Понятия «Русь», «православие» неразрывно связаны между собой уже много веков. Православие играло и играет огромную роль в истории России.
Крещение «простиралось и на материальную, и духовную культуру: земледелие (огородничество), ремесло, строительную технику, архитектуру, изобразительное искусство. Христианство стало «проводником в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими феодальными государствами», так писал о значении принятия христианства известный историк С. В. Бахрушин.
Но, обратившись к «Повести временных лет», с удивлением узнаем о том, что, по словам летописца, описывающего версию крещения князя Владимира в Корсуне, «несведущие считают, будто Владимир крестился в Киеве, «иные же говорят в Васильеве, а другие и по-иному скажут». Не было известно в точности, где крестили киевлян — в Днепре или Почайне.
Следовательно, прошло не более ста лет со времени крещения, а люди уже забыли подробности столь значимого события? Как такое возможно? Вероятно, крещение Руси не было для современников столь значимым событием?
Чем больше начинаешь интересоваться православием, тем больше вопросов возниает. Этим и был обусловлен выбор темы исследования.
Цель работы: на основе анализа исторических и литературных источников выяснить, насколько язычество проникло в православное русское христианство
Вложение | Размер |
---|---|
hristianstvo_zenina.doc | 50.5 КБ |
Православие на Руси. Синтез христианства и язычества?
Выполнила: Зенина Варвара, ученица 10 класса
Руководитель: Зенина Евгения Анатольевна, учитель
истории и обществознания высшей категории
Введение
Понятия «Русь», «православие» неразрывно связаны между собой уже много веков. Православие играло и играет огромную роль в истории России.
Крещение «простиралось и на материальную, и духовную культуру: земледелие (огородничество), ремесло, строительную технику, архитектуру, изобразительное искусство. Христианство стало «проводником в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими феодальными государствами», так писал о значении принятия христианства известный историк С. В. Бахрушин.
Но, обратившись к «Повести временных лет», с удивлением узнаем о том, что, по словам летописца, описывающего версию крещения князя Владимира в Корсуне, «несведущие считают, будто Владимир крестился в Киеве, «иные же говорят в Васильеве, а другие и по-иному скажут». Не было известно в точности, где крестили киевлян — в Днепре или Почайне.
Следовательно, прошло не более ста лет со времени крещения, а люди уже забыли подробности столь значимого события? Как такое возможно? Вероятно, крещение Руси не было для современников столь значимым событием?
Чем больше начинаешь интересоваться православием, тем больше вопросов возниает. Этим и был обусловлен выбор темы исследования.
Цель работы: на основе анализа исторических и литературных источников выяснить, насколько язычество проникло в православное русское христианство
Задачи:
1. проанализировать, насколько крещение Руси «мечом и огнем» в краткие сроки соответствует действительности;
2. выявить, насколько глубоко язычество проникло в устои православной веры
а) в архитектуре
б) в синтезе православных святых и языческих божеств
в) в похоронных обрядах;
г) во влиянии языческих праздненств и христианских праздниках
д) в имянаречении
е) в обожествлении явлений природы и животных, культе предков.
Методы исследования: анализ исторического источника, синтез полученных сведений, индукции и дедукции
По официальным сведениям, крестил Русь в 988 году князь Владимир Святославич (ок. 960-1015). Как говорят нам учебники, процесс этот был нелегкий, проводился «огнем и мечом». Что это значит? Как правило, при насильственном насаждении какого-либо явления с помощью радикальных мер, правящая элита получает результат в сжатые сроки и затем борется с проявлениями недовольства среди основной массы заинтересованных людей.
На основе анализа исторических источников выясняется, что многие из русских не помнили, совершался ли над ними обряд крещения. И если оказывалось, что нет «послуха» — свидетеля крещения того или иного человека, то его крестили вновь. Бывали случаи, и, видимо, нередкие, отступления от христианства и возвращения к нему. Обратившийся снова в христианство должен был при народе подвергнуть проклятию соблазнившую его веру и поститься 40 дней. Следовательно, принятие христианства было не настолько тотальным и насильственным, как это принято считать.
Древнерусский летописец, автор «Повести временных лет», замечал, что русские люди лишь на словах называются христианами, а на деле живут точно «поганые». В стране утвердилось двоеверие. И свидетельства двоеверия, причудливо переплетающиеся христианство и язычество, можно встретить на каждом шагу.
Всем хорошо известно значение круга, как защитника от нечистой силы в язычестве. Как известно, города окружала стена. Не вызывает сомнений ее сакральная роль. Это представление идет из глубины веков, когда славянские языческие капища обносились оградами, которые становились священными. Такое восприятие было со временем перенесено на городскую стену, защищавшую местные святыни. Священную черту, воплощаемую городской стеной, как бы разрывали ворота. Они, как и стена, превратились в священные места, имевшие собственных покровителей среди божеств. Это языческое осмысление городских ворот нашло выражение в распространенной в Древней Руси практике строительства надвратных церквушек.
Очень интересным является переосмысление христианских святых, увязывание церковного календаря с ходом языческих празднеств.
С принятием христианства на смену Перуну пришел Иисус Христос, о чем свидетельствуют древние авторы: «По святом крещении Перуна отринуша, а по Христа Господа Бога яшася». В результате Иисусу Христу стали присущи некоторые черты Перуна, и поклонение ему во многом напоминало поклонение Перуну с его обильными жертвоприношениями.
Если Христос сменил Перуна, то Богородица заменила Рожаниц (древние божества жизни и плодородия, а также богини судьбы) в качестве женского божества плодородия.
В образах русских святых также угадываются языческие боги. За Георгием Победоносцом (Егорием Храбрым) скрывается Бог солнца Хорс (славянский бог Солнца — светила, сын Рода, брат Велеса), восседающий на солнечном коне. Илья-пророк принял некоторые черты Перуна (бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне). Иоанн Креститель накрепко соединился с купальскими языческими обрядами. Святой Власий (Власий считается покровителем домашних и диких животных, так как, согласно житию, он благословлял и исцелял приходивших к нему зверей) стал преемником бога Велеса (божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии), а Параскева-Пятница — женской богини-пряхи Мокоши. Прототипом святых Козьмы и Демьяна был Сварог — покровитель кузнецов, занятых «огненным делом».
Соединение язычества с христианством видно и в похоронных обрядах Руси XI–XII веков. На костяках археологи находят порой кресты и образки. Но вместе с тем в могилу клали и пищу, необходимую умершему в загробной жизни. Поминальные трапезы после похорон и в поминальные родительские дни —признаки языческих представлений о душе и потустороннем мире. Культ предков был приурочен к «родительским дням», когда свершались поминки по усопшим. Такими днями являлись «страстной четверг», Радоница и «родительская суббота» накануне троицына дня.
Интересна трансформация христианских праздников. В начале мая славянин-язычник усердно молился по поводу первых всходов на полях. Моления сопровождались празднованием в честь произрастания яровых хлебов. Древнерусская церковь облекла этот праздник в новую форму — поклонение святым Борису и Глебу. В результате князь Борис, не имевший никакого отношения к труду земледельца, превратился в «Бориса-хлебника».
Середина августа — время, когда у восточных славян завершалась жатва яровых и праздновался сбор урожая. На этот языческий праздник наложилось празднование Успения Богородицы 15 августа. Веселья по поводу завершения сбора урожая принадлежали к числу важнейших в системе языческих действ восточнославянского календаря. Поэтому «успение» стало одним из главнейших православных праздников. Тем же объясняется огромное количество богородичных икон и храмов, имевшихся на Руси.
Отпечаток язычества лежит буквально на всех проявлениях веры: взаимоотношения между Богом и христианином строились зачастую по языческому принципу обмена услуг, который можно сформулировать словами поговорки: «Ты мне – я тебе». Достаточно было, по народному убеждению, накормить или одеть нищего, подать милостыню или поставить свечу в церкви, чтобы надеяться на доброе воздаяние от Бога. Приходится признать, что и в наши дни подобное отношение к Богу в ходу у многих россиян.
Большую озабоченность вызывала и продолжает вызывать у служителей церкви закоренелая привычка произносить клятвы. «Рота» (клятва) — принадлежность языческого общественного быта. Она осуждалась христианами как страшный грех. И вот в этот грех постоянно впадали русские князья. Княжеские клятвы — обычное явление в политической жизни Руси XI–XII веков. Непременным их условием было целование креста.
Предметами почитания, как и прежде, были гром и молния, дождь и ветер, солнце и луна, месяц и звезды. К солнцу, как к божеству обращается Ярославна, горевавшая «в Путивле на забрале»:
Светлое и тресветлое солнце!
Для всех ты тепло и прекрасно.
Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего милого?
В поле безводном жаждою им луки согнуло, горем им колчаны заткнуло?
Не утратил своего значения и культ предков. Для усопших топили бани, развешивали в них простыни и полотенца, оставляли караваи, мясо, молоко, яйца, масло, мед, пиво, а пол посыпали пеплом.
Заключение.
Итак, если поставить вопрос, что в большей степени определяло мировоззрение древнерусского общества — язычество или христианство, то можно, не боясь преувеличений, сказать: язычество. Данный ответ обусловлен существованием на Руси XI–XII столетий оязыченного христианства, то есть «двоеверия», с одной стороны, и чистого язычества — с другой. Наличие последнего объясняется тем, что население Древней Руси не было сплошь охвачено крещением и какая-то часть его оставалась в язычестве, которое, впрочем, утратило свой прежний официальный характер, в результате чего массовые публичные моления верховным богам Роду, Перуну, Дажбогу, Велесу и прочим превратились в частные, ограниченные отдельным домом и семьей, свершаемые скрытно «под овином». Но, тем не менее, эти моления продолжались. И только позднее, на протяжении второй половины XIII, XIV и XV столетий, когда христианство окончательно утвердилось на Руси и все русские люди стали (во всяком случае, формально) христианами, язычество как самостоятельное вероисповедание отошло в прошлое. Сохранилось лишь являвшееся смесью христианства с язычеством «двоеверие», из которого впоследствии и выросло современное русское православие.
Список литературы
Спасибо тебе, дедушка!
Знакомые следы
Калитка в сад
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Земля на ладонях. Фантастический рассказ