Рассмотрим архаические формы, а примером будут служить отрывки из произведений А.С. Пушкина.
Творчество А.С. Пушкина представляет интерес не только с этической и эстетической точек зрения, но и с точки зрения истории русского литературного языка. В его творчестве были выработаны и закреплены общенациональные нормы русского литературного языка.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.rar | 68.05 КБ |
ЗАЯВКА
1. | Фамилия, имя, отчество участника | Демочко Ксения Александровна |
2. | Место учебы (место нахождения) | МОБУ «СОШ с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района Приморского края |
3. | Тема доклада | Архаизмы в творчестве А. С. Пушкина |
4. | Контактный телефон / e-mail | 89020686730 honey.ksenka@indox.ru |
5. | Фамилия, имя, отчество научного руководителя | Горбачева Анна Александровна |
6. | Должность научного руководителя | Учитель русского языка и литературы |
7. | Контактный телефон / e-mail научного руководителя | 89020554609 anya.gorbachewa2011@yandex.ru |
Тезисы:
1. Язык – функционирующая система, неразрывно связанная со всеми сторонами общественной жизни. Поэтому особенности функционирования языка не могут не получить отражения в объёме и характере его словарного состава.
2. В каждый период развития в языке функционируют слова, принадлежащие к активному словарному запасу, постоянно используемые в речи, и слова, вышедшие из повседневного употребления и поэтому получившие архаическую окраску.
3. Причины архаизации лексики различны: они могут носить внеязыковой (экстралингвистический) характер, если отказ от употребления слова связан с социальными преобразованиями в жизни общества, но могут быть обусловлены и лингвистическими законами.
4. В зависимости от того, какой аспект слова устарел, выделяют разные типа архаизмов.
5. Грамматические аномалии языка - это всегда «осколки» каких-то былых закономерностей его системы.
6. Выявление в современном литературном языке тех или иных факторов, отражающих его прежние, исчезнувшие грамматические формы, предполагает привлечение разнородного по своему характеру материала.
7. Разрабатывая новую концепцию развития русского литературного языка, в качестве его главнейшего источника А.С. Пушкин признавал «живую русскую речь». В качестве стилистических средств архаизмы и церковнославянизмы стали употребляться в начале XIX века именно в произведениях А.С. Пушкина.
8. Использование «грамматических архаизмов» в художественной литературе может иметь различную стилистическую функцию.
9. Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем, определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образцом художественного слова для современного читателя.
10. Не отказываясь совсем от культурного наследия церковнославянского языка, от скрытых в нем возможностей поэтического выражения и экспрессивного воздействия, Пушкин постепенно освобождает литературный язык от груза излишних и потерявших выразительность церковнославянизмов.
11. Продолжая по разным направлениям разрабатывать «неистощимый рудник языка славянского», Пушкин, однако, освобождал русский литературный язык от оков архаической церковной идеологии.
12. «Пушкин не создавал никакого «нового» языка, он не придумывал новых слов, форм и т.п., вообще совершенно не занимался словотворчеством, но он резко изменил традиционное отношение к словам и формам и потому создал новые формы словоупотребления. Пушкин заботился о языке не просто как о языке, но как об органе литературы, обладающей определенными свойствами и находящейся в процессе определенного развития».
13. Изучение архаизмов и церковнославянизмов в творчестве А.С. Пушкина показывает, что как стилистическое средство, используемое в русской литературе, они возникли в начале XIX века именно в его произведениях и на протяжении развития литературы XIX-XX столетий переросли в довольно-таки мощный способ стилистической окраски произведений художественной литературы.
Пчёлки на разведках
Будьте как солнце!
За еду птицы готовы собирать мусор
Рисуем зимние домики
Для чего нужна астрономия?