Как поднять дух мужчины, чтобы они осознали свою ответственность не только за себя, но и за свой род, за свою семью. Взрослея - чувствовать ответственность за свою родину - малую и большую. На примере своих предков, возрождением и сохранением национальных традиций и обычаев.
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_malchikov.docx | 62.58 КБ |
Республика Тыва,Тандинский кожуун, с. Бай-Хаак.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительное образование детей
Подростковый центр «Челээш» с. Бай-Хаак
Номинация : «Изучение и сохранение материального и нематериального культурного наследия малой Родины»
Автор : Борбай-оол Шолбан, 9 класс
обучающийся МБОУ ДОД Пцентра «Челээш»
объединение «Я-исследователь»
Руководитель: Нурсат Мария Владимировна
Педагог дополнительного образования
Паспорт исследовательской работы.
Тема | Культурное наследие в традиционном воспитании мальчиков у тувинского народа. |
Фамилия, имя, отчество автора | Борбай-оол Шолбан Мергенович, ученик 9 в класса, |
Руководитель | Нурсат Мария Владимировна, педагог дополнительного образования |
Название образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительное образование детей Подростковый центр «Челээш» с. Бай-Хаак |
Нормативно-правовая база | Исследование учитывает требования современных нормативных документов, касающихся проблемы этнокультурного воспитания подрастающего поколения, таких как: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об образовании» -Устав МБОУ ДОД ПЦ «Челээш» -Постановление председателя администрации Тандинского кожууна- Приказ начальника отдела образования администрации Тандинского кожууна № 71/2 от 01.12. 2011 г. «О Положении кожуунных инновационных проектных площадок » - Приказ отдела образования администрации Тандинского кожууна «Об утверждении кожуунных проектных площадок» от 06.03.2012г. №19/4 - «Положение о творческой группе инновационно-экспериментальной деятельности в МБОУ ДОД Подростковом центре «Челээш» (утвержден директором МБОУ ДОД ПЦ «Челээш» от 06.03.12г ) -План работы творческой группы инновационно-экспериментальной деятельности в МБОУ ДОД Подростковом центре «Челээш» (утвержден директором МБОУ ДОД ПЦ «Челээш» от.06.03.12г) |
Цель исследования | -показать в данной исследовательской работе традиционное воспитание мальчиков как сохранение культурного наследия у тувинского народа |
Задачи | - одной из важнейших задач в воспитании детей является значимость традиционного воспитания мальчиков как будущих успешных мужчин в разрешении экономических, социальных и нравственных проблем общества; - повысить потенциал отцов в воспитании будущих мужчин. |
Предмет исследования | процесс воспитания детей и подростков на региональных традициях в условиях досуга (на примере Республики Тыва). |
Объект исследования | Сохранение традиции и обычаи тувинского народа в воспитании мальчиков. |
Актуальность исследовательской работы | Как поднять дух мужчины, чтобы они осознали свою ответственность не только за себя, но и за свой род, за свою семью. Взрослея - чувствовать ответственность за свою родину - малую и большую. На примере своих предков, возрождением и сохранением национальных традиций и обычаев. |
Методы исследования | Эмпирические: наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), определение рейтинга. Теоретические: сравнение, обобщение, моделирование, синтез. (изучение и анализ литературных источников), картографические, фотоматериалы, экскурсии. |
Этапы исследования: | I этап Постановка задачи II этап Обзор литературы, СМИ III этап Проведение исследования, сбор материалов. IV этап Обработка результатов V этап Написание работы |
Обзор использованной литературы и информационных ресурсов:
Вопросам этнической самоидентификации в динамике культуры особое внимание уделяли отечественные философы Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, современные исследователи А. Я. Гуревич, Н. А. Хренов, культурологи М. М. Бахтин, Л. И. Михайлова, Н. Г. Михайлова. Анализ трудов И. И. Земцовского, Э. С. Маркаряна позволил более осознанно подойти к рассмотрению проблем изучения механизмов, определяющих феномены сохранения и обновления ценностей традиционной культуры.
