Данная работа по направлению "Родословие" рассказывает о зарождении династии мараловодов Поповых, известных в нашей стране. Выполнила эту работу правнучка Фотея Попова Злобина Елена.В статье рассказывается о военном прошлом прадеда, а также о том, как было организовано им мараловодческое хозяйство в Республике Алтай.
Вложение | Размер |
---|---|
rodoslovnaya_e._zlobinoy.docx | 29.68 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алтайская средняя общеобразовательная школа № 2
Зарождение династии мараловодов Поповых
Работу выполнила: Злобина Елена Павловна,
учащаяся 6 «б» класса, МБОУ АСОШ № 2
Руководитель: Лебедева Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ АСОШ №2
с. Алтайское
2012г.
Содержание
3
Введение
Объект исследования: Родословное древо по материнской линии.
Предмет исследования: архивные материалы семьи.
Гипотеза: изучение родословия, бережное отношение к семейным реликвиям позволит сохранить культурные традиции прошлого и не дать прерваться связи поколений.
Цель: Изучить родословное древо семьи Поповых. Составить фамильное древо.
Задачи:
Методы исследования:
В ходе исследования мы изучили этимологию фамилии Поповых, традиции семьи, узнали о семейных преданиях и реликвиях, открыли страничку военной и послевоенной летописи семьи, о зарождении династии мараловодов Поповых.
4
Родословная – это роскошь, которая
делает вашу жизнь по- настоящему богатой.
В последние годы всё чаще и чаще в СМИ встречается слово «генеалогия», история рода, фамильное дерево.
Генеалогия, если говорить кратко, - наука о предках ныне живущих людей. Стало модным интересоваться своими предками, составлять генеалогическое древо или фамильное древо своего рода. Иногда ещё говорят: «Родословное древо», «Родословие». Да и что тут удивительного! Ведь так важно для каждого, ощутить себя не отдельной личностью, чей век недолог, а частью целого рода, звеном в цепи поколений, частью истории, наконец. А разве картина с фамильным древом на стене не превращает обычное жилище в обитель предков.
И вот в сентябре прошлого учебного года наш классный руководитель попросила нас, учащихся 5 б класса, подготовиться к классному часу по теме «Моя родословная». Меня это очень увлекло, и я решила составить фамильное дерево. В этом мне помогли семейные фотографии, вырезки из газет, бережно хранимые моей мамой, а также беседы с моими родственниками. И оказалось, что мой род по маминой линии восходит к знаменитейшей династии мараловодов Поповых из деревни Курдюм, Усть- Коксинского района Горного Алтая. Слово «курдюм» переводится с киргизского или монгольского как «быстрый ручей или скорость, быстрота».
Я перед собой поставила задачу, как можно больше узнать о своих знаменитых предках, чтобы в дальнейшем я могла передать эту информацию своим потомкам: детям, внукам, правнукам.
Я определила круг вопросов и тем, которые всегда были и остаются актуальными и интересными. Например, как возникла фамилия Поповы и что она означает? Есть ли традиционные для семьи имена? Какими уменьшительными именами называли моих предков и родственников? Есть ли семейные предания, реликвии? Кто изображен на старинных фотографиях? Какие блюда предпочитали мои предки, и что было традиционным на праздничном столе? и др.
Итак, фамилия Поповы принадлежит к фамилиям русского духовенства. Она произошла от церковного слова «поп», которое расшифровывается как «пастырь овец праведных».
У истоков рода Поповых стоит мой прадед Попов Фотей Петрович, 1909 года рождения. Он прожил нелёгкую, порой даже тяжелую жизнь, однако в памяти своих родных он остаётся как глава семейства, родоначальник, гордость семьи. [И не случайно, ведь в семье Фотея Попова было 13 детей, и 9 из них – сыновья. Да не просто абы какие, а кровь с молоком, рослые, широкоплечие. До войны в семье Фотея и Татьяны Поповых было семеро ребятишек, довольно крепкое хозяйство. В один из августовских дней второго года войны во время танковой атаки противника снаряд намертво накрыл пулемётное гнездо Попова. В алтайское село ушла «похоронка». До сих пор хранится она в семье. Скупые, скорбные строки: «Извещение № 31/182. Ваш муж Попов Фотей
5
Петрович, красногвардеец 450-го стрелкового полка, уроженец Алтайского края, 1909 года рождения, в бою за социалистическую Родину… убит 29 августа 1942 года у поселка 1-й Эстонский Мгинского района Ленинградской области».
А между тем похоронная команда, раскапывая засыпанных землёй, заметила, что дышит солдат Попов, доставила его в госпиталь…
Хромая, с висящей, как плеть, рукой, мартовским утром сорок третьего года вернулся он домой, списанный подчистую.
Татьяна Фоминична как раз расчищала снег с крыльца. Услышала скрип калитки. Глянула: «Он!» Замерла с веником в руках, пошатнулась. Овладев собой, истово охватила взглядом Фотея, стоящего на костылях, с вещмешком за плечами.
«Вернулся живой», написал наискосок злополучной похоронки красными чернилами Усть-Коксинский райвоенком. И дату поставил: «13 марта 1943 года». Ну а раз живой, так о жизни и надо было заботиться. С орденом Красной Звезды и боевыми медалями пришёл домой Фотей Петрович]1.
Так я открыла для себя страничку военной летописи нашей семьи. По фотографиям из семейного архива, можно увидеть, сколько орденов и медалей имел мой прадед Фотей.
Немало было у него наград, в том числе и орден Октябрьской Революции (эту награду он имел один в районе за неустанный труд на мараловодстве).
Следующим этапом моей работы стал вопрос: «А как же зародилась династия мараловодов Поповых?»
Начал мой прадед своё дело с того, что поехал в Талду к опытному мараловоду Семёну Егоровичу Чепрасову и сезон отработал у него. А вернувшись, решил создать семейную бригаду и создал её. Пришла мараловодческая страда. [Волновался Фотей, когда приступил с сыновьями к первому самостоятельному в своей жизни гону маралов. До мельчайших подробностей помнит те дни, когда ещё до солнца уносился на коне в горы, где в вышине, на вольных пастбищах, обнесенных бревенчатой изгородью, предстояло им окружить полукольцом очередное стадо маралов- рогачей и гнать его к ферме. А оттуда- напрямик в тесный загончик, называемый «разлучником». Там сибирские маралы разлучаются с пантами, молодыми, не успевшими закостенеть рогами. С того памятного 1944 года и берет начало династия мараловодов Поповых, ныне известная по всему Алтаю. По производству пантов занимают Поповы первое место в стране. Отлично работают! ]1
[ Фотей гордился тем, что о нем даже в Москве знают, правда, гордость эту скрывал за вечными своими шутками- прибаутками. И ещё он радовался, что большинство сынов приучились тоже к мараловодству. И не просто приучились, а стали даже обставлять отца по наградам, как Петр, например. Настало время, когда было Фотею не по силам руководить бригадой, носиться по тайге с утра до ночи. Вот и передал бригаду Фотей старшему сыну, строго наказывал: «Петьша, оставляю я тебе дело, которое считаю самым
6
важным в своей жизни. Смотри, не подведи!» И с какой гордостью был осиян, когда однажды Петр Фотеевич приехал домой со звездой Героя Социалистического Труда на груди. ]2
Дети всегда знали мужскую отцовскую поддержку, твердое и верное его слово, знали материнскую ласку. И все это оставило глубокий след в их душах. Имена и те в семье были добрые, ласковые: Петьша (Петр), Дуся (Евдокия), Нюся (Анна), Лёша (Алексей), Надьша (Надежда), Мина, Сергей, Володя, Евстигней, Михаил, Гоша (Георгий), Степа (Степан), Ниньша (Нина). А родителей своих они называли только «тятенька» и «маменька». Я провела сравнительный анализ имен, и выяснилось, что традиционными являются имена: Петр, Василий, Степан, Григорий, Надежда, Мина, Дуся, Сергей, Николай.
