Выполнена профессиональная проба в сфере " человек- человек", в которой представлено содержание профессии логопеда, социальная и практическая значимость данной профессии, раскрыта практическая часть выполнения профессиональной пробы.
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_oblast.doc | 776 КБ |
Предметная область « Технология»
Проектная деятельность
ученицы 9 класса
Наймушиной Татьяны
МКОУ СОШ № 11
п. Оус, Ивдельский район, Свердловской обл.
« Выбор профессии - дело серьёзное»
( Моя профессиональная проба)
Актуальность темы
Изменения в структуре экономики страны ведут и к изменениям в составе профессий. Одни профессии отмирают, другие появляются или преобразуются в новые. Выдвигаются определённые требования к будущим специалистам: конкурентноспособность, высокая квалификация, мобильность, ответственность, самостоятельное принятие решений.
. Важно определиться в выборе жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья.
Детские мечты о профессии поменялись, когда мы выросли. И уже серьёзно надо задуматься над вопросом « Кем быть?», о своём месте в обществе. Выбор профессии стал серьёзным делом.
Встаёт проблема планирования своего ближайшего будущего и перспектив профессионального определения, выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности. Трудно сделать выбор и остановиться на чём – либо. Мне представилась возможность выполнить профессиональную пробу, и я решила испытать себя в профессии логопеда.
Тем более, что моя мама - логопед. Я восхищаюсь и горжусь ею, потому что она выполняет прекрасную миссию – открывает людям удивительный мир звуков и поднимает их настроение.
Цель моей профессиональной пробы - соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая меня профессия, в непосредственной творческой деятельности.
Задачи:
1. Собрать и изучить информацию о данной профессии.
2. Рассмотреть особенности профессии и выяснить требования профессии к человеку.
3. Составить последовательность действий в получении практических навыков в профессии.
Моё знакомство с профессией логопеда началось ещё с малых лет, когда наблюдала за работой мамы, неосознанно впитывая атмосферу доброты, внимания, любви, маминого усердия в её работе. Повзрослев, я стала приглядываться к тому, как мама готовится к занятиям, с каким восхищением и нежностью она рассказывает о своих подопечных. Ещё больше я узнала об этой профессии, когда серьёзно отнеслась к выполнению профессиональной пробы.
Как я была рада тому, что ,наконец- то, ближе приобщусь к профессии логопеда. Занявшись поиском в сети Интернета содержанием этой профессии, я постепенно открывала для себя этот загадочный и удивительный мир деятельности.
Социальная и практическая значимость профессии в обществе.
« Правильная речь открывает человеку мир»
Н. М. Карамзин
Почему обществу необходима профессия логопеда?
« Профессия учитель- логопед
Хотите- верьте, хотите - нет,
Но очень нужная
Профессия учитель- логопед»
Говорить чисто - это острая необходимость. Человек — существо социальное и общение с другими является очень важным аспектом в жизни. Неправильная дикция- это серьёзные предпосылки для комплекса неполноценности.
Людям было бы труднее находить общий язык. Многие не смогли бы выполнять свои обязанности на работе, если бы они изъяснялись невнятно.
Логопед учит заново говорить взрослых после долгих болезней, инсультов, тяжёлых травм головы. Ведь даже актёрам и педагогам необходимо правильно произносить звуки.
Неправильно выговаривая звуки, дети не могут хорошо учиться в школе, пишут и читают с ошибками.
Логопед – первый помощник молодых родителей в выявлении и исправлении нарушения речи детей:
- Если ваш малыш картавит,
Или даже шепелявит,
То, поможет, не секрет,
Вам, конечно, логопед!
Содержание профессии логопед
Кто же логопед? Врач? Психолог? Учитель?
Логопедия- часть дефектологии, науки, расположенной на пересечении медицины, педагогики, психологии.
Логопед – высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов ( заикания, шепелявости, картавости и т. д. ), и с помощью специальных методик, приёмов помогает взрослым и детям избавиться от них.
Название профессии произошло от греческого logos ( речь) и paideia (воспитание). Становление логопедии началось только в 17 веке, когда европейские педагоги начали разрабатывать методики по обучению детей с проблемами слуха. Формирование логопедии продолжилось только в 20 веке. Именно в этот период чаще стали задумываться над тем, что дефекты речи в большинстве случаев являются результатом психологических проблем, с которыми нужно и можно бороться.
Поэтому современная логопедия изучает психологию, которая помогает им выявить первопричины возникновения дефектов речи.
Профессия логопеда сродни профессии врача. Если он помогает организму восстанавливать утраченную физическую гармонию, то логопед восстанавливает душевную гармонию.
Логопед- прекрасный учитель, если он понимает, чувствует и умеет оказать помощь людям.
Профессиональные качества логопеда
Ему необходимы такие качества личности, как:
- умение управлять собой, социальный интеллект (способность понимать поведение других людей), наблюдательность, коммуникативные и организаторские способности,
- потребность в общении, устойчивое самочувствие, , хорошо помнить и держать в уме многое, способность мысленно ставить себя на место другого.
Логопед чаще имеет дело с детьми, поэтому качествами характера нужно считать приветливость, сдержанность, настойчивость, упорство, целеустремлённость.
