Исследовательская работа
«И сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово...»
Орфоэпические нормы русского литературного языка
Актуальность проекта "Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся 5 классов через их исследовательскую деятельность во внеклассной работе по русскому языку" заключается в формировании у учащихся 5 класса личностных и метапредметных УУД таких, как положительное отношения к учению, готовность преодолевать школьные затруднения, способность организовать свою деятельность, проявление активного интереса к русскому языку; понимание своих товарищей, осознание ответственности за себя и свои действия; совершенствование и повышение своего интеллектуального и общекультурного уровня; совершенствование навыков устной речи и др.
Результаты настоящего проекта подтверждаются исследовательской деятельностью, осуществлённой учениками 5а класса: "И сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово..." Орфоэпические нормы русского литературного языка".
Проделанная работа позволила повысить мотивационную сферу учащихся, заинтересовать даже слабых учеников, а у одаренных – развить творческое начало и дать толчок к самостоятельному получению дополнительных знаний по предмету. Благодаря деятельностному подходу дети научились связно и грамотно излагать свои мысли в сжатом и структурированном виде, а также представлять информацию в виде презентаций. Учащиеся самостоятельно научились добывать знания в учебной и справочной литературе и ресурсах Интернет.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 28.98 КБ |
pasport_proekt._deyat.doc | 95 КБ |
proekt.ppt | 972 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Агалатовская средняя общеобразовательная школа"
Исследовательская работа
««И сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово...»
Орфоэпические нормы русского литературного языка
Работу выполнили
Ученики 5а класса
МОБУ «Агалатовская СОШ»
Руководитель
Серебрякова Ирина Юрьевна
учитель русского языка и литературы
2013
Содержание
Цель исследования:
изучение и анализ орфоэпических норм русского литературного языка
Задачи исследования:
Методы исследования:
анализ различных источников информации
Объект исследования: устная речь
Предмет исследования: орфоэпические нормы
Гипотеза: систематическая работа по устранению орфоэпических ошибок позволит овладеть более высоким уровнем знания русского литературного языка и повысить уровень грамотности учащихся 5-ых классов
Орфоэпия– наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Значение и происхождение термина
Орфоэпия — слово, переводимое как «правильное произношение» (греческое orthós — «правильный» и épos — «слово»).
Термин “орфоэпия” имеет два основных значения:
Орфоэпическая норма– это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка.
Орфоэпия включает в себя следующие разделы:
1. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.
2. Особенности произношения заимствованных слов.
3. Особенности произношения отдельных грамматических форм.
4. Понятие произносительных стилей. Их особенности.
Произношение гласных
В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость.
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а].
В безударном положении после твердых согласных на месте буквы «о» произносится краткий неясный звук, произношение которого в разных положениях колеблется от [ы] до [а].
После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук, средний между [е] и [и].
Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы].
Произношение согласных
Основные законы произношения согласных в русском языке – оглушение и уподобление.
Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются – это является одним из характерных признаков русской литературной речи.
Глухие согласные, стоящие перед звонкими, произносятся как соответствующие им звонкие.
В некоторых словах вместо ч произноситься [ш].
Буква г в окончаниях -ого-, -его- читается как [в]
Конечные -тся и -ться в глаголах произносятся как [ца]
Произношение заимствованных слов
Как правило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении.
Следует обратить внимание и на постановку ударения. Ударение в русском языке не является фиксированным, оно подвижно: в разных грамматических формах одного и то же слова, ударение может быть разным.
В большинстве случаев необходимо обращаться к орфоэпическим словарям русского языка, в которых даются произношения слов. Это поможет лучше усвоить произносительные нормы: необходимо перед применением на практике какого-либо слова, вызывающего затруднения, заглянуть в орфоэпический словарь и узнать, как оно произносится.
Результаты исследования: в 5а (22 ученика участвовали в опросе) правильных ответов : 129
неправильных ответов: 91
в 5б (23 ученика участвовали в опросе) правильных ответов: 127
неправильных ответов: 103
в 5г (26 учеников участвовали в опросе) правильных ответов: 171
неправильных ответов: 89
Всего: 71 ученик
Правильных ответов: 427
Неправильных ответов: 283
Исследование показало, что 60% опрошенных справились с заданием, 40% – не справились
Вывод:
систематическая работа по устранению орфоэпических ошибок среди учащихся 5-ых классов позволит овладеть более высоким уровнем знания русского языка и повысить уровень грамотности
Источники информации:
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=18658
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F0%F4%EE%FD%EF%E8%FF
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3513/%D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D1%8F
ЛИТЕРАТУРА
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М.А. Штудинера. – М.: Рольф, 2000. – 816 с. –ISBN 5-7836-0346-9
Беликов В. И. 2001 Сколько норм в русском языке? // Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс русистов-исследователей. Труды и материалы. — М.: Изд. МГУ, 2001.
Берков В. П. Несколько соображений о языковой норме // Теоретические проблемы языкознания. Сб. статей к 140-летию кафедры общего языкознания филологического ф-та СпбГУ / Гл. ред. Л. А. Вербицкая. — СПб: СпбГУ, 2004.
Бромлей С. В., Булатова Л. Н., Захарова К. Ф., Касаткина Л. Л. Русская диалектология. 2-е изд., переработанное. — М.: Просвещение, 1989.
Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. – Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 600 с.
Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык – Медиа, 2005. – 893, [5] с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. 21-е издание, переработанное и дополненное. Под редакцией члена корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой. Москва: Русский язык, 1989.
Орфографический словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1956.
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Просвещение, 1991.
Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 944 с.
Русский орфографический словарь / Отв. ред. В. В. Лопатин. — М.: Азбуковник, 1999.
Соловьев Н. В. Орфографический словарь. Комментарий. Правила: Справочник. 3-е изд., исправл. и доп. — СПб: Норинт, 2002.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь для учащихся средней школы. Издание сорок первое. Москва: Просвещение, 1990.
Паспорт проектной деятельности
Название проекта: Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся 5 классов через их исследовательскую деятельность во внеклассной работе по русскому языку
Автор проекта: Серебрякова Ирина Юрьевна.
Учебный предмет: русский язык
Тип проекта: исследовательский
Заказчик проекта: МОУ «Агалатовская СОШ»
Цель проекта: сформировать через исследовательскую деятельность учащихся 5 классов такие метапредметные УУД , как
регулятивные:
способность организовать свою деятельность: принимать, понимать учебную задачу, планировать, корректировать свои действия, адекватно оценивать свои действия и других, адаптироваться к новым ситуациям, анализировать свои возможности;
познавательные:
способность совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; уметь использовать, воспринимать, понимать информацию, анализировать, классифицировать, обрабатывать и переводить её в модели, схемы , алгоритмы и т.д.;
коммуникативные:
способность работать в коллективе, умение общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать, допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, высказывать и аргументировать своё мнение, соблюдать нормы речевого этикета, совершенствовать навыки устной речи.
Задачи проекта:
Вопросы проекта:
Необходимое оборудование:
1. Мультимедийное оснащение (проектор, интерактивная доска)
2. Компьютерное оснащение рабочего места преподавателя с выходом в интернет и специализированным программным обеспечением и обучающими программами
Список литературы:
Приложение:
презентация
Аннотация:
Актуальность проекта "Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся 5 классов через их исследовательскую деятельность во внеклассной работе по русскому языку" заключается в формировании у учащихся 5 класса личностных и метапредметных УУД таких, как положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения, способность организовать свою деятельность, проявление активного интереса к русскому языку; понимание своих товарищей, осознание ответственности за себя и свои действия; совершенствование и повышение своего интеллектуального и общекультурного уровня; совершенствование навыков устной речи и др.
Результаты настоящего проекта подтверждаются исследовательской деятельностью, осуществлённой учениками 5а класса: ""И сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово..." Орфоэпические нормы русского литературного языка".
