проект по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_literature_8a_klass.pptx | 159.28 КБ |
Слайд 1
ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8А КЛАСССлайд 2
НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 3
Вечные ценности в жизни и в литературе совпадают, более того, зачастую литература помогает формированию у человека системы ценностей. Показывая читателю преступления против вечных ценностей, литература способствует более полному пониманию необходимости беречь их. Несомненно, не только литература, но и многие другие виды искусства помогают формированию системы ценностей, но всё же именно литературе принадлежит одна из ведущих ролей.
Слайд 4
Цель проекта: Нравственное оздоровление молодого поколения, возвращение к утерянным истокам нравственности. Это важно сейчас, когда многие ценности перепутаны, подменены, оболганы посредством желтой прессы, вредной литературы, пошлых фильмов.
Слайд 5
Задачи проекта: Привить юному читателю посредством любви к чтению такие черты характера, как честность, чувство справедливости, доброта, и в конечном счёте - любовь к Отечеству.
Слайд 6
Как возродить нравственные ценности? На решение этой задачи и направлен проект . Литература всегда носила нравственный идеал . Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни.
Слайд 7
Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит Николаю Алексеевичу Некрасову.
Слайд 8
Образы крестьянских детей в произведениях Н. А. Некрасова. Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы. В шестидесятые годы XIX века одно за другим появляются его произведения, где он дает целую галерею людей из народа, предстающих во всем многообразии и богатстве чувств. Много среди них и детских образов, о которых особенно трепетно, с сердечной теплотой и нежностью говорит автор. В поэме «Крестьянские дети» слышится неподдельное чувство поэта к своим героям. В произведениях Некрасова дети предстают безгрешными душами, вынужденными страдать и мучиться от несовершенства общества, от того «миропорядка», который установили взрослые. Но если их наблюдать в естественной обстановке — это озорные, веселые, до поры не знающие сословных границ светлые души. И поэт откровенно любуется ими. Ему близок немудреный мир крестьянских детей. Некрасов чувствует свою вину за несчастья и бедственное положение бедных детей, он хотел бы изменить порядок вещей но пока не в силах это сделать; поэт с гневом отвергает глупую покорность, которая вырабатывается со временем в душах людей. С этим он никогда не примирится .
Слайд 9
А .С. Пушкин в "Капитанской дочке" предстает перед нами очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. Главное внимание автора "Капитанской дочки" направлено на открытие внутреннего человека в человеке. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и путем спасения. А ключом к этой истине выступает у Пушкина тема милосердия . Не случайно эта повесть является одним из самых христианских произведений в мировой литературе, именно от нее в русской литературе идет традиция проникновенных диалогов “святых и преступников”, стоящих перед лицом Бога.
Слайд 10
Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп. Савельич возмущается: подарок бессмыслен, "он его пропьет, в первом кабаке". С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Но автор пишет, передавая мысли Гринева: "Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком". Здесь впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное. Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В какой-то момент герой повести ощутил жалость, сострадание к человеку, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно. Сделав шаг навстречу "страшному мужику", Петр Андреич поступил по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". Милосердием же Пугачев отвечает Петру Андреичу . Не боясь уронить достоинство атамана в глазах соратников, он следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: "… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов". Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и жизнь, подаренная офицеру вражеского войска . Писатель уверен в том, что человеческая история имеет свой смысл, что мир держится на добре, составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание .
Слайд 11
А.П.Чехов В своих произведениях Чехов откликается на нравственные и идейные искания современной ему интеллигенции. В центре его внимания – мера духовной ценности человека, независимо от его профессии и сословной принадлежности. Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Вопросы, поднятые Чеховым, обще человечны. В сюжетах из жизни интеллигенции Чехов высказал свои самые сокровенные мысли о современной ему действительности, о настоящем и будущем России, о нравственной позиции человека. В своих рассказах Чехов показывает, как погибают лучшие представители русской интеллигенции. Одним из таких людей является доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья». Он принадлежит к той части русской интеллигенции, которой Чехов восхищался. В образе доктора Дымова соединились и героизм труда, и нравственная сила, и благородная любовь к Родине. Его жена Ольга Ивановна посвятила свою жизнь поискам «великого человека». С её образом связана тема пошлости, бессмысленности обывателей, а, по словам Горького, пошлость была врагом Чехова. Ольга Ивановна так и не увидела рядом с собой человека, которого она искала, не поняла силы и красоты Дымова. Его талант и замечательные душевные качества были замечены только после смерти. Ольга Ивановна так и не поняла, что ценность человеческой жизни в ней самой, а не в ложном величии.
Слайд 12
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» позволяет увидеть тему двуличности с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя её бесправию, угнетению других. Вместе с этим автор заставляет читателей задуматься над нравственными категориями такими, как честь, совесть, долг , которые всё время делали человека ответственным за всё происходящее с ним и обществом. Вся композиция рассказа, построенная на противопоставлении картин бала и наказания беглого солдата, переданных через восприятие Ивана Васильевича, подводит нас к этим размышлениям. Ему предстоит понять, что хорошо, что плохо, дать оценку происходящему и сделать выбор своей дальнейшей судьбы. Он увидел, что страшная расправа над человеком вершилась привычно человеком, который на том же балу был весел, добр. Ему было да такой степени стыдно, что он опустил глаза, поторопился скорее уйти домой. Почему он не вмешался в происходящее? Наверное, потому, что такая ужасная сцена, впервые увиденная, ошеломила его. Из рассказа становиться понятно, что дойти до конца размышлений Ивану Васильевичу не удалось. Совесть не позволяет ему в дальнейшей жизни стать военным, так как он не смог бы расправиться как полковник с человеком. Совестливость, чувство ответственности за свои поступки не позволили Ивану Васильевичу стать «винтиком» в бездушной государственной системе.
Слайд 14
Главный герой рассказа, полицейский надзиратель Очумелов, через свою служебную обязанность старается выяснить, почему это собралась толпа. Он серьезно берется за дело. Врезаясь в толпу, грозно ставит ряд вопросов: и «Из которой это возможности здесь? Почему здесь? Кто кричал?» И вот здесь начинаются странные преобразования. Несколько раз повторяется ситуация выяснения, чья собака. Пять и или шесть раз изменяется ответ на этот вопрос, и столько же раз изменяется поведение Очумелова и его оценка события. Сначала полицейский надзиратели набирает вид человека властного, разговаривает сурово. Величественно «шевеля бровями», он решает оштрафовать хозяина «бродячего скота», а «собаку уничтожить». Тот ответ кого-то из толпы, что собака принадлежит генералу Жигалову, сразу изменяет и вид Очумелова, и его взгляд на ситуацию и виновника. Очумелов - будто ящерица-хамелеон, который изменяет свою окраску от освещения. Он несколько раз изменяет свое решение в зависимости от того, кто хозяин собаки. В основе всех изменений поведения Очумелова - незыблемая убежденность в высочестве «генеральского» над всем другим.
Слайд 15
Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто ее хозяин, весьма показательна и характерна для всех времен и народов. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации.
Слайд 16
От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо пророки и низменные желания. Множество писателей в своих произведениях проверяли, будут проверять своих героев, посылая им это чувство. Каждый автор по-своему пытается объяснить любовь. Один из этих авторов А.И. Куприн . Александр Иванович постоянно затрагивал эту тему в своих произведениях. Словами одного героя Куприн выражает свою точку зрения: ”Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”, для писателя она - дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона.
Слайд 17
1 .“Куст сирени” Нравственные проблемы, которые поднимает автор в этом произведении- это вопросы верности идеалам, упорство в выбранном пути, вера в свою любовь. 2 .”Гранатовый браслет” Куприн развивает тему “маленького человека”. Чиновник Желтков тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встаёт над мелочной суетой жизни. Любовь возвысила его, стала смыслом его жизни. Уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную.
Слайд 18
Почему именно нравственность играет такую важную роль в процессе создания образа литературного героя? Литература разных эпох и времен, разных жанров и разных стран всегда сосредотачивается вокруг человека и его натуры. И главный вопрос, который поднимается – это вопрос нравственности и духовности главного героя . Но нравственность само по себе – довольно многогранное и обширное понятие, поэтому характеры многих известных литературных героев сложные и порой непонятные. Но самое главное – это то, что герой обладает нравственными основами, и через какие бы испытания он бы не проходил, ему удается раскрыть лучшие качества в себе. Особенно это касается русской литературы, в которой вопрос поиска нравственности и духовности всегда стоял довольно остро. Русские писатели разных эпох акцентировали внимание читателей на нравственные основы своих героев и рассказывая их истории, показывали какой тяжкий путь им пришлось пройти. Встречается, что герои проходят через многие тяжелые жизненные обстоятельства, чтобы разобраться в себе и найти тот фундамент нравственности, который помогал бы им жить честно и справедливо.
Слайд 19
Участники проекта: Мамедова А. Страмцов Д. Бражникова А. Ширяева Е. Пивнева Ю. Кондратьев А. Руководитель проекта Каменская Н.В.
Эта весёлая планета
Прекрасное далёко
Что есть на свете красота?
Рисуем крокусы акварелью
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?