Логопед – это труд , помноженный на доброжелательность, сдержанность, желание добиться лучшего результата.
Учитель – логопед- это множество трудов и радостных побед.
Мои возможности в выполнении профессиональной пробы
Что я знаю | Что я умею |
О профессии логопеда я знаю уже многое. | В этой замечательной профессии я уже умею проводить несколько несложных упражнений для исправления нарушений устной речи у детей. Я проводила их со своей маленькой племянницей. |
Знаю, как надо общаться с детьми в беседах с ними. | Я многого ещё не умею, но обязательно постараюсь научиться. |
Знаю, как по сюжетной картинке определить нарушение в звукопроизношении. | |
Знаю несколько упражнений для губ и языка , которые помогли бы в правильном произношении звуков. | |
Знаю, что нужно иметь много различного раздаточного материала для работы с детьми. |
Последовательность действий в получении навыков в профессии: Логопедические задания - основная форма обучения
Большую помощь в подготовке и выполнении элементов профессиональной деятельности оказала моя мама. Она стала для меня консультантом в выполнении профессиональной пробы и моим наставником, тем более, что я очень увлеклась этой деятельностью.
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
Мною изучены некоторые особенности причин нарушения звукопроизношения детей:
Постановка звука - артикуляционная гимнастика
Характер нарушения | Упражнения |
Отсутствие звука (лодка – одка) Замена звука (шапка – сапка) Смешивание звуков (саша – шаса) Искажение звука (рама – ряма) | «Чашечка»- поднять язык в форме чашки «Лошадка»- цокать языком «Грибок» – присосать язык к небу «Часики» - двигать язык вправо, влево «Балалайка» – проговаривать звук д-д и одновременно водить пальцем по языку И другие. |
Сколько различного дидактического материала необходимо для данной работы. Конечно же я всегда оказывала посильную помощь в подготовке различного учебного материала для маминой работы, оказалось, что это довольно интересно. В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи.
Рисование различными способами: кистью, пальцем, свечёй, зубной щёткой и т.д. Лепка из пластилина и солёного теста. Вот некоторые занятия:
Упражнения для развития мелкой моторики кистей рук.
Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
·Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена).
·Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
·Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
·Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
Упражнения для преодоления заикания
Воспитать у заикающегося ребенка навыки правильной речи: | 1. Неторопливый темп речи (медленно проговаривать за логопедом слова). 2. Умение говорить громко, выразительно, уверенно, правильно использовать логические ударения, владеть голосом. 3. Дыхательный ритм (задерживать дыхание, плавно выпускать воздух) 3. Произношение ребенком слов во фразах слитно, т. е. не по отдельности каждое слово, а все вместе - меньше произносить разрозненных слов. 4. Научить выделять гласные в слове – делать ударение на гласный звук. |
Я узнала, что есть нетрадиционные методы организации и проведения логопедических занятий:
Музыкотерапия- психокоррекционное воздействие через восприятие музыки.
Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел разных растений.
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
Имаготерапия – психокоррекционное развитие через театрализацию.
Пескотерапия – игры на песке.
Игротерапия –искусство отношений, игра как средство для выражения чувств.
Музыкотерапия- психокоррекционное воздействие через восприятие музыки.
Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел разных растений.
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
Имаготерапия – психокоррекционное развитие через театрализацию.
Пескотерапия – игры на песке.
Игротерапия –искусство отношений, игра как средство для выражения чувств.
. Защита проекта.
Самооценка моей профессиональной пробы
В результате профессиональной пробы я узнала , что эта профессия сложна и в то же время очень интересна. Нужно много знать, уметь находить подход к детям и иметь большое терпение. Помогая в организации занятий, подготовила несколько видов раздаточного материала, наблюдала и училась процессу работы над звукопроизношением, занималась пальчиковой игрой с детьми, упражнениями на развитие мелкой моторики рук. Узнала, сколько детей имеют различные нарушения речи и им это мешает в учёбе и общении друг с другом. Я стала больше уважать специалистов этой профессии.
Поэтому профессия логопеда нужна обществу!
Соотнесла свои индивидуальные возможности с требованиями профессии к человеку и определила, что могу вполне в будущем освоить эту профессию. Я люблю детей, и мне нравится заниматься с ними.
Стать профессионалом своего дела, любить дело, которым будешь заниматься- вот что главное.
Продуктом моей профессиональной пробы явилось то, что мною составлены и оформлены книжки- малышки, раздаточный дидактический материал для занятий,
сделана подборка стихов, частушек о профессии логопеда, игровых занятий с детьми, выпустила бюллетень,
Заключение
Моя профессиональная проба будет моим багажом знаний для последующего применения в воспитании и развитии моих будущих детей.
Кроме того мой материал будет полезен для молодых родителей.
Я поняла, что педагогом- логопедом как и врачом надо родиться. Без терпения, творческих задатков, любви к детям ничего не получится.
11 ноября - профессиональный праздник Дня логопеда. Поздравляя свою маму с таким замечательным днём, я желаю ей неиссякаемого творчества в её нужной для всех и значимой для меня профессии педагога- логопеда!
Литература:
Галка в чужих перьях
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Сказка "Узнай-зеркала"
Солдатская шинель
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию