Цель работы на основе архивных материалов и литературных источников представить повседневную жизнь и работу железнодорожников в Центральной России в период подготовки сражения на Огненной дуге на примере деятельности прадеда, Героя Социалистического Труда Епанчина Н.Я.
Вложение | Размер |
---|---|
geroy_stalnyh_magistraley_izm.doc | 157.5 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Касторенская средняя общеобразовательная школа №2»
Касторенского района Курской области
306700, Курская область п. Касторное, ул. Буденного, д. 36 | Тел.: (47157) 2-17-24 |
Исследовательская работа по направлениям туристско–краеведческого движения «Отечество»
Герой стальных магистралей
Подготовила обучающаяся 7 класса Епанчина Наталья Анискина Александра Ильинична Никитенко Ольга Владимировна |
Касторное – 2013 год
Оглавление
1. Введение ……………………………………………………………………..2 стр.
2. Основная часть
2.1. Трудовой путь прадеда до войны………………………………….5 стр.
2.2. Подвиг железнодорожника …………………………………………7 стр.
3. Заключение……………………………………………………………….. 8 стр.
4. Список используемой литературы…………………………………….. 11стр.
5. Приложения………………………………………………………….12 –19 стр.
Введение
Подвиг защитников страны на Курской дуге принадлежит не только прошлому, но и настоящему, оставаясь в памяти народной, активно помогает возрождению моей Родины, консолидации всех слоев общества в решении сегодняшних проблем. Знания о подвиге на Курской дуге, память о нем – достойные ориентиры и нравственная опора грядущим поколениям, на основе которых они будут строить новую жизнь, укреплять уверенность в будущем.
У каждого народа своя история и свои герои, которыми по праву может гордиться Родина. Память о них свято чтится потомками, их подвиги служат вечным образцом мужества и отваги. На нашей касторенской земле тоже жили люди, чьи имена вписаны в историю Отечества. Это Николай Кириллович Мельников и Николай Яковлевич Епанчин. Первый – Герой Советского Cоюза, второй – Герой Социалистического Труда.
Цель данной исследовательской работы: на основе архивных материалов и литературных источников представить повседневную жизнь и работу железнодорожников в Центральной России в период подготовки сражения на Огненной дуге на примере деятельности отдельного человека - моего прадеда, Героя Социалистического Труда Епанчина Николая Яковлевича. Он хотя и не служил в действующей армии, но работа его была не менее трудной, чем у солдат на передовой. Во время войны он работал поездным мастером и сопровождал железнодорожные составы.
Задачи:
История войны и одного из ее важнейших эпизодов более 60лет приковывает
к себе пристальное внимание исследователей всего мира. Битва на Курской
дуге - исторический пример того, как народ, защищая свое Отечество, способен отстоять Родину от вражеского нашествия, мобилизуя все ресурсы общества.
Память о событиях тех лет не вытеснена из сознания россиян и объединяет их.
Наряду с нравственным долгом потомков по изучению различных аспектов прошедшей войны возрастает интерес к освещению повседневной жизни и деятельности отдельных людей, работников прифронтовых железных дорог, которые почти ничем не отличались от фронтовых.
Работа написана с привлечением широкого круга архивных и печатных материалов районного краеведческого и школьного исторического музеев, СМИ, документальных материалов, воспоминаний родных и близких Н. Я. Епанчина. Так, например, в книге «Герои стальных магистралей (1941-1945 гг.)» содержатся очерки о Героях Социалистического Труда: Г.А. Кабанове, П.И. Бакареве, П.И.Коршунове, К.И. Даниленко, Н.Я. Епанчине, А.И.Новикове, Н.Н. Певцове, П.А. Шубине, работавших в годы войны на магистралях Центра и Центрального Черноземья. Из нее я узнала, что мой прадед, Н.Я. Епанчин и П.А. Шубин, бывший в годы войны начальником станции г. Курска, первыми среди курян были удостоены этого высокого звания.
Территориальные границы исследования охватывают территорию Центрального и Центрально-Черноземного регионов России (Московской, Тульской, Орловской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Белгородской и Курской областей), обеспечиваемых транспортными участками Московской и Юго-Восточной железнодорожных магистралей в период Великой Отечественной войны, подготовки и проведения Курской битвы. ( Приложение №1. Схема движения воинских поездов в период проведения и подготовки Курской битвы)
Мой прадед – гордость нашей семьи. Моя мама и дедушка много рассказывают мне о нем и его подвиге. Они вспоминают его как веселого, жизнерадостного человека, никогда не унывавшего, любившего пошутить и посмеяться.
В семейном архиве сохранились выпуски районных, областных газет со статьями о нем. Я прочитала их, как только научилась читать. Я представляю его себе сильным и мужественным человеком.
В районном краеведческом музее хранятся личные вещи Героя, переданные в дар моими родственниками: военная гимнастерка и брюки, погоны техника-лейтенанта, документы. (Приложение №2, №3,№8. Экспонаты Касторенского краеведческого музея). Некоторые сведения были взяты мной из интернета.
Трудовой путь прадеда до войны
Николай Яковлевич родился в 1909 году в крестьянской семье д. Знамя-Колтовская Землянского уезда Воронежской губернии. Окончил только два класса сельской школы. В 14 лет остался без отца и вынужден был бросить учебу и пойти работать, так как надо было помогать матери поднимать еще троих детей. Трудовую деятельность он начал ремонтным рабочим на ближайшем к деревне путейском околотке. Через четыре года определился грузчиком на станцию Касторная-Восточная, а поработав три года, ушел в армию. Служил в артиллерии, окончил полковую школу младших командиров, был назначен командиром отделения. После мобилизации в 1933 году вернулся на родину.
Стал работать приемосдатчиком на нефтебазе, но вскоре перешел на железную дорогу. На станции Касторная-Новая Московско-Донецкой железной дороги был сначала землекопом на строительстве вагонно-ремонтного пункта, затем прошел обучение и получил третий разряд слесаря по автотормозам и сцепке вагонов. Спустя некоторое время стал осмотрщиком, затем старшим осмотрщиком вагонов. Накануне войны окончил курсы в г. Воронеже и получил специальность разъездного вагонного мастера. С первых дней войны самоотверженно трудился на станции Касторная - Новая, заменив ушедших на фронт товарищей. Сам Николай Яковлевич имел бронь и призыву не подлежал. В июне 1942 года с беженцами ушел на восток. Был зачислен поездным мастером колонны паровозов особого резерва №12.
Колонна обеспечивала доставку военных грузов в район Сталинграда. В зимние месяцы 1942- 1943 годов Н.Я. Епанчин совершил десятки рейсов с эшелонами, гружеными нефтепродуктами, боеприпасами и продовольствием.
Противник подвергал сильным атакам железнодорожные объекты и поезда на станциях и перегонах. С марта по август 1943 года начались воинские перевозки, связанные с подготовкой Курской битвы. В этот период Брянскому, Центральному, Воронежскому и Степному фронтам было доставлено 3177 эшелонов с войсками и 2543 поезда с материальными средствами. И всегда под авианалетами врага. Концентрированные удары с воздуха наносились главным образом по крупным железнодорожным узлам: Курск, Щигры, Елец, Касторная. Однако сорвать или серьезно нарушить воинские перевозки противнику не удалось. После каждой бомбардировки бригада Епанчина быстро восстанавливала повреждения состава, спасала грузы, часто с риском для жизни, когда приходилось быстро отцеплять горящие вагоны с боеприпасами или горючим. Операции эти были смертельно опасными. Поездной мастер отключал горящий вагон от хвостовой части, а машинист оттягивал оставшуюся часть с паровозом, а мой прадедушка нырял между вагонами, стараясь отделить пылающий вагон. Паровоз протягивал оставшиеся вагоны дальше, тем самым спасая оружие, боеприпасы, военную технику, так необходимую для Победы.
Подвиг железнодорожника
Однажды, когда Николай Яковлевич крикнул машинисту: « Миша, тяни!», ответа не последовало. Мастер быстро вскочил в кабину паровоза: машинист Михаил Доля лежал без сознания. Тогда Епанчин включил «тихий ход» и отвел состав в безопасное место. На станции Готня, за Курском, поезд только миновал входной семафор, как налетели немецкие самолеты. (Приложение №4. Схема движения поездов с военными грузами до станции Готня.) Они бросали фугасные бомбы, чтобы смести начисто подъездные пути. Паровоз остановился, а кондукторы и поездные мастера затаились на время за колесами вагонов. Во время этой бомбежки прадедушку накрыла взрывная волна, ударила безжалостно о землю и завалила вырванной из глубины глиной. Из ушей и носа хлынула кровь. Товарищи нашли его и отправили в госпиталь. Полторы недели он не мог ни сесть ни встать, так как взрывная волна повредила позвоночник. После выздоровления он опять поспешил в свою бригаду. Прадед участвовал не только в подготовке операции на Курской дуге, но и в обеспечении перевоза на Киевском направлении для сражения на Днепре, летом и осенью 1944 года Н.Я.Епанчин сопровождал эшелоны в Прибалтику, на Вильнюс.
Заключение
Железнодорожный транспорт с честью справился со своими задачами в годы Великой Отечественной войны. Это отмечали и наши союзники по антигитлеровской коалиции. В брошюре, изданной министерством армии США, говорилось: «Используя железнодорожный транспорт, русским удавалось ошеломить немецкое командование, так как подобная быстрота перевозок по железным дорогам шла в разрез с имеющимся опытом».
Советские железнодорожники внесли достойный вклад в победу над врагом, и Родина высоко оценила их ратные и трудовые подвиги, наградив их орденами и медалями Советского Союза. Указом Президиума Верховного совета СССР от 5 ноября 1943года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства в трудном условии военного времени» Епанчину Н.Я. присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» с № 187. В январе 1944года моего прадедушку пригласили в Москву для вручения награды. Он с волнением готовился к поездке. В Кремле член Политбюро ЦК КПСС Н.М. Шверник вручил герою-железнодорожнику награду Родины. (Приложение №5. Н.Я.Епанчин после получения награды в 1944 году.)
В этом же 1944 году прадед был откомандирован в Касторное. Вернувшись домой, он отказался от должности начальника военного депо, сославшись на недостаточное образование – всего 4 класса. Много лет работал разъездным мастером, был участником и победителем во Всесоюзном Социалистическом соревновании. (Приложение № 6. Победитель Социалистического соревнования.) В конце трудового пути - станционным смотрителем ПТО на станции Касторная-Курская. Награжден грамотами НКСП «Почетному железнодорожнику» (1943г.), «Отличный вагонник» (1944г.), медалями «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть». В военное время к высокому званию были добавлены медали «За оборону Сталинграда», «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне». (Приложение № 7. Епанчин Н.Я с орденами и медалями.) В1947 году прадед избирался депутатом Касторенского районного Совета, был участником дорожного слета стахановцев, активно участвовал в работе профсоюзных организаций по месту работы, в деятельности районного совета ветеранов войны и труда. (Приложение № 8. Депутатский билет и удостоверение участника слета стаханавцев Н. Я.Епанчина.)
Таким вот человеком был мой прадедушка. И чем больше я узнаю о нем, тем большее чувство гордости охватывает меня за свою семью, не позволяя плохо учиться, совершать неблаговидные поступки. Мои дедушка и дядя продолжили трудовую династию железнодорожников. Но вместе с профессией Николай Яковлевич передал нам неписаный, но четкий кодекс семейной чести: выполнять трудовой и гражданский долг перед обществом, быть патриотом своей Родины.
Когда мы проходим с дедушкой мимо доски почета с фотографией прадеда «Герои – наши земляки», дедушка говорит мне: «Отец бы гордился».
Касторенцы не забывают о героях земляках. Несмотря на ненастную погоду утром десятого декабря, во дворах домов по улицам 50 лет Октября и Советская поселка Касторное, где жили Н.К. Мельников и Н.Я. Епанчин, было многолюдно. Здесь прошли торжественные митинги, посвященные Дню героев
Отечества и открытию мемориальных досок с именами прославленных земляков. Отдать дань уважения и почтить их память пришли глава района
В.В. Смирнов, глава поселка Касторное А.А. Баталов, секретарь политсовета местного отделения партии «Единая Россия» Н.А. Бородин, помощник депутата Курской областной Думы Н.В. Карагодина, родные и близкие героев, педагоги и старшеклассники поселковых школ, жители близлежащих домов.
Выступавшие на митинге не говорили сухих казенных слов, они просто вспоминали о том, какими людьми были наши земляки, как они жили, работали. Родные героев не могли сдержать слез, благодарили за то, что их близких не забывают.
Наше взросление проходит сегодня стихийно, порой мы знакомимся с правдой жизни, добром и злом с помощью телевидения и Интернета. А что если каждому из нас заглянуть в историю своей семьи, пока еще не поздно, пока еще живы наши дедушки и бабушки. Опыт старших поколений не может исчезнуть бесследно. Через годы и десятилетия, даже уйдя от нас, они протягивают нам руку, помогают уроками своей жизни.
Список используемой литературы
6. Районная газета «Вести» от 1 августа 1992года. - Касторное, 1992 г.
Как нарисовать лимон акварелью
Лупленый бочок
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Эта весёлая планета
Два плуга