Исследовательская работа "Мир танцев"
Вложение | Размер |
---|---|
klr.docx | 965.72 КБ |
ksyusha.pptx | 2.12 МБ |
МКОУ «СОШ №3 ст. Зеленчукской Панафидко Ксения 7 «а»
Актуальность.
Правдивее всего люди выражают себя в танце. Тело никогда не лжет.
(Анге де Милль)
Танец - это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти.
(Жак д'Амбуаз)
Цель проекта:
создать программу кружка «Мир танцев».
Объект:
-танцы мира.
Предмет:
- история возникновения танцев.
Задачи:
Я слышу тихий взмах крыла…
Как ночь легка, как день смела…
И плавных линий миг, волна…
О, как она танцует...
Каждый избирает для себя форму досуга в соответствии со своими вкусами, склонностями, возрастом, самочувствием и даже настроением. Для одних нет ничего боле приятного, чем посвятить время книге, другие торопятся на футбольный матч. Но есть такая категория, для которых слово – танец, является источником нетерпеливого, волнующего, многочасового ожидания.
Вот и для меня танец – не только источник движения под музыку, но и форма общения, причем и партнеров по танцу, и всех присутствующих в зале, находящихся в данную минуту в роли зрителей. Это не только моё хобби, но и моя жизнь. Мое кредо: «Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных. Я стараюсь танцевать лучше себя самой». Танцы окружают нас везде:
- Регулировщик на улице - так забавно на него смотреть, когда в плеере играет какой-нибудь хип-хоп!
- Строительная техника и рабочие - под хаус они отлично справляются со своей работой!
- Под медленную музыку классно запускать воздушных змеев или просто наблюдать за машинами, которые проносятся по дороге
- Во многих видах спорта: худ и спорт. гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание, конный спорт. Даже теннисисты, футболисты, бейсболисты и баскетболисты частенько танцуют после забитых голов. Почти все команды имеют группы поддержек – танцы вдохновляют спортсменов и будят в них волю к победе!
Во многих вещах есть ритм. Послушайте стук колес в поезде, равномерный шум метлы дворника, учащенный бит отбойного молотка у рабочего, весеннюю капель. Поглядите на светофоры, эскалаторы, лифты – все очень музыкально, если приглядеться. У всего есть свой особый такт.
И один ритм мы всегда носим с собой… Это наше сердце. Это оно любит танцы, фанатеет ими, ликует от выступлений, болит от неудач, но дарит надежду и не дает сдаваться. Оно никогда не обманет нас.
И вот я задумалась, когда же впервые появились танцы и кто первый их исполнитель. Отсюда и возникла тема моего исследовательского проекта, который я назвала «Мир танцев». Перед собой я поставила следующие задачи:
- узнать историю возникновения танцев;
- познакомиться с различными видами танцев;
- создать программу кружка «Современные танцы».
Итак, никто никогда не узнает, в каком году человек впервые простер руки к небу, сделал поворот и несколько простых степов. Никто никогда не узнает, в каком году человек начал танцевать.
Однако можно назвать не год, а тысячелетия.
Птицы и пчелы танцевали по-своему задолго до того, как начал танцевать человек. Танцевали и некоторые млекопитающие, привлекая пару бессловесной поэзией движения. Люди в то время были новичками в танце, но танцы как средство самовыражения, скорее всего, развивались на заре культурной эволюции человечества; возможно, не позднее, чем во времена, когда развивались речь и язык. К тому времени, когда люди научились рисовать на стенах пещер, лепить глиняные фигурки и украшать свои тела татуировками, они уже умели танцевать. История появления танца уходит своими корнями глубоко в древность. Самые первые известные человечеству танцы – это ритуальные танцы, которые появились еще в то время, когда люди жили племенами, и все самые важные события, а именно – охота, война или любовь, воплощались в ритуальных танцах.
Археологи не могут определить истоки возникновения танца в доисторические времена, потому что им не хватает прямых свидетельств его существования. Максимум, что они могут сделать – в поисках происхождения танца оттолкнуться от ритуальных танцеваний, практиковавшихся обществами охотников и собирателей, которые сохранились и по сей день.
Изучив более 400 образцов рисунков и гравировок на гончарных изделиях из 140 раскопок на Балканах и Среднем Востоке, профессор Джозеф Гарфинкель из Иерусалимского Еврейского университета обнаружил свидетельства того, что люди танцевали уже 9000-5000 лет назад. Эти свидетельства совпадают по времени и месту создания с теми временами и местами, когда и где охотники и сборщики диких плодов впервые основали деревни и превратились в скотоводов и земледельцев.
Некоторые изображения демонстрируют только тоненькие фигурки с треугольными головами или вообще с отсутствием голов, а также простейшие сцены, которые, очевидно, и являются в понимании израильского ученого танцами. На других же изображениях видны человеческие фигуры, запечатленные в движении, обычно с согнутыми ногами и руками. Некоторые сцены изображают людей, выстроившихся в ряд или взявшихся за руки в хороводе, что наводит на мысли о современных народных танцах или даже кордебалете Бродвея.
Танец являлся одним из мощнейших символов на протяжении эволюции человеческих обществ.
Он возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. На основе народного танца начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве танец достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец — основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии (например, индийская катхак, катхакали, манипури, тамаша и др.) и Африки.
Следующий этап истории возникновения танца – это так называемый греко-римский период. Древние греки, в отличие от язычников с их хороводами, или ритуальных танцев, вкладывали в понятие танец гармонию. Танец уже преподают в учебных заведениях того времени. Это связано было с тем, что в культуре того времени уже имелись значительные жизненные идеалы, и человек в них представлялся как значимый предмет для совершенствования души и тела. Древняя мифология (обилие сюжетов с богами) как раз и была идейным двигателем совершенствования природы человека, а танец был одним из инструментов «обработки» человеческих тела и души.
Танцы этого периода делились на несколько категорий:
Конечно же, в этот период существовали танцы и попроще: домашние, городские, сельские.
Следующая эпоха, именуемая «мрачным средневековьем» – старалась искоренить и изгнать танец из жизни человека. Танцу присвоили культ «дьявольского наваждения», а тело (в особенности женское), стало символом любых форм осквернения. Вглядываясь в эту тяжелую (для танца) эпоху, понимаешь, почему в католической Европе народные формы танца столь примитивны и сейчас.
Видимо, до сих пор, в гонке за благопристойностью в танце нет такой сильной потребности, как например, сложилась у славянских народов. Именно разнообразные средневековые бранли с их подскоками и просто шагами, явились той отдушиной, которая допускалась в те мрачные годы.
Однако и здесь веселый человеческий нрав, и особенно любовь, шевелила народ в их массовых городских праздниках.
«Феодальный» этап развития танца, как оказалось, более интересен и значим для всей современной истории танцевальной культуры. Одной из основных форм развлечений знати были балы и маскарады в форме балов. Их дальнейшая форма после простого костюмированного «скоморошества» приглашенных – променадные факельные шествия.
Естественно, эти танцы были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати, чем танцем. Однако торжественный характер этих танцев, желание разнообразия даже в движении колонн по залу, тем более со зрелищными факелами, приводят танец в 14-м веке к форме «эстамп». Теперь немного об истории придворного танца…
В XVI и XVII столетиях появляется другой, так называемый «придворный танец». Одной из предпосылок этому был новый способ мышления людей. В это время человек считал себя центром вселенной и мог управлять своей жизнью с помощью наук и искусств. Используя музыку, человек считал, что может привлечь к себе воздействия планет. И потому танец сам по себе был «подражанием движению небес».
В XVI веке придворный балет был на пике своей популярности: он полностью финансировался французским правительством, которое использовало его для показа собственного величия. Балет стал роскошью огромных праздничных феерий, которые длились порой несколько дней и включали в себя все виды развлечений. По существу, это всё было не что иное, как еще один способ возвеличивания Французского Двора. Танец, как эстетически развитая форма досуга, отныне жизненная необходимость высших слоев общества. Честь и хвала тем французским королям, которые собственным примером и властью, расчетом и богатством – сумели лучшие эстетические и этические порывы «Галантного века» передать нам.
В начале XVIII века балет мигрировал в Парижскую Оперу. Тут он поддался некоторым изменениям. Из утонченного способа передвижения балет превратился в самодостаточное искусство исполнения, ballet d’action («действенный балет», балет с сюжетом) Эта форма установила совершенно новый закон: «искусство должно показывать природу, подражать естеству». В итоге костюмы и хореография стали свободнее и способствовали большему и лучшему раскрытию талантов танцора. Отворилась дверь для бескаблучной обуви – пуантов, которая давала большие возможности при подъеме на полупальцы.
Эпоха Романтизма начала XIX века с балетами, которые фокусировались на эмоциях, дала начало настоящей работы на пуантах. Теперь безупречная балерина в своей обуви, как будто, едва касалась поверхности сцены и ее дух, казалось, не знал, что означает слово «земля». В этот период на первый план выходят женщины, полностью затемнившие роль мужчины-танцора в балете и сделавшие его двигающейся статуей, которая существует лишь для опоры балерин. Но эту ситуацию в начале XX столетия немного изменили звезды Нижинского и Русского Балета. К этому времени уже формировались привычные для нас костюмы, декорации, хореография – такие, как и сейчас.
Появление современного танца.
Русский балет пытался сломать застаревшие формы классического балета, начавши настоящую революцию. Границы, которые определяли классический балет, постоянно раздвигались и размывались, и все, что появилось вместо них, теперь только напоминает о традиционных терминах.
Пришло новое мышление. Артисты стали обращать внимание на личность, выразительность, эмоциональность, на ритуальные и религиозные аспекты. Произошел бум современного танца. Появилась новая свобода, люди стали допускать в это искусство всё больше и больше нововведений. Всё это стало таким же ценным, как и остальное — костюмы и т.д. Большинство танцоров и хореографов начали относиться к балету негативно. Некоторые считали его просто «безобразной бессмысленной гимнастикой». Марта Грэм ( Грэхэм ) видела в нем империализм, с которым американцы не имели ничего общего. Еще один хореограф, Мерс Каннингхэм, несмотря на то, что он использовал некоторые элементы балета, основывал свою хореографию и выступления на принципах, которые прямопротивоположные традиционному балету.
Словом, двадцатый век полностью отрицал и отменял всё то, на что опирался балет. Новое творчество шокировала публику, изменяла их представление о танце, делая его более глубоким. Это была революция в полном смысле этого слова.
В шестидесятые годы развивается постмодернизм, который делает уклон на простоту, красоту мелких вещей, безыскусственность. Проводятся манифесты против простых показух, костюмов, «сырых» выступлений, в которых очередной раз показываются надоевшие всем сюжеты. Но, к сожалению, отсутствие этих же костюмов, бутафории и сюжета никак не способствуют развитию танцевального шоу, потому спустя недолгое время на устах хореографов современного танца и на сцене снова появляется то, против чего боролись — художественное оформление, декорации, костюмы, «уровень шока» и т.д.
Уже к восьмидесятым годам классический танец вернулся в свой прежний вид, а современный танец (contemporary dance) стал достоинством профессионалов, высокотехничным и признанным искусством. Эти две формы танца существуют одновременно, почти не соперничая, оставивши между собой лишь малую долю неприязни. И сегодня танец это эстетическая форма досуга, которую по праву можно назвать очень развитой и «продвинутой». Однако при этом танец не потерял своей красоты и легкости и до сих пор восхищает силой, гибкостью, профессионализмом, которых не было доныне. Балеты, дискотеки, народные танцы, классические танцы, реп, поп, степ и многие другие танцы сегодня очень популярны и пользуются колоссальным спросом.
Если говорить о видах танцев, то следует подразумевать их определенную классификацию. Однако в мире зажигательных и страстных движений не существует какой-либо единой правильной классификации. В данном проекте я хочу рассказать о нескольких колоритных танцах с богатой историей.
Ирландский танец.
История эта началась еще до нашей эры. Самый старинный известный вид, связанный с ирландским танцем, - это Sean-Nos кельтов (кельты жили на Британских островах с 2000 года до н.э. по 200 г. н.э). В двенадцатом веке под влиянием культуры норманнских завоевателей в Ирландии стали танцевать Carol. Этот хоровод вокруг человека, поющего песню, очень понравился простому люду. Шестнадцатый век перенес танцы в аристократические круги дворцов. А два века спустя в Ирландии появились странствующие учителя танцев - основоположники двух популярных сегодня видов: группового Ceili и сольного.
В конце девятнадцатого века создают Гэльскую Лигу (сохранение и развитие ирландской культуры), а в 1929 году появляется Комиссия Ирландских Танцев (выработка единых стандартов исполнения, соревнований и судейства). Два этих события ознаменовывают начало современного периода.
Сейчас существуют три главных вида ирландского танца: сольный, кейли и сет. Сольный танец в основном выступает как зрелище, подготовленное мастерами, или как соревновательный вид. Он требует профессионализма и многих лет опыта. Кейли, заслуга Гэльской Лиги, это группа танцев фольклорных ирландских пластов (длинные танцы в линию и танцы в кругу) и танцев, созданных искусственно. Структуру кейли (последовательность и набор фигур) жестко закрепили: теперь это была уже не резвая сельская забава, а танец по регламентированным правилам, единым для всех мест и людей. Для кейли характерны прыжки и плотно прижатые к корпусу руки - «руки по швам».
Сет-танцы появились немного спустя после того, как ирландские солдаты, вернувшиеся с войн Наполеона, привезли с собой кадриль – четыре пары друг напротив друга, образующие квадрат. Кадриль с увеличенным темпом и собственно ирландскими движениями и стала называться сет. Сеты состоят из фигур – движений, выполненных в определенной последовательности. Число фигур может быть разным – от двух до шести, и каждая со своим размером – джигой (6/8), рилом (4/4) или хорнпайпом (4/4). В сете нет прыжков, характерных для степ-танцев, но из-за множества разновидностей шагов танец выглядит весьма разнообразно.
Танцуют ирландские танцы в разных нарядах. Это могут быть как костюмы, сделанные на основе одежды крестьян восемнадцатого века (например, с большим платком на плече - для женщин и в килте – для мужчин), так и другие имитации: жилет с большим количеством пуговиц и бриджи в качестве мужского варианта и юбки до лодыжек и черные корсеты в качестве женского.
Танец живота, bellydance
Женский танец, обладающий большой терапевтической пользой. В последнее время - повальное всемирное увлечение.
Родиной танца считается Древний Египет. По другой версии, танец живота - индийского или цыганского происхождения. Видоизмененно он присутствовал в Сирии, Ливане, Турции, Иране, Ираке. Благодаря своей полезности распространился также в Европе.
Танец живота – это набор изолированных движений мыщц. Танец живота – признанное средство лечения и профилактики целлюлита.
Капоэйра
Искусство танца и боя, которые совмещены в одно и существуют в музыкальном мире африканских ритмов.
История капоэйры туманна. Есть множество гипотез о том, откуда капоэйра взялась. Самая логичная версия: португальцы вывозили из Африки (Анголы, Мозамбика, Конго) в Бразилию рабов, которые ее и создали. Есть мнение, что беглые рабы придумали капоэйру для защиты своих поселений, «киломбос». Есть мнение, что капоэйру придумали не беглые, а те, которым бежать не удавалось, но которые того очень хотели: чтобы угнетатели ничего не заподозрили, они маскировали боевое искусство под танец. Затем в течение долгого времени капоэйру отождествляли с воровством, убийством и грабежами: так происходило из-за ее популярности у городских бродяг Бразилии. И, хотя то было уже не искусство танца-борьбы, все, что напоминало капоэйру, находилось под запретом. К двадцатым годам двадцатого века капоэйра «ушла в подполье» и совсем стала походить на танец. В тридцатом году случился военный переворот, изменивший культурную обстановку, а в тридцать втором открылась первая официальная школа капоэйры. С тех пор она стала плодиться и размножаться в Бразилии, а после и по всему миру.
Капоэйристы называют свое занятие игрой. Участники игры образуют круг («роду», то есть солнце), играют на музыкальных инструментах и поют. В центре роды находятся двое импровизирующих танцоров. Их танец выглядит как плавная нить движений, среди которых стойки на руках, голове, «колеса», сальто. Физического контакта между танцорами, как правило, нет, удары руками нетрадиционны (руки используются для опоры и защиты), ноги часто оказываются вверху, над телом. Участники круга поочередно сменяют танцующих. С убыстрением музыки танец, становясь все более динамичным, развивается к кульминации.
Если не принимать во внимание боевую составляющую, капоэйру можно считать яркой разновидностью современного танца. Многие ее движения позаимствовал нижний брейк.
Брейк данс.
Зародился в Нью-Йорке в 1969 году под названием «Good Foot», когда Джеймс Браун продемонстрировал публике свой знаменитый танец «Get on the Good Foot». Брейк данс - зрелищная танцевальная часть хип-хоп движения. В переводе с английского – ломаный танец. Делится на Botton (нижний, брейкинг) и Top (верхний). Первый весьма травмоопасен и требует хорошей физической подготовки. Включает сложные акробатические элементы: вращение на голове, прыжки на руках со сменой опоры, обороты на руках или на одной руке на 360, 720 и более градусов, вращение ног вокруг своего тела с опорой на руки и т.д. Второй больше требует развитой пластики и артистизма – например, waving имитирует волны, проходящие по всему телу и его отдельным частям, а в таком стиле как king tut между телом и руками, плечом и предплечьем, предплечьем и запястьем дозволены только прямые углы.
В настоящее время эстетика брейк данс активно используется в мировом шоу-бизнесе.
Фламенко.
Услышав характерные, ритмичные звуки испанской гитары, в нашем воображении тотчас рисуются яркие образы темпераментных мужчин в широкополых шляпах-сомбреро, и не менее темпераментных женщин в пестрых платьях и с алым цветком в волосах – это фламенко (Flamenco)! Хотя в каждой провинции Испании существует свой стиль народного танца, но символом солнечной Испании стал именно фламенко. На самом деле, фламенко – это не только и не столько танец (байле), его непременными атрибутами являются сопровождение испанской шестиструнной гитары (токе) и пение соло (канте).
Фламенко как вид национального искусства возник несколько веков назад в Андалузии, самой южной области Испании. В дальнейшем на его развитие повлияли культуры разных народов, проживавших в разное время на территории Андалузии: арабская, христианская, цыганская, и даже еврейская. Особое влияние на фламенко оказали цыгане, принесшие с собой в Андалузию смешение разных культур. Отсюда и платья с широкими, разноцветными юбками и воланами у андалузской танцовщицы.
Однако, несмотря на всю праздничность одежд танцоров, музыка фламенко полна огня, беспредельной любви и страсти, и в то же время одиночества и трагизма. Темпераментное фламенко вобрало в себя всю историю, боль и кровь этой прекрасной земли – Андалузии.
Техника исполнения этого танца непроста, главным образом, из-за сложного ритма мелодий, которые не поддаются записи на нотном листе – они передаются от мастера к способному ученику. В такт с игрой на гитаре идет четкое отбивание ритма каблуками – так называемое сапатеадо. Особое внимание в танце привлечено к рукам: это язык фламенко. Движения рук танцовщицы всегда плавные, выразительные, пальцы вырисовывают в воздухе узоры, похожие на раскрывание-закрывание веера. У танцора руки рассекают воздух, как при движении мечами, всегда четкие движения.
Еще одна уникальная особенность фламенко – это возможность танцевать не только в паре или коллективе, но и соло. При этом танцор один выражает свои чувства, воплощая в себе всю страстность фламенко.
Даже удивительно, что в начале прошлого века этот танец был почти забыт. Но благодаря почитателям фламенко, таким как Федерико Гарсия Лорка, Пабло Пикассо, Миро, фламенко получило признание и дальнейшее развитие в Испании, а затем и во всем мире.
В настоящее время фламенко вновь стал очень популярным в Европе, наравне с другими стилями современных танцев. Повсюду открываются школы танца фламенко, есть несколько школ и в России. Фламенко сегодня – это яркое, эмоциональное представление, дающее свободу выражать свои мысли, чувства, переживания через танец.
Латина.
Зажигательный клубный танец, синтезированный из множества народных латиноамериканских, а также стандартизованных бальных европейских танцев.
Латина – модный танец современной клубной аудитории. Он адаптирован к популярной молодежной музыке. Включает в себя наиболее яркие движения кубинской румбы, веселые наклоны самбы, знаменитый ритм ча-ча-ча и другие элементы популярных танцев Южной Америки. Кроме того, в латину входят и движения испанского пасодобля – танца, имитирующего корриду. Есть в ней и свинговая веселость сверхбыстрого американского джайва.
От латиноамериканских танцев латина унаследовала зажигательный характер, а клубная эстетика сделала латину очень энергичной. Получился игривый, задорный танец, он быстро подчинил себе танцующую молодежь и стал неотъемлемой частью музыкальной поп-культуры.
Рок-н-ролл.
Рок-н-ролл (Rock-N-Roll) – это быстрый танец, для которого характерны свободные раскованные движения. Также рок-н-ролл – это еще и музыка, появившаяся в конце 50-х годов прошлого столетия в США и ставшая прародительницей современной рок-музыки. Одновременно с музыкой появился и танец рок-н-ролл. Основателями этого танцевально-музыкального стиля по праву можно считать таких легендарных певцов и музыкантов, как Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис, группу «Роллинг Стоунз».
Впервые музыку в стиле рок-н-ролл стали исполнять чернокожие американцы, но со временем к ней стали проявлять интерес все больше молодых белых людей. Рок-н-ролл стал разновидностью ритм-энд-блюза. Поначалу этот вид музыки и танца не были приняты публикой, даже встретили ее в штыки. Рок-н-ролл воспринимался как коммунистической заразой.
Этот танец и музыка считались характерными для чернокожего населения штатов. Но в 50-х годах прошлого века отношения к неграм стало меняться во всем мире благодаря их борьбе за социальные права. Музыка афроамериканского населения стала наводнять потребительский рынок. Белым исполнителям оставалось лишь освоить эту новую музыку и танец.
Молодежи этот танец очень понравился. Рок-н-ролл не ограничивал в движениях пару, партнер, как бы, постоянно отбрасывает от себя партнершу, а та все время возвращается назад. Это было приятным новшеством после привычных консервативным танцев с их строгими определенными па. Молодежь всего мира затанцевала этот энергичный и зажигательный танец. Вскоре его танцевал весь мир, его полюбили и люди среднего возраста. Уметь танцевать рок-н-ролл стало модным и престижным. Проник этот танец и в нашу страну. Советская молодежь быстро принимала все западное, но власти не хотели этого «буржуазного влияния Запада». Рок-н-ролл в первое время даже был под запретом в СССР. Под запретом оказались даже джинсы и прически в стиле рок. Джинсы превратились из просто удобной рабочей одежды в самую модную вещь, которую было не достать. Привозились джинсы из-за рубежа фарцовщиками – так называли предков современным коммерсантов.
Но красота и раскованность танца, зажигательный темп музыки взяли свое: скорее по всей стране, во всех ресторанах рок-н-ролл стал самым популярным танцем. Стали образовываться десятки школ по обучению этому танцу. Такие школы существуют и сейчас. Посещать их может любой желающий. Танец изобилует множеством различных поддержек, быстрым темпом и поэтому профессиональное исполнение рок-н-ролла требует определенных акробатических навыков и тренировок.
Диско.
Диско!.. От одного этого короткого и яркого слова веет вечным летом, атмосферой незабываемого праздника, сладостным состоянием влюбленности и пьянящим чувством свободы, когда хочется не думать ни о чем, а танцевать, танцевать… Диско (Disco) – танец целого поколения людей во всем мире, чья молодость пришлась на конец 70-х – 80-е годы.
Официально принято считать годом рождения этого танца 1974 год, именно тогда он появился в клубах Нью-Йорка. Вскоре уже всю Америку, а затем чуть позже и Европу поразил Disco-бум. Докатился он и до нашей страны, причем Советский Союз диско покоряло и с Запада, и с Востока – знаменитый индийский фильм «Танцор диско» стал культовым в стране. А фразы из звучавших там песен: «Ай эм э диско дансер», «А джя, а джя…» - и сейчас помнят и знают миллионы людей самого разного возраста.
Корнями этот стиль уходит в музыку фанк и соул негритянских кварталов Америки. Его главная характерная особенность – равномерный ритм «четыре доли», причем, акцент падает на каждую. Танцевальный ритм имеет частоту 120 ударов за минуту (при среднем пульсе человека 70 ударов, этот ритм почти вдвое его превышает).
Фантастический успех disco кроется во многом в доступности танца. Если ритм чувствуешь, то освоить диско проще простого. Не надо специальных навыков, не требуется особая подготовка. В 1977 году в США вышел на экраны фильм Saturday night fiever («Лихорадка в субботу вечером»), сразу же ставший кино-хитом (в главной роли – Джон Траволта). Картина наглядно демонстрировала: вот она, настоящая жизнь – в дискотеке, здесь человек забывает о всех бедах и жизненных трудностях.
Для советской молодежи того времени все это было в диковинку: мигающий свет на дискотеке, маленькие кусочки зеркала на вращающихся шарах под потолком, пульсирующие ритмы. Это манило и завораживало. А танцевали все, по сути, кто как умел, под незабвенную музыку ABBA и Arabesque. Главное, чтоб было все легко и бодренько
Сейчас диско стало уже классикой, есть ведь даже такая специальная дисциплина в профессиональных танцах. Конечно, это диско совсем не похоже на танец массовых дискотек. И дело не только в том, что здесь темп стал быстрее (144 удара). Просто совершенно иная, очень сложная хореография, сочетающая элементы разных танцев: и хип-хопа, и уличного брейк-данса. Отдельный вид программы - диско-фристайл, содержащий элементы акробатики. Здесь уж без специальной подготовки, без тренировок не обойтись. Но это у профессиональных танцоров.
Если же говорить о массовом танце, то надо признать, что диско сегодня возвращает, нет, конечно, не былую славу, до этого ему уже никогда не подняться, но уж некоторую популярность-то уж точно. Не зря же вывеску «Дискотека 80-х» сейчас можно увидеть на клубах все чаще. Кстати сказать, само слово «дискотека» произошло от французского discotheque, означавшего первоначально ««ночной клуб с музыкой с виниловых дисков». Сейчас же под дискотекой понимается просто клубная танцевальная вечеринка.
Бальные танцы.
Бальные танцы (ballroom dance) – это прекрасный вид искусства, в котором эмоционально-образное содержание музыки передается через пластические движения пары путем ритмически четких изменениях тела и создающих художественные различные образы. История бальных танцев уходит глубоко в прошлое. В течение веков менялась жизнь людей, их уклад жизни, обычаи.
Для каждого народа всегда были присущи свои традиции и свои танцы. Со временем менялась жизнь, менялась и мода на бальные танцы – что-то появлялось новое в движениях или костюмах, появлялись какие-то совершенно новые направления исполнения. Но неизменным на протяжении многих веков остается одно – бальный танец танцуют в паре мужчина и женщина. Во время исполнения бальных композиций физический контакт между партнером и партнершей сохраняется на протяжении всего представления.
Бальные танцы, в том виде, в котором мы видим их сейчас, зародились в Англии в конце 18 – начале 19 веков. В то время они были привилегией лишь людей из высшего света. Бальные танцы считались неотъемлемой частью всех высокосветских развлечений. Без присутствия кружащихся в ритме танца красивых пар, не обходился ни один бал. Лишь к началу 20-го века бальные танцы завоевали свою популярность и среди населения низших слоев общества. Но у простых и бедных людей не было возможности посещать балы, шить для этого дорогие пышные наряды. Обычные люди в то время посещали публичные танцевальные залы, где могли насладиться прекрасной музыкой и покружиться под манящие звуки вальса.
В 20-х годах прошлого века стали организовываться соревнования по бальным танцам. В этот же период все в той же Англии была создана первая в истории школа бальных танцев. Основным назначением этой школы была выработка основных движений того или иного танца, определенной музыки к ним. Из множества танцев были отобраны именно те, которые являются наиболее выразительными с точки зрения создания неповторимого художественного образа.
Все бальные танцы разделяются на основные 2 группы: европейскую – стандарт, и латиноамериканскую – латину. Для европейских танцев характерен тесный контакт между мужчиной и женщиной, который поддерживается в продолжение всего танцевального представления при помощи определенного положения рук и корпуса тела. Для латиноамериканской группы танцев характерен более свободный контакт. Он усиливается лишь иногда за счет специальных поддержек или определенных движений. В большей части латины контакт осуществляется лишь через соединения рук партнера и партнерши. Иногда партнеры могут вообще отдаляться друг от друга, танцуя как бы порознь.
Бальные танцы – очень красивый вид искусства и серьезный вид спорта. Во время композиции вальса партнеры тратят столько же калорий, что и спортсмен, преодолевший стометровую дистанцию. Бальные танцы укрепляют осанку человека, делают его движения более пластичными и уверенными. Полезны они и с точки зрения эмоционального улучшения самочувствия человека.
Бальные танцы – это один из многих путей для понимания прекрасного!
Вальс.
Как и откуда произошел танец вальс точно не установлено, но, безусловно, его предками являются пляски народов Европы в середине XVIII века.
По одним данным, родоначальником вальса был народный танец «Вольта» из Италии, по другим данным предок вальса это австрийский танец «Лендлер», которому присущи круговые вращения партнеров в парах.
К концу восемнадцатого столетия этот танец был принят высшим обществом. Но случилось это отнюдь не сразу: мастера танцев того времени расценивали вальс как угрозу профессии. В относительно короткий промежуток времени можно было изучить основные позы, шаги и движения вальса, тогда как, менуэт, мазурка и другие танцы знати требовали значительной подготовки: не только в изучении многих сложных фигур, но также и в приобретении правильной осанки и соответствующих манер.
Вальс так же подвергался сильной критике со стороны моралистов: в обществе считалось неприличным расположение партнеров настолько близко друг к другу. Так же в обществе считалось непристойным мужчине обнимать партнершу за талию. Религиозные лидеры единодушно расценили новый танец как вульгарный и греховный. Придворные круги были упрямо настроены против вальса, а в Англии, стране строгих нравов, вальс восприняли еще более холодно.
Но поскольку история повторяет себя много раз, популярность вальса только выросла. Буржуазия приняла танец с большим энтузиазмом сразу после французской революции. В одном только Париже было почти семьсот танцевальных залов! Немецкий путешественник по Парижу в 1804 году написал: «Эта любовь к вальсу и это принятие немецкого танца весьма новы, и, стали одной из вульгарных мод с начала войны, как курение».
В Соединенных Штатах, вальс был исполнен в первый раз Бостоне в 1834 году. Исполнитель танцев Лоренсо Папанти, исполнил вальс в особняке Beacon Hill. Общественные лидеры были ошеломлены тем, что они назвали позднее «некорректным представлением».
В России, при дворе, вальс тоже сначала не одобряли ни Екатерина II, ни Павел I. Император Павел издал даже специальный указ, в котором запрещалось танцевать вальс. Особенно сильно не любила вальс его жена императрица Мария Федоровна, и даже её сыновья Александр I и Николай I - не решались прекословить матери. Только после смерти Марии Федоровны в 1830 г. появилась возможность исполнять вальс на придворных балах.
Еще длительное время репутация вальса оставалась под сомнением. В «Правилах для благородных общественных танцев» 1825 года писалось: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности... чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие».
Но на частных балах русской знати вальс стал одним из популярнейших танцев. После окончания Отечественной войны 1812 года, для решения проблем послевоенного устройства, собрался Венский конгресс (1814-1815гг). В Вену съехались императоры и короли со своими свитами, дипломаты и писатели со своими семьями. Днем решались судьбы Европы, а вечерами бурно кипела светская жизнь, где на балах все самозабвенно танцевали вальс. Само собой разумеется, что участники Конгресса из России привезли модный танец в Петербург, и вскоре без вальса не обходился ни один бал даже в провинции.
Второе дыхание моде на вальс, приблизительно в 1830г., дали два великих австрийских композитора - Франц Ланнер и Йохан Штраусс. В течение девятнадцатого века эти два великих композитора были безусловно самыми популярными. Их очаровательная музыка усовершенствовала и облагородила хореографию вальса. Его темп еще более ускорился, танец стал исполняться еще более грациозно и красиво.
К концу девятнадцатого века были развиты две основные модификации вальса. Первым был вальс-Бостон, более медленный танец с длинными скользящими шагами. Хотя вальс-Бостон несколько утратил свою популярность после первой мировой войны, он стимулировал развитие Английского (Медленнного или Международного) стиля. Вторым был Венский (или Быстрый) вальс.
Сегодня очень популярны оба этих направления. Они с удовольствием исполняются танцорами во всем мире на чемпионатах и турнирах всех уровней.
Клубный танец
Производная от различных современных танцевальных практик, позволяющая двигаться под любую клубную музыку.
Музыкальная эклектика, смешение стилей обозначили необходимость танца, который умело вписывался бы в многообразие изменчивых темпов и ритмов современной музыки. Клубный танец – это несколько наборов определенных движений в том или ином стиле (hip-hop, locking, house, funk, r’n’b и др.) с возможностью собственного сочинительства, импровизации. Клубный танец – это модное универсальное умение органично танцевать и на домашней вечеринке, и на дискотеке, и в элитном ночном клубе; оно основано на знании новейших танцевальных техник.
R’n’b.
Самый модный танец на Западе, танцевальная составляющая шоу-бизнеса таких звезд, как Jastin Timberlake, Mariah Carey, Shakira, B2K и других.
R’n’b – ритм и блюз, танцевальное зрелище, популяризуемое MTV-культурой. Оно базируется на основе техник хип-хопа, фанка и джаза, но имеет собственное специфическое движение – так называемый «кач». «Кач» r’n’b напоминает о фривольности, показных манерах в городской негритянской эстетике США. Технически «кач» вызывается изолированным напряжением мышц живота, в то время как остальные мышцы тела расслаблены и производят впечатление развязности, беззаботности танцора.
Хип-хоп.
История хип-хопа началась в 1969 году в Южном Бронксе — черном гетто Нью-Йорка. Правда, слова «hip-hop» тогда еще не было — ди-джей Африка Бамбаатаа выдумал его пять лет спустя, когда повзрослевшая культура уже нуждалась в общем названии. А другой легендарный ди-джей Кул Херк придумал еще одно слово: «b-boys» — сокращение от «break boys». Всякая субкультура начинается с имени. Оригинальное содержание было невинным, но общество, как всегда, расшифровало его по-своему, восприняв молодую дискотечную «поросль» как «bad boys» — «хулиганье». Молодежь гордо подняла эти прозвища на знамя — и на свет появилась хип-хоп культура.
Хип-хоп — это объединенное название многих танцевальных стилей и направлений. В широком понимании это то, что танцуют под музыку«хип-хоп». Характерная черта hop-dance — хореографические эксперименты и импровизация. Hop-dance можно разделить на два основных типа: Old School (старая школа хип-хопа) и New Style (новая школа хип-хопа).
Базовыми движениями хип-хопа являются кач и элементарные степы — проще говоря, это работа корпуса и ног! Множество классных танцоров начинали именно
с этого. После того как вы выучите несколько степов, поработаете над качем, можете смело выходить на танцпол, и никто не скажет, что вы «не в стайле» или плохо двигаетесь!
Breaking
Движения под музыку, наряду с брейк дансом выступающие танцевальной основой современной культуры хип-хоп.
С 1981 года хип-хоп существует не только как популярное молодежное увлечение, но и как танцевальная конкурсная дисциплина. Жизнерадостный и энергичный, неагрессивный танец. Для него характерны разнообразные прыжковые движения, пружины («hip-hop» – подскакивать, мелко прыгать), подчиненные интенсивному биту. Благодаря постоянной интеграции музыкальных стилей, техника хип-хоп движений находится в непрерывном развитии: впитывает в себя элементы соседних танцевальных практик (верхний брейк, диско) и стремится к большей выразительности и свободе, несмотря на жесткую привязанность к ритму.
Брейк-данс подразделяется на два типа: верхний брейк («boogie») и нижний брейк («breaking»).
При верхнем брейке все элементы выполняются в вертикальном положении, задействована в основном верхняя часть корпуса, при этом руки и тело не касаются пола. Движения могут быть как пластичными, так и рваными, резкими, угловатыми.
Нижний брейк — более акробатичное направление с выполнением различных трюков и сложных элементов. Танцоры должны иметь высокий уровень физической подготовки, поскольку это силовой вариант брейка. Все движения выполняются на полу
Брейк-данс подразделяется на два типа: верхний брейк («boogie») и нижний брейк («breaking»).
При верхнем брейке все элементы выполняются в вертикальном положении, задействована в основном верхняя часть корпуса, при этом руки и тело не касаются пола. Движения могут быть как пластичными, так и рваными, резкими, угловатыми.
Нижний брейк — более акробатичное направление с выполнением различных трюков и сложных элементов. Танцоры должны иметь высокий уровень физической подготовки, поскольку это силовой вариант брейка. Все движения выполняются на полу.
Popping.
Поппинг является фанковым стилем, так как в основном танцуется под электрофанк. Этот стиль берет свое начало из пантомимы, где самое важное — изоляция движений. К примеру, вы свободно отделяете руки от тела и т. д. — тем самым создавая иллюзию, что вы «робот»!
Locking.
Название стилю дано в честь его создателя Дона Кэмболла-Лока. Танцуется локинг под музыку фанк, имеет два основных движения: лок и пойнт. «В Локинге все преувеличено» ©. Вы не просто изворотливо показываете на что-то рукой, но и пытаетесь посмотреть на то, что вы показываете!
Нью Стайл, или New York Style
Это направление новой школы хип-хопа, предполагающее смешение разных стилей. В противовес акробатическому стилю акцент делается на работе ног. Нью Стайл характеризуется мягкой, спокойной, внешне расслабленной манерой подачи движений, но одновременно с внутренней энергией. Непременная составляющая стиля — ваша импровизация.
House
Техника танца гармонично сочетает в себе множество разнородных движений. Быстрые движения ног, внешне похожие на степ, чечетку и шаги латины, согласуются с расслабленными, «обтекающими» движениями головой и корпусом, образуя неповторимую динамику и оригинальный характер.
Krump, или Krumping
Развитие стиля «Clowning» — «Танец Клоуна». «Танец Клоуна» был создан в начале девяностых Томасом Джонсоном (Томми Клоун), чья профессиональная деятельность была связана с развлечением детей. Clowning использует некоторые элементы ямайских шагов Dance-hall типа «бабочки» или «родео», а также мимическую пантомиму. А вообще, это стиль агрессивного танца, в котором можно выплеснуть свой гнев! Кроме того, Crump с технической точки зрения — довольно сложный танец.
Tектоник
Танец, основанный на смеси модного клубного танца и стилей techno (Vogueing конца 80-х, танец Волны 90-х и старый школьный Break-dancing). Музыка, под которую обычно исполняется Tecktonik, — это Jumpstyle, Hardstyle и Хардкор. Тектоник начал свою историю в Париже в 2000 году, а точнее, в парижском метро, где собирались молодые люди, готовые быть «не похожими на других».
Ragga jam
Это смесь уличных ragga, hip-hop и джаза. Ragga Jam — это идеальные, красивые, точные и легкие движения в сочетании с элегантной музыкой. Этот стиль пользовался популярностью среди женщин на Ямайке, одноко позже мужчины решили «прихватизировать» эти движения…и сегодня этот танец танцуют мужчины, как в соло, так и в паре…
C-Walk
Полное название — Crip Walk. Главной его особенностью является концентрация на движениях нижней части корпуса: танцор будто рисует ногами определенные слова или знаки. В связи с этим, можно назвать C-Walk графическим танцем.
Реггетон
Техника реггетона объединяет элементы регги, бачаты и хип-хопа. Кроме того, реггетон активно перенимает движения стрип-латины,стрип-пластики и индивидуальные авторские техники. Он предполагает сближение людей, тех, кто ищет приключений, флирта, новых знакомств и хочет испытать наслаждение, близкое к удовольствию от сексуальной игры. Это танец для тех, кто не стесняется выражать желания своего тела и хочет научиться этому. Реггетон — танец молодости и свободы!
Все эти направления сегодня возбуждают интерес молодых людей и призывают к занятиям танцами — для своего удовольствия! Поэтому я в школе провела исследования среди учеников 7 -11-ых классов и среди учителей. Мне хотелось узнать ответы респондентов на нехитрые вопросы.
Оказалось, что среди 75 опрошенных 44 человека любят танцевать, 19 нет, а 12 участников анкетирования не знают.
На второй вопрос многие не смогли ничего ответить, 15 участников опрос знают немного о хип-хопе, 10 – о брейке и всего лишь 7 человек знают что-то о народных танцах и все эти семь опрошенных являются взрослыми. Это значит, что молодёжь, не вникает в историю своего народа, своей страны.
Самым популярным танцем оказался вальс,затемхип-хоп, народные и брейк. Самым неожиданным ответом для меня явились ответы опрошенных мною учителей. В их ответах часто звучали такие названия танцев как шейк, ламбада, танго.
Конечно же танцами моего времени являются хип-хоп, тек-тоник, брейк, но а старшее поколение назвали такие танцы как вальс, семь сорок, летка-енька, ламбада, шейк.
Мне кажется, что некоторые не танцуют, потому что:
Боятся, что не получится.
Боятся, когда не понимают. Грамотный инструктор все объяснит так, что ты поймешь и полюбишь это. Ведь у него тоже всего две руки и две ноги. Если может он, то сможешь и ты.
Боятся выглядеть смешными.
В зале будут такие же ученики-новички, как и ты! Если бы все сразу умели хорошо танцевать – им незачем было бы идти на занятия! Мы все когда-то приходим на танцы в первый раз в своей жизни, и у всех нас поначалу получается далеко не все. Но с каждым новым занятием ты будешь видеть свой собственный прогресс. Не стыдно не уметь – стыдно не пытаться научиться! Если есть желание и стремление танцевать – значит, все получится!
Считают себя слишком толстыми/худыми.
Танцы поправят это дело. Они делают нас лучше, красивее, сообразительнее, развивают харизму, пластику, координацию, фантазию. Тело становится подтянутым, послушным и гибким.
Настоящие мужики не танцуют.
Еще как танцуют. И делают это зачастую лучше девчонок. На вечеринках хорошо танцующая девушка вызывает у всех восхищение, а хорошо танцующий парень – не просто восхищение, а настоящий фурор! К нему всегда прикованы взгляды, особенно взгляды противоположного пола. С танцами ты всегда будешь центром всеобщего внимания. Танцы сближают.
Считают себя слишком замкнутыми/ необщительными/ стеснительными.
Танцы раскрепощают, позволяют найти друзей, дарят раскованность и уверенность в себе, помогают раскрыться и найти общий язык с любым человеком.
Не слышат музыки и ритма.
Все поправимо. Это просто работа над собой и работа инструктора над тобой. Надо только быть уверенным, что ты сможешь, что потребуется время и терпение, но все получится, и ты справишься. И самое классное в том, что все это время тебе не будет скучно, ведь это не зубрежка над учебниками в сессию.
С танцами ты никогда не останешься один… Нас много! Мы всегда подскажем, поможем, поддержим.
В связи с этим я разработала программу кружка, который, как мне кажется, поможет многим моим сверстникам научиться танцевать. Свою программу я так и назвала «Мир танцев».
Цели и задачи моей программы:
• развитие творческих способностей учащихся
• сохранение укрепление здоровья у учащихся
• привитие любви к танцевальным традициям
• развитие музыкального слуха, памяти, ритма
• формирование красоты и пластику движения
Прогнозируемые результаты
• Физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности;
• Ответственные, самостоятельные;
• Умение работать в коллективе;
• Дети культурного поведения и общения
План работы танцевального кружка
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Мелодия в темпе музыкального движения | 2 | - | 2 |
2. | Азбука классического танца | 4 | 2 | 2 |
3. | Ритмика | 4 | 1 | 3 |
4. | Танец сегодня | 4 | 1 | 3 |
5. | Общеразвивающие упражнения | 4 | - | 4 |
6. | Русские народные танцы | 2 | - | 2 |
7. | Репитиционно-постановочная работа | 8 | 1 | 7 |
8. | Игровые технологии | 3 | - | 3 |
9. | Индивидуальные занятия | 2 | 1 | 1 |
10. | Итоговые занятия и досуговые мероприятия | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 6 | 28 |
ВЫВОД:
люди танцевали со времен появления человека;
в мире существует огромное количество интересных и увлекательных танцев;
я разработала программу кружка «Мир танцев».
И напоследок, мне хочется сказать словами Джеймса Брауна: «Любую проблему на свете можно решить танцуя»,- поэтому, давайте учиться танцевать!
Слайд 1
Информационно-исследовательский проект по теме: Автор работы: Панафидко Ксения Евгеньевна Место выполнения работы: МКОУ « СОШ №3 ст. Зеленчукской » , 7 « а » класс, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская Научный руководитель: Жежеря Ирина Евгеньевна 2013 «Мир танцев»Слайд 2
Правдивее всего люди выражают себя в танце. Тело никогда не лжет. ( Анге де Милль) Танец - это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти. (Жак д'Амбуаз ) Актуальность
Слайд 3
Цель проекта: создать программу кружка «Мир танцев». Объект: -танцы мира. Предмет: - история возникновения танцев.
Слайд 4
Задачи узнать историю возникновения танцев; познакомиться с различными видами танцев; проанализировать какими танцами больше интересуются.
Слайд 5
Ритуальные танцы
Слайд 6
Греко-римский период. Священные танцы (исполнявшиеся только в храмах) Общественные (воинские пляски, массовые гуляния с участием граций, сатиров, нимф). Танцы этого периода делились на несколько категорий :
Слайд 7
«Мрачное средневековье» Танцу присвоили культ «дьявольского наваждения»
Слайд 8
«Феодальный» этап Эти танцы были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати.
Слайд 9
В XVI и XVII столетиях появляется другой, так называемый «придворный танец» - балет .
Слайд 10
Современный танец
Слайд 11
Ирландский танец.
Слайд 12
Танец живота, bellydance
Слайд 13
Капоэйра
Слайд 14
Брейк данс
Слайд 15
Латина
Слайд 17
Диско
Слайд 18
Вальс
Слайд 19
Клубный танец
Слайд 20
Мои исследования Нравится ли вам танцевать? Да – 44чел.
Слайд 21
Мои исследования О каких танцах вы что-либо знаете? Ничего не знаю
Слайд 22
Мои исследования Какие танцы вам нравятся больше всего? ВАЛЬС
Слайд 23
Знаете ли вы танцы своего времени? Танцы моего времени: хип-хоп , тектоник, брейк. Танцы старшего поколения:вальс , семь сорок, летка-енька , ламбада, шейк.
Слайд 24
Некоторые не танцуют, потому что: Боятся, что не получится. Боятся выглядеть смешными. Считают себя слишком толстыми/худыми. Настоящие мужики не танцуют. Считают себя слишком стеснительными. Не слышат музыки и ритма.
Слайд 25
Кружок «Мир танцев» Цели и задачи кружка: развитие творческих способностей учащихся; сохранение укрепление здоровья у учащихся; привитие любви к танцевальным традициям; развитие музыкального слуха, памяти, ритма; формирование красоты и пластику движения.
Слайд 26
Результаты • Физически здоровые дети с развитым чувством музыкальности, ритмичности; • Ответственные, самостоятельные; • Умение работать в коллективе; • Дети культурного поведения и общения.
Слайд 27
План работы танцевального кружка № п / п Наименование тем Количество часов Теоретические занятия Практические занятия 1. Мелодия в темпе музыкального движения 2 - 2 2. Азбука классического танца 4 2 2 3. Ритмика 4 1 3 4. Танец сегодня 4 1 3 5. Общеразвивающие упражнения 4 - 4 6. Русские народные танцы 2 - 2 7. Репитиционно-постановочная работа 8 1 7 8. Игровые технологии 3 - 3 9. Индивидуальные занятия 2 1 1 10. Итоговые занятия и досуговые мероприятия 1 - 1 Итого: 34 6 28
Слайд 28
ВЫВОД: люди танцевали со времен появления человека; в мире существует огромное количество интересных и увлекательных танцев.
Слайд 29
Любую проблему на свете можно решить танцуя, поэтому давайте учиться танцевать!
Слайд 30
Спасибо за внимание!
Северное сияние
Прекрасная арфа
Твёрдое - мягкое
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Сказка "Дятел, заяц и медведь"