Много интересных историй поведал прадед своим потомкам. Рассказал он и том, как ездил он со своей семьей в Москву, на «Голубой огонек». [ В то время это была модная телепередача. Сейчас она тоже есть, но только на Новый год. А вот 40 лет назад этот самый «Голубой огонек» к каждому празднику «казали». Вот шуму- то было в маленьком Курдюме. Сегодня это может и смешно, но тогда… И вот на экране высвечивается заставка «Голубого огонька», и главное действие начинается. Вот показали Германа Титова, Валентину Терешкову, Кобзона… И вот телеведущая в красивом платье выходит чуть вперёд от столиков и говорит: «Среди сегодняшних гостей много замечательных людей, о которых мы говорили и ещё скажем, но сейчас я хочу представить всем вам и всей стране целую династию славных мараловодов из далёкого Горного Алтая – семью Поповых, и конечно же, сказать Фотею Петровичу и его супруге спасибо за такую большую семью и за тот труд, которым вы и ваши сыновья прославляют нашу Родину». Но вот подходит к столику сама Валентина Толкунова и в микрофон говорит: «А сейчас я спою для наших гостей – сибиряков песню «»Мы на лодочке катались»». Когда Толкунова запела: «В лесу говорят, растет говорят» - плавно помахивая платочком, пошла в танце, в Фотея будто бес вселился. Он соскочил со стула, подскочил к Толкуновой, обхватил ее рукой за талию и как гаркнет в микрофон: «Живет, говорят, хорошенький мальчоночка».Что тут началось! Герман Титов и Терешкова бешено аплодировали, Кобзон, тогда еще совсем молодой парень, хохотал напропалую. А в конце песни Фотей вообще учудил: поцеловал Толкунову в щечку и помахал в камеру рукой, мол, знай наших]2
Вот такая интересная история произошла с моим прадедом.
Много лет прошло с тех пор, как умерли мои прадеды, но продолжатели рода Поповых бережно хранят память о них и делятся своими воспоминаниями со всеми, кто ими интересуется. Благодаря газетным вырезкам из газеты «Уймонские вести» я узнала о выше упомянутых историях.
Моя семья несколько раз в год бывает в Горном Алтае, в Курдюме, и я всегда стараюсь расспросить своих родных о семье Поповых. Я узнала от своих бабушек и дедушек, какие традиционные блюда готовились раньше и готовятся сейчас. Это: блюдо под названием «курник»- пирог с курицей, пельмени с рыбой (что показалось мне не совсем обычным),
7
мясные котлеты, рыба, а также вяленое мясо. В общем, без особого изыска, так как живут они в суровом климате, и пища должна быть соответствующая. Из напитков любят клюквенный морс, а ещё специально приготовленное из пантов маралов снадобье, называемое гематогеном. Это для них источник витаминов и минералов.
Уходят из жизни старшие сыновья Фотея Попова, но дело его живет и развивается. На смену приходят молодые мараловоды Поповы. Сейчас в местечке Курдюм есть небольшая гостиница для желающих поправить своё здоровье. Они могут принимать пантовые ванны. Один из сыновей Сергей Фотеевич Попов занимается мараловодством в Казахстане.
Тринадцать сыновей и дочерей вырастили мои прадедушка и прабабушка. А если посчитать зятьёв, невесток, внуков да правнуков, то, пожалуй, за сотню перевалит. Есть среди Поповых летчики и моряки, механизаторы и железнодорожники, педагоги и врачи. А шестеро сыновей- мараловоды. Гордостью переполняется сердце: ни при каких обстоятельствах, никому не отдал своего отцовского права на руководство семьёй дед Фотей, потому и семья его, как и его изба- пятистенка, ладная да пригожая, срублена им на славу. Никакие житейские бури- непогоды ей нипочем. И обогреет, и напитает. Любого заезжего добром встретит. Сильны Поповы незыблемым трудовым укладом, высокой духовностью, верой, милосердием и добротой. На этом и стоят прочно.
Бережно хранятся в нашей семье реликвии: иконы, медали, старинная посуда и прялка, которой уже более 90 лет. Именно на ней моя прабабушка, Татьяна Фоминична, пряла шерсть, чтобы вязать своей огромной семье носки, рукавицы, свитера…
В заключении хотелось бы сказать, что пока мы чтим историю, она чтит нас.
Вывод
Работая над данной темой, мы пришли к выводу, что составленное нами родословное древо является маленьким шагом к постижению культуры и быта наших предков, не позволяет прервать связь поколений, даёт импульс для дальнейшего изучения роли одной семьи в контексте всей страны.
Перспектива
Работа рассчитана на ближайшие 3 года. Хотелось бы продолжить изучение рода Поповых, а также изучить родословную ветвь отца, о которой мне известно меньше.
Я надеюсь, что моя работа может быть представлена в районном краеведческом музее и, может быть, даже на уроках истории Алтайского края.
8
Источники информации:
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Любимое яичко
Весенняя сказка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Машенька - ветреные косы