Заседание исследовательского общества учащихся, которое посвящено анализу возможностей библиотеки нашей школы. Её состояние, проблемы, перспективы.
Вложение | Размер |
---|---|
Заседание про библиотеку | 101.49 КБ |
презентация для библиотеки | 3 МБ |
анкета1 | 16.15 КБ |
анкета2 | 15.52 КБ |
МОУ «Парканская оош№2 им. Д.И.Мищенко»
Открытое заседание
исследовательского общества учащихся
по теме:
«Школьная библиотека -
вчера, сегодня, завтра»
Авторы проекта:
Ученики 9 класса:
Борисенко Владимир, Степанов Иван
Руководитель:
Балан Валентина Михайловна,
учитель математики
и информатики
Консультант
Николаева Валентина Ивановна
библиотекарь школы
Парканы 2015
Заседание исследовательского общества учащихся
(9-й класс)
«Современного ребенка трудно заинтересовать книгой.
Часто дети приходят в библиотеку с каким-то конкретным вопросом.
Я думаю, что нужен особый подход,
чтобы в круг интереса детей ввести как можно больше книг.
Ведь как бывает: спросил ребенок об одном,
а тропинка увела дальше в царство книг».
Л.Л.Яхнин, писатель.
Форма мероприятия: открытое заседание исследовательского общества учащихся 8-9 классы.
Цели:
Оборудование: компьютер, экран, папки с наработками и работами, презентация учащихся в электронном виде.
Участники: члены исследовательского общества учащихся, гости.
1. Оргмомент. Постановка задач.
Вступительное слово учителя. - Сегодня у нас очередное заседание исследовательского общества учащихся. Посвящено оно анализу возможностей библиотеки нашей школы, её состояние, проблемы, перспективы.
Вступительное слово библиотекаря. Я присутствовала на открытом заседании нашего исследовательского общества по теме «Статистика на службе школы», в которой вам удалось выявить некоторые аспекты школьной жизни учащихся:
Это было на самом деле интересно, увлекательно и познавательно. Я подумала, а что, если предположить ребятам проанализировать некоторые вопросы, касающиеся библиотеки.
Не секрет, что в современном мире информационных технологий книги постепенно отходят на второй план, их вытесняет телевидение и компьютер. Также обилие всевозможных гаджетов отвлекает внимание ребенка от книг, они становятся ему просто не интересны. Поэтому прививать интерес к чтению нужно с самого раннего возраста. Дети, как известно – самые благодарные и внимательные слушатели, активные читатели. И на школьную библиотеку, возложена миссия профессионально заниматься вопросами детского чтения и культуры. Используя имеющиеся в нашей библиотеке ресурсы, нам приходится создавать оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения образовательных, коммуникативных и других потребностей детей, создавая при этом необходимую среду развития ребенка через книгу и чтение.
Я предложила ребятам исследовать следующие вопросы:
• что же все-таки происходит с чтением детей, подростков;
• почему дети и подростки идут в библиотеку и почему они туда не идут;
• печатные и электронные источники информации, их значимость для нового поколения;
• читательское общение в Интернете: есть ли место библиотеке;
а также другие вопросы, которые предложат сами ребята.
На наше заседание мы пригласили представителей отдела информации соуправления старших классов. Это мои помощники. Функции этого отдела: освещать деятельность ЦИТ, выпускать информационные листовки, проводить работу по сохранению книг, учебников.
2. Актуализация знаний I часть (теоретическая).
Статистика знает все: факты о нашей жизни (просмотр ролика)
http://www.youtube.com/watch?v=X5ERmNbAiUQ
Слово учителя Нам понравилась идея Валентины Ивановны проанализировать вопросы, касающиеся библиотеки и сегодня мы расскажем вам о наших результатах.
- Выступления членов ИОУ:
1 Тулум Инна Слайд 2 «Статистика знает всё», – утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе «Двенадцать стульев» и продолжали: «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин, станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!»
2 Борисенко В. Слайд 3 Это ироническое описание дает представление о статистике (в переводе с лат. status – состояние) – науке, изучающей, обрабатывающей и анализирующей количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.
3 Боянжи Н. Слайд 4 В 5-ом классе мы познакомились с круговой диаграммой и процентами, а в 6-ом – со столбчатыми диаграммами и графиками. Мы не очень хорошо представляли себе, для чего они нужны, где применяются.
4 Степанова А.Слайд 5 А в прошлом учебном году у нас в школе в рамках недели науки все школьники занимались статистикой. Мы подсчитали количество цветов, окон, парт, столов, ступенек в школе, выяснили у кого самая длинная коса, средний вес, средний рост, вычислили самого высоко и самого низкого ученика школы и т. д.
5 Степанов И. Слайд 7 Тогда мы впервые узнали о результатах статистических данных. Из ироничных слов знаменитого романа мы поняли, что статистика знает все. Но зачем нужна и кому полезна такая информация? Поэтому решили провести исследовательскую работу, объектом которой стала статистика.
6 Тулум Ирина Слайд 8-9
Тема нашего исследования «Школьная библиотека - вчера, сегодня, завтра». Актуальность выбранной темы заключается в том, что статистические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов и др.
1 Тулум Инна Слайд 10 Любой из нас, открывая книгу или газету, включая телевизор или попадая на вокзал, постоянно сталкивается с табличной формой представления информации (расписание уроков, расписание движения поездов, таблица умножения и т. д.) и в виде диаграмм или графиков. Нужно уметь обрабатывать и анализировать такую информацию, так как без статистической обработки данных, сравнении событий нельзя проследить развитие той или иной проблемы.
2 Борисенко В. Слайд 11 Гипотеза: Предположим, что наша школьная библиотека соответствует требованиям, предъявляемым к школьным библиотекам.
3 Боянжи Н. Слайд 12 Цели проекта:
1.Собрать статистические данные и обработать информацию о возможностях библиотеки школы как информационно-культурного центра.
4 Степанова А.Слайд 12 2.Определить соответствия условий работы школьной библиотеки ожиданиям родителей, учителей и учащихся.
5 Степанов И. Слайд 13 Задачи работы: 1. Собрать и обработать данные, используя метод анкетирования; 2. Создать диаграммы для описания результатов анкетирования;
6 Тулум Ирина Слайд 13
1 Тулум Инна Слайд 14-15 Свои исследования мы начали с того, что решили найти информацию об истории книг и библиотек. Это оказалось очень интересно и познавательно.
Из истории книг и библиотек. «Вся человеческая мудрость хранится в книгах,
а книги – в библиотеках»
2 Борисенко В. Слайд 16 Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. Вся история человеческого разума связана с библиотеками. Это совсем не спокойная история! За них сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребенных временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое.
3 Боянжи Н. Слайд 16-17-18 Когда появились книги, и жизнь без них стала невозможной, то их надо было где-то содержать. Так и возникли книгохранилища, или библиотеки. Библиотека, в переводе с греческого – книга и шкатулка, хранилище («библио» - книга, «тека» - хранилище, шкатулка, то есть «хранилище книг»).
4 Степанова А. О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации.
5 Степанов И. Слайд 19 А знаете ли вы, где появились первые библиотеки? Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни».
6 Тулум Ирина Слайд 20-21 В 19 веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там клинописную библиотеку, учреждённую царем Ашшурбанипалом. Она называлась «Дом наставлений и советов» и представляла собой огромное собрание глиняных табличек.
1 Тулум Инна Слайд 22 Когда ученым удалось расшифровать клинопись, стало ясно, что это целая библиотека глиняных книг. Каждая такая «книга» состояла из «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги – начальные слова первой таблички, а также стоял номер «листа». Книги размещались в строгом порядке, имелись каталоги – списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке.
2 Борисенко В. Слайд 23 БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ Многие древнерусские письма и документы в XI — XV веках... процарапывались на березовой коре (бересте). Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты.
3 Боянжи Н. Слайд 24 ПЕРВЫЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ НА РУСИ
Самая древняя старославянская рукописная книга «Киевские глаголические листки» написана около 1000 лет назад.
4 Степанова А.Слайд 25 Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.) . Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”.
5 Степанов И. Слайд 26 Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
6 Тулум Ирина Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке.
1 Тулум Инна Слайд 27 ПЕРВАЯ РУССКАЯ ПЕЧАТНАЯ КНИГА Первой русской датированной печатной книгой в России является «Апостол» — церковная книга, подготовленная к печати и выпущенная в Москве в 1564 году (в царствование царя Ивана Грозного) первопечатником Иваном Федоровым (ок.1510 — 1583).
2 Борисенко В. Слайд 28 Далее мы ознакомились с Библиотечным фондом нашей школьной библиотеки. Из диаграммы видно, что его половина – это художественная литература.
3 Боянжи Н. Слайд 29 Этапы статистического исследования
4 Степанова А.Слайд 30 Этапы статистического наблюдения
Следующий этап работы – анкетирование учащихся.
5 Степанов И. Слайд 31 Анкетирование – это метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам.
Слайд 32 В наших анкетах использовались закрытые и открытые вопросы. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые в анкете приводится полный набор вариантов ответов.
6 Тулум Ирина Слайд 32 Открытые вопросы - это вопросы, которые не содержит подсказки и не навязывает респонденту варианту ответов.
1 Тулум Инна Анкеты были предложена учащимся 2 - 9 классов нашей школы - 115 человек, всего было заполнено и обработано 230 анкет.
Основные статистические характеристики, которые мы использовали в нашей работе это:
2 Борисенко В. Слайд 33 Среднее арифметическое ряда чисел – это частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых
3 Боянжи Н. Слайд 34 Размах ряда чисел - это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.
4 Степанова А.Слайд 35 Модой ряда чисел называется число, наиболее часто встречающееся в данном ряду.
5 Степанов И. Слайд 36 Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется средним арифметическим двух чисел, записанных посередине.
6 Тулум Ирина Слайд 37 Расчёт основных статистических характеристик нам не пришлось производить «вручную», а с помощью программы майкрософт ехель MS Excel. Эта программа, предназначенная для обработки данных в электронных таблицах, позволяет оформить результаты табличным способом, отсортировать их, автоматически произвести все необходимые расчеты и проиллюстрировать их в виде диаграмм.
Слайд 38 Результаты обработки Анкеты 1.
1 Тулум Инна Предлагаем вашему просмотру видеоролик
«Необычные библиотеки мира».
2 Борисенко В. Слайд 45 Результаты обработки Анкеты 2.
На вопрос, «Любите ли вы читать?», участники опроса ответили «да» - 55% учеников начальных классов и 35% учащихся старших классов, выбрали вариант ответа «смотря что» соответственно наоборот 35% и 55% ребят. Не любят читать около 10% учащихся школы.
3 Боянжи Н. Слайд 46 На вопрос, «Какой источник информации Вы предпочитаете?», проведённый анализ чтения показал, что учащиеся начальных классов проявляют больший интерес к познавательным книгам.
4 Степанова А.Слайд 46 Большинство опрошенных старшеклассников предпочитают в качестве источника информации Интернет. Так же старшеклассники отдают предпочтение программной литературе. За справочной литературой учащиеся старших классов обращаются чаще.
5 Степанов И. Слайд 47 Анализ ответа на вопрос «Что для Вас предпочтительнее?» говорит нам о том, что не только учащимся начальной школы радость приносит общение с книгой 64% учащихся, но и для старшего звена – 52%.
6 Тулум Ирина Слайд 47 В то же время достаточно ребят 36% и 48%, которые предпочитают воспринимать новую информацию с экранов мониторов. В век компьютеризации дети не хотят читать книгу, держать ее в руках и ощущать запах типографской краски.
1 Тулум Инна Слайд 47 Большинство ребят уверены в абсолютной универсальности Интернета. Считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. Достоинствами Интернета ребята считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию,
2 Борисенко В. Слайд 47 что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше.
3 Боянжи Н. Согласно нашим данным, преобладающая часть детей и подростков на досуге читает. Лишь пятая часть опрошенных на чтение тратит до 30 мин. в день. Треть опрошенных детей и подростков читают от получаса до часа. Остальные - более одного часа в день. Таким образом, большая часть учеников нашей школы – это читающие на досуге дети и подростки.
4 Степанова А. Любят читать в свободное время преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше, тем меньше времени занимает чтение на досуге, и тем меньше они любят читать.
5 Степанов И. В среднем же около трети опрошенных отмечали, что «любят читать, но не хватает времени». Результаты нашего исследования говорят о том, что лишь один из десяти опрошенных школьников не читает ничего кроме книг, необходимых для выполнения уроков.
6 Тулум Ирина Слайд 48 А.С. Пушкин назвали любимым писателем 60% учащихся. Многие учащиеся называют произведения поэта и писателя (Сказки, «Дубровский», «Капитанская дочка», «Я помню чудное мгновенье», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» и многие другие) своими любимыми.
2 Борисенко В. Слайд 49 Наши ученики достаточно хорошо знакомы с произведениями классиков, изучаемыми по школьной программе – это М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, А.П.Чехов и даже был упомянут Шекспир. Очевидно, сказывается влияние школьной программы.
3 Боянжи Н. Слайд 50 Малыши отдают предпочтение таким жанрам, как сказка – они на 1 месте. Ещё для учащихся начальной школы наиболее интересна тема природы, о животных – она на втором месте.
4 Степанова А. Слайд 51 Фантастика особенно интересна учащимся 5-9 классов. 38 ребят утверждают, что любят читать о космических путешествиях и перемещениях во времени. Тема природы интересна и подросткам (20% человек указывают данную тему). О дружбе и любви с удовольствием читают 15% респондентов.
5 Степанов И. Слайд 52 Многие участники опроса считают важной историческую тему. Ещё старшеклассникам интересна тема любви и дружбы. Стоит заметить, что у молодежи большой интерес вызывают книги в жанре «фэнтези». На третьем месте – детективы. Роман – любимый жанр учащихся старшей школы.
6 Тулум Ирина На вопрос, для чего нужны книги, ответили почти все участники анкетирования. Размышления детей отличаются полнотой ответа, самостоятельностью суждений, пониманием проблемы.
1 Тулум Инна Слайд 53 Приведём примеры некоторых высказываний: Книга нужна для того, чтобы хорошо учиться,
2 Борисенко В. познавать мир,
3 Боянжи Н. для развития интеллекта,
4 Степанова А. чтобы быть образованным, больше узнать,
5 Степанов И. для развития речи,
6 Тулум Ирина чтобы быть грамотным,
1 Тулум Инна расширять словарный запас и т.д.
Слайд 54 В настоящее время в разных странах статистикой занимаются различные службы. В Приднестровской Молдавской республике - Государственная служба статистики, которая осуществляет свою работу в рамках Министерства экономического развития ПМР.
2 Борисенко В. Слайд 55 И мы нашли на сайте этого министерства Статистический ежегодник Приднестровской Молдавской республики – 2014. Настоящий сборник является наиболее полным ежегодным изданием Государственной службы статистики Приднестровской Молдавской Республики, отражающим явления и процессы, происходящие в экономической, социальной и политической жизни республики. В этом сборнике есть раздел «показатели работы публичных библиотек».
3 Боянжи Н. Слайд 56 Работая над проектом «Статистика и школьная библиотека», мы не предполагали, что так много интригующего скрывается за «сухим» словом статистика. Нам было очень интересно самостоятельно проводить статистические наблюдения и исследования.
4 Степанова А. Слайд 56 Но больше всего нас поразил результат. Как это? С помощью чисел, каких-то статистических характеристик, мы получили исчерпывающие достоверные данные о времени, проводимым с книгой.
5 Степанов И. Слайд 57 Прав был Пифагор «….Числа правят миром…» .
Основным достоинством проекта является то, что мы самостоятельно провели не только статистические исследования, но и обработку, анализ полученных данных.
6 Тулум Ирина Мы считаем, что наш проект будет востребован не только учащимися, учителями школы, но и взрослыми, т.к. содержит интересный теоретический и практический материал.
Фильм 2(отр из Служ романа)
Библиотекарь Николаева В.И. Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о позитивном отношении у школьников к чтению, так и о том, что учебные нагрузки, вместе с другими факторами приводят к тому, что чем старше школьник, тем больше «деловое» чтение по школьной программе» теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.
В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены педагоги, психологи, библиотекари, родители.
В каком возрасте книга перестает приносить радость современному ребенку? Ответить на этот вопрос можно так: при переходе из начальной в основную школу. И это видно по результатам опроса наших учеников.
С каким удовольствием учащиеся начальной школы прибегают в библиотеку, роются в книгах, берут книги по рекомендации учителя, родителей, одноклассников. Процесс чтения у маленьких читателей проходит под контролем учителей на уроках внеклассного чтения, личных бесед с ребятами, родителями. У нас в школе проводятся экскурсии в библиотеку, конкурсы, викторины. Это все поддерживает у ребят интерес к книге.
И вот, они приходят в основную школу. В библиотеку они теперь больше прибегают за книгами, которые заданы. Их круг чтения сужается, а свободное чтение теперь больше формируется под влиянием рекламных акций, общения друг с другом. Самостоятельное чтение в этот период постепенно становится полярным: учебное (деловое) и развлекательное (легкое).
Причина сложившейся ситуации – в том, что с переходом в основную школу книге, как в семье, так и в учебно-воспитательном процессе, уделяется значительно меньше внимания, чем на начальном этапе обучения. Это постепенно происходит не только с художественной, но научно-популярной литературой. Самостоятельный процесс чтения литературы вызывает у ребенка серьезные трудности в восприятии и понимании текста, особенно что, касается научно-познавательных книг.
Тексты усложняются, а навыки работы с ними не приобретаются. Постепенно возникает психологический барьер, который ребенок самостоятельно не может преодолеть, и он заменяет книгу другим источником информации, более доступным для восприятия, таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребенка.
Увлечь ребенка чтением – задача не из простых. Здесь мало одних вразумляющих бесед и самых страстных призывов. Важно учитывать детскую психологию, склонность мальчишек и девчонок к играм, любовь к праздникам, желание проявить себя.
Принцип в массовой работе с детьми – обязательное их участие в подготовке и проведению чего бы то ни было: библиотечного урока, праздника и даже обзора литературы. Таким образом, включается мощнейший стимул – личная заинтересованность ребенка.
Формирование устойчивого читательского интереса – долгая, кропотливая работа, требующая от библиотекаря творчества и глубокого понимания психологии ребенка.
А сейчас мы хотим вам предложить заполнить Тест «Информационная культура специалиста» по Н.В. Збаровской
Рефлексия.
1 Тулум Инна Слайд 58 Ещё в нашей анкете был пункт «ваши пожелания», озвучим некоторые из них: больше хороших книг, чтобы библиотеку посещало больше читателей,
2 Борисенко В. чтобы библиотека сохранилась вечно,
3 Боянжи Н.пополнить библиотечный фонд,
4 Степанова А. больше журналов,
5 Степанов И. здоровья и успехов в работе нашему библиотекарю,
6 Тулум Ирина чтобы ученики сдавали в библиотеку интересные книги, которые им не нужны дома.
1 Тулум Инна Слайд 59 Последнее пожелание натолкнуло нас на мысль, и мы решили объявить в школе акцию «ПОДАРИ КНИГУ ШКОЛЕ».
Слайд 1
Выполнили: Степанов Иван ученик 9 класса, Борисенко Владимир ученик 9 класса Руководитель : Балан Валентина Михайловна, учитель математики и И и ИКТ I квалификационной категории Консультант Николаева Валентина Ивановна библиотекарь школы МОУ « Парканская основная общеобразовательная школа № 2 им. Д.И.Мищенко» Школьная библиотека - вчера, сегодня, завтра. Парканы-201 5 1Слайд 2
«Современного ребенка трудно заинтересовать книгой. Часто дети приходят в библиотеку с каким-то конкретным вопросом. Я думаю, что нужен особый подход, чтобы в круг интереса детей ввести как можно больше книг. Ведь как бывает: спросил ребенок об одном, а тропинка увела дальше в царство книг». Л.Л.Яхнин,писатель . 2
Слайд 3
«Статистика знает всё»,– утверждали Ильф и Петров в своем знаменитом романе «Двенадцать стульев» и продолжали: «Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин, станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!» 3
Слайд 4
Статистика Это ироническое описание дает представление о статистике (в переводе с лат. status – состояние) – науке, изучающей, обрабатывающей и анализирующей количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни. 4
Слайд 5
Мы не очень хорошо представляли себе, для чего они нужны, где применяются. В 5-ом классе мы познакомились с круговой диаграммой и процентами а в 6-ом – со столбчатыми диаграммами и графиками 5
Слайд 6
НЕДЕЛЯ науки А в прошлом учебном году у нас в школе в рамках недели науки все школьники занимались статистикой: мы подсчитали количество цветов, окон, парт, столов, ступенек в школе, выяснили у кого самая длинная коса, средний вес, средний рост, вычислили самого высоко и самого низкого ученика школы и т. д. 6
Слайд 7
7
Слайд 8
Актуальность Актуальность выбранной темы заключается в том, что статистические представления являются важнейшей составляющей интеллектуального багажа современного человека. Они нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов и др. 8
Слайд 9
Любой из нас, открывая книгу или газету, включая телевизор или попадая на вокзал, постоянно сталкивается с табличной формой представления информации (расписание уроков, расписание движения поездов, таблица умножения и т. д.) и в виде диаграмм или графиков. Нужно уметь обрабатывать и анализировать такую информацию, так как без статистической обработки данных, сравнении событий нельзя проследить развитие той или иной проблемы 9
Слайд 10
Гипотеза: Предположим, что наша школьная библиотека соответствует требованиям, предъявляемым к школьным библиотекам. 10
Слайд 11
Цели нашего исследования: Собрать статистические данные и обработать информацию о возможностях библиотеки школы как информационно центра. 2.Определить соответствия условий работы школьной библиотеки ожиданиям родителей, учителей и учащихся . 11
Слайд 12
Задачи: Собрать и обработать данные, используя метод анкетирования; Создать диаграммы для описания результатов анкетирования; Определить значимость библиотеки в оказании помощи учащимся школы при подготовке к занятиям, роль библиотеки в продвижении чтения и книжной культуры. 12
Слайд 13
Из истории книг и библиотек «Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги – в библиотеках» Свои исследования мы начали с того, что решили найти информацию об истории книг и библиотек, провели анкетирование и проанализировали весь собранный материал. 13
Слайд 14
Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. Вся история человеческого разума связана с библиотеками. Это совсем не спокойная история! За них сражались, их сжигали, теряли, находили, отрывали в толще погребенных временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Когда появились книги, и жизнь без них стала невозможной, то их надо было где-то содержать. Так и возникли книгохранилища, или библиотеки. 14
Слайд 15
Из истории слова biblion ( греческого происхождения) – книга th ё k ё – хранилище библиотека – собрание печатного и рукописного материала или хранилище книг 15
Слайд 16
Библиотека Библио - книга Тека - хранилище 16
Слайд 17
Древний Египет Пирамида Хеопса, иероглифы в гробницах. 17
Слайд 18
Первые «книги», Тексты на глиняных табличках 18
Слайд 19
Ашшурбанипал Фрагмент баральефа.Перед Царем Ашшурбанипалом Находится стол для курения ладана Ашшурбанипал собрал первую библиотеку на Древнем Востоке (20.720 табличек и фрагментов из этой коллекции хранятся в Британском музее). По приказу царя писцы разыскивали, собирали и переписывали тексты, хранившиеся в храмовых библиотеках других государств. 19
Слайд 20
В неё входят предзнаменования, основанные на истолковании событий, необычного поведения людей, животных и растений, а также на наблюдениях за движением Солнца, Луны, планет и звезд. Словари — необходимые для обучения писцов, содержат перечень шумерских, аккадских и др. слов. В библиотеке Ашшурбанипала также собраны заклинания, молитвы, ритуальные тексты, басни, пословицы и др. Библиотека Ашшурбанипала 20
Слайд 21
21 Берестяная грамота, Великий Новгород, XI–XIII вв. Берестяные грамоты
Слайд 22
ПЕРВЫЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ НА РУСИ Самая древняя старославянская рукописная книга «Киевские глаголические листки» написана около 1000 лет назад. 22
Слайд 23
Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “ Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.) . Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. 23
Слайд 24
Первая библиотека Ярослава Мудрого 24
Слайд 25
ПЕРВАЯ РУССКАЯ ПЕЧАТНАЯ КНИГА 25
Слайд 26
Библиотечный фонд 26
Слайд 27
операции по статистической обработке данных ( II этап) статистическое наблюдение ( I этап) выявление статистических закономерностей ( III этап) Этапы статистического исследования 27
Слайд 28
подготовительный ( I этап) сбор данных ( II этап) проверка собранных данных ( III этап) Этапы статистического наблюдения 28
Слайд 29
В своём проекте мы использовали такие методы исследования, как анкетирование учащихся. Анкетирование – это метод опроса посредством самостоятельного заполнения опросного листа (т.е. анкеты) респондентом (т.е. опрашиваемым) по указанным в нем правилам. 29
Слайд 30
В наших анкетах использовались закрытые и открытые вопросы. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Открытые вопросы - это вопросы, которые не содержит подсказки и не навязывает респонденту варианту ответов. Анкета была предложена учащимся 8,9 классов нашей школы - 31 человек, всего было заполнено 93 анкеты. 30
Слайд 31
Статистические характеристики : Среднее арифметическое ряда чисел – это частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых . 31
Слайд 32
Статистические характеристики : 32 Размах ряда чисел - это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.
Слайд 33
Статистические характеристики : Модой ряда чисел называется число, наиболее часто встречающееся в даном ряду. 33 Статистический ряд может иметь одну , две или несколько мод, может не иметь моды.
Слайд 34
Статистические характеристики: Медианой упорядоченного ряда чисел: - с нечётным числом членов называется число, записанное посередине; с чётным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. 34
Слайд 35
Расчёт основных статистических характеристик мы производили с помощью программы MS Excel . Эта программа позволяет оформить результаты табличным способом, отсортировать их, автоматически произвести все необходимые расчеты и проиллюстрировать их в виде диаграмм. 35
Слайд 36
Анкета 1 1. Знаете ли Вы где в школе размещена библиотека? (подчеркните нужное) Да Не знаю Знаю приблизительно 2. Посещаете ли Вы школьную библиотеку и как часто? (подчеркните нужное) Часто беру книги Не был ни разу Иногда захожу за книгами 3. Какой литературой пользуетесь чаще? (подчеркните нужное) Научной Художественной Публицистической Словарями, энциклопедиями 4.Оказывает ли Вам помощь в подборе литературы библиотекарь? Да, я охотно беру книги рекомендованные библиотекарем Нет Иногда 5.Как Вы считаете, подходит ли данное помещение для размещения библиотеки? Да, очень удобное Да, но можно расширить площадь помещения Нет, помещение слишком мало, нет читального зала 6.Устраивает ли Вас библиотечный фонд? Да, много книг разного направления, жанра Нет, часто нет нужных книг Хотелось бы пополнить фонд спец. литературой 7. Ваши пожелания 36
Слайд 37
Посещаете ли Вы школьную библиотеку и как часто? 37
Слайд 38
Какой литературой пользуетесь чаще? 38
Слайд 39
Оказывает ли Вам помощь в подборе литературы библиотекарь? 39
Слайд 40
Как Вы считаете, подходит ли данное помещение для размещения библиотеки? 40
Слайд 41
Устраивает ли Вас библиотечный фонд? 41
Слайд 42
Анкета 2 Любите ли Вы читать?(нужное подчеркнуть) а)Да; б) Нет; в) Смотря что Какой источник информации Вы предпочитаете? а) Книга; б) Периодические издания в) Энциклопедии, словари, справочники г) Электронные издания Интернета; д ) Телевидение; Что для Вас предпочтительнее? а) Работа с книгой; б) Считывание с компьютера Сколько времени в день Вы читаете?___________ Назовите своего любимого писателя, поэта и любимое произведение_______________________ Ваша любимая тема?_________________________ Какого жанра произведения Вы любите читать? ___________________ Как Вы считаете: для чего нужны книги?__________________________ 42
Слайд 43
Любите ли Вы читать? 43
Слайд 44
Какой источник информации Вы предпочитаете ? 44
Слайд 45
Что для Вас предпочтительнее? 45
Слайд 46
Высказыания детей: Книга нужна для того, чтобы хорошо учиться, познавать мир, для развития интеллекта, чтобы быть образованным, больше узнать, для развития речи, чтобы быть грамотным, расширять словарный запас и т.д. 46
Слайд 47
В Приднестровской Молдавской республике - Государственная служба статистики, которая осуществляет свою работу в рамках Министерства экономического развития ПМР. 47
Слайд 48
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК 2009 2010 2011 2012 2013 Число библиотек, единиц 139 139 139 139 138 Библиотечный фонд, тыс. экз. 2943,3 2929,4 2918,6 2905,2 2868,5 на 100 жителей, экз. 561 563 566 568 565 Всего читателей, тыс. чел. 167,6 168,3 167,3 154,2 150,9 из них в возрасте до 14 лет 68,9 68,8 68,3 64,2 63,3 Выдано читателям экземпляров, тыс. экз. 3280,5 3262,6 3241,2 2896,6 2764,0 Число единиц библиотечного фонда в среднем на 1 библиотеку, тыс. экз. 21,2 21,1 21,0 20,9 20,8 Число единиц библиотечного фонда на 1 читателя, шт. 17,6 17,4 17,4 18,8 19,0 Число выданных единиц библиотечного фонда в среднем на 1 читателя, шт. 19,6 19,4 19,4 18,8 18,3 Проведено публичных мероприятий, единиц 7388 7094 7086 7004 6223 Организовано книжных выставок, единиц 4254 4247 4417 4444 4243 Выдано библиографических справок, единиц 66094 63688 57719 54148 53206 Библиотечные работники, чел. 354 352 351 356 353 48
Слайд 49
Работая над проектом «Статистика и время школьника», мы не предполагали, что так много интригующего скрывается за «сухим» словом статистика. Нам было очень интересно самостоятельно проводить статистические наблюдения и исследования. Но больше всего нас поразил результат. Как это? С помощью чисел, каким-то статистических характеристик, мы получили исчерпывающие достоверные данные о времени, проводимым с книгой. 49
Слайд 50
Прав был Пифагор «….Числа правят миром…». Основным достоинством проекта является то, что мы самостоятельно провели не только статистические исследования, но и обработку, анализ полученных данных. Мы считаем, что наш проект будет востребован не только учащимися, учителями школы, но и взрослыми, т.к. содержит интересный теоретический и практический материал. 50
Слайд 51
Наши пожелания: больше хороших книг, чтобы библиотеку посещало больше читателей, чтобы библиотека сохранилась вечно, пополнить библиотечный фонд, больше журналов, здоровья и успехов в работе нашему библиотекарю, чтобы ученики сдавали в библиотеку интересные книги, которые им не нужны дома. 51
Слайд 52
АКЦИЯ ПОДАРИ КНИГУ ШКОЛЕ! 52
Слайд 53
Ребята! Бежим в библиотеку, Там знания дают! И удивительные книги Нашли там свой приют. Лишь тот, кто любит книгу Оценит жизнь сполна, И в будущем удача к нему придет тогда! 53
Слайд 54
Спасибо за внимание! 54
1. Знаете ли Вы где в школе размещена библиотека? (подчеркните нужное) Да Не знаю Знаю приблизительно 2. Посещаете ли Вы школьную библиотеку и как часто? (подчеркните нужное) Часто беру книги Не был ни разу Иногда захожу за книгами 3. Какой литературой пользуетесь чаще? (подчеркните нужное) Научной Художественной Публицистической Словарями, энциклопедиями 4.Оказывает ли Вам помощь в подборе литературы библиотекарь? Да, я охотно беру книги рекомендованные библиотекарем Нет Иногда 5.Как Вы считаете, подходит ли данное помещение для размещения библиотеки? Да, очень удобное Да, но можно расширить площадь помещения Нет, помещение слишком мало, нет читального зала 6.Устраивает ли Вас библиотечный фонд? Да, много книг разного направления, жанра Нет, часто нет нужных книг Хотелось бы пополнить фонд спец. литературой 7. Ваши пожелания | 1.Знаете ли Вы где в школе размещена библиотека? (подчеркните нужное) Да Не знаю Знаю приблизительно 2.Посещаете ли Вы школьную библиотеку и как часто? (подчеркните нужное) Часто беру книги Не был ни разу Иногда захожу за книгами 3.Какой литературой пользуетесь чаще? (подчеркните нужное) Научной Художественной Публицистической Словарями, энциклопедиями 4.Оказывает ли Вам помощь в подборе литературы библиотекарь? Да, я охотно беру книги рекомендованные библиотекарем Нет Иногда 5.Как Вы считаете, подходит ли данное помещение для размещения библиотеки? Да, очень удобное Да, но можно расширить площадь помещения Нет, помещение слишком мало, нет читального зала 6.Устраивает ли Вас библиотечный фонд? Да, много книг разного направления, жанра Нет, часто нет нужных книг Хотелось бы пополнить фонд спец. литературой 7. Ваши пожелания |
1.Знаете ли Вы где в школе размещена библиотека? (подчеркните нужное) Да Не знаю Знаю приблизительно 2.Посещаете ли Вы школьную библиотеку и как часто? (подчеркните нужное) Часто беру книги Не был ни разу Иногда захожу за книгами 3.Какой литературой пользуетесь чаще? (подчеркните нужное) Научной Художественной Публицистической Словарями, энциклопедиями 4.Оказывает ли Вам помощь в подборе литературы библиотекарь? Да, я охотно беру книги рекомендованные библиотекарем Нет Иногда 5.Как Вы считаете, подходит ли данное помещение для размещения библиотеки? Да, очень удобное Да, но можно расширить площадь помещения Нет, помещение слишком мало, нет читального зала 6.Устраивает ли Вас библиотечный фонд? Да, много книг разного направления, жанра Нет, часто нет нужных книг Хотелось бы пополнить фонд спец. литературой 7. Ваши пожелания | 1.Знаете ли Вы где в школе размещена библиотека? (подчеркните нужное) Да Не знаю Знаю приблизительно 2.Посещаете ли Вы школьную библиотеку и как часто? (подчеркните нужное) Часто беру книги Не был ни разу Иногда захожу за книгами 3.Какой литературой пользуетесь чаще? (подчеркните нужное) Научной Художественной Публицистической Словарями, энциклопедиями 4.Оказывает ли Вам помощь в подборе литературы библиотекарь? Да, я охотно беру книги рекомендованные библиотекарем Нет Иногда 5.Как Вы считаете, подходит ли данное помещение для размещения библиотеки? Да, очень удобное Да, но можно расширить площадь помещения Нет, помещение слишком мало, нет читального зала 6.Устраивает ли Вас библиотечный фонд? Да, много книг разного направления, жанра Нет, часто нет нужных книг Хотелось бы пополнить фонд спец. литературой 7. Ваши пожелания |
1.Знаете ли Вы где в школе размещена библиотека? (подчеркните нужное) Да Не знаю Знаю приблизительно 2.Посещаете ли Вы школьную библиотеку и как часто? (подчеркните нужное) Часто беру книги Не был ни разу Иногда захожу за книгами 3.Какой литературой пользуетесь чаще? (подчеркните нужное) Научной Художественной Публицистической Словарями, энциклопедиями 4.Оказывает ли Вам помощь в подборе литературы библиотекарь? Да, я охотно беру книги рекомендованные библиотекарем Нет Иногда 5.Как Вы считаете, подходит ли данное помещение для размещения библиотеки? Да, очень удобное Да, но можно расширить площадь помещения Нет, помещение слишком мало, нет читального зала 6.Устраивает ли Вас библиотечный фонд? Да, много книг разного направления, жанра Нет, часто нет нужных книг Хотелось бы пополнить фонд спец. литературой 7. Ваши пожелания | 1.Знаете ли Вы где в школе размещена библиотека? (подчеркните нужное) Да Не знаю Знаю приблизительно 2.Посещаете ли Вы школьную библиотеку и как часто? (подчеркните нужное) Часто беру книги Не был ни разу Иногда захожу за книгами 3.Какой литературой пользуетесь чаще? (подчеркните нужное) Научной Художественной Публицистической Словарями, энциклопедиями 4.Оказывает ли Вам помощь в подборе литературы библиотекарь? Да, я охотно беру книги рекомендованные библиотекарем Нет Иногда 5.Как Вы считаете, подходит ли данное помещение для размещения библиотеки? Да, очень удобное Да, но можно расширить площадь помещения Нет, помещение слишком мало, нет читального зала 6.Устраивает ли Вас библиотечный фонд? Да, много книг разного направления, жанра Нет, часто нет нужных книг Хотелось бы пополнить фонд спец. литературой 7. Ваши пожелания |
а)Да; б) Нет; в) Смотря что
а) Книга; б) Периодические издания в) Энциклопедии, словари, справочники г) Электронные издания Интернета; д) Телевидение;
а) Работа с книгой; б) Считывание с компьютера
___________________________________________
___________________________________________ |
а)Да; б) Нет; в) Смотря что
а) Книга; б) Периодические издания в) Энциклопедии, словари, справочники г) Электронные издания Интернета; д) Телевидение;
а) Работа с книгой; б) Считывание с компьютера
___________________________________________
___________________________________________ |
а)Да; б) Нет; в) Смотря что
а) Книга; б) Периодические издания в) Энциклопедии, словари, справочники г) Электронные издания Интернета; д) Телевидение;
а) Работа с книгой; б) Считывание с компьютера
___________________________________________
___________________________________________ |
а)Да; б) Нет; в) Смотря что
а) Книга; б) Периодические издания в) Энциклопедии, словари, справочники г) Электронные издания Интернета; д) Телевидение;
а) Работа с книгой; б) Считывание с компьютера
___________________________________________
___________________________________________ |
а)Да; б) Нет; в) Смотря что
а) Книга; б) Периодические издания в) Энциклопедии, словари, справочники г) Электронные издания Интернета; д) Телевидение;
а) Работа с книгой; б) Считывание с компьютера
___________________________________________
___________________________________________ |
а)Да; б) Нет; в) Смотря что
а) Книга; б) Периодические издания в) Энциклопедии, словари, справочники г) Электронные издания Интернета; д) Телевидение;
а) Работа с книгой; б) Считывание с компьютера
___________________________________________
___________________________________________ |
Прекрасное далёко
"Морская болезнь" у космонавтов
Проказы старухи-зимы
Солнечная система. Взгляд со стороны
Денис-изобретатель (отрывок)