Учебно-исследовательский проект "Какую воду мы пьем?"
Вложение | Размер |
---|---|
issl._rab_kosolapova_v.docx | 769.57 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2 имени В.П.Налимова»
Какую воду мы пьем?
Социально-педагогическая направленность
Работу выполнила: Косолапова Вероника,
ученица 5 в класса
МБОУ «Выльгортская СОШ №2»
Руководитель: Чупрова Людмила Александровна
Учитель химии
Выльгорт
2014
Содержание
Введение…………………………….……………………………... | 3 | |
1 | Обзор литературы………………………………………………….. | 5 |
1.1 | Вода-вещество номер один………………………………………… | 5 |
1.2 | Почему H2O –не газ?............................................................................ | 5 |
1.3 | Почему необходимо пить воду?.......................................................... | 6 |
1.4 | Способы очистки воды…………………………………………….. | 6 |
2 | Экспериментальная часть…………………………………………… | 8 |
2.1 | Определение цвета………………………………………………… | 8 |
2.2 | Определение запаха………………………………………………… | 9 |
2.3 | Определение жесткости…………………………………………… | 9 |
2.4 | Определение кислотности………………………………………… | 10 |
2.5 | Наличие хлоридов………………………………………………….. | 10 |
2.6 | Наличие сульфатов………………………………………………… | 11 |
3 | Анализ и обсуждение результатов ………………………………… | 12 |
4 | Заключение…………………………………………………………. | 13 |
Список используемой литературы………………………………… | 14 | |
Приложение………………………………………………………… | 15 |
Введение
«Сок жизни» - так называл воду итальянский художник Леонардо до Винчи. Это определение вполне соответствует действительности. Вода источник жизни и питания для растений.
Вода жизненно необходима. Она нужна везде – в быту, сельском хозяйстве и промышленности. Вода необходима организму в большей степени, чем всё остальное, за исключением кислорода.
Потребление чистой воды обеспечивает нормальную работу внутренних органов, повышает защиту организма от стресса. Она разжижает кровь, борется с усталостью, помогает сердечно сосудистой системе, борется со стрессом. Здоровый образ жизни основан на правильном питании, активности и потреблении чистой воды. Проблема качества питьевой воды затрагивает очень многие стороны жизни человека.
Источником питьевой воды в селе Выльгорт являются колодцы, централизованный водопровод и родники. Многие жители употребляют родниковую воду, полагая, что она чище и полезнее водопроводной воды и воды из колодца.
Так как вода прямым образом влияет на здоровье человека, то меня заинтересовали следующие вопросы:
- Что за вода течет из нашего крана?
- Какая вода в роднике и колодце?
- Какие вещества содержатся в воде?
- Насколько безопасно ее пить?
- Какую воду лучше пить?
Гипотеза: Предположим, что родниковая вода лучше, так как она чище и полезней.
Цель работы: Анализ воды из различных источников Сыктывдинского района села Выльгорт.
Объект исследования: Вода.
Предмет исследования: образцы питьевой воды различных источников села Выльгорт.
Задачи:
Методы:
1. Обзор литературы
1.1 Вода-вещество номер один
Вода встречается на Земле почти повсеместно. 70 % земной поверхности занимает мировой океан.
Под влиянием солнечного тепла часть морской воды постоянно испаряется, а образующийся водяной пар поднимается в воздух.
При определенных условиях мелкие капельки сливаются в более крупные, и на Землю выпадает дождь, снег или град. Почва впитывает эти осадки и собирает их в грунтовые воды.
Избыток воды пробивается из почвы в виде родников, из них вытекают ручьи, сливающиеся в малые и большие реки. А реки несут воду опять в море, и так завершается этот круговорот воды в природе. Без круговорота воды Земля имела бы совсем другой вид.
Без воды не было бы жизни на Земле. Все живое нуждается в воде, которая является одновременно и важнейшей составной частью растений и животных. Организм человека примерно на 65 % состоит из воды; у некоторых медуз ее содержание доходит даже до 99 %. Если бы вода внезапно исчезла с поверхности Земли, то она превратилась бы в мертвую пустыню. [2]
1.2 Почему H2O –не газ?
Основные физические и химические свойства воды - не правило, а исключение в природе. Доказано, что вода состоит из водорода и кислорода. Казалось бы, и соединению этих элементов следует оказаться газом. А вода-жидкость.
