Контрольная работа учащейся"Отмена крепостного права" выполнена после изучения темы.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_kontrolnaya.docx | 36.38 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е.Кулакова»
с.Приуральское
Контрольная работа на тему
«Отмена крепостного права»
Автор: Артеева Карина, обучающаяся 8 класса
Учитель истории и обществознания - Степаненко Татьяна Леонидовна
2014 г.
«Отмена крепостного права»
План.
Введение.
2.1 Полное правовое освобождение крестьян от крепостной зависимости и получение ими гражданских прав свободных сельских обывателей.
2.2 Право крестьян на выкуп усадебной оседлости и надельной земли у помещика.
Заключение.
Цели:
1.знакомство с реформой отмены крепостного права
2.выяснение основных положений
3.развитие навыков работы с документами
Крестьянский вопрос в XIX веке стал центральной темой обсуждения всех слоев общества в то время. В первой половине XIX в. сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Почти все понимали необходимость освобождения людей из-под практически неограниченной власти помещика, так как из-за существования этой системы страдали все сферы жизни общества.
Главные причины отмены крепостного права:
1. Нерентабельность помещичьего землевладения, низкая производительность крепостного труда. Крепостничество перестало приносить такой же толк государству, как раньше. К тому же, оно приносило даже убытки. Дело в том, что поместья приносили все меньше денег владельцу, некоторые были убыточными. Поэтому государству приходилось поддерживать финансами разоряющихся дворян. (им приходилось помогать, так как помещики предоставляли государству людей для службы)
2. Крепостное право мешало индустриальной модернизации России. Крепостничество не давало складываться рынку свободной рабочей силы, развиваться внутренней торговле (так как покупательская способность населения была очень мала). В итоге, предприятиям было незачем модернизировать оборудование, и страна отставала от других по уровню оснащенности заводов и мануфактур.
3. Поражение в Крымской войне. Поражение в Крымской войне также доказывало несостоятельность крепостной системы. Страна не смогла оказать достойный отпор противнику главным образом из-за ситуации в стране: финансовые трудности, отсталость страны во всех отраслях. После поражения в Крымской войне над Россией нависла угроза потери ее влияния на мировой арене.
4. Учащенные волнения крестьян. Крестьяне были недовольны произволом помещиков (увеличением барщины, оброка) и дополнительным набором в рекруты среди крепостных. Их недовольство выливалось в активные и пассивные сопротивления. Под первым стоит подразумевать открытые восстания ( В I четверти XIX в.- 651 крестьянское волнение, II четверть-1089 крестьянских волнений) . Пассивное же сопротивление выражалась в том, что крестьяне работали менее качественно: без старания выполняли обязанности на барщине, иногда даже отказывались платить оброк. С этой проблемой было невозможно справиться в сложившихся условиях, так данное явление охватывало огромное количество крестьян.
По образному выражению историка В.О. Ключевского, « Севастополь ударил по застоявшимся умам», значительно расширил число сторонников перемен. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, - писал либеральный деятель К.Д. Кавелин историку С.М. Соловьёву в начале 1956 г., об этом говорят громко, об нём думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них корчь и нервических припадков»
О причинах падения крепостного права в России и о работе над проектом крестьянской реформы пишет в книге «Падение крепостного права в России» профессор И. Иванюков: «Без сомнения, никакая реформа в государстве не произвела такого переворота в быте народном, как крестьянская реформа в России».
Итак, отмена крепостного права была неизбежна, оставалось лишь решить вопросы, как именно освобождать крестьян: за выкуп или нет; наделять ли крестьян землёй при освобождении; кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли. Над этим и работали учреждения: Государственный Совет, Секретный комитет (с 1858 г.), Главный комитет по крестьянскому делу, Редакционные комиссии (председатель Я.И. Ростовцев). В губерниях были созданы комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права.
