В качестве объекта исследования избраны мифологические существа. Цель работы - определить наиболее часто встречающиеся и обозначить схожие сказочные существа. В качестве основной задачи ставится отбор и составление таблиц, представляющих характеристику мифологических существ по определённым признакам на основе текстов русских и британских сказок. Выполненная работа расширяет знания и представления о мире сказочных существ. Работа может быть полезна на уроках и факультативных занятиях по английскому языку, истории, литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pupynina.doc | 187 КБ |
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы
Сказочные существа в русских и британских сказках
Выполнила: Пупынина Екатерина
ученица 7 класс
2015
Содержание
IV.Литература
V.Приложение
Фантастические существа в русских и британских народных сказках
1. Введение
С точки зрения современного городского человека миф и реальность - противоположные понятия. Миф - это что-то вроде сказки, собрание старинных народных суеверий, не имеющих отношение к реальности, а тем более к современности.
Оказывается, что мифология к реальности и современности имеет непосредственное отношение, если рассматривать миф как «научный способ описания мира». Можно сказать, что мифология- это народный аналог науки.
Мифология отвечает на вопросы о том, как устроен мир, когда и из чего была сотворена Земля, почему светит Солнце и др.
Для человека, обладающего мифологическим мышлением, миф — сугубо практическое знание, которым он руководствуется в реальной жизни, как мы в повседневности руководствуемся знаниями правил дорожного движения, нарушая которые, мы рискуем столкнуться с автомобилем.
Нарушая предписания, диктуемые логикой мира, мы рискуем столкнуться с существами иного мира.
Много веков прошло с тех пор, как на Руси официальной религией стало христианство, а до сего дня низшие мифологические существа, которыми народное воображение населило земные пространства, не были переданы забвению. Они живут в сказках.
Каким образом происходило превращение из мифов в сказку? Каково предназначение мифологических существ, по мнению народа? Каков облик и характер мифологических существ в русских и британских сказках? Какие мифологические существа наиболее часто встречаются в русских и британских сказках? Есть ли в русских и британских сказках похожие мифологические существа? Если есть, то, какие, и почему у народов, находящихся на огромном расстоянии друг от друга, в сказках встречаются похожие мифологические существа? С чем это связано?
Эти вопросы дали начало этой работе.
В качестве объекта исследования в данной работе избраны мифологические существа, встречающиеся в текстах русских и британских народных сказок.
Цель данной работы — определить наиболее часто встречающиеся и обозначить похожие мифологические существа в русских и британских народных сказках.
В качестве основной задачи ставится отбор и составление таблиц, представляющих характеристику мифологических существ по определённым признакам на основе текстов русских и британских народных сказок.
На первом этапе исследования проводится отбор теоретического материала по теме, обращая внимание на определения понятий миф, мифология, сказка.
На втором этапе выбираются русские и британские народные сказки, в которых встречаются мифологические существа.
На третьем этапе исследования производится отбор мифологических существ из текстов русских и британских народных сказок, исследуется описание их облика, характера и поступков.
Следующий этап работы предполагает составление таблиц, на основе которых можно сделать выводы и ответить на вопросы, обозначенные в начале работы.
2. Основная часть
2.1 Общее понятие «мифа», «мифологии».
Слово «миф» происходит от греческого «mythos» — слово, речь. В кратком словаре литературоведческих терминов под редакцией С.В.Тураева миф — это предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждения в существовании божественных сил.
Слово «мифология» происходит от греческого «mythos» — рассказ, миф и от «logos» — слово, речь. В кратком словаре литературоведческих терминов под редакцией С.В. Тураева, мифология — это изложение мифов о богах и героях, культовых первопредках. Отражает представление древних о происхождении мира и жизни на Земле. Как тип общественного сознания мифология характерна для каждого народа на ранних этапах его развития, составляет основу мифологической поэзии, т.е. поэзии, построенной на мифологических образах и свойственной преимущественно раннему фольклору и древним литературам.
