Учебный проект по биологии и химии.
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_sostoyaniya_vneshnego_dyhaniya_u_shkolnikov_s_razlichnoy.ppt | 2.9 МБ |
nauchnaya_statya.doc | 560 КБ |
Слайд 1
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. Выполнили: Капустина Алена и Керимова Брилянт . Ученицы 8 в класса МОУ СОШ №2 Научный руководитель: Герман А.А.Слайд 2
ЦЕЛЬ РАБОТЫ Цель работы: изучить химическую природу кислорода, углекислого газа и гемоглобина и состояние внешнего дыхания школьников с различной степенью физической подготовки.
Слайд 3
ЗАДАЧИ Изучить химическую природу кислорода и углекислого газа. Выявить участие кислорода и углекислого газа в обмене газов в организме человека. Выяснить, как влияет гипоксия на функциональное состояние человека. Познакомиться с методами исследования функций внешнего дыхания. Проведение функциональных проб. Изучить состояние внешнего дыхания у школьников с различной степенью физической подготовки.
Слайд 4
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Описательный. Сравнительный. Экспериментальный. Математический. Френсис Гальтон – основоположник биологической статистики
Слайд 5
ХИМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КИСЛОРОДА И УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА
Слайд 6
УЧАСТИЕ КИСЛОРОДА И УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В ОБМЕНЕ ГАЗОВ В ОРГАНИЗМЕ гемоглобин
Слайд 7
СТРОЕНИЕ ЭРИТРОЦИТОВ
Слайд 8
ВЛИЯНИЕ ГИПОКСИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Увеличение напряжения кровеносной и дыхательной систем. Развивается стресс-реакция. Дефицит энергии. Депрессия систем организма
Слайд 9
ВЛИЯНИЕ ДЕФИЦИТА КИСЛОРОДА НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ Повышается уровень эмоциональной возбудимости. Снижается критическое мышление. Замедляются тонко координированные реакции.
Слайд 10
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ
Слайд 11
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ M = С = Σ(V - М) 2 σ² = mM = t d =
Слайд 12
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ (ПРОБА ШТАНГЕ) Распределение признаков по классам в группе «школьники –спортсмены». Распределение признаков по классам в группе «школьники».
Слайд 13
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОБ ШТАНГЕ И ГЕНЧА
Слайд 14
РЕЗУЛЬТАТЫ КОМБИНИРОВАННОЙ ПРОБЫ СЕРКИНА
Слайд 15
ВЫВОДЫ Все энергетические превращения в организме осуществляются при участии кислорода. В первую очередь на дефицит кислорода реагируют системы дыхания и кровообращения, обеспечивая рациональное перераспределение крови. Состояния, при которых уменьшается количество кислорода в крови человека(например, гипоксия) представляют собой патологические изменения в клетках и тканях организма. В результате проведенного исследования было выявлено, что показатели внешнего дыхания у школьников- спортсменов достоверно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.
Слайд 16
Спасибо за внимание.
«Изучение состояния вешнего дыхания у школьников с различной
степенью физической подготовки»
Капустина Алена, Керимова Брилянт
Россия, Ханты -Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань
МОУ СОШ № 2 8В класс
Научная статья.
Экологические условия Севера оказывают выраженное влияние на формирование растущего организма, на состояние и развитие его физиологических систем. К числу значимых отрицательных стресс-факторов, отражающихся на самочувствии, умственной и физической работоспособности, физическом развитии, степени течения заболевания, можно отнести воздействие низких температур, длительное световое голодание, резкие перепады атмосферного давления, изменения парциального давления кислорода, магнитные бури, сезонную зависимость физического состояния и др.
Важную роль в адаптивных перестройках организма на Севере играют сердечно-сосудистая и дыхательная системы, ответственные за кислородный режим организма. Деятельность этих систем чаще всего становится фактором, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма в процессе его адаптации к различным условиям внешней среды.
Напряженный кислородный режим является одной из главных особенностей Севера, который обусловлен завышенными энергозатратами, влиянием низких температур на систему органов дыхания и активацией метаболических процессов. Климато -экологические условия Севера повышают потребность организма в кислороде, вызывают более частое усиление деятельности аппарата внешнего дыхания у детей.
Низкая способность детей переносить гипоксические состояния связана с тем, что их органы и ткани хуже, чем у взрослых, утилизируют кислород. Поэтому снижение напряжения кислорода в крови приводит у них к кислородному голоданию тканей быстрее, чем у взрослых. Если еще учесть отсутствие запасов кислорода, то становится очевидной и исключительно высокая чувствительность организма детей к малейшим нарушениям поступления и транспорта кислорода к тканям.
Газообмен в легких осуществляется в результате диффузии из альвеолярного воздуха в кровь и углекислого газа из крови в альвеолярный воздух. Диффузия происходит вследствие разности парциального давления этих газов в альвеолярном воздухе и их напряжением в крови. Парциальное давление является силой, с которой молекулы этих газов стремятся проникнуть через альвеолярную мембрану в кровь. Сила, с которой молекулы растворенного газа стремятся выйти в газовую среду, называется напряжением газа в жидкости (рис 1)
Гемоглобин является основной составной частью эритроцитов и обеспечивает дыхательную функцию крови, являясь дыхательным ферментом. Он находится внутри эритроцитов (рис.2), а не в плазме крови, что:
По химической структуре гемоглобин – хромопротеид. Состоит из белка глобина и гемма. В молекуле гемоглобина содержится одна молекула гемоглобина и 4 молекулы гемма. Гем имеет в своем составе атом железа, способный присоединять и отдавать молекулу кислорода (рис. 2)
Разновидности гемоглобина у человека.
Патологические соединения гемоглобина: карбоксигемоглобин (соединение с угарным газом) и метгемоглобин – окисленный гемоглобин под влиянием сильных окислителей.
Перенос кислорода (рис. 3 ) настолько важная задача, что в процессе эволюции эритроциты претерпевают серьезные изменения в строении (фото 1).
Сравнительная характеристика эритроцита крови лягушки (класс Земноводные)
и человека (класс Млекопитающие).
Эритроцит и его характеристика | Лягушки | Человека |
1. Форма | Овальная | Двояковогнутая |
2. Размеры | 21 – 24 мкм (величина табличная) | 7 – 8 мкм (величина табличная) |
3. Строение | Наличие ядра | Ядра нет |
4. Окраска цитоплазмы | Светло - розовая | Ярко - красная |
Вывод: Кровь человека в единицу времени переносит больше кислорода, чем кровь лягушки потому, что у двояковогнутого диска площадь поверхности больше, чем у шарика (при одинаковых объемах) и благодаря маленьким размерам эритроцитов. Огромная общая площадь поверхности эритроцитов помогает им захватывать и переносить такое количество кислорода, которое полностью обеспечивает жизнедеятельность всех органов и тканей.. Перенос кислорода настолько важная задача, что для наиболее полноценного ее выполнения эритроциты человека даже лишились своего клеточного ядра и уже сами не могут размножаться. Но зато место ядра в них заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода, чем эритроциты низших животных. Так, на высоких ступенях развития животного мира отдельные клетки «приносят себя в жертву» всему живому организму.
Наиболее чувствительной к дефициту кислорода является центральная нервная система, со стороны которой наблюдаются следующие изменения высших психических функций:
Отсюда вытекают и плохая дисциплина на уроке и низкая успеваемость.
Для оценки функционального состояния дыхательной и сердечно - сосудистой системы широко применяются простые и доступные функциональные пробы:
1. с задержкой дыхания на вдохе (Штанге). Длительность задержки дыхания
на вдохе у здоровых детей 6-18 лет составляет 16 -55 секунд.
Функциональные пробы с физической нагрузкой применяются с целью оценки резервных возможностей системы внешнего дыхания и для выявления скрытия дыхательной недостаточности.
В исследовании принимали участие школьники, не занимающиеся спортом и школьники-спортсмены в возрасте 13-15 лет. Общее количество обследованных - 50 человек, по 25 в каждой группе.
Данные по функциональным пробам были обработаны с помощью программы Microsoft Excel и представлены в таблицах 1 и 2.
Результаты наблюдений в выборке мы представили в виде вариационного ряда, на основании которого была построена гистограмма 1, подчиняющаяся законам нормированного отклонения.
Гистограмма 1.
Распределение признаков по классам в группе «школьники –спортсмены»
( проба Штанге)
Гистограмма 2.
Распределение признаков по классам в группе «школьники»
(проба Генчи)
Как видно из гистограммы 2, числовые ряды не подчиняются закону нормированного распределения данных. Мы объясняем это малым числом выборки.
В показывает процент всех вариантов, отклоняющихся от средней на t =1.96, t=2,6, t=3,3.
Таблица №1
Спортсмены – школьники.
Имя | Проба штанге | Проба Генчи | Проба Серкина | ||
Мирлан | 34.55 | 28.93 | 34.55 | 25.1 | 33.52 |
Саша | 36 | 29 | 36 | 29.54 | 37 |
Илья | 39.07 | 27.23 | 39.07 | 26.39 | 29.3 |
Ибрагим | 37.03 | 14.05 | 37.03 | 21.21 | 37.75 |
Саша | 31.44 | 20.29 | 31.44 | 24.41 | 30.9 |
Рузель | 43.82 | 14.45 | 43.82 | 22.53 | 35.95 |
Рашид | 38.45 | 23.53 | 38.45 | 31.33 | 37.58 |
Давид | 37.08 | 20.34 | 37.08 | 20.46 | 35.8 |
Данияр | 39.05 | 23.87 | 39.05 | 25.67 | 38.43 |
Арсений | 45.15 | 25.4 | 45.15 | 29.01 | 41.54 |
Паша | 28.46 | 21.1 | 28.46 | 15.15 | 21.28 |
Раван | 33.31 | 22 | 33.31 | 24.09 | 29.49 |
Эльвин | 34.25 | 21.58 | 34.25 | 20.49 | 32.05 |
Анжела | 38 | 23.31 | 38 | 23.65 | 40.46 |
Юля | 38.56 | 24.04 | 38.56 | 23.15 | 33.64 |
Катя | 37.47 | 25.16 | 37.47 | 21.09 | 34.84 |
Вика | 36.58 | 24.03 | 36.58 | 30.08 | 35.14 |
Ира | 38.41 | 30.55 | 38.41 | 20.23 | 37.57 |
Лена | 37.15 | 23.19 | 37.15 | 23.4 | 31.6 |
Патимат | 33.45 | 29.46 | 33.45 | 30.53 | 32.38 |
Настя | 34.43 | 20.09 | 34.43 | 23.36 | 28.3 |
Ася | 35.16 | 20.43 | 35.16 | 19.35 | 32.48 |
Люба | 34.2 | 21.56 | 34.2 | 22.8 | 30.73 |
Маша | 36.48 | 23.4 | 36.48 | 22.15 | 34.29 |
Вика | 33.43 | 24.19 | 33.43 | 20.61 | 29.45 |
N | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
M | 36.44 | 23.25 | 36.44 | 23.83 | 33.66 |
C | 11.88 | 15.72 | 11.88 | 14.95 | 18.63 |
|σt| | 2.57 | 2.93 | 2.57 | 3.03 | 3.40 |
σ | 0.70 | 0.81 | 0.70 | 0.79 | 0.88 |
t | 1.96 | 1.96 | 1.96 | 1.96 | 1.96 |
s | 0.14 | 0.16 | 0.14 | 0.16 | 0.18 |
M-s | 36.30 | 36.30 | 36.30 | 36.30 | 36.30 |
M+s | 36.58 | 36.58 | 36.58 | 36.58 | 36.58 |
M-|σt| | 35.060 | 21.661 | 35.060 | 22.284 | 31.932 |
M+|σt| | 37.82 | 24.83 | 37.82 | 25.38 | 35.39 |
| 8 | 16 | 8 | 16 | 14 |
В при t=1.96 | 32% | 64% | 32% | 64% | 56% |
В при t=2.6 | 36% | 72% | 36% | 68% | 60% |
В при t=-3.3 | 64% | 76% | 64% | 68% | 68% |
td | 33.738 | 10.788 | 33.738 | 31.239 | 36.358 |
мах | 45.15 | 30.55 | 45.15 | 31.33 | 41.54 |
мин | 28.46 | 14.05 | 28.46 | 15.15 | 21.28 |
Таблица №2
Школьники, не занимающиеся спортом.
Имя | Проба Штанге | Проба Генчи | Проба Серкина | ||
Паша | 35.46 | 28.14 | 35.46 | 29.18 | 32.46 |
Миша | 25.31 | 17.4 | 25.31 | 16.24 | 20.4 |
Ваня | 39.84 | 19.52 | 39.84 | 20.21 | 35.29 |
Саша | 23.71 | 13.13 | 23.71 | 9.7 | 22.54 |
Костя | 37.05 | 24.04 | 37.05 | 17.05 | 27.14 |
Ислам | 23.54 | 20.02 | 23.54 | 19.09 | 21.46 |
Андрей | 26.33 | 12.55 | 26.33 | 17.26 | 22.04 |
Женя | 30.01 | 25.47 | 30.01 | 18.54 | 26.53 |
Саша | 30.58 | 17.76 | 30.58 | 17 | 27.04 |
Артем | 30.01 | 23.85 | 30.01 | 19.25 | 29.53 |
Женя | 30.18 | 19.2 | 30.18 | 17.43 | 29.43 |
Дастан | 30.05 | 23.18 | 30.05 | 18.63 | 30.48 |
Диляра | 32.53 | 29 | 32.53 | 16.76 | 20.05 |
Наташа | 30.93 | 19.4 | 30.93 | 16.54 | 22.13 |
Казибат | 22.74 | 21.08 | 22.74 | 13.34 | 20.16 |
Азиза | 26.06 | 23.09 | 26.06 | 13.43 | 20.17 |
Юля | 20.51 | 17.86 | 20.51 | 13.78 | 18.96 |
Настя | 20.88 | 14.86 | 20.88 | 14.97 | 18 |
Аня | 28.85 | 17.68 | 28.85 | 12.66 | 15.39 |
Валерия | 26.19 | 20.15 | 26.19 | 18.54 | 22.29 |
Ксюша | 30.18 | 21.5 | 30.18 | 18.43 | 28.48 |
Алина | 28.07 | 23.44 | 28.07 | 13.15 | 24.04 |
Наргиз | 26.18 | 14.82 | 26.18 | 13.87 | 22.02 |
Света | 20.75 | 17.4 | 20.75 | 11.92 | 18.02 |
Лена | 30.41 | 30.05 | 30.41 | 23.45 | 25.15 |
N | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
M | 28.25 | 20.58 | 28.25 | 16.82 | 23.97 |
C | 23.44 | 20.86 | 23.44 | 15.30 | 24.00 |
|σt| | 3.90 | 3.71 | 3.90 | 2.84 | 4.15 |
σ | 0.99 | 0.93 | 0.99 | 0.80 | 1.00 |
t | 1.96 | 1.96 | 1.96 | 1.96 | 1.96 |
s | 0.20 | 0.19 | 0.20 | 0.16 | 0.20 |
M-s | 28.06 | 20.40 | 28.06 | 16.66 | 23.77 |
M+s | 28.45 | 20.77 | 28.45 | 16.98 | 24.17 |
M-|σt| | 26.317 | 18.756 | 26.317 | 15.252 | 22.008 |
M+|σt| | 30.19 | 22.41 | 30.19 | 18.38 | 25.93 |
| 14 | 16 | 14 | 16 | 16 |
В при t=-1.96 | 56% | 64% | 56% | 64% | 64% |
В при t=-2.6 | 68% | 64% | 68% | 68% | 68% |
В- при t=3.3 | 72% | 76% | 72% | 68% | 68% |
td | 33.738 | 10.788 | 33.738 | 31.239 | 36.358 |
мах | 39.84 | 30.05 | 39.84 | 29.18 | 35.29 |
мин | 20.51 | 12.55 | 20.51 | 9.7 | 15.39 |
Результаты проведенных проб Штанге, Генча, Серкина отображены на диаграмме.
Все полученные результаты представлены в сводных таблицах №1 и №2.
Астрономический календарь. Март, 2019
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Зимняя сказка
Два петушка
Интересные факты о мультфильме "Моана"