Представленная презентация является творческой работой ученицы при изучении темы "Текст.Стили речи" в 10 классе.В ней рассматриваются понятия о стилях речи русского языка, их стилевые
черты и особенности использования в речи+. Данная работа будет полезной и для младших классов.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_stili_rechi.ppt | 262 КБ |
Слайд 1
МОУ «СОШ» с.Большелуг Подготовила Макарова Виктория, ученица 10-го класса Преподаватель – Панюкова Э.Е. 2014-2015 уч.годСлайд 2
Стили речи Книжные Разговорный НАУЧНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
Слайд 3
Разговорный стиль Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных. Стилевые черты: - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем , какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора. Языковые средства: ограничен состав книжных слов, много просторечных слов, большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций. Цель - общение
Слайд 4
Художественный стиль Сфера употребления – язык художественной литературы. Языковые средства : 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация , инверсия, параллелизм ,риторический вопрос ,обращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно –вырази- тельных средств языка. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие.
Слайд 5
Публицистический стиль Сфера употребления – стиль радио , телевидения , газетных , журнальных статей . Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя Жанры : информация, критическая заметка, репортаж ,интервью ,статья, рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон . Основные черты : призывность, страстность, оценочный характер речи Важнейшее качество – ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем .
Слайд 6
Официально-деловой стиль Сфера употребления - используется в официальной обстановке ( сфера законодательства, делопроизводства, административно –правовой деятельности ). Цель – сообщение , информирование . Основные жанры : законы , приказы , постановления, акты, протоколы, справки, инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт, докладная…) Особенности языка: 1.Официально – деловая лексика 2.Устойчивые , стандартизированные обороты речи 3.Точность,не допускающая иного толкования .
Слайд 7
Научный стиль Сфера применения – наука и техника, учебный процесс. Цель – разъяснение достижений науки и техники, сообщение о них Стилевые черты: 1.Точность, логичность 2.Доказательность, 3.Отвлеченность 4.Некоторая сухость речи Основные жанры : выступления, доклады, лекции, диспуты, статьи и книги (на научны темы), учебники
Слайд 8
Задание: : 1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым синонимом . Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним ? У ручья ( выросла , вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней ( сел , взгромоздился ) Соловей . С восхищением он ( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая , расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели , верещания ) звучали над ручьём, и тот ( вторил , поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ).Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс , уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов
Слайд 9
Агафонова Е.Е. 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: глазёнки , гляделки . С какой целью использовал их автор ? 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами? 3.Что , по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок , гляделок? Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят. Спросили глаза : - Что вы бегаете? Чего ищете ? Забегали глазёнки, засуетились, говорят : - Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же – c ами знаете . И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза : - Что вы смотрите ? Что видите? Скосились гляделки , закричали : - Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас ! Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись. Ф. Сологуб. Задание:
Слайд 10
1) http://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2012/10/09/prezentatsiya-stili-rechi-lingvisticheskiy-eksperiment 2)Журнал «Рус. Яз. и лит. в средн. учебн. заведениях УССР» № 2. ИСТОЧНИКИ:
Стеклянный Человечек
Шелковая горка
Неньютоновская жидкость
Снегири и коты
Ветер и Солнце