Сказка — вид устных повествований с фантастическим смыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно приобретенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы. Волшебная сказка в своих истоках восходит к магическим отрядам, осложнённым всей совокупностью мифологических воззрений на мир: таково представление о существовании подземного царства, иных миров и пр.1
Мифотворчество рассматривается, как важнейшие явления в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи этого создания.
Первобытный человек не выделял себя из окружающей природы и социальной среды. Следствием этого явилось очеловечивание всей природы. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Определённые силы и способности могли быть выражены многорукостью, многоглазостью, самым диковинным трансформациями внешнего облика; болезни могли быть представлены чудовищами-пожирателями людей; космос — мировым древом или живым великаном. Для мифа характерно, что различные духи, боги ( а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны семейно-родовыми отношениями.
Нынешнее состояние мира — рельеф, небесные светила, породы животных, виды растений и т.д. и т.п. — все это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния.
Мифические события оказываются «кирпичиками» мифической модели мира. Мифическое время есть время «начальное», «раннее», «первое», время до времени, т.е. до начала исторического отсчёта текущего времени. Это время первопредков, первотворения, первопредметов.
Важнейшая функция мифического времени и самого мифа — создание модели, примера, образца. Мифические герои источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов. В ритуалах мифическое время и его герои как бы возрождаются, события повторяются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Впоследствии, в эпических памятниках мифическое время преобразуется в славную героическую эпоху единства народа, могучей государственности, великих войн и т.п.2
1. Краткий словарь литературоведческих терминов под редакции С.В. Тураева. Москва, Просвещение, 1988, с 100-102
2.Мифологический словарь по редакции Е.М. Мелетинского, Москва, Советская Энциклопедия, 1990, с 634-635
В мифах фигурируют различные духи и боги.
Духи - мифологические существа, находящиеся в постоянном взаимодействием с человеком. Известны духи-покровители человека, духи предков, родовые духи, духи болезней, шаманские духи-помощники, духи-хозяева, представляющие различные объекты, участки, силы природы.
Духи фигурируют в многочисленных мифах и мифологических быличках. Былички фиксируют якобы имевшие место с конкретными модами современности «случаи встречи и контакта с духами».1
Русалку-то видывали, говорят. Обязательно на камне посреди реки, и волосы чешет, да приговаривает: «Год от году хуже»,- сама себе толковала. Или вот купаться идёшь, она и высунется по пояс. Утонула вот у попа девочка, ну идёшь, а она на мосту сидит. Волосы чешет.
В одной деревни были Святки, а там есть лешева тропа рядом с деревней. Один раз там было гостьбище, все веселятся, пляшут. А в одну избу, там гулянка была, зашёл леший. Его и не заметили. Он зашёл, голову на воронец положил и хохочет. Сам весь еловый, и руки, и ноги, и голова. Тут его заметили. Испугались все, а он пропал.2
Боги — могущественные сверхъестественные существа, являются важнейшими персонажами в развитых религиозных мифологиях. Их творческие функции сочетаются с управлением отдельными силами природы и космоса в целом, руководством жизнью природы и человека.
Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов.
Непосредственно из мифов выросли сказки о животных, волшебные сказки с их фантастикой. В процессе превращения мифа в сказку происходят соответствующие изменения: замена мифического времени неопределённо- сказочным, замена первичного добывания культурным героем различных объектов и перераспределением (чудесные предметы и брачные партнеры), сужение космических масштабов до семейно-социальных. Брачные связи в мифах были только средством для получения поддержки со стороны тотемных зверей, духов - хозяева, т.е. существ, представляющих природные силы, а в сказках они становятся главной целью, т.к. повышают социальный статус героя.
В отличие от мифа, в котором, прежде всего, отражаются ритуалы инициации, в сказке отражены многие элементы брачных обрядов. Волшебная сказка своим излюбленным героем выбирает социально-обездоленного (сиротку, падчерицу).
На стилистическом уровне сказка противостоит мифу специальными словесными формулами, указывающими на неотделимость времени действия и на недостоверность.3
Отдельные элементы сказочного жанра восходят к древнейшим временам родового строя, однако он начал оформляться позднее и достиг расцвета в эпоху феодализма. Медленное развитие сказочного жанра наложило свой отпечаток на содержание сказок — оно многослойно. Самый глубокий пласт — архаический: древнейшие обычаи, ритуальные обряды, мифологические представления , первобытное общинное сознание. Следующий пласт свидетельствует о скачке в развитии образа мышления: мифы стали утрачивать своё священное значение, начали превращаться в рассказы: боги, т.е. обожествлённые силы природы, уступили место людям; община перестала быть целостной, герой в своих столкновениях с враждебными духами природы стал действовать в одиночку. И, наконец, верхний пласт проникнут социальными мотивами, которые постепенно усиливаются.
Мифологические существа русских народных сказок
Русские народные сказки населены мифологическими существами, которые препятствуют главным героем или помогают им в трудную минуту. Мифологические существа наделены сверхъестественными способностями, дурным характером и ужасающим видом.
Предводительница кочевников, стоящая на страже царства мёртвых, Баба-яга — людоедка, человеконенавистница в одних сказках и помощница главных героев в других.
Хеттский бог Кощей поселился в незапамятные временя на Руси и время над ним, бессмертным, утратило свою власть.
Бес — злой дух, искушающий главных героев, подбивающий людей на грехи и пророки, приносит вред в большинстве сказок. В некоторых сказках помогает за оказанную ему ранее услугу. В народной культуре беса представляют чаще всего как существо обликом напоминающего человеческий, но с хвостом и конскими копытами или куриными лапами, которые он старательно прячет. На голове у него всегда красуется шляпа, чтобы скрыть от посторонних глаз рожки. Он может превратиться в любое существо или предмет.
Образы полулюдей - полудемонов тоже получили своё отражение в русских народных сказках. Это ведьмы, колдуны, оборотни. Все они обладают даром провидения и оборотничества. Свои способности они могут использовать как во благо, так и во вред окружающим.
За эти сверхъестественные способности они платят собственной душой и после смерти не имеют успокоения на «том» свете.
Ведьма в сказке вылетает через трубу. Её можно отличить по определённым признакам, самым ярким из которых считался хвост — голый у молодой, обросший волосами — у опытной ведьмы. Они обладают даром превращения. Признаками ведьмы считались и различные уродства: два ряда зубов, горб, сутулость, хромота, крючковидный нос, костлявые руки. В русских сказках наиболее часто можно встретить бабу-ягу – ведьму, которая живёт в чаще, плохо видит, но обладает чутким обонянием, лесные звери ей подчиняются.
Таблица №1. Мифологические существа русских народных сказок.
№ п/п | Название сказки | Мифологическое существо | Облик | Характер |
1 | «Поди туда - не знаю куда, принеси то- не знаю что» | Баба-яга | Седая старуха | Скверный, помогает родственникам |
2 | «Иван - крестьянский сын и чудо- юдо» | Чудо-юдо (змей) | 6,9,12 головый змей | Злобный, хочет на русскую землю напасть, людей истребить, города-сёла огнём спалить |
3 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | Баба-яга | Старуха, с костяной ногой, страшная | Скверный, помогает главному герою |
4 | «Заколдованная королевна» | Баба-яга | Старуха, с костяной ногой, страшная, седая | Скверный, помогает главному герою |
5 | «Царевна- лягушка» | Кощей Бессмертный, Баба- яга | Страшный, непонятной природы Старуха, с костяной ногой. | Злодей. Его ни стрелой, ни мечом не убьёшь. Скверный, помогает главному герою |
6 | «Баба-яга» | Баба-яга | Старуха, с костяной ногой. | Людоедка, хитрая, жадная, злобная. Летает в ступе с железными зубами. |
7 | «Никита-Кожемяка» | змей | Страшный; тело в зелёной чешуе, железные чёрные крылья, глаза пламенем жгут, пасть огнём душит. Когти железные трёхглавые | .Людоед, шипит, грозит спалить город, людоед, точит зубы. |
8 | «Летучий корабль» | леший | Старичок | К добрым людям ласков, а к злым людям суров |
9 | «Сказка про Василису Премудрую» | Баба-яга Царь морской - хозяин водяной | С костяной ногой, в заячьем тулупе, сидит в ступе у себя в избушке Человек: борода - по пояс, волоса-до пят | Любопытная, помогает главному герою Грозный, сердитый, гневливый, стоит на воде |
10 | «Леший» | леший | Молодой мужик с седыми волосами | Читает мысли, сердитый |
11 | «Звериное молоко» | Змей Змеевич | Молодой молодец, удалой удалец (прикидывается) | Хитрый, злобный, шипит |
12 13 | «Ведьма и Солнцева сестра» | Ведьма- змея | Человеческий облик | Людоедка, может преодолеть огромное расстояние за короткое время, злобная, скрипит зубами. |
14 | «Василиса Прекрасная» | Баба-яга | старуха | Обжора, в ступе едет, пестом подгоняет, помелом след заметает, свистит, заставляет много работать, храпит. |
15 | «Баба-яга и заморышек» | Баба-яга | старуха | Злобная, жжёт и палит на все стороны, кричит, негостеприимная. |
16 | «Кощей Бессмертный» | Кощей Бессмертный | Непонятной природы | Крадёт людей, держит их в плену, его смерть в яйце. |
17 | «Марья Моревна» | Кощей Бессмертный Баба-яга | Непонятной природы
старуха | Ездит на охоту, обладает огромной силой, Грозная, В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает, |
18 | «Безногий и безрукий богатырь» | змей | Превращается в доброго молодца | Летает, высасывает жизненную силу |
19 | «Елена Премудрая» | Нечистый дух | - | Сердитый, обладает большой силой, живёт в подводном царстве. |
20 | «Хитрая наука» | колдун | Выглядит как человек | Обладает сверхъестественными способностями, ударяется о землю и превращается то в волка, то в рыбу, то в петуха. |
Было прочитано 2 сборника русских народных сказок. Из прочитанных сказок выбрано 20, в которых присутствуют мифологические существа. Из таблицы №1 видно, что чаще всего в сказках встречаются такие мифологические существа как баба-яга, Кощей Бессмертный и змей. Все мифологические существа имеют сверхъестественные способности и наделены ужасным характером, страшны и опасны. Была найдена более подробная информация о наиболее часто встречающихся в русских народных сказках мифологических существах.
Кощей Бессмертный — злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких сложенных друг в друга волшебных животных и предметов. В русских волшебных сказках Кощей уносит героиню на край света в своё жилище. Та выпытывает у него, где скрыта кощеева смерть, передает тайну герою-избавителю, который добывает смерть Кощея и тот погибает.1
1.Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского, Москва, Сов. Энциклопедия, 1990 г., с 85-85, с 278
Змей (Горыныч). В русских сказках — представитель злого начала, дракон с 6, 9 или 12 головами. Связан с огнём и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна. В сказках со змеем связан ряд мотивов: змей полюбился царевне, он учит её извести царевича, но гибнет, будучи разорванным «охотой» Ивана Царевича («Змей-Змеевич»). В народной низшей мифологии змей представляет особую опасность для женщин («Безногий и безрукий богатырь»).1
Баба-яга — лесная старуха-волшебница, ведьма, живёт в лесу, в «избушке на курьих ножках», пожирает людей: забор вокруг избы— из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова— человеческая нога. Вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. В печи баба-яга старается изжарить похищенных людей. Кроме образа бабы-яги - похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У бабы-яги одна нога костяная. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых.
Мифологические существа британских народных сказок
В британских народных сказках можно встретить таких сказочных персонажей как драконы, великаны, эльфы, кобольды, феи, русалки, всякого рода призраки и злые духи.