Проделанная работа позволила повысить мотивационную сферу учащихся, заинтересовать даже слабых учеников, а у одаренных – развить творческое начало и дать толчок к самостоятельному получению дополнительных знаний по предмету. Благодаря деятельностному подходу дети научились связно и грамотно излагать свои мысли в сжатом и структурированном виде, а также представлять информацию в виде презентаций. Учащиеся самостоятельно научились добывать знания в учебной и справочной литературе и ресурсах Интернет.
Таким образом, участие школьников в исследовательской работе по предмету позволило:
Этапы работы:
Предполагаемый продукт:
Как результат выполненной работы Серебряковой И.Ю. были подготовлены
План выполнения проекта
Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся 5 классов через их исследовательскую деятельность:
""И сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово..." Орфоэпические нормы русского литературного языка."
Руководитель проекта: Серебрякова И.Ю., учитель русского языка и литературы.
МОБУ «Агалатовская СОШ» (2013г.)
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
Целеполагание. Сроки исполнения: сентябрь | Проблемы: Является ли исследовательская работа средством формирования метапредметных УУД во внеклассной работе по предмету? Поможет ли исследовательская деятельность формировать у учащихся умения правильно обрабатывать и анализировать полученные знания? Поможет ли исследовательская деятельность формировать в процессе обучения осознанный интерес учащихся к самостоятельному добыванию знаний? Являются ли исследовательская деятельность средством вовлечения одарённых детей в творческую деятельность, участию в олимпиадах разного уровня? Цели: формировать метапредметные УУД у учащихся 5 класса через исследовательскую деятельность Задачи:
| Проблема: Поможет ли исследовательская деятельность совершенствовать устную речь и не допускать орфоэпические ошибки? Гипотеза: систематическая работа по устранению орфоэпических ошибок позволит овладеть более высоким уровнем знания русского языка Цель: участвовать в исследовательской работе для совершенствования устной речи Задачи:
| Формирование регулятивных УУД: способность принимать, понимать учебную задачу, ставить цель и достигатьеё, выдвигать рабочую гипотезу, корректировать свои действия, адекватно оценивать свои действия и других Формирование личностных УУД: положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения, интерес к русскому языку; понимание своих товарищей, осознание ответственности за себя и свои действия |
Организация и планирование Сроки исполнения: сентябрь- декабрь сентябрь сентябрь– ноябрь октябрь– ноябрь ноябрь ноябрь– декабрь | Консультации. Редактирование, отбор рабочего материала, помощь в создании презентации . | Составление плана План.
баловать, звонит, конечно, красивее, намерение, свёкла, скучно, столяр, углубить, щавель
Ружина Л., Кузьмина М., Ястребова А.,Яковлева А Новик Н., Васильченко К.,Чебурин Д., Метеля Н. Шевченко Р., Дудка В, Мусаев Р., Пестерев Н. 3 рабочих группы 5. Назначение даты и времени проведения опроса: 5а - 20.09.13, 5-ый урок, 5б- 13.10.13, 2-ой урок, 5з– 16.11.13 6. Проведение письменного опроса 7. Обработка рабочего материала – октябрь– ноябрь 8. Работа с орфоэпическими словарями , справочной литературой и ресурсами Интернета 9. Систематизация, обобщение, анализ собранного материала (количество правильно – неправильно выполненных работ, их статистика) 10. Составление таблиц по собранному рабочему материалу 11. Выводы о об уровне правильного произношения пятиклассников 12. Составление презентации по теме: "И сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово...» Орфоэпические нормы русского литературного языка." Проведение опроса в 5а классе учениками 1 группы : Ружиной Л., Кузьминой М., Ястребовой А.,Яковлевой А. В 5б классе( 2 группа ) Новик Н., Васильченко К.,Чебуриным Д., Метеля Н. В 5з классе(3 группа) Шевченко Р., Дудка В, Мусаевым Р., Пестеревым Н.
| Формирование регулятивных УУД: Планировать свою деятельность, корректировать свои действия, адекватно оценивать свои действия и других, пользовать помощью различных источников информации; работать в группах, Формирование личностных УУД: готовность преодолевать любые затруднения, понимание своих товарищей, осознание ответственности за себя и свои действия Формирование познавательных УУД: собрать информацию об орфоэпических нормах, воспринимать её, анализировать, систематизировать, классифицировать, провести опрос (тестирование ) в 5-ых классах, составлять таблицы с результатами исследования, делать выводы об уровне правильного произношения пятиклассников Формирование коммуникативных УУД: уметь общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение |
Выбор средств Сроки исполнения: сентябрь-декабрь | Обсуждение возможных средств исследовательской деятельности | Обсуждение возможных средств исследовательской деятельности : задействование ресурсов Интернета, работа с учебной и справочной литературой; проведение опроса в 5а, 5б, 5з классах об орфоэпических нормах; подсчёт правильных и неправильных ответов; составление таблиц с результатами тестирования | Формирование регулятивных УУД: корректировать свои действия, адекватно оценивать свои действия и других, пользовать помощью различных источников информации; работать в группах Формирование познавательных УУД: понимать информацию, анализировать, классифицировать, переводить в разные модели Формирование коммуникативных УУД: уметь общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать , допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение |
Составление рабочего варианта проекта Сроки исполнения: сентябрь-ноябрь | Участие в обсуждении и оценке промежуточного результата, помощь, консультации. | Обсуждение и составление рабочего варианта проекта | Формирование регулятивных УУД: адекватно оценивать свои действия и других, работать в группах Формирование коммуникативных УУД: уметь общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать , допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение |
Составление окончательного варианта проекта Сроки исполнения: ноябрь | Помощь в корректировке и редактировании собранного материала, организации презентации-обобщения по теме исследовательской работы «"И сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово...» Орфоэпические нормы русского литературного языка." | Корректирование, редактирование и подготовка презентации-обобщения | Формирование регулятивных УУД: корректировать свои действия, адекватно оценивать свои действия и других, работать в группах Формирование коммуникативных УУД: уметь общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать , допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение |
Презентация Сроки исполнения: декабрь | Выполнение роли, отведенной по сценарию | Проведение презентации-обобщения. Конечный продукт проекта –обобщение по теме «"И сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово...» Орфоэпические нормы русского литературного языка." Ведущие Ружина Елизавета Кузьмина Мария Васильчено Кристина Рябуха Татьяна Ученики 5а класса МОБУ «Агалатовская СОШ» | Формирование личностных УУД: готовность преодолевать любые затруднения, понимание своих товарищей, осознание ответственности за себя и свои действия Формирование регулятивных УУД: планировать, корректировать свои действия, адекватно оценивать свои действия и других, пользовать помощью различных источников информации; работать в группах Формирование познавательных УУД: понимать информацию, воспринимать её, анализировать, систематизировать, классифицировать, переводить в разные модели Формирование коммуникативных УУД: уметь общаться, слушать, говорить, возражать, сотрудничать , допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение |
Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Серебрякова Ирина Юрьевна Учитель русского языка и литературы МОБУ «Агалатовская СОШ»Слайд 2
«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА Учитель Серебрякова Ирина Юрьевна Тема учебного проекта « Формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД) у учащихся 5-ых классов через их исследовательскую деятельность во внеклассной работе по русскому языку» Цели проекта Формировать личностные и метапредметные УУД у учащихся 5-ых классов через исследовательскую деятельность Задачи проекта совершенствовать навыки исследовательской работы учащихся; осуществлять деятельностный подход в исследовательской работе школьников; формировать навыки работы детей в группах; закрепить и усовершенствовать навыки изучения орфоэпических норм; формировать в процессе обучения осознанный интерес к самостоятельному добыванию знаний и развивать навыки самостоятельной работы; вовлекать одарённых детей в творческую деятельность ; формировать у учащихся целостное восприятие увиденного и узнанного в альтернативных источниках информации (ресурсы Интернет, энциклопедии, научная литература); формировать у детей умение правильно обрабатывать полученные знания: анализировать и представлять в сжатом виде информацию
Слайд 3
