Серьезная исследовательская работа, выстроена на практическом материале. Затрагивает проблему социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани.
Секция «Социология»,
Роль государства в социальной адаптации людей с ограниченными возможностями
Авторы:
Мельниченко Варвара Игоревна, ученица 10 «А»
МБОУ СОШ №1, Абинский район, город Абинска,
Немчинова Яна Антоновна, ученица 10 «А»
МБОУ СОШ №1, Абинский район, город Абинска,
Рубан Татьяна Павловна,
преподаватель истории и обществознания в
МБОУ СОШ №1, Абинский район, город Абинска.
г. Абинск,
2015 год.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1 .Законодательная база в отношении людей-инвалидов в РФ………………5
Глава 2. Исследование проблем людей с ограниченными возможностями………9
Заключение…………………………………………………………………………….14
Список использованных источников………………………………………………..16
Введение:
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и прочие.
Актуальность:
Цель: Провести исследование социальной адаптации людей с ограниченными возможностями на примере города. Абинска.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические аспекты исследования.
2.Привлечь внимание к деятельности соответствующих организаций в Абинском районе.
3.Провести исследование условий для жизни в городе людей с ограниченными возможностями.
4. Найти соответствие между нормативной базой касательно отношения государства к инвалидам и реально действующими законами.
Объект исследования: общество слепых «Белая трость» г. Абинска, общество инвалидов.
Предмет: люди с ограниченными возможностями.
Глава 1. Законодательная база в отношении людей-инвалидов в РФ.
В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит «инвалидизация всей страны» во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах. В последние десятилетия российское общество столкнулось с обострением проблем в осознании поддержки инвалидов. Это было связано с периодом экономической нестабильности, с увеличением числа людей с ограниченными физическими возможностями, с тем, что как в обществе, так и в его властных структурах господствовали «традиционные», устаревшие подходы к решению проблем в отношении инвалидов. Господствовали взгляды, сформировавшиеся еще на первом этапе становления соответствующего направления государственной социальной политики.
Первый этап был ориентирован исключительно на решение материальных проблем инвалидов (пособия, выплаты и т.д.). Действующие государственные программы в отношении инвалидов были направлены преимущественно на их опеку. Такая социальная политика способствовала развитию зависимости инвалидов и изоляции, вместо того, чтобы содействовать их интеграции в общество. Большинству инвалидов, чтобы включиться в активную жизнь общества, приходилось преодолевать множество административных и психологических барьеров, сталкиваться с той или иной формой дискриминации. Особенно остро складывалась ситуация в отношении инвалидов - колясочников и прежде всего молодежной части этой группы. Среди них наиболее заинтересованными в изменении ситуации были инвалиды трудоспособного возраста. Это объяснялось тем, что именно инвалиды трудоспособного возраста имели потенциал, необходимый для преодоления своего пассивного положения.
На втором этапе развития социальной политики государством была сделана попытка, создать условия для тех инвалидов, которые хотели, и были способны трудиться. Были созданы трудовые артели и кооперативы инвалидов. Вместе с тем такая направленность социальной политики по-прежнему делала упор на материальную поддержку инвалидов. Правда различие (и достаточно существенное) было в том, что в данном случае была предпринята попытка отказа от поощрения иждивенческих настроений у инвалидов. Им были созданы условия для трудоустройства и возможности самим, зарабатывать средства на жизнь (в дополнение к выплачиваемой пенсии). Но следует учитывать, что приработок был небольшим. Инвалид, как правило, обеспечивался малоквалифицированной, монотонной работой, которая устраивала далеко ни всех.
С ростом культуры общества, с развитием социальных наук, появляется понимание того, что необходимо удовлетворять не только материальные потребности инвалидов, но и социальные, появляется понимание необходимости применения иных методов решения проблем этой группы людей в новых социально-экономических условиях. Принимается во внимание отличие инвалидов от других людей в возможностях совместной защиты своих прав и осуществлении взаимоподдержки и взаимопомощи. Это послужило толчком для развития следующего этапа социальной политики, этапа, когда создаются условия для объединения инвалидов в общественные организации и создания на их базе своих собственных предприятий. Это направление в некоторой степени совпадало с направлениями социальной политики западных стран, где государство ориентирует инвалидов на самостоятельное определение своей жизни.
