Река Серебрянка, образующая в черте города Пушкино обширное водохранилище – главная наша природная достопримечательность. Берега реки – излюбленное место отдыха горожан. Серебрянка, в верхнем и среднем течении, несмотря на серьезную рекреационную нагрузку – живая река. Она богата рыбой, по её берегам гнездятся утки, в прибрежном кустарнике по весне поют соловьи и дрозды. Для крупного Подмосковного города это важный признак экологического благополучия. Очевидна важность бережного обращения с таким уникальным природным объектом.
Вложение | Размер |
---|---|
Серебрянка: экологические проблемы малой реки в черте города | 91 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Пушкино
Информационно-исследовательский проект по ОБЖ
Серебрянка: экологические проблемы малой реки в черте города
Выполнил: Лебедев Ярослав, 7 «Б» класс
Руководитель: Салин А. А., учитель ОБЖ
Пушкино, 2015г.
1. Введение
Пушкино один из немногих городов Подмосковья который по праву можно назвать Зеленым Городом. Отсутствие крупных промышленных предприятий на территории города и района позволяет считать нашу Малую Родину экологически чистой.
Река Серебрянка, образующая в черте города обширное водохранилище – главная наша природная достопримечательность. Берега реки – излюбленное место отдыха горожан. Серебрянка, в верхнем и среднем течении, несмотря на серьезную рекреационную нагрузку – живая река. Она богата рыбой, по её берегам гнездятся утки, в прибрежном кустарнике по весне поют соловьи и дрозды. Для крупного Подмосковного города это важный признак экологического благополучия. Очевидна важность бережного обращения с таким уникальным природным объектом. [1]
Актуальность проблемы:
Здание МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино расположено на территории непосредственно прилегающей к реке Серебрянка. В домах поблизости проживают семьи большинства обучающихся нашей школы. Поэтому тема улучшения санитарно-экологической обстановки в микрорайоне волнует как учителей, так и учеников.
Объект исследования:
Цели исследования:
Задачи исследования:
Глава 1.
Река Серебрянка – уникальный природный объект
В своей работе я использовал материалы проекта «Серебрянка: малой реке большую жизнь!», который ведется юными экологами нашей школы с 2012 года. Эти материалы я использовал, как базовые, так как кроме краеведческой информации не удалось найти комплексного описания реки ни в литературе, ни в электронных ресурсах.
1.1. Экосистема реки
В 2012-2014гг. силами школьных экологических патрулей было проведено исследование современного состояния территорий, прилегающих к реке Серебрянка в черте г. Пушкино - экспедиция «Живая река», результаты которой легли в основу данной работы. В ходе работы учебной экспедиции на исследуемой территории было выявлено:
Определенный интерес представляет обнаружение в пойме Серебрянки (в черте города) видов растений и животных, занесенных в «Красную книгу Московской области»: растения – кувшинка белая, пальчатокоренник пятнистый; бабочки – переливница ивовая, павлиноглазка малая, медведица-госпожа; земноводные – жаба зеленая; пресмыкающиеся – уж обыкновенный.
1.2. Отношение местных жителей к проблемам реки
В мае-июне 2014г. было проведено изучение мнения жителей г. Пушкино о различных аспектах проблемы благоустройства прибрежной зоны реки Серебрянка. Социологическим опросом “Как Вы относитесь к созданию экологического парка” было охвачено 120 человек, жителей города и прибрежных микрорайонов. Результаты проведенных исследований представлены в виде таблиц и диаграмм (см. Приложение 1.)
В ходе опроса выяснилось, что большинство жителей признают неудовлетворительное состояние реки и ее прибрежных участков в черте города и высказываются за благоустройство территории через создание зеленой парковой зоны.
Однако, несмотря на высокую самооценку гражданами своего уровня экологической грамотности, показанную при анкетировании, практика на местах показала обратное. Каждое утро, на приведенной накануне в порядок территории вновь возникали стихийные свалки бытового мусора, особенно это было заметно в выходные и праздничные дни. Создалось впечатление, что «отдыхающих» раздражает чистота места, и это выразилось в особой форме протестного поведения: «Чисто так, что плюнуть некуда!». Плакаты в городском парке едва дожили до конца лета, затем были обезображены и уничтожены «отдыхающими».
