Исследовательская работа "Интернетизация школ. Влияние интернета на образование школьников"
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_budushchee._zhambaltarova.doc | 85.5 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Кяхтинское районное управление народного образования
Школьная научно-практическая конференция « Шаг в будущее»
МОУ « Кяхтинская СОШ № 3»
Интернетизация школ.
Влияние интернета на образование школьников.
(на примере СОШ г. Кяхта)
Автор: ученица 9 «А» класса
Жамбалтарова Лена
Научный руководитель:
Аюшеева И. В.
г. Кяхта, 2009 г.
Оглавление.
Введение
1. Модернизация российских школ.
2. Состояние компьютеризации и интернетизации СОШ г. Кяхта
3. Роль интернет-ресурсов в образовании школьников г. Кяхта
4. Заключение
5. Приложения
6. Список использованной литературы.
Введение
На сегодняшний день мы наблюдаем всеобщую модернизацию образования. В связи с этим, подчёркивается, что качество и доступность образования прямо влияет на национальные перспективы России. Проводимая в сфере образования политика ориентирована на внедрение инновационных технологий. «Национальный проект в сфере образования должен простимулировать системную модернизацию отрасли, должен помочь привести её на новые экономические, организационные и управленческие механизмы»*.
Актуальность исследования.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» была разработана и одобрена программа, согласно которой до конца 2007 года 52940 российских школ и других средних учебных заведений будут подключены к глобальной сети с представлением бесплатного доступа сроком на 2 года.
5 октября 2000 года был произведён запуск проекта «Интернет – в школы». Цель проекта: интернетизация школ создаёт для детей из провинции и крупных городов равные возможности получения знаний, позволяет школьникам участвовать в Интернет - олимпиадах и конкурсах. В своём исследовании мы хотим выявить состояние реализации данного проекта в городе Кяхта.
В связи с этим, цель данного исследования заключается в изучении состояния компьютеризации и интернетизации СОШ г. Кяхта на данный момент и выявления роли интернет - ресурсов в обучении школьников нашего города.
В соответствии с поставленной целью, мы выдвинули следующие задачи:
При работе над данным исследованием использованы методы: контент-анализ литературы, опрос, интервьюирование.
Как известно, недавно в рамках приоритетного национального проекта «Образование» была разработана и одобрена программа, согласно которой до конца 2007 года 52940 российских школ должны были быть подключены к глобальной сети с предоставлением бесплатного доступа сроком на два года. На сегодняшний день совместным приказом Мининформсвязи России и Минобрнауки России утверждён перечень образовательных учреждений, которые получат доступ к сети Интернет со скоростью не менее 128 Кбит/ с. Тем самым школы расширят свои возможности по совершенствованию образовательного процесса и интеграции в мировое информационное пространство.
Подключение школ к интернету не является самоцелью. Основная задача - обеспечить доступ к информационным образовательным ресурсам, расположенным в интернете. В этих целях в рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются электронные образовательные ресурсы нового поколения, имеющие модульную архитектуру, специально предназначенные для размещения в интернете. Среди них будут даже виртуальные лаборатории, которые позволят школьникам из разных уголков страны, в том числе из сельской местности, проводить совместные опыты, например, по физике или химии. Не так давно, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко также среди наиболее приоритетных задач Минобрнауки в сфере образования называл не поставку компьютеров и подключения их к интернету, а контент-наполнение образовательных интернет-ресурсов. Министр отметил, что в настоящее время провелась разработка информационного ресурса, которым к 2007 году уже был охвачен весь учебный план, и теперь электронные пособия доступны всем ученикам школ, в том числе обучающимся по состоянию здоровья на дому через интернет. Параллельно с этим будет осуществляться переподготовка учителей. При этом, по словам министра, уже в 2006 году к интернету было подключено не менее 10 тыс. школ.
Финансирование данной задачи, по-видимому, будет осуществляться из нескольких источников, что порождает определённые сложности в управлении самим процессом. Так в приоритетном национальном проекте « Образование» предполагается ежегодно подключать к интернету 10 тыс. образовательных учреждений. Значительный вклад можно ожидать в рамках новой Федеральной целевой программы развития образования 2006-2010 г.г., направленной на формирование единого образовательного пространства на территории всей страны посредством наполнения образовательных интернет-ресурсов и онлайнового доступа к ним учащихся и преподавателей.
При этом необходимо учитывать, что большинство регионов относятся к категории дотационных и из 62 тыс. российских школ около 40 тыс. сельских, и отнюдь не все они компьютеризированы. Поэтому решить задачу их 100% интернетизации будет непросто, - считает аналитик CNEWS Analytics, Сергей Шалманов. – Более того, этот процесс расширения технических возможностей школ неизбежно должен сопровождаться расширением технических возможностей по применению новых образовательных технологий, системными изменениями в сфере подготовки и переподготовки учительского состава.
Анатолий Прохоров, член Академии Интернета, член координационного совета:
- Говоря о готовности школ к изменениям, вспоминается маркетинговое исследование, которое проводилось в прошлом году. Уровень интернетизации в Тайланде и в России приблизительно одинаков, около 2-3%. Однако в Тайланде знающих об интернете и желающих быть в Интернете среди населения 50-60%. Доля людей, готовых к переменам, чудовищно мала. Мир, начав резко меняться несколько лет назад, начал разработку принципиально новых типов образования, подходов для вовлечения детей в эту среду. Если мы сегодня поставим на компьютер старые курсы по школьным дисциплинам, будем продолжать вкладывать в детские головы заскорузлые сведения про сушу, растения, какие-то безумные факты из истории, мы за ажиотажем проводов потеряем смысл. По мнению многих членов Академии Интернета, нужно говорить не об интернетизации образования, а о том, что Интернет даёт повод и возможность создать в России принципиально новые подходы к системе образования.
Из приведённых выше дискуссий, в ходе исследования, можно сделать следующее обобщение: недостаточно просто поставить компьютеры в школы и соединить их кабелями. Надо вызвать поток общения между школьниками, создать неформальную школьную сеть, онлайновую структуру, которая сразу подхватила бы новичков в Сети. Если её не будет, то они так и будут смотреть на анекдоты.ru, чаты.ru и т. д. Создание этой онлайновой школьной среды и для педагогов, и для детей, и для родителей – момент стратегии, приоритетное направление. Компьютеризация и интернет-образование очень часто понимаются как замещение недостающего знания. Применительно к сельской школе, безусловно, довлеющая проблема. Замещение недостающего знания более гуманно, чем, например, укрупнение сельской школы.
Но интернет-образование ещё и путь к открытому образованию, а это главное лекарство против провинциализма нашего обучения. Сейчас опасность провинциализма наших школ стала просто страшной. 10 лет централизованно не покупаются учебники, учебные заведения целиком на волю волн оставлены со своими библиотеками. Совершенно непонятно, как человек должен самообразовываться: Интернет-образование даёт ему окно, у ученика, у студента появляется возможность сравнения, выбора, то, чего он практически лишён в средней школе и чего он ещё в большей степени лишён в школе профессиональной. Национальный проект в сфере образования должен стимулировать модернизацию, должен помочь перевести систему образования на новые экономические, организационные механизмы, обеспечить её открытость, творческий характер и меняющийся уровень в зависимости от того, какие цели ставит перед собой в тот или иной момент общество. Сохранение ведущих позиций отечественного образования в мире – а это факт общепризнанный – один из важнейших показателей международной конкурентноспособности нашей страны. В этой связи средства, выделяемые на реализацию национального проекта, призван прежде всего помочь лидерам образования, содействовать всему тому передовому и лучшему, что было создано и существует у нас сейчас. Поэтому, в частности, речь идёт о поддержке школ и вузов современными методиками, поощрении одарённых и талантливых педагогов.
Теперь мне бы хотелось сказать несколько слов о государственной программе. 1 млрд. долларов – это не только теневой бюджет образования, ровно столько же требуется для полной интернетизации всех школ страны. Приведём расчёт: в стране 69 тыс. школ, в которых требуется создать компьютерные классы в среднем по 15 мест в каждом. А рабочее место с учётом годовой оплаты провайдеру и телефонистам стоит порядка 1000 долларов. 1 млрд. долларов – большая сумма для российского бюджета (бюджет 2007 года – 43 млрд. долларов), рассчитывать на то, что на один проект государство даст такие деньги, не приходится. Мы исходим из реалистичной посылки, полагая, что полной компьютеризации и подключения к Сети всех школ удастся добиться за 4 года. При этом масштаб частных и государственных инвестиций должен составлять 250 млн. долларов в год. В бюджете же на 2007 год на эти цели заложены в расходы в размере 2 млрд. рублей. Считают это крайне недостаточным и России требуется увеличение расходов на образование на 5 млрд., в первую очередь на цели подключения школ к Интернету. Пусть правительство сокращает расходы на спецслужбы и увеличивает расходы на образование, ищет дополнительные доходные источники, находит соответствующие резервы
Путин В.В. - премьер – министр Российской Федерации: У нас 40 тыс. школ находится в сельской местности, 30тыс. - в городах. И хотя, некоторые считают, что все городские школы должны быть компьютеризированы за счёт частных средств, я думаю, что так не получится. Может быть, крупные города смогут это сделать, но малые города вряд ли. У бизнеса нет таких денег, а местные бюджеты, как правило, банкроты. Говорить о том, что можно подключить школы через спутник, можно, но спутников у нас нет даже на другие цели.
2. Состояние компьютеризации и интернетизации СОШ г.Кяхта.
Теперь рассмотрим применение всех принятых законов, актов, контрактов, проектов и соглашений на примере СОШ г.Кяхта.
МОУ Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 3
Сейчас представим работу по подключению к сети Интернет КСОШ №3 (за 2008г.)
В IV квартале была устойчивая связь, в I квартале связь иногда пропадала в течении дня, также не было выхода на определённые сайты Интернет. В III квартале наблюдалось наиболее длительное отсутствие связи.
Наиболее часто запрашиваемые адреса сайтов и порталов в КСОШ №3 за 2008год:
В СОШ №3 во время учебных часов на поиск информации было затрачено 27 часов; на погружение в языковую среду 83 часа; на отработку навыков 18 часов; на другие формы 15 часов; совершенно не было затрачено времени на создание веб-страниц, на создание мультимедиа презентаций и на тестирование. В сравнение к этим данным приведу объём часов использования интернет-ресурсов во внеурочное время: на поиск информации было затрачено 65 часов; на создание мультимедиа презентаций - 52 часа; на подготовку к ЕГЭ 122 часа и на другие формы - 30 часов. Не затрачено времени на создание веб-страниц и на тестирование. ( Приложение 1)
Рассмотрим объём учебных часов на использование интернет-ресурсов по основным предметам за 2008г. составил 13 часов по информатике, а по другим предметам интернет-ресурс в учебные часы не использовались. Объём часов во внеурочное время составил 56 часов по русскому языку и математике; 14 часов использовались на поиск интернет-ресурсов по естествознанию, истории информатике, 12 часов – на поиск информации по физике и химии. ( Приложение 2.)
МОУ « Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»
По отчётным данным за 2008 СОШ №4 можно проследить, что в школе в основном устойчивая связь с Интернетом и лишь иногда частичная потеря связи, длительной потери связи не наблюдалось.
Список наиболее часто запрашиваемых адресов и сайтов в СОШ №4:
http://schola.edu.ru школьное образование
http://mail.ru поиск картинок
http://kpmorb.ru сайт КПМО МОиН РБ
http://kpmo.ru сайт КПМО РФ
http://yandex.ru поисковая система
В СОШ №4 во время учебных часов на поиск информации было затрачено 66 часов; на погружение в языковую среду – 59 часов; на создание веб-страниц – 59 часов; на создание мультимедиа презентаций – 82 ч.; на тестирования – 47 ч.; на подготовку к ЕГЭ – 70 ч. и на обработку навыков – 79 ч. Для сравнения приведём время, затраченное на использование интернет-ресурсов во внеурочное время: 97 ч. затрачено на поиск информации; 50 ч. – на погружение в языковую среду; 32ч. – на создание веб-страниц; 56 ч. – на создание мультимедиа презентаций; 48 ч. – на тестирования; 71 ч. – на подготовку к ЕГЭ; 62 ч. – на обработку навыков. (Приложение 3.)
Рассмотрим время, затраченное на использование интернет-ресурсов по основным предметам в учебное время. По информатике было занято 64 ч., по всем др. предметам по 60 часов. Во внеурочное время по информатике было занято 49 ч., по иностранному языку и по химии – 45ч.; по остальным предметам – 47 ч. (Приложение 3.1)
МОУ « Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №2»
По отчётным данным СОШ №2 за2008 год выявлено следующее:
Связь с Интернетом устойчивая, длительного отсутствия связи не было; также нет выхода на определённые сайты.
Наиболее часто запрашиваемые сайты и порталы в СОШ №2: сайт « образование» (edu.ru); сайт КПМО РФ (kpmo.ru); сайт КПМО МОиН РБ (kpmorb.ru); сетевая образовательная программа (ouro.ru); Российская газета (rg.ru); образование школьника (school.edu.ru).
В СОШ №2 во время учебных часов на поиск информации было затрачено 68 ч.; на создание мультимедиа презентаций – 38ч.; на подготовку к ЕГЭ – 91ч.; на отработку навыков – 36ч. Объём часов во внеурочное время на поиск информации составил 31 ч.; на создание мультимедиа презентаций – 13 ч.; на подготовку к ЕГЭ – 28 ч.; на отработку навыков – 15 ч. (Приложение 4)
Рассмотрим время, затраченное на использование интернет-ресурсов по основным предметам в учебное время. По русскому языку было занято 65ч.; по математике – 59 ч.; по естествознанию – 8ч.; по информатике, физике, иностранному языку и по химии – 16 ч.; по истории – 25 ч. Во внеурочное время по русскому языку, естествознанию и химии – 5 ч.; по математике и физике – 10 ч.; по истории – 17 ч.; по информатике – 29 ч. (Приложение 4.1)
3.Роль интернет-ресурсов в образовании школьников г.Кяхта.
Важную роль в моём исследовании играет анкетирование школьников, их мнение о том, как влияет интернет на их интеллектуальное образование. Опрошено 60 школьников 9-10 кл. из СОШ №2,3 ,4 г.Кяхта
Далее представляю образец опрос-анкеты.
1. Как часто Вы посещаете Интернет?
А. каждый день
Б. больше 2-х раз в неделю.
В. один раз в месяц.
2. У Вас дома есть Интернет?
3.Какие сайты вы чаще всего посещаете?
А. Образовательные
Б. Развлекательные
В. Чаще всего, когда я общаюсь по e-mail.
4.Сколько часов Вы обычно сидите в Сети?
А. Час
Б. Более 2-х часов.
В. Не могу оторваться, пока не заставят.
5.Часто ли Вам помогает Интернет в учёбе? (рефераты, сочинения, справочные материалы).
6.Считаете ли Вы, что Интернет хорошо влияет на образование школьника?
По проведённому социологическому опросу учащихся г. Кяхта выявлены следующие факты по школам:
Почти каждый день посещают Интернет школьники из СОШ №3,4. Один раз в месяц не посещает никто из респондентов. Таким образом, посещаемость школьниками Интернета очень высока. Чаще всего респонденты посещают образовательные сайты, и общаются по сети.
По школе №2 90% учащихся считают, что Интернет действительно помогает в учебе.
В школе №3 Интернет посещают каждый день 80% учащихся.
100% школьников считают, Интернет помогает в учёбе и 90% - хорошо влияет на образование. 65% учащихся находятся в Сети более 2-х часов.
По школе №4 также 100% учащихся считает, что помогает в учёбе и 90% - положительно влияет на образование. Из опроса видно, что больше всего % посещаемости общения по e-mail.
Таким образом, большинство опрошенных, считают, что Интернет довольно часто помогает в учебе и положительно влияет на процесс образования. В сети можно найти дополнительные справочные материалы, можно дистанционно принять участие в олимпиаде, участвовать в конкурсах.
Заключение.
В заключение исследовательской работы нужно сказать о том, что компьютеризация на сегодня действительно занимает важное место в модернизации образования, это позволяет школьникам из разных уголков страны, в том числе из сельской местности, проводить совместные опыты, участвовать в дистанционных олимпиадах и конкурсах, просматривать электронные пособия, которые могут быть доступны всем ученикам школ, в том числе обучающимся по состоянию здоровья на дому через интернет и т.п.
В результате интервьюирования представителей администрации школ города Кяхта выяснилось, что компьютеризация и подключение к сети Интернет находится в удовлетворительном состоянии, т.е. подключены все школы и связь с интернет достаточно устойчива.
Например, в СОШ №3 в IV квартале была устойчивая связь, в I квартале связь иногда пропадала в течение дня, также не было выхода на определённые сайты Интернет. В III квартале наблюдалось наиболее длительное отсутствие связи. В СОШ №4 в основном устойчивая связь с Интернетом и лишь иногда частичная потеря связи, длительной потери связи не наблюдалось. В школе №2 связь с Интернетом устойчивая, длительного отсутствия связи не было; также иногда нет выхода на определённые сайты.
Из этих же источников мы выяснили, как в образовательных учреждениях используются Интернет-ресурсы: в учебное время, в основном - это поиск информации; создание мультимедиа презентаций, веб-страниц, на тестирования;
Использование интернет-ресурсов во внеурочное время: на поиск информации, создание мультимедиа презентаций, на подготовку к ЕГЭ отводится большое количество времени по всем школам.
Использование интернет-ресурсов по основным предметам за 2008г. информатике, по русскому языку и математике; иностранному языку, химии, истории, естествознанию.
Список наиболее часто запрашиваемых адресов и сайтов: поисковые системы yandex.ru, rambler. ru; aport.ru; http://kpmorb.ru сайт КПМО МОиН РБ, http://kpmo.ru сайт КПМО РФ, образование школьника (school.edu.ru), фестиваль педагогических идей (www.festival.1september.ru) сеть творческих учителей (www.it-n.ru); программа поисковой исследовательской экспериментальной работы (www.pier.ulstu.ru/pedagog); новые технологии в школе (connect.uz);
Таким образом, большинство опрошенных, считают, что Интернет довольно часто помогает в учебе и положительно влияет на процесс образования. В сети можно найти дополнительные справочные материалы, можно дистанционно принять участие в олимпиаде, участвовать в конкурсах и конференциях.
Список использованной литературы:
Кактусы из сада камней
Каргопольская игрушка
Хитрость Дидоны
Четыре художника. Осень
О чем поет Шотландская волынка?