Существенное значение для этнокультурного воспитания личности в условиях досуга имеют исследования в области теории социально-культурной деятельности 1. Вайнштейн, С. И. Загадочная Тува Текст. 2. Вайнштейн, С. И. Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства 3. Вайнштейн, С. И. Мир кочевников центра Азии Текст. / С. И. Вайнштейн. М.: Наука, 1991. - 296 с.4. Культура тувинцев: Традиция и современность / ТНИИЯЛИ; Отв. ред. Ю. Л. Аранчын. - Кызыл, 1988.- 151 с. Ю9.Курбатский Г. Н. Тувинские праздники: Историко-этнографический очерк. - Кызыл, 1974. - 263 с.
Важное значение для нашего исследования имеют труды в области этнопедагогики, современный подход к осмыслению роли региональных и локальных фольклорных традиций в жизни этноса раскрыт в исследованиях Салчак К. Б., Салчак Л. П. Развитие тувинской народной педагогики. - Кызыл: Тув. кн. изд., 1984. -125 с. Самбуу И. У. Тыва оюннар. - Тувинские игры. - 2-е дополн. и перераб. изд. - Кызыл: ТНУЧ. -1992.-112 с. Сундуй Г. Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на материале сельских школ Тувы): Дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1993. -170 с
Учитывая специфику темы, ее региональную особенность теоретически важными для исследования стали труды ученых, занимающихся изучением традиций населения Тувы Традиционная культура народов ЦентральнойАзии. - Новосибирск: Наука, 1986- 176 с. 1 Тувинские народные сказки. - М.: Наука, 1971. - 208 с.
статьи об этнопсихологических аспектах развития национального самосознания (JI.M. Дробижева, И.С. Кон, B.C. Кукушин, B.C. Мухина,
JI.M. Ондар, Г.Д. Очиров, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, О.Н. Юденко), идеи национального и межнационального воспитания (З.В. Анайбан,
В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Э.Ц. Данзанова, JI.M. Дробижева,
А.Э. Измайлов, А.С. Оконешникова, В.И. Хандибекова и др), идеи воспитания личности в процессе освоения национальной культуры З.Н. Ажермачева, В.Н. Арунова, А.Н. Божедонова, Г.Н. Волков, К.И. Султанбаева, К.Б. Салчак
Теоретические представления об этнокультурном воспитании заложены в трудах Кенин-Лопсана М.Б. «Тыва чоннун ыдыктыг чанчылдары»
Проблемы приобщения к этнической культуре и народному творчеству как фактору духовно-нравственного развития личности, реализация педагогического потенциала народной культуры рассматриваются О. Л. Князевой, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханёвой, Т. Я. Шпикаловой. Особенности этнокультурного воспитания и образования в регионах России изложены в диссертационных исследованиях А. Ю. Ахлестиной, П. Божедоновой, Л. И. Васеха, Г. И. Губа, Л. М. Захаровой, И. А. Новиковой, Л. Г. Тимошенко, Е. Н. Ченкураевой, В. К. Шаповалова.
Введение. Возрождение нравственных и духовных ценностей традиционной культуры своего народа, возрождение культа семейных ценностей, культа матери, культа ребенка,
культа главы семьи в современном тувинском обществе являются острой необходимостью. На фоне духовного кризиса в Туве наблюдается рост женского алкоголизма, детской преступности, наркомании, социального сиротства. Утрата материнского
инстинкта, утрата отцовской ответственности, нарушение древнего культа ребенка вынуждают нас обратиться к данной проблеме воспитания мальчиков как культурного наследия тувинского народа.
Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.
Целью данной работы является какие тувинские обычаи и традиции были у наших предков в воспитании мальчиков, необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и передачи их из поколения в поколение.
Основная часть
Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции появились задолго до появления письменности.
Тувинцы воспитали детей на добрых традициях предков. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.
Сегодня актуальным вопросом является «Куда девались настоящие мужчины?». Многие девушки убеждены в том, что настоящих мужчин не стало. При этом они уверены, что поколение их отцов было настоящими мужчинами. Боюсь разочаровать этих девушек. Если бы они присутствовали при разговоре женщин 40-50 лет, то услышали бы те же нарекания, причем образцами настоящих мужчин те называют тоже поколение своих отцов, то есть мужчин, весьма преклонного возраста.
Самое главное что, мужчин не видно в плане воспитания мальчиков, они не воспитывают на своем примере, их образца общественность не видит.
