У современного человека глаза – едва ли не самый активно работающий орган. При такой нагрузке зрение мало у кого не ухудшается. С какого-то момента Вы вдруг начинаете замечать, что не различаете написанного на доске в школе, или не можете вдеть нитку в иголку, глядя на ночное небо, не обнаруживаете там многих звезд. Вы не задумываетесь, почему видите окружающие предметы не так отчетливо, как раньше, почему падает зрение. Безусловно, Вам известно, что непрерывный просмотр телепередач, долгая работа за компьютером, чтение в трясущемся транспорте и при плохом освещении вредны для глаз. Однако с упрямством отгоняете от себя подобную мысль. Около 50% людей в нашей стране страдает заболеванием глаз. Пятая часть российских школьников страдает близорукостью. Каким детям грозит эта болезнь? И как ее избежать?
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie-_eto_tsennost.doc | 518 КБ |
« Зрение – это ценность»
Содержание
Введение.
Актуальность. У современного человека глаза – едва ли не самый активно работающий орган. При такой нагрузке зрение мало у кого не ухудшается. С какого-то момента Вы вдруг начинаете замечать, что не различаете написанного на доске в школе, или не можете вдеть нитку в иголку, глядя на ночное небо, не обнаруживаете там многих звезд. Вы не задумываетесь, почему видите окружающие предметы не так отчетливо, как раньше, почему падает зрение. Безусловно, Вам известно, что непрерывный просмотр телепередач, долгая работа за компьютером, чтение в трясущемся транспорте и при плохом освещении вредны для глаз. Однако с упрямством отгоняете от себя подобную мысль. Около 50% людей в нашей стране страдает заболеванием глаз. Пятая часть российских школьников страдает близорукостью. Каким детям грозит эта болезнь? И как ее избежать? Зрение всегда и везде сопутствует нам. Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы следим за своим зрением и думаем ли мы о последствиях, если все-таки зрение ухудшилось. Без зрения не обходится ни один человек, людям, у которых плохое зрение, им очень тяжело приходится в жизни. Тем, кому не повезло со зрением, всю жизнь его лечат, выравнивают, поддаются хирургическому вмешательству и даже не один раз. Сколько людей трудится над поправкой зрения в различных больницах, но им это не всегда удается. Зрение – действительно нужно беречь.
Цель: Расширить знания о значении зрения для человека и профилактике близорукости.
Задачи:
к сохранению своего зрение.
Основная часть
«Зрение – это бесценный дар,
преподнесенный человеку самой природой»
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видит днем и неплохо в сумерках. И это не случайно. Еще первобытным людям нужно было быть зоркими на охоте, а в сумерки в пещере при свете костра готовить пищу, изготовлять одежду и оружие. Шли тысячелетия. Изменялся человек. Изменялись и глаза его. Они приспосабливались к рассмотрению далеких и близких предметов, к зрению днем и ночью. Не случайно Ф. Энгельс писал о том, что орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.
Некоторые ученые говорят, что 70% всей информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью органа зрения; другие ученые называют даже большую цифру - 90%.
А.М. Горькому во время болезни пришлось несколько дней пробыть с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так: « Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение - это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».
В освоении космоса органу зрения принадлежит особая роль. Космонавт А. Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган чувств, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственных отношений за пределами Земли.
Мы задали себе вопрос: Почему наши зрачки увеличиваются? И когда мы очень долго это искали, мы нашли нужный нам ответ.
В центре глаза есть отверстие. Оно называется зрачком. В зависимости от того, много или мало света попадает в глаза, зрачки могут сужаться и расширяться. Чем меньше света, тем зрачок шире. И наоборот. После зрачка свет проходит через хрусталик и фокусируется на задней поверхности глазного яблока. Там находится сетчатка. Её светочувствительные элементы реагируют на падающий свет и посылают послание в виде электрических импульсов в головной мозг. Именно там находится фотолаборатория, где воссоздаётся картина, которую мы видим.
Человеческий глаз похож на фотокамеру. Сейчас есть такие камеры, которые изображение фокусируют автоматически. Попадая в глаз, свет проходит через зрачок, затем через фокусирующий хрусталик и оказывается на сетчатке в виде перевернутого изображения. В сетчатке глаза есть особые нервные окончания, которые реагируют на свет. Они- то и посылают по зрительному нерву в головной мозг описание того, что мы видим. Если хрусталик фокусирует изображение не правильно, то и картину увидим не четкой. Хорошо подобранные очки или контактные линзы позволяют устранить такой дефект
Мы заметили, что у человека всегда глаза полны слез, а ведь и вправду наши слезы очень полезны для глаз, они выполняют различные функции и в том числе предохраняют глаза от микробов, нам стало это интересно и мы решили выяснить, от чего же это?
