Данная работка представляет собой попытку не только обозначить через концепт круга ряд проблем произведения, но и раскрыть главную мысль рассказа: духовная ограниченность человека, его трусость, зацикленность на собственных проблемах и амбициях могут стать настоящим преступлением по отношению к другим людям. Истинная красота характеризуется не формой, а содержанием.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_kruga.doc | 101.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №78»
«Концепт круга в рассказе И.А. Бунина «Красавица»
Рыбачёк Кристина, 14 лет
ученица 8-А класса
МБОУ «СОШ №78»
г. Барнаула Алтайского края
Руководитель работы:
Умрилова Людмила Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №78»
г. Барнаула Алтайского края
Барнаул-2015
Содержание
Актуальность
На уроках литературы мы часто рассуждаем о том, какую роль играют изобразительные средства в тексте. Авторский замысел не будет полностью воплощен без художественной детали, эпитета, метафоры… «Вглядевшись» в эти слова, можно разгадать многие загадки произведения, ответить на многие вопросы.
Познакомившись с рассказом И. А. Бунина «Красавица», я обратила внимание на обилие слов, связанных с семантикой круга, и решила найти ответ на вопрос: какова символика этого образа, какими новыми значениями, отличными от мировой символики, наделяет его автор в данном произведении.
Цель данной работы:
Выявить символику круга в рассказе И. А. Бунина «Красавица»
Начиная свое исследование, я поставила перед собой следующие задачи:
Объект исследования: рассказ И.А. Бунина «Красавица».
Предмет исследования: круг и связанные с ним образы.
Методы иследования: метод анализа и синтеза
Практическая значимость: данная работа может быть использована как дополнительный материал к урокам литературы или на занятиях литературного кружка.
2. Образ круга в мировой символике
Круг, без сомнения, самая универсальная из всех геометрических фигур, символ цельности, единства и совокупности, полноты и ограниченности, постоянства и цикличности, вечности и бесконечности. Эта древняя символика круга раскрывается во многих выражениях великорусского языка: единство интересов цементирует «круг единомышленников»; совокупность знакомых определяет «круг общения»; безвыходную ограниченность в замкнутой цельности бытия иллюстрирует «замкнутый круг», а вечность и цикличность времени отмечает «круглый год», поскольку «все возвращается на круги своя». В "Словаре символов" Н.Жюльен читаем: «Круг - непрерывное развитие мировоззрения. Символика круга имеет тройное значение: круговорот жизни, временной цикл и божественное начало. Так же это "ноль" нашей нумерации, обозначающий потенциальные возможности. Круг, как средство защиты, обладает магическим значением и символизирует неопределяемое пространство»[1].
Круг - символ вечности. Иногда круг изображается в виде змеи, кусающей себя за хвост. Эта деталь сближает образ круга с образом кольца, которое во всех культурах тоже рассматривалось как символ совершенства и бессмертия. Круг – первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства, воплощение гармонии и порядка Космоса.
Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе.
Центром круга является точка, которая есть начало всего сущего. Круг - это расширение во всех смыслах, цикличное повторение времен года, жизни и смерти, дня и ночи ... В мировой символике круг представляет небо в противоположность квадрату, воплощающему землю.
В астрологии круг - это символ Солнца, олицетворение его порождающей силы. Идея круга выражается в замкнутых кольцеобразных шествиях (хоровод), ритуалах поклонения Солнцу. Существует поверье, что душа человека является кусочком Солнца и после смерти, если человек жил праведно, возвращается к нему. Солнце также воспринималось как центр мира.
В древней философии гаданий Таро существовала такая схема
построения Вселенной.
Квадрат в этой схеме - четыре стороны света, осязаемый мир, земля. Треугольник - Бог, небо. Точка - душа человека.
С давних времен считается, что каждый человек - Вселенная в миниатюре. Человек способен вместить в свою душу весь мир, познав Бога.
Любой круг начинается из точки, и при уменьшении ею заканчивается. По форме и по значению с кругом соотносятся колесо и кольцо.
