С момента принятия Русью христианства, православная церковь оказывала большое влияние на развитие культуры, образования. Играла большую роль в суровые годы испытаний, сплачивая народы. В послеоктябрьский период с1917 года история лишь всколзь касалась значения православия в патриотическом и нравственном воспитании. Наше время позволяет откровенно заговорить о влиянии православия на судьбы нашего народа. Проблема нравственности и патриотизма особенно актуальна в юбилейный год 70 летия Победы в Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskaya_deyatelnost_russkoy_pravoslavnoy_tserkvi_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx | 57.97 КБ |
tserkov.ppt | 1.21 МБ |
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Патриотическая деятельность русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны
Работу выполнила:
ученица 10 класса
МАОУ СОШ № 27
Рыжова Валентина
Руководитель:
учитель истории
Варфоломеева Татьяна
Федоровна
Балаково
2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава I Православная церковь накануне войны…………………………………...5
Глава II Православная церковь в годы Великой Отечественной войны…………7
2.1.Церковь и власть в годы войны
2.2. Помощь Православной церкви фронту
2.3. Сбор средств в Фонд обороны и на строительство боевой техники
ГлаваIII. Вклад Православного духовенства Саратовского края……………….12
Заключение…………………………………………………………………………14
Список источников и литературы………………………………………………... 15
«Войны выигрывают не генералы,
войны выигрывают школьные учителя
и приходские священники».
О.Ф.Бисмарк
Введение
История Отечества продолжает хранить немало « белых пятен», о которых долгое время непринято было упоминать. К числу таких относятся и многие факты по истории Великой Отечественной войны и не только о героизме русских воинов, но и о благотворительной патриотической миссии русской православной церкви. А между тем милосердие , благотворительность своими корнями уходит в глубокую древность. В «Поучении детям» Владимира Мономаха говорится: « Все более убогих не забывайте, но… по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу не забывайте[1]».
Проблема ценностей , прежде всего православно- нравственных является своеобразием русской культуры . Представители русской философской мысли XIXвека – славянофилы И.С. Кириевский, А.С. Хомяков отмечали, что благотворительность – норма жизни для русского человека. Философ В. Розанов также обращал на это внимание: « Если бы чудодейственно актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие, древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость[2]…»
Литература , изучающая благотворительность Русской православной церкви издавалась, о больше внимания уделялось участию государства в благотворительной миссии. Это вероятно было связано с событиями революции 1917 года, да и в советские годы, когда религию считали «опиумом для народа» понятия благотворительность вышла из употребления. И скорее воспринималась как пережиток прошлого. Ситуация изменилась в 80 -90 годы XX века
В наше время тема милосердия благотворительности не менее актуальна. Как известно первоначально благотворительность складывалась на заложенных в христианстве ценностях. Наше современное общество испытывает потребность в преодолении негативных моральных установок , которые разрушают нравственное здоровье молодого поколения. Без нравственности невозможно развивать устойчивое общество. Президент РФ. В.В. Путин также отметил: « Именно идеалы и ценности, общие для всех, всегда определяли жизнь России, задавали нравственные рамки и устанавливали традиции нашей страны[3]».
В 2001 года российским правительством была принята государственная программа по патриотическому воспитанию граждан РФ. Она предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, общественных и религиозных организаций. В последнее время возрос интерес к роли православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Это позволяет изучить белые пятна в истории страны. Создается возможность объективно оценить роль православной церкви в годы Великой Отечественной войны, как одного из источников победы в Великой Отечественной войне
В Конституция Российской Федерации , статья 28 гарантирует свободу совести и вероисповедания каждому человеку. Право каждого свободного человека, а мы живем в демократическом государстве , верить или не верить. Но мы не можем отказаться от того, что нравственные ценности , заложенные в религии воздействуют на человека. Поэтому социологи утверждают, что духовно – нравственный опыт православия – один из приемов воспитания. Именно православие зарождало в человеке любовь к родной земле, формировала на примерах из истории чувство долга, не призывало к войне для обогащения. Не осталась в стороне и в суровые годы Великой Отечественной войны. Православная церковь на протяжении всей истории была едина со своим народом. Христианство всегда несло заряд большой нравственной силы, что особенно было важно в условиях войны.
В первые, годы войны она не только благословляла на подвиги всех православных, но многие священнослужители принимали непосредственное участие в боевых действиях, участвовали в сборе средств на строительство боевой техники.
9 мая исполнится 70 лет Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В этот день мы вспоминаем и чествуем участников войны, тружеников тыла. Победа досталась дорогой ценой. По официальным сводкам наша страна потеряла 27 миллионов человек. Если по каждому павшему объявить минуту молчания, то это займет 32 года.
Цель работы изучение благотворительности и патриотизма на примере русского православного духовенства в годы Великой Отечественной войны.
Задачи
При работе над темой сведения были получены из материалов периодической печати, интернет ресурсов. Материал о Саратовской епархии в годы Великой Отечественной войны очень мало. Исследованием этой темы занимается на протяжении многих лет заместитель директора музея Боевой славы Ольга Гришанина. Материал ее исследования использовался при работе над темой.
К сожалению, отсутствует материал по данной теме в Балаковском архиве. Материал темы представляет большой интерес и может быть использован на уроках истории.
Глава I Православная церковь накануне войны.
Положение Православной Церкви в нашей стране 70 лет назад было совсем не таким, как сейчас. Накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Задача по полной ликвидации Церкви в Советском Союзе была близка к завершению. Церковный писатель Анатолий Краснов – Литвин вспоминал, что если в 1935 году в Ленинградской области было около 1,5 тыс. священников, то в 1937г.- лишь 32 человека. К 1939 году на свободе оставалось всего 400 священников и 5 епископов и митрополитов. Аресты священников проходили «по плану», а рядовых верующих арестовывали при любом проявлении религиозной активности[4].
К 1941 г. от ее былого величия остались лишь жалкие остатки.На территории бывшей РСФСР в 25 областях не осталось ни одного действующего храма, а в 20 областях их осталось от 1 до 5. Всего на территории СССР на начало 1941 г. было чуть больше 100 действующих храмов. Из почти полутора сот епископов в 1917 году к началу 1939 года действующих осталось лишь 4. Только в 1936 и 1937 годах было арестовано более 70 епископов, многие из которых были или сразу расстреляны, или потом погибли в лагерях и тюрьмах, или же отправлены в ссылку. Было уничтожено более 50000 священнослужителей. С полным правом можно сказать, что РПЦ к началу войны лежала в руинах. Партии и государству удалось террором, репрессиями и запретами разгромить Церковь, но им не удалось окончательно убить православную веру в народе. Всесоюзная перепись населения, проведённая в январе 1937 года, показала, что две трети сельского и одна треть городского населения СССР считают себя верующими.[5]
Главной задачей партии и советского правительства было создание безрелигиозного общества. Религиозные организации представлялись как противники социализма, а духовенство как контрреволюционная сила. Однако надвигавшаяся Вторая мировая война поставила перед руководством страны новые задачи.. Перед нападением на нашу страну фашистская Германия планировала разобщить наш народ, используя в своих интересах церковь с целью найти «нужных» людей, привлечь их на свою сторону. Усилия были направлены на русскую православную церковь. Сам Гитлер занимался церковными вопросами ,т.к считал их важными в деле управления покоренными народами. Цель заключалась в том, чтобы разобщить единые народы, вовлекать покоренные народы в различные секты. «Нашим интересам, – говорил он, - соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».[6]Необходимо было укреплять единство нации. Русский народ в большинстве своем был верен патриотическим традициям Русского православия. Сильна была память о русских богатырях победителей врага во время монгольского нашествия, о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, благословленных на победы православным духовенством. Поэтому, несмотря на погромы и репрессии православная церковь готова была встать в ряды защитников Отечества, благословляла народ на победу над коварным врагом.
Глава II. Православная церковь в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. С первых дней Великой Отечественной войны стало ясно, что политика, проводимая советским руководством в отношении церкви несостоятельная. В стране оставалось, несмотря на преследования, масса верующих, которые готовы были встать в ряды защитников Родины.
В первый же день войны Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Старогодский) обратился ко всем верующим:
«С Божией помощью русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти и по вере[7]…»
Немецкие власти опасались патриотического настроения патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. Всячески запрещали распространять какие – либо документы митрополита. Более того, группенфюрер СС Гейдрих издал приказ об аресте Сергия в случае захвата Москвы. Немецкие власти стремились не допустить объединения православных приходов под руководством митрополита Сергия. Делалась ставка на тех иерархов в республиках, которые стремились к автокефалии. Жизнь показала, что фашистское руководство жестоко просчиталось. Русский народ, напротив, консолидировался, и мы не можем отрицать, что таким связующим звеном была и православная вера.
И хотя отношения между государством и Русской православной церковью в этот период времени были очень сложными, Сталин понимал, насколько народу нужна была духовная поддержка. И на первую встречу с митрополитом Московским и Коломенским Сергием он согласился еще в июне 1941 года.
«Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои». Это знаменитое обращение И.В. Сталина 3 июля 1941 года. Так обращались к прихожанам православные священники. В это время многое переоценивается. Осенью 1941 г. прекратили выходить все антирелигиозные издания. Перестал подавать признаки жизни «Союз воинствующих безбожников» с его тремя миллионами активистов[8]. Возобновилась церковная издательская деятельность, вновь стал издаваться «Журнал Московской патриархии», на страницах которого освещалась патриотическая деятельность духовенства, был отведен особняк для Патриархии в центре Москвы. Духовенство стали награждать мирскими наградами – медалями «За оборону Москвы», « За оборону Сталинграда». Московская Патриархия напрямую через радио и печать могла обращаться к народу для поддержания боевого и морального духа. Особенно такая деятельность важна была на оккупированной врагом территории. Немцы устроили настоящую охоту на православных священников.
Изменение отношения советской власти к церкви в годы войны говорят и слова И.В. Сталина в год 26-годовщины Октябрьской революции: «Все народы Советского Союза единодушно поднялись на защиту своей Родины, справедливо считая нынешнюю Отечественную войну общим делом всех трудящихся без различия национальностей и вероисповедания[9]».
В 30 годы масса священнослужителей была репрессирована, многие томились в лагерях, но эти люди не озлобились, не затаили зла на наше государство. В 1942- 1943 гг. они были освобождены. Выйдя на свободу, они все силы отдали на служение Родине. Знаменитое воззвание митрополита Сергия, произнесенное им в Богоявленском соборе Москвы 26 июня 1941 года: « На морских кораблях иногда подается зычная команда: «Всех наверх!» Это значит, кораблю угрожает морская стихия, управление кораблем требует совместной работы всех, кто находится на нем. И вот по этой команде все выбегают на верхнюю палубу, каждый к своему месту. И там спешат делать, что от каждого требуется, пока не пройдет жгучий момент и корабль будет по- прежнему спокойно и уверенно продолжать свое плавание. Нечто подобное, только в неизмеримо большей степени , переживаем и мы сейчас. Мрачная и дикая стихия угрожает стране. Родина наша в опасности, и она созывает нас : все в ряды, все на защиту родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужеземного порабощения. Господь нам дарует победу».[10] Это послужило основой для объединения православных христиан
2.2. Помощь Православной церкви фронту
Патриотическая деятельность православной церкви проявлялась в различных направлениях. Сотни священников репрессированных в 30 – годы, вернувшись на свободу, были призваны в ряды действующей армии. В Красной армии не было полковых священников, но были те священнослужители, которые надели гимнастерку и взяли в руки оружие. Многие , оказавшись на оккупированной территории, продолжали службу, поднимая дух народа.
В октябре 1941 года, когда враги подошли к Москве, многие священнослужители руководили постами противовоздушной обороны, участвовали в тушении пожаров, строили оборонительные сооружения, ухаживали за ранеными.
Священнослужители активно участвовали в партизанском движении, вели борьбу на оккупированной территории. Медалью «Партизану Отечественной войны» была отмечена деятельность священника из села Бродовичи – Заполье на Псковщине Федора Пузанова. Пользуясь свободой передвижения, он снабжал партизан продовольствием, сообщал данные о передвижении немцев.
Многие пали на полях сражений.
Отец Василий Копычко, настоятель Успенской церкви Ивановского района на Пинщине знакомил прихожан со сводками Информбюро, посетив лагерь партизан, стал партизанским связным. Немцы раскрыли его связь с партизанами, сожгли дом священника и церковь. За свою патриотическую деятельность отец Василий был награжден медалями « Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», « За доблестный труд в Великой Отечественной войны»
Английский журналист А.Верт во время посещения освобожденного Орла написал о патриотической деятельности православных церковных общин во время фашистской оккупации: «Эти общины создавали кружки взаимной помощи, чтобы помогать самым бедным и оказывать поддержку военнопленным… Православные храмы превратились, чего не ожидали немцы, в активные центры русского национального самосознания.
Многие священнослужители становились непосредственными участниками боевых событий. Особую страницу в историю Великой Отечественной войны вписал Валентин Феликсович Войно- Ясенецкий (Святитель Лука, причисленный в 2000 году к лику святых). Получив медицинское образование, он стал одним из выдающихся хирургов. Участник Русско-японской войны. После смерти жены принял монашеский сан, но по сфабрикованному обвинению оказался в ссылке. Один из талантливейших хирургов своего времени, доктор медицинских наук, профессор хирургии. С началом войны Валентин Феликсович предложил свой опыт для лечения воинов Советской Армии. И несмотря на возраст проводил по 5 – 6 операций в день, простаивая за операционным столом по 9-10 часов. В 1945 году Лука был удостоен медали « За доблестный труд в Великой Отечественной войне.
Будущий патриарх Пимен, начал свой боевой путь заместителем командира роты и дослужился до звания майора. Архимандрит Алипий ( Воронов), наместник Псковско - Печерского монастыря , участвовал в обороне Москвы.
С третьего курса МАИ ушла на фронт Наталья Владимировна Малышева ( монахиня Адриана). Молодая девушка была направлена в разведку, принимала участие в обороне Москвы, участвовала в боях на Курской дуге, под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ ,работала в конструкторском бюро С.П. Королева. Принимала активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве, в 2000 году приняла монашеский постриг.
Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина), сегодня цветовод-озеленитель Раифского монастыря прошла боевой путь от Москвы до Берлина, участница боев за Кенигсберг.
2.3. Сбор средств в Фонд обороны и на строительство боевой техники.
Не оставались равнодушными к судьбе соотечественников и священнослужители блокадного Ленинграда. По предложению митрополита Алексия(Симанского) уже 23 июня приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону. К концу 1941 года было собрано 2 миллиона 144 тысячи рублей. Всего верующие ленинградцы за 1942 год собрали 1485 тысяч рублей, а за 1943- 5051 тысяч рублей[11].
Балерина Кировского театра И.В. Дубровицкая писала о своем отце, протоиерее Никольского собора Владимире Дубровицком: « Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел в храм. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться, боюсь упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: « Не имею права слабеть доченька. Надо идти , дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить». За всю блокаду , обстрел, бомбежка ли, ни одной службы не пропустил»[12].
Патриотическое движение верующих не прекратилась и после снятия блокады Ленинграда. После первых три месяца после снятия блокады ленинградцы поддержали митрополита Алексия , было собрано 1млн.191 тысяча рублей.25 октября 1944 года было опубликовано послание всецерковного собора в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии. За июль1941 – июнь 1945 года патриотические взносы духовенства и населения Ленинградской епархии составила 17423,1 тыс. рублей из них16274,5 тыс.рублей собрали жители самого Ленинграда. Это был настоящий патриотизм, несмотря на голод и нищету в блокадном городе продолжался сбор средств в фонд обороны.
Русская церковь с помощью верующих с 1941 по 1943 год в фонд обороны внесла 200 миллионов рублей, а к концу войны сумма увеличилась до 300 миллионов рублей.[13]
Верующие охотно несли не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и др. вещи, обувь и пр. Было заготовлено и сдано немало валяной и кожаной обуви, шинелей, белья. Был организован особый сбор на подарки для бойцов в день годовщины Красной Армии, давший свыше 30000 рублей».
Еще одним направлением в деятельности православной церкви было участие в сборе средств на строительство боевой техники в подарок фронту.
В конце 1942 года помощь Родине получила особый размах и приняла наиболее понятную и близкую форму в виде приобретения боевых средств на собственные сбережения. Это всенародное движение зародилось в стране еще в начале войны, но наибольший размах получило в разгар Сталинградской битвы.
В декабре 1942 года местоблюститель митрополит Сергий в обращении к верующим и духовенству с призывом собрать средства на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Было собрано 8 миллионов рублей, на них построено 40 танков, которые митрополит Николай (Ярушевич) 7 марта 1944 года передал Красной Армии[14]. Свои средства верующие передали также на создание двух эскадрилий – имени Александра Невского и « За Родину».
На заключительном этапе войны особое значение придавалось сбору средств в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. В мае 1944 года митрополит Алексий (Симанский) и его сестра А. Погожева передали свою дачу под детский дом. По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 года было собрано 300 млн. руб. , не считая драгоценностей и продуктов[15]. Возможно, средств было собрано больше, но в то время не велся четкий учет собранных средств.
Глава III Вклад Православного духовенства Саратовского края
К началу сороковых годов в Саратовской области воцарилось безмолвие.
Саратовской епархии фактически не существовало. Только в 1942 году с назначением на Саратовскую кафедру епископа Григория (Чуйкова) и настоятеля Свято- Троицкого собора иеромонаха Бориса (Вика) в Саратове возобновилась церковная деятельность. Это произошло задолго до постановления правительства « О порядке открытия церквей» Б. Фронт приближался к Сталинграду, а Саратов был первым прифронтовым городом, который неоднократно подвергался бомбежкам. В Саратов прибыл большой поток раненых. И тогда верующие написали заявление в Саратовский исполком с просьбой об открытии храма. Вслед за этим были открыты церкви в Вольске, Петровске, Ртищеве, Пугачеве. До конца войны эти храмы стали центрами сбора пожертвований на нужды фронта и восстановление народного хозяйства. Благотворительные сборы проводились на строительство танковой колонны Дмитрия Донского и на авиаэскадрилью Александра Невского.
С 1943 по 1946 год Саратовская епархия собрала10731776 рублей. Саратовцы и жители области сдавали в фонд обороны не только деньги, но и изделия из драгоценных металлов, вещи, продукты, собирали и отправляли на фронт подарки бойцам. Свой вклад вносили и сами священнослужители. Саратовские священники : настоятель Свято- Троицкого собора Саратова Дмитрий Иванович Жог, священник Михаил Федорович Лобачев, Георгий Иванович Осипов, священник из Петровска Николай Иванович Цветков несли100 тысяч рублей на строительство эскадрильи Александра Невского. Помощь оказывалась и нуждающимся. В Саратов и область в самом начале войны прибыло большое число эвакуированных., особенно в разгар Сталинградской битвы. Так церковный совет пугачевской церкви сдал в сберегательную кассу на счет пугачевского детского дома облигации госзайма на сумму 200 тыс. рублей и внес 14 тыс. рублей на его ремонт, пожертвовал 3 тыс. рублей пугачевской школе. Церковь города Вольска перечислила 20 тыс. рублей горсовету и городскому собесу, а областному собесу 420 тыс. рублей. Храмы оказывали помощь инвалидам, фронтовикам, детям сиротам. Благотворительность духовенства Саратовской области была высоко оценена советским руководством. От Верховного главнокомандующего приходили благодарственные телеграммы со словами: « Прошу передать верующим и духовенству Саратовской епархии, собравшим 570 тыс. рублей в фонд помощи инвалидам Отечественной войны и семьям воинов Красной армии, погибших во время войны, мой привет и благодарность Советской Армии»[16].
В первый послевоенный од патриотические сборы продолжались, но в основном это была помощь семьям и детям погибших фронтовиков. Церковный совет пугачевской церкви на счет пугачевского детского дома сдал облигации госзайма на сумму 200000 руб. и 14 тысяч на его ремонт, пугачевской школе пожертвовал 5 тыс. туб. И 3тыс. руб. было роздано бедным. Храм города Вольска перечислил городскому совету 20тыс. руб., епархиальное управление облсобесу 420. тыс.руб[17].
В 1946 году за патриотическую деятельность священнослужители Саратовской области были награждены медалью « За доблестный труд В Великой Отечественной войне. В их числе управляющий епархией Паисий (Образцов),протоиерей Дмитрий Иванович Жог, протоиерей Иоанн Николаевич Варин, протоиерей Владимир Михайлович Спиридонов, протоиерей Алексей Васильевич Шереметев, священник Михаил Федорович Лобачев, священник Георгий Иванович Осипов, священник Николай Иванович Цветков.
Заключение
Уходят от нас ветераны, всё меньше остаётся очевидцев тех событий, но не должна уходить память об их героизме, о тех страшных событиях, которые должны насторожить нас. Только уважение, любовь к Родине, память о тех, кто спас её во имя нашего настоящего и будущего заставляет задуматься и не допустить подобного. И помнить, что сила в единстве народа, в каком бы уголке нашей России мы не жили. Взаимоотношения Русской Православной церкви и народа нашей страны имеют глубокие корни. На протяжении все истории Православная Церковь проявляла заботу о духовно – нравственном здоровье народа, в любые суровые годины благословляла защитников Родины на ратный подвиг. Так было во времена Александра Невского, Дмитрия Донского, в Смутное время, во время войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Склоняя головы перед великим подвигом нашего народа, необходимо помнить, что в те суровые годы вместе с народом была его вера, которую преумножать ему помогала, вносила благородный вклад в Победу Православная Церковь, более тысячу лет сплачивавшая на защиту Руси все народы, поднимала на бой воинов разных национальностей. Возвращаясь к вышесказанному, что дело каждого быть верующим или нет. Мы не должны забывать о вечных человеческих ценностях – о патриотизме, национальном самосознании. Жизнь показала, что Великая Отечественная война, борьба за веру и правду. Невозможно оценить подвиг русского православного народа в денежном выражении. Пред нами открывается путь к возрождению присущих нашему народу идеалов и ценностей. Как никогда верно звучат слова Патриарха Кирилла, обращенные к молодежи Витебска в 2009 году: «Ад на земле – это в том числе и ужасы войны,- все начинается не в окопах, не в кабинах самолетов, не в штабах, - все начинается в человеческих сердцах»[18]. Поэтому главным в жизни людей должно стать нравственное воспитание.
Источники и литература:
1. Аруева Л. Н. Возрождение культуры и духовности, формирование правового сознания - важнейшее направление государственной политики России. СПб., 2008.
2. Гусев Г. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война // Наш современник. 2000. №5.
3. Русская православная церковь .XXвек/ Беглов А.Л., Васильева Ю.В. и др. М.2008
4. Солоухин В.А.При свете дня.-М.1992
5. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской церкви. 1917-1997. М.,1997
6. Энциклопедия для детей, том 5, часть 3. М. 1996: «Аванта +»
7. Якунин В. Н. Дело стояния за Родину // История, 2004. № 17.
10. pravmir.ru
11. Мhttp://www.rusoir.ru/president/workИ. Одинцов Государство и религиозные организации СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
Ольга Гришанина: «У Церкви свой вклад в Победу» eparhia-saratov.ru
12. http://orthodoxy.eparhia-saratov.ru/2005/06/03.html
13.http://orthodoxy.eparhia-saratov.ru/2005/06/03.html
14.http://philanthropy.ru/esse/2010/06/04/2216/
[1]http://philanthropy.ru/esse/2010/06/04/2216/
[2]http://philanthropy.ru/esse/2010/06/04/2216/
[4] Энциклопедия для детей, том 5, часть 3. М.: «Аванта +», с.436
[5]http://hram-uara.ru
[6]М.И. Одинцов Государство и религиозные организации накануне ив годы Великой Отечественной войны 1941-1945 http://www.rusoir.ru
[7]http://pobeda.elar.ru/
[8]Энциклопедия для детей, том 5, часть 3. М.: «Аванта +», с.437
[9]М.И. Одинцов Государство и религиозные организации накануне ив годы Великой Отечественной войны 1941-1945 http://www.rusoir.ru
[10]www.smolbattle.ru/index.php?threads/Священники-участники-Великой-Отечественной-войны.30986/
[11]http://hram-uara.ru
[12]http://pobeda.elar.ru/Церковьв Великую Отечественную войну
[14]Энциклопедия для детей, том 5, часть 3. М.: «Аванта +», с.437
[15]http://hram-uara.ru
[16]http://orthodoxy.eparhia-saratov.ru/2005/06/03.html
[17] http://orthodoxy.eparhia-saratov.ru/2005/06/03.html
[18]. http://sobor.by/idnews.php?
Слайд 1
Патриотическая деятельность русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны Работу выполнила ученица 10 а класса МАОУ СОШ № 27 города Балаково Рыжова Валентина Руководитель учитель истории Варфоломеева Т.Ф.Слайд 2
Цель работы изучение благотворительности и патриотизма на примере русского православного духовенства в годы Великой Отечественной войны. Задачи познакомится с литературой по данной теме, проанализировать ее; сформировать у современного молодого поколения чувство благодарности; разбудить совесть в сердцах русских людей, напомнить о вечных ценностях человеческой души и совести. оценить материальную помощь со стороны церкви, рассказать о священнослужителях, которые стали настоящими патриотами Родины в трудное для страны время.
Слайд 3
Православная церковь накануне Великой Отечественной войны Накануне Отечественной войны Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. Задача по полной ликвидации Церкви в Советском Союзе была близка к завершению. В результате форсированного уничтожения государственной и партийной властью Православной Церкви, особенно во второй половине 30-х годов, к 1941 г. от ее былого величия остались лишь жалкие остатки.
Слайд 4
Обращение местоблюстителя Сергия «С Божией помощью русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти и по вере…»
Слайд 5
Церковь и власть в годы Великой Отечественной войны «Знаменитое обращение 3 июля 1941 года Сталин начал именно со слов «братья и сестры». Так обращались к прихожанам православные священники. Этими словами Сталин поддерживает единство русских в борьбе против интервентов.
Слайд 6
Священник , партизан Федор Андреевич Пузанов Медалью «Партизану Отечественной войны» была отмечена деятельность священника из села Бродовичи – Заполье на Псковщине Федора Пузанова. Пользуясь свободой передвижения, он снабжал партизан продовольствием, сообщал данные о передвижении немцев.
Слайд 7
Отец Василий Копычко Отец Василий Копычко, настоятель Успенской церкви Ивановского района на Пинщине знакомил прихожан со сводками Информбюро, посетив лагерь партизан, стал партизанским связным. Немцы раскрыли его связь с партизанами, сожгли дом священника и церковь. За свою патриотическую деятельность отец Василий был награжден медалями « Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», « За доблестный труд в Великой Отечественной войны»
Слайд 8
Святитель Лука (В.Ф. Войно- Ясеневский ) Участник Русско-японской войны. Один из талантливейших хирургов своего времени, доктор медицинских наук, профессор хирургии. С началом войны Валентин Феликсович предложил свой опыт для лечения воинов Советской Армии. В 1945 году был удостоен медали « За доблестный труд в Великой Отечественной войне. В 2000 году причисленк лику святых.
Слайд 9
Патриарх Пимен (Извеков Сергей Михайлович ) В июле 1941 года на фронт призывается иеромонах Пимен. Во время войны полк, где воевал Пимен, попал в окружение в кольцо огня, где люди были обречены на гибель. Будущий патриарх Пимен, начал свой боевой путь заместителем командира роты и дослужился до звания майора.
Слайд 10
Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов1914-1975 ) Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина . Награжден Орденом Красной звезды, медалью За отвагу, несколькими медалями За боевые заслуги. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.
Слайд 11
Монахиня Адриана ( Наталия Владимировна Малышева1921-2012 ) Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. В 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана.
Слайд 12
Сбор средств на строительство боевой техники В конце 1942 года помощь Родине получила особый размах и приняла наиболее понятную и близкую форму в виде приобретения боевых средств на собственные сбережения трудящихся или на доходы предприятий, главным образом, колхозов. Это всенародное движение зародилось в стране ещё в начале войны, но наибольший размах оно получило в самый разгар Сталинградской битвы.
Слайд 13
Православное духовенство Саратовского края Сын известного саратовского священника отца Константина Архангельского, отец Николай Архангельский прошел всю Великую Отечественную войну, воевал на знаменитых «катюшах»- БМ13. Был награжден благодарностями Верховного Главнокомандующего, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды
Слайд 14
Помощь фронту Саратовской епархии Всего Русская Православная Церковь собрала триста миллионов рублей, из них 5 миллионов от Саратовской епархии. Кафедральный Свято – Троицкий собор получил благодарность от Верховного главнокомандующего И.В. Сталина за собранные средства, на покупку авиационной эскадрильи «Александр Невский Саратовской епархией было собрано 400 тысяч рублей на танковую колонну «Дмитрий Донской».
Слайд 15
Этот день мы приближали как могли В счетной ведомости Троицкого собора записано, что 12 января 1943 г. в фонд обороны верующие перечислили 585 тыс. руб., в помощь пострадавшим от немецких налетов – 100 тыс. руб., эвакуированным – 10 тыс. руб., на подарки для бойцов Красной Армии – 85 тыс. руб., на помощь детским домам – 15 тыс. руб. Общая цифра всех взносов прихожан Троицкого собора составила – 795 тыс. руб.
Слайд 16
Дмитрий Иванович ЖОГ С июня 1944 г. настоятель Троицкого в телеграмме Верховному .В дополнение к внесенным нами 600.000 руб. на строительство двух звеньев самолетов имени Александра Невского, верующие и духовенство Саратовского кафедрального собора собрали еще 300.000 руб. на строительство третьего звена самолетов. Собранные в течение двух с половиной месяцев 900.000 руб. наш скромный подарок – эскадрилью боевых самолетов имени Александра Невского.
Слайд 17
«Ад на земле – это в том числе и ужасы войны,- все начинается не в окопах, не в кабинах самолетов, не в штабах, - все начинается в человеческих сердцах». (Патриарх Кирилл) Православные священники, духовенство, миряне внесли свой достойный вклад в Победу. Жизнь Русской Православной Церкви – очень важная составляющая истории Великой Отечественной войны, и об этом мы все должны обязательно знать и помнить.
Слайд 18
АРУЕВА Л. Н. ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ - ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. СПБ., 2008. ГУСЕВ Г. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА // НАШ СОВРЕМЕННИК. 2000. №5. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ . XX ВЕК / БЕГЛОВ А.Л., ВАСИЛЬЕВА Ю.В. И ДР. М.2008 СОЛОУХИН В.А.ПРИ СВЕТЕ ДНЯ.-М.1992 ЦЫПИН ВЛАДИСЛАВ, ПРОТОИЕРЕЙ. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. 1917-1997. М.,1997 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ТОМ 5, ЧАСТЬ 3. М. 1996: «АВАНТА +» ЯКУНИН В. Н. ДЕЛО СТОЯНИЯ ЗА РОДИНУ // ИСТОРИЯ, 2004. № 17. HTTP://POBEDA.ELAR.RU HTTP://NADEZHDA13.RU/ PRAVMIR.RU HTTP://WWW.RUSOIR.RU/PRESIDENT/WORKИ. ОДИНЦОВ ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СССР НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. EPARHIA - SARATOV . RU ОЛЬГА ГРИШАНИНА: «У ЦЕРКВИ СВОЙ ВКЛАД В ПОБЕДУ» HTTP://ORTHODOXY.EPARHIA-SARATOV.RU/2005/06/03.HTML HTTP://PHILANTHROPY.RU/ESSE/2010/06/04/2216/ Источники и литература
Слайд 19
Спасибо за внимание
Сила слова
Что общего у травы и собаки?
Сочные помидорки
Ёжикина Радость
Колумбово яйцо