Есть такой праздник, который особо почитали в кубанских станицах, а по своей содержательности и поэтичности сравниться с ним могла разве что июньская Троица. Спас, или Спасивка, как называли этот праздник в Черномории (первоначальное название территории нынешнего Краснодарского края), длился две недели и включал в себя три праздника – три Спаса.
Стр.
Введение. 3
1. Пришёл Спас – держи рукавички про запас. 3
2. Сладкая жизнь. 3
3. Яблочко наливное. 4
4. Хоть и орех, а сладок. 5
Заключение. 5
Литература 7
Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга.
Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции.
Чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края.
1. Пришёл Спас – держи рукавички про запас.
Есть такой праздник, который особо почитали в кубанских станицах, а по своей содержательности и поэтичности сравниться с ним могла разве что июньская Троица. Спас, или Спасивка, как называли этот праздник в Черномории (первоначальное название территории нынешнего Краснодарского края), длился две недели и включал в себя три праздника – три Спаса.
2. Сладкая жизнь.
Первый Спас – Маковей. Гораздо реже его называли Маковым или Мокрым, так как в этот день было принято освещать мёд, мак и воду. В некоторых казачьих станицах освящали цветы, чаще всего васильки. Как и троицкая трава, васильки хранились за иконой, их использовали на свадебных обрядах, а также зимой – на Крещение в качестве кропильца при кроплении всех членов семьи, двора, хозяйства.
Вообще, появление этого праздника – Спасивки – было связано с событиями XII века, когда войско московского князя Андрея Боголюбского разгромило рать волжских болгар. Чудесную помощь в этом русским воинам оказал образ Нерукотворного Спаса, чествование которого было установлено 14 августа, в день этого события. Правда, память об этом со временем почти утратилась.
Существует иное, более распространённое, название праздника – Маковей, или Маковий (в честь святых мучеников братьев Маковеев). Потому и возникло представление о необходимости освящения в этот день мака, семена которого собирали накануне праздника в поле. Считалось, что освященный в церкви мак, как и освященная соль, обладает магическими свойствами, поэтому их использовали для защиты животных от «сглаза». Мак чаще применяли после отёла коров: новорождённому телёнку и его матери хозяйка-казачка крестообразно рассыпала этот мак по хребту, обязательно приговаривая слова молитвы. Заканчивала она эту « процедуру» словами: «Кто думает эту корову испортить, хай (пусть) этот мак соберёт». Иногда, если мака в доме не оказывалось, его заменяли солью, освящённой в этот же день. Кубанцы верили, что после такого обряда никакой злоумышленник не мог сглазить или наслать порчу на эту корову.
А вот «Медовым» Первый Спас стал оттого, что пчеловоды к этому празднику качали мёд второй, а то и третий раз. Казаки-пасечники вырезали в этот день из ульев лучшие соты и несли в церковь «на помин души усопших родителёв (родителей)». «Владельцы пасек на Медовый Спас сооружали длинные дощатые столы, расставляли на них миски с мёдом, раскладывали тёплый хлеб. Без приглашения приходили жители станицы и поминали родителей» (Н.И.Бондарь). Иногда специально для этого выпекали особые медовые пампушки, посыпанные освящённым маком. А так как у большинства казачьих семей водились пчёлы, то ко дню первого Спаса во многих домах готовили и медовуху и угощали всех, кто приходил к ним в гости.
«Мокрым» же Первый Спас был назван потому, что кроме мака и мёда было принято освящать и воду. Такой обычай связан с приданием, согласно которому именно в этот день произошло Крещение Руси. Освящение могло происходить не только в церкви, но и около реки или колодца. Вода после «ритуала» обретала целебные свойства. А в станице Ильской, например, освящение воды в реке заканчивалось купанием, правда, сначала в воду бросали освященные цветы и маковое семя.
Существовало также представление о том, что на Маковей всегда должен идти дождь, поэтому-то в этот день пожаров никогда не бывает.
3. Яблочко наливное.
Яблочным Спасом называют один из самых почитаемых православных праздников – Преображение Господне (19 августа). Во многом этот праздник был похож на Медовый Спас: в этот день происходило освящение различных плодов, в том числе яблок и винограда, а также цветов. Связано это было с тем, что наступало время наибольшего изобилия, а сам ритуал освящения плодов считался ещё и благодарностью Богу за посланное на землю плодородие. Отсюда и повсеместная на Кубани поговорка : «Петровка – голодовка, а Спасивка – ласавка (лакомка)».
По распространённым кубанским традициям, женщинам, у которых были умершие дети, запрещалось вкушать яблоки и виноград до Второго Спаса. Объяснялось это лишь тем, что детям, чьи мамы всё же нарушили этот запрет, «никто не подаст на небе яблочка, и они будут плакать». В некоторых станицах запрет распространялся и на употребление любых фруктов. После освящения и благословления часть плодов раздавалась присутствующим в церкви детям.
4. Хоть и орех, а сладок.
29 августа в Православной Церкви происходит чествование Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе этот праздник получил название – Третий Спас, или Ореховый, гораздо реже говорили «Спас на полотне». У кубанских казаков не было традиции широко отмечать этот праздник исключение – те станицы, где произрастали рощи грецких орехов. В этот день люди приносили в церковь орехи для освящения. Сам же праздник, будучи последним из почитаемых народом летних праздников, символизировал окончание лета. Да и вся Спасивка для казаков была временем подготовки к осенней поре. Не случайно по этому поводу бытовала пословица: «Пришёл Спас – держи рукавички про запас».
Заключение.
Христианская вера была основой духовной жизни кубанских жителей и на протяжении столетий определяла мировоззрение казачества. Кубанские казаки считали себя защитниками христианского мира от посягательства врагов. Через веру казак ощущал своё единство с православным миром. Вера учила не бояться смерти на войне, стойко переносить все невзгоды и лишения, смело и спокойно идти навстречу опасности.
Изучать опыт своего народа, его традиции, видеть черты национального своеобразия в облике людей становится для меня уже необходимостью. Знание истории Краснодарского края, обычаев, формирует наше самосознание. Ведь, к сожалению, мы оказались народом, страдающим утратой исторической памяти и корней. Кроме истории, потеряны еще и традиции казаков. Поэтому перелом наступит только тогда, когда изменится отношение к культуре родного края, и мы будем великими, когда каждый из нас будет чтить и помнить свои традиции. У кубанцев много православных праздников, и мне приятно знать, что обычаи и традиции этих праздников сохраняются и почитаются жителями моего посёлка Ильского, Северского района и всего Краснодарского края.
ЛИТЕРАТУРА
Интернет-ресурсы:
Юрий Визбор. Милая моя
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сочинение
Весенние чудеса