Все свойства воды уникальны, исключительны и аномальны. Поэтому из-за своих качеств это соединение наиболее благоприятно для жизни. И чем дольше изучают состав воды и строение ее молекулы, тем больше убеждаются, что эта жидкость волшебная.
1.3 Почему необходимо пить воду?
Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую воду. Качественная питьевая вода не должна иметь вредных для человека веществ, и должна содержать полезные минералы, так необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.
Современный человек пьет очень мало воды, предпочитая чай, кофе, соки, газированные напитки, молоко, кефир и другие напитки. Из-за недостатка жидкости в организме происходит обезвоживание. Надо помнить, что вода – это вода, а чай, кофе, и другие напитки - это еда. И все-таки, почему надо пить воду? [2]
1.4 Способы очистки воды
Вода из различных источников без обработки однозначно не является питьевой. Но для нормального функционирования организма нужна вода, не содержащая вредных примесей и механических добавок.
Существует несколько способов очистки воды в домашних условиях:
2. Экспериментальная часть
Экспериментальное исследование включает в себя анализ и определение органолептических показателей воды различных источников. Были определены такие показатели воды как: цвет, запах, жесткости, кислотность (рН), наличие хлоридов, сульфатов.
В качестве объектов исследования были выбраны:
1. Водопроводная вода - Проба №1, ул. Д. Каликовой, 83
2. Вода из родника - Проба №2, Лесной переулок
3. Вода из колодца - Проба №3, ул. Полевая, 7
2.1.Эксперимент № 1. Определение цвета (приложение 1)
Описание и наблюдение: В сосуд набирается вода и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зеленый, серый, желтый, коричневый)- показатель определенного вида загрязнения. Цветность воды определяют визуально по таблице 1. Допустимая норма цветности для питьевой воды не должна превышать 20 ° по шкале цветности. [4]
Таблица 1
Цвет | Цветность (в градусах) |
Не отмечен | 0 |
Очень слабый желтоватый | 20 |
Желтоватый | 40 |
Слабый желтый | 60 |
Желтый | 150 |
Интенсивно желтый | 300 |
Вывод: «Проба №1». Вода прозрачная.
«Проба №2». Вода прозрачная.
«Проба №3». Вода желтоватая, 40 0 цветности
Наличие же слабой желтоватой окраски в колодце объясняется тем, что длительное время колодец был в заброшенном состоянии. В нем было большое количество перегнивающей отмершей растительности, которая, возможно, дала при разложении кислоты, окрашивающие воду в желтоватый цвет.
2.2 Эксперимент № 2. Определение запаха (Приложение 2)
Описание и наблюдение: Интенсивность запаха оценивается при температурах от 20 и 60 0С по 5-бальной системе согласно таблице №2. [4]
Таблица 2
Балл | Запах | Характеристика ощущения |
0 | Нет запаха | Отсутствие ощущения |
1 | Очень слабый | Не поддаётся определению |
2 | Слабый | Не привлекающий внимания, но обнаруживаемый |
3 | Заметный | Легко обнаруживаемый |
4 | Отчетливый | Хорошо заметный, делает воду неприятной для питья |
5 | Сильный | Очень неприятный, вода непригодна для питья |
Вывод: «Проба №1». При 20 0С-2 балла, 60 0С- 1 балл
«Проба №2». При 20 0С- 2 балла, 60 0С- 0 баллов
«Проба №3». При 20 0С- 0 баллов, 60 0С- 2 балла
Длительное время нахождения воды в сетях может приводить к усилению запаха. В природной воде запах может появиться от поверхностных вод. Также интенсивность запаха возрастает при нагревании воды.
2.3 Эксперимент № 3. Определение жесткости (Приложение 3) Визуальный метод.
Описание и наблюдение: Выпаривается вода в стаканах. Содержание солей кальция и магния, которые придают воде жесткость, определяют методом сравнения. [4]
Вывод: «Проба №1». Вода менее жесткая.
«Проба №2». Вода жесткая.
«Проба №3». Вода менее жесткая.
Самая жесткая вода-это родниковая.
2.4 Эксперимент №4: Определение кислотности (рН) (Приложение 4)
Описание и наблюдение: В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды и опускают универсальную индикаторную бумагу, сравнивая полученную окраску со шкалой. [4]
Вывод: «Проба №1». рН=6
«Проба №2». рН=6
«Проба №3». рН=7
2.5 Эксперимент № 5: Наличие хлоридов (Приложение 5)
Описание и наблюдение: В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, добавляют 2 мл 10% раствора нитрата серебра. Содержание хлоридов определяют по таблице 3.
Таблица 3
Осадок | Содержание хлоридов, г/л |
Слабая муть | 0,001-0,01 |
Сильная муть | 0,01-0,05 |
Образуются хлопья | 0,05-0,1 |
Образуется белый объемный осадок | Более 0,1 |
Вывод: «Проба №1». Хлоридов – 0,001-0,01 г/л
«Проба №2». Хлоридов – 0,05-0,1 г/л
«Проба №3». Хлоридов – 0,01-0,05 г/л
Присутствие хлоридов в природных водах может быть связано с растворением отложений солей.
2.6 Эксперимент № 6: Наличие сульфатов (Приложение 6)
Описание и наблюдение: В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, добавляют несколько крупинок хлорида бария. Содержание сульфатов определяют появлению осадка по таблице 4. [4]
Таблица 4
Осадок | Содержание сульфатов, мг/л |
Слабая муть появляется не сразу | 5-10 |
Слабая муть появляется сразу | 10-100 |
В пробе № 1 и №3 муть появляется не сразу.
Вывод: «Проба №1». Сульфатов – 5-10 мг/л
«Проба №2». Сульфатов – 10-100 мг/л
«Проба №3». Сульфатов – 5-10 мг/л
Естественное содержание сульфатов в подземных водах обусловлено выветриванием пород и процессами, происходящими в водоносных слоях.
3. Анализ и обсуждение результатов
Из результатов исследования видно, что самая жесткая вода это родниковая.
Родниковая вода имеет запах, содержит наибольшее количество хлоридов, сульфатов, содержание солей кальция и магния, что обуславливает жесткость воды.
У колодезной воды выявлено наличие цвета, жесткости, по показателям содержания хлоридов и сульфатов уступает родниковой воде.
Водопроводная вода самая прозрачная, мягкая, но имеет незначительный запах хлора и слабощелочную среду, что обуславливает наличие ионов хлора в воде (Таблица 5).
Таблица 5
Результаты исследования воды из различных источников с Выльгорт
Показатели | ПДК [5] | Вода | ||
Водокран | Родник | Колодец 4 5 | ||
Цвет, градусы цветности | ||||
Проба | 20 | 0 | 0 | 40 |
Запах, 20 0С/60 0 С баллы | ||||
Проба | 2/2 | 2/1 | 2/0 | 0/2 |
Жесткость | ||||
Проба | - | Менее жесткая | Жесткая | Менее жесткая |
Кислотность (рН) | ||||
Проба | 6-9 | 6 | 6 | 7 |
Хлориды, г/л | ||||
проба | 0,3 | 0,001-0,01 | 0,05-0,1 | 0,01-0,05 |
Сульфаты, мг/л | 500 | |||
проба | 5-10 | 10-100 | 5-10 |
4. Заключение
Здоровье каждого человека – в его руках. Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. От качества той питьевой воды напрямую зависит наше здоровье.
Лабораторные исследования опровергли гипотезу. Какую же воду мы пьем? А оказывается, что наша вода из крана лучше, чем вода из родника.
В результате изучения и исследования данной темы можно сделать вывод о том, что цели и задачи, поставленные в начале данной работы, были реализованы.
На основе полученных результатов сделали вывод о состоянии качества воды в селе Выльгорт. Водопроводная вода пригодна для питья и обладает хорошими качественными характеристиками. Для использования воды из родника и колодца необходимо использовать различные способы очистки.
Анализируя результаты данной работы, я пришла к выводу, что можно, не неся больших материальных затрат, снабжать свой организм качественной водой, тем самым сохранять хорошее здоровье, так как вода, которая течет в наших кранах и есть качественная. И не надо тратить средства на дорогостоящие фильтры.
Результаты исследовательской работы могут быть интересны тем, кто беспокоится о своём здоровье, они заинтересуют тех людей, которые стремятся к экономии семейного бюджета.
Список используемой литературы
Приложение
Пейзаж
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Как нарисовать небо акварелью
Рисуем белые грибы пастелью
О чем поет Шотландская волынка?