В исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – проблема правовой безграмотности. В условиях развития тоталитарного государства о правовом воспитании речи и не могло быть. Поэтому отсутствие правовой культуры родителей порождает бесправие детей.
Автор работы через анализ правовых документов и сказочные произведения пытается решить один из сложнейших вопросов правовой культуры – знание прав и обязанностей. Автор приводит в сравнение поведения сказочных героев и их анализ с нормативно-правовыми актами.
По итогам работы внесены предложения по формированию юридической компетентности.
Вложение | Размер |
---|---|
prava_skazochnyh_personazhey.doc | 88 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №36 города Мурманска
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Права и обязанности ребёнка
в сказочных произведениях»
Сушкова Арсения
ученика 2 Б класса
МБОУ школа №36
города Мурманска
Консультант-руководитель:
Кузнецова Наталья Сергеевна
МУРМАНСК 2015
Аннотация
В исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – проблема правовой безграмотности. В условиях развития тоталитарного государства о правовом воспитании речи и не могло быть. Поэтому отсутствие правовой культуры родителей порождает бесправие детей.
Автор работы через анализ правовых документов и сказочные произведения пытается решить один из сложнейших вопросов правовой культуры – знание прав и обязанностей. Автор приводит в сравнение поведения сказочных героев и их анализ с нормативно-правовыми актами.
По итогам работы внесены предложения по формированию юридической компетентности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро. В России ещё многие взрослые: педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают о правах ребёнка. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами.
Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. «Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты…»[1]
Гипотеза: предположим, что знакомство с произведениями детской классики формирует у подрастающего поколения юридическую компетентность, в частности представление о правах ребёнка.
Цель исследования: выяснить, как через сказочные произведения формируется правовая культура ребёнка.
Задачи исследования:
Объект исследования: права и обязанности ребёнка.
Предмет исследования: процесс формирования юридической компетентности через знакомство с произведениями художественной литературы.
Методы исследования:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Определение юридической компетентности
В раннем детстве родителей любят безоглядной любовью. Позже в чувствах появляется сдержанность, а порой и резкость. Почему? Надо беречь здоровье самых близких людей. И как бы ни пытались заменить их друзьями, в самые трудные и горькие дни все равно обращаемся к родителям. Вот здесь и складываются взаимоотношения между детьми и их родителями.
Когда дети маленькие, то заботу о них проявляют их родители. Эти отношения регулируются нормами Конвенции ООН о Правах ребёнка, нормами Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ребёнок должен получать так же, как и взрослый, полноценную и достоверную информацию о своих правах.
Мы должны говорить об общей юридической компетентности, которая подразумевает «уровень приобретенных знаний, навыков, опыта в сфере своей деятельности».[2] Деятельность понимается в широком смысле, то есть процесс взаимодействия с окружающими (с родителями, в частности), действия индивидуума в течение всей его жизни.
Определение прав и обязанностей ребенка в нормативно-правовых актах
При рождении ребёнка между ним и его родителями возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей.
После создания в 1948 году Организации Объединенных Наций принимается Всеобщая декларация прав человека. В статье 25.2 отмечается, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.
В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о Правах ребёнка. Будучи документом особого значения, она провозглашает ребёнка «полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, устанавливая приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества и семьи».[3]
Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир
Часто при защите прав детей применяются различные статьи Конвенции.
Таким образом, на основании международных документов выделены права и обязанности детей, которые регулируют их положение в современном обществе:
Права и обязанности в сказках
Некоторые положения правовых документов новы для современного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в Конвенции впервые, столь определенно, зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Что же могут сделать родители, чтобы ребёнок чувствовал себя достаточно благополучным? А родители могут сделать для ребенка достаточно много. Но можно начать с малого. Прежде всего, вместе с ребенком читать сказки и пытаться объяснять, какие поступки совершают сказочные герои, сопоставляя поступки героев с правовыми документами.
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть как личными, так и имущественными. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, так свидетельствует статья 58 Семейного кодекса РФ «Как бы мне её назвать?- раздумывал Карло.- Назову- ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство- всех их звали Буратино…Все они жили весело и беспечно…»[4]
«К важнейшим личным правам ребенка относится право на защиту» – гласит статья 56 Семейного кодекса РФ – «Праву ребёнка на защиту своих прав и законных интересов соответствует обязанность родителей защищать права детей». «Старая злая крыса Шушера обернулась и с бешеной злобой набросилась, чтобы перегрызть Буратино горло… Дверь распахнулась, вошел папа Карло. Стащил с ноги деревянный башмак и запустил им в крысу».[5]
Таким образом, папа Карло является человеком, который …. (миниитог)
Во многих сказочных произведениях нарушаются важнейшие права человека, так, например, в сказках «Красная Шапочка» и «Белоснежка», «Колобок» и «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк» главные герои лишаются жизни, нарушаются личная неприкосновенность и свобода.
Нарушители прав ребёнка являются… Идёт ли за поступком наказание? Снова миниитог О неотвратимости наказания…
Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на свободное передвижение, а вот Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался правом на труд. И перечислять можно очень долго и долго все сказочные произведения, в которых нарушаются права главных героев.
Немало сказочных произведений, в которых герои выполняют определённые обязанности. Например, в сказке Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» мать-утка обязана была заботиться о своей больной Серой Шейке, у которой было сломано крыло. Это свидетельствует о применении статьи 65 Семейного кодекса РФ. Формулировка В целях обеспечения статей Семейного кодекса РФ Красная Шапочка обязана была отнести больной бабушке пирожки и проведать её (статья 95 СК РФ) Формулировка
В сказке «Госпожа Метелица» Девушка обязана была каждый день выполнять определенные обязанности, сидеть у колодца и прясть пряжу по приказу мачехи (статья 97 СК РФ). Формулировка
Таким образом, существует закономерность отражения реальных юридических норм в произведениях художественной литературы. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, нормы морали, но и юридическую компетентность.
Направления работы по формированию юридической компетентности
Поскольку все дети имеют права и обязанности, то взрослые, чтобы объяснить их детям, приводят в пример различные сказочные произведения, которые в основном читали сами. Очевидно, что ребёнок должен получать так же, как и взрослый полноценную и достоверную информацию о своих правах и обязанностях.
На мой взгляд, формированию общей юридической компетентности будут способствовать различные игровые формы правоведения в школе.
В работе с детьми можно использовать следующие методы:
· беседы по материалам прочитанного произведения,
· сочинение историй, сказок,
· рисование, выставки работ,
· игры (Приложение 1)
· театрализация.
Родители принимали активное участие. С ними проведена работа:
· творческая работа «Что обозначает имя моего ребенка»,
· проведение различных игр и упражнений на родительских собраниях (Приложение),
· приготовление национальных костюмов и блюд,
· составление семейных альбомов,
· изготовление генеалогического дерева своей семьи, визиток,
· заполнение анкеты (Приложение 2)
Мы проанализировали уровень юридической компетентности учащихся.
Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой
Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой.
Тут хорошо бы сделать сравнительную диаграмму с положительной динамикой.
Наши исследования показали, что работа по формированию юридической компетентности учащихся через знакомство с литературными произведениями является эффективной. При этом круг методов работы с текстом не ограничивается только чтением и обсуждением. Это может быть игра, кроссворд, театрализованная постановка.
Заключение
Проблема воспитания в семье очень актуальна в настоящее время. Расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания – это право каждого ребёнка.
В ходе исследовательской работы определено, что существует закономерность отражения реальных юридических норм в произведениях художественной литературы. Классическая литература создаёт художественные образы, которые формируют у читателя не только эстетический вкус, нормы морали, но и юридическую компетентность.
Ребёнок практически не знает свои права, ему не хватает источников информации о них.
Наши исследования показали, что работа по формированию юридической компетентности учащихся через знакомство с литературными произведениями является эффективной. Сказочные произведения являются фактическим вымыслом, но содержат в себе правовые основы. При этом круг методов работы с текстом не ограничивается только чтением и обсуждением, это может быть игра, кроссворд, театрализованная постановка. Также нужно отметить важность просвещения родителей в этом вопросе. Ведь только повышаю юридическую компетентность всех членов семьи, мы помогаем создать наиболее благоприятные условия для развития каждого человека как личности.
Приложение 1.
Работа с учащимися.
Задание №1.
Объясните, пожалуйста, какие права нарушаются (защищаются) в этой сказке.
- Царевна-Лягушка
- Буратино
- Гуси-лебеди
- Снежная Королева
- Дюймовочка
- По щучьему велению
- Маша и медведь
- Золушка
- Золотая рыбка
- Аленький цветочек
- Айболит
- Красная шапочка
Задание №2[6]
Назовите все возможные детские песни, в которых объясняются права детей
-Всем на свете нужен дом
-Пусть всегда будет солнце
-Вместе весело шагать
-Песенка Мамонтёнка
-Облака
Задание №3
Арсений «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». А теперь давайте вспомним сказку «Гуси-лебеди». Что там случилось?
Дети: Лебеди по приказу Бабы-Яги унесли мальчика.
Арсений: Какое право ребенка нарушено?
Дети: Жить и воспитываться в семье
Арсений: Кто защитил мальчика?
Дети: Старшая сестра.
Арсений: А как нарушено это право в сказке «Маша и медведь»?
Дети: Медведь не пускал Машу домой, к семье.
Арсений: А кто еще вспомнит сказки, где нарушено это право?
Дети: «Кот, петух и лиса», «Кошкин дом», «Снежная королева».
Арсений: «Каждый ребенок имеет право на защиту от жестокости, оскорбления, грубого обращения». Вспомним сказку «Муха-Цокотуха». Что там случилось?
Дети: Паук грубо обращался с Мухой.
Арсений: Какое право Мухи было нарушено?
Дети: Право на защиту от жестокости, грубого обращения.
Арсений: Кто защитил право Мухи от жестокого обращения?
Дети: Комар.
Арсений: А как нарушено это право в сказке «Колобок»?
Дети: Звери хотели съесть Колобка.
Арсений: И все-таки Лиса его съела. В этой сказке права Колобка никто не защитил, и поэтому с ним произошла беда. А еще сказки?
Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три поросенка», «Морозко», «12 месяцев».
Арсений: «Каждый ребенок имеет право на образование». Кто вспомнит сказку, где у героев было нарушено это право?
Дети: «Приключения Буратино».
Арсений: кто защитил право детей на образование?
Дети: Папа Карло.
Арсений: «Каждый ребенок имеет право не использоваться в качестве рабочей силы ». Вспомним сказку «Золушка». Что там случилось с Золушкой?
Дети: Она жила с мачехой, которая заставляла ее работать.
Арсений что она заставляла делать Золушку?
Дети: стирать, чистить посуду до блеска, натирать полы, готовить еду, шить платья, гладить, перебирать крупу, поливать цветник.
Арсений: какое право Золушки нарушила мачеха?
Дети: не использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
Арсений: кто защитил право Золушки не использовать детей в качестве рабочей силы?
Дети: Фея.
Арсений:: «Каждый имеет право на медицинскую помощь».
В какой известной вам сказке это право у зверей было нарушено?
Дети: «Доктор Айболит».
Арсений: Кто защитил зверей, вылечил их?
Дети: Доктор Айболит.
Приложение 2.
Работа с родителями.
Решите кроссворд
1. Индивид, в возрасте от 0-18 лет (ребенок)
2. Совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством; свобода пользоваться чем-либо по закону (право)
3. Основной документ, регулирующий права ребенка, принятый в 1989 году (конвенция)
4. Нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе; правило, постановление (предписание) высшей власти (закон)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
"Школа и права ребенка"
Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка?
2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):
-дома, из средств массовой информации;
-в школе;
-из педагогической литературы;
-из других источников
3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в школе?______________________________
_____________________________________________________________________________
4. Какие права у ребенка в семье?________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?_______________________________
_____________________________________________________________________________
6. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в сложную ситуацию?____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Список литературы
Интернет-источники
[1] Шнекендорф З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. М., 1999.
[2] http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/deont/33.php
[3] http://mobile.studme.org/1640011627545/meditsina/pravovoe_regulirovanie_ohrany_materinstva_detstva
[4] http://loveread.ws/view_global.php?id=15438
[5] Там же
[6] http://www.resobr.ru/materials/49/40195/
Карандаши в пакете
Самый главный и трудный вопрос
Сказка "Колосок"
Рукавичка
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики