курсовая работа на НПК (школа - 1место, район- 1место)
Вложение | Размер |
---|---|
dasha1.docx | 40.4 КБ |
Введение
«Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь;
посетит ли вас тревога о судьбе России,
придут ли к вам «мысли черные»
о вашей личной судьбе, или просто жизнь
покажется «несносной раной», вспомните
о русской сказке и прислушайтесь к её
тихому, древнему, мудрому голосу».
И.А.Ильин
С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это русские народные сказки, затем литературные. Мы становимся взрослее и задумываемся о том, почему в сказке всё не так, как в жизни.
В русских народных сказках заключена великая воспитательная сила. Они учат нас быть добрее, скромнее, сильнее, выдержаннее. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Мне захотелось посмотреть на русскую народную сказку с другой стороны. Мне показалось интересным разобрать смысл сказки, понять мотивацию героев, оценить их способы общения друг с другом, развитие личностных особенностей.
Выбор пал на русские народные сказки потому, что, во-первых, их мы знаем с детства, во-вторых, в настоящее время большое внимание уделяется формированию гражданских чувств, патриотизма, любви к родной земле, русской культуре. Наша школа не является исключением.
Необходимо отметить, что сказки и их герои являются прекрасным материалом для педагогической, психотерапевтической, коррекционной и развивающей работы. К.Г.Юнг, В.Я.Пропп, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, М.Осорина обращали внимание на различные аспекты сказки в культурной практике. Интересные научно-практические результаты даёт такое направление работы, как сказкотерапия, это отмечают такие исследователи как А. Гнездилов, Б.Бетельхейм, И.Добряков и другие.
Классики психологии неоднократно обращались к эзотерическому анализу сказок. Ещё К.Г.Юнг заметил, что персонажи сказок как и мифов выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э.Берн, указал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.
Объект исследования: эзотерика русских народных сказок
Предмет исследования: тексты русских народных сказок
Цель исследования: раскрыть эзотерику, психологический смысл и символизм русских народных сказок.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие эзотерики
2.Изучить понятие сказки, тайный эзотерический смысл.
3.Раскрыть отличительные особенности русской народной сказки.
4.Рассмотреть вопрос об истории изучения сказок.
5.Исследовать некоторые законы сказочного жанра.
6.Рассмотреть вопрос о символизме, на примере некоторых сказок.
7.Символика чисел в русских народных сказках.
8.Провести анкетирование учеников школы
Гипотеза исследования: русские народные сказки, помимо воспитательного потенциала, обладают великими эзотерическими знаниями, которые не всегда лежат на поверхности. Их надо уметь рассмотреть.
Методы исследования: анализ научной литературы художественных текстов.
Практическая значимость работы заключается в том, что необходимо уметь «видеть» более глубокий, скрытый смысл сказок. Раскрывая его, можно, работая над собой, совершенствовать себя, изменять свой жизненный сценарий, избегать отрицательных последствий каких-то поступков, учиться на отрицательном опыте героев, не допуская его в своей жизни.
Актуальность темы
В настоящее время в нашу жизнь всё более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Это приводит к обеднению словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять самим объемные рассуждения по каким-либо проблемам. Изучение русских народных сказок позволяет привить любовь к чтению, анализировать прочитанное, уметь высказывать своё отношение к нему. Противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил в русских народных сказках, где всегда побеждает добро. Поэтому при помощи сказок формируется любовь к Родине, толерантность, навыки справедливости, добра. Также тексты сказок расширяют кругозор, способствуют развитию личности школьника, его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.
Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей школьников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа его обычаев. Именно русские народные сказки воспитывают человека в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании гражданско-патриотического воспитания неоценима. Воспитать патриотические чувства у школьников, любовь к Родине возможно через сказку.
Сказка необходимый элемент духовной жизни человека. Входя в мир чудес и волшебства, погружаешься в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
1. Понятие эзотерики.
Эзотерика – подразумевает знание тонких сил природы. Это тайные, скрытые знания. Знания – так называется всё то, что веками собиралось и хранилось у разных народов, передавалось из поколения в поколение, терялось и возникало вновь. Это вековая мудрость, понимание самого себя и знание жизни.
Русские народные сказки отличаются наличием двух миров: обычного и потустороннего. Обычно персонажи сказок находят то пространство, которое является границей между этими мирами. Как правило, такой границей является непроходимый лес или избушка Бабы Яги. Потусторонним миром оказывается Тридесятое царство. Символизм перехода в потустороннее пространство означает гибель героя. Только благодаря этой символической гибели главный персонаж возрождается и становится более мудрым. Так и в жизни. Для того чтобы духовно вырасти, нужно убить в себе что-то устаревшее и ненужное.
Баба – яга представлена в двух основных ипостасях: как антагонист, негативный персонаж, и как помощница главного героя. Баба-яга символизирует границу перехода из одного – привычного герою, обычного мира – в мир иной, сказочный и волшебный. Выглядит она весьма пугающе и живёт в избушке на курьих ножках. Но отличается тем, что её дела полезны: Яга, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то, что неведомо главному герою – места, где спрятаны те диковинные вещи, которые герой на протяжении всего повествования ищет, так как волшебная сказка зачастую построена на мотиве поиска утерянного предмета. Часто Яга прямо помогает герою, даёт ему советы или волшебные предметы.
Кощей – бессмертный – ещё один отрицательный персонаж русских народных сказок, который имеет свойство похищать прекрасных красавиц. Кощей обладает волшебной силой, он чародей и волшебник. Во многих сказках становится известна тайна победы над Кощеем (ведь смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, дуб растёт на острове, остров в море-океане). Главный герой добывает это яйцо, которое является символом жизни, и побеждает противника.
2. Определение понятия сказки, тайный эзотерический смысл.
Великий писатель, языковед, собиратель и толкователь русских слов В.И.Даль даёт два определения сказки. В его «Словаре живого великорусского языка» слово «сказка» объясняется как объявленье, весть, оглашенье, а также сказка – «мышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».
Сказки – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности.
Сказка – вид повествовательного фольклора, включающий различные жанры и повествовательный литературный жанр. Фольклорные, а также литературные сказочные жанры допускают известную долю художественного вымысла, повествуют о необычных в бытовом смысле событиях (фантастические, чудесные или житейские, демонологические рассказы). Достоверность сказочных событий ставится под сомнение иногда самим сказителем или автором.
Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, об этом говорит известный русский учёный, писатель, правовед, философ И.А.Ильин.
Известный сказковед Э.В.Померанцева даёт определение сказки, с которым стоит согласиться «Народная сказка (или «казка», «байка», «побасёнка») – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Проанализировав данные определения, можно выделить общие черты, присущие сказке:
один из жанров устного фольклора;
в сказке присутствуют вымышленные события, отсутствует достоверность.
В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Всем известна и сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.
Помимо воспитательной функции сказка ведет нас к эзотерическим познаниям и открывает:
- астрономический цикл жизни природы, природный календарь;
- рождение мироздания;
- поиск духовного пути человека, внутренний рост, получение тайного знания;
сохранение истории своего рода, связи с предками;
В сказках эти линии часто сближаются, пересекаются, синхронизируются. Герои выступают символами, их действия обретают ритуальный смысл, а путь определяет получение особых знаний и внутренней гармонии. Сказка по своей сути похожа на магические заклинания, которые нельзя произносить неправильно, иначе они потеряют силу.
Я постаралась дешифровать некоторые из сказок:
По щучьему велению, по моему хотению.
Сидел Емеля на печи и особо не напрягался. Однажды, отправившись за водой на речку, он поймал щуку. Болтливость щуки позволила сохранить ей жизнь, а Емеле досталась возможность исполнять любые свои желания. Желания в итоге оказались у Емели вполне нормальные, человеческие: царевна да дворец в придачу. А ещё писаным красавцем стал!
Рыба – щука отображает душу человека. Емеля выступает как символ ученика ищущего себя с этом мире. Щука-Душа учила Емелю быть именно собой.
На самом деле: печь – свет и пространство собственного сознания, в котором Емеля находился, и выходил оттуда с явной неохотой. Он был занят постоянным самосозерцанием. Но без связи внешнего и внутреннего мира нет гармонии, поэтому отправляли невестки Емелю то за водой, то за дровами. Щука – природа, к которой Емеля был внимателен, и которая дала ему редкий шанс осознать себя и свои возможности. Волшебная фраза «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство Души и Духа, принятие одушевленности мира. Щука – Щур – Пращур – родоначальник – Дух человека. Река выступает информационным каналом сознания. Так освободив свой Дух, Емеля получил возможности, недоступные ему в обычном человеческом сознании. Силой своего Духа человек способен изменять мир и управлять своей судьбой!. Емеля по желанию царевны становится писаным красавцем, красота и возможности внутреннего мира приходят в соответствие с внешней красотой. Законы природы велят расти и развиваться, умножать свои знания и умения, быть царём и хозяином на земле.
Репка.
Посадил дед репку. Год оказался очень урожайным и репка выросла очень большая. В подмогу деду по очереди подбегали бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Но только все вместе они смогли вытянуть репку.
Сказку можно рассмотреть в астрологическом варианте, в порядке возрастания месяца к полной луне. В начальном варианте сказки были ещё два участника – отец и мать. Итого по сказке было 8 Чертогов Сварожьего круга. В каждом чертоге увеличивалась Репка – Месяц, пока не становилась полной Луной. Дети могли смотреть на небо и представлять месяц в виде репки. Философский вариант сказки – о знаниях, накопленных предками рода. Репка символизирует корни рода, она посажена предком – дедом, самым древним и мудрым. Бабка – символ традиций дома. Отец – защита и опора семьи. Мать – любовь и забота. Внучка – потомство, продолжение рода. Жучка – охрана достатка. Кошка – благостная обстановка в доме. Мышка – благосостояние дома. Эти образы крепко связаны между собой и один без другого неполноценны. В сказке показана связь между поколениями. Основная идея заключается в том, что человеку для счастья необходима большая дружная семья.
Кощей бессмертный.
Кощей – злой владыка подземного царства, который постоянно ворует прекрасных дев. Весьма богат, в его волшебных садах обитают волшебные животные и птицы. На службе у него состоит Змей Горыныч. Обладает массой тайных знаний, в связи с чем является могущественным чародеем. Имеет обыкновение превращаться в чёрного ворона. Бессмертен и не может быть побеждён обычными методами, но при большом желании можно разведать, где находится его смерть, и найти её. Обычно эту тайну Иван- Царевичам в сказках рассказывает Баба Яга: «…нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт…».
На самом деле в пантеоне славянских богов Кощей является одним из проявленных ликов Чернобога, он персонифицирует тёмную и холодную часть года, а девушки, которых он забирает в свои владения – весну, живительную силу природы. Герой – царевич подобен символу солнечного света, весеннего грома с дождём, которому на трудном пути поиска Кощея помогают все силы природы. Его победа – это победа над смертью, вечным мраком и холодом. Смерть Кощея спрятана в яйце, символе возрождения и потенциального существования всего, что может зародиться на Земле. Таким образом, Кощей находится у истоков начала и конца всего живого – его смерть равноценна возникновению мира. Игла со смертью Кощея на конце – это мотив мирового дерева, оси мира, которая соединяет небо, землю и подземный мир. Кощей как вершина зимы – «зимнее солнцестояние», Иван-царевич как вершина лета – «летнее солнцестояние». Между ними идёт непрекращающаяся борьба, смерть одного является жизнью другого, так и зиму сменяет лето, а затем наоборот. И вообще, какой же он бессмертный, если даже в его имени сказано – БЕС СМЕРНЫЙ!.
Колобок.
Колобок у славян ни когда не был ни пирожком, ни булочкой. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок – это метафора, как почти все образы героев русских сказок. Сказка о колобке – это астрономическое наблюдение предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния ( в Чертоге Раса) до новолуния (Чертог Лисы). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается – Мидгард Земля полностью закрывает Месяц от Солнца. Подтверждение именно такой интерпретации Колобка находится в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. – Это про Небеса и Ярило –Солнце.
3. Отличительные особенности русской народной сказки
Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка». Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-Лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается и прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем.
Другая характерная особенность этого рода сказок – выполнение сложных задач, например, борьба героя с Кощеем или Змеем-Горынычем.
Как мы знаем, счастливый финал волшебных сказок традиционно указывает на торжество светлого начала, победу добра и справедливости. Мы, видим, что возможности неограниченны, что эту победу может одержать как Иван-Царевич, так и Иван-дурак, что делает доброту, открытое сердце и смекалку крайне важными качествами, как для героя, так и для слушателя сказки.
Мы видим, что кроме смекалки героев сказок, подчеркивается и великая сила их слова.
Русские народные сказки имеют и определенную идейную направленность, и, прежде всего гуманизм, в котором кроется её долголетие и жизнеспособность в наши дни.
В русской сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои, устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна – красна и многие другие. В сказках о животных определённые персонажи – звери наделены «постоянными признаками»: мишка косолапый, неуклюжий, сильный и добрый; серый волк – свирепый, но глупый; хитрая лиса всегда выходит «сухой» из любой ситуации. Положительные герои сказок: Иван-дурак, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая – носители народных идеалов и высокой морали.
Светлому миру положительных сказочный героев и их помощников противопоставляются тёмные силы этого царства – Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Леший, Водяной – всякая нечисть.
Особой значимостью обладает птица Феникс, которая символизирует воскрешение. Если углубиться, то образ Феникса несёт в себе очищение человека изнутри, которое происходит в результате духовного роста.
Также герои сказок зачастую оказываются перед загадкой: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». И они идут туда, «не знаю, куда». «Туда, не знаю, куда» - это внутреннее, духовное путешествие героя вглубь
4.История изучения сказок
Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки – не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.
Сказки – жанр устного народного творчества фантастического, волшебного и сатирического содержания. Сказки создаются народом и передаются из поколения в поколение в устной форме. В сказках нашли отражение быт, нравы, обычаи и верования русского народа. Сказки имели своей целью не только развлечь, позабавить слушателя, но и воспитать в нём лучшие человеческие качества: доброту, отзывчивость, милосердие, трудолюбие. По содержанию и идейной направленности сказки бывают – волшебные, о животных, социально-бытовые.
Сказки – это «Душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости. Они пришли к нам из глубокой древности. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолётах, о дворцах.
Можно изучать сказки подробнее и попытаться разгадать их мифологические загадки. А также сказки просто приятно читать, так как они хранят очарование живой устной речи и прививают особенный языковый вкус.
Сказка – это мудрость, которая изложена в понятной и доступной форме.
Фольклор сложился ещё до появления литературы. Сфера его передачи была исключительно устная, что отличает его литературы, которая обязательно фиксируется в письменных источниках. Ещё одной важной чертой является концентрация в фольклорных текстах особенностей мировоззрения, ценностей и верований всего русского народа, отражение его ритуалов и традиций.
Русский народные сказки были своего рода мифом, всё в них было символично – за каждым образом стояла целая система смыслов и верований древних славян. Так становится понятно, что сказки изначально не были ориентированы на детскую аудиторию. Со временем глубинный символический смысл оказался стёртым, и они начали пониматься буквально. Таким образом, в занимательной форме возвращают нас к нашим истокам.
5. Законы сказочного жанра
Какие-то из смыслов проявляются больше, какие-то сильнее спрятаны за простыми, как кажется, образами – и для многих из нас навсегда останутся тайной за семью печатями. Каждый может услышать только то, к чему готов, но не более! А иногда даже информация в сказках находится вне пределов современных представлений!
Сказка – гигантский источник древнейших сведений о событиях нашего прошлого. В ней нет ни одного случайного образа, слова, имени, названия, как нам иногда может показаться. Как в русской матрешке, один смысловой уровень сказки гармоничного нанизывается на другой, создавая целостную многослойность бытия. Каждый уровень сказки – вход в особый мир сведений об устройстве пространства, человека, общества, основных жизненных процессов целой Вселенной.
Какие-то из смыслов проявляются больше, какие-то сильнее спрятаны за простыми, как кажется, образами – и для многих из нас навсегда останутся тайной за семью печатями. Каждый может услышать только то, к чему готов, но не более! А иногда даже информация в сказках находится вне пределов современных представлений!
Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки – не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.
В русских народных сказках кроется огромный смысл. Возможно, их детальное изучение может дать ответы на многие жизненные вопросы.
Все многочисленные сюжеты и темы сказка преподносит простым и поэтичным языком. Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявить такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.
6.Символизм в русских народных сказках
Как известно, в русских народных сказках всегда побеждает добро и свет. Иван-Царевич является символом главных мужских ценностей, включая честь и совесть. Символами женской мудрости и любви является Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок. Зачастую они владеют какими-то волшебными предметами, или умеют пользоваться чудесными силами.
Символами света и добра является соединение женского и мужского образа в сказке, то есть добро, свет – это гармония женского и мужского начала, основной закон природы. Сказка говорит о том, что только в единении мужского и женского, двух половин одного целого, возможна природная гармония. В единстве мужского и женского возможна победа над дисгармонией мира, над сказочным злом, над темными силами.
Сказка «Аленький цветочек» символизирует запутанные мысли человека в процессе его продвижения к духовному очищению. Ведь недаром аленький цветочек рос на острове в центре океана и в самой глубине дремучего леса. Как на востоке лотос является символом высшей духовности, которая только может и быть в мире, так и в русских сказках такую духовность несёт в себе этот цветок, который позволено сорвать только редкому человеку с добрым сердцем и чистой душой, какой и оказывается героиня сказки – Настенька. Как обычно в русских сказках, чистая любовь творит чудеса, и в сказке «Аленький цветочек» произошло удивительное превращение чудища лесного в прекрасного принца.
Особый интерес вызывает образ Солнца, который несёт в себе многочисленные символы: духовность всех живых существ, мужское начало. Образ Солнца является одной из самых больших духовных ценностей.
В русских народных сказках можно распознать и символ вечной жизни и молодости, который представлен яблоком. В некоторых сказках яблоки имели возможность «лечить» от старости. В других же сказках их наделяли особыми качествами, которые делали человека молодым и мудрым.
Особое внимание привлекает цифровая символика сказок, в которых перед героем предстают три дороги. Главный герой, как правило, выбирает самую трудную из них, и пройдя через все испытания, получает главную награду.
Также в сказках часто встречается упоминание цифры семь – « за семью дверями, за семью замками…», «цветик-семицветик». Цифра семь – снова обозначение этапов пути к самому себе, ключи к достижению высшей мудрости. Эти этапы: здоровье физического тела и единение с ним; внутренняя «искра»; принятие и любовь ко всему вокруг; ум-разум; сознательность; сверхсознание. После прохождения всех этих этапов человеку открывается высший уровень – ясновиденье, это и будет ключ номер семь. В нумерологии зашифрован глубокий смысл познания человеком себя и мира, а в русских народных сказках вопрос духовного роста, обретения мудрости, стремления к добру и свету оказывается первостепенным
7.Символика чисел в русских народных сказках
Символика чисел известна нам с давних пор. Её можно встретить в Библии, числа широко употреблялись и в сказках. Мной было отобрано 40 сказок методом случайного выбора. Я установила, что в сказках встречаются следующие числа: 1,2,3,5,7,12,40,41, 100.
Число «один», как правило, обозначает начало, что-то единственное, но в то же время существенное. Его характерными чертами являются сила, энергичность, воля, активность, инициатива.
Число «два» часто символизирует парность, чётность, удвоение. В Древней Руси число 2 означало женское начало, и от него произошёл весь мир чисел.
Число «три» священное, счастливое число. Показывает положительные качества. Кроме этого число 3 символизирует завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец. Может быть поэтому оно является самым встречающимся в сказках. У христиан число 3 обозначает единство Троицы. «Сила трёх» универсальна и олицетворяет трехчастную природу мира: воду, землю, небо.
Число «семь» одно из ряда священных чисел (3, 7, 12, 60). Оно символизирует тайну, а также изучение и знание. В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях, считалось символом святости. Это не только святое, но и символ разума.
Число «двенадцать» это число высшего совершенства, так считается во всём мире. 12 используют для усиления таинственности и загадочности.
Число «сорок» является необычным для десятичной системы. В этом числе соединились языческие и христианские традиции, сорокадневный пост, поминки на сороковой день.
Число «сто» появилось после того, как возникла потребность людей в больших числах. Русский народ использовал число 100 для обозначения понятия «очень много». Числительное 100 употребляется в русских народных сказках чаще всего с существительным «рубль».
После исследования 40 произведений русских народных сказок, в восьми из десяти случаев используются числительные 2, 3, 12, употребление этих и других чисел показано в таблице.
1
| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 40 | 41 | 100 |
2
| 13 | 30 | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - | 7 | - | 1 | 1 | 4 |
Анализируя таблицу, мы видим, что чаще всего в русских народных сказках используется число 3. Это, конечно, связано прежде всего с его символикой. Тройка – это человек, с его телом, душой, духом, а также рождение, жизнь, смерть. Три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее.
Вывод:
Сказка это образ из жизни , из той жизни, из того пространства, где живёт Душа, где живёт Дух, где нет ещё бессознательного, нет запрета, где всё возможно, где живут Боги, Герои и сказочные, как мы их называем существа.
Сказки и малыми и взрослыми легко запоминаются, и все дети любят их, в них есть таинственная чарующая, захватывающая, притягивающая душу какой то первозданной чистотой и цельностью магия. Сказки помнятся практически всеми и всплывают из памяти легко и ярко, весело и приносят с собой волну оптимизма, живой и светлой радости.
При чтении сказок наступает благостное светлое и радостное состояние, сказка живёт в нас и светит нам своим светом. Ясно, что сказка живая, и она манит в себя и желает быть раскрытой. Она для этого и создавалась.
Психологи считают, человек повторяет сценарий своей любимой сказки. Поэтому пусть всех людей окружают добре, оптимистичные, познавательные сказки.
Мне всегда была очень интересна тема о русских народных сказок. Теперь, когда я прочитала очень много литературы, пособий, словарей о сказках, я пришла к следующему выводу:
üвыполняя эту работу, я хотела разбудить равнодушных людей,
сделать светлее чистых и добрых – вот цель проекта.;
üвпредь, я намерена ещё глубже изучать тему о русских народных сказках;
üсвоими познаниями обязательно поделюсь с одноклассниками и друзьями, рассказав им об удивительном и волшебном мире сказок.
В ходе исследования мною была проведена практическая работа:
· изучила историю русских народных сказок;
· прочитала различные сообщения, литературу, тексты сказок, просмотрела иллюстрации;
· проанализировала особенности народных волшебных сказок;
· нарисовала несколько работ – иллюстраций к сказкам;
· провела анкетирование среди учеников;
· изготовила брошюрки с пословицами из сказок.
Полагаю, что данная работа может быть интересна и полезна тем, кто любит необычное, кто любознателен и пытлив, кто не боится открывать новое.
ПОСТАВЛЕННЫЕ МНОЮ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЫЛИ ДОСТИГНУТЫ.
Литература.
1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка современная версия.
2.Ожегов С.И. Словарь русского языка М.: «Просвещение», 2006г.
3.»Русские народные сказки». М.: «Правда», 1982г.
4.Энциклопедия для школьников М.: «Лабиринт», 1998г.
5.»Сказки» М.: «Советская Россия» 1989г.
6.Бидерманн Г. «Энциклопедия символов» Бидерманн Г.М. «Просвещение»
2007г.
7. Тексты различных русских народных сказок.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Кто должен измениться?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Домик зимней ночью