в данное работе проведено исследование о правописании предлогов со словами.
Вложение | Размер |
---|---|
правописание предлогов со словами | 47.5 КБ |
правильное питание | 1.42 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№11»
х.Красночервонного
Новоалександровского района
Ставропольского края
Исследовательская работа
«Правописание предлогов»
Выполнила: ученица 4 «Б» класса
Горобец Валерия
Руководитель: учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Смоленская Валентина Александровна
Содержание.
1. Введение.
2. Роль предлога в предложении.
3. Почему предлоги пишутся отдельно от других слов?
4. Исследовательская работа по теме «Правописание предлогов».
5. Заключение.
6. Литература.
Введение.
Слова, слова, слова…
А что мы знаем о слове? Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие – действия, третьи – признаки. Есть и такие слова, которые ничего не обозначают, они помогают словам связываться друг с другом в предложении. Они называются служебными, не обладают ни лексическим, ни грамматическим значением. Это как бы слова – сопроводители, грамматические помощники знаменательных слов.
Таким образом, нами сформулирована тема исследования: «Правописание предлогов»
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
Должна я твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
Что значит – «за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы - за порог
И мчаться по дороге!...
По этому встала такая проблема исследования:
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
В связи с проблемой нами поставлена цель: определение роли предлога в предложении.
Объект исследования: уроки русского языка.
Предмет исследования: роль предлога в предложении.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения предлогов.
2. Определить роль предлога в предложении.
3. Изучить литературу и сделать выводы по теме исследования.
На основе выше сказанного выдвинута гипотеза исследования: если знать правила написания предлогов с другими частями речи, то можно грамотно писать.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдения, интервью.
1. Из истории слова.
Длинная история у нашего коротенького предлога.
С греческого языка когда-то было переведено слово protesis. Предлог [про-] там – приставка, означающая перед, пред, а [ тезис ] имело по-гречески много значений, среди которых было и «предложение», «укладывание».
Теперь мы можем ясно видеть, что пред-лог есть как бы буквальный перевод, так сказать «пере-ложение» на славянский язык греческого [протэзиса].
Надо сказать, что греческое [протэзис] было в свое время усвоено римскими грамматиками. Тут оно превратилось в латинское preposition, состоящее опять-таки из [прэ] – «перед» и [позицио] – «положение».
В нашей современной грамматике термин «предлог», пожалуй, является переводом именно латинского перевода. А возможно, посредником между латынью и нами мог оказаться и ее потомок – французский язык: в нем предлог звучит, как proeposition.
Предлог имеет и иносказительное значение – искусственно созданный повод, причина. Например, «она ищет любой предлог, чтобы не поехать на дачу».
2. Роль предлога в предложении.
Конечно, имена существительные, числительные и местоимения – вполне самостоятельные части речи и сами могут вступать в отношения с другими слова. Однако без предлогов не уедешь далеко. Как без них обозначить отношение к месту (уехать в город), совместимости (делить друг с другом), приблизительной меры (пройти с километр), цели (израсходовать на починку), причины (пропустить из-за болезни) и другие сложные отношения? Именам, конечно же, хотелось, чтобы их отношения с другими словами были еще шире и разнообразнее, и они согласились использовать предлоги в качестве своих помощников. Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, так много приобрели значений, что им уже тяжело с такой ношей. Например, предлогу на приходится нести 33 значения и 33 оттенка, предлогу с – 31 значение и 16 оттенков, а молодой производный предлог вдоль имеет всего одно значение. Вот почему предлоги на и с сгибаются под тяжестью значений, а предлог вдоль идет налегке. Не обременены значениями и предлоги вследствие, в отношении, в целях, по линии и другие.
Таким образом, не только окончания, но и предлоги помогают выполнять работу в предложении словам, называющим предметы. Они служат для присоединения имен существительных, местоимений к другим словам.
По происхождению предлог – это калька с греческого и буквально означает «перед словом». Всего насчитывается около двух сот предлогов. Они занимают четвертое место по частотности употребления. Предлоги – это служебные частицы речи, это «словечки отношений».
Хорошее значение соотношений между предлогами и падежами поможет овладеть преложно-падежными конструкциями русского языка.
3. Почему предлоги пишутся отдельно от других слов?
Существует такая сказка «Ссора предлогов со всеми словами».
«Ссора предлогов со всеми словами».
Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-либо задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, чтобы между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отделились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.
4. Исследовательская работа по теме «Правописание предлогов»
Нами был проведен опрос по данной теме. В нем приняли участие директор школы, завуч, методист, учителя русского языка и литературы старшей школы, учителя начальной школы, ученица 10 класса, учащиеся начальной школы.
Всем участникам были заданы следующие вопросы:
На первый вопрос все участники дали ответ: конечно, предлоги как часть речи в русском языке необходимы, они служат помощниками в предложении.
На второй вопрос директор школы Татьяна Борисовна Лыскина дала такой ответ: «Предлоги – служебные части речи, уточняют грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлога вообще не употребляется», а вот учитель начальных классов Воронина Наталья Николаевна предложила такой способ: если между предлогом и словом можно поставить другое слово, то пиши предлог отдельно. Методист школы Светлана Сергеевна Кречетова подметила такую особенность: «Предлог – это маленькое слово, оно может состоять из одной или двух букв. Такие предлоги наиболее часто встречаются на уроках русского языка в начальной школе, а с наиболее сложными предлогами учащиеся знакомятся в старших классах». Лариса Анатольевна Кулагина – завуч школы посоветовала: «Предлоги не следует смешивать с приставками. Предлог никогда не пишется перед глаголом».
Для учащихся 4 класса были предложены следующие задания.
- название какого дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на)
- из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (к-от)
- из каких четырех предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (на-с-о-с)
2. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
Вышел … дому, сошел … крыльца, пошел … дорожке, зашел … двор, подошел … воротам, отошел … газетному киоску, дошел … киоска, вошел … трамвай.
Таким образом, мы пришли к выводу, что предлоги в русском языке необходимы и играют большую роль в предложении.
Заключение.
Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А речь состоит из частей речи. Каждая часть речи очень важна и имеет определенное значение, не зависимо от того самостоятельная она или служебная.
Пришли мы к выводу. Итак,
Мы можем сделать вед и так:
Мы выучим предлоги, зато
Нас и похвалят все за то.
Литература.
Этот древний-древний-древний мир!
Муравьиная кухня
Воздух - музыкант
За чашкой чая
Попробуем на вкус солёность моря?