Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Выяснить причины ухудшения зрения.
1. Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.
2. Создать буклет «Берегите зрение с молоду!»
Использованы соответствующие методы исследования:
1. Подбор и анализ литературы.
2. Практические опыты.
3. Анкетирование.
Объект исследования: глаза как органы зрения.
Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_zrenie_s_molodu.docx | 148.78 КБ |
beregi_zrenie_s_molodu.pptx | 1.37 МБ |
Саткинский муниципальный район
Управление образованием
Муниципальное образование «Общее образование»
научное общество учащихся
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
Тема: «БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ СМОЛОДУ!»
Автор: Немов Иван
МОУ СОШ № 40
Ученик 3 «В» класса
Научный руководитель: Курникова О. Г.
г.Сатка
2015г.
Содержание
Введение | 3-4 |
| 5-8 |
| 9-10 |
| 11-12 |
4. Правила бережного отношения к зрению | 13 |
Заключение | 15 |
Литература | 16 |
Приложение | 17 |
Введение
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум…
Уильям Блейк
Глаза самый ценный и удивительный дар природы. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Чтобы сохранить хорошее зрение, нам необходимо знать, какие факторы и заболевания могут ему угрожать и как их предотвратить.
На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых в нашей стране. Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.
Придя в школу, я обратил внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках. Проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. В настоящее время снижение зрения учащихся является актуальной проблемой.
В связи с этим тему для своей исследовательской работы мы с мамой выбрали «Берегите зрение смолоду!»
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Использованы соответствующие методы исследования:
Объект исследования: глаза как органы зрения.
Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Разберемся вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Глаза у Вари — карие,
У Васи с Верой — серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко —
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно.
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Наталия Орлова
Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Я поподробнее познакомился с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.
Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.
Опыт № 1:
Я посадил на стул своего младшего брата Ильюшу, направил на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.
Делаем вывод:
Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Сделал трубочку из картона. Поднес ее к левому глазу. Поднял правую руку и держал ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Опыт № 3:
Зашел в темную комнату и попробовал увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смог разглядеть нужную мне вещь.
Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.
2. Болезни глаз
При чтении лежа ребенок невольно выбирает удобное положение для руки, а не для глаз, в результате книга, как правило, оказывается очень близко от глаз. Изображение букв не попадает на желтое пятно, и глазным мышцам приходится выполнять дополнительную работу, что приводит к зрительному утомлению. К глазу, как к любому работающему органу, усиливается приток крови, несущей питательные вещества. И если при этом тело читающего находится в горизонтальном положении, голова запрокинута или склонена, то прилив крови увеличивается. Это обстоятельство в свою очередь способствует растяжению стенок глаза в переднезаднем направлении и, следовательно, развитию близорукости.
При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость), либо за сетчаткой (дальнозоркость).
Близорукость (миопия) - недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо-отдаленные. Результат повышенной преломляющей силы оптических сред глаза (роговицы, хрусталика) или слишком большой длины оси (при нормальной преломляющей силе) глазного яблока. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней.
Астигматизм - это нарушение рефракции глаза, характеризующееся снижением остроты зрения вдаль и вблизи из-за неравномерности преломления световых лучей роговицей глаза.
Косоглазие - мозг человека получает изображения предметов от обоих глаз для формирования единого образа, для этого обе зрительные оси при взгляде на объект должны пересекаться под одним и тем же углом. Нарушение такой гармонии называется страбизмом или косоглазием.
Особенности глаза активно используются для его же сохранения: при длительном по продолжительности чтении, работе за компьютером, глаз сфокусирован на объекте, находящимся на фиксированном расстоянии, что приводит к снижению его аккомодационной способности и со временем – к снижению остроты зрения.
Астенопия на сегодняшний день является одним из самых распространенных симптомов.
Астенопия – пелена перед глазами, воспаление глаз, двоение в глазах, связанные с продолжительным использованием ПК.
Причины, по которым развивается астенопия, по мнению ученых - медиков:
Симптомы астенопии: боль в глазных яблоках, головная боль, ощущение "песка в глазах".
Последствия астенопии: постоянная зрительная нагрузка вызывает перенапряжение мышц глаза.
Дети используют компьютер совсем в иных целях, нежели взрослые. В силу этого они гораздо более подвержены "компьютерному синдрому". Американская ассоциация изучала особенности влияния компьютера на зрение детей. Были сделаны следующие выводы:
Поэтому очень важно соблюдать особые правила деятельности, связанной с работой зрительного аппарата.
Первые признаки нарушения зрения:
Для школьников особенно важно соблюдение гигиенических нормативов, т.к. возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. В этот период происходит формирование рефракции и чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая еще не достаточно развита или ослаблена, что может привести к развитию близорукости.
3. Причины ухудшения зрения
Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.
Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.
Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).
Изучив литературу, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят учащихся в третьих классах нашей школы. В анкетировании приняло участие 50 человек.
Количество ответов «ДА»- 373, количество ответов «НЕТ»- 127. Чем меньше ответов «НЕТ», тем лучше мы заботимся о глазах.
На основе полученных результатов мы решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.
4. Правила бережного отношения к зрению
Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:
С помощью взрослых создан буклет «Берегите зрение!»
Заключение
Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения зрения, научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Литература
Анкета «Как я забочусь о своих глазах»
Вопросы | ДА | НЕТ |
1. Всегда читаю сидя. | ||
2. Делаю перерывы во время чтения. | ||
3. Слежу за посадкой при письме. | ||
4. Делаю уроки при хорошем освещении. | ||
5. Делаю гимнастику для глаз. | ||
6. Часто бываю на свежем воздухе. | ||
7. Употребляю в пищу растительные продукты. | ||
8. Смотрю только детские передачи по телевизору. | ||
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел. | ||
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача |
Слайд 1
Берегите зрение с молоду ! Автор: Немов Иван , Ученик 3 «в» класса МОУ СОШ № 40 Научный руководитель : Курникова Оксана Геннадьевна НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКА РАБОТАСлайд 2
Цель : изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз Задачи: Изучить литературу по теме. Выяснить причины ухудшения зрения. Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению. Создать буклет «Берегите зрение с молоду !» Методы исследования: Подбор и анализ литературы. Практические опыты. Анкетирование. Объект исследования: глаза как органы зрения Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению
Слайд 3
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Слайд 4
Разберемся вместе, дети: Для чего глаза на свете? Почему у всех у нас На лице есть пара глаз?
Слайд 5
Органы чувств
Слайд 7
Строение глаза сетчатка радужка роговица хрусталик зрительный нерв зрачок
Слайд 8
палочки колбочки
Слайд 9
Зрачок регулирует количество света. Если света недостаточно – он автоматически расширяется, если достаточно – сужается. Опыт № 1 Опыт № 2 Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Слайд 10
Болезни глаз При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой ( близорукость ), либо за сетчаткой ( дальнозоркость ).
Слайд 11
Астенопия – пелена перед глазами, воспаление глаз, двоение в глазах, связанные с продолжительным использованием ПК. Косоглазие - мозг человека получает изображения предметов от обоих глаз для формирования единого образа, для этого обе зрительные оси при взгляде на объект должны пересекаться под одним и тем же углом. Астигматизм - это нарушение рефракции глаза, характеризующееся снижением остроты зрения вдаль и вблизи из-за неравномерности преломления световых лучей роговицей глаза.
Слайд 12
Первые признаки нарушения зрения: Покраснение глаз. Снижение остроты зрения. Двоение предметов. Быстрая утомляемость глаз. Боли в области глазниц и лба. Чувство жжения в глазах. Для школьников особенно важно соблюдение гигиенических нормативов, т.к. возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. В этот период происходит формирование рефракции и чрезмерное напряжение аккомодационной мышцы, которая еще не достаточно развита или ослаблена, что может привести к развитию близорукости.
Слайд 13
Причины ухудшения зрения Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения. Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).
Слайд 14
Как я забочусь о своих глазах
Слайд 15
Правила бережного отношения к зрению Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка. При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности. Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами. Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения. Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером. Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.
Слайд 16
Упражнения для глаз Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные: Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз. Упражнения, укрепляющие мышцы глаз, выполняют стоя. Держите палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите на конец пальца 3-5 секунд. Затем повторить то же самое с левой рукой. На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.
Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Иван Васильевич меняет профессию
Сочини стихи, Машина
Лавовая лампа
Развешиваем детские рисунки дома
Рисуем крокусы акварелью