В Уэльсе преобладают сказки об эльфах и русалках, в Восточной Англии предпочтение отдаётся призракам, в Шотландии — это сказки о превращениях животных, в Ирландии усилена демоничность. Часто встречающиеся мифологические существа в народных британских сказках — феи и эльфы. Н.Елина в предисловии к книге, «Народные сказки британских островов», пишет, что происхождение фей и эльфов довольно сложное. По-видимому, они произошли от смешения кельтских божеств и природных духов, карликовых германских племён. Христианство наложило на образ этих духов, как и на образ русалок, некоторый отпечаток, но всё же они не превратились в духов зла. А остались творениями промежуточными между адом и раем. В общем преобладало представление, что облик у них человеческий. Рост колеблется от нормального до маленького, детского, иногда даже крошечного, а характер — довольно сложный. Они лукавы и проказливы, чаще жестоки, но иногда добросердечны; очень обидчивы и мстительны, но иногда проявляют благодарность; обладают эстетическим чувством: любят пляски и музыку; почитают целомудрие и супружескую верность, но в тоже время прельщают смертных, увлекая их в своё царство; крадут детей и подсовывают вместо них своих собственных; похищают также повивальных бабок и кормилиц для своих младенцев; воруют зерно у крестьян, а иногда, наоборот, помогают собирать урожай и молотить. Живут они в холмах и горных пещерах.2 Среди них есть феи, походящие на знатных дам, и маленькие старушки-пряхи, рыцари и ребячливые человечки, знающие крестьянский труд и требующие в уплату сливки и сыр. Наряду с эльфами, в британской мифологии фигурируют и другие природные и домовые духи, менее красивые и изящные, чем русалки и эльфы: водяные, оборотни и домовые. Кроме природных духов в английском фольклоре важную роль играют призраки, мертвецы, вернувшиеся на землю. Вера в них восходит к очень отдалённым временам.3
1.Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского, Москва, Сов. Энциклопедия, 1990 г., с 220-221
2.Народные сказки британских островов под ред. Дж. Рибранда, Москва, Радуга, 1987 г, с 12,16, 23.
3. .Народные сказки британских островов под ред. Дж. Рибранда, Москва, Радуга, 1987 г, с 25, с 26.
№ 2 Мифологические существа британских народных сказок.
№ п/п | Название сказки | Мифологическое существо | Облик | Характер |
1. | «Вершки или корешки?» | леший | - | - |
2. | «Чудовище Уиндел-Стоунского ущелья» | Ведьма Чудовище-змей | Отвратительная жаба, предстаёт в облике красавицы Громадный кольчатый змей с железной чешуёй и огнедышащей пастью, с головой дракона. | Злобный Ужасный, пожирает овец и коров, наводит страх, ревёт. |
3. | «Джек и бобовый росток» | Великанша Великан молодец | Огромная женщина Страшный, огромный | Подозрительная, недовольная Ворчливый, любит золото |
4. | «Юный Роланд» | Волшебник Мерлин
Король эльфов | - - | Помогает советами главному герою Коварный, бесовское отродье |
5. | «Портной и феи» | Феи эльфы | - - | Любят свежие сливки, Злопамятны, «запутывают»дорогу |
6. | «Битва птиц» | великан | Огромный, страшный | Коварный, злобный, ворчливый |
7. | «Тень» | дьявол | - | Злобный, хитрый, вежливый |
8. | «История Колпачка» | Феи эльфы | Маленький народец | Весёлые, радостные, поют и пляшут, могут рассердиться |
9. | «Тюльпанные эльфы» | эльфы | малютки | Живут в цветах, милые, обидчивые, пляшут, играют на волынках |
10. | «Черри из Зэннора» | эльфы | малютки | Любят веселиться, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах |
11. | «Дракон из Лайминстера» | дракон | Огромный, страшный | Обжора, пугает людей, ревёт, рычит, бьет хвостом. |
12. | «Похлебка в яичной скорлупе» | Эльфы | Маленькие существа в штанишках. | Подкладывают своих детей в люльки, забирают младенцев людей. |
13. | «Том-Тит-Тот» | бесёнок | Крошечный, чёрный, с длинным хвостикам | Любопытный, смешной. |
14. | «Коровий оборотень» | оборотень | Принимает облик коровы, горшка | Не причиняет большого зла, любит пугать людей, зловредный. |
15. | «Чёрный бык Норроуэйский» | Злой дух | - | Сильный, злобный |
16. | «Домовые и соляница» | домовой | Маленькое существо | Причиняет беспокойство людям, живущим в доме |
17. | «Привидение из Эллен Пот» | привидение | Очертания человеческой фигуры | Мрачный, показывает дорогу по просьбе, разговаривает, хочет утопить на самом деле в болоте. |
18. | «Оборотень из Грессингтона» | оборотень | Принимает обличие животного | Пугает людей, преследует людей |
19. | «Похоронное шествие эльфов» | эльфы | Маленькие в красных шапках | Поют печальную песню |
20. | «Как избавиться от феи?» | феи | Маленькие существа в остроконечных шапочках | Убирают со свежих могил землю. |
Из прочитанных народных британских сказок выбрано 20, в которых встретились мифологические герои. Из таблицы видно, что чаще всего из мифологических существ народных британских сказок встречаются эльфы и феи.
Эльфы, в низшей мифологии германских народов, духи. Эльфы иногда делятся на светлых и тёмных. Светлые эльфы в средневековой демонологии- духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм) в шапочках из цветов. Могут обитать в деревьях, которые в таком случае нельзя рубить. Любят водить хороводы при лунном свете; их музыка зачаровывает слушателей, заставляет танцевать даже неживую природу; музыкант не может прервать мелодию эльфов пока ему не сломают скрипку. Занятия светлых эльфов — прядение и ткачество, их нитки — летающая паутина. В ряде поверий эльфы имеют своих королей (см. сказку «Юный Роланд), ведут войны. Тёмные эльфы — гномы, подземные кузнецы, хранящие в горах сокровища. Феи — в низшей мифологии народов Западной Европы сверхъестественные существа, волшебницы, обитающие в лесах, источниках. Как правило, имеют вид красивых женщин, иногда с крыльями, способны к оборотничеству, проводят время в веселье и танцах.1
1.Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского, Москва, Сов. Энциклопедия, 1990 г.,с 615, 616, 556.
Заключение
1)Каким образом происходило превращение из мифов в сказку?
Этот процесс был длительным. Отдельные элементы сказочного жанра восходят к древнейшим временам родового строя. В процессе превращения мифов в сказку происходила замена мифического времени неопределённо-сказочным, сужение космических масштабов до семейно-социальных, изменяются цели создания брачных связей и др.
Медленное развитие сказочного жанра наложило отпечаток на содержание сказок — оно многослойно. Самый глубокий пласт — первобытное общинное сознание, следующий пласт — скачок в развитии образа мышления, верхний пласт проникнут социальными мотивами.
2) Каково предназначение сказочных мифологических существ?
По мнению народа природные пространства имеют мифических хозяев, которые чинят препятствия людям, в некоторых случаях являются помощниками. В лесу живёт лесной хозяин — леший. Он охраняет деревья, заботится о лесе.
Водяной — дух рек и озёр. Он следит за порядком в водных просторах.
Домовой — мифический хозяин дома и покровитель, который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье людей и плодовитость животных.
Кощей Бессмертный, баба-яга, Змей Горыныч олицетворяют силы зла, несут смерть, однако в некоторых сказках баба-яга является помощником главного героя. В Британии эльфы и феи — это своенравные существа, которые могут помочь, но могут и наказать человека.
3) Каков облик и характер мифологических существ в русских и британских сказках?
В русских народных сказках мифологические существа предстают перед читателями фантастическими в облике (Кощей Бессмертный - природа и происхождение непонятны, баба-яга в ступе летает, людей поедает, Змей о 12 головах в зелёной чешуе с черными крыльями).У большинства из них скверный, злобный, коварный характер. Все они обладают сверхъестественными способностями.
В британских народных сказках наряду со злобными мифологическими существами змеем, великаном, ведьмой, злым духом можно встретить и весёлых и радостных эльфов, которые могут рассердиться и навредить людям, если те не угодят им.
4) Какие мифологические существа наиболее часто встречаются в русских и британских народных сказках?
В русских сказках, прочитанных нами, чаще всего встречаются такие мифологические существа как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Змей.
В британских народных сказках это «змей», «феи» и «эльфы».
5) Есть ли в русских и британских сказках похожие мифологические существа? Какие? С чем это связано?
Мифологическое существо «змей» встречается и русских и в британских сказках. По всей видимости, это мифологическое существо из сказок, которые имеют схожие сюжеты, так называемые международные сюжеты.
Выполненная работа расширила знания и представления о мире мифологических существ.
Работа может быть полезна не только на уроках и факультативных занятиях по английскому языку, но и на уроках и факультативных занятиях по литературе и истории.
Изучая теоретическую литературу по теме, было обращено особое внимание на классификацию славянских мифологических веществ, предложенную в книге В. Калашникова « Славянская мифология». Эта информация показалась увлекательной, поэтому она представлена в виде составленной таблицы в разделе «Приложение».
4. Литература
1. Краткий словарь литературоведческих терминов, Москва, Просвещение, 2000.
2. .Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского, Москва, Сов. Энциклопедия, 2003.
3. Калашников В., «Славянская мифология», Белый город, Москва, 2001
4. Левкиевская Е., «Мифы русского народа», Москва, Астрель, АСТ, 2003.
5. Народные русские сказки. Сост. Афанасьев А.Н., Москва, Художественная литература, 1990.
6. Народные сказки британских островов. Сост. Дж. Риордан, Москва, Радуга, 1987.
7. Русские волшебные сказки, Москва, Советская Россия, 1988.
8. Сказки народов мира в 10 томах, том IV Сказки народов Европы, сост. Налепин А. Л; Москва, Детская литература, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица №3. Мифологические существа славянской мифологии.
Обозначение стихии | Название | Внешний вид | Сверхъестественные способности | Характер | Место обитания |
Духи воздушных стихий | Сирин | Райская птица, в человеческом облике | Вызывает у людей хорошее настроение | Весёлая, добрая, шаловливая, | Берега водоемов |
Планетник | Дракон, змея, орёл. | Управление облаками, тучами. | Дождевые тучи | ||
Вилы | Прекрасные девушки с распущенными волосами | Предсказание будущего, умение летать. | Горы | ||
Гамаюн | Райская птица | Пророчат счастья | Море | ||
Духи леса | Змиулан | Змеевидный демон | Внушение страсти к девушке | Дупло древнего дуба | |
Баба-Яга | Лесная старуха | Сторож царства мёртвых | Чаще, избушка на курьих ножках | ||
Леший | обыкновенный мужик или старик с белой бородой, одетый в привычную крестьянскую одежду. | его цель не загубить человека, а наказать (в том числе и смертью) только тогда, когда человек нарушает правила поведения в лесу. Его шутки неприятны, но, как правило, не смертельны: он сбивает с дороги путников или пугает хохотом и хлопаньем в ладоши, но в то же время помогает набрать грибов, ягод, найти дорогу, если человек его об этом попросит. | Строгий, но справедливый | Лес | |
Моховой | Крошечный дух зелёного или серого цвета | Перемещение людей | Мох | ||
Подаг | Старик | Помогает охотникам (показывает норы, направляет на верный путь) | Хитрый, но справедливый | Лес | |
Листон | Старый, слепой дух | Руководит шелестом листьев в лесу | Спокойный | Лес | |
Пушевик | Лесной дух | Его руки-сучья, которыми он защищает своё царство | Непроходимая чаща | ||
Боли-бошка | Большеголовый, одежда рваная, в заплатках | Вызывает головную боль. | Лес | ||
Водяные духи | Див | Демонический персонаж | Пугает путников своим страшным видом | Лес, верхушки деревьев | |
Лобаста | Русалка | Заманивает девушек и превращает их в себе подобных. | Подвижная, резвая, грациозная | Камыши | |