Между тем, в конце двадцатого столетия, российское общество столкнулись с тем, что среди инвалидов увеличилось количество людей со средним и высшим образованием. Появляются новые технические средства, позволяющие инвалидам активно участвовать в труде, в общественной жизни. Изменилось само содержание труда в обществе. Трудовые процессы стали наукоемкими, требующими глубоких знаний. В тоже время они не создают непреодолимых препятствий для участия в них людей с ограниченными физическими возможностями. Эта новая ситуация требует пересмотра ряда законодательных положений в сфере труда, нового подхода к оценке возможности участия инвалидов в производстве и бизнесе. Вместе с тем, социальная политика не вполне конструктивно реагирует на это, и либо просто уходит, либо избегает этих проблем.
Как следствие этого, высокообразованная молодежь, имеющая ограниченные физические возможности, мало вовлекается в производственную деятельность, в деятельность общественных организаций. Молодые инвалиды страдают от изоляции, низкой самооценки и сталкиваются с препятствиями, которые мешают им учиться, работать, создавать семью и иметь возможность жить так, как они сами этого хотят.
Становится все более очевидным, что основным направлением в организации независимого образа жизни инвалидов является создание такой среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на самодеятельность, самообеспечение, отказ от иждивенческих настроений. В этих условиях инвалиды, их общественные организации начинают самостоятельно вести поиск новых путей к достижению своей независимости и интеграции в общество. Однако ни наука, ни практика еще не готовы сегодня помочь им, предоставив в их распоряжение необходимые знания и опыт в поиске новых ориентиров самоорганизации. Отсутствие необходимых обоснований сдерживает принципиальные изменения в действующем законодательстве, относящемся к политике в отношении инвалидов. И хотя социальная практика выдвигает как первоочередную задачу перед наукой осуществление исследований жизненных стратегий инвалидов, она все еще не имеет четких ориентиров в развитии участия инвалидов в общественной жизни.
В этих условиях самодеятельность инвалидов приобретает большое значение, так как это ничто иное, как развитие движения независимой жизни, когда инициатива идет от самих инвалидов, «снизу» и государство вынуждено реагировать на действия инвалидов. Это в свою очередь повышает роль общественных организаций, созданных самими инвалидами. Объединения людей - общественные организации знают истинные нужды и потребности каждой отдельной группы людей с физическими ограничениями. Работа общественных организаций способна логично дополнять государственную деятельность в области социальной защиты инвалидов, доведя социальную поддержку и помощь до каждого. Особую значимость приобретает социологический анализ ориентированности общества на поддержку общественных организаций инвалидов, позицию и ценностные ориентации самих инвалидов, содержание взаимодействия их общественных организаций и органов власти.
В России государственная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Вместе с тем, поворотным стал 1995 год, когда в России был принят Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В Законе сформулирована принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия инвалида и реабилитации инвалидов, введены изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ». Тем самым, новый Закон декларировал подход к инвалиду, сформулированный мировым сообществом.
С одной стороны, новый закон об инвалидах повлек изменения в общей системе российского законодательства, касающегося инвалидов. В частности, поправкой к закону о занятости от 20 апреля 1996г. фактически сняты ограничения по трудоустройству инвалидов второй и первой групп инвалидности. С другой стороны, законодательное оформление новой политики в отношении инвалидов привело к парадоксу российской действительности, а именно - к огромной дистанции между формально провозглашаемыми целями открытого общества для инвалидов, максимального вовлечения инвалидов во все сферы жизнедеятельности, и реального сокращения участия инвалидов в общественном труде и общественной жизни.
Критерием оценки политики в отношении инвалидов является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.
В России 2 октября 1992г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» было положено начало преобразованию среды с учетом потребностей инвалидов. В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого направления является отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры.
Вместе с тем российская специфика заключается в том, что примерно 15-20% инвалидов живет в условиях села, в частном секторе, где вообще не идет речь об удобствах. В регионах с низкой плотностью населения существует проблема коммуникаций для здоровых людей, и, естественно, эта проблема усиливается в отношении инвалидов. На практике выход находится в локальном проживании инвалидов: значительная часть инвалиды учатся, работают, а иногда и живут компактно.Кардинальное изменение подхода к среде жизнедеятельности инвалида требует от правительства и общества материальных усилий, к которым российская экономика в настоящее время не готова. Тем не менее, в настоящее время в России сформирована и реализуется федеральная целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
Глава 2. Исследование проблем людей с ограниченными возможностями.
Осень этого года выдалась промозглой и на удивление длинной. Чем больше мы смотрим по утрам на влажные розоватые от света фонарей туманы, залёгшие над городом, тем сильнее возрастала в нас чувствительность к окружающему миру. Во время прогулки по городу, который, казалось, сам стал холодным и совсем замёрз, мы всё чаще и чаще стали замечать людей, разительно отличающихся от остальных. На первый взгляд - совершенно обычные, чуть более робкие в своих движениях. Но стоит присмотреться к ним чуть внимательнее, и сердце невольно замирает.
Слепо смотрящие сквозь предметы и людей, влажные, пустые глаза; нерешительность в каждом действии, и иногда – инвалидная коляска в придачу. Люди с ограниченными возможностями встречаются на улицах нашего, небольшого города, чаще, чем может показаться. Как бы не старались закрывать глаза и делать вид, что их проблемы нас не касаются, рано или поздно наступает понимание: люди-инвалиды живут рядом с вами, и о них порой некому позаботиться.
Однако, мы решили обратить своё внимание не на ежедневный быт людей с ограниченными возможностями, на их адаптацию в обществе. Ведь эти люди порой чувствуют себя ненужными, и задача современного общества сделать так, чтобы у них этого чувства не возникало.
Первым делом мы отправились в управление социальной защиты населения вАбинском районе, дабы получить представление об официальной работе местных властей в нашем районе. А. В. Кузьминова представила нам подробный отчет.
Первой основой деятельности органов социальной защиты населения служат Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», принятый от 24 ноября 1995 года, и Закон Краснодарского края № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», принятый 27 апреля 2007 года. Технические требования к обеспечению объектов регламентированы Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», введенный в действие от 1января 2013 года.
В Абинском районе на учете состоит 6899 инвалидов (из них 167 – использующие кресла-коляски), при этом до настоящего времени в Абинском районе не в полной мере созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
В целях создания безбарьерной среды деятельности управлением проводится следующая работа:
- регулярно проводится мониторинг социально значимых объектов, по результатам которых к административной ответственности за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов и других маломобильных граждан привлекаются юридические и должностные лица. По состоянию на 31.12 (декабрь) 2012 года из 1178 имеющихся объектов по реестру были обследованы 459объектов, из которых доступно для ПОДА – 159 (недоступно – 207, обеспечены минимальные потребности 93), доступно для инвалидов по слуху – 433 (недоступно – 26), доступно для инвалидов по зрению – 214 (недоступно 245);
- в адрес лиц, допускающих нарушение закона, выносятся предписания, обязывающие устранить нарушения в определенный предписанием срок;
- производится широкая работа по информированию населения, создание безбарьерной среды жизнедеятельности, с этой целью раздаются памятки, буклеты, деятельность управления на регулярной основе освещается в СМИ; согласовываются задания на проектирование по оборудованию зданий пандусами в соответствии со СНиП 35-01-2001, за 2012 согласовано 14заданий на проектирование;
- в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, управление требует от собственников таких объектов осуществлять по согласованию с общественным объединением инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов;
- управление сотрудничает с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам получения необходимой информации и проведения согласованных действий;
- управление сотрудничает с Всероссийским обществом инвалидов вАбинском районе, своевременно и в полном объеме реагирует на поступающие от общества жалобы, заявления, ходатайства;
- так же управление участвует в обеспечении доступности избирательных участков в период проведения выборов на территории района.
Вместе с тем, существует ряд проблем, которые предстоит решить управлению совместно с органами местного самоуправления и органами государственной власти, а именно:
- обеспечить доступность зданий публичных органов для маломобильных граждан, обустроив их пандусами, сделав доступными для инвалидов по зрению (окраска ступеней в контрастный цвет), а так же привести в соответствии требованиям Свода правил имеющиеся пандусы, поручни;
- обязать собственников объектов на транспорте (железнодорожный вокзал, автовокзал) обустроить здания в соответствии с нормами;
- обеспечить доступность для инвалидов остановок общественного транспорта;
- установить звуковую сигнализацию на всех светофорах;
- обязать собственников зданий, которые в силу социальной значимости и наполняемости должны быть оборудованы санитарно-гигееническими помещениями, приспособленными для инвалидов, оборудовать такими помещениями;
- повсеместно обеспечить наличие не менее 10% мест, наиболее удобных для въезда, выезда и парковки специальных автотранспортных средств инвалидов;
- до окончания срока выполнить в полной мере План мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектом социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры на 2011-2013гг., в соответствии с постановлением главы администрации МО Абинский район № 1468 от 02. 06. 2011, т.к. на сегодняшнюю дату 49 включенных в программу (План) для обустройства 49 объектов обустроено лишь 14.
Так же мы посетили центр занятости населения в городе Абинске, где Рейзов С. А. рассказал нам о деятельности службы занятости населения вАбинском районе:
«Работают инвалиды рабочей группы, насильно, конечно же, работать никого не заставляем. Как только появляются рабочие места, мы сразу же сообщаем им об этом. Рабочий день для людей с ограниченными возможностями урезан на час, при том, что заработная плата остается той же.
Что касается трудоустройства инвалидов, то могу сказать следующее: в год к нам приходят в среднем около 60 человек, и большинство из них в меру своих физических возможностей получают достойные рабочие места. Стоит так же отметить, что для каждого инвалида медицинская комиссия после обсуждения вводит ограничения, согласно которым и подбирается место работы».
Кроме того, мы поговорили с учителями нашей школы, в чьих классах обучаются дети-инвалиды.
«В нашей школе обучается в 7 классе Демченко Александр. Он находится на домашнем обучении по инвалидности. Часть учителей ведут уроки на дому, остальные через систему «Skype». Дома установлено все необходимое оборудование для проведения лабораторных работ, выхода в интернет (все установлено за счет МБОУ СОШ №4). Ведение уроков дозировано, проводятся не более четырех уроков в день с физической минуткой и перерывами на отдых. Опросы и контрольные срезы проводятся с учетом физического состояния ребенка» - рассказала нам классный руководитель мальчика Рубан Т.П.
«В моем классе учится Дмитрий Галка, - рассказала нам Корякина Т. В., классный руководитель 10 «А» класса, - Мальчик живет с диагнозом ДЦП. У него дома в соответствии с федеральной программой установлено все необходимое для обучения оборудование, большинство уроков проводится дистанционно. Однако, некоторые учителя приходят к Диме на дом, и он даже сам приходит иногда в школу. Дима охотно проводит время в школе, общается с одноклассниками, ему нравится обучаться. Экзамен ГИА он сдавал в щадящей обстановке, вместе с другими детьми-инвалидами, хотя раньше дети-инвалиды сдавали экзамены на дому».
Следующим пунктом стало Абинское общество слепых «Белая трость». Там руководитель общества рассказала нам о том, чем занимаются люди с проблемами зрения. Помимо рукоделия и настольных игр, они занимаются туризмом и спортом, раз за разом привозя награды- грамоты кубки. На базе общества слепых существует хоровой ансамбль «Радуга», своим исполнением радует жителей Абинска и других городов Кубани на протяжении уже многих лет.
Но в обществе существует так же ряд проблем, которые необходимо решить:
Заключение.
По окончании нашего исследования можно сказать, что мы выполнили все поставленные задачи:
Из проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1.Законы в отношении людей с ограниченными возможностями действуют:
- регулярно проводится мониторинг социально значимых объектов, по результатам которых к административной ответственности за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов и других маломобильных граждан привлекаются юридические и должностные лица;
- в адрес лиц, допускающих нарушение закона, выносятся предписания, обязывающие устранить нарушения в определенный предписанием срок;
- производится широкая работа по информированию населения.
2. Но:
- необходимо обеспечить доступность зданий публичных органов для маломобильных граждан, обустроив их пандусами, сделав доступными для инвалидов по зрению (окраска ступеней в контрастный цвет), а так же привести в соответствии требованиям Свода правил имеющиеся пандусы, поручни;
- обязать собственников объектов на транспорте (железнодорожный вокзал, автовокзал) обустроить здания в соответствии с нормами;
- обеспечить доступность для инвалидов остановок общественного транспорта;
- установить звуковую сигнализацию на всех светофорах;
- обязать собственников зданий, которые в силу социальной значимости и наполняемости должны быть оборудованы санитарно-гигееническими помещениями, приспособленными для инвалидов, оборудовать такими помещениями;
- повсеместно обеспечить наличие не менее 10% мест, наиболее удобных для въезда, выезда и парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Тема актуальна, интересна, может получить дальнейшее развитие, так как она затрагивает только Абинск, а не весь Краснодарский край. В дальнейшем можно сделать сравнительный анализ действия законов в Краснодарском крае и в других субъектов Российской Федерации.
Список использованной литературы:
Карты планет и спутников Солнечной системы
Солдатская шинель
Подарок
Соленая снежинка
Огонь фламенко