В данной работе рассказывается о влиянии стресса на различные группы учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_pleshakovoy_e.doc | 162 КБ |
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова
Дзержинского района Волгограда»
400137, Россия, г. Волгоград, ул. 8 Воздушной Армии, 26а.
Тел.: (8442) 53-63-98 факс – 53-62-70
E-mail-Liseum9@yandex.ru, Сайт-http://www.liseum9.ru/
Районная учебно-исследовательская конференция для обучающихся 5-8 классов «На пути открытий» секция биологии |
Адаптация сердечно-сосудистой системы при эмоциональном стрессе
Выполнила: ученица 8 «Г» класса Плешакова Екатерина Алексеевна Учитель химии и биологии: Бондарев Геннадий Вячеславович Научный руководитель: Надежкина Елена Юрьевна |
Волгоград, 2015
Введение
Проблема адаптации учащегося в школе имеет большое теоретическое и практическое значение. Эмоциональный стресс во время зачета занимает важнейшее место среди причин, вызывающих психическое напряжение и формирующих выраженную психоэмоциональную реакцию у учащихся. В период сдачи зачетов включаются определенные адаптивные механизмы, выражающиеся в физиологических и психологических реакциях организма в ответ на действие стрессорного фактора [7]. В последние годы получены данные о том, что стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы учащихся. Согласно российским и зарубежным исследователям, в ситуации зачетного стресса наблюдается выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС), которые проявляются в повышении частоты сердечных сокращений (ЧСС), увеличении артериального давления (АД) и психоэмоционального напряжения [10].
Цель настоящего исследования: установление взаимосвязи уровня тревожности и адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы учащихся.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
1. Исследовать уровень личностной и ситуативной тревожности у учащихся 8 Г класса в период покоя и во время зачетов и контрольных работ.
2. Определить индекс функциональных изменений (ИФИ) у учащихся.
3. Рассмотреть взаимосвязь функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности у учащихся 8 Г класса.
Организм человека, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессорные воздействия (производственные, психоэмоциональные и др.), необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. Приспособление или адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма, за счет определенной "биосоциальной платы". И.В. Давыдовский (1962) предложил термин "цена адаптации". Адаптация как одно из фундаментальных свойств живой материи является результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий, она существует и формируется на грани жизни и смерти, здоровья и болезни, за счет их столкновения и взаимоперехода. Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма. Плата, которая вышла за пределы "биосоциального бюджета" и требует от организма все новых усилий, ведет к поломке адаптационного механизма. Это носит не только биологический, но и социальный характер и достигается иногда ценой определенных повреждений, той или иной дисгармонией по сравнению с нормой.
Реакция организма в процессе взаимодействия с факторами окружающей среды протекает по-разному, в зависимости от силы воздействующего фактора, времени воздействия и адаптационных возможностей организма, которые определяются наличием функциональных ресурсов. В ответ на воздействие факторов, имеющих стрессорный характер, в организме возникает общий адаптационный синдром, который имеет неспецифический характер. Он облегчает деятельность перенапряженных структур биосистемы и поэтому рационален и биоэнергетически целесообразен. В процессе неспецифической адаптационной реакции образуются дополнительные количества энергии, используемой организмом для сохранения функциональной устойчивости в неадекватных условиях среды. Если действующий фактор невелик по силе или его воздействие кратковременно, то организм может сохранить удовлетворительную адаптацию, т.е. высокие функциональные возможности. В случае значительной силы воздействия или большой его продолжительности возникает выраженное напряжение регуляторных систем, включая симпатоадреналовую систему и корковые механизмы регуляции. Перенапряжение систем регуляции может привести к истощению защитных сил организма, снижению его функциональных возможностей. Специфические изменения могут выявляться на всех стадиях адаптационного синдрома, но преобладающими они становятся на стадии истощения защитных сил организма. При этом формируются определенные синдромы патологических состояний или функциональных нарушений, характерные для конкретных условий.
Состояние целостного организма как результат деятельности функциональной системы определяется оптимальностью управляющих воздействий, их способностью обеспечить уравновешенность организма со средой и его адаптацию к условиям существования. Адаптационно-приспособительная деятельность требует затрат энергии и информации, в связи с чем можно говорить о "цене" адаптации, которая определяется степенью напряжения регуляторных механизмов и величиной израсходованных функциональных резервов. Состояние обычной (средней) жизнедеятельности характеризуется наличием относительной уравновешенности реакций организма со средой и одновременным поддержанием гомеостаза внутри живой системы. Изменения уровня функционирование системы или ее элементов, в частности усиление информационных, энергетических или метаболических процессов, не ведет к нарушению сложившегося гомеостаза, если не возникает перенапряжения регуляторных механизмов и не истощается функциональный резерв.
