Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. Есть игры - забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов», шутки и юмор характерны для этих игр. Мир детства не может быть без игры
Поэтому целью этой работы изучение народных игр как культурной традиции русского народа
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Объектом исследования русские народные и современные игры
Методы исследования: анализ, сравнение, тестирование.
В работе использовалась справочная, научно популярная литература, а также информация с Интернет сайтов
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_zaytseva_v.docx | 346.67 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МЕЛЕУЗОВСКОГО РАЙОНА
МЕЛЕУЗОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОБУ ГИМНАЗИЯ №1
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МЕЛЕУЗОВСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Старинные и современные детские игры
Работа ученика 6Б класса
МОБУ Гимназия №1 г. Мелеуз
Зайцева Владислава Сергеевича
Научный руководитель:
учитель истории
Зайцева Елена Расульевна
МЕЛЕУЗ 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением и другим.
Народная игра это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный, исторический период отражающая особенности этого сообщества.
Игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, самостоятельности, терпимости, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве. Упражняясь в играх, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами.
Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. Есть игры - забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов», шутки и юмор характерны для этих игр. Мир детства не может быть без игры
Поэтому целью этой работы изучение народных игр как культурной традиции русского народа
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Объектом исследования русские народные и современные игры
Методы исследования: анализ, сравнение, тестирование.
В работе использовалась справочная, научно популярная литература, а также информация с Интернет сайтов
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1) История создания русских народных игр
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они созданы народом так же, как сказки и песни. Дети любят играть в русские народные подвижные игры, которые имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству
Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др.).
Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники»)
Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста»).
Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.
Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.
2) Старинные русские игры
Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Лапта», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон», «Бояре» - эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому, что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр — развеселить, позабавить. Многие народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.
Русские народные игры разделены на детские народные игры, девичьи русские народные игры, мужские русские народные игры, русские народные игры совместные для мужчин и женщин.
Различают следующие типы народных игр:
• Игры, отражающие отношения человека и Природы;
• Игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков; • Игры по религиозно-культовым мотивам;
• Игры на находчивость, быстроту и координацию;
• Игры на силу и ловкость;
• Военные игры.
Русские народные детские игры:
Сорока, Лошадка, Перегонка, Клецки, Пень, Теребить нос, Ярка, Хлопанье и хлопушка, Голубь, Горобец, Волк и гуси, Серый волк, Мышка, Крыночка, Сучка, Клинок, Шнур, Веревочка, Бумажный змей, Рыбка, Тюзик, Орешек, Терять, Ласы, Снежные изображения, Волчок.
Русские народные мужские игры:
Мяч, Мяч об землю и об стену, Летучий мяч, или волан, Воробьи, Пытка, Свайка, Ножик, Мушка, Чушки, Чиж или чижик, Кандалы, Шар или касло, Ветчинка, Бабки, Чеканка или жожки, Альчик, Пыж, Скрагли, Скляп, Кегли, Скопердин, Цурка, Рай, Тычка, Чехарда, Городки, Крегли, Буй, Пристенок, Орлянка, Кости, или зерна, Перетягивание веревкой, Гусек, Шахматы, Шашки, Ломка пряников, Борьба, Кулачный бой.
Русские народные девичьи игры:
Мак, Горелки, Лычки, Сижу-посижу, Без соли соль, Жмурки, Котики, Первенчики, Корабль с мельницей, Колечко, Камешки, Колышки, Кумки, Коза, Огарушек, Скачка на доске, Запуски, Чет и нечет, Обруч, Бирюльки.
Русские народные игры для мужчин и женщин:
Ужище, Колючки, Жгут, Король (литовский), Бружас, Медведь, Драгун, Венчик, Дергач, Король (малороссийский), Взвешивание соли, Кружок, Кончики, Ламта, Столбики, Коршун, Ворон, Редька, Веревочка, Яша, Рекрутский набор, Курилка, Именами, Птицы, Воробей, Почта, Синоним, Кухня, Весь туалет, Кошки-мышки, Пошел рубль, Ох, болит! Мост мостить, Азбука, Молчание, К чему бы употребили меня? Чему уподобить, Прошколить, Вот моя корзина, Немой концерт, Осужденный, Птичий охотник, Перчаткой играть, Дорожные, Сочинитель, Нос, Заседание, Хорош, пригож, жениться хочу; или хороша, пригожа, замуж хочу, Соседи, Продажа холста, Костыль, Цвет, Качели, Карты.
В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость силу и стремление к победе.
Наши люди сейчас если и играют в подвижную игру то это футбол, но почитайте правила русских народных игр, и вы найдете много интересных и захватывающих игр, как для детей, так и для взрослых.
3) Игры современных детей.
Современные дети играют преимущественно в компьютерные и настольные игры , направленные на развитие интеллекта (в частности , внимания , памяти , скорости реакции). Однако такие игры не предусматривают живого общения с друзьями , а следовательно , у детей не формируются коммуникативные умения навыки. Так , когда ребенок не желает играть , он просто выключает компьютер. Опасность такой привычки заключается в том , что ребенок переносит ее и на процесс общения. Если ребенка не удовлетворяет общение с собеседником , он «выключает » его и уходит.