Чтобы сформировать настоящего мужчину, надо начинать с дошкольного воспитания, с семьи, на тувинских традициях. Когда происходит обряд первой стрижки волос - в 3 года, родственники дарят скот, чтобы он почувствовал себя причастным к роду. Во время этого обряда мальчик узнает своих дальних родственников. Он понимает, что стал собственником - у него свой скот, за которым надо ухаживать. И у мальчика появляется чувство ответственности за свой скот. У него появляются первые обязанности.
То есть появляется нечто очень важное - идея ответственности. Он понимает, что у него, как у мужчины, есть определенные обязанности, и он должен нести ответственность.
Постепенно он понимает, что должен нести ответственность не только за себя, но и за свой род, за свою семью. Взрослея - чувствовать ответственность за свою родину - малую и большую.
Из книги Кенин-Лопсана М.Б. «Тыва чоннун ыдыктыг чанчылдары»
«стрижка волос - гладил его по головке, три раза слева направо, по движению солнца
обводил вокруг неѐ ножницами, задевая ими и кольцом кадака волосы, и благословлял
(читал йорээл): Пусть будет непобедим в спорах, Не знает поражения перед теми, кто имеет лопатки! (Имелись в виду люди, звери, животные.)
Пусть будет жирным, как курдюк,
Состарится до белой седины, как заяц.
Пусть будет сон блажен,
Пусть умрет, сорвавшись с обрыва. (Смысл последних двух строк: пусть умрет легкой смертью.)
Затем он обрезал прядь волос ребенка и дарил подарок –теленка, жеребенка или козленка.
После него все члены семьи от старшего к младшему делали тоже самое. Пряди волос ребенка брали себе, а родители завязывали первые волосы в кадак и клали в подушку (в мешочек), а на кануне Шагаа привязывали их в священной стреле. После этого ребенка брили наголо, а затем он отращивал волосы: мужчины носили одну косу, женщины –несколько.
Женщине, которая принимала роды и обрезала пуповину, преподносили вареный курдюк барана. По мифологическим представлениям тувинцем в волосах заключалась сакральная сила, и до трех лет нельзя было их обрезать.
Исторически в тувинском народе не было детской беспризорности, сиротства, алкоголизма, табакокурения. Хотя табак был - ввозили из Китая «черное курево». Да и дети по разным обстоятельствам могли остаться сиротами. Но народ сам все контролировал, и проблем не было. Почему же на сегодняшний день у нас сложилась такая обстановка, и как найти путь решения.
Например в Китай - организован воспитательный процесс, правительство, через министерства, через другие органы, обязывает изучать учение Конфуция. Это учение ребенку прививают прямо с детства.
- Учение Конфуция направлено именно на воспитание мальчиков. Сначала дается определение - кто такой мужчина, затем - что он собой представляет, его обязательства по отношению к своей семье, к своему обществу, к своей земле. К миру. То есть тоже система обязательств. В разных странах и регионах России везде существует определенные принципы. И эти принципы одинаковы во всех системах - что у русского народа, что у китайского, что у тувинского. Общие принципы воспитания одинаковые - общечеловеческие. И конфуцианство, и традиции всех народов одинаковы по содержанию, разные только по форме.
В воспитании мальчиков - главное влияние отца. Где нет отцовского влияния, духовной прочной связи - не будет мужского воспитания. Глава правительства Республики Тыва Шолбан Валерьевич Кара-оол не случайно уделяет этому особое внимание, говорит о том, что нужно поднимать престиж отцовского воспитания.
Нужно поднять дух мужчины, чтобы они осознали свою ответственность не только за себя, но и за свой род. Чтобы показывали пример - как работает отец, как отдыхает, как устанавливает отношения со своими детьми, женой. Сейчас воспитание больше возложили на женщин, а роль отцов падает. В нашем селе, в школе стали появляться советы отцов . Этот положительный опыт надо развивать. При встречах с отцами надо делать упор на то, чтобы они уделяли внимание воспитанию мальчиков.