В свою очередь кольцо обеспечивает связь между телом и душой, связь, необходимую для выживания человека. Со смертью человека кольца снимались, чтобы дать душе возможность вознестись на небо.
В сказках не случаен образ волшебного кольца, которое защищает героев от опасных влияний, являясь, таким образом, волшебным амулетом. Эту же роль исполняли в жизни людей браслеты, цепочки.
Во всех культурах был распространен обычай очерчивать святые круги, которые выполняли защитную функцию, оберегая того, кто находится внутри круга.
Круг – символ совершенства, выражающий идею отсутствия начала и конца, символ Вечности.
3. Концепт круга в рассказе И.А. Бунина «Красавица».
Рассказ И.А. Бунина «Красавица» входит в цикл «Темные аллеи». Он написан 28 сентября 1940 года. Писателю было почти 70 лет: возраст, при котором так приятно предаваться очаровывающим воспоминаниям юности и при этом так легко видеть суть вещей и людей сквозь обманчивую внешность. Само название "Красавица" уже является провокацией, ведь из рассказа мы выносим совсем другое впечатление. Скрытый приём - антитеза названия и содержания – придаёт драматичность обычному повествовательному жанру.
Рассказ представляет собой совсем небольшое по объёму – всего 5 абзацев – произведение. Речь в нем идет о судьбе семилетнего мальчика, у которого умерла мать. Отец женился второй раз на красавице. И вот эта-то красавица, «спокойно» возненавидев мальчика, превратила его жизнь в настоящий ад: она «лишила» его жизни, сделав «как бы несуществующим в доме»…
В рассказе три ключевых образа: отец-чиновник, красавица и сын чиновника от первого брака.
Семантика круга возникает с первых же строк произведения: повторный (возвращение – круг) брак отца мальчика на красавице («Он и первый раз был женат на красавице»). Именно этот брак становится причиной трагической судьбы ребенка. Но в судьбах отца и сына концепт круга зазвучит по-разному.
В жизни отца круг – это скорее определенный виток «возвращения на круги своя», некая спираль: «Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице - все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?» Возникает ощущение неоднозначности: с одной стороны, закономерности, постоянства случившегося, словно браков у него было не два, а гораздо больше. С другой, замкнутости, ограниченности: «…как множество губернских чиновников…».
Еще одна интересная деталь, связанная с образом отца: «…носил очки цвета йода…». Очки – предмет, имеющий округлую форму. В данном тексте, на наш взгляд, они, с одной стороны играют роль маски, за которой отец прячет свою человеческую сущность (он чиновник), а с другой, указывают на то, что герой искаженно видит происходящее вокруг него (а вернее, сознательно прячется за своими очками от правды). Не случайно автор уточняет: «..очки цвета йода...». Герой не просто плохо видит, он не желает видеть лучше, затемняя мир. Он не привык громко говорить, для него это несвойственно, он молчалив и тих, он не может настоять на своем, а соглашается с чужим мнением, смиряется. Из страха перед женой он притворился, «будто у него нет и никогда не было сына».
Совсем по-другому начинает звучать тема круга, когда речь заходит о мальчике. «И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме». Вернемся к фразе, которая прозвучала в начале работы: «Круг, как средство защиты, обладает магическим значением и символизирует неопределяемое пространство». Ребенок замкнулся в своем мире, очертил вокруг себя круг – неопределяемое пространство, другой мир.
Особенно символичным оказывается последний абзац рассказа: «И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его».
Круглое одиночество, обособленность, одинаковость проходящих дней, замкнутость… Мальчик живет в своем мире, и выжить ему помогают воспоминания (возвращение мыслями к прошлому) о маме, о том времени, когда у них была семья – он рисует домики (символ семейного очага, душевного тепла, уюта; место, где ты нужен, где ты не одинок), читает книжечку с картинками, купленную, когда мама была жива (опять возвращение), смотрит в окна... Не случайно И.А. Бунин ставит многоточие: с одной стороны, это знак бесконечности, повторяемости (и опять символика круга). С другой… нельзя даже представить, какую душевную боль скрывает этот знак препинания!
Весьма интересен образ окна. В мировой культуре окно выступает как граница между мирами, символизирует ГЛАЗА, ОЧИ дома, может толковаться как «прорыв в неведомое, в другой мир».[2] В рассказе «Красавица» окно, скорее, становится символом отрешенности ребенка, неприглядности его будущего.
И еще один очень важный образ – мамин сундук, в котором «спрятано и все остальное добришко» ребенка. В мамин сундук мальчик прячет постельку, которую «свертывает» (движение по кругу), – такой же «свернутой» оказывается и его жизнь, – книжечку, которую постоянно читает, рисунки с домиками...
Употребляя слова с уменьшительными суффиксами, автор, с одной стороны, словно подчеркивает, что жизнь его никому не нужна: «диванчик», «уголок», «книжечка», «картинки», «домики», «постелька», «добришко». С другой, именно эти уменьшительно-ласкательные суффиксы выражают авторское сочувствие к ребенку, ставшему никому не нужным. Он есть, но его словно нет… Так, не описывая дальнейшие события, автор даёт понять, что ребёнок и в будущем останется заброшенным и никому не нужным, его жизнь так и не выйдет из этого круга.
Вся жизнь мальчика сейчас умещается в мамином сундуке, ограничена им – опять звучит мотив замкнутости, ограниченности. Таким образом, выходит, что мы видим трансформацию образа: семантику круга обретает предмет, по форме с ним абсолютно не связанный.
Семантика замкнутости проявляется даже в звуковой картине текста (фоническом уровне). Так, например, в предложении “И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна…” преобладает гласный звук “О” (24 раза) – и вновь возникает ощущение “круглого одиночества”, замкнутости. Всего в тексте этот звук повторяется 191 раз.
Связан концепт круга и с образом красавицы: это она ограничила пространство дома, оставив мальчика за «семейным кругом», разделив отца и сына. Она воцарилась («Я велела…») в доме, став его центром. В начале рассказа ее образ не прояснен: мы узнаем, что она «красавица», «знала себе цену», «была невелика», «отлично и крепко сложена», «всегда хорошо одета», «хозяйственна», «взгляд имела зоркий»… Этот «зоркий взгляд» и настораживает: так говорят о человеке подозрительном, осторожном, который всегда настороже. Дальнейшие поступки «красавицы» обнажают ее ограниченность (вот он - круг), духовное убожество, эгоизм… Схематично (см. главу 2) ее можно обрисовать так:
Она зациклена на своих амбициях, на своей «спокойной ненависти» (какое страшное сочетание слов!). И, знакомясь с героиней, мы понимаем, как, умело «играя» словами, Бунин развенчивает ее «красоту»: «невелика» – это о ее духовной ничтожности, ее «хозяйственность» оборачивается жестокостью по отношению к ни в чем не виноватому ребенку и говорит об ее моральном уродстве (она побеспокоилась о бархате на диване, но осталась равнодушна к душевной боли ребенка), слово «безобразие», которое она употребляет, говоря о пасынке, применимо именно к ее поступкам.
Так о чем же этот рассказ? Каков смысл концепта круга?
В литературоведении существует мнение, что это не просто рассказ о равнодушии, об истинной и мнимой красоте, об отношениях поколений. Это еще и рассказ об отношениях Родины и ее детей.
«Кого являет собой образ красавицы? Несложно понять, что это новая Россия, Россия после 1917 года. Именно она, ведомая большевиками, и возненавидела, и делала вид, что не замечает детей той, старой, покойной, России.
Но почему “красавица”, почему не просто “мачеха”? Слишком просто было бы объяснить это тем, что Россия стала “красной”. Красивыми, или привлекательными, симпатичными были лозунги большевиков: равенство, свобода, братство всех людей. Не это ли мечта человечества? Но за внешней красотой, за красивыми лозунгами, прячется насилие и кровь…
Может быть, не стоит отождествлять красавицу со всей Россией? Может быть, Бунин имеет в виду большевистскую Россию, власть, помните: “она была невелика”?
Кто же тогда чиновник – отец? Отчий край, Отчий дом, русский народ? “От страха притворился, будто сына” и не было никогда. Безвольный, молчащий, смирившийся, терпящий все невзгоды и в том числе и коммунистический зигзаг. Не заступившийся за своих родных детей… “И за что и почему шли за него такие?” - эти два вопроса поворачиваются другой стороной – за что и почему сыплются на русский народ невзгоды и напасти, доколь ему терпеть?
Образ мальчика, я думаю, соединяет в себе всех от природы талантливых отвергнутых сыновей и дочерей. И это в первую очередь сам И. А. Бунин. И все поэты, все писатели, художники, мыслители, которые, и живя, как бы не существовали. Выдворенные из дома, перестали быть для него, хотя и были, были наедине со своей болью, тоской, обидой и надеждой»[3].
Итак, в рассказе можно выделить три основные темы: отношения между людьми (отец и мачеха – мальчик), истинная и мнимая красота, отношения человека и дома (Родины). Концепт круга затрагивает (и связывает воедино) все три темы и помогает прийти к важному выводу: не могут быть красивыми люди, внутренне убогие, «не может быть красивой женщина или страна (власть), которая так сурова и жестока с детьми, пусть даже неродными».[4]
Каждый художественный текст, каждое художественное Слово – это сочетания тайного и явного. Явное всегда лежит на поверхности, оно видимо, узнаваемо, слышимо, понятно. Но гораздо интереснее узнавать, познавать тайное в явном. “Узнавать тайное в явном – большая работа, трудная задача – но разрешимая. Нельзя забывать: каждое слово несет в себе силу, каждое слово несет глубокий психологический смысл; наша задача – познать …то, что находится “по ту сторону” Слова, что невидимо, но познаваемо”[5].
Важно не только понять слово, но правильно его истолковать, раскрыть все, что спрятано, скрыто за ним.
Рассказ «Красавица» по глубине, по остроте затронутых в нем вопросов, пожалуй, превосходит многие другие. В нескольких строках писатель емко сумел сказать о главных человеческих ценностях: о добре и зле, о любви к ближнему, о жестокости и равнодушии, о боли ранимого сердца и одиночестве. Писатель не дает прямых оценок происходящему, но он мастерски дает почувствовать весь ужас того положения, в котором оказался ребенок. Рассказ назван коротко — «Красавица». И это название заставляет о многом задуматься. Что есть для Бунина красота и многого ли стоит внешняя красота, когда за ней кроется нравственное уродство — к этим вопросам обращает автор своего читателя.
И концепт круга, связывая воедино образы рассказа, затронутые в нем темы, уровни (образный, лексический, фонический), раскрывает главную мысль: духовная ограниченность человека, его трусость, зацикленность на собственных проблемах и амбициях могут стать настоящим преступлением по отношению к другим людям. Истинная красота характеризуется не формой, а содержанием. Ну как тут не вспомнить Николая Заболоцкого:
«,,,что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»
Список источников
1. Бунин И.А. Красавица// Темные аллеи. М.,
2. Жюльен Н. Словарь символов. Урал. Л.Т.Д.,2000
3. Мирошниченко О. Ф. Тайны русского алфавита. М., Епифанов, 2007
4. Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., Издательство «Торсинг», 2001
Интернет-источники
Приложение
Красавица
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
– Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
28 сентября 1940
[1] Жюльен Н. Словарь символов. Урал. Л.Т.Д.,2000 с.172
[2] Мифы народов мира. Электронная энциклопедия. http://www.mifinarodov.com/o/okno.html
[3] Мурзина Г.В. Лингволитературоведческий анализ рассказа И.А. Бунина "Красавица" //http://literature.area7.ru/?m=1266
[4] Мурзина Г.В. Лингволитературоведческий анализ рассказа И.А. Бунина "Красавица" //http://literature.area7.ru/?m=1266
[5] Русская классика в зеркале современной линговометодики// http://www.edu.cap.ru/home/10078/postizhenie_tajn.doc
Загадка Бабы-Яги
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Лавовая лампа
5 зимних аудиосказок