Функциональный резерв системы кровообращения традиционно определяется путем применения функциональных нагрузочных проб. Чем выше функциональный резерв, тем меньше усилий требуется для адаптации к обычным условиям существования, условиям покоя. Резервные "мощности" системы кровообращения создают запас прочности на случай неадекватных воздействий на организм и благодаря этому ее исходный уровень функционирования снижается.
Общие принципы оценки адаптационных возможностей организма
Адаптационные возможности организма представляют собой одно из фундаментальных его свойств. Прежде всего, следует определить, что адаптационные возможности - это запас функциональных резервов, которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой. Запас функциональных резервов - это информационные, энергетические и метаболические ресурсы, расходование которых сопровождается постоянным восполнением.
Таким образом, в каждый данный момент времени существует некоторый положительный или отрицательный баланс функциональных ресурсов по отношению к некоторому среднему их уровню. Средний уровень функциональных ресурсов в свою очередь также изменяется со временем. Так можно выделить суточные и сезонные колебания функциональных ресурсов. Но наиболее существенными являются возрастные изменения.
Расходование функциональных резервов происходит в интересах поддержания необходимого уровня функционирования основных систем организма. Последние в свою очередь играют ведущую роль в сохранении постоянства внутренней среды организма, в обеспечении гомеостаза. В неадекватных условиях организм вынужден адаптироваться, приспосабливаться к окружающей среде путем изменения уровней функционирования отдельных систем, что требует расходования функциональных резервов. Благодаря деятельности регуляторных механизмов происходит перестройка внутренней среды в соответствии с внешними условиями.
Необходимость приспособления к изменяющимся условиям внешней среды и поддержания гомеостаза требует определенного напряжения регуляторных механизмов (Баевский Р.М.,1979). Чем выше функциональные резервы, тем ниже степень напряжения этих механизмов, необходимая для адаптации к условиям внешней среды, для поддержания гомеостаза. Это следует из понимания резервов как потенциальной способности тех или иных систем увеличить интенсивность своей работы, а не как физического наличия запасов. Функциональный резерв складывается из информационного, энергетического и метаболического резервов, которые взаимосвязаны в единой приспособительной реакции и имеют свою структурную основу.
Адаптация организма к воздействию неадекватных факторов окружающей среды происходит путем мобилизации и расходования функциональных резервов. Процессы мобилизации этих резервов могут быть описаны в общепринятых пред-ставлениях теории адаптации с выделением срочного и долговременного этапов. При срочной адаптации мобилизуются уже существующие адаптационные механизмы и в зависимости от их мощности используются определенные ресурсы. В зависимости от степени тренированности и подготовленности организма мощность этих ресурсов при действии тех или иных факторов может быть достаточной или недостаточной для уравновешивания организма со средой, для сохранения гомеостаза основных жизненно важных систем. Так, спортсмен значительно быстрее и полнее адаптируется к физическим нагрузкам, чем человек, не занимающийся спортом. Это происходит потому, что исходная мощность механизмов адаптации у спортсмена выше. Его сердце способно при одной и той же частоте пульса обеспечить более высокий минутный объем кровообращения, т.е. обладает более высокими энергетическими и метаболическими ресурсами. Вместе с тем один и тот же минутный объем сердца спортсмена обеспечивает большую доставку и утилизацию кислорода при меньшем напряжении регуляторных систем, т.е. характеризуется также более высокими информационными ресурсами.
Оценка уровня функционирования системы кровообращения
В соответствии с изложенной выше концепцией о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационных возможностей организма уровень ее функционирования можно рассматривать как ведущий показатель, отражающий равновесие организма со средой. Уровень функционирования системы кровообращения является регулируемой величиной, постоянство которой поддерживается механизмами регуляции, путем изменения как межсистемных, так и внутрисистемных взаимодействий и взаимосвязей.