Подготовка крестьянской реформы
Верховная власть была вынуждена идти по пути решения назревших общественных проблем и принимать законы, которые подтачивали устои крепостного права. Начало положил император Павел I указом 1797 г. о трёхдневной барщине. Затем, в 1803 г., последовал указ Александра I о «вольных хлебопашцах», а в 1842 г. – закон Николая I об «обязанных» крестьянах. Россия имела опыт отмены крепостного права в трёх прибалтийских губерниях. Эти законы хотя и не имели практических последствий для всей страны, всё же оказывали значительное воздействие на общество, утверждая в нём мысль, «что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным»
В феврале 1855 г. на престол вступил Александр II. Его воцарение знаменовало перелом в настроении правительственных кругов и общественности. Необходимость преобразований в России была очевидной.
Поэтому первостепенной задачей было решение этого вопроса. Молодой царь был поставлен перед дилеммой: государственные интересы или интересы дворянства как опоры трона, император встал на сторону интересов державы.
С первых дней царствования Александр II стал получать немало проектов, писем и записок, которые содержали призывы к проведению реформ. Главным мотивом всех обращений было настоятельное указание на необходимость скорейшей отмены крепостного права. Сознавая глубину кризиса, в котором оказалась Россия, император предвидел сопротивление поместного дворянства, для которого разрушение крепостной системы означало потерю преобладающего влияния в политической и экономической жизни. Он говорил: «Мы не должны от себя скрывать, что Россия входит в новую, еще небывалую эру, и потому на будущее преступно было бы правительству смотреть, так сказать, сложа руки». Первое официальное заявление о желании правительства приступить к подготовке крестьянского освобождения, было сделано Александром II в речи, произнесенной 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства.
Сознавая глубину кризиса, в котором оказалась Россия, император предвидел сопротивление поместного дворянства, для которого разрушение крепостной системы означало потерю преобладающего влияния в политической и экономической жизни. Он говорил: «Мы не должны от себя скрывать, что Россия входит в новую, еще небывалую эру, и потому на будущее преступно было бы правительству смотреть, так сказать, сложа руки» Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М.,1968.
Непосредственная подготовка отмены крепостного права начинается с января 1857 года, когда был создан Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Началось изучение обширного материала по устройству помещичьих крестьян, только что собранного Министерством внутренних дел и теперь вытребованных в комитет. Были приняты к сведению и рукописные проекты, из которых особенно большим вниманием общества пользовались записки К.Д. Кавелина, Ю.Ф. Самарина, А.И. Кошелева, давно уже занимавшихся разработкой крестьянского вопроса. Всего набралось около ста документов. 14 и 17 августа в Комитете обсуждали поставленный Александром II вопрос, как приступить к реформе. Руководствуясь тем, что к освобождению крестьян, возможно, приступить «не вдруг, а постепенно». Комитет полагал всю подготовку реформы подразделить на три периода. Первый период, по мнению Комитета, должен быть приготовительный. В продолжении его правительство должно всячески смягчить и облегчить крепостное состояние, открыть помещикам все способы увольнять крестьян по взаимным с ними соглашениям и собрать все вообще материалы, сведения и данные, необходимые для постановления тех мер, которые впоследствии должны быть приняты к освобождению крепостного сословия. Второй период должен быть переходный. «В продолжение его правительство должно принять меры к освобождению крепостного сословия, но освобождение уже не по взаимному уже соглашению помещиков и крестьян, а обязательному, только не вдруг, а постепенно, «шаг за шагом». В этот период крестьяне должны постепенно приобретать личные права людей свободного сословия, оставаясь более или менее крепкими земле. Наконец, третий или последний период должен быть окончательный, когда крестьяне, получив права личные, будут поставлены в отношениях к помещикам как люди совершенно свободные». 18 августа 1857 г. план реформы, разработанный Секретным комитетом, был утверждён царём. Проведение кардинальной реформы требовало большей гласности, и Секретный комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своих делах на губернские комитеты.
В течение года в Европейской России было создано 46 губернских комитетов по крестьянскому делу. Материалы губернских комитетов выявили три основные позиции, занятые дворянством по вопросу об освобождении крестьян: приверженцы первой позиции вовсе возражали против освобождения, предлагая лишь меры улучшения положения крестьян (проект Московского губернского комитета); сторонники второй допускали освобождение крестьян, но без земли (проект Петербургского комитета); отстаивающие, третью позицию декларировали право освобождение крестьян с землей (Тверской комитет). Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 г. Основные положения крестьянской реформы Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта, «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» Александр подписал 19 февраля 1861 г. "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" постановляло: "Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда" и им предоставляются "права свободных сельских обывателей" безо всякого выкупа в пользу помещиков. Государственная власть не видела в этом никакого нарушения прав помещиков. В своей речи Государственному совету император Александр II указывал на то, что крепостное право в России имело государственный характер: "Право это установлено самодержавной властью, и только самодержавная власть может уничтожить его". В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой. По закону крестьяне получили право выкупить у помещиков свои усадьбы и, сверх того, могли по соглашению с помещиками приобрести у них в собственность полевые наделы. Пока крестьяне пользовались наделами, не выкупив их, они находились в зависимости от помещиков и назывались временно-обязанными крестьянами. Когда же выкуп был произведен, крестьяне получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. Выкуп производился по заключении соответствующих договоров ("уставных грамот"), при этом казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами "выкупных платежей" (в размере 6 % с выкупной ссуды). Крестьянские надельные земли не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских "дворов" (семейств). Они передавались во владение крестьянским обществам, в которые соединялись по месту жительства вышедшие из крепостной зависимости крестьяне. Общества "уравнительно" распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и все подати (государственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща, миром, который был связан "круговою порукою", т.е. коллективной ответственностью, и потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных членов. Поэтому каждый крестьянин был "приписан" к своему обществу и без согласия "мира" не мог из него выйти.
Органом крестьянского мира был сельский сход, в котором участвовали все
крестьяне-домохозяева и который в своих внутренних делах имел широкую
компетенцию. Сельский сход выбирал сельского старосту, а также уполномочен-ных (по одному от каждых 10 дворов), которые образовывали волостной сход, выбиравший волостного старшину, и состав волостного суда – от 4 до 12 судей, из коих не менее трех должны были присутствовать в судебных заседаниях.
Одним из самых трудных и сложных вопросов в деле крестьянской реформы было
определение размеров крестьянского полевого надела. Земледелие не везде было
главным занятием крестьян. Только в южном черноземном районе крестьяне
усиленно пахали и на себя, и на помещиков, отбывая на барском поле тяжелую
"барщину". В центральных же областях, где земледелие не было прибыльно,
крестьяне чаще "ходили на оброке", т.е. занимались промыслами на стороне и
вместо барщинного труда платили ежегодно помещикам условленную сумму – оброк.
На юге помещику было выгодно отпустить крестьян на волю без земли, а землю
удержать за собой, потому что именно земля там и представляла главную
ценность. На севере же помещикам была невыгодна потеря крестьянского оброка,
а не земли. Поэтому одни помещики старались по возможности уменьшить
крестьянские земельные наделы, а другие были к этому равнодушны.
С другой стороны, в южных губерниях пахотной земли было много, и поэтому
крестьяне пользовались землей без стеснения. В центре же государства при
большом росте населения сильно чувствовалось малоземелье.
Под влиянием столь разнообразных местных условий и приходилось определять
размеры крестьянского полевого надела особо для каждой "полосы" государства
(нечерноземной, черноземной и степной) и для отдельных губерний и даже
уездов. Размеры наделов определялись от 1 до 12 десятин на "душу", т.е. на
лицо, записанное в крестьянах за помещиком по ревизии. Средний размер
"душевого" надела помещичьих крестьян составлял 3,3 десятины. В общем, во
владение крестьян поступили те земли, которые они обрабатывали при крепостном
праве, и лишь в некоторых (многоземельных) губерниях крестьянские наделы были
несколько уменьшены (так называемые "отрезки").
Дворовые люди, находившиеся в личном услужении помещикам и не пахавшие земли, освобождались без земельного надела, и по прошествии двух лет временно-
обязанного состояния под властью помещиков могли приписаться к какому-нибудь
сельскому или городскому обществу.
В 1863 г. основные положения крестьянской реформы были распространены на
"удельных крестьян", а в 1866 г. – на крестьян государственных, составлявших
около 10 млн. душ мужского пола, т.е. около половины всего крестьянского
населения России. Последние должны были вносить выкупные платежи за свои
земельные наделы в казну.
Земельное обеспечение удельных и государственных крестьян было значительно
лучше, чем у бывших помещичьих крестьян: средний размер надела на душу
мужского пола составлял у крестьян удельных 4,8 десятины, у государственных –
около 6 десятин.
Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиками и их крестьянами как о размерах надела, так и о всяких обязательных отношениях крестьян к их бывшим господам. Это соглашение надлежало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года со дня освобождения.
Конечно, нельзя было надеяться, что помещики и крестьяне сами сумеют достичь
мирного и справедливого конца своих отношений. Поэтому для разбора могущих
возникнуть недоразумений, споров и жалоб была учреждена должность мировых
посредников, избираемых из местных дворян. Общее руководство делом крестьянской реформы по губерниям было возложено на губернские по крестьянским делам присутствия. Эти присутствия действовали под председательством губернатора и состояли из важнейших чинов губернии и представителей местного дворянства.
Так было совершено великое дело отмены крепостного права.
Последствия реформы.
Опубликование "положений" о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. "Колокол" Герцена в статьях Огарева провозгласил, что крепостное право в действительности вовсе не отменено и что"народ царем обманут".
С другой стороны, сами крестьяне ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием "временнообязанных".
Что касается процесса изменения социально-экономической структуры деревни, то
сами крестьяне назвали его «раскрестьяниванием». Эволюция крестьянского хозяйства в пореформенный период представляла собой относительное обнищание крестьянства, его поляризацию, выделение из среды крестьянства новых классов- сельской буржуазии и сельского пролетариата.
Беднейшие и середняцкие хозяйства не имели возможности приобретать новые
сельскохозяйственные орудия, осуществлять какие-либо агротехнические мероприятия. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась соха (еще в1910 году в России сохи составляли 43 % всех орудий пахоты).В конце 80-х - начале 90-х годов сельской буржуазии принадлежало в различных
губерниях России от 34 до 50 % всей крестьянской земли - надельной, купчей,
арендной - и от 38 до 62 % рабочего скота, а сельской бедноте (около 50 %
всех крестьянских дворов) - лишь от 18 до 32 % земли и от 10 до 30 % рабочего
скота. Промежуточным звеном были середняки, на долю которых приходилось около 30 % крестьянских дворов.
Значение реформы. Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистической страны: сформировались новые социальные слои населения - пролетариат и промышленная буржуазия. Изменилось и крестьянство. Велико было нравственное значение крестьянской реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству — такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин находит в нем надежную защиту.
Заключение. Отмена крепостного права и проведение реформ в суде, образовании, печати, в области финансов, военном деле, проведение ряда правительственных мер для индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав.
Надо помнить исторические заслуги тех, кто разрабатывал реформу, кто боролся за ее проведение — Н.А.Милютина, К. Ф. Самарина, Я. И. Ростовцева, великого князя Константина Николаевича, К. Д. Кавелина, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др. И, наконец, неоспоримо велики заслуги императора Александра II в деле освобождения крестьян. На мой взгляд, отмена крепостного права была необходима и она воплотилась в жизнь.
Используемая литература:
1.Вестник Европы. - №2.
2.Иванюков И. Падение крепостного права в России. - М.-СПб.,1882.
3.Семёнов Н.П. Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу. В 3-х т. - СПб.,1889 4.Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. - СПб.,1907.
5.Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905.
6. Энгельман Н. История крепостного права в России. - М.,1900.
7. Вишняков Е.И. Начало законодательных работ//Великая реформа.
8.Сборник «Крепостное право в России и реформа 19 февраля» М.,1911
Лавовая лампа
Весенняя сказка
Финист - Ясный сокол
Спасибо тебе, дедушка!
Загадка старого пирата или водолазный колокол