1.3. Примеры решения проблемы малых рек в черте города
Проблема экологии малых рек актуальна не только у нас, но и во многих других регионах нашей необъятной страны. Особую тревогу вызывает нынешнее состояние рек, протекающих в населенных пунктах. В Пушкинском районе, это и всем нам известные реки Клязьма, Уча, Серебрянка, Скалба, Воря… Экологи, краеведы и все, кому не безразлична судьба родной природы обращают внимание на бедственное положение рек, предлагают различные проекты по улучшению их состояния. К сожалению, по разным причинам, эти проекты часто не доходят до стадии реализации.
Приведем несколько примеров, как пытаются решить проблемы экологии малых рек в регионах России.
Вот что делается в городе Луховицы (Московская область) для улучшения состояния реки Вобля:
Река Яуза, протекая через подмосковные Мытищи, постепенно превращалась в 8-ми километровое болото. Чтобы её спасти, решили сделать несколько прудов с плотинами прямо по её течению. Первый такой пруд уже вырыт напротив мытищинского Дома культуры. Созданные пруды с плотинами будут выполнять роль биофильтров, призванных задерживать в себе вредные вещества. Плотины будут еще и своеобразными охранниками яузских вод: они регулируют течение реки, чтобы та, не дай бог, не утекла в Москву-реку. [5]
Или, например, г. Новосибирск - городская речка Ельцовка-2 считаелась одним из самых проблемных городских водоемов. Вот какая работа была проведена юными сибиряками:
Анализируя доступные источники, мы можем сделать вывод, что любой городской водоем имеет право называться уникальным природным объектом, так как является очагом живой природы в окружении техногенной среды обитания человека и привлекает внимание жителей. Каждый такой водоем требует к себе бережного отношения и, по возможности, максимального сохранения сложившихся на берегах природных экосистем.
Глава 2.
Современное состояние реки Серебрянки в черте города
2.1. Прибрежные территории и акватория реки от мостика 1-ой Серебрянской ул. до автомобильного моста мкр. Дзержинец признаны мной наиболее активно сопротивляющимся рекреационной нагрузке и самыми информативными по выявленному биоразнообразию. Считаю, что важно сохранение этого участка для города в виде ключевой природоохранной территории с минимальным изменением природного ландшафта.
С помощью бригады экологического патруля на территории выявлены проблемные точки: несанкционированные свалки, кострища, участки прибрежной зоны нарушенные сильным антропогенным воздействием.
2.2. Прибрежные территории и акватория реки от автомобильного моста до фабричной плотины испытывают сильную рекреационную нагрузку. Состояние берегов по результатам обследования, было признано неудовлетворительным.
Основными факторами, влияющими на состояние реки и прибрежной территории, следует считать антропогенное загрязнение акватории твердыми бытовыми отходами (ТБО) и стоками ливневой канализации с транспортных магистралей (ул. Дзержинского, Ярославское шоссе, ул. Серебрянская и др.). Берега, несомненно, требуют масштабного благоустройства и превращения их в зону культурного отдыха.
2.3. Участок реки от фабричной плотины до устья испытывает сильнейшее антропогенное воздействие. Уровень загрязнения русла ТБО и химическими компонентами превышает не только ПДК, но и все разумные пределы... Это самый проблемный участок не только реки, но и города Пушкино!
1.4. Качественный анализ воды
Для анализа были взяты четыре пробы воды из разных участков русла реки.
Проба 1: до моста в мкр. Джержинец, там, где река входит в городскую черту.
Проба 2: напротив Дворца спорта «Пушкинский»
Проба 3: после плотины мкр. Арманд
Проба 4: водопроводная вода (контроль)
Анализ проводился по методике выявления нежелательных примесей в воде, которые могли бы негативно сказаться живых организмах, населяющих реку. Для проведения анализа были использованы доступные реактивы из школьной химической лаборатории: [2]
AgNO3 (нитрат серебра) – выявление хлоридов;
KCNS (роданид) – выявление соединений железа;
Na2CO3 (карбонат кальция) – выявление солей кальция;
BaCl2 – выявление сульфатов (соединений серы)
Тест на pH – кислотность воды.
Полученные в ходе эксперимента результаты представлены в таблице.
Кроме примесей, выявленных химическим путем, отмечено существенное загрязнение реки бытовыми и промышленными отходами (бытовым и строительным мусором) а также нефтепродуктами (радужная пленка, наиболее заметная после автомобильного моста).
№ пробы | Визуальный анализ⃰ | Химический (качественный) анализ | ||||||
Мутность | Запах | Наличие посторонних включений | железо | хлориды | pH | кальций | сульфаты | |
1 | 9 | 5 | 0 | следы | следы | 4 | не выявлено | не выявлено |
2 | 6 | 6 | 1 | следы | присутствуют | 4 | следы | присутствуют |
3 | 5 | 8 | 0 | присутствует | в избытке (осадок) | 4 | не выявлено | присутствуют |
4 | 0 | 0 | 9 | присутствует | присутствуют | 5 | не выявлено | не выявлено |
Таблица 1.
Анализ показал, что состав воды значительно изменен после прохождения реки через черту города. Несмотря на промывку русла талыми водами, загрязнение значительно и нарастает вниз по течению.
Наличие большого количества хлоридов, скорее всего, связанно с использованием технической соли в зимний период на дорогах. Реагент, смытый в реку, дает существенное (временное) превышение показателей.
Заключение
Я понимаю, что проблема, затронутая мной в проекте, очень масштабна и для своего полного решения требует больших материальных затрат. Однако считаю, что существенно оздоровить и окультурить ситуацию вокруг главного природного памятника нашего города, каковым по праву можно назвать реку Серебрянку, можно, обратившись за поддержкой к образовательным учреждениям и молодежным организациям города Пушкино. Только объединив свои усилия, мы сможем сохранить город не только зеленым, но и культурным центром района и Подмосковья.
Изучив основные особенности реки в черте города, я считаю, что основой для сохранения природного памятника в ближайшее время могут стать неотложные меры, принятые на административном и частном уровне:
1. Расчистка территории от валежника, сухостойных деревьев и сорного кустарника.
2. Расчистка естественных родников, приведение в порядок дренажных каналов по левому берегу реки в р-не домов по №12 и №15 по 1-ой Серебрянской улице.
3. Проведение агитационно-разъяснительной работы среди населения прилегающих микрорайонов, посредством распространения листовок и плакатов наглядной агитации, тематических бесед с учениками школ, проживающих в районах, близких к реке.
4. В летнее время осуществлять постоянный контроль над чистотой территории, через работу экологических патрулей и бригад экологов-волонтеров.
5. Проблему контролирования этого участка речной поймы можно решить только в тесном взаимодействии с правоохранительными органами и активными гражданами микрорайонов.
Список источников
1. Китайгородский Г.Б. По нехоженым местам Пушкинского района. М.: Советский спорт, 1997.
2. Анализ воды (методические рекомендации). [Электронный ресурс] режим доступа – http://www.max-geo.ru/analys/health/#Na
3. Как спасти речку. Ельцовка-2 вчера - сегодня – завтра. [Электронный ресурс] режим доступа - http://www.zaeltzovka.narod.ru/river_r.html
Приложение №1
Результаты исследования общественного мнения относительно создания на берегах р. Серебрянка экологического парка – зеленой зоны.
Опрошено 120 чел., жителей прибрежных микрорайонов г. Пушкино
Вопрос | Варианты ответов/кол-во опрошенных в % | ||
A. | B. | C. | |
1. Вы считаете Серебрянку чистой рекой? A. Да, река чистая, особых проблем с ее состоянием нет. B. Нет, река очень запущена, много грязи и мусора. C. Затрудняюсь ответить. | 30 \ 25% | 76 \ 63% | 15 \ 12% |
2. Как Вы считаете – нужно ли благоустраивать берега Серебрянки в черте города? A. Да, необходимо, даже если это потребует больших средств. B. Нет, это большие неоправданные расходы. C. Затрудняюсь ответить. | 75 \ 62% | 30 \ 25% | 16 \ 13% |
3. В какой форме Вы хотели бы видеть берега Серебрянки? A. Каменная городская набережная с искусственными насаждениями. B. Благоустроенная зеленая зона с сохранением естественной растительности. C. Пусть остается в современном состоянии. | 31 \ 25% | 72 \ 60% | 24 \ 20% |
4. Как Вы относитесь к идее создать по берегам зеленую парковую зону отдыха? A. Положительно, идея хорошая. B. Предприятие сомнительное. C. Затрудняюсь ответить. | 75 \ 62% | 21 \ 17% | 24 \ 20% |
5. Если парковая зона будет создана, Вы бы помогали содержать ее в чистоте и порядке? A. Да, чистота – общее дело. B. Нет, за это платят дворнику. C. Затрудняюсь ответить. | 54 \ 45% | 40 \ 33% | 26 \ 21% |
Марши для детей в классической музыке
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Для чего нужна астрономия?
Сладость для сердца
Рисуем акварельное мороженое