Человек рождается, чтобы жить. Главное место в его жизни занимают мать, семья, дом, где он родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа, работа, Отечество. Эти вечные ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 271.01 КБ |
Конкурс творческих работ «Моя малая родина»
Номинация история моего сельского населенного пункта
Творческая работа на тему:
«История возникновения аула Уллуби-Юрт»
Автор работы: Асанова Сабрина
учащаяся 9 го класса
МКОУ «СОШ № 11»
Руководитель: учитель истории
МКОУ «СОШ № 11»
Толеков Т.А.
2013
Содержание
Введение……………………………………………………………..3
Введение
«… я не могу не обнаружить мысли моей, что история всякого края, города и местечка составляет уже звено, принадлежащее истории государства.»
/ М.С. Рыбушкин. /
Человек рождается, чтобы жить. Главное место в его жизни занимают мать, семья, дом, где он родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа, работа, Отечество. Эти вечные ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Актуальность темы заключается в том, что многие моменты из истории прошлого можно и нужно творчески использовать в настоящее время. Знание обычаев, их применение поможет правильно воспитать молодежь в духе уважения к прошлому, любви к малой родине, а отсюда уже к России в целом.
Цель данного исследования: составить последовательное освещение исторически достоверных событий, произошедших в моем родном ауле со времени основания до послевоенного устройства.
Задачами работы являются:
-выяснить, как изменился внешний облик села за эти годы;
-проследить, как история страны отразилась в судьбах жителей села.
В ходе исследования мы использовали такие формы и способы работы: монографические исследования об особенностях истории туркмен Ставропольского края на разных этапах его развития; встречи и беседы со старожилами села; работа с семейными архивами; изучение материалов местной периодической печати.
Из истории ставропольских туркмен.
Исторической родиной ставропольских туркмен (трухмен) являются степи юго-восточного Прикаспия и реки Амударьи. В середине XVII в., в 1653 г. большая часть туркмен под натиском ханов Хивы переселяются на территорию современного Ставропольского края'. Согласно преданиям, переселенцев насчитывалось 1665 семейств, около 90 тысяч человек. Второй значительный поток переселенцев пришелся на начало XVIII в. В том же веке отмечен и обратный процесс - уход туркмен из России. Позднее значительные массы переселенцев из Туркмении появились в начале XIX в. Отдельные группы туркмен продолжали прибывать в течение всего XIX века, однако это уже не играло существенной роли.
Туркмены первоначально вели кочевой образ жизни, перегоняя огромные стада овец, лошадей, верблюдов. К началу XIX в. ставропольские туркмены (трухмены) кочевали от нижнего течения р. Кумы на запад к р. Калаус и обратно на зимовку на Куму. Ныне эти земли принадлежат семи районам Ставропольского края: Ипатовскому, Апанасенковскому, Туркменскому, Благодарненскому, Арзгирскому, Левокумскому и Нефтекумскому.
В 1825 г. образовано Трухменское приставство. Устные данные говорят, что в первое время приставство вело кочевой образ жизни.
В начале второй половины XIX в. туркмены, вытесняемые из степей русским населением, стали переходить к оседлой жизни. В 1854 г. появился первый аул в урочище Красные Копани. В 1864 г. здесь образована Летняя Ставка как место пребывания управления Туркменского приставства. На реке Куме имелась Зимняя Ставка, где находился помощник пристава. В 60-е годы XIX в. появились аулы Большой Барханчак, Малый Барханчак, Куликовы Копани, Кучерли, Чур, Маштак-Кулак, Шарахалсун.
Однако темпы перехода к оседлости были низки, а аулы - малочисленны. Туркмены, не привыкшие к земледелию и оседлой жизни, случалось, уходили из аулов, возвращаясь к кочевому хозяйствованию.
Как отмечал в начале XX века ставропольский краевед и этнограф Г.Н.Прозрителев, у трухмен сохраняется прежнее отношение к земле, «по которому заниматься обработкой ее - пахать и сеять - это обязанность рабов-холопей, а чисто-родный инородец-туркмен... может быть только владельцем стад и от них питаться и богатеть».
До революции 1917 промыслами туркмен являлись охота, извоз, сбор и продажа на кожевенные заводы дубильного корня, соляной промысел, отхожий промысел (наем в матросы, бурлаки, носильщики, крючники, весельщики, пастухи, сторожа, работники). Главное домашнее производство у ставропольских туркмен традиционно заключалось в ковроткачестве, изготовлении войлока, вязании и пошиве одежды, чем занимались женщины. Среди туркмен имелись сапожники, седельщики, серебряники, кузнецы, мастера по дереву и изготовлению музыкальных инструментов. Однако свои традиционные жилища — кибитки - они покупали у караногайцев и калмыков. В начале XX в. среди туркмен появились свои мелкие торговцы: мясники, прасолы (скупщики мяса для соления), бакалейщики и мануфактурщики.
Исследователь жизни и быта ставропольских туркмен в начале XX века отмечал: «В характере трухменцев преобладают хорошие черты. Они почтительны к старшим, простодушны, добры, хлебосольны и очень религиозны. Для определения нравственности они употребляют только два слова - хороший и дурной... Хороший человек никому не делает вреда, помогает бедным и ревностно исполняет требования религии; дурной - тот, кто мошенничает, кляузничает, небрежно относится к религии и пьянствует...»
Всего на Ставрополье в 1920 г. проживало 8311 туркмен. Голод 1921 -1922 гг. существенно повлиял на демографию. Многие туркменские аулы пустеют, население их уменьшается. Часть туркмен уходят на Кубань, в Дагестан. Согласно переписи 1926г., на Северном Кавказе осталось около 60% туркмен по сравнению с 1920 г.: 4048 человек в Туркменском районе Ставропольского округа, 437 человек — в Арзгирском районе Терского округа Северо-Кавказского края; 371 человек проживал в Ачикулакском округе Дагестана.
В ответ на исход туркменского населения из Туркменского района Ставрополья государство предприняло попытку пресечь это путем искусственной его концентрации вокруг Летней Ставки. В 1927 г. Малый Совнарком принял решение о переселении в окрестности Летней Ставки трех туркменских аулов: Шарахалсун, Башанта и Нижний Барханчак. Всего переселению подверглись 638 семейств. Шаг был недостаточно продуман. Туркменское население не приняло столь радикальные преобразования, ответив новой волной переселения за р.Куму. В закумских степях происходит образование аулов, жителями которых являлись ставропольские туркмены.
Сокращение численности туркменского населения, исход его из Туркменского района Ставрополья, необходимость поддержания сельского хозяйства в опустевших аулах явились одним из факторов изменения национальной политики. На смену предыдущему этапу пришли мероприятия, направленные на повышение доли русского населения. Уже в конце 20-х годов ряд селений передано Арзгирскому району. В 30-40-е годы ряд туркменских населенных пунктов были переподчинены Терской области (Нефтекумский район), Ипатовскому и Арзгирскому районам. В 1941 г. в состав Туркменского района вошло русское село Овощи. Вместе с тем поддерживалось сохранение и развитие национальной культуры. Так, в 30-е годы издавалась районная газета на туркменском языке. Однако произошедшие демографические и этнические изменения диктовали новые условия. За период с конца 20-х годов значительного увеличения численности туркмен на Ставрополье не произошло, их насчитывалось около 5 тысяч человек.
2. ИСТОРИЯ АУЛА УЛЛУБИ-ЮРТ
2.1 Первые сведения об ауле
Аул Уллуби-Юрт был основан в 1930 году. Первые десять семей туркмен-кочевников животноводов переселились с территории нынешнего села Приозерного (Муса-Хаджи), Турксад (Туркменский) Левокумского района в поисках лучших пастбищ для животных.
В настоящее время численность населения села составляет около 1000 человек.
Аул Уллуби-Юрт находится в Нефтекумском районе на восточной окраине Ставропольского края. Раньше с близлежащими населенными пунктами было автобусное сообщение.
Из исторических памятников сохранился один домик. Некоторые вещи старинного домашнего обихода собраны в школьном музее, где представлены мастерство и культура наших предков. 1935 год знаменателен для аула тем, что переименовали в аул Уллуби-Юрт. Название нашего аула переименовано в честь дагестанского революционера и культурного деятеля Уллубия Буйнакского.
Уллубий Даниялович Буйнакский родился 27 августа (8 сентября) 1890 г. в селении Уллу-Бойнак Дагестанской области. Первоначальное образование он получил в Темирхан-Шуринском реальном училище. В 1910 г. У.Буйнакский - студент юридического факультета Московского университета. Его назначают заведующим дагестанским подотделом горцев Кавказа Народного комиссариата по делам национальности. 13 мая 1919 г. члены областного комитета партии во главе с У.Буйнакским были арестованы. На боевом посту погибли пламенные большевики У.Буйнакский и его соратники- Оскар Пещинский, Сайд Абдулгалимов, Абдурахман Исмаилов, Абдулмеджид Алиев. 16 августа 1919 г. они зверски были расстреляны деникинцами на железнодорожной станции Темиргое.