«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА Основополагающий вопрос. Является ли исследовательская работа средством формирования метапредметных УУД во внеклассной работе по предмету? Вопросы учебной программы. Что такое орфоэпическая норма? Какие орфоэпические нормы существуют? Как «работают» орфоэпические нормы ? Как часто мы ошибаемся при произношении некоторых слов? Что дают языку орфоэпические нормы ? Самостоятельные исследования в проекте. Проведение опроса (тестирование) в 5-ых классах об орфоэпических нормах с целью выявления орфоэпических ошибок, их исправления и совершенствования устной речи, повышения грамотности Пункты тематического учебного плана. Понятие о литературном языке, нормы литературного языка, произносительные нормы, культура речи
Слайд 4
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ» (5КЛАСС). Тема исследования Основополагающий вопрос Проблемный вопрос Результаты работы групп Орфоэпические нормы Для чего нужно соблюдение орфоэпических норм? Поможет ли изучение орфоэпических норм совершенствовать устную речь? Презентация
Слайд 5
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ Проект направлен на изучение темы «Орфоэпические нормы» в 5 классе во внеклассной деятельности. В ходе работы решается ряд задач: освоение орфоэпических норм литературного языка, выявление роли произносительных норм в русском языке, избежание орфоэпических ошибок в устной речи В процессе исследования участники проекта самостоятельно проводят опрос в 5-ых классах, анализируют ошибки, допущенные в ходе опроса, учатся анализировать, обобщать, систематизировать полученный результат, а также получают навыки правильного произношения слов. В ходе проектной исследовательской деятельности у учащихся формируются метапредметные УУД
Слайд 6
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД личностные положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения, проявление интереса к русскому языку; понимание своих товарищей, осознание ответственности за себя и свои действия регулятивные способность организовать свою деятельность: принимать, понимать учебную задачу, планировать, корректировать свои действия, адекватно оценивать свои действия и других, пользовать помощью различных источников информации познавательные понимать информацию, воспринимать её, анализировать, классифицировать, переводить в разные модели коммуникативные уметь общаться, слушать, говорить, возражать, соблюдать нормы речевого этикета, сотрудничать и очень важное действие: допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение
Слайд 7
ЭТАПЫ ПРОЕКТА № этапа Название этапа Вид деятельности учащихся 1 этап Ознакомительный Изучение теории 2 этап Отборочный Отбор информации по теме 3 этап Аналитический Аналитическая работа с выбранным материалом 4 этап Обобщающий Систематизация и обобщение результатов исследования 5 этап Оформительский Презентация
Слайд 8
РЕЗУЛЬТАТ ВЫПОЛНЕНИЯ Время выполнения проекта 4 месяца Программно- техническое оснащение Компьютер(ы), принтер Программное обеспечение Мультимедийные энциклопедии Материалы на печатной основе Учебники, справочники и другая учебно-методическая литература Оформление результатов Результаты опроса, таблицы, презентация.
Слайд 9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Агалатовская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа Работу выполнили: Ружина Елизавета Кузьмина Мария Васильчено Кристина Рябуха Татьяна Ученики 5а класса МОБУ «Агалатовская СОШ» Руководитель: Серебрякова Ирина Юрьевна учитель русского языка и литературы «И сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово…» Орфоэпические нормы русского литературного языка.
Слайд 10
Содержание Введение Формулировка цели и задач исследования Методы исследования Теоретические исследования Понятие об орфоэпии, орфоэпических нормах Произношение гласных, согласных, заимствованных слов Практические исследования Проведение опроса учащихся Анализ полученного материала Вывод Приложения Список используемой литературы
Слайд 11
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Проанализировать литературу по данной теме Рассмотреть понятие «орфоэпические нормы», выявить их признаки Провести опрос (тестирование) среди учащихся 5-ых классов Обработать полученный материал Представить полученный материал в виде таблиц Сделать вывод об уровне правильного произношения среди школьников 5-ых классов Создать презентацию по данной теме ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : исследовать и проанализировать уровень знания орфоэпических норм русского литературного языка учащимися 5-ых классов
Слайд 12
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ различных источников информации ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследования: устная речь Предмет исследования : орфоэпические нормы Гипотеза: систематическая работа по устранению орфоэпических ошибок позволит овладеть более высоким уровнем знания русского языка
Слайд 13
ОРФОЭПИЯ: наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением. ЗНАЧЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА Орфоэпия — слово, переводимое как «правильное произношение» (греческое orthós — «правильный» и épos — «слово»). Термин “орфоэпия” имеет два основных значения: “ совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различают произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонемный состав отдельных фонем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация)”; раздел языкознания, изучающий правила устной речи.
