Исследовательская работа, выполнена учащейся 4 класса
Вложение | Размер |
---|---|
mosina_vika_litsey_20_trudno_li_byt_otlichnikom.doc | 142.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 20»
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Первые шаги в науку»
социология
Автор:
Мосина Виктория
Дмитриевна,
Класс: 4
ОУ: МБОУ Лицей № 20
Руководитель:
Олейникова Евгения
Николаевна, учитель
начальных классов
Междуреченск ,2015 г
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………………………3 – 4стр.
1. 1.Актуальность выбора темы
1.2. Цели и задачи исследовательской работы. Методы исследования
II. Основная часть……………………………………………………………………. 5 – 14 стр.
2.1.Кто такие отличники?
2.2. Трудно ли быть отличником? (Мнение психологов)
2.3. Практическая часть
2.3.1. Анкетирование отличников
2.3.2.Анкетирование школьников, не являющихся отличниками
2.3.3. Опрос студентов
2.4. Факты и только факты . Знаменитые отличники.
III. Заключительная часть……………………………………………………………….15 стр.
IV. Литература……………………………………………………………………………16 стр.
V. Приложения.
Компьютерная презентация.
Анкеты, опросник.
1.1. Актуальность выбора темы.
Всё началось ещё до школы. Знакомые моих родителей, узнавая, что я пойду в первый класс, говорили мне : « Учись на «отлично»». Я кивала головой, но тогда я ещё не понимала, что это значит. Я просто понимала, что это, видимо, почётно и хорошо, т.к. про это говорят все взрослые. Да ещё и мама была в школе отличницей.
Но первый класс меня разочаровал - ни о каких «пятёрках» и речи не шло, учились мы без оценок! А потом учились оценивать себя по волшебным линеечкам, смайликам и разным количеством баллов. Кто такой отличник, мы так и не узнали, хотя все вокруг спрашивали: «Отличница? На одни пятёрки учишься?»
И только во втором классе мы узнали, что значит « отличник» и какого труда стоит это красивое и почётное звание!
В нашем классе много отличников ( 6 человек), мне стало интересно, а легко ли быть отличником моим одноклассникам и другим учащимся. Это и стало темой моей работы!
Итак, тема: « Трудно ли быть отличником?»
1.2. Цели и задачи исследовательской работы.
Цель: выяснение трудно ли быть отличником на разных ступенях обучения
Задачи:
- Изучение информационных источников по данной теме
- Провести анкетирование, опрос, интервью (учащихся разных ступеней школы, студентов)
- Сделать выводы
Гипотеза: мы предполагаем, что учиться на «отлично» трудно и чем старше, тем сложнее.
Объект: отличники разных ступеней обучения
Предмет: сложности обучения на « отлично»
Методы: анализ информационных источников, классификация, анализ, анкетирование, опрос, интервью.
II. Основная часть.
Теоретическая часть.
2.1. Кто же такие отличники?
В толковом словаре Ушакова мы нашли определение отличнику:
ОТЛИ́ЧНИК, отличника, муж. (неол.).
1. Учащийся, имеющий высшую оценку знаний, отметку "отлично". Отличник учебы.
|| Тот, кто получил аттестат об окончании средней школы с отметкой "отлично" по главным предметам и не ниже "хорошо" по остальным, дающий ему право на поступление в высшую школу без экзаменов.
2. Учитель, высоким качеством преподавания добившийся отличных успехов учащихся и ликвидации второгодничества.
3. Тот, кто отлично выполняет свою работу, свои обязанности.
2.2. Какие бывают отличники ?
Отличниками становятся по разным причинам. Есть дети, одаренные от природы. Для них учеба подобна игре, в которой все получается – и математика, и языки, и музыка. Быстро соображают, не стесняются тянуть руку, у них хорошо поставлена речь. С детства такие дети чувствуют себя успешными и, если они не разочаруются от первой же трудности в учебе, действительно пойдут далеко: без проблем поступят в вуз и т.д.
Вторая категория отличников – это дети, которые считают себя лучше всех или от них это требуют родители. У таких детей любая оценка, кроме отличной, вызывает панику. Таким отличникам приходится труднее всего – и психологически, и физически. Они взваливают на себя непосильную ношу. Если им не дается предмет, его приходится буквально зубрить. Дети такого склада часто ведут себя высокомерно, считают, что они должны знать все лучше всех.
