Я познакомился с романом «Искра жизни» немецкого писателя Эриха Марии Ремарка совершенно случайно. Перебирая книги в домашней библиотеке, увидел название, которое меня привлекло. Я, как, наверное, многие, выбирая книгу, обычно прочитываю несколько строк и прихожу к выводу, интересно мне это или нет. «Ужасы или фантастика», - подумал я, прочитав первые строки...
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-otzyv_iskra_zhizni.docx | 19.61 КБ |
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Уссурийское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Сочинение-отзыв
номинация «Цена Победы»
Автор: Гудошников Иван (5 курс)
Руководитель: Визер Г.А., педагог-организатор
Уссурийск – 2015
«Искра жизни»
«Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон…»
Я познакомился с романом «Искра жизни» немецкого писателя Эриха Марии Ремарка совершенно случайно. Перебирая книги в домашней библиотеке, увидел название, которое меня привлекло. Я, как, наверное, многие, выбирая книгу, обычно прочитываю несколько строк и прихожу к выводу, интересно мне это или нет. «Ужасы или фантастика», - подумал я, прочитав первые строки. «Скелет под номером пятьсот девять медленно приподнял голову и открыл глаза», - читал я, не представляя пока, насколько я ошибся. Да, это были ужасы, но ужасы … войны! Я стал читать дальше, и уже ничто не могло помешать мне узнать судьбу Пятьсот девятого и всех «живых мертвецов», собранных в Малом бараке концентрационного лагеря Меллерн.
Какие чувства я испытывал после прочтения? Был ли я потрясён? Да! И всё потрясение и ошеломление перед этой книгой, которые я испытал, не скроешь за витиеватыми и красивыми фразами. Это лишнее. На душе осталось лишь горькое понимание: все произошедшее не фантастика, это действительно было, не так давно, в прошлом веке. И боль, и страх, и существование вместо полноценной жизни, и потеря самих себя - всё это было.
Главного героя романа все называют по номеру — Пятьсот девятым, да он и сам к этому привык. Малый лагерь, в котором он находится, официально называли щадящем отделением, потому что туда попадали люди, которые не могли больше работать. Однако лишь единицы могли продержаться в "щадящем" режиме более одной - двух недель. Они попадали туда, чтобы умереть естественной смертью. Ведь отсутствие в концлагере Меллерн газовых камер являлось отдельным предметом гордости коменданта. Именно здесь, в аду на земле, несколько тысяч скелетов живут надеждой и мыслями о кусочке хлеба. Они давно уже забыли, что такое нормально спать, есть, - всё, что в обычной жизни казалось естественным, здесь стало пределом мечтаний. Люди настолько ослаблены болезнями и голодом, что в неизбежности их смерти у нацистов уже нет сомнений. Но пятьсот девятый, а вместе с ним Бергер, Бухер, Лебенталь, Агасфер и Левинский, Вернер, одиннадцатилетний поляк Карел и другие цепляются за жизнь из последних сил. Они не сломаются, они никогда не сломаются. Ведь они надеются, верят. Они не слабые (если только физически), они сильнее многих, и если хоть кто-то из них начнет терять веру, другой поможет ему. Они как семья. Они - братья. Они не бросят друг друга. Эсесовцы уже давно сбросили их со счетов, но обитатели 22 барака никак желают расставаться с жизнью. Они столько пережили, что просто не могут позволить себе не узнать, что там будет дальше. Что будет после ада?
Эти мужественные люди учат нас, потомков, тех, кто знает о войне только из книг и кинофильмов, продолжать бороться, даже когда всё вокруг против тебя, когда все уже опустили руки. Пока есть самая маленькая искорка надежды — не все еще потеряно, нужно идти к свету! Для меня они стали героями, людьми, которыми можно восхищаться. Они все разные, но приспособились, переучились, подстроились и живут вместе. Каждый делает то, что умеет и помогает другим, чем может: скудной пищей, одеждой, снятой с умерших, и просто словами надежды. Они "сотрудничают" с сопротивлением из большого лагеря, прячут оружие, людей. Они понемножку складывают «костёр», который, когда придёт время, вспыхнет так, что тысячу искр осветят эту окровавленную землю и зажгут свет в глазах несчастных скелетов, которые вновь станут людьми.
Эти люди смогли сохранить в себе веру и достоинство, чего не скажешь о надзирателях. Похоже, безграничная власть уничтожила в них всё человеческое. Оставаясь в глазах своих родственников и соседей добропорядочными гражданами, на территории лагеря эти люди превращаются в кровавых палачей. Директор концлагеря Нойбауэр, например, любит разводить кроликов на досуге. То, что во вверенном ему лагере тысячами умирают пленные, это какое-то недоразумение, ведь он хороший начальник, и всего лишь исполняет приказы. Кто-то из надзирателей выращивает цветы, а кто-то собирает марки. Все это заставляет задуматься: что же толкает обычных с виду людей на зверства? Как человек может быть таким жестоким по отношению к другому? Человек ли он после этого? Пусть на эти вопросы каждый ответит сам. Можно все списать на идеологию нацизма, но все гораздо глубже. Жестокость дремлет внутри многих людей, но вырывается наружу далеко не у всех. Получив доступ к безграничной власти над другими, некоторые начинают терять чувство реальности. Многие нацистские палачи так и не осознали своей вины. Жаль, что до их больного сознания так и не дошло, какой кровавый след они оставили после себя.
Как это ни банально, но в конце романа трудно удержаться от слез. Смерть Пятьсот девятого, освобождение заключенных, до которого он, Пятьсот девятый, не дожил всего несколько часов, и такой грустно-светлый конец: Рут и Бухер, рука об руку уходящие из ненавистного места. Им придется учиться жить заново. Освободиться от того кошмара, в котором они провели несколько лет. Но в то же время они не имеют права все забыть: цифры вместо имени, непосильная для истощенных тел работа, пытки, издевательства, медицинские эксперименты и бесконечный голод на протяжении нескольких лет.
Финал романа не даёт утешительного ответа на многие вопросы, но оставляет надежду, что всё будет хорошо. У людей отняли молодость, здоровье, даже саму жизнь, но у них еще осталась та искорка, без которой невозможно представить себе дальнейшую жизнь.
Этих героических людей с каждым годом всё меньше, но забывать об их подвиге, о той цене, которую они заплатили за нашу благополучную мирную жизнь, мы не имеем морального права. Мы не имеем права не читать такие книги, их просто нельзя не читать! Кто-то должен читать, кто-то должен помнить! И этот «кто-то» - мы! А иначе к чему все эти разговоры о нравственности, гуманности и патриотизме? Мы, нынешнее поколение, не должны позволить, чтобы эти понятия были занесены в словари с пометкой «вышедшие из употребления».
Весёлые польки для детей
Сказка "Колосок"
«Течет река Волга»
Басня "Две подруги"
Эта весёлая планета