Считаю, что роль мужчины сохранилась, но ее позиции очень пошатнулись. Начинать воспитывать мужчину надо со школьной скамьи.В Туве работает программа института развития национальной школы и составлен учебник для мальчиков. Его название можно перевести и как «Мужской путь», и как «Мужской дух» По программе нравственного воспитания мальчики и девочки до 6 класса занимаются вместе, а с седьмого класса ученики делятся на две группы, и занятия с ними проводят отдельно. То есть на общеобразовательных предметах они занимаются вместе, а отдельно только на этом уроке. Это не случайно. Седьмой класс, 12 лет - это переходный возраст. Тувинцы говорят, что в 12 лет мальчик уже становится мужчиной, автор Борис Казырыкпай.
Чтобы все дети могли знать, как раньше воспитывали мужчин.
Все начинается с патриотического воспитания, чтобы дети любили Туву. Многие понятия рассматриваются через систему символов. Например - коновязь. Коновязь - понятие символическое. Есть пословица: «Конь умер - коновязь остается, отец умрет - сын остается». Закладывается идея преемственности поколений.
В учебнике рассматриваются разные темы, начиная с наречения имени. Имя мальчика: как, при каких обстоятельствах дается, как происходит выбор, какое значение имеет. Чтобы, вырастая, мальчик гордился своим именем. В учебнике рассматривается, как раньше обращались к старшим, как относились к младшим, к детям. Для сравнения приводится опыт и других народов.
Но самое главное - это отцовское воспитание.
- Не всем детям удается расти с отцом, как эти вопросы должны решаться?
Борис Казырыкпай:
- Даже если отца нет, какие-нибудь родственники все равно есть. В любой семье должно быть влияние мужчины. У родственников должна быть своя доля ответственности за свой род, за детей своего рода.
Действия, которые противопоказаны детям
-Детям нельзя проходить перед взрослыми.
-Детям не положено прямо называть старших по имени, это считалось крайне неприличным.
- Дети не должны воровать чужую вещь.
- Дети не должны обманывать.
- Дети не должны говорить злые слова.
- Дети не должны пить и курить.
- Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых и т. д.
Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб, этим традициям учили и детей.
Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их стороной.
С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам земли. Запрещалось рубить плодоносные растения. При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.
В древние времена тувинский человек имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником) в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту, наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.
У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты:
- Нельзя плевать в огонь
- Нельзя бросать мусор в огонь
- Нельзя перешагивать через огонь
- Нельзя загрязнять воду
- Нельзя бросать мусор в реку
- Нельзя рубить лес
- Нельзя справлять естественные нужды около реки
Особого внимания заслуживает комплекс обрядов, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет. Дети для тувинцев – самое дорогое из того , что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни. К ним относятся удивительно нежно и заботливо, их никогда не наказывают, до трех лет держат нагишом, а зимой укутывают в меха, кормят грудью до тех пор, пока не начнут ходить. Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.
Бездетность в тувинской обществе воспринимается как большое несчастье, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы взять на воспитание чужого ребенка. Ребенок – это лучшее, что может пожелать себе человек. У тувинцев содержать детей в большом количестве не считается бременем, напротив, многодетность обеспечивает им дальнейшее продолжение рода. Существует множество защитных обрядов и табу, чтобы уберечь ребенка от всего злого.
К числу последних относится целая система иногда рациональных, но часто суеверных предписаний, например, обмазывание лба ребенка сажей, если вечером его должны вынести из дома; пришивание к его одежде когтя медведя или орла, которое по поверьям защищают от порчи и сглаза; запрет перешагивать через одежду ребенка, дабы не лишить его покровительства добрых сил; обычай давать ребенку несколько имен, чтобы обманывать таким образом злых духов, вознамерившихся забрать его душу.
Если дети в семье часто умирают, то желая сохранить новорожденному жизнь, ему дают неблагозвучное имя. Имена детей у тех родителей, у которых дети раньше не задерживались, умирали, были своеобразными: Мальчики. Чудек – оол (Некрасивый), Калдар – оол (Чумазый), Черлик – оол (Дикий) и т. д. Девочки. Багай – кыс ( Нехорошая девочка), Кушкаш (Птичка) и т. д. В этих же целях иногда мальчика называют женским именем, девочку – мужским; или девочку одевают как мальчика, а мальчика как девочку, при этом первой стригут волосы, второму, наоборот, их отращивают и заплетают в косу.