А.П.Берсеневой (1986, 1991) для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала был предложен индекс функциональных изменений (ИФИ). ИФИ определяется в условных единицах-баллах. Для вычисления ИФИ требуются лишь данные о частоте пульса (ЧП), артериального давления (САД - систолическое, ДАД - диастолическое), росте (Р), массе тела (МТ) и возрасте (В):
ИФИ = 0,011ЧП + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + + 0,009МТ - 0,009Р - 0,27
Данный вариант формулы для вычисления ИФИ получен в результате применения методики регрессионного анализа на информационном массиве в 2000 обследований . Значения ИФИ позволяют выделять 4 группы лиц, в соответ-ствии с предложенной выше классификацией уровней здоровья. В таблице 3 представлена шкала оценок уровня функционирования системы кровообращения или ее адаптационного потенциала по данным измерения ИФИ. Следует отметить, что для оценки уровня функционирования используется терминология теории адаптации (удовлетворительная адаптация, напряжение механизмов адаптации, неудовлетворительная адаптация, срыв адаптации). Выбор граничных значений ИФИ и проверка точности оценок проводились путем сравнения результатов классификации по ИФИ и результатов экспертных оценок функционального состояния (отнесение пациентов к определенной группе). Коэффициент корреляции между экспертной оценкой функционального состояния и его расчетными значениями равен 0,71. Оценка уровня функционирования системы кровообращения по ИФИ, при всей своей простоте, обеспечивает системный подход к решению задачи количественного измерения уровня здоровья. Это определяется тем, что ИФИ как комплексный, интегральный показатель, отражает сложную структуру функциональных взаимосвязей характеризующих уровень функционирования сердечно-сосудистой системы. Дело в том, что исходные измеренные показатели, входящие в состав ИФИ, вместе с тем тесно связаны с основными параметрами гемодинамики, такими как ударный и минутный объем кровообращения (УОК, МОК), среднее динамическое давление (СДД), общее периферическое сосудистое сопротивление (ОПС).
1. Типы тревожности
В психологии традиционно принято выделять два типа тревожности:
личностную (тревожность как более или менее устойчивая черта личности);
ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию).
Уровень тревожности оценивали по шкале Ч. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина [2].
Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергер создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй - как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида. Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожность», в то время как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Следует отметить, что методика Спилбергера не достаточно объективно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете». Тем не менее, на данный момент именно опросник Спилбергера чаще всего используется для оценки выраженности тревоги при психологическом стрессе.
1.2. Что такое стресс. Особенности психологического стресса
Стресс (стресс и адаптация) - это неспецифическая реакция организма человека на сильный раздражитель. В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины XX века [4].
До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.
Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.
Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:
1) стадию тревоги;
2) стадию резистентности (адаптации);
3) стадию истощения.
На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.
На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.
Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место.
В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс [4,5]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи. Тем не менее, согласно мнению самого Ганса Селье, стресс может быть и полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий.
Особенности психологического стресса
Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс [5]. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции.
В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежание в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека [4]. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса. Соответственно под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг психических явлений как негативного, так и позитивного характера.
Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).
По оценкам некоторых западных экспертов, 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечнососудистой системы [2]. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. [4]. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами [5].
Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится [2,3].
Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.
В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов.
Глава 2. Наши исследования
В исследовании приняли участие 26 учащихся 8 Г класса 14-15 лет. Обследование проводилось дважды: во время классного часа и перед контрольной по биологии. Оценка артериального давления осуществлялась с помощью автоматического тонометра «ВР 3ВТО-А» фирмы «Microlift» с учетом требований Министерства здравоохранения Российской Федерации. Определяли следующие параметры: артериальное давление (систолическое, диастолическое, пульсовое), частота сердечных сокращений. С помощью напольных весов определяли вес испытуемых, и с помощью ростомера определяли рост. На классном часу определяли уровень личностной и ситуативной тревожности по опроснику Спилбергера. Перед экзаменом определяли ситуативную тревожность [2]. Для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала был использован предложенный Р.М. Баевским и А.П. Берсеневой интегративный показатель – индекс функциональных изменений (ИФИ) в условных единицах (баллах) [3]: ИФИ = 0.011(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) - 0.009(Р) + 0.014(В) - 0.27
где ЧП - частота пульса (уд/мин); САД и ДАД - систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.); Р - рост (см); МТ - масса тела (кг); В - возраст (лет).
В зависимости от показателей ИФИ, уровень функционирования системы кровообращения у учащихся определялся как удовлетворительная адаптация (до 2,6); напряжение механизмов адаптации (от 2,6 до 3,1); неудовлетворительная адаптация (от 3,1 до 3,5); и срыв адаптации (от 3,5). Обследование учащихся осуществлялось в первой половине дня с 8 часов до 12 часов, когда по литературным данным наблюдается наиболее эффективное функционирование всех физиологических систем [3].
Результаты и обсуждение. Величины показателей личностной и ситуативной тревожности у учащихся представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты измерений личностной и ситуативной тревожности
Класс | n | Личностная тревожность | Ситуативная тревожность (во время классного часа) | Ситуативная тревожность (перед контрольной работой) |
8 «Г» | 26 | 42,1±1,5 | 38,6±1,7 | 59,7 ±1,3 |
Средний уровень личностной тревожности в обследованном классе составлял 42,1±1,5 балла. Показатель ситуативной тревожности во время классного часа в среднем составлял 38,6 ± 1,7 балла, а перед контрольной достигал 59,7 ± 1,3 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у учащихся во время контрольной.
Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов - на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким.
Исследование степени адаптации учащихся с помощью ИФП, выявило разную степень напряжения регуляторных систем, характеризующую разную «цену» адаптации к учебным нагрузкам. В соответствии с этим учащиеся были поделены на три группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу: 1 группа - с удовлетворительным адаптационным потенциалом, 2 группа - с напряжением механизмов адаптации, 3 группа - с неудовлетворительной адаптацией.
У 75% обследованных учащихся, характеризующихся удовлетворительной адаптацией выявлен умеренный уровень личностной тревожности, обучающиеся с высоким уровнем тревожности в этой группе отсутствовали. Напротив, у большинства учащихся, с неудовлетворительной адаптацией, отмечался высокий уровень личностной тревожности (67 %), а лиц с низкой тревожностью вообще зарегистрировано не было (рис.1).
Установлено, что у 76 % учащихся, относящихся к группе с удовлетворительной адаптацией к образовательному процессу, отмечался умеренный уровень ситуативной тревожности во время классного часа, повышенный и низкий уровень тревожности был выявлен у 15 % учащихся. Группа учащихся с напряжением механизмов адаптации характеризовалась более высоким количества обучающихся с высоким уровнем ситуативной тревожности (38 %). Наибольшее число учащихся с высоким уровнем ситуативной тревожности (55%), отмечено в группе с неудовлетворительной адаптацией (рис.2).
В период перед контрольной уровень ситуативной тревожности возрастал у всех учащихся. Но, если группе с удовлетворительной адаптацией увеличение количества учащихся с высокой тревожностью составило 10%, то в группе с неудовлетворительным ИФИ количество таких студентов увеличилось на 28% (рис. 3).
Заключение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что контрольная работа формирует у учащихся 8 Г класса выраженную психоэмоциональную реакцию, что выражается в значительном увеличении учащихся с высоким уровнем ситуативной тревожности. Психологические проявления стресса у учащихся оказывают влиянии на вегетативный баланс организма в сторону усиления симпатических влияний. Выраженность процессов адаптации организма учащихся к этим изменениям в значительной мере зависит от уровня тревожности во время контрольной работы. Высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы к стрессу во время контрольной, тогда как учащиеся с низким уровнем тревожности в большинстве своем имели хорошие адаптационные показатели.
Данные настоящего исследования могут быть использованы при разработке и оценке эффективности мер по профилактике и коррекции стресса во время контрольной работы.
Список литературы
1. Агаджанян, Н. А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / Н. А. Агаджанян, И. В. Руженкова, Ю. П. Старшинов и др. // Физиология человека. 1997. - № 1 (Т. 23). - С. 93-104.
2. Аракелов, Г. Г. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции / Г. Г. Аракелов, Н. Р. Шишкова // Вестник Московского Университета. — 1998. № 1.- С. 18.
3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997, с. 236.
4. Боканова О. М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у студентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. М., 1974, С. 130.
5. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С.147-160.
6. Мужиченко М.В. Исследование состояния сердечно – сосудистой системы у дошкольников различных районов г. Волгограда / Успехи современного естествознания. 2007. № 9. С. 95 – 96.
7. Надежкина Е.Ю., Филимонова О.С. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы под влиянием экзаменационного стресса у студентов различных курсов / Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2014 года.: в 12 частях. Часть 12; М-во образования и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-наука-общество», 2014 – С.128-130
8. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. №5. С. 48-50.
9.Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. 1998. Т.48. вып. 3. С.458-463.
10. Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. - М.: Медицина, 1991.-318с.
11.Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, С. 111—115.
12. Юматов, Е. А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е. А. Юматов, В. А. Кузьменко, В. И. Бадиков и др. // Физиология человека. -2001. -№ 2 (Т. 27).-С. 104-110.
Приложение 1
Рис.1. Уровень личностной тревожности у учащихся с различной степенью ИФИ.
Рис.2. Уровень ситуативной тревожности во время классного часа у учащихся с различной степенью ИФИ.
Рис. 3. Уровень ситуативной тревожности перед контрольной работой у учащихся с различным уровнем ИФИ.
Алые паруса
Философские стихи Кристины Россетти
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Как нарисовать ветку ели?
Нарисуем попугая цветными карандашами
Комментарии
Исследовательская работа
Это только начало нашей работы, в дальнейшем мы хотим продолжить развивать данную тематику и углубить наши исследования