работе. То есть своей работой я уже смогла привлечь внимание учеников к «такому легкому и не совсем важному предмету в школе». А в душе каждого помогла зародиться мечте: стать совершенным человеком.
Литература.
1. http://ecorazum.com/index/page7
2. http://www.livemaster.ru/topic/64740-kak-rozhdayutsya-obrazy
3. intellektualnye-processy.html
4. http://domznaniy.ru/211-za-chto-otvechaet-levoe-i-pravoe-polusharie-golovnogo-mozga.html
5. http://www.kamia.ru/kak-razvit-pravoe-polusharie-mozga/
6. http://www.superotvet.ru/questions/
7. http://ladyspecial.ru/samorazvitie/razvitie-dushi/samopoznanie/kak-razvit-pravoe-polusharie-mozga
8. http://youryoga.org/med/right_brain.htm
9. http://testoteka.narod.ru/int/articles/01.html
10. http://lechebnik.info/499/12.htm
11. http://px-pict.com/4/6.html
12. http://ru.wikipedia.org/wiki/
13.http://www.porisuemka.ru/2011/10/polza-risovaniya-dly-rebenka.html
14.http://matveevat.ru/main/34-za-chto-otvechayut-levoe-i-pravoe-polusharie-nashego-mozga.html
15. http://your-happy-life.com/
16. http://cavespirit.com/
17. http://naturalworld.ru/
18. http://eka-mama.ru/
.19. http://www.bambini.by/
Волшебные звуки ноктюрна
3 загадки Солнечной системы
Смекалка против Змея-Горыныча
Мороз Иванович
Как я избавился от обидчивости