Очень популярны у тувинцев праздник «первой колыбели», устраиваемый на третьи или седьмые сутки после рождения ребенка. До этого он безотлучно находится с матерью и спит с ней в одной постели. Поскольку тувинские семьи, как правило, имеют больше одного ребенка, детей принято растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим.
Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывают освященной и ароматизированной можжевельником водой, затем его пуповину кладут в маленький мешочек, который привязывают к изголовью колыбели, где он висит до тех пор, пока малыш не покинет свое первое ложе. Под малыша подкладывают одек – сушенный овечий помет, который выполняет функцию «активного памперса», т. к. помимо задачи пропускать и впитывать влагу, удерживать тепло, он еще обладает определенным бактерицидным свойством. Праздник «первой колыбели» называют обрядом очищения матери и ребенка от скверны, якобы всегда сопутствующий родам – нечистому акту с точки зрения традиционных представлений.
Раньше у тувинцев широко бытовала традиция усыновлений, а другими словами – рационального «перераспределения» детей между многодетными и бездетными семьями. В этом смысле владельцы тысяч голов стад – князья, у которых в юртах не было слышно детского плача, считались бедными и несчастными в сравнении с многодетными, а значит – счастливыми аратами, пасущими их скот. И традиция велела отдавать ребенка тем, кого Небо не наделило своими.
Приемные дети почитались, их любили, ничем не отличали от родных. Отношение к усыновленным становилось даже лучшим, когда в этой семье начинали рождаться родные дети. Приемные в этом случае считались драгоценными существами, приносящими счастье, ибо «привели» за собой «на хвосте» в этот мир других малышей. Бездетные семьи, принося дары, специально просили чужого ребенка не просто как спасение от одиночества, а как своего рода средства от бесплодия. И многодетные матери – отцы понимали насколько это важно для просящих, не могли им отказать.
Древние тувинцы очень бережно относились к колыбели ребенка, никогда грубо не клали ее на землю, считая что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Древние тувинцы никогда не ломали колыбель своего ребенка, считая ее священным предметом.
Общинные нормы и обычаи проявлялись у тувинцев также и в охоте на зверя. Обычно на охоту отправлялись вместе (небольшой группой) жители одного аала. Добычу делили между всеми охотниками поровну независимо от количества и качества убитых зверей.
Среди жителей одного аала независимо от того, являлись они кровными родственниками или нет, бытовал обычай обязательного наделения мясом всех семей общины. Например, если кто – нибудь в аале колол свою овцу или корову, то, по обычаю, каждый житель данного аала – общины должен был получить хотя бы кусочек кровяной колбасы ( хан) или варенных тонких кишок (чореме). В каждую семью – юрту давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед или ужин. Охотники в свою очередь наделяли мясом убитых зверей все семьи аала. О таком взаимном распределении продуктов свидетельствует и обычай хап дуптээр ( «мешок не пустой»). Обычай этот заключается в том, что мешок, в котором родственники или одноаальцы привозили или приносили друг другу любые продукты ( гостинцы и т. д.), не возвращали пустым. В него обязательно клали хотя бы маленький кусочек какого – либо продукта ( сыра, лепешки, мясо и т. д.). Когда кололи барана или корову и посылали соседу кусок вареного мяса на на блюде, то блюдо тоже не возвращали пустым, на него обязательно клали что- нибудь из продуктов. Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.
Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр» - «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» - «ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды самого вкусного кушанья.
Изучив традиции и обычаи тувинского народа мы сделали вывод, что часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам, для полноценного воспитания будущего поколения, значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков. Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение.
Брак для тувинцев считался обязательным для каждого человека. Старых дев и старых холостяков не любили, не уважали, считали ненадёжными, плохими людьми. Девушка старше 20 лет считалась уже засидевшейся невестой, к ней относились как к неполноценной, имеющей физические и иные недостатки.
Воспитание детей в 1920-1930-е годы осуществлялось целиком через семью. В основе воспитания, как мальчиков, так и девочек лежал, прежде всего, труд. При распределении работ между детьми строго соблюдался принцип разделения работ для мальчиков и девочек. Мальчиков приобщали к мужскому труду, а девочки должны были овладеть опытом матери в ведении домашнего хозяйства. Воспитание в семье преследовало сугубо практическую цель: вырастить помощников родителям и подготовить детей к будущей самостоятельной нелегкой хозяйственной жизни.
Следует отметить, что тувинка, подобно женщинам ряда кочевых народов Средней и Центральной Азии (монголов, киргизов, казахов и др.), пользовалась относительной свободой. Над ней не тяготели такие патриархальные пережитки, как затворничество, многоженство, ношение паранджи. Тувинские семьи отличались устойчивостью и разводы были редким явлением в силу экономических и моральных причин. Развод по желанию женщины был практически невозможен. Если же он совершался, то уход жены от мужа осуждался всеми.
В 1990-е годы в условиях кризиса в Туве такими же темпами, как и в России, в два раза сократилась рождаемость. Разница лишь в том, что среднероссийский коэффициент рождаемости составлял в 2003 году 9,8 на 1000 жителей, а в Туве 18,4, то есть почти в два раза больше. Но этого недостаточно для расширенного воспроизводства населения республики. Такова была реакция семей на экономические трудности и социально-политическую нестабильность в обществе.
Рождаемость, как характеристика общества, зависит от многих факторов. Многократный рост затрат на содержание и воспитание даже одного ребёнка накладывает тяжёлое бремя на семью. В Туве же удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения республики.
Республика Тыва относится к тем немногочисленным субъектам РФ, в котором показатель роста рождаемости превышает показатель роста смертности. Так, в сельской местности республики по-прежнему сохраняется более высокий уровень рождаемости, чем в городской.
Для Тувы всегда была и остается характерной традиционная модель раннего брака. Средний возраст девушек при вступлении в брак в 80-90-х годах прошлого и начала нынешнего веков - одинаков, это 20-21 лет. Еще один традиционный исторический стереотип: у тувинцев было принято опираться на помощь родителей и государственные выплаты. Жестокой реальностью стало появление одиноких заброшенных стариков. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. И тут задача заключается в том, чтобы смягчить негативные следствия этого процесса.
Сейчас меняется и возраст вступающих в брак и сама модель традиционного брака. Увеличивается число тех, кто живет в так называемом гражданском браке. Средний возраст мам – 20-21 лет. Но еще значительное количество родов приходится на матерей в возрасте 18-19 лет. В то же время в республике все большее число женщин в позднем возрасте, старше 35 лет, хочет и рожает детей. Как правило, это женщины, получившие образование и «сделавшие» профессиональную карьеру, которые, не видя возможности завести семью, рожают ребенка для себя. Надо отметить, что этот показатель – рождение детей вне брака, в республике растёт из года в год.
В то же время в Туве наблюдается значительный рост внебрачных детей, рождённых малолетними мамами. Наиболее часты внебрачные рождения у самых молодых (15-19 лет) женщин в сельской местности. Рост данного показателя в республике можно объяснить тем, что за последние годы, особенно в сельской местности, многие семьи утратили постоянные источники доходов, выросла безработица, и пособие на детей для них является одним из основных доходов.
Общество стало терпимо относиться как к матерям-одиночкам, так и к разводам. Все больше детей остается без одного из родителей. Развод перестал быть страшным, и общественное мнение стало воспринимать его как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. Среди наиболее распространённых причин этого процесса: алкоголизм и грубость супругов, неспособность к адаптации. Всё это, в конечном итоге, следствие того, что в современных условиях женщине значительно сложнее, чем раньше удаётся сочетать материнство, трудовую и общественно-политическую функции. С другой стороны, это также стало прямым следствием экономической самостоятельности, высокого образовательного уровня женщин, их нежелания терпеть неудачный брак. Женщина слишком уверена, что может вырастить детей одна. Поэтому всё чаще встречаются неполные семьи.
Сложная ситуация в воспитательном плане складывается в семьях, где оба или один из родителей безработные, которые не имея возможность содержать семью, теряют авторитет у детей. В такой семье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом. Экономическое неблагополучие семьи оборачивается утратой равных стартовых позиций для развития детей. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Необходимо постоянно наращивать меры государственной поддержки семей с детьми. Семья была, есть и будет. История пока не дала альтернативы семье. Опросы общественного мнения показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни.
Заключение.
Воспитание детей на национальных традициях - одна из актуальнейших задач современного воспитания, поэтому взгляды многих организаторов социально-культурной деятельности обращены на изучение и усвоение детьми и подростками нравственного образца социально-этических норм национального поведения и освоение духовных художественных богатств.
Сохранение традиции и обычаи тувинского народа в воспитании мальчиков, не оставило без внимания и наши власти, Правительством Республики Тыва разработан кодекс чести мужчин. Где соблюдение всех заповедей залог здорового, подрастающего поколения успешных мужчин.
1. Помни всегда и везде: ты – потомок древнего и благородного народа, а потому не имеешь права на недостойный поступок. Знай и помни свою родословную от основателей рода.
2. Изучай язык, обычаи, культуру и историю своего народа и края – эти знания укрепят твой дух, возвеличат душу, придадут силы в трудные минуты.
3. Постоянно работай над своим умственным и физическим развитием. Закаляй и укрепляй здоровье, не поддавайся пагубным пристрастиям, и будь достойным своих великих предков.
4. Трудись сам, уважай труд и не посягай на чужое добро.
5. Никогда не завидуй другим. Если ты истинный патриот, докажи это делом и благородным поступком. Будь способным оценить достижения других.
6. Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств, при этом уважай веру своих предков.
7. Будь гордым и честным, сильным и благородным, готовым прийти на помощь. Береги и защищай младших, уважай и почитай старших, более всего родителей, даровавших тебе жизнь.
8. Дорожи именем и честью своей семьи, и своего рода, ибо по твоим поступкам и делам будут судить не только о тебе, но и о твоем народе.
9. Как высшую заповедь предков, усвой истину – величие настоящего мужчины никогда не измерялось богатством, а лишь ответственностью и долгом перед семьей, народом и Отечеством.
Список использованной литературы:
1. Вайнштейн, С. И. Загадочная Тува Текст. / С. И. Вайнштейн. — М. : Известия, 2009. 416 с.
2. Вайнштейн, С. И. Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства Текст. / С. И. Вайнштейн. — М. : Наука, 1972. 312 с.
3. Вайнштейн, С. И. Мир кочевников центра Азии Текст. / С. И. Вайнштейн. М.: Наука, 1991. - 296 с.
4. Культура тувинцев: Традиция и современность / ТНИИЯЛИ; Отв. ред. Ю. Л. Аранчын. - Кызыл, 1988.- 151 с. Ю9.Курбатский Г. Н. Тувинские праздники: Историко-этнографический очерк. - Кызыл, 1974. - 263 с.
5. Салчак К. Б., Салчак Л. П. Развитие тувинской народной педагогики. - Кызыл: Тув. кн. изд., 1984. -125 с.
6. Самбуу И. У. Тыва оюннар. - Тувинские игры. - 2-е дополн. и перераб. изд. - Кызыл: ТНУЧ. -1992.-112 с.
7. Сундуй Г. Д. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших подростков (на материале сельских школ Тувы): Дисс.... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - М., 1993. -170 с
8. Традиционное воспитание детей у народов Сибири / Сб. ст. Инст. этнографии им. И. Н. Миклухо-Маклая АН СССР: Отв. ред. И. Кон. -Л.: Наука, 1988. -252 с.
9. Традиционная культура народов ЦентральнойАзии. - Новосибирск: Наука, 1986- 176 с.
10. Тувинские народные сказки. - М.: Наука, 1971. - 208 с.
11. статьи об этнопсихологических аспектах развития национального самосознания (JI.M. Дробижева, И.С. Кон, B.C. Кукушин, B.C. Мухина,
JI.M. Ондар, Г.Д. Очиров, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, О.Н. Юденко), идеи национального и межнационального воспитания (З.В. Анайбан,
В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, Э.Ц. Данзанова, JI.M. Дробижева,
А.Э. Измайлов, А.С. Оконешникова, В.И. Хандибекова и др), идеи воспитания личности в процессе освоения национальной культуры З.Н. Ажермачева, В.Н. Арунова, А.Н. Божедонова, Г.Н. Волков, К.И. Султанбаева, К.Б. Салчак
12. Кенин-Лопсана М.Б. «Тыва чоннун ыдыктыг чанчылдары»
13. Борис Казырыкпай Борис Казырыкпай «Мужской путь»
Как напиться обезьяне?
Мост Леонардо
Сказочные цветы за 15 минут
Красочные картины Джастина Геффри
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский