Мы должны знать историю своего рода.
Вложение | Размер |
---|---|
yagello.docx | 32.45 КБ |
yagello_nado.part1_.rar | 3 МБ |
yagello_nado.part2_.rar | 3 МБ |
yagello_nado.part3_.rar | 3 МБ |
yagello_nado.part4_.rar | 3 МБ |
yagello_nado.part5_.rar | 3 МБ |
yagello_nado.part6_.rar | 2.83 МБ |
ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ РФ
«ОТЕЧЕСТВО»
2010 ГОД
СЕКЦИЯ: РОДОСЛОВИЕ
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ:
«ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ»
Автор работы: Артюшенко Сергей
Место выполнения:
ст. Георгиевская, Кочубеевский район,
МОУ СОШ № 11, 4 класс.
Научный руководитель:
Артюшенко Надежда Александровна,
учитель МОУ СОШ №11
станицы Георгиевской
Кочубеевского района
Ставропольского края
Станица Георгиевская 2010 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1: СЕМЬЯ МАНКЕВИЧ В ХIX ВЕКЕ
ГЛАВА 2: ССЫЛЬНЫЕ СЕМЬИ ЯГЕЛЛО И ОЦЕПА ИЗ ПОЛЬШИ В СИБИРЬ
ГЛАВА 3: СУДЬБА СЕМЬИ МЕЛЕНЕЦ И ЕЕ ПОТОМКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Мы, русские, относимся с пренебрежением к своему фамильному прошлому. Большинство своими предками не интересуется и вряд ли знает свою родословную далее дедов, степень уважения к которым, обыкновенно, соизмеряется с тем состоянием, которое они оставили. Историческое самосознание, столь необходимое для великого народа, не придет до тех пор, пока не установится духовная связь между потомками и предками, сокрытыми в глубине веков. П. Кречетов
Много ли вам известно об истории вашей семьи? Почти каждый может немало рассказать о своих родителях, бабушках и дедушках, но жизнь представителей старших поколений, как правило, скрыто от нас пеленой полного неведения. В лучшем случае мы видели фотографии в старых семейных альбомах.
Говорят, что человек живет, пока о нем помнят. К сожалению, память о своих предках утратила для большинства былую ценность.
Я впервые изучил весь собранный материал наших предков. В хронологическом порядке расставил все документы. После исследования составил родословное дерево нашей семьи по линии матери – Артюшенко-Батраченко Надежды Александровна и карту их перемещения.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Систематизировать архивные данные семейного архива семьи Артюшенко - Батраченко
ЗАДАЧИ: Изучение исторической литературы тех событий ;систематизация материалов и документов семейного архива для сохранения и дальнейшего использования; составление генеалогического древа нашей семьи и карты перемещения наших предков.
НОВИЗНА: Составил карту переселения наших предков. Несмотря на восстания, революции, войны, крепостное право наши потомки являются образцовым показателем образованности, настойчивости, целеустремленности и т. д. Они все являются выходцами из многодетных семей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Материал исследования может быть использован на уроках истории и классных часах. Работа будет храниться в семейном архиве, и пополняться от поколения к поколению. Фотоколлекция может использоваться при сравнительной характеристике последующих поколений
ГЛАВА 1: СЕМЬЯ МАНКЕВИЧ В ХIX ВЕКЕ
Наши корни берут свое начало в XIX веке от двух имен Манкевич Корнил и Розалия. Это мои прапрапрапрабабушка и прапрапрапрадедушка. Жили они на территории Белоруссии.
Лукьян Корнилович был крепостным крестьянином у помещика пана Клевдуша. Имение это было около речки Безымянки и деревеньки из четырех хат (в дальнейшем она была названа «Вторые Свилы»). Помещик относился к крепостным снисходительно.
Освобожденные крестьяне 19 февраля в 1861 году получили по три десятины земли на каждый крестьянский двор или семью. Дедушка Корнил также получил надел на свою семью из владений пана Клевдуша. Крестьянская земля была разделена земельными полосками помещика. Если вдруг крестьяне потравят эту полоску, то приходилось отрабатывать и так продолжалось до Великой октябрьской революции.
У дедушки Корнила было четыре сына: Виктор, Лукьян, Роман, Филипп и дочь Софья. Дедушка занимался сельским хозяйством: пахал сохой землю, сеял жито, ячмень, лен, сажал картофель. /9/
Сыновья батрачили у помещика. Мой прапрапрадедушка Лукьян начал работать с 10 лет у пана Клевдуша. Сначала он работал дворовым мальчиком, потом после совершеннолетия – конюхом, ямщиком при частых разъездах пана.
После отбывания воинской повинности Лукьян женился на красивой девушке Анне Венедиктовне Седюкевич из деревни Малые Стайки.
До замужества Анна выполняла разные работы по найму у людей, была пастушкой, потом домашней работницей у пани Трапелинской.
Дедушка Манкевич Лукьян Корнилович и бабушка Анна не умели читать и писать. Через год после замужества у них родился первый сын – Виктор.
В начале 80-х годов 19 столетия их разных мест Белоруссии и центральных областей Европейской России крестьяне переселялись за Волгу на жительство в бывшую Самарскую губернию, ныне Куйбышевская область. В 1883 году Лукьян и Анна поехали за Волгу. В разных уездах Самарской губернии прожили пять лет. Земли не получили, так как уехали из Белоруссии без разрешения.
Лукьян Корнилович устроился в артель плотником, которая была организована подрядчиком.
Совершенно иначе сложилась жизнь у Анны Венедиктовны. Приходилось жить в чужих углах среди незнакомых людей, с чуждыми ей обычаями, нравами и резко отличающимся наречием от белорусского.
В 1885 году в селе Дмитриевке Чистовской области Самарского уезда Самарской губернии у них рождается сын Проша (мой прапрадедушка). В 1887 году родилась дочь Елизавета.
Бабушка Аня с детьми уехала назад в Белоруссию в деревню Малые Стайки к своей матери. Через четыре месяца дедушка Лукьян вернулся в дом своего отца в Белоруссию. Родители поселили своего сына с семьей в овин,где сушили зерновые культуры. Здесь они прожили около года.
Дедушка Лукьян работал плотником и себе построил домик, в котором прожил с семьей шесть лет. Через год, как по заказу, у бабушки Ани рождались дети. В 1902 году в семье было уже восемь сыновей и дочь Лиза. Из муки и вареного картофеля пекли хлеб. Одежда была из домотканого грубого полотна. Обувь – липовые и лозовые лапти. Анна Венедиктовна зимой пряла кудель, весной ткала полотно, потом мыла его в речке и отбеливала на солнце. Летом она уходила к людям на поденную работу – жать, грести сено. Дедушка Лукьян строил дома и надворные строения.
Манкевич Прокопий Лукьянович стал работать в восемь лет в доме отца. Два года водил слепца – нищего Антона Ложкого из-за куска хлеба. Потом пас скот у богатого крестьянина Ивана Синицы. В 1895 году в десять лет он бегал в соседнюю деревню учиться грамоте, читать, писать, считать.
Школ нормальных не было, нанимали молодых людей с образованием за свой счет. Учитель ходил из хаты в хату со своими учениками. Букварей не было, были просто разные книги у всех, кто какую купил./7/
В 1896 году Лукьян Прокопьевич отвез Прошу и Виктора в Иодское народное училище Министерства народного просвещения. Здание было деревянное, состояло из комнаты для занятий, квартиры учителя, комнаты сторожа школы, комнаты для приезжих учеников. Спали на нарах в два яруса. Печь топили утром и вечером. Еду ученики варили сами в печке. Уроки учили при лампе. Родители в воскресенье привозили продукты на всю неделю.
В 1900 году Прокопий закончил курс обучения начальной школы на «отлично». Осенью поступил Красногорскую второклассную учительскую школу (готовили учителей для школы грамоты). Здесь изучали русский язык, грамматику, теорию словесности, закон божий – молитвы наизусть с объяснениями, математику. Окончившие училище обязаны были выполнять обязанности дьячка в церкви. Имелось общежитие.
Окончив школу, дедушка Проша пошел в школу грамоты на работу, а по совету священника поступил в Белорусскую церковную учительскую школу в местечке Боруни Виленской губернии Осимянского уезда. Эта школа была открыта в 1903 году, в нее набирали детей крестьян. В этой школе получали свидетельства со званием учителей начальных школ с правом преподавания в двух классных школах церковного ведомства и министерства народного просвещения.
В декабре 1905 года состоялась революция. Была забастовка в школе, всех ее участников исключили из школы./4/
В 1906 году Прокопий уехал в Сибирь искать место работы. Его назначили учителем в Демьяновку ( дети приходили из двух сел: Корниловка и Харитоновка ). Зимние каникулы были с 21 декабря по 1 января, а летние – за неделю до Пасхи и до Покрова.
