Данная презентация содержит теоретический материал по теме "Выразительные средства языка " и практические задания. Может использоваться для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, а также при выполнении заданий по развитию речи на уроках русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_ege_vyrazitelnye_sredstva_yazyka.ppt | 1.56 МБ |
Слайд 1
Выполнила ученица 11 класса, Крупская Екатерина. Руководитель: учитель русского языка и литературы Крупская Светлана Анатольевна. МКОУ Шелеховская СОШ 2014 годСлайд 2
Выразительные средства языка. Аллегория Аллитерация Анафора Гипербола Инверсия Литота Метафора Оксюморон Парцелляция Эпитет Эпифора Умолчание Градация Олицетворение Практические задания
Слайд 3
Аллегория. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например: в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
Слайд 4
Аллитерация. Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А.С. Пушкин).
Слайд 5
Анафора. Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. Анафора широко используется при построении периода, члены которого начинаются одними и теми же служебными словами. Например: Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, - мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я (Гоголь).
Слайд 6
Гипербола. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы , значения и т.д. какого – либо предмета, явления. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что вспоминает. В художественной речи гипербола часто переплетается с другими средствами – метафорами, олицетворениями, сравнениями. Например: «В сто сорок солнц закат пылал» ( Маяковский).
Слайд 7
Градация. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся смысловое или эмоционально – экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления. Например: «Не жалею, не зову, не плачу…» ( С.А. Есенин).
Слайд 8
Инверсия. Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или придания предложению особого смысла. Например: « Тут сгорел мой приятель со стыда» (Тургенев).
Слайд 9
Литота. Троп, противоположный гиперболе. Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Например: «Мальчик с пальчик, мужичок с ноготок», «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов).
Слайд 10
Метафора. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов или явлений. Метафора – один из наиболее распространенных тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Например: нос корабля, ножка стола, заря жизни, льется речь, стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.
Слайд 11
Оксюморон. Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Оксюморон всегда содержит элемент неожиданности. Например: горькая радость, красноречивое молчание, сладкая скорбь, грустная радость. На оксюмороне нередко строится заголовок произведения: Л. Толстой «Живой труп», Ю. Бондарев «Горячий снег».
Слайд 12
Олицетворение. Троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать. Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно?
Слайд 13
Парцелляция. Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Например: с девушкой он вскоре поссорился. И вот из – за чего. ( Гл. Успенский).
Слайд 14
Умолчание. Оборот речи, заключающийся в том, что автор должен, не до конца выражать мысль, представляя читателю самому догадаться, что именно осталось не высказанным. Например: Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я вблизи, я близ Кавказа рождена. (Пушкин)
Слайд 15
Эпитет. Художественное, образное определение, вид тропа. При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное – приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Например: мороз – воевода, бродяга – ветер, старик – океан; гордо реет Буревестник. (Горький)
Слайд 16
Эпифора. Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда ( стиха, строфы, предложения и т.д.) Например: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Слайд 17
Какой троп используется в тексте? У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, иду- Красивый двадцатидвухлетний. (В.Маяковский) 1. Эпитет 2. Метафора 3. Олицетворение 4. Оксюморон Правильный ответ: 2. Метафора
Слайд 18
Какой троп используется в тексте? Люблю я пышное природы увяданье… (А.Пушкин ) 1. Эпитет 2. Метафора 3. Олицетворение 4. Оксюморон Правильный ответ: 4. Оксюморон
Слайд 19
Какой троп используется в тексте? Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной. (А.Пушкин) 1. Эпитет 2. Метафора 3. Сравнение 4. Оксюморон Правильный ответ: 3. Сравнение
Слайд 20
Какой троп используется в тексте? Устало всё кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И жёлтый тот листок, что наконец свалился. (А.Фет) 1. Эпитет 2. Метафора 3. Олицетворение 4. Оксюморон Правильный ответ: 3. Олицетворение
Слайд 21
Желаем успеха!
Лавовая лампа
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
О чем поет Шотландская волынка?
Басня "Две подруги"
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"