У края глаза - в уголке, обращенном к носу, - есть переливная трубочка. своим верхним и нижним концом она соединяет глаз с носовой полостью. Лишние слезы капают в эти трубочки (у каждого глаза-своя трубочка)и, скатываясь по ним, могут попасть в нос.
У человека есть слезные железы. Они вырабатывают слезы. Как каждая такая железа располагается над глазным яблоком ближе к важнейшему углу глаза. Слезы важны для глаза, потому что не только увлажняют глазное яблоко, но и дают нужное питание роговицы. Так называется защитная пленка, которая снаружи покрывает весь глаз. Если слез вырабатывается слишком много, то лишние проходят по слезным канальцам, в слезные мешочки, находящиеся уже возле носа. А оттуда - дальше вниз, в проток который соединяет глаз со своей половинкой нос
Нарушения зрения - одна из категорий отклонений в развитии. Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальных средствах, методах и программах обучения. В первые десять лет жизни зрительные функции очень пластичны.
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого особенно детского, организма. Однако в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья у детей школьного возраста. Результаты массовых обследований школьников выявили, что наиболее распространенными являются заболевания опорно-двигательного аппарата(35%), глаз(12%), нервной системы(11%).
Гимнастика для глаз, активный отдых на переменах - все это способствует не только сохранению здоровья, но и вызывает у учащихся положительные эмоции, которые облегчают усвоение материала, что в свою очередь, уменьшает утомление.
Известно, что особую тревогу сегодня вызывает ухудшение зрения школьников. По данным ученых от 70% до 90% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранения его полноценной функции на будущее.
Близорукость
Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей - близорукость, которая может появиться в дошкольном возрасте, но чаще- в период обучения в школе. По мере перехода их класса в класс число близоруких детей растет, а степень близорукости увеличивается. Различают три степени близорукости слабая, средняя и высокая. При слабой степени близорукости зрение вдаль понижено, а близкие предметы видны четко. При близорукости средней степени зрение вдаль очень снижено, близкие предметы видны четко только при значительном приближении их к глазам. У людей с высокой степенью близорукости резко понижено зрение как вдаль, так и на близкое расстояние. В этих случаях могут наблюдаться различные осложнения, ведущие к стойкому снижению остроты зрения.
Близорукость особенно распространена среди людей, которым приходиться по роду своей работы длительное время напрягать зрение, рассматривать мелкие предметы, низко наклоняясь над столом (наборщики типографий, корректоры, чертёжники и др.).
Дело не только в перенапряжении глазных мышц. Некоторые исследователи считают, что при низко склонённой голове усиливается приток крови к глазному яблоку. Переполненное кровью оно увеличивается в размерах, и тогда изображение становится нечётким.
В некоторых семьях дедушки, бабушки, их дети и внуки страдают близорукостью. Значит ли, что близорукость передаётся по наследству? Всякие меры борьбы с ней бесполезны?
Исследования генетиков показали, что наследование близорукости происходит чаще всего по принципу так называемой нормореакции. Это значит, что если ребёнок, имеющий предрасположенность к близорукости, попадает в неблагоприятные условия, то у него близорукость разовьётся быстрее, чем у того который такой предрасположенности не имеет.
Причины близорукости
Как правило, дети с не выявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.
Причин ухудшения зрения у детей много. Одна из основных причин - слишком большие нагрузки на органы зрения. В 6-7 лет, когда детский глаз еще не "созрел", эти нагрузки часто оказываются для него непосильными. Судите сами - когда-то учили читать в первом классе, а сейчас - в детском саду. Когда-то дети все свободное время пропадали во дворе, сейчас не отрываются от телевизора или компьютера, увлекаются видеоиграми. Не меньше устают глазки и от «сидячих» увлечений – лепки, рисования, чтения, настольных игр и тому подобное. Дети мало двигаются, а значит, у них нарушается осанка и застаивается в организме кровь. Ухудшение зрения в детском возрасте напрямую связано с проблемами позвоночника, так как снижается полноценное кровоснабжение мозга. А школа еще больше прибавляет малоподвижных занятий, не все из которых нравятся малышам. Щуря и напрягая глазки, ребенок усиливает нагрузку на них, быстро теряет интерес и устает.
Еще одна причина - неправильное питание детей, причем даже в обеспеченных семьях. Мамы нередко жалуются: ребенок творог не ест, морковку не любит, а от яиц у него диатез. В итоге детский организм не получает всех жизненно важных макро- и микроэлементов и витаминов, необходимых для нормального зрения.
Свою роль играет и генетическая предрасположенность. Если хотя бы один из родителей страдает близорукостью, у ребенка появляется шанс ее унаследовать.
Следующая причина – это неблагоприятные условия. Во-первых, обстановка, в которой происходит зрительная работа: недостаточное освещение, согнутая рабочая поза, частая смена расстояния от глаз до рабочей поверхности книги и т.п. Во-вторых, неполноценное питание и отрицательное влияние географической среды, а они часто взаимосвязаны. Установлено, что на Севере, где организм меньше получает ультрафиолетовых лучей, а пища беднее витаминами, близорукость более распространена, чем в южных районах. В-третьих, длительные болезни, особенно инфекционные, вызывают ослабление всего организма и в частности, расстройство зрения.
Средство исправления. Попытки улучшить зрение при близорукости предпринимались уже давно. Первыми пытались исправить близорукость оружейники. Они изготавливали для близоруких рыцарей шлемы с узкой горизонтальной щелью на уровне глаз.
В 1518 году великий итальянский художник Рафаэль написал портрет папы Льва Х. Римский папа был близорук, поэтому художник изобразил его держащим очки с отрицательными линзами.
Однако врачи почти пятьсот лет негативно относились к очкам. Вначале запрещали ими пользоваться, а потом вообще перестали о них упоминать. И всё же очки изготовляли, но подбирали их не врачи, а торговцы. Подбор очков был весьма приблизительным. Сейчас медицинская наука владеет специальными методами для того, чтобы установить, почему зрение ухудшилось, каков характер его ухудшения, нет ли каких-либо дефектов, сопутствующих близорукости. При помощи сложного оборудования врач исследует глаза, по таблице определяет остроту зрения и тогда решает, нужны ли очки.
Мы приготовили для вас небольшую гимнастику для глаз, которая поможет сохранить ваше зрение и снять с глаз напряжение и усталость.
Упражнения для снятия напряжения и усталости
1.Зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть на такое же время, повторить6-8 раз.
2.Быстро моргать в течение 1-2 минут.
3.Смотреть перед собой 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик карандаша на расстоянии вытянутой руки, снова посмотреть перед собой, повторить 10-12 раз.
Упражнения для тренировки наружных мышц глаз
1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна) .
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15— 30 с.
Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).
Упражнения «метка на стекле»
Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.
Эти упражнения направлены на укрепление мышц век, улучшение кровообращения и расслабление мышц самого глаза.
Мы провели небольшое исследование и увидели, что будет, если развести ладони, мы увидели небольшую иллюзию, сделанную своими руками, а как мы ее сделали, мы вам расскажем.
Поставьте свои ладони прямо перед глазами.
2.Откройте глаза и глядя точно вперёд, медленно разводите ладони в стороны.
3. Обратите внимания, как далеко вам надо раздвинуть ладони, пока вы будете их видеть.
4. Теперь проделайте то же самое, честно закрыв один глаз– любой. И тогда вы с удивлением заметите, что ладонь со стороны закрытого глаза «пропадает», то есть исчезнет из вашего поля зрения намного раньше, чем другая ладонь-та, что находится со стороны открытого глаза.
Если вы хотите сохранить свое зрение, то смотрите в оба глаза, так ваше зрение не будет падать, не щурьтесь!!!
Список используемой литературы.
1.Коростелев Н.Б. «От А до Я» ( Научно-популярная медицинская литература. Детям о здоровье.)
2.Зиндяева Т.Н. «Профилактика близорукости у младших школьников»
3.Леонова Л.А., Макарова Л.В. «Компьютер и здоровье ребенка» .Москва.2003.
4.Клюкин Л. «Наше тело. Моя первая энциклопедия. » Издательство « Кристина и К» 1994
7. http://www.excimerclinic.ru/
Подарок
Цветение вишни в лунную ночь
Разлука
Усатый нянь
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"