2.2 Коллективизация.
В 1929 году объявлен "курс на ускорение коллективизации. Коллективизация прошла в основном безболезненно. Добровольно были созданы два колхоза «Кызыл аскер» («Красный воин») и «Бахтлы Туркмен» («Счастливый»). Его организатором и председателем был Пирмухаметов Хамит Пирмухаметович. В трудных условиях приходилось ему организовывать коллективное хозяйство. Надо было убедить людей в том, что коллективизация обеспечит хорошие условия жизни, что совместными усилиями им легче будет обрабатывать землю и получать хорошие урожаи. Наравне с земледелием нужно было заниматься животноводством. В эти трудные годы Хамиту Пирмухаметовичу помогали односельчане: Бекеев Курбан - зоотехник, Кундагдиев Хапис - зоотехник, Бегенджелиев Палтоняз. В последствии они были объединены в одно большое хозяйство «Туркменистан».
Из техники в колхозе было три лобогрейки, при помощи которых они косили сено, убирали пшеницу, а после вручную молотили. Землю пахали на быках, запряженных в плуг с железным лемехом.
Хлеб принудительно изымался в колхозах и в единоличных хозяйствах. В 1932г. Ставрополье вновь постиг голод. Несмотря на принятый 7 августа 1932 года Закон "Об охране социалистической собственности", по ночам, рискуя свободой, а порой и жизнью, на полях появлялись "парикмахеры". Они срезали колосья на кашицу для семьи. Когда началась уборка – появились «несуны».
В период организации колхоза его руководитель Пирухаметов Х.П. старался создать нормальные условия для быта и труда. Благодаря его инициативе в 1934 году была пробурена первая артезианская скважина в Уллуби-Юрте. По воспоминаниям очевидцев, он неоднократно ездил в Махачкалу в обком ДАССР и добился бурения артезиана. В то время в ближайших населенных пунктах использовали воду с колодца. Даже в районном центре Каясуле не было артезианской скважины. Люди всегда прислушивались к его мнению, поддерживали его инициативу. Благодаря организаторской способности руководителя колхозники добивались высоких результатов и получали переходящее красное знамя. На территории двух аулов был организован сельский Совет.
2.3 Уллуби-Юртовский сельский Совет.
Согласно архивным сведениям, Уллуби-Юртовский сельский Совет образован в 1921 году, в административном отношении входил в состав Эдишульской волости Ачикулакского района Ставропольской губернии. Декретом ВЦИК от 11 августа 1921 года Ачикулакский район со всеми населенными пунктами передан Теркской губернии и выделен в самостоятельную единицу. Постановлением Президиума ВЦИК от 14 января 1924года Уллуби-Юртовский сельский Совет передан Дагестанской АССР. С назначением Исполнительный комитет Уллуби – Юртовского сельского Совета рабоче-крестьянского совета депутатов просуществовал до 1939 года.
С 23 января 1935 года в ДАССР образован Каясулинский район, куда вошел Уллуби-Юртовский сельский Совет. 17 мая 1939 года Каясулинский район передан в Орджоникидзевский край С 3 августа 1942 года, в период немецко-фашистской оккупации, исполком сельского Совета прекратил свою деятельность и возобновил ее в январе 1943 года. 22 марта 1944 года Уллуби-Юртовский сельский Совет передан в Грозненскую область. 30 сентября 1958 года Каясулинский район упразднен и вся территория передана в состав Ачикулакского района. 1 февраля 1963 года Ачикулакский район упразднен и вся территория поделена на Курской и Левокумский районы. 12 мая 1965 года Уллуби-Юртовский сельский Совет передан из Курского района в Нефтекумский.
В 1933 году была образована комсомольская ячейка, секретарем которой стал Сачаков Кенжахмет.
В 1938 году комсомольская ячейка переросла в комсомольскую организацию, ее секретарем проработал до 1941 года Эюпов Ибрагим Эюпович.
2.4 Великая Отечественная война в истории аула Уллуби-Юрт.
22 июня 1941 года была прервана мирная жизнь граждан. Началась Великая Отечественная война. Все мужчины в возрасте от 18 до 50 лет ушли на фронт. Вот как об этом вспоминает ветеран войны Эюпов И.Э.: « Из двух сел ушло на фронт 86 человек. В селе оставались лишь женщины, старики и дети. В годы войны по-ударному трудились на полях звеньевые Джанаваева Авида, Шабанова Сахиджемал, Беркелиева Муслимет. За свой доблестный труд в годы Великой Отечественной войны они получили правительственные награды.
Им было очень трудно, они помогали фронту чем могли: поставляли армии лошадей для кавалерии, продукты для солдат, работали в колхозе, заменяя ушедших на фронт мужчин. В начале зимы 1942 года все трудоспособные жители села были мобилизованы для подготовки оборонительных рубежей, ведь фашисты рвались на Кавказ. Они участвовали в сооружении противотанковых рвов и укреплений в Щелковском районе под Брагунами и под Кизляром, восстанавливали железную дорогу рядом с селом Тарумовка. Работа была тяжелая, изнуряющая. Трудились они в тяжелых условиях: не доедали, не досыпали, были плохо одеты. До места работы и обратно добирались на телегах, запряженными быками или верблюдами. Много людей умирало там.
В августе 1942 года в село вступили немцы. Началась 6-месячная оккупация. Колхоз потерпел большой ущерб, хозяйство было растаскано и расхищено немецкими солдатами. Малая часть скота и овец колхоза была сохранена рабочими и после освобождения возвращены.
Мало кого в военное лихолетье обошло стороной горе. С полей битв Великой Отечественной войны не вернулось более 30 жителей сельсовета. Боевой путь фронтовиков шел через Кавказ, Дон, Сталинград. Украину, Крым, Прибалтику, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехию, Австрию, Японию.
Двое жителей села Динакаев Халил и Дангатаров Сыдых пропали без вести. Имеются в ауле свои орденоносцы: Караманов Хафис награжден Орденом славы, Эюпов Ибрагим является кавалером Ордена Красной Звезды.
2.5 После оккупационные и военные годы.
В январе 1943 года Уллуби-Юрт был освобожден от оккупантов. В село вошли части советской армии. Жители села радовались. Колхозники принялись восстанавливать разрушенное хозяйство. Люди добровольно отдавали часть хозяйства (15 коров). Стали работать по подготовке к весенне-полевым работам. Собрали разбросанные плуга, бороны, машины лобогрейки, начали ремонтировать. Все делали своими силами. Было очень трудно. Не было запчастей, тракторов. Пахали на быках и верблюдах, еле как подготовились к работе. Пшеницу для посева собирали по крупинкам, сами не ели, но посадили. В июле-августе собрали хороший урожай: 4-5 центнеров с одного гектара.
После войны сельское хозяйство восстанавливалось с огромными трудностями, не хватало рабочих рук. Братья и отцы, вернувшиеся инвалидами с войны, прилагали невероятные усилия, чтобы вырастить урожай, чтобы сдать хлеб государству.
Сеяли и убирали хлопок, зерновые культуры. На полях не хватало техники, тяглового скота, урожаи были низкие. Хозяйство не располагало возможностями для создания материальной заинтересованности тружеников. Большинство колхозников жило в нужде.
1946-1947 годы были неурожайными, начался голод. Каждой семье на человека выделялся по 200 грамм жмыха. Собирали корешки, травы. Из 15 коров выросло поголовье численностью 55 коров. У кого не было коров, давали молоко 5-10 литров по ведомости. С 1948г. урожаи стал лучше, отменили карточную систему.
3. Культура.
В 1934 году в селе открылся магазин в доме Азиз-муллы, так же в одном из домов открыли начальную школу, избу – читальню. Первым сельским учителем Худайбердиев Шаназар.
1970 году школа была реорганизована в восьмилетнюю. Директор школы был Эюпов Ибрагим Эюпович. В 1978 году школа стала средней. Директором школы был Ильясов Джумасет Ильясович.
Недалеко от села (в километрах двух) было небольшое озерцо, Кара-куй, куда гоняли сельский скот на водопой.
У туркмен, как и у других народов Северного Кавказа, существуют народные обычаи и традиции, почитаемые и передающиеся из поколения в поколение, среди которых выделяются «шеджере» - родословные писания и легенды. Нельзя игнорировать и вековые традиции - почитание родителей, старших, уважение к старости, играющие важную роль в жизни народа. Почитание старших является нормой жизни, определяющей взаимоотношения младшего и старшего и этических норм поведения в семье и в обществе. Одно из важнейших положений в культуре туркмен занимает также гостеприимство, повседневная жизнь народа, сохранившего обычаи и традиции предков. Примитивный быт туркмен, кочующих в степях, после революции начинает претерпевать довольно значительную ломку. Просвещение, здравоохранение – все это вносит коренные улучшения в условия жизни. В окружении других народов, их бытовой уклад и язык подверглись сильному влиянию народностей Кавказа: ногайцев, карачаевцев, калмыков и других. Естественно, двуязычие (родной язык и русский) оказалось сильнее. Родовые и племенные отношения всегда играли большую роль в общественной жизни туркмен. Особенно велика была их роль в области земли и водопользования. Знатоки родовых традиций - яшгули, а во многих случаях – взрослые и подростки твердо знали, к какому колену, роду и племени они принадлежат. Ведущую роль внутри подразделений играли так же духовные лица – имамы, муллы и т.п. Туркмены нашего села представляли три главных рода: човдуры, соинаджи и игдыры. Каждый род имел свои подразделения (баг- ру ). Для човдыров это были Эт, Себи, Чакчак, Калым, Аладжабаш и Сокы; для соинаджи – Абдулгапар, Абдулэмин, Акберды, Яры, Дурдок, Суюдык, Абдал и Бозоджи; для игдыров –Якшиходжа, Гёклер, Казаяклы, Голдаглы, Тебер, Дюзмюш, Мамытмен и Азии.
Появляются постоянные долговременные жилища — землянки, саманные дома и строения из сырцового кирпича. Пол у таких строений находился ниже уровня поверхности земли на полметра. Стены имели высоту около одного метра и сооружались из прутьев, земли и самана. Крыша дома, плоская или двускатная, была земляной, из дерна, положенного поверх жердей или камыша. Стены их иногда обмазывали глиной и белили, в стене делали маленькие окошечки. Саманные дома уй или кирпич уй наиболее распространенный тип жилища. Он представлял собой строение в виде вытянутою прямоугольника. Высота стен колебалась от двух до двух с половиной метра. Сооружались такие дома полностью из самана или саманного сырцового кирпича. Двускатную крышу покрывали соломой, камышом, землей, а с начала XX в. — железом и черепицей. Жилые саманные дома (саман уй, кирпич уй) ставили длинной боковой стороной к улице или центру селения. Вход в дом располагается со стороны двора. Окна дома были обращены на юг. Полы — земляные. Стены, обмазанные глиной, иногда белили. Такой дом, при появлении новой семьи, мог увеличиваться путем пристройки новых помещений к его торцу.
Сооружались временные поселения – аулы (агылы), носившие имена своих основателей. Рядом с аулом располагается кладбище — сва, на холме или на ровном месте, в настоящее время огороженные от скота канавой, металлической сеткой или каменной оградой.
С самого начала туркменских поселений в каждом ауле оборудовался хотя бы один колодец. В настоящее время туркменские аулы и села Ставропольского края снабжаются либо привозной водой, которая хранится с специальных емкостях, либо посредством водопровода, куда поступает речная или артезианская вода.
В последнее время появились двухэтажные дома. Нижний этаж отводится под хозяйственные и подсобные помещения, под гараж и т. п.
Обычный рацион питания туркмен в начале XX в. состоял из калмыцкого чая, пресных лепешек или «русского хлеба», обжаренных на сале, жиру, масле или варенные маленькие кусочки теста. Молочными блюдами являлись кумыс, айран. Мясо и мясные блюда употребляли туркмены редко - это была в основном праздничная или ритуальная пища. В праздничные дни туркмены приготавливали бешбармак из сваренных и мелко нарубленных кусочков баранины и домашней лапши. Кроме того, им было известно приготовление плова и шашлыков. Мужчины пили водку, называемую «аракой».
4. Современный аул.
Ставропольские туркмены не получили всего необходимого для перехода к новым формам хозяйственной деятельности, для освоения новой земледельческой культуры. К этому необходимо добавить и весьма низкое материальное обеспечение туркменского населения, отсутствие национальной школы, хороших библиотек, детских садов и яслей, неудовлетворительное состояние сел и аулов, неудовлетворительное обеспечение транспортным сообщением, дорогами, газификацией и т.д. Все это приводит к тому, что ставропольские туркмены предпочитают работать на производстве, уезжать в города.
В данный момент аул Уллуби-Юрт располагает средней школой.
Она расположена в центре села на улице 60 лет Октября. Школа построена в 1931 году, площадь участка составляет 41 кв. метр. В настоящее время в школе работает 33 педработника, из них 60 % - с высшим образованием, 10 % имеют незаконченное высшее, а 30 % - среднее специальное образование. Директор школы – Дангатаров Садых Мечитович. В школе обучается 184 ученика.
Имеется Дом культуры, к сожалению, не действующий. Работает фельдшерский пункт. Население влачит неудовлетворительное существование. 90% взрослого населения являются безработными. Но, несмотря на трудности, жители аула стараются поддерживать обычаи и традиции своей нации. Горе и радость делят пополам. Рождение и смерть человека отмечаются общими усилиями. Сохранились старинные традиции проведения скачек на лошадях, национальной борьбы (гунеш), обряды обрезания мальчиков (сунет той), прокалывание ушей девочек (кулак дешу), смотрины невест (гориндир). Многие проблемы жители села решают на Совете старейших, а их очень и очень много. Не хватает пастбищ для скота, ветеринарного обеспечения.
Заключение
Анализ имеющихся в нашем распоряжении письменных, музейных источников позволяет прийти к следующим выводам.
Рассматриваемый нами период истории села исключительно богат и своеобразен. Живя бок о бок с народами Северного Кавказа, туркмены также оказали значительное влияние на эти народы, а они взяли много у них.
На основе изучения источников удалось выяснить, что аул Уллуби-Юрт был основан в 1930 году туркменами, которые переселились с территории нынешнего села Приозерного (Муса-Хаджи) и Турксада (Туркменский) в поисках пастбищ для животных.
В связи с переходом на оседлый образ жизни, поселения и жилища претерпевают существенные изменения, появляются постоянные поселения - аулы. Но процесс освоения нового для ставропольских туркмен - кочевников происходил довольно трудно. Существуют народные обычаи и традиции, почитаемые и передающиеся из поколения в поколение: почитание родителей, старших, уважение к старости, гостеприимство. Просвещение, здравоохранение – все это вносит коренные улучшения в условия жизни. Ведущую роль внутри подразделений играли так же духовные лица – имамы, муллы и т.п. Туркмены нашего села представляли три главных рода: човдуры, соинаджи и игдыры.
Добровольно были созданы два колхоза «Кызыл аскер» («Красный воин») и «Бахтлы Туркмен» («Счастливый»).
В годы войны по-ударному трудились на полях, из двух сел ушло на фронт 86 человек. В селе оставались лишь женщины, старики и дети. После войны сельское хозяйство восстанавливалось с огромными трудностями, так как не хватало рабочих рук. Сеяли и убирали хлопок, зерновые культуры.
Население влачит неудовлетворительное существование. 90% взрослого населения являются безработными. Но несмотря на трудности, жители аула стараются поддерживать обычаи и традиции своих предков.
Литература
1. Воспоминания Джанаевой А.,
2.Воспоминания Сачаков А.А.,
3.Воспоминания Ахметова З.Д.,
4.Быт, нравы и обычаи туркмен // Кавказ. - 1900. - № 316, 317
5.Ильясов Д. Туркмены. // Ставропольская правда, 1989. 18 июль
6.Ильясов И. А. Происхождение ставропольских туркмен // Ставропольская правда, 18 июля 1990
7.Курбанов А. В. Ставропольские туркмены. – СПб.: Изд. Отд. Языкового центра СПбГУ, 1995.
8.Край наш Ставрополье. – Ставрополь: Шат-гора. 1999.
9.Кругов А. И. Ставропольский край в истории России. - Ставрополь, 1999
10.Кемпинский Э.В. История Туркменского района Ставропольского края: Социально – экономические и политические процессы. Ставрополь: Издательство СГУ, 2006 – 112 с.
11.Наш край (документы, материалы, 1777 – 1917 гг.). – Ставрополь: Кн. изд-во. 1977
Приложение №1
Перекочевка Туркменского аула с литовки на зимовку
Приложение №2
Туркмен Северного Кавказа. Худ. М.Тильке. 1910 г
Приложение №3
Приложение №4
Предметы земледельческого быта.
Приложение№5
Национальные блюда.
Без сердца что поймём?
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Любили тебя без особых причин...
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца