Данный проект знакомит нас с историей русского народа, с силой духа, могуществом и непобедимостью наших людей.
.В проекте описывается история Сталинградской битвы, встреча с ветераном Вов, участником Сталинградской битвы Седовым Е.Е. и знакомство с архивными документами участника Сталинградского сражения Кнутова П.И.
Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов Исследовательская работа На тему: «Сталинградская Битва» Подготовили: ученики 3 «В» класса средней школы №19 г.Заволжье Белова Виктория, Курапова Анастасия, Бударагина Ангелина. Классный руководитель МОУ СОШ № 19 Пономарева С.И. 2015г.Слайд 2
Содержание I Введение 1 Аннотация 2 Актуальность 3Цели 4Задачи II Основная часть 1Сталинградская битва 2Легендарный дедушка 3Встреча с ветераном III Заключение IV Список литературы V Приложение
Слайд 3
Актуальность и аннотация Наш выбор выпал на тему о Великой Отечественной войне «Сталинградская битва» по многим причинам: Э та война останется наиболее важным и скорбным событием в истории нашей страны. Ветеранов Великой Отечественной Войны остается все меньше. Они воевали, защищали нашу Родину и наших людей, а к ним относятся без должного уважения. Почему люди до сих пор воюют? Почему в мирное время гибнут дети? Эти проблемы волнуют нас. Сейчас над миром нависла «новая» угроза более масштабной войны и это очень страшно. Это заставляет нас задуматься при упоминании о войне. Россия в очередной раз показала всему миру, что нет ничего сильнее желания сохранить свою землю от иноземных захватчиков. Стоит ли трогать тот народ, для которого нет ничего дороже свободы? Данный проект знакомит нас с историей русского народа, с силой духа, могуществом и непобедимостью нашего народа.
Слайд 4
План работы Сбор информации о Сталинградской битве и архивных документов Кнутова Павла Ивановича. Отбор, анализ , редактирование собранного материала. Беседа с родственниками Кнутова Павла Ивановича. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны-участником Сталинградской битвы Седовым Е.Е. (интервью, беседа) Викторина о Великой Отечественной войне.
Слайд 5
Формы работы Постановка проблемы и нахождение способов решения. Метод проектирования-конструирование материала. Умение ориентироваться в информационном пространстве. Самостоятельная работа. Анализ. Рассказ. Консультация. Беседа. Интервьюирование. Применение ИКТ-презентация.
Слайд 6
Цели Узнать историю Сталинградской битвы. Узнать к акой ценой наш народ одержал победу. Найти и отобрать необходимую литературу для проектной работы. Собрать и изучить архивные документы К нутова Павла Ивановича. Провести встречу с ветераном В еликой О течественной войны Седовым Е.Е. Провести викторину о В еликой Отечественной войне. Задачи
Слайд 7
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА 17 июля 1942 г.-2 февраля 1943 г 17 июля 1942 г. Начало Сталинградской битвы-сражение передовых отрядов 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта с отрядами 6-й немецкой армии возле рек Чир и Цимла . С 23 августа 1942 г.-битва в Сталинграде. 19 ноября 1942 г. Войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н. Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского взяли в блокаду войска противника. 2 февраля 1943 г. –последняя вражеская группировка была ликвидирована. Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек.
Слайд 8
Бой у Дома Павлова. Сталинград, 1942 г . Пленные немцы проходят по улицам Сталинграда. Командующий 62-й армией генерал-лейтенант В.И. Чуйков Сбит фашистский транспортный самолет "Ю-52" на подступах к Сталинграду, январь 1943 год.
Слайд 9
Кнутов Павел Иванович-участник Сталинградской битвы Семейный архив Кнутова Павла Ивановича
Слайд 10
Седов Евгений Евтихеевич Встреча с ветераном Ветеран Великой Отечественной войны
Слайд 11
Евгений Евтихеевич - почетный гость в нашем классе
Слайд 12
Мы поздравляем ветерана Евгений Евтихеевич рассказывает нам о его участии в Сталинградской битве
Слайд 13
Заключение. «На Мамаевом кургане тишина» На Мамаевом кургане тишина, За Мамаевым курганом тишина, В том кургане похоронена война, В мирный берег тихо плещется волна. Перед этою священной тишиной Встала женщина с поникшей головой, Что-то шепчет про себя седая мать, Все надеется сыночка увидать. Заросли степной травой глухие рвы, Кто погиб, тот не поднимет головы, Не придет, не скажет: Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!" (В. Боков)
Слайд 14
Результаты работы над проектом 1.В процессе изучения данной работы мы узнали историю Сталинградской битвы, а так же узнали имена маршалов: Жукова Г.К; генерала: Рокосовского К.К; Ватутина Н.Ф, благодаря которым советская армия отстояла Сталинград. 2.Провели встречу с ветераном ВОВ, узнали, что среди нас живут настоящие герои. Собрали большой материал по ВОВ. Провели викторину о ВОВ.
Слайд 15
Список литературы . Бутаев Б. Амет-хан Султан. — М.: Политиздат, 1990, — 237 с. Герои и подвиги. — Кн. 4. — М.: Воениздат, 1966. Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. — М., 2003. – 944 с. Кривошеев Г.Ф. (под редакцией). Россия и СССР в войнах XX века: Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. - М., " Олма-Пресс ", 2001. – 608 с. Переслегин, С. Сюжет пятый: Сталинград // Скрытая история Второй Мировой. Новый взгляд на Войну между реальностями при участии В. Гончарова / С. Переслегин. – М., 2012. – С. 492-524. 6.Рокоссовский К К. Солдатский долг. — 5-е изд. — М.: Воениздат, 1988.— 367
Конкурс исследовательских и проектных работ
«Дебют в науке» среди учащихся
начальных классов
Номинация: «Великая битва Великой Отечественной войны»
2 возрастная группа,
Исследовательская работа
«Сталинградская битва»
Выполнили ученики 3 «В» класса Белова Виктория, Курапова Анастасия, Бударагина Ангелина МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов Адрес:606523, Нижегородская область, Городецкий район, город Заволжье, улица Молодежная, дом 1, Тел. (83161)30313 Руководитель: учитель начальных классов Пономарева Светлана Ивановна |
город Заволжье
2015 год
Содержание
I Введение | ……………………………………………….. | 2-3 | ||||||||
1.Аннотация | ………………………………………………. | 4 | ||||||||
2.Актуальность | …………………………………………… | 4 | ||||||||
3.Цели | ………………………………………………………. | 5 | ||||||||
4.Задачи | ……………………………………………………. | 5 | ||||||||
II Основная часть | ||||||||||
1.Сталинградская битва | ………………………………… | 6-8 | ||||||||
2.Легендарный дедушка | ………………………………… | 9 | ||||||||
3.Встреча с ветераном | …………………………………… | 10-11 | ||||||||
III Заключение | …………………………………………… | 12-13 | ||||||||
IV Список литературы | …………………………………. | 14 | ||||||||
V Приложение | …………………………………………… | 15-35 |
Планирование работы
Предпроектная подготовка:
Работа над проектом.
Заключительная часть проекта.
Методы и формы работы, используемые в проекте:
Введение
Серый дым разрушенных зданий,
Самолет подбитый летит.
Людям нечего есть, голодают,
Много раненых, но врач - дефицит.
Умирали от пуль, от гранаты,
Замерзали насмерть порой.
Гибли, Гибли наши солдаты
В Сталинграде, Под Курском, Москвой.
2
Великая отечественная война 1941-1945 - справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость родины против фашистской германии и ее союзников. Боевые действия продолжались 1418 дней. Тем не менее, приняв капитуляцию, Советский Союз не подписал мир с Германией, то есть формально остался с Германией в состоянии войны. Война с Германией была формально окончена 25 января 1955 г. изданием Президиумом Верховного Совета СССР указа «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией»
Вне всякого сомнения, человеческие жертвы, принесенные гражданами нашей страны на алтарь Победы, являются главной составляющей цены Великой Отечественной войны.
История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень нашей страны. Они убивали и истязали советских людей, не щадя женщин, детей, стариков.
Война фашистской Германии и ее союзников против СССР носила особый характер. Германский фашизм стремился не только захватить территорию СССР, но и уничтожить первое в мире государство рабочих и крестьян, повергнуть социалистический общественный строй.
3
Актуальность и аннотация
Наш выбор выпал на тему о Великой Отечественной войне «Сталинградская битва» по многим причинам. Наверняка эта война останется наиболее важным и скорбным событием в истории нашей страны. Ветеранов Великой Отечественной Войны остается все меньше. Они воевали, защищали нашу Родину и наших людей, а к ним относятся без должного уважения. К чему катится наш мир не понятно. Почему люди до сих пор воюют? Почему в мирное время гибнут дети? Эти проблемы волнуют нас. Сейчас над миром нависла «новая» угроза более масштабной войны и это очень страшно. В общем, много разных вещей заставляют нас задуматься при упоминании о войне.
Россия в очередной раз показала всему миру, что нет ничего сильнее желания сохранить свою землю от иноземных захватчиков. Может быть теперь, внешние агрессоры, пусть даже скрытые, задумаются, а стоит ли нападать? Стоит ли трогать тот народ, для которого нет ничего дороже свободы? Может быть… Хотя кто знает, что готовит нам век грядущий, но все-таки стоит надеяться на то, что может быть он будет более мирным и спокойным чем век двадцатый.
Данный проект знакомит нас с историей русского народа, с силой духа, могуществом и непобедимостью нашего народа.
4
Цели
1.Узнать историю Сталинградской битвы.
2.Узнать какой ценой наш народ одержал победу.
Задачи
1.Найти и отобрать необходимую литературу для проектной работы.
2.Собрать и изучить архивные документы Кнутова Павла Ивановича.
3.Провести встречу с ветераном Великой Отечественной войны Седовым Е.Е.
4.Провести викторину о Великой Отечественной войне.
5
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны добрались и до Волги.
В план масштабного наступления на юге СССР (Кавказ, Крым) командование Германии включает и Сталинград. Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия в котором выпускали военную продукцию, которая была необходима; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.
Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6-й полевой армии Паулюса. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 000 чел., 3 тыс. орудий и около пятисот танков.
Со стороны СССР силам Германии противостоял Сталинградский фронт. Он был создан по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 г. (командующий — маршал Тимошенко, с 23 июля — генерал-лейтенант Гордов).
Сложность также состояла в том, что наша сторона испытывала нехватку боеприпасов.
Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои. Далее хроника событий развивалась следующим образом. 6
23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. На земле также не затихали сражения. Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться, чтобы победить. 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Но и в самом городе люди работали и днем, и ночью. К середине сентября немецкая армия прорвалась к центру города, бои шли прямо на улицах. Фашисты всё больше усиливали атаку. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб.
Мужество сталинградцев не имело себе равных. Много европейских стран завоевали немцы. Порой им нужно было лишь 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. В Сталинграде же ситуация была иная. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу.
В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками. Но заявлять о взятии Сталинграда, как это сделал Гитлер, было еще рано. Немцы не знали, что Советское командование уже имело план разгрома немецких войск, который начал разрабатываться еще в разгар боев, 12 сентября. Разработкой наступательной операции «Уран» занимался маршал Г.К. Жуков.
В течение 2 месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка. Фашисты осознавали слабость своих флангов, но не предполагали, что советскому командованию удастся собрать нужное количество войск. 7
Далее история Сталинградской битвы была такова:
19 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского перешли в наступление. Им удалось окружить противника, несмотря на сопротивление. Также в ходе наступления было взято в плен пять и разгромлено семь вражеских дивизий. В течение недели с 23-го ноября усилия советских войск были направлены на укрепление блокады вокруг врага. С целью снятия этой блокады немецким командованием была сформирована группа армий «Дон» (командующий - генерал-фельдмаршал Манштейн), однако и она была разгромлена.
Уничтожение окруженной группировки вражеской армии было поручено войскам Донского фронта (командующий - генерал К.К. Рокоссовский). Так как немецкое командование отвергло ультиматум о прекращении сопротивления, советские войска перешли к уничтожению противника, что стало последним из основных этапов Сталинградской битвы. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована, что и считается датой окончания битвы.
Итоги Сталинградской битвы:
Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек.
8
Легендарный дедушка
Кнутов Павел Иванович-участник Сталинградской битвы
23 августа 1942г. немецко-фашистские войска начали наступление на город Сталинград (теперь Волгоград). 200 дней длилась эта величайшая битва Великой Отечественной войны. Немецкие силы превышали советские силы вдвое. С Дальнего Востока моего прадедушку вместе с другими солдатами переправили в город Сталинград. Войска бились не на жизнь, а насмерть. Говорили, что продолжительность жизни солдат в битве за Сталинград составляла 24 часа. Горели и небо, и земля. В одном из боёв прадедушку контузило, завалив землёй в окопе. К счастью, его откопали и переправили в госпиталь. А потом ему дали отпуск и он приехал на побывку к своим родителям в деревню Лаврушкино. Отдохнув и поправившись от контузии, прадедушка Павел возвращается в свою часть.
И снова - Война!
9
Встреча с ветераном
Живет среди нас Седов Евгений Евтихеевич-ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
18 февраля (2015 года) наш класс пригласил Евгения Евтихеевича в школу №19. Нам хотелось узнать о событиях военных лет, поближе познакомиться с самим Евгением Евтихеевичем, расспросить его о сражениях Великой Отечественной войны, в которых он принимал участие и, конечно, о Сталинградской битве, ведь мы узнали, что являлся участником тех событий.
Ребята с увлечением слушали рассказ ветерана, задавали вопросы и из уст непосредственного участника тех героических событий узнали много для себя нового, прониклись атмосферой подвига и самоотверженности Советских людей в военное время.
Для Жени Седова война началась в то время, когда он отучился год в Горьковском речном училище и был направлен с сокурсниками в 1942 году «на практику» под Сталинград. Вскоре на Волге началось наступление немецко-фашистской армии и перед нашими практикантами - была поставлена задача: отвести от города по воде нефтеналивные баржи в районы Куйбышева и Камышина.
В июле 1942 года, команду парохода «Лев» подчинили Волжской военной флотилии, на борту появилось два пулемета с зенитчиками, и команда начала переправлять советские войска с левого берега Волги на правый под Сталинград, а оттуда раненых.
Евгений Евтихеевич, с волнением вспоминая это время, рассказал следующий эпизод: «Однажды от вражеской бомбежки загорелся теплоход «Иосиф Сталин», вместивший в себя 2,5 тысячи раненых. На наших глазах, а ведь нам, мальчишкам, было по пятнадцать с половиной лет, тонули люди в горящей Волге. Я лично видел это и слышал, как кричали они и стонали, но
10
помочь, мы ничем не смогли. За 30 минут не стало ни людей, ни теплохода, по верху плавали одни головешки»
Встреча прошла очень волнительно и торжественно. Она произвела на нас большое впечатление. В конце встречи мы читали стихи, подарили ветерану подарки. Он был очень тронут и обещал прийти еще не раз.
11
Заключение
«На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"
(В. Боков)
12
Результаты работы над проектом
Не просто было собрать материал по данной работе, в ходе работы столкнулись с трудностями в подборе литературы, много было противоречивой информации, сложным оказалось найти ветерана –очевидца Сталинградской битвы. Но мы старались и общими усилиями выполнили проект.
В процессе изучения данной работы мы узнали историю Сталинградской битвы, а также узнали маршалов: Жукова Г.К; генерала: Рокоссовского К.К; Ватутина Н.Ф, благодаря которым советская армия отстояла Сталинград. Благодаря, семейным архивам встречам с ветераном мы узнали, что и в нашем городе проживали и живут настоящие герои.
В данном проекте мы преследовали цель показать насколько было тяжело нашим бойцам сражаться со столь грозным противником, почему мы одержали победу в этой нелёгкой схватке, как развивались бои на советско-германском фронте в этот период и какие цели преследовали каждая из сторон.
В нашей работе мы хотели показать стойкость людей, стойкость советского народа, когда даже в самые тяжёлые моменты он не сдавался, а держался не давая врагу пройти, и верил, верил в то что всё получится и всё закончится хорошо.
13
Список литературы
14
Приложение
Приложение №1
Рис. 1. Бой у Дома Павлова. Сталинград, 1942 г.
15
Приложение №2
Рис. 2. Руины Сталинграда. Февраль 1943 г.
16
Приложение №3
Командующий 62-й армией генерал-лейтенант В.И. Чуйков
Сбит фашистский транспортный самолет "Ю-52" наподступах к Сталинграду, январь 1943 год.
17
Приложение №4
Пленные немцы проходят по улицам Сталинграда.
18
Приложения №5
Г.К. Жуков в Екатеринбурге... Декабрь...
День рождения дважды Героя
19
Ватутин Николай Федорович 3 декабря 1901
20
Седов Евгений Евтихеевич - участник Сталинградской битвы. 29
Приложение№14
Вопросы к Седову Евгению Евтихеевичу
1.Сколько было лет, когда началась Вов?
2. Где застала вас война?
3. В каких родах войск вы служили, Ваша воинская специальность, звание?
4. Какая была первая медаль, за какие заслуги?
5. Были ли Вы ранены, как это произошло?
6.В каких сражениях Вы участвовали?
7.Ваше участие в Сталинградской битве?
8. Какое событие было самым памятным?
9. Как удавалось не падать духом, поддерживать дисциплину?
10. Страшно ли было на войне?
11. Как приходилось отдыхать?
12. Какие страны во время войны Вам пришлось повидать?
13. Какие чувства переполняли Вас в День Победы?
14. Вернулись ли Ваши родные и близкие с войны?
15. Когда для вас закончилась война?
16. Где и как Вы начали послевоенную жизнь?
30
Приложение №15
Викторина
о Великой Отечественной войне
3 «В» класс
2015 год
31
Какое государство в 1941 году, без объявления войны вторглось в пределы Родины?
Какие государства были союзниками СССР в годы ВОВ?
Кто был Верховным Главнокомандующим?
Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества в первые дни ВОВ.
Какие сражения ВОВ вы знаете?
Назовите советских полководцев и военноначальников, участвовавших в ВОВ.
Что вы знаете о блокаднице Ленинграда Тане Савичевой?
Назовите фамилии советских воинов, водрузивших флаг над Рейхстагом.
32
Приложение №17
Встреча с ветераном
Евгений Евтихеевич рассказывает о трудных военных буднях
Читаем стихи ветерану 33
Какой ценой была завоевана Победа!
Стихотворение Г. Шеховского «У вечного огня» читает Смирнова Настя 34
Подарки ветерану
Связь поколений 35
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Зимний дуб
Ручей и камень
Два плуга
Северное сияние
Комментарии
Виктория, Ангелина, Анастасия
Виктория, Ангелина, Анастасия! Спасибо за участие в Вахте памяти, спасибо за ваш исследовательский труд.Молодцы! Вы сердцем прикоснулись к памяти, к тому, что забыть никак нельзя. Я вас прошу продолжить свою работу, дописать еще один пункт в план своего проекта. На Вахте памяти вы можете сохранить память о ветеранах, чьи имена назвали в работе. Страничку памяти посвятите Кнутову П.И. и внучка ,рассказав о нем, получит отдельное св-во участника Вахты памяти со ссылкой на свою работу, и отдельно расскажите о Седове Е.Е. А фотографии можно оформить в фотоальбом и разместить его на Вахте памяти. Спасибо, Светлана Ивановна, за то, что учите своих учеников хранить память.
На сайте Подвиг народа:
Седов Евгений Евтихиевич
Год рождения: __.__.1926
место рождения: Горьковская обл., Борский р-н, д. Золотово
№ наградного документа: 74
дата наградного документа: 06.04.1985