Негативное влияние современной музыки на формирование духовности личности подростков и пути его преодоления
НАМ ГОВОРЯТ, ЧТО МУЗЫКОЙ ОРФЕЙ ДЕРЕВЬЯ,. СКАЛЫ, РЕКИ ЧАРОВАЛ. ВСЁ, ЧТО БЕСЧУВСТВЕННО, СУРОВО, БУРНО, - ВСЕГДА, НА МИГ ХОТЬ, МУЗЫКА СМЯГЧАЕТ; ТОТ, У КОГО НЕТ МУЗЫКИ В ДУШЕ, КОГО НЕ ТРОНУТ СЛАДКИЕ СОЗВУЧЬЯ, СПОСОБЕН НА ГРАБЁЖ, ИЗМЕНУ, ХИТРОСТЬ.,
ШЕКСПИР
МЕЛОДИЯ ЕСТЬ ВОЗЗВАНИЕ ЛЮДЕЙ К БОГУ, А ГАРМОНИЯ - ОТВЕТ БОГА ЛЮДЯМ
ГЁТЕ
В нашей стране и странах СНГ изучению влияния музыки на жизнь и здоровье людей уделяется особое внимание. В Российской АН под руководством академиков Охатрина А.Ф., Казначеева В.П., доцента Гаряева П.П., Шипунова Ф.Я., Новиковой О.Ю проведена серия исследований влияния звуков (в первую очередь музыкальных) посредством микролептонных и торсионных полей на психологические и физиологические процессы, происходящие в живых организмах. Данные исследования привели учёных психологов к выводу, что гармоничные звуки возбуждают наилегчайшие частицы - микролептоны, наиболее благоприятные для человеческого (равнозначно и всех живых) организма. Они уничтожают влияние тяжелых металлов, радиоактивных элементов, вирусов гриппа, гепатита, тифа, сенной лихорадки, чумы (даже в споровом состоянии). Тогда как негармоничные звуки рок и поп музыки создают волновые и водные эквиваленты дефектных ДНК, которые крайне негативно влияют не только на психоэнергетические и физиологические процессы организма, но и изменяют природные биологические ритмы мозга, а при долговременном воздействии - разрушают биологическую структуру мозга. Особенно попадают под разрушительное действие негармоничных звуков и сверхнизких частот несформированные до конца организмы детей и подростков.
Человеческий организм - сложнейшая акустическая система, природный механизм аккумулирования внешних вибраций, воспринимающий звуковые волны любого происхождения. Причина этого и в единстве волновой природы мироздания, и в строении человеческого тела: три большие акустические зоны - купол черепной коробки, камера грудной клетки и брюшная полость - соединены гибким позвоночником. Своей формой конструкция человеческого скелета напоминает лютневый музыкальный инструмент.
Идеальное состояние организма - полная гармония, согласованность всех колебательных процессов (вибраций) внутри него с внешними ритмами.
Древнейшие учения утверждали: вибрационная природа всего сущего в мире и её изначальная гармоничность, связанная с характером первозвука, - стержень всей космической жизни. Не доверять этому нет оснований, поскольку современная физика пришла к тому же выводу,
Как утверждали древние авторы, музыкальный, то есть несущий в себе гармонические пропорции, звук родился одновременно с творением мира. И именно благодаря присущим ему гармоническим пропорциям, первозвук начал расширять пространство-время, а любое нарушение этих пропорций ведёт к свёртыванию пространства-времени. Есть галактическая музыка, создающая музыку сфер, то есть «музыку творения», и лишь вслед за ней возникает «музыка поддержания системы», которая, естественно, должна быть соизмерима с музыкой творения.