Весной он едет в город Омск на курсы учителей. 1 января 1909 года его направляют в село Серетенское в новую школу.
14 июля 1914 года началась война с Германией. Брата Ганю мобилизовали в армию. Он был учителем Симоновской начальной школы. После Октябрьской революции был первым секретарем Совета рабочее-крестьянских депутатов города Ачинска. В 1918 году был расстрелян белыми бандитами атамана Семенова. Перед расстрелом он закричал: «Стреляйте! Завтра расстреляют вас». В центре города Ачинска стоит ему и другим его соратникам памятник.
В 1917 году дедушку Прошу назначают директором одной из школ города Ачинска. Позже в школу прислали учительницу Ягелло Антонину Антоновну (дочь ссыльного в Сибирь царской властью поляка, участника восстания против царского гнета, предположительно, она является представительницей династии польских королей и литовских князей). Дедушка Проша начал встречаться с Антониной и в мае 1918 года обручился./6, приложение с. 2, фото №№5-8/
ГЛАВА 2: ССЫЛЬНЫЕ СЕМЬИ ЯГЕЛЛО И ОЦЕПА ИЗ ПОЛЬШИ В СИБИРЬ
В 1879 году за участие в польском восстании в Сибирь были сосланы тысячи людей, в том числе и наша предки. Семья Оцепа Ивана из города Кракова (Польша) была выслана в город Ачинск Красноярского края. В семье было две дочери, сын и жена. Одну из дочерей звали Екатериной Ивановной (ей было 16 лет). Всю жизнь Екатерина тосковала о своей родине, часто вспоминала город Краков. Мечтала уехать в Польшу. С ними была сослана и семья Ягелло. Ягелло Антон Александрович оставил в Польше жену и троих детей. В Сибири 40-летний Ягелло Антон Александрович в 1882 году женился на Оцепа Екатерине Ивановне . Венчались в костеле города Ачинска. Было у них 18 детей, многие умерли во младенчестве. В живых остались пять дочери: Юлия, Антонина, Елизавета, Елена, Александра и два сына: Михаил и Николай.
Бабушка Катя была хорошей матерью и бабушкой. Она была добрая, ласковая, очень трудолюбивая, немногословная. /7, приложение с. 1, фото №№1-4/
Сестра Антонины – Елена Ягелло была влюблена в Ганю, который погиб от рук белогвардейцев. Она замуж так и не вышла, была верна своей любви. Елена жила с сестрой Антониной, работала учителем и помогала воспитывать ее детей.
1 сентября 1919 года дедушка Проша и бабушка Тоня переехали в деревню Тимофеевку. Вскоре к ним приехала Ягелло Елена Антоновна.
В 1920 году платили жалованье мелким серебром. 30 ноября 1921 года у них рождается сын Анатолий. Жили они в станице Бочкарева. 1929 год для Сибири был очень тяжелым.
В 1920 году по разрешению правительства родители Оцепа Екатерины Ивановны с семьей уехали в Польшу. Ссыльные тогда уезжали к себе на родину. Бабушка Катя не поехала, не могла оставить своих детей – в то время в живых было 7 человек. Она была совсем неграмотной. В то время через город Ачинск проходила железная дорога, она держала нахлебников, пекла хлеб. К тому времени подросли старшие дети. Юлия и Елизавета работали на постройке гимназии. Они не смогли учиться, но старались, чтобы младшие сестры Антонина и Елена были грамотными. К тому времени Тоня и Лена учились в гимназии. Елена закончила с золотой медалью, а Антонина с серебренной. /8/
4 августа 1924 года в городе Боготол родилась дочь Антонина. Ее назвали в честь матери.
С 1926 года по 1927год дедушка Проша учился на курсах учителей.
Его сын Анатолий в 1939 году окончил десять классов и поступил работать учителем начальных классов.
В 1936 году Прокопий Лукьянович со своей семьей переехал в город Котольниково и жили там до июля1942 года.
Весной 1943 года бабушка Тоня с дочерьми: Тоней и Розой переехали в город Красносельск. Сын Анатолий был на фронте, шла Великая Отечественная война. Дедушка Проша переехал позже. В Красносельской школе он проработал с 17 апреля 1944 года по 1951 год. В 1947 году он вступил в ряды КПСС. Через год получил партийный билет. Дочь Роза после Бузулуского лесного техникума работала в лесной Волынской области – тексатором, а потом поступила в городе Киеве в Сельскохозяйственный институт. /4/
ГЛАВА 3: СУДЬБА СЕМЬИ МЕЛЕНЕЦ И ЕЕ ПОТОМКОВ
Манкевич Антонина Прокопьевна окончила Кубанский сельхозинститут. В 1947 году вышла замуж за Меленец Сергея Алексеевича. /приложение с. 3, фото №№9-12, документ №1, с. 4, фото №№13,14, документ №2/ Родители Антонины 1947 году переехали в Калужскую область. Дочь Тося осталась с мужем после Кубанского Сельскохозяйственного института на родине. Антонина и Сергей работали агрономами, а затем после переезда в ст. Васюринскую Динского района Краснодарского края преподавали в школе. Преподавали физику, математику, биологию, химию. Сергей Алексеевич занимал должность завуча, затем директора. У них было пять дочерей: Татьяна, Ольга, Наталья, Александра, Галина и два сына: Алексей и Александр. /приложение с. 6 фото №16, с. 7 №17/
Меленец Ольга Сергеевна родилась в городе Краснодаре. Окончила десять классов и поступила в Анапский сельхозтехникум. / с. 5 фото №№15,16, документ №3 / В 1969 году вышла замуж за Батраченко Александра Яковлевича. В 1970 году окончила техникум и уехала вместе с мужем в поселок Терский Буденновского района (Прикумского). /10/
В семье Батраченко родилось трое детей: Зоя, Надежда и Роман. /приложение с. 9 фото 25, документ №№4-5/ Зоя Александровна, 24. 12. 1971 г. р., после окончания школы поступила и окончила в Ставропольский технологический техникум. В 1992 году вышла замуж за Рублева Андрея Ивановича. В семье трое детей: Вячеслав, Семен и Денис. Роман, 25, 11, 1997 г. р., после окончания школы окончил Ставропольский инженерный институт. В 2008 году женился на Кобозевой Юлии Александровиче. Родился в 2011 году сын Дмитрий.
Дочь Надежда родилась 5 августа 1976 года в поселке Терском. После окончания школы получила специальность учителя начальных классов в Ставропольском Государственном университете. В 1997 году вышла замуж за Артюшенко Виталия Анатольевича и переехала в станицу Георгиевску Кочубеевского района Ставропольского края. В этом же году у них родилась дочь Анастасия. На данный момент она ученица 7 класса МОУ СОШ №11. В 2000 году родился сын Сергей. Сейчас он учится в 4 классе. В 2006 году родилась дочь Елена, в данное время ходит в детский садик. Артюшенко Надежда Александровна с 1999 года работает учителем начальных классов. /11, приложение с. 10-11 фото №№27-30, документ №6/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сведения о судьбе предков порой могут облегчить выбор профессии. Нередко наблюдаются удивительные совпадения: представители одного рода неизменно преуспевают или, наоборот, терпят неудачи на определенном поприще.
Занятия генеалогией улучшают жизнь в семье.
Нельзя забывать и о воспитательном значении генеалогии. Изучая историю своего рода, дети учатся уважению к старшим, бережному отношению к семейным реликвиям и с раннего возраста привыкают осознавать себя не центром мироздания, а личностью, существование которой определяется важнейшей связкой «я – семья – род - народ».
Изучение истории своей семьи - это увлекательное и интересное занятие, подчас напоминающее детективное расследование. При изучении документов из семейного архива мы увидели, что корни дошли до города Кракова (Польша), Белоруссии. В нашем роду были поляки, белорусы, черкесы, адыгеицы, русские, казаки. По карте расселения мы видим, что наши предки не жили на одном месте, волею судьбы и власти передвигались по Польше, Белоруссии, Сибири, Краснодарскому краю, Ставропольскому краю, Самарской области и т. д. Все поколения трудились на совесть, занимались сельским хозяйством и растили своих внуков и правнуков. В каждом поколении есть представители, которые отдали долг Родине в период восстаний, революций и воин. Наша мама, Артюшенко Надежда Александровна, является потомственным учителем в четвертом поколении. Я хочу быть таким же смелым, грамотным, дружелюбным, неунывающим как наши предки.
Жизненная задача всякого – познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста… Павел Александрович Флоренский
БИБЛИОГРАФИЯ
Зимовье зверей
Четыре художника. Осень
Мороз Иванович
5 зимних аудиосказок
Солдатская шинель