Современные игры в последние годы претерпевают стремительные изменения: дети разучились конструктивно играть, играть с пользой, играть вместе, играть качественно… Игры стали невеселыми, агрессивными, индивидуалистичными. Исчезли групповые игры: бояре, жмурки, лапта и т.д., а вместе с ними – считалки, заклички, песенки и др. формы детского фольклора – величайшее богатство нашей культуры, которое передавалось из уст в уста от одного детского поколения к другому поколению, от старших младшим. Неоправданное и чрезмерное изобилие игрушек усугубляет количество раздражителей, действующих на сенсорную систему ребенка, что приводит к невротизации, девальвации радостных эмоций и не способствует созданию целостной детской картины мира, что мешает адекватной социализации ребенка. Многие из этих игрушек порабощают своих владельцев, заставляя «служить им», ребенок и игрушка будто меняются местами: кто госпожа, а кто служанка, например, у Барби? Наши дети, к сожалению, не имеют возможности и почти не играют в игрушки отечественных производителей, приобретая продукцию зарубежных, более разрекламированных марок. Однако, таким образом нам и нашим детям транслируется чуждая культура и неприемлемые для нас ценности, принципы и мировоззрение. Игрушкой, а точнее Антиигрушкой можно назвать сегодня и компьютер, который заполнил умы и сознание наших детей. Каждый современный ребенок знаком с этим «инструментом цивилизации», причем возраст этого знакомства сокращен до минимума. Компьютер заменяет традиционную игрушку не только подростку но и совсем юному человеку, начиная уже с 3-х летного возраста, а то и раньше. При этом взрослые не замечают (точнее стараются не замечать) тех пагубных последствий, к которым приводит это знакомство. Компьютерные игрушки носят преимущественно жестокий, злой и агрессивный характер. Ребенок, играющий в насилие, обязательно однажды реализует проигранную жестокость в жизни, т.к. игрушка является своеобразным звеном между ребенком и предметным миром. Постепенно воспитывая в детях такие качества как нетерпимость, раздражительность и вспыльчивость. Вся информация, которую ребенок черпает с экрана телевизора или монитора компьютера, воспринимается им как реальность и инструкция к жизни, таким образом, происходит трансформация современного мира, создается новая система бесчеловечных ценностей. Рынок компьютерных
«игрушек» насыщен и переполнен дисками, зачастую запрещенными для просмотра несовершеннолетними детьми из-за обилия сцен насилия и жестокости, поэтому взрослым необходимо тщательно контролировать то, во что играет ребенок часы напролет в своей комнате или компьютерном клубе. Исследования последних лет показывают, что наметилась тенденция к «эпидемии» игровой зависимости которая не менее страшна и опасна, чем наркомания или алкоголизм, при этом лекарство от страшного недуга еще не изобретено! Безусловно компьютер необходимый инструмент современного человека. Мы получаем много полезной информации, следим за новостями, имеем возможность поиска нужных вещей, но это все хорошо лишь в меру и в опытных руках. Ребенок должен получать возможность общения с компьютером, но дозировано и под чутким руководством знающего взрослого. И каждый день в магазинах появляются все новые и новые антиигрушки: создания потустороннего мира, жуткие монстры, демоны и другие представители нечистой силы, человеки-пауки, куклы Братц, похожие на девушек с панели, зверо-человеки трансформеры как воплощение зла, и т.д. и т. п.. Читая книгу, напрашивается вывод о том, что сегодня именно от нас зависит, смогут ли эти игрушечные, но вполне серьезные сторонники зла воплотить в жизнь свои «замыслы» или нет, мы или они победят в борьбе за чистую детскую душу, за наше будущее! Но не все так плохо. Есть у нас хорошие, добрые и мудрые игрушки. Однако их сложно встретить на прилавках современных магазинов. Большинство из них изготавливаются вручную или небольшим тиражом на маленьких фабриках, вопреки всему. Зато такая игрушка будет нести в себе позитив, учить состраданию и сорадованию, а не взращивать идею обладания. Будет настоящим другом по игре, будет иметь свою душу, чего нет у многих конвейерных игрушек. Ярким примером можно назвать не так давно появившиеся на прилавках игровых киосков, персонажей из всеми нами любимой передачи «Спокойной ночи, малыши!»: Филя, Степашка, Хрюша и Каркуша. Они учат добру, справедливости, дружбе, учат не обманывать и не предавать, уважать взрослых и многому другому. Для детей постарше продаются наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок и даже храмов. Для девочек можно выбрать наборы для вышивания, вязания, кроя, пошива платьев для своих кукол, для мальчиков- столярные и слесарные инструменты. Они дают детям алгоритм самостоятельности, трудолюбия, заботы о ближних. «Идеальная игра – не столько игра с игрушками, сколько игра воображения» (А.В. Запорожец) – следуя этой формуле, особую ценность для ребенка имеет игрушка «изначальная, первичная и универсальная»: звуковая (погремушки, бубенцы, свистульки… ); двигательная (мяч, волчок, воздушный змей, лодка, машина…); оружие (древние лук и стрелы, меч и щит, солдатики…); орудия труда (ведерко, лопата, грабли…); образная (изображения животных, куклы…); конструктивная (песок, глина, камушки, деревянные бруски…); словесная (прибаутки, песенки, считалки…)Особенную ценность для ребенка любого возраста (от малышей до подростков) представляют групповые игры с игрушками, передающиеся от поколения к поколению, представляющие собой особую детскую субкультуру и формирующие необходимые для жизни качества и ценности, воспитывающие личность: «Лапта», «Горелки», «Жмурки», «Бояре» и многие другие.
Социологический опрос
Мной был проведен опрос среди обучающихся 6 «А», «Б» и «В» классов. В опросе участвовало 70 человек.
Вопросы: 1.Перечислите старинные русские игры, которые вы знаете. 2.Перечислите современные компьютерные игры, в которые вы играете. 3.Перечислите современные подвижные игры, в которые вы играете.
.
4) Практическая часть
Старинные игры, которые знают | Современные компьютерные игры | Современные подвижные игры | |||
Лапта | 23 | GTA | 13 | Футбол | 9 |
Жмурки | 17 | SIMS | 6 | Волейбол | 8 |
Лото | 13 | ANGRY BIRDS | 6 | Выбивала | 8 |
Догонялки | 5 | Ферма | 4 | Догонялки | 8 |
Прятки | 4 | Майн Крафт | 3 | Три греха | 5 |
Всего: 62 чел. | Всего: 32чел. | Сабжо | 4 | ||
Всего: 42 чел. |
5. Какие игры предпочитают в наше время?
Компьютер открывает перед ребенком настоящую игровую вселенную, предлагающую чудеса на любой вкус. Маленький человек с каждой новой игрой получает совершенно новую волнующую реальность, которая совсем не вяжется с будничной действительностью. Пытливый ум ребенка впитывает в себя новые впечатления подобно губке, а его мозг требует все новых и новых красочных зрелищ и захватывающих сюжетов, разворачивающихся на мониторе персонального компьютера.
Каждый раз, побеждая могущественного соперника в этих вымышленных мирах, ребенок ощущает себя ловким, сильным и умным. И эта оценка, подкрепленная реальным и видимым результатом в виде набранных очков или перехода на более высокий игровой уровень, действует сильнее, чем отметка, полученная после зубрежки скучного домашнего задания по математике.
Современная компьютерная игровая индустрия предлагает множество игровых жанров. Очень популярны среди детей всех возрастов приключенческие игры, где герою предстоит путешествие, полное сложных ситуаций и насыщенное самыми разными по своей трудности задачами.
Не менее популярны разного рода «стрелялки». В этих боевиках игровой персонаж может проявить физическую силу и мастерство владения оружием. К сожалению, такие игры, подобно кровавым боевикам, заполнившим экраны телевизоров, нередко насаждают культ силы и жестокости и совершенно не отвечают потребности воспитывать подрастающее поколение в подлинном духе справедливости и уважения к человеческой жизни.
Но не только кровавые сражения привлекают современную молодежь. Очень часто ребенок может в ходе игры получить полезные навыки и знания. Разного рода игровые симуляторы, в которых имитируются автомобильные гонки и действия пилота летательного аппарата, могут привить интерес к технике и стать своеобразной ступенькой к выбору будущей профессии или серьезного спортивного увлечения.
Родителям всегда следует помнить о том, что не всякая игра может быть полезной для их ребенка. Обращайте внимание на то, как долго ваши сын или дочь находятся перед экраном компьютера и во что они играют. Обязательно контролируйте игровые жанры, исключая сюжеты, в которых присутствует насилие и неоправданная жестокость.
Монстры с неописуемым устрашающим обликом, то и дело появляющиеся в играх ваших детей, сразу должны вас насторожить и заставить принять немедленные запретительные меры. В противном случае вы со временем столкнетесь с повышенной раздражительностью, перевозбуждением и даже бессонницей своих детей. Лучше всего, если периодические игры на компьютере будут перемежаться с активными формами отдыха дома и на улице
6.Заключение
Проведя исследование по истории народных игр можно увидеть, что игры были с древних времен, только со временем они усовершенствовались и менялись, в зависимости от местности, времени и народности. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
Поэтому я считаю, что нужно изучать старые всеми забытые игры и знакомить с ними сверстников. Мое исследование показало, что нам уже не так интересны компьютерные игры, как раньше, большее число моих сверстников увлекает старинная игра наших предков. Подвижные игры нашего русского народа куда интереснее для развития и полезны для нашего здоровья. Ведь они основываются на юморе, шутках, соревновательном задоре: движения часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами.
«В игре детей есть часто смысл глубокий.» Иоганн Фридрих Шиллер
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
.
Привередница
Позвольте, я вам помогу
Рисуем тыкву
Две лягушки
Рисуем белые грибы пастелью