Итак, музыка ( греч,- «мушки» - узелок времени; арабск. — «лахн» -приобретший очертания) - это воплощённая система звуковыеотных связей, объединённых неким центром (звуком или созвучием). В Древнем мире была известна единая система мер, включавшая в себя меры звука, времени, длины, объёма и веса, позволявшая не только качественно и количественно сравнивать между собой столь далёкие друг от друга явления, как гаммы и стороны света, эмоции отдельного человека и структуру государственного устройства, но и приводить их в соответствие с законами Космоса. С помощью этой же системы можно было находить индивидуальную точку отсчёта в музыке - лахн, исходя из особенностей каждого конкретного человека и всего общества в целом.
Современная наука находит всё новые и новые подтверждения истинности учения о единстве мироздания. Параметры тех или иных частей живых организмов совпадают с теми или иными параметрами различных уровней мироздания. В частности, по свидетельству В.Е. Еремеева, при биениях человеческого сердца создаётся электромагнитная волна, длина которой равна средней размерности планет (1010-10И см). Это означает, что сердце резонирует с планетами.
Что касается музыки в представлении мудрецов, то она хранит в себе эти пропорции, а вот в евро-центристской музыке этих пропорций нет, они были утрачены ещё во времена И.С. Баха, когда в музыкальную практику вошел так называемый равномерно-темперированный строй. Равномерная темперация не способна вступать в резонанс с планетными системами или галактиками, зато она потенциально содержит в себе способность свёртывать пространство-время, и именно это её пагубное свойство, на мой взгляд, неизбежно должно было рано или поздно привести к соответствующим последствиям.
Равномерно-темперированный строй способен порождать такие звуковые структуры, которые вступают в противоборство с природной музыкой, то есть с теми вибрациями, благодаря которым мир, существует как таковой. Поскольку человеческий организм - дитя природы, это противоборство не может не отразиться на его состоянии.
Отказ от предполагаемого композиторами и вносимого интерпретаторами разнообразия мелодии и ритма, то есть использование назойливо повторяющихся однотипных ритмических и звуковысотных структур, характерных для рок музыки, позволяет равномерно-темперированному строю полностью проявить себя замкнутой, лишенной жизни системой. Печальный каламбур; рок музыка действительно начинает наступать на человечество с неотвратимостью рока и фатальной заданностью используемой ею звуковой системы.
Музыка всегда рассматривалась как средство гармонизации отношений человека и общества. По Платону, от того, какая, в каких ладах, в каких ритмах звучит музыка в государстве, напрямую зависят его сила и могущество. Отход от стыдливой и скромной музыки считался им самым лучшим способом разрушения нравов, а,
следовательно, и государства. Эта истина никем ещё не опровергнута, её попросту замалчивают или забывают.
Музыкальные ритмы и лады способны, по Платону, формировать души других людей сообразно самим себе. Через распущенные лады и ритмы в души людей проникает распущенное и постыдное начало. И только та музыка, которая помогает человеку осознать свой собственный мир как единство с миром, в котором он живёт, даёт возможность возвыситься до уровня общественных требований, - только такая музыка допустима в государстве. К слову, это платоновское положение было использовано в идеологической доктрине третьего рейха. На завоёванных территориях славянских народов должна была звучать только расслабляющая, деморализующая музыка. Арийский же боевой дух поддерживался энергичными маршами. Вот почему музыка-призыв Александрова «Вставай, страна огромная» с таким ужасом воспринималась идеологами фашизма. Они понимали, что сила такой музыки и строк-воззваний не может быть сломленной, пока эта музыка звучит.
Чудо природы, божественное человеческое ухо, способное воспринимать звуковые колебания громадного диапазона, можно мгновенно вывести из строя акустическим ударом - громкостью в 160 децибел. Если шум вообще - враг открытый, ясный и определённый и способы борьбы с ним совершенствуются, то сложнее обстоит дело с музыкой - второй составляющей окружающей нас музыкально-звуковой среды. Она - двуликий Янус: и улыбается, и грозит, и лечит, и калечит...
При всей сложности процесса восприятия музыки можно выделить несколько ключевых моментов, которые позволяют предположить возможный вред или пользу любого вида музыкального искусства для здоровья человека.
Платон писал: «Музыкальное воспитание более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души... Нужно избегать введения нового рода музыки, - это подвергает опасности всё государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области».11
На мой взгляд, очень правильно, что России возвращена музыка её гимна, ибо российский народ с этой музыкой чувствует себя истинно великим,
Аристотель тоже утверждал, что музыка обладает силой формировать характер и что человек при помощи музыки может приучить себя развивать правильные чувства.
Человек - высокочувствительная организация, содержащая в миниатюре вселенную. Он постоянно подвергается влиянию звуков к лучшему или худшему: они могут подавлять в нём инициативу или стимулировать агрессию. Но в своём нынешнем состоянии человек мало знает о степени, до которой его мысли, чувства и действия определены звуком. Сознательное применение этой силы, по счастью, не так легко удаётся. И, однако, хотя бы частично человек всегда может контролировать и быть контролируемым этой силой.
Как и всякая сила, музыка может служить добру и злу. Отсюда же происходит способность заклинателей змей, власть Ориона над дельфинами, смягчение Саула Давидом с помощью игры на лире, разрушение стен Иерихонских, а в XX столетии -«промывание мозгов» посредством звуковых устройств.
О том, что музыка сильно влияет на многие показатели жизнедеятельности растений, животных и человека, было известно давно. Как свидетельствует история, во времена Пифагора существовала «музыкальная медицина», и пифагорейцы пользовались мелодиями, специально «выдуманными» против ярости и гнева. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Царь Давид своей игрой на арфе избавил от депрессии царя Саула.
Мной был и проведены некоторые эксперименты по влиянию музыки на жизнедеятельность растений, что позволило установить, что под влиянием народной и классической музыки растения растут быстрее и дают гораздо больший урожай, тогда как под влиянием современной рок и поп музыки практически половина растений просто погибает.
Современные традиции изучения воздействия музыки на нервную систему животных и человека насчитывают более 100 лет. Ещё в девятнадцатом веке И.
Догель установил, что под воздействием музыки меняются частота сердечных сокращений, ритм и глубина дыхания, кровяное давление у человека и животных.
Сегодня на базе московской поликлиники №20 работает клиническая база учебного отделения музыкальной терапии и реабилитации Российской академии музыки имени Гнесиных, которой руководит Сергей Ваганович Шушарджан -президент международной академии интегративной медицины, доктор медицинских наук, профессор, оперный певец. Он считает, что антикультуру и антимузыку необходимо запрещать законодательным путём; молодёжи необходимо прививать хорошие вкусы; школам очень важно на переменах включать хорошую музыку; детей необходимо учить правильно петь, ибо это помогает наладить правильное дыхание и соразмерить внешние вибрации с ритмичными вибрациями внутренних органов человека.
Ряд работ наших и украинских учёных посвящён: влиянию музыки на человеческие клетки; торможению развития раковых клеток; уничтожению вредных микробов и бактерий; влиянию музыки на психику, память, поведение, образ мыслей человека.
В последние годы на кафедре акустики МГУ проводились исследования наиболее агрессивных образцов рок и поп музыки. Компьютер раскладывал звук на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как эта музыка влияет на организм.
Присутствующие в композиции диссонансы, немелодический шум вызывают повышение артериального давления, увеличение частоты сердечных сокращений. Для людей, страдающих гипертонией это может оказаться смертельным. У «практически здоровых» отмечается потеря реакции, нарушение координации движений, потеря работоспособности. Если же усилить звук до 100-110 децибел и слушать композицию несколько часов подряд, растёт избыточное количество соляной кислоты в желудке, неизбежным становится язвенная болезнь и гастрит.
По мнению психолога Д. Азарова, проводившего исследования и анализ музыкальных сочинений, исполнявшихся в группах, музыканты или технические сотрудники которых свели счёты с жизнью, существует некое подобие «звукового
яда», способного доводить человека до самоубийства. Д.Азаров писал: «Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства. Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив «мрачного настроения», что сам был готов полезть в петлю». э
Естественно можно и крайне необходимо выявлять «мелодии-убийцы» и аккорды, несущие в себе «звуковой яд», но, к сожалению, этим у нас никто не занимается. С моей точки зрения, секрет данного явления заключается в нашей психике и в подсознании. Дело в том, что наш мозг всю информацию, поступающую от всех анализаторов, воспринимает наоборот. Общеизвестно, например, что зрительные образы поступают к зрительным зонам для анализа в перевёрнутом виде. Наше сознание переворачивает их, делая их более привычными для восприятия. То же самое происходит и со звуками, складывающимися в слова и музыку.
М. Волосенко утверждает: «весь технический арсенал рока - это грандиозная практика игры на человеческом существе как на музыкальном инструменте. Музыка стала орудием тотальной перенастройки индивидуальных (двигательных, эмоциональных, интеллектуальных, половых) характеристик человека».3
Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - «музыкальный наркоман». Швейцарские врачи доказали, что после рок концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражение в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок музыки вызывает выделение так называемых стресс гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся в мозгу информации.
Появлением в России и странах СНГ огромного количества образцов рок музыки очень обеспокоена Православная Церковь. Её иерархи убеждены, что техника рок музыки взята из арсенала древних и современных тайных магических обществ и братств. «Ритм, частота чередования света и тьмы, нагромождение звуков - всё направлено на разрушение человеческого существа, его насильственное перелицевание, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев»,12
Сами рок музыканты не скрывают своего интереса к дьявольской проблематике, Они прекрасно осознают связь рок музыки с колдовством. Чтобы убедиться в этом, стоит внимательно посмотреть на избираемую ими символику, на названия некоторых групп и композиций, прислушаться к текстам их песен, ещё лучше -переложить эти тексты на обратную (реверсивную) речь.
Австралиец Дэвид Оутс, слушая магнитофонную плёнку в обратном направлении, пришёл к удивительному заключению: человеческая речь состоит из двух составляющих компонент. Одна явно открытая. Это та речь, к которой мы привыкли и которая вроде бы понятна каждому. Другая компонента закрытая. Большинство людей ничего не знают о ее существовании. Во всякой произнесенной фразе скрыто сообщение, о котором не подозревает говорящий. Каждые 10 - 15 секунд из бессознательного уходит небольшое послание в сознание. Оно перерабатывается в слова, которые мы воспринимаем, не догадываясь об их истинном значении. Уловить смысл обратной речи бывает трудно из-за быстроты произнесения слов и из-за того, что «обратное» сообщение часто находится в верхних частотах речи, то же, что улавливается, мы не осознаем, оно уходит в бессознательное слушателя..
Ребенок учится сначала обратной речи, овладев ею, он принимается за освоение той речи, которую мы считаем нормальной и единственной.
Через обратную речь можно найти доступ к глубочайшим слоям в бессознательное и, главное, проанализировать многие предлагаемые нашему слушанию «произведения» музыкального жанра, рекламы, выступления политических деятелей.5
Сейчас активно дискутируется волновая природа информации. В музыку же закладывается информация любого содержания. Наложение информационной волны на волну звуковую позволит беспрепятственно провести любую информацию в подсознание человека. Этот факт известен давно. Распевное чтение молитв в храмах, чтение их под пение церковного хора усиливают благотворное воздействие на молящихся. Наши предки знали способность хорошо звучащего голоса восстанавливать физические силы организма.
Взаимодействием голоса с внешним и внутренним состоянием человека занимается сейчас наука - оетеофония,1 Ненастроенный, неправильно или плохо звучащий голос нарушает гармонию звуковых вибраций в организме, Энергия акустических колебаний передаётся по звукопроводящим каналам всего организма к каждому органу, что позволяет настроить их для работы в оптимальном режиме, У детей и подростков, игнорирующих пение, задерживается развитие взаимосвязи между слуховым и голосообразующим аппаратами. Плохой голос (звук) всегда воздействует сильнее хорошего. Это доказал академик Казначеев. Больная клетка сильнее здоровой. Ведь каждая клетка - это живой резонатор, и чтобы очиститься, она вибрирует. От звуковой вибрации во время пения клетки нашего организма настраиваются - а значит, и программируются - на волну здоровья и гармонии.7 Хриплые, кричащие голоса доносят отрицательную информацию гораздо сильнее, так как включают у слушателей центры страха, тревоги, беспокойства. Постоянно задействованные, эти центры вызывают раздражение в организме, усиливая агрессивность, пессимизм, неадекватное отношение к происходящему. У такого человека появляется желание успокоить центры страха алкоголем, наркотиками, а при парадоксальной реакции на страх - вспышкой неконтролируемой агрессии. У детей и подростков, при нарушенном процессе звукообразования и звуковосприятия (либо при постоянно звучащей рядом деструктивной музыке), задерживается развитие взаимосвязи между слуховым и голосообразующим аппаратами, а навязчивый утомительный ритм, отсутствие мелодии, отсутствие смысла произносимых слов, засилье патологических голосов в эфире, постоянное использование звукоусилительной аппаратуры, увеличивающей дефекты голоса, нарушает процесс психического развития, приводит к неосознаваемому поведению, мешает социальной адаптации личности.
Исследования болгарских учёных свидетельствуют: если национальная музыка звучит меньше 65% общего эфирного (музыкального) времени, происходит размывание национального менталитета. Всего неделя прослушивания радио- и телепередач со всей очевидностью доказывает, что 90% музыки, звучащей в эфире, не имеет никакого отношения не только к российской, но и к славянской
национальной культуре - эта музыка не имеет вообще никакой национальности. За этим следует страшный урок истории: нация, переставшая осознавать свою национальную самобытность, обречена!
Мои сверстники в подавляющем большинстве имеют смутное представление о национальной музыке. И если мы не хотим окончательного разрушения нашей государственности и потери национального самосознания, необходимо, вспомнив Платона, изгнать из звуковой среды России «музыкальное искусство», целенаправленно разлагающее наши души, уводящее наше поколение в первобытное прошлое и разрушающее психику.
Начиная психокоррекционную программу по выведению подростков из измененного состояния сознания, до которого они были доведены влиянием современной музыки, я обратилась к словам Гиппократа: «Подобное лечится подобным». Именно поэтому психологическую реабилитацию я начала с музыкотерапии.
Вступительная часть данной работы, проведённая школьным психологом, состояла из обследования уровня агрессии, тревожности и эмоциональных состояний при помощи существующих методик , (Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»; А.Ассингер «Тест оценки агрессивности в отношениях»; Ч.Д.Спилбергер «Шкалы тревоги и тревожности»: САН;).2
Для коррекционной работы были использованы разные существующие методики музыкотерапии:
Методика «Эффект Моцарта» Альфреда Томаса."' Диагностические процедуры этой методики выявили наиболее существенные факторы исцеляющего действия звука на подростков. Коррекционные процедуры основывались на проведении музыкальных тренингов с использованием произведений Моцарта (Симфония №40, Маленькая ночная музыка, Симфония «Юпитер», отрывки из опер и др.). Эти процедуры показали, что музыка Моцарта имеет тенденцию угнетать агрессию, ненависть, жестокость (даже на уровне подсознания); освобождать от них человека; возбуждать светлые чувства и желание жить. Однако эти результаты достигались только при постоянной коррекции. Когда подростки снова погружались впрослушивание современной музыки уровни агрессии и тревожности резко повышались.
Музыкально - медитащюнные упражнения В.И.Петрушина и философские музыкальные аутотренинга В.И.Петрушина. Использование данных методик дали те же результаты, что и использование методики «Эффект Моцарта»,
Обратившись к программе музыки для средних школ Д. Б. Кабалевского, появилась идея создания новой психокоррекционной программы «Можем ли мы услышать живопись и увидеть музыку?».
На первом этапе демонстрировались картины Левитана, Шишкина, Айвазовского, Куинджи, Шевченко. Анализ увиденного предполагал соответствие этих картин с музыкальными произведениями и письменного или устного рассказа на тему «Я слышу картину». Следует обратить внимание, что никто не услышал в картинах современной рок и поп музыки и услышанная музыка на 60-70% совпадала у всей группы.
На втором этапе прослушивались отрывки из произведений П.И.Чайковского (Симфония №6, «Времена года», вальсы, «Лебединое озеро», «Щелкунчик»). Анализ музыки предполагал её идентификацию с цветовой гаммой, картинами природы и жизни и сочинений на тему «Я вижу музыку».
На третьем этапе для прослушивания использовались произведения современной рок и поп музыки с реверсивным разложением музыкальных произведений и слов. Привожу реверсивное разложение текста песни «Пол часа» группы «Тагу»:
Зареветь, убежать или дверь на замок. Камаз он ревел \ или та же будет
вера
И лежать, и молчать, изучать потолок Кол туп \ точу\ источая ломать
тяжело
И мечтать, не как все - целовать небеса. А\е\ себе\ дьявол\есть\как не точим
Потолок, карусель, пол часа, пол часа... А\о\сечъ лоп\б\, осечь лоб \лесу рок колотоп\
в лесу рок колотит гроб.
Анализ данного этапа предполагал: рисование услышанной музыки; составление выступления - интервью «Музыка - как зуммер».
На четвёртом этапе для прослушивания использовалась народная, песенная и классическая музыка. Анализ заключается: в рисовании музыкальных образов; в проведении каждым подростком эксперимента по влиянию народной, классической и современной музыки на рост и развитие растений; в составлении описания «Великая сила музыки».
На пятом, заключительном этапе проводится сравнительный анализ рисунков и сочинений о современной, классической, народной и песенной музыке. Каждый участник, выступая на ток-шоу, должен убедить своих друзей и всех присутствующих в том, что современная низкопробная музыка, которая использует низкие частоты и тексты песен, несущие в подсознание тревогу, агрессию, жестокость, негативно влияют на человека; и одновременно раскрыть величие и оздоровительную силу классической, песенной и народной музыки.
Из проведённой работы стало ясно, что назрела необходимость социальной регуляции и целенаправленных действий всего общества по становлению ценностных ориентиров, которые не будут отбрасывать вековые славянские традиции, а примут традиционные ценности, сложившиеся тысячелетиями. Эти ценности должны исключать злостное одурманивание молодёжи, насаждение насилия, экстремизма, обесценивание смысла жизни, которое насаждается чуждой нашему народу и нашим традициям музыкой, культурой, религией, СМИ.
Выводы, к которым я пришла, изучая разработку данной проблемы отечественной наукой и проводя исследования, позволяют утверждать, что главным в предупреждении негативного влияния современной низкопробной музыки и достижении эффекта психофизиологического оздоровления с помощью классической и народной музыки есть сами мои сверстники, открывающиеся для решения проблемы и решающие эту проблему в процессе самоутверждения и
самоубеждения при умелом ненавязчивом руководстве людей, разобравшихся в сути проблемы.
«Только психологически здоровые, цельные и социально устойчивые личности могут построить целостное, здоровое демократическое общество, укрепить устои государства, не отбрасывая традиционные ценности нашего народа, а принимая вековые традиции нации, отечественную культуру великого народа, сумевшего стать щитом между культурой и варварством, фанатизмом и неверием, злом и справедливостью».и
Вложение | Размер |
---|---|
Князь Владимир и христианство на Руси. Федянина Ирина. | 19.67 КБ |
Как я понимаю высказывания Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Культура – это то, что в значительной степени оправдывает перед Богом существование народа и нации» и «Если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год».
Изучая основы православной культуры, готовясь к олимпиаде, я, в первую очередь познакомилась с работой « Крещение Руси и государство Русь» Дмитрия Сергеевича Лихачева, одного из крупнейших современных исследователей истории, культуры, литературы Древней Руси и сделала для себя новые открытия.
Христос вызвал на бой всё зло, которое было есть и будет в истории человечества, он взял «на себя грехи мира». Он принёс нам учение о Любви, Добре, земной и небесной Благодати. И сколько будут жить люди на Земле, столько они будут постигать это Учение и объединяться под его крылом.
Мы знаем, что начало проникновения христианства в земли восточных славян связано с именем святого Андрея Первозванного, который, добравшись до Киевских гор воздвиг на них крест. И «холода Скифии запылали жаром новой веры». Поход Аскольда и Дира на Константинополь пополнил список новообращённых руссов в христианство.
Следующим этапом на пути христианизации Руси стало крещение Великой княгини Ольги Это событие подготовило почву для обращения народа. Уже сама история обрекла язычество на гибель.
Пришло время объединения славян, в котором они уже так нуждались, время создания Великой Империи-Руси, и истинным создателем её по праву считают князя Владимира. Именно он понял, что христианство –«вселенская», всечеловеческая и очень развитая религия , к которой зовут интересы страны, и, стремясь к объединению Руси под своей властью, провёл реформу языческого культа. Крещение Руси означало подлинный революционный переворот в истории.
Христианская религия приобщила Русь к мировой культуре, вывела Великую нацию на мировую арену, подняла её культуру на новую ступень развития. На Руси появился высокоорганизованный литературный язык, при помощи которого отражались в текстах все события . Письменность «делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы»
А.С.Пушкин так сказал о христианстве: «История новейшая есть история христианства». Эта мысль великого поэта подтверждается тем , что живопись, музыка, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находились «в орбите христианской мысли».
Это было начало русского просвещения. Князь Владимир приказал создавать училища, в которых обучались азбуке и премудрости Божьей.
Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.
Принятие Русью христианства начало изменять и общественную жизнь. В обществе изменилось отношение к личности человека, душа которого, согласно христианскому учению, стоит в центре земных забот. Появилось новое отношение к семье. Уходили в прошлое грубые языческие нравы. Внедрялось более уважительное отношение к женщине, жене, детям . Новая религия стала в основе молодого развивающегося государства.
Принятие христианства повышало международный престиж Руси, делало ее полноправным членом сообщества христианских государств. Открывались возможности для политических, экономических и культурных контактов с другими странами на качественно новом уровне.
Крещение Руси привело к бурному развитию культуры, письменности, духовной жизни. На Русь пришло богословие- христианская философия, на славянский язык переводились священные книги, появилась иконопись, церковная музыка. Грамотность, библиотеки, школы, переводческая деятельность - всё это тоже стало следствием принятия новой веры.
Христианство с его идеей, что всё идёт от Бога - и богатство, и бедность, и счастье, и не счастье,- давало людям ощущение некоторого примирения с действительностью, смягчало социальные противоречия. С деятельностью христианской Церкви связано зарождение таких гуманистических начал в русском обществе, как миротворчество, милосердие, благотворительная деятельность.
Как сказал И.А. Ильин, исключительное значение имело в истории культуры христианство. Оно внесло в культуру человечества некий новый, благодатный дух, тот дух, который должен был оживить и оживил самую субстанцию культуры, её подлинное естество, её живую душу. И. А. Ильин.
Федянина Ирина. Ученица 10 класса.
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Флейта и Ветер
Три коробки с орехами
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Мороз Иванович