Слайд 14
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка. ОРФОЭПИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ: 1. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков. 2. Особенности произношения заимствованных слов. 3. Особенности произношения отдельных грамматических форм. 4. Понятие произносительных стилей. Их особенности.
Слайд 15
ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]. В безударном положении после твердых согласных на месте буквы « о » произносится краткий неясный звук, произношение которого в разных положениях колеблется от [ы] до [а]. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук, средний между [е] и [и]. Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы].
Слайд 16
ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ. Основные законы произношения согласных в русском языке – оглушение и уподобление. Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются – это является одним из характерных признаков русской литературной речи. Глухие согласные, стоящие перед звонкими, произносятся как соответствующие им звонкие. В некоторых словах вместо ч произноситься [ш]. Буква г в окончаниях -ого-, -его- читается как [в] Конечные -тся и -ться в глаголах произносятся как [ца]
Слайд 17
ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ Как правило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Следует обратить внимание и на постановку ударения. Ударение в русском языке не является фиксированным, оно подвижно: в разных грамматических формах одного и то же слова, ударение может быть разным. В большинстве случаев необходимо обращаться к орфоэпическим словарям русского языка, в которых даются произношения слов. Это поможет лучше усвоить произносительные нормы: необходимо перед применением на практике какого-либо слова, вызывающего затруднения, заглянуть в орфоэпический словарь и узнать, как оно произносится.
Слайд 18
класс звонИт красИвее баловАть сОздали щавЕль 5а 22 человека Правильно: 6 9 6 12 14 Ошиблись: 16 13 16 10 8 5б 23 человека Правильно: 10 8 6 10 10 Ошиблись: 13 15 17 13 11 5з 26 человек Правильно: 22 18 10 14 12 Ошиблись: 4 8 16 12 14
Слайд 19
класс намЕрение углубИть столЯр украИнский свЁкла 5а 25 человек Правильно: 18 21 17 15 8 Ошиблись: 4 1 5 7 14 5б 23 человека Правильно: 11 5 14 11 16 Ошиблись: 13 22 18 13 7 5г 26 человек Правильно: 19 22 20 14 20 Ошиблись: 7 4 6 12 6 Всего учеников 71 Всего правильных 427 60% Всего ошиблись 283 40%
Слайд 20
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Результаты исследования: в 5а (22 ученика участвовали в опросе) правильных ответов : 129 неправильных ответов: 91 в 5б (23 ученика участвовали в опросе) правильных ответов: 127 неправильных ответов: 103 в 5г (26 учеников участвовали в опросе) правильных ответов: 171 неправильных ответов: 89 исследование показало, что 60% опрошенных справились с заданием, 40% – не справились
Слайд 21
ходатайство кухонный квартал банты звала исчерпать избалованный корысть Мини-проверка знаний в области орфоэпии:
Слайд 22
ход а тайство к у хонный кварт а л б а нты звал а исч е рпать избал о ванный кор ы сть Мини-проверка знаний в области орфоэпии:
Слайд 23
Вывод: систематическая работа по устранению орфоэпических ошибок позволит овладеть более высоким уровнем знания русского языка: на уроках русского языка систематически проводить орфоэпические пятиминутки с целью повышения уровня грамотности учащихся
Слайд 24
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=18658 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F0%F4%EE%FD%EF%E8%FF http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3513/%D0%9E%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D1%8F http://ru.wikipedia.org Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. – Около 50 000 слов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 600 с. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык – Медиа, 2005. – 893, [5] с. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М.А. Штудинера. – М.: Рольф, 2000. – 816 с. –ISBN 5-7836-0346-9. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 944 с.
Слайд 25
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Серебрякова Ирина Юрьевна irinaus08@mail.ru 8-950-005-55-63
Сверчок
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Просто так
3 загадки Солнечной системы