Третья категория отличников – это дети, которые поставили перед собой цель и стремятся к ней. Часто они в младших классах учатся средне. Становясь старше, дети начинают осознавать, что учеба им необходима для того, чтобы построить свою жизнь, заниматься любимым делом, помогать родителям. И тогда они делают такой рывок в учебе, что обгоняют многих хваленых отличников в классе. Осознавшие всю важность образования, они всегда кажутся старше сверстников. Таких детей уважают и учителя, и дети.
2.3. Трудно ли быть отличником? (Мнение психологов)
Успешный ученик, отличник - завидная роль, но тяжелая ноша. Простившись со школой, бывшие отличники далеко не всегда способны сделать успешную карьеру и построить личное счастье. Психологи уверены, что дело здесь в некоторых важных компонентах успеха, которые не измеряются оценками в дневнике.
Отличник, как правило, не вызывает у нас ни тревоги, ни сочувствия - он просто молодец, и у него все хорошо. Мало кто вспоминает, что у успеха тоже есть своя цена, и иногда она оказывается очень велика. Существует понятие «синдром отличника» и это довольно неприятное состояние, которое доставляет проблемы во взрослой жизни, причём совершенно в разных областях. « Синдром отличника» буквально может разрушить жизнь человека. Рассмотрим три основные проблемы, которые способны испортить жизнь успешному ребёнку.
Отметки в обмен на любовь.
Первые простые и внятные подтверждения успешности дает ребенку система школьных оценок: «Учись на пятерки и тебя похвалят». «Синдром отличника проявляется у успешных детей обычно уже в младших классах, - уверена психолог Анна Петровская, специалист по детско-родительским взаимоотношениям. - Причем, поскольку девочки в этом возрасте зачастую более аккуратны и усидчивы, они и преуспевают чаще, так что справедливо говорить о синдроме отличницы, а не отличника».
На первых порах заработать похвалу и одобрение способному и усидчивому ребенку оказывается совсем несложно. Но со временем задача усложняется. Прописи пройдены, а творческие задания уже невозможно выполнять по шаблону. Однако отличницы в глубине души уверены: не получишь пятерку - никто не будет тебя любить и уважать.
«Парадоксально, но недостаточная уверенность в себе - характерная проблема многих успешных детей и подростков, - подтверждает Анна Петровская. - Учеба выступает здесь как своеобразный компенсационный механизм, способ привлечь к себе внимание, заработать хорошее отношение окружающих. И совсем не обязательно, что учеба как таковая приносит ребенку удовольствие».
Детская установка «сделай на отлично и получи одобрение», как это ни странно, во взрослой жизни может иметь катастрофические последствия.
Ребенок, которому в семье не дали понять и почувствовать, что его любят не за пятерки и победы на олимпиадах, что родительская любовь безусловна неизбежно сталкивается с проблемой заниженной самооценки. Во взрослой жизни отличникам бывает очень сложно осознать, что их выбрали и полюбили не за соответствие стереотипу «идеального», а за их личные неповторимые достоинства, которых они зачастую не признают и не ценят.
Проблема № 1 : низкая самооценка
Правило черной королевы
«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» - сообщила Алисе в Зазеркалье Черная Королева. Как ни удивительно, но отличникам похвалы достаются гораздо реже, чем менее удачливым сверстникам. Ведь их успехи воспринимаются как должное, зато редкие провалы становятся центром всеобщего внимания, в то время как с завзятыми троечниками все обстоит как раз наоборот. Паническая боязнь ошибиться, стремление во что бы то ни стало быть лучшим во всем может довести до настоящего невроза.
«Можно выделить два принципиальных момента, которые подводят очень способных ребят, - рассказывает Александр Овсянников, специалист центра по работе с одаренными детьми. - Это неспособность выделить приоритеты и неумение проигрывать. Ребенок (с помощью родителей) должен выделить что-то основное, наиболее важное и перспективное и сосредоточить на этом направлении свои усилия. Разумеется, увлечения подростка могут со временем меняться, но их не должно быть бесконечно много! Однако на практике, стремясь завоевать внимание и одобрение родителей, он покоряет все новые и новые вершины, добиваясь зачастую обратного результата - интерес к его успехам падает».
Во взрослой жизни этот аспект «синдрома отличника» становится настоящим стрессовым фактором, особенно для женщин. Не умея выделять главное, жена и мама может довести себя до изнурения, пытаясь содержать дом в безупречном порядке и одновременно выстроить карьеру. Ведь отказ от любой мелочи, будь то воскресная выпечка собственного изготовления или подготовка дополнительных слайдов для презентации, воспринимается как настоящее поражение - все должно быть сделано идеально! Сперва для этого жертвуют отдыхом, затем сном, затем общением с близкими.
Проблема №2 : неумение выделить приоритеты.
Наука проигрывать
Зачастую отличник так боится ошибиться, дать неверный ответ, проиграть, что это превращается в настоящую фобию. Стремясь обезопасить себя от провала, ребенок, с одной стороны, тратит невероятные усилия на то, чтобы выучить задание, с другой - боится отойти от заданного учителем шаблона. Но в старших классах (или на университетской скамье) он действительно может оказаться в худшем из своих кошмаров - быть поверженным бывшим троечником, который берется за ум и начинает буквально фонтанировать блистательными идеями и оригинальными решениями нестандартных задач. Вспомните свое детство - если в первом классе в отличницах ходили исключительно девочки, то на выпускном вечере зачастую оказывалось, что гордостью класса и победителями всевозможных олимпиад стали их одноклассники-мальчики.
«Поражение - не менее важный обучающий фактор, чем победа, - уверен педагог Александр Овсянников. - Оно стимулирует развитие, заставляет искать новые пути, рисковать. Это лучший из всех возможных уроков - оно позволяет узнать и свои слабые стороны, и сильные стороны соперника. Тот, кто боится проиграть - фактически уже проиграл». Страх выйти за рамки, принять нестандартное решение зачастую мешает при построении карьеры. Существует распространенное мнение, что собственный бизнес открывают троечники, не боящиеся рисковать, а бывшие отличники нанимаются к ним на работу. Это, конечно, несколько утрированно, как и всякое обобщение, однако в известной мере иллюстрирует реальную проблему.
Проблема № 3: неумение проигрывать.
Таким образом отличники сталкиваются с тремя проблемами: низкая самооценка ( или на « отлично» или никак), неумение проигрывать и неумение расставлять приоритеты ( решать, что наиболее важно, а от чего можно отказаться). Можно сделать вывод, что, по мнению специалистов, быть отличником – трудно!
2.3. Практическая часть
2.3.1. Анкетирование отличников
Итак, по мнению специалистов, быть отличником трудно. А как же считают дети? Нам удалось опросить 73 отличника – это самые разные ребята из разных школ города.
Первыми мы опросили сегодняшних отличников трёх ступеней школы:
2-4 классы ( 26 человек)
5- 8классы (32 человека)
9-11 классы (15 человек)
Всем ребятам мы предложили ответить на следующие вопросы:
1. Всегда ли ты учился в школе на «отлично»?
2. Почему ты учишься на «отлично»?
3. Трудно ли тебе это делать?
4. Кто тебе помогает быть отличником?
5. Нравится ли тебе быть отличником? Почему?
6. Как относятся к тому, что ты отличник твои сверстники?
7. Как относятся к тому, что ты отличник взрослые?
8. Сравнивают ли тебя с другими детьми?
Тебе это нравится ? Почему?
В результате анкетирования мы получили следующие результаты:
1) На первый вопрос утвердительно ответили лишь 22 человека - 30% опрошенных ребят
Все 10 классов школы только 5! (7%)
2) На второй вопрос ответы были следующими:
Хочу получить хорошее образование: 35
Мне это нравится: 24 ( большинство ученики 2-5классов)
Хочу быть индивидуальным: 5 человек
Так получается: 3 человека
Хочу доказать, что умнее родителей: 2 человека
Заставляют родители: 1 человек
Вынужден «держать марку»: 3 человека
3) Третий вопрос был для нас наиболее интересен
Трудно: 46 учащихся ( чаще 7-11 классы)
Легко: 27 учащихся ( 2- 6 классы)
4) Кто тебе помогает?
Интересные ответы были на этот вопрос
Учащиеся начальной школы в большинстве случаев 24 отвечают родители и учителя и только двое – книги, информационные источники
В среднем звене это соотношение меняется : 22 – родители и учителя и 10 – информационные источники
А в старшем звене – практически все говорят учителя ( в том числе и репетиторы) и интернет в равной степени.
5) Ответы на этот вопрос были для нас неожиданными :
Начальная школа – только один человек ответил, что быть отличником ему не нравится, потому что ставят в пример и всегда говорят « Ты же отличница!».
Среднее звено – таких ребят не оказалось, хотя отмечалось, что есть неприятные моменты ( обзываются, одноклассники откровенно используют… ) . Но выплачивают стипендию и можно куда-нибудь поехать за отличную учёбу, награждают на предприятиях родителей и т.д.
Старшее звено – считают нормой и нравится, т.к. несмотря на то, что работать приходится больше, чем другим, но и «прощают» многое. Есть перспективы поступить в престижный вуз.
Проанализировав анкеты мы пришли к выводу, что отличником быть скорее трудно, чем легко. Высоки требования, высока ответственность. Подтверждается и гипотеза о том, что чем старше, тем сложнее « держать марку», хотя есть определённые « привилегии» и высокие цели.
2.3.2 Анкетирование школьников, которые не являются отличниками.
Это анкетирование мы провели с целью - узнать, как относятся к отличникам сверстники. Мы опросили 123 человека ( по одному классу 2,4, 6, 8, 10)
1. Как ты считаешь, отличником быть здорово? Почему?
Среди опрошенных учащиеся 2- 6 классов в большинстве своём ответили положительно 62 человека и только 6 человек отрицательно.
А вот старшеклассники разделились практически поровну 31 и 24 , отмечая как отрицательное высокую загруженность отличников в школе и отсутствие свободного времени.
2.На вопрос легко ли быть отличником, ребята отвечали в большинстве своём трудно. И в этом вопросе больших различий между классами не было. Таким образом, можно считать, что со стороны труд отличника оценивается сверстниками, как тяжёлая работа. Это и подтверждают ответы на вопрос: 3.«Что надо сделать, чтобы быть отличником?», практически все дети отмечают: много заниматься, стараться, некоторые даже употребляли такое слово « пахать». Несмотря на это большинство «неотличников» хотело бы ими быть, так как отличников уважают, хвалят, они получают стипендию и другие привилегии ( проездные билеты, бесплатные путёвки, бесплатное участие в интеллектуальных боях и т.д.) «Раздражающим» фактором является то обстоятельство, что отличников часто ставят в пример другим детям и большинству это не нравится. Хотя к самим отличникам ребята относятся с уважением или пониманием, только 9 человек отметили, что завидуют и дразнят. В большинстве случаев дети отмечают и тот факт, что отличники охотно помогаю другим детям ( объясняют, дают списать, иногда выполняют работу за нескольких человек ( реферат) ). Здесь нужно сказать о том, что во 2- 6 классах соотношение 60% - 40%, а вот в старших – 90%/10%)
Отличаются ли отличники от других детей? Чем? Большинство детей сказали – нет, такие же дети, только менее ленивые. Некоторые опрашиваемые отметили – да ( умом – 12 человек , зануды ( зубрилы) – 8 человек. Друзей отличников у большинства ребят нет ( 84), есть только приятели. Как отмечали эти дети – « С ними сложно разговаривать, они всегда заняты, у них нет времени на общение, на прогулки и т.д.» Нам показался интересным один ответ на этот вопрос : « Рядом с ними ощущаешь себя малограмотным».( 10 класс мальчик)
Из вышесказанного следует, что быть отличником - трудно.
2.3.3. Опрос студентов
В дни зимних студенческих каникул с декабря по февраль мы опросили нескольких студентов, выпускников лицея №20 по интересующему нас вопросу.
Нам удалось опросить 6 человек, среди них были и девочки, и мальчики, но только те, кто закончил школу на « отлично». Им мы задавали другие вопросы:
1. В школе Вы всегда были отличником?
2. Вам нравилось быть отличником?
3. Вам было трудно учиться на «отлично» на каждой ступени школы?
4. Как Вы думаете, влияла ли отличная учёба на дружбу со сверстниками?
Почему?
5. Помогла ли Вам отличная учёба в школе при поступлении в вуз?
6. Учиться в вузе?
7. А сейчас Вы отличник?
8. В Вашей семье, был ( или есть) кто-нибудь отличником?
9. Был ли для Вас примером какой-либо талантливый человек?
10. Хотели бы Вы, чтобы ваши дети были отличниками в школе?
Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что быть отличником достаточно трудно, и чем старше, тем сложнее. Чаще на « отлично» учатся те, у кого есть пример старшего, который был отличником или является отличником. Из опрошенных в школе был постоянным отличником лишь один. Остальные были в разные периоды, а осознанно становились отличниками лишь в старших классах. Современные студенты ( тех кого мы опросили) не имеют « кумиров» из области науки, а равняются на близких. Отличная учёба однозначно помогает при поступлении в вуз и на первом курсе ( это отметили все студенты). Кроме того студенты отметили, что учиться на « отлично» было легко класса до 6, а затем сложнее, в вузе ещё труднее.
2.4. Факты и только факты. Известные отличники.
Известные отличники
1. Везунчик – такое прозвище получил от своих собратьев из мира шоу-бизнеса. Филипп Киркоров. Трудно с ними не согласиться. Судьба наградила его всем: хорошие внешние данные, замечательный голос, знаменитые и обеспеченные родители. Казалось бы, Киркорову-младшему и трудиться особо не надо, все у него есть. Но уже с самого раннего детства Филипп поражал учителей своей серьезностью и трудолюбием. Его учителя и классная руководительница в один голос рассказывают, как Филипп корпел над уроками, пропадал в читальном зале библиотеки и вечно ходил с кипой книг под мышкой.
Он был любимчиком учителей и прекрасно находил с ними общий язык. Киркоров учился в средней школе и в музыкальной сразу по двум специальностям – фортепьяно и гитара. Времени на вечеринки и веселые компании у него не было, так что в классе он слыл занудой, «ботаником», как сказали бы сейчас. Тем не менее среднюю школу он окончил с золотой медалью, музыкальную – с отличием, а затем и Государственное музыкальное училище им. Гнесиных – с красным дипломом. Киркоров и в Гнесинке был любимчиком преподавателей. Его музыкальный руководитель М. О. Ланга отзывается о нем как о «серьезном, трудолюбивом молодом человеке»: «С самых первых шагов – никакого мальчишества, никакой детскости… Филипп любил учиться. Если что-то не получалось – твердил «до победного». На занятия приходил даже с температурой.
2. Многие считают, что спорт и отличная учеба не сочетаются. Какое заблуждение!
А вот еще один знаменитый спортсмен в нашем списке отличников – Сергей Богданович Семак, капитан футбольной команды ЦСКА.
Сергей Семак – воспитанник Луганского училища олимпийского резерва, которое он окончил с золотой медалью. Однако предметом своего самого глубокого интереса в детстве он называет не футбол, а математику. На учебу он всегда тратил не меньше времени, чем на футбол в компании сверстников. И на собственном примере он опроверг расхожее мнение, что прекрасная успеваемость в школе и карьера в футболе – вещи несовместимые.
3.Алексей Ягудин, олимпийский чемпион по фигурному катанию, четырехкратный чемпион мира. Как вспоминает Ягудин, с ранних лет интенсивные тренировки стали постоянной частью его жизни. Даже первое в жизни первое сентября он провел на катке. И все последующие 10 лет он сначала шел на утренние тренировки, а потом уже в школу. Его день был расписан по минутам. Чтобы успевать в учебе и в спорте, приходилось соблюдать строжайшую дисциплину. Несмотря на очень плотный график, Алексей Ягудин вплоть до девятого класса школы учился на одни пятерки. Лишь в последних классах школы учеба отошла на второй план. Тем не менее, школу Ягудин окончил с серебряной медалью.
Как ему это удалось? Он говорит: «Учился, вот и удалось. Меня мама заставляла, проверяла мои домашние задания, никогда не говорила, где ошибки, только сколько их. Вот я сидел иногда всю ночь, выискивал. Пробегал опять весь материал. Добежал до медали».
У олимпийского чемпиона Алексея Ягудина много талантов. Он артистичен, обаятелен, обладает отличными способностями к музыке и языкам. Но главное – он настоящий боец. Только такие люди и становятся чемпионами.
III. Заключение.
Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, можно сказать, что, взрослея, возрастает наш уровень ответственности, уровень требований, уровень загруженности, растут и наши амбиции, а значит, учиться становится труднее. Не зря же говорят: « Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю…» Знаменитые слова Сократа, древнегреческого философа актуальны и в наши дни.
Но учиться на « отлично» по-прежнему почётно, как среди взрослых, так и среди детей. А ещё, как мы поняли, круг друзей не зависит от учёбы. Каждый решает сам, как ему учиться и с кем дружить.
IV.Список использованных источников и литературы
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Лиса-охотница
Флейта и Ветер
Пчёлки на разведках
Ласточка. Корейская народная сказка