Болотник | Седой старик, с широким желтоватым лицом | Завлечение путника в трясину, пугает прохожих резкими звуками. | Большой каменный дом на болоте. | ||
Водяной | Всегда голый в черной чешуе обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой. Вместо рук у него лапы с перепонками, как у лягушки, хвост рыбий, глаза горят, как раскаленные угли. | Рвет плотины, подмывает мельницы, а животных и людей тащит в воду. | Болото | ||
Ичетик | Маленький ростом, зелёный, с перепонками | Утягивает под воду детей, взрослых. | Весёлый, любящий играть в карты. | Болото | |
Бродницы | миловидные девушки с длинными волосами. | Когда приближаются враги, девушки незаметно разрушают хворостяные броды, направляют неприятеля в топь или омут. | живут вместе с бобрами в тихих заводях. | ||
Домашние духи | Чур | Бог очага | освящает право собственности и определяет необходимое количество работы | Очаг и теплая изба | |
Ночница | Птицы, летучие мыши | нападают на новорожденных детей и не дают им спать | Лес | ||
Дворовый | Мохнатый старик | Помощник домового | Двор | ||
Банник | голый старичок с радужными глазами | Может погубить человека, решившего помыться в неурочное время: усыпляет его, потом длинными толстыми губами обволакивает рот - и загоняет в легкие горячий воздух. | нетопленая баня | ||
Шерстнатый | Мохнатый, лысый, с хвостом, руки с острыми длинными ногтями. | Давит спящего человека | Человеческий дом | ||
Злыдня | маленькая, со сморщенной мордочкой, в сером или черном одеянии. | губит урожай, наводит болезни на домашний скот, ссорит домашних. | Человеческий дом | ||
Домовой | это умерший предок, глава рода и его хозяин. | когда полюбит которую скотину, то оную всячески откармливает, а буде не полюбит, то скотина совсем похудеет и переведется, что называется не ко двору. | Человеческий дом | ||
Дрема | добрая старушка с ласковыми руками | просачивается сквозь щели в дом, подходит к детям, закрывает им глаза, гладит их по голове. | Добрый, заботливый | ||
Полевые духи | Межевик | маленький, в одежде из трав, но не зеленый, а черный. | Бегает по меже, охраняет ее. Наказывает тех, кто нарушает межу; устанавливает или поправляет вешки. Если найдет спящего на меже человека, то навалится на него, шею травой заплетет и душит. | Луг | |
Луговой | маленький зеленый человечек в одежде из трав. | помогает во время сенокоса. | Добрый, но бывает сердитым. | Луг | |
Полевой | Тело у него черное, как земля, глаза разноцветные, волосы травяные, шапки и одежд нет. | его появление сопровождается резким порывом ветра, пугает людей. | Хлебные поля | ||
Переплут | Толстяк, вечно что-то жующий | в поле заморозки отводит, дождь выкликает, клубни землей прикрывает, птиц отгоняет. | Добрый трудяга | Сад | |
Полудница | женщина в белом. | Наказывает не ушедших на обед солнечным ударом. | Поле | ||
Птица Юстрица | черная птица со змеиными головами и хвостом, воплощение страшной болезни — холеры. | Ночами пролетает над деревнями и, где заденет воду железным крылом, там начинается мор. | |||
Волкодлак | Оборотень | Превращение людей в оборотней. | Злые, мстительные | ||
Кошка | Кошка (кот) | Кот-баюн был наделен голосом, который слышно за семь верст: как замурлычет, на любого заколдованный сон напустит. На черную кошку у нечистой силы можно выменять шапку-невидимку и неразменный червонец. | Человеческий дом | ||
Китоврас | могучий кентавр, иногда с крыльями. | Днем он правит людьми — в человеческом облике, а ночью, в виде кентавра, — зверями. | Дом | ||
Индрик-зверъ | единорог. | Его рог наделен целебной силой. | Дом под землей |
Юрий Алексеевич Гагарин
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сказки пластилинового ослика
Яблоко
Загадочная система из шести экзопланет