Исследование посвящено изучению возможного влияния экономических санкций ЕС на развитие промышленности Калужской области на примере автокластера. В качестве источников служат официальные сведения с портала органов власти Калужской области.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_sanktsiy_sayt.docx | 226.71 КБ |
Исследование влияния экономических санкций
ЕС на промышленность Калужской области
(на примере автокластера)
Автор: Котельников Дмитрий Александрович, ученик 11 класса МОУ СОШ № 2 г.Малоярославца имени А.Н.Радищева
Руководитель: Зенина Евгения Анатольевна,
учитель обществознания и истории
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время российская экономика переживает нелегкие времена. Немаловажную роль в ухудшении положения сыграли экономические санкции ЕС. Первые санкции ЕС против России были введены еще 6 марта 2014 года, в период Крымского кризиса, но они имели более символический характер и были похожи больше на недружественный жест со стороны Запада, чем на реальный удар по экономике. Следующие этапы ограничений для Российской Федерации стали намного более существенными и способны нанести серьезный урон российской экономике уже в среднесрочной перспективе. Под действия санкций попали крупнейшие банки, предприятия энергетической и оборонной сферы, помимо этого со стороны европейских, американских, японских, канадских и австралийских компаний было принято решение об ограничении поставок технологий, вооружения, полезных ископаемых и прочих товаров на российский рынок.
Калужская область является одним из успешно развивающихся регионов Центрального федерального округа. Выгодное географическое положение области и прогрессивная работа региональных властей с инвесторами привели к появлению в Калужской области нескольких крупных кластерообразующих проектов. Среди них крупнейшие международные концерны: Volkswagen, Volvo, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, GE, Samsung, Continental, Berlin-Chemie/Menarini, Novo Nordisk, STADA CIS и др. Это мгновенно и кардинально сказалось на структуре и качестве экономики региона. В Калужской области разработана четкая стратегия инвестиционного развития, сформирован благоприятный инвестиционный климат. Калужская область входит в число лидеров по привлечению иностранных инвестиций в экономику региона. На долю иностранных инвестиций только в обрабатывающих производствах приходится за 2012 год от 87,4% до 95,7% [6,15]. В 2013 году в экономику Калужской области поступило 1,3 млрд. долл. США иностранных инвестиций (120,9 процента к уровню 2012 года) [4].
Актуальность выбранной темы обуславливает значимое положение в промышленности Калужской области совместных предприятий с иностранными партнерами, и возможное влияние экономических санкций на их работу и промышленность региона в целом, и также возможное несоответствие инвестиционной стратегии региона нынешним реалиям.
Целью данной работы является изучение возможного влияния экономических санкций ЕС 2014 года на промышленность Калужской области на основе анализа развития промышленности.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- проанализировать и дать характеристику промышленности Калужской области;
- исследовать влияния санкций на промышленность региона;
- исследовать доступную информацию по предпринимаемым мерам урегулирования экономической ситуации региона и защите от негативного влияния санкций;
- сделать прогноз возможного развития промышленности региона;
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют более глубоко осмыслить влияние экономических санкций на промышленность и в целом экономику региона и использовать полученные при этом знания, отражающие передовой уровень экономической и управленческой науки, на практике с целью совершенствования управления в различных сферах жизни общества.
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКЦИЙ. ПРИЧИНЫ, ЭФФЕКТЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Экономические санкции, направленные против России, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т. е. ограничения накладываются не на государство в целом, как на единый геоэкономический субъект, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица. Также, отдельно следует отметить, что санкции исходят не только от отдельных суверенных государств, но и от экстерриториальных организаций. Также некоторые международные компании поддержали и\или признали экономические санкции. Причины санкций против России многосложные в своей основе и хронологии. Можно выделить в качестве наиболее значимых политические и финансово-экономические.
Анализ санкций показывает, что они направлены на ограничение присутствия российских (гос)компаний в различных сегментах мирового и, прежде всего, европейского рынка, на долю которого приходится половина внешнеторгового оборота РФ. Опираясь не на рыночную конкуренцию, а на политические и информационные механизмы, западные (прежде всего американские и британские) компании посредством международного лобби получают возможность в перспективе увеличить свою долю в желаемых сегментах рынка Европы. Гражданская война в Украине выступает удобным формальным поводом к действию.
Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что санкции направлены против ключевых (т. е. конкурентоспособных) отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала.
Векторы налагаемых санкций:
- в отношении российских нефтяных, газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отраслей;
- запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки;
- отказ от совместных проектов в нефтяной и газовой сферах и инвестирования перспективных проектов;
- заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц;
- отключение российских банковских структур от международных платёжных систем;
- сокращение клиентского портфеля за рубежом;
- ограничение доступа к инвестиционным проектам;
- ограничение доступа к внешним заимствованиям (кредитам);
- ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом;
- прочее.
При сохранении или расширении текущих санкций, можно ожидать уменьшения доли российских компаний на нефтяном (и в перспективе на газовом) рынке Европы и замещение их американскими и британскими компаниями, которые ранее работали на рынок США.
Зависимость России от поставок сырья на рынок ЕС рано или поздно должно было дать о себе знать, соответственно диверсификация рынков сбыта становится приоритетной задачей для экономики РФ, требующей форсированного разрешения.
Россия в числе мировых лидеров по производству нефти и газа и эскалация конфликта с ней может привести к глобальному росту цен на нефть и газ, что может существенно усугубить и без того тяжелое посткризисное экономическое положение развитых капиталистических экономик.
Полная экономическая изоляция России выглядит сомнительной, ввиду глубокой интеграции мировых капиталов. К примеру, США и ЕС, вводя санкции против «Роснефти» ущемляют интересы британской компании BP, которой принадлежит 19,75% акций компании. Ограничения поставок российского газа на рынок ЕС, что в настоящее время невозможно, скажется на доходах Bank of New York, которому принадлежит 27% акций «Газпрома». Ситуация аналогична и с другими отраслями. Больше всего страдают от санкций те компании, в которых меньше доля иностранного капитала и выше доля Российской Федерации или её резидентов.
В общем итоге, мировая экономика может пострадать от экономической конфронтации между РФ и ЕС/США.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА
Калужская область находится в Центральном Федеральном Округе, граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской областями, область расположена в 143 км от МКАД. Площадь территории составляет 29,9 тыс. кв. км. Через территорию области проходят важнейшие международные автомобильные и железнодорожные магистрали: Москва — Калуга — Брянск — Киев — Львов — Варшава. Административный центр области — город Калуга [20].
Численность населения области по данным Росстата составляет 1 004 544 чел. (2014). Плотность населения — 33,74 чел./км2 (2014). Городское население —75,91 % (2014) [26].
Ведущее место в структуре экономики области занимает промышленный комплекс. Экономическая политика, которую проводит Калужская область, изменила структуру промышленного комплекса, создала условия для появления высокотехнологичных производств. В области сконцентрировано более 2700 различных предприятий. Они формируют порядка 35% ВРП и обеспечивают более половины налоговых поступлений в областной бюджет. В промышленности работает почти треть населения области.
Калужская область занимает лидирующие позиции в России по темпам роста промышленности, объемам инвестиций на душу населения, темпам роста реальных доходов населения и уровню внедряемых в производство передовых технологий.
Рис.1. Объем промышленного производства Калужской области в период 2000-2013 гг.[19]
Рис.2. Объем инвестиций в основной капитал Калужской области в период 2000-2013 гг. [19]
Рис.3. Объем иностранных инвестиций Калужской области в период 2000-2013 гг. [19]
Калужская область является ярким примером промышленного региона с доминирующим положением обрабатывающих производств. Удельный вес обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства за 2013 год составил 95,3%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 4%, добычи полезных ископаемых - 0,7%
Рис.4. Объем обрабатывающего производства Калужской области период 2000-2013 гг.[19]
Активно развиваются предприятия, представляющие традиционные сектора экономики, — это производители турбогенераторов и газотурбинных двигателей, железнодорожной техники, строительных материалов, электроники, оптики и многого другого. Создаются новые высокотехнологичные производства, занимающиеся исследованиями и разработками в различных сферах: от ядерных технологий, авиации и космонавтики до наномеханики и очистки воды.
В структуре промышленного производства региона основной удельный вес занимает машиностроительный комплекс, он составил 64,2%, производство пищевых продуктов – 10%, металлургическое производство – 8,3%, лесопромышленный комплекс – 3,8%, производство строительных материалов – 3,5%.
За последние семь лет объём промпроизводства в Калужской области вырос в два с половиной раза. Фактически к существовавшей промышленности Калужской области добавилось ещё полторы.
Одним из способов реализации инновационной стратегии социально-экономического развития в Калужской области является кластерная. Согласно М.Портеру, который ввел представление о кластере в современную экономическую науку, «кластер – это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5]. Кластерный подход в управлении региональным развитием - это, прежде всего, новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность региона или отрасли, а вместе с тем и государства в целом. Формирование и поддержка кластеров закономерным образом в последнее время приобретает популярность в региональном управлении.
В Калужской области, согласно стратегии социально-экономического развития, в ближайшие 20 лет планируется формирование 7 кластеров:
- кластер жизнеобеспечения и развития среды;
- автостроительный кластер;
- образовательный кластер;
- транспортно-логистический кластер;
- агропищевой кластер;
- кластер биотехнологий и фармацевтики;
- туристско-рекреационный кластер.
Причем работа по строительству и развитию автостроительного кластера и кластера биотехнологии и фармацевтики уже активно проводится в области.
В 2013 году в области зарегистрировано 33 фармацевтических компании. В Калужской области формируется фармацевтический кластер, основу которого составляют предприятия, занимающиеся разработкой научных идей и внедрением новых технологий. Деловыми партнерами региона стали крупнейшие иностранные фармкомпании. Центром научных исследований является первый наукоград России — Обнинск.
Для успешного развития транспортно-логистического кластера регион располагает целым рядом преимуществ. Прежде всего географическим: область граничит с Москвой и, обладая внушительным транзитным потенциалом, имеет все шансы стать ключевым логистическим центром всего ЦФО. Второе — надежные партнеры: регион сотрудничает с крупнейшими логистическими операторами: GEFCO, Green Logistics, Rhenus Logistics , «ТрансКонтейнер» и др. Третье — это четкая стратегия дальнейшего развития кластера. В регионе строятся мультимодальные транспортно-логистические терминалы, таможенные, складские комплексы, развивается автомобильная, железнодорожная, аэропортовая инфраструктура, т.е. формируется вся необходимая инфраструктура для непрерывного процесса — от доставки сырья до получения конечной продукции потребителем.
Передовым кластеробразованием в Калужской области является автомобильный кластер. Калужская область сегодня сформировала ведущий российский автокластер (ТОП-3 в России по производственным мощностям), в состав которого входят крупнейшие мировые производители (VOLVO, PSA Peugeot-Citroen,Volkswagen, Mitsubishi Motors) 7 мировых авто-брендов, 25 моделей автомобилей и сеть крупнейших производителей автокомпонентов. Перспективы развития кластера связаны с началом строительства в 2013 году в Калуге завода по производству автомобильных двигателей. Двигатели завода VW будут поставляться на сборочные конвейеры VOLVO, PSA Peugeot-Citroen, Volkswagen, Mitsubishi Motors и в Нижнем Новгороде. Общий объем инвестиций в новые проекты кластера составит около 1 миллиарда евро, среди них начало производства систем шасси и электрооборудования на территории Калужской области. К 2014 г. автопроизводители Калужской области планируют создать сеть R&D подразделений, а регион станет крупнейшим российским центром компетенций подготовки специалистов в сфере автомобилестроения по направлениям «мехатроника» и «автомехатроника», «наземные транспортные системы», «логистика», адаптированные к нуждам предприятий автокластера.
В структуре промышленного производства за 2013 год вырос удельный вес металлургического производства и производства готовых металлических конструкций, составив 8,3% (2012 год — 7,3%), растет доля химического производства (1,7% в 2013 году, 1,3% в 2012 году), при этом доля машиностроительного комплекса остается наиболее весомой — 64,2% в 2013 году (66,3% в 2012 году) [8].
В 2013 году машиностроительный комплекс области включал 1071 предприятие. Отличительной особенностью машиностроительного комплекса Калужской области является широкая диверсификация выпускаемой продукции.
На территории Калужской области создано более 250 предприятий с участием иностранного капитала, включая филиалы и представительства иностранных компаний. В промышленности наибольшее число предприятий с иностранными инвестициями сосредоточено в отраслях «машиностроение и металлообработка» (33,3%), «лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность» (16,6%). Свои проекты в регионе реализуют крупнейшие международные концерны: Volkswagen, Volvo, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, GE, Samsung, Continental, Berlin-Chemie/Menarini, Novo Nordisk, STADA CIS и др.
III. ВОЗМОЖНОЕ ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Экономические отрасли, на которые направлены экономические санкции, частично или вовсе не задействованы в Калужской области. Отсюда можно сделать вывод, что прямого воздействия на экономику региона экономические санкции не несут. Однако, произведенный санкциями макроэкономический эффект для российской экономики, выраженный, прежде всего, отрицательной тенденцией в росте ВВП, ухудшением делового климата, снижением доверия инвесторов, понижение долгосрочного и краткосрочного рейтинга России по обязательствам в иностранной валюте (по рейтингу агентства Standard & Poor’s), привел к негативным последствиям для экономики РФ, которые отразятся на экономической ситуации Калужского региона. Из них представляется низкий уровень потребления и инвестиций, рекордный отток капитала (более 120 млрд долларов США, что составляет 5 % ВВП России), обвал национальной валюты и российского фондового рынка (в августе-октябре 2014 года рубль оказался наиболее стремительно падающей валютой среди 170 мировых валют). Все это расширяет перечень макроэкономических проблем России. Кроме того, запрет на импорт сельскохозяйственной продукции существенно повлиял на уровень инфляции, в результате чего цены на продукты питания выросли на десятки процентов, а общий уровень инфляции теперь составляет 8 %. Также в связи с экономической ситуацией может быть увеличена экономическая нагрузка.
Эффект от санкций на сырьевую, добывающую, перерабатывающую промышленность и машиностроение, что наиболее важно для Калужской области, имеет более долгосрочный характер, и может проявиться только спустя некоторое время. Пока что нельзя назвать конкретные случаи существенного влияния санкций на промышленность, в большинстве ситуаций все сводится к отдельным случаям, когда российские компании сталкиваются с трудностями в работе из-за отсутствия доступа к определенным технологиям. Чаще всего это касается нефте- и газодобычи.
Крупнейший шведский автоконцерн Volvo, официально поддержавший санкции, расширил свое производство в Калужском регионе. 27 ноября на территории индустриального парка «Калуга-Юг» был открыт завод по производству кабин для грузовиков. Новый завод успешно встроится в производственную цепочку концерна. Кабины, собранные и окрашенные на этом предприятии, будут поставляться на действующий завод, выпускающий грузовики марок Volvo и Renault. Стартовая производственная мощность составит 15 тысяч кабин в год. На предприятии создано 350 рабочих мест. Инвестиционные вложения в проект оцениваются в 90 млн евро. Данный завод считается самым современным среди аналогичных предприятий шведского концерна.
Концерн Volvo является одним из ключевых резидентов калужского автокластера. На сегодняшний день в регионе действуют завод по выпуску грузовиков Renault и Volvo (открыт в январе 2009 года), «Вольво Трак Центр» (начал работу в июне 2009 года), таможенно-логистический терминал (работает с августа 2012 года) и завод по производству экскаваторов Volvo (запущен 14 мая 2013 года).
Как сообщает международное агентство новостей и финансовой информации Reuters, завод Volkswagen Group Rus в Калужской области третий раз за 2014 год приостановил производство. Завод уходит на простой с 22 по 31 декабря. Работу возобновит 12 января после праздничных каникул. Все сотрудники завода отпущены в отпуск с сохранением 2/3 зарплаты от среднего заработка за прошлый год. В будущем не исключены и более кардинальные меры по так называемой «оптимизации персонала», то есть сокращение части штата завода [25]. С 8 сентября 2014 года компания Volkswagen Group Rus уже приостанавливала свое производство на калужском заводе на две недели в связи с сокращением объемов выпуска. Второй раз с 30 по 31 октября и с 5 по 7 ноября.
По сообщениям обозревателей подобные действия связаны со «сложной политической ситуацией в мире». Однако, данное сообщение вызывает определенные сомнения. Что касается реальных причин, то в головном офисе VW в Вольфсбурге пояснили, что приостановка производства необходима для урегулирования объемов выпускаемой продукции в соответствии с «общей ситуацией на экономическом рынке России». Западные санкции значительно опустили курс рубля, в связи с чем покупательская способность снизилась, и автомобильный рынок больнее всего ощутил падение спроса.
В опубликованном отчете «Ассоциации европейского бизнеса» сказано, что за сентябрь месяц текущего года в России было реализовано 197 662 новых автомобиля, что на 20,1% меньше по сравнению с сентябрем 2013 года. Всего в период январь-ноябрь 2014 года на территории РФ было продано 2,22 млн машин, что на 11% меньше, чем в 2013-м соответственно. По итогам 2013 года, в России продано около 2,5 млн. автомобилей. Автомобильные продажи в России сокращались в течение последних 9 месяцев и достигли пикового 20%-го сокращения в сентябре. В связи с данной тенденцией, Завод «ПСМА Рус» в Калуге приостановил со вчерашнего дня сборку автомобилей Peugeot, Citroen и Mitsubishi и возобновит её 12 января 2015 года.
Рис.5. Статистика продаж новых автомобилей в России за периоды Январь-Ноябрь 2011-2014 гг. [24]
При этом компания Volkswagen полностью подтверждает свои обязательства на российском рынке и последовательно придерживается выполнения инвестиционной программы. В частности, речь идет о продолжении строительства завода по производству двигателей в Калуге, заложенный в 2013 году, и склада запасных частей в Московской области, открытие которых запланировано на 2015 год.
IV. ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ РЕГИОНА
В условиях охлаждения международных отношений между Россией и ЕС, условием для экономического процветания и партнерства является альтернативная возможность внешнеэкономических связей. В этом плане положительную оценку заслуживает работа администрации Калужской области по своевременной переориентации приоритетов привлечения инвестиций из стран Азии (Китай, Южная Корея и другие). Смещение приоритетов в сторону Азии связано с динамичным ростом их экономик и тем, что она в результате кризиса пострадала гораздо меньше. Данная экономическая стратегия соответствует стратегии РФ в целом.
Внешнеторговый оборот Калужской области с Китаем за 2013 год вырос почти на 32% и составил 875 млн долларов США. КНР является вторым после Германии торговым партнером Калужской области. Сегодня на территории региона работают китайские предприятия автомобильной индустрии — «Fuyao Glass Industry Group» по производству стекла и «Yapp Rus Automotive System» по производству топливных систем для легковых автомобилей. Помимо размещения производственных мощностей, компании из Китая принимают участие в техническом оснащении инновационных объектов, в том числе одного из крупнейших в России цементных заводов «Lafarge», а компания «Petra-Haihua» занимается реконструкцией взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Калуга». Кроме того, сотрудничество с организациями КНР осуществляют научные и образовательные учреждения региона.
Инвестиционный портал Калужской области 28 октября запустил китайскую версию. Проект подобного формата стал первым в Центральном федеральном округе.
Представители китайского бизнеса смогут изучить экономический потенциал региона, ознакомиться с доступными индустриальными площадками для размещения производства, налоговыми льготами и преференциями.
Также Инвестиционный портал позволит китайскому бизнесу лучше ориентироваться в социально-экономических реалиях Калужской области, что позволит увеличить поток инвестиций в наш регион.
Крупная турецкая компания «Kastamonu», выпускающая продукцию из древесины, планирует открыть деревообрабатывающий завод в Калужской области. Новое предприятие разместится на территории особой экономической зоны «Людиново». Предположительно, объем инвестиционных вложений составит порядка шестисот миллионов долларов. Годовой объем производства достигнет 450-470 тыс. куб. древесины. В настоящее время переговоры между сторонами находятся на финальной стадии, окончательное соглашение о реализации проекта будет подписано в мае 2015 года.
Калужский завод станет вторым предприятием турецкой компании на территории России. На нем планируется выпускать древесные плит МДФ, ДСП, ламинированные напольные покрытия, дверные накладки и мебельные панели. Турецкий холдинг входит в пятерку крупнейших деревообрабатывающих предприятий в Европе.
Рис.6. Внешнеторговый оборот Калужской области в период 2000-2013 гг. [19]
Также администрация Калужской области ведет активный диалог со странами СНГ, Аргентиной, Чили, ЮАР и др. Всего внешнеэкономические связи предприятий Калужской области охватывают свыше 70 стран мира, что обеспечивает высокую вариативность в экономической стратегии региона и защиту от нестабильности в определенных сегментах экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономические санкции в связи с Украинскими событиями 2014 года направлены против ключевых [т. е. конкурентоспособных] отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности РФ, а также против российского банковского капитала.
Калужская область является одним из успешно развивающихся регионов Центрального федерального округа. Ведущее место в структуре экономики области занимает промышленный комплекс.
В области сконцентрировано более 2700 различных предприятий. Они формируют порядка 35% ВРП и обеспечивают более половины налоговых поступлений в областной бюджет.
В структуре промышленного производства региона основной удельный вес занимает машиностроительный комплекс - 64,2%.
Калужская область сегодня сформировала ведущий российский автокластер, в состав которого входят крупнейшие мировые производители (VOLVO, PSA Peugeot-Citroen,Volkswagen, Mitsubishi Motors).
На территории Калужской области создано более 250 предприятий с участием иностранного капитала, включая филиалы и представительства иностранных компаний.
Прямого воздействия на экономику региона экономические санкции не несут. Однако, произведенный санкциями макроэкономический эффект для российской экономики привел к негативным последствиям для экономики РФ, которые отразятся на экономической ситуации Калужского региона. Эффект от санкций на сырьевую, добывающую, перерабатывающую промышленность и машиностроение, в частности Калужской области, имеет более долгосрочный характер, и может проявиться только спустя некоторое время.
В условиях охлаждения международных отношений между Россией и ЕС, условием для экономического процветания и партнерства является альтернативная возможность внешнеэкономических связей. В этом плане положительную оценку заслуживает работа администрации Калужской области по своевременной переориентации приоритетов привлечения инвестиций из стран Азии (Китай, Южная Корея и др.) СНГ и др.
Всего внешнеэкономические связи предприятий Калужской области охватывают свыше 70 стран мира, что обеспечивает высокую вариативность в экономической стратегии региона и защиту от нестабильности в определенных сегментах экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Мороз и заяц
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как нарисовать лимон акварелью